Гримов Олег Александрович
ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
В статье раскрываются основные особенности функционирования знания в социальных сетях на личностном уровне, рассматриваются главные параметры социально-конструктивной и когнитивной активности личности, в совокупности называемые автором понятием "нетворкинг". На основе приведённых результатов авторского социологического исследования (онлайн-опрос, N = 500) делается вывод о сложном и противоречивом характере практик объективации, легитимации и воспроизводства знания в социальных сетях на личностном уровне. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИбЛОЛв.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 74-77. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
5. Народы Чукотки [Электронный ресурс]: официальный сайт региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки». URL: http://www.narodychukotki.ru/index.php/o-nas/istoriya-razvitiya.html (дата обращения: 28.07.2016).
6. Соболева В. Н. Партнерство во имя будущего // Торэн: официальная газета Ассоциации малочисленных народов и этнических групп Севера Магаданской области. 2012. № 5-6. Май-июнь.
7. Соколова З. П. Перестройка и судьбы малочисленных народов Севера // История СССР. 1990. № 1. С. 155-166.
8. Филиал Национального архива Республики Саха (Якутия). Ф. 3. Оп. 299.
9. Филиппова В. В. Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XX в. Новосибирск: Наука, 2007. 176 с.
SOCIAL AND POLITICAL ASPECT OF THE RUSSIAN NORTH-EAST INDIGENOUS PEOPLES' ETHNIC DEVELOPMENT IN THE XX CENTURY
Grigor'ev Stepan Alekseevich, Ph. D. in History Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
DeTample@yandex. ru
The article examines the developmental history of the social and political movement of the indigenous peoples residing in the north-eastern regions of Russia. The author identifies the basic motives and backgrounds for the creation of ethnic associations aimed to protect the rights, culture and traditional lifestyle of northern aborigines, analyzes the basic stages of the indigenous peoples' ethnic development through the lenses of historical events that occurred in the country during the whole XX century. The paper evaluates the role and importance of the Russian North-East indigenous peoples' social movement and its relations with the authorities.
Key words and phrases: indigenous peoples of the North; social and political movement; ethnic organizations; power and society; Yakutia; Chukchi Peninsula; Magadan region; Kolyma.
УДК 130.2
Философские науки
В статье раскрываются основные особенности функционирования знания в социальных сетях на личностном уровне, рассматриваются главные параметры социально-конструктивной и когнитивной активности личности, в совокупности называемые автором понятием «нетворкинг». На основе приведённых результатов авторского социологического исследования (онлайн-опрос, N = 500) делается вывод о сложном и противоречивом характере практик объективации, легитимации и воспроизводства знания в социальных сетях на личностном уровне.
Ключевые слова и фразы: социальная сеть; знание; нетворкинг; когнитивная активность; контент; личностный уровень субъектности.
Гримов Олег Александрович, к. соц. н.
Юго-Западный государственный университет, г. Курск grimoleg@yandex. ги
ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ: Грант № 15-06-03161 «Проблема объективации, легитимации и воспроизводства знания в социальных сетях: онтологический, технологический и социокультурный аспекты».
Социальные сети в настоящее время являются одной из наиболее востребованных информационно-коммуникативных технологий и выступают значимым контекстом бытия современного индивида. Многообразие технологических, функциональных, социокультурных особенностей социальных сетей определяет значительный исследовательский интерес к данной проблеме. Социологические, социально-философские аспекты социальных сетей раскрыты в монографических исследованиях Е. Г. Ефимова [6], А. Б. Шалимова [10]. Методология изучения социальных сетей рассматривается в работах В. В. Зайонца, Б. Латура, Дж. Ло, Ф. П. Санчеса (Р. P. Sanches) [7-9; 12]. Вместе с тем мы можем отметить недостаточную разработанность проблемы функционирования знания (контента, информации) в социальных сетях (немногочисленное исключение представляют работы Н. В. Басова [1; 2]). Данная проблема актуальна, так как отражает процессы создания и распространения «знаниевых» объектов, информации, что может найти практическое приложение в разработке комплекса мер по управлению контентом в социально-сетевых сообществах, а также оптимизации их деятельности и минимизации рискогенных факторов (проблемы социально опасного контента, ограничения доступа к информации и т.д.).
В связи с этим цель настоящей статьи мы определяем как рассмотрение основных особенностей функционирования знания в личностном аспекте в социальных сетях. В предыдущих работах [4; 5] нами уже отмечалось, что социальные сети, являясь сложной социотехнической средой, обеспечивают многообразие уровней и конфигураций субъектности. В частности, нами указывалось наличие трёх основных уровней субъектности,
обусловленных различными объективируемыми на них характеристиками социально-конструктивной и когнитивной активности. К этим трём уровням мы относим: личностный, коллективный, общесистемный [4, с. 47-48]. Далее рассмотрим основные характеристики функционирования (понимаемого как последовательные стадии объективации, легитимации и воспроизводства) знания на личностном уровне. Наш анализ будет построен на результатах собственного социологического исследования, проведённого методом онлайн-опроса пользователей социальной сети «ВКонтакте» (выборка составила 500 человек, доверительная вероятность - 95%, доверительный интервал - 3,5%).
В основе нашего исследования лежит изучение конкретных показателей социально-конструктивной и когнитивной активности пользователей, непосредственно проявляющейся на личностном уровне субъектности.
Знание в социальных сетях понимается нами как институционализированный результат когнитивной и познавательной деятельности, характеризующийся свойствами активности, структурности и объективной реальности, т.е. закреплённости в социальных практиках. В рамках настоящей работы знание относится ко множественным модальностям информации и контента в социальных сетях (мемы, мифы, идеологемы, коммуникативные паттерны, продукты художественного творчества и т.д.).
Объективация знания на личностном уровне проявляется в создании и размещении определённого контента и представляет собой увеличение объёма наличной информации. Легитимация знания на личностном уровне представляет собой его институционализацию через рефлексивные практики верификации, анализа и структурирования другими пользователями, омассовление и распространение знания. В итоге знание становится социально-общностным феноменом, развиваются его производные структуры. Воспроизводство знания на личностном уровне представляет собой репрезентацию и тиражирование знания как закреплённого в реальных социальных практиках.
В целом содержание процесса функционирования знания в социальных сетях раскрывается нами через совокупность социально-конструктивных и когнитивных практик пользователей. Само пребывание индивида в социальных сетях можно описать понятием нетворкинга. Нетворкинг понимается нами как процесс развития и установления индивидом сетевых связей и отношений внутри социальной сети. При этом речь идёт не только о развитии социальных отношений и связей с другими пользователями и сообществами, но и о развитии и расширении своего виртуального жизненного пространства, в том числе с помощью размещения контента как формы экзистенциальной самолегитимации. То есть речь идёт о создании связей и отношений с различными материально-технологическими и информационными объектами и артефактами, благодаря чему пользователем выстраивается материально-семиотическая сеть. Функционирование знания происходит благодаря практикам нетворкинга, который является его важным условием и значимым контекстом. Принципиально, что не-творкинг не фиксирует статичные показатели социально-конструктивной и когнитивной активности пользователей, а фокусируется на динамичности, процессуальности выстраивания сети отношений. В этой связи сам нетворкинг составляет по сути два набора параметров: входных и выходных. Данные наборы параметров отражают пассивные (связанные с потреблением информации и активностью других пользователей - входящие приглашения в сообщества, заявки в друзья, «лайки», комментарии и репосты других пользователей) и активные (создание знания, исходящие заявки в друзья, создание сообществ и т.д.) практики выстраивания сети.
Таким образом, рассмотрение функционирования знания в социальных сетях на личностном уровне рассматривается нами через понятие нетворкинга; сам нетворкинг включает в себя социально-конструктивную активность по выстраиванию социальных связей с другими пользователями и сообществами, а также когнитивные практики, связанные с созданием, потреблением и распространением контента.
Одним из важнейших показателей функционирования знания является то практическое воздействие, которое материалы социально-сетевых сообществ оказывают на пользователей. Так, нами было установлено, что информационное наполнение сообществ позволяет «расширить кругозор, приобщиться к тем или иным продуктам культуры» (60,3%), «способствует проведению досуга» (43,9%), «оказывает стимулирующее (воодушевляющее и т.д.) воздействие» (28,9%), «помогает в учёбе и/или работе» (23,3%). Сумма полученных вариантов превышает 100%, так как респондентам предлагалось выбрать до двух вариантов ответа (см. Табл. 1). Преобладающее воздействие контента сообществ сводится к реализации их основных функций: информационной и рекреационной. Коммуникативная функция, связанная, в первую очередь, с межличностной коммуникацией, практически не представлена.
Таблица 1.
Распределение ответов на вопрос «Какое воздействие оказывают на Вас материалы, размещённые в сообществах в социальных сетях?» (до двух вариантов ответа)
Вариант ответа Процент наблюдений
Позволяют расширить кругозор, приобщиться к тем или иным продуктам культуры 60,3%
Способствуют проведению досуга 43,9%
Оказывают стимулирующее (воодушевляющее и т.д.) воздействие 28,9%
Помогают в учёбе и/или работе 23,3%
Позволяют осуществлять коммуникацию и налаживать контакты с другими пользователями 17,4%
Дают возможность творческого самовыражения 11,8%
Другое 0,3%
Всего 186,1%
Таким образом, знание в социальных сетях не рефлексируется пользователями в режиме межличностной коммуникации. На личностном уровне субъектности между пользователем и знанием устанавливаются субъект-объектные отношения, реализуемые в форме информационных и рекреационных практик.
При этом основными целями, преследуемыми пользователями в рамках социальных сетей, являются: просмотр и прослушивание определённых материалов (фото, аудио, видео) - 73,8%, межличностная коммуникация - 71% (пользователям предлагалось выбрать до двух вариантов ответа). Принципиально, что межличностная коммуникация является одной из важнейших целей для пользователей социальных сетей, но реализуется она, как правило, вне социально-сетевых сообществ, в то время как свободный доступ к информации различного рода возможен лишь благодаря сообществам. Отметим, что как средство создания собственных культурных продуктов и знаниевых объектов социальные сети используются лишь 8,2% респондентов. В этом аспекте мы можем отметить преобладание входных параметров нетворкинга, связанных с пассивным потреблением пользователями контента без активной деятельности по его созданию.
Нами было обнаружено, что при преобладании в социальных сетях и вообще в интернет-пространстве визуального канала воздействия на аудиторию (см., например [11]) основным форматом запрашиваемой информации в социальных сетях являются музыкальные файлы, которые могут использоваться в роли аудиального сопровождения (о феномене «транзитного аудио» см. [3]) рутинных социальных практик. Социальные сети предполагают особый режим вовлеченности, при котором человек может выполнять повседневные социальные практики (например, работать за компьютером, читать и т.д.), в то время как в социальной сети запущен плеер. Формально это время проводится в социальных сетях, что фиксируется соответствующими счётчиками; вместе с тем онлайн-присутствие человека в данном случае не означает его полноценной вовлечённости в социально-сетевую деятельность. В связи с этим пользователями чаще потребляется аудиальная информация, так как визуальная или тем более аудиовизуальная предполагает режим полноценной вовлечённости. Музыкальные файлы как основная разыскиваемая в социальных сетях информация указаны 74,1% респондентов, статьи и заметки - 37,2%, фотографии - 36,0%, видеоролики - 23,5% (пользователям предлагалось выбрать до двух вариантов ответа).
Одним из важнейших параметров функционирования знания является также уровень доверия пользователей социальных сетей к информации (см. Табл. 2). Рассмотренные ниже уровни локализации информации расположены по мере усложнения социальной субъектности сопровождающих коммуникацию институтов и практик (в таблице - сверху вниз). Средний уровень доверия к информации колеблется от 3,82 для информации в рекламе до 6,96 для информации в личной переписке. Как видим, несмотря на значительную потребность в информации и большие объёмы её потребления в рамках социальных сетей, пользователи в целом отличаются невысоким уровнем доверия к информации.
Таблица 2.
Доверяете ли Вы в целом следующей информации в социальных сетях? (от 1 до 10, где 1 - совершенно не доверяю, 10 - полностью доверяю)
Характер информации Средний уровень доверия
Информация, содержащаяся в личной переписке 6,96
Информация, содержащаяся в рекламе 3,82
Информация, содержащаяся в личных данных других пользователей 5,24
Информация, содержащаяся в сообществах 5,54
Информация, содержащаяся в пользовательском соглашении 6,10
Таким образом, подводя итог работы, мы можем сделать следующие выводы:
- знание в социальных сетях не рефлексируется пользователями в режиме межличностной коммуникации и не выступает её полноценным актором. На личностном уровне субъектности между пользователем и знанием устанавливаются субъект-объектные отношения;
- в структуре когнитивных практик пользователей на личностном уровне преобладает пассивное потребление знаниевых объектов без активного участия в их создании;
- несмотря на значительную потребность в информации и большие объёмы её потребления в рамках социальных сетей, пользователи в целом отличаются невысоким уровнем доверия к информации.
Итак, процесс функционирования знания на личностном уровне в социальных сетях является сложным и достаточно противоречивым в силу многообразия форм знания, а также связанных с ними социокультурных практик.
Список литературы
1. Басов Н. В. Создание знания в сетевых коммуникативных структурах // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 106-123.
2. Басов Н. В. Создание знания в социальной интеракции // Социологический журнал. 2012. № 1. C. 67-90.
3. Возьянов А. Г. Куда ушли мелодии вместо гудков: территории слуха в саундскейпе социальных медиа [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2015. № 4 (102). URL: http://magazines.rass.ra/nz/2015/4/16v.h1ml (дата обращения: 30.08.2016).
4. Гримов О. А. Социальные сети и их основные социально-онтологические свойства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. 3. C. 46-49.
5. Гримов О. А. Типология и функциональный анализ знания в социальных сетях // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 190-197.
6. Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования): монография. Волгоград: Волгоград. гос. техн. ун-т, 2015. 169 с.
7. Зайонц В. В. Социально-антропологический подход к исследованию интернет-сообществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 1. С. 200-205.
8. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.
9. Ло Дж. После метода. Беспорядок и социальная наука / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 352 с.
10. Шалимов А. Б. Философия социальных сетей: онтологический и социально-философский анализ: монография. Новосибирск: ЦРНС, 2013. 153 с.
11. Шустер О. В. Актуализация культурных ценностей социальной группы в символическом пространстве фотографии // Социологические исследования. 2013. № 7. С. 131-136.
12. Sanches F. P. Competitively Groups on Social Network Sites // Mathematical and Computer Modeling. 2010. Vol. 52. № 7-8. P. 1052-1057.
KNOWLEDGE IN SOCIAL NETWORKS: PERSONALITY ASPECT
Grimov Oleg Aleksandrovich, Ph. D. in Sociology Southwest State University in Kursk grimoleg@yandex. ru
The article discloses the principal peculiarities of knowledge functioning in social networks at the personality level. The main parameters of the socio-constructive and cognitive activity of a personality, which in aggregate are called "networking" by the author, are examined. On the basis of the presented results of an authorial sociological study (online survey, N = 500) the conclusion is made about a complicated and contradictive character of the practices of objectification, legitimation and reproduction of knowledge in social networks at the personality level.
Key words and phrases: social network; knowledge; networking; cognitive activity; content; personality level of subjectness.
УДК 1:294.3 Философские науки
В представленной статье изложен один из аспектов научной деятельности великого ученого-энциклопедиста средневекового Тибета Кунчена Жамьяна Шадпы Дорже. Актуальность данной статьи неоспорима ввиду того, что в гелугпинской традиции учение праджняпарамиты имеет огромное значение, как и личность Кунчена Жамьяна Шадпы. Однако обобщающих исследований по этим позициям нет. Роль тибетца в развитии праджняпарамитской философии до сих пор до конца не исследована. Поэтому данная статья имеет большую практическую значимость в области буддологии, философии, истории культуры, религиоведения, а также для широкого круга читателей, интересующихся буддизмом и его историей.
Ключевые слова и фразы: праджняпарамита; традиция Гелугпа; буддийский канон; Ганджур; Данджур; буддийские монастыри; мадхьямика.
Гулгенова Арюна Цыденжабовна, к.и.н.
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия agulgenova@mail. ru
КУНЧЕН ЖАМЬЯН ШАДПА ДОРЖЕ И ПРАДЖНЯПАРАМИТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ТИБЕТА
Агван Цзондуй (тиб. Ngag dbang rtshon 'grus, 1648-1722) известен в тибетской научной традиции под именем Кунчен Жамьян Шадпа Дорже (тиб. Kun mkhyen 'jam dbyangs bshadpa rdo rje). Это - выдающийся средневековый ученый, философ-энциклопедист, политик, оставивший после себя фундаментальные исследования по Абхидхарме и Праджняпарамите, а также огромное наследие по языкознанию, истории, логике, истории философии, философии мадхьямиков, йогачаров и т.д. Его труды составляют 15-томное собрание, которое в совокупности включает более 140 сочинений.
В литературном творчестве Кунчена Жамьян Шадпы большое место занимают исследования по Праджняпарамите. Этому учению он придавал особое значение, утверждая, что «совершенная мудрость (праджняпарамита) - это основа всех других областей познания» [9, p. 64]. По этому поводу Жамьян Шадпа говорил, что «если исследовать философию мадхьямики, то она представляет собой точку зрения, которая содержится в сутрах совершенной мудрости; если исследовать эпистемологию (тиб. tshad ma), то она представляет