ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК: 316.7
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
В глобальном информационном пространстве ныне создаётся множество разветвленных сетевых сообществ. «Вершиной» сетевых сообществ становятся социальные сети, которые представляют собой объединения людей, по какому-либо признаку, чаще всего, по интересам. Они позволяют найти единомышленников, которые не только разделяют общие культурные интересы, но и придерживаются схожих социальных практик в повседневной жизни. Фактором их успешного существования является полная свобода общения, знакомств и самовыражения. Само информационно-коммуникационное пространство Интернета сегментируется. Во фрагментарной информационно-коммуникативной среде начинают существовать многомерные сообщества, члены которых обладают качеством множественной принадлежности. Особенностью существования сетевых сообществ является их пространственная и темпоральная фрагментация. Пространственная фрагментация выражается в одновременно протекающих процессах сужения коллективного «Мы» и роста числа групп идентификации за счет пересечения информационно-коммуникативных пространств.
Ключевые слова: информационно-коммуникационное
пространство, сетевые коммуникации, информационно-телекоммуникационные технологии, средства массовой информации, сетевые сообщества, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации.
Ф.И. Шарков
Сегодня осуществлять взаимодействие между собой различным субъектам стало значительно проще. Это в то же время в некоторой степени девальвировало ценность самого процесса коммуникации (общение ради общения). Например, чтобы связаться с сетевым актором посредством информационнотелекоммуникационных технологий, не нужно держать в голове его распорядок дня и думать о его местоположении, достаточно нажать пару кнопок на панели мобильного телефона. В то время как индивид, исключенный из информационнокоммуникативной среды, он теряет уверенность в своей включенности в привычные формы социального взаимодействия: целые сегменты сетевого социума пропадают из его жизни.
Еще более фрагментируют информационно-коммуникативное пространство технологии Интернета,
© Шарков Ф.И., 2014
127
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
посредством которых создаются разветвленные сетевые сообщества. Первые реальные Интернет-сообщества возникли в 1979 году в связи с появлением открытых электронных досок объявлений (BBS). С возникновением в 80-х годах групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов это явление получило дальнейшее развитие. Зачинателем онлайн-общения считают WELL (http://www.well.com). И именно в это время Й. Масуда предложил концепцию «информационных свободных сообществ» — совершенно нового типа свободных сообществ, основанных на компьютерных сетях, которые будут основной организационной единицей в информационном обществе. Вот некоторые характеристики данных свободных сообществ:
• Во-первых, они не будут утопическими коммунами (хиппи и т.д.), а будут обладать реальными возможностями.
• Во-вторых, они будут связаны информационным пространством (через сети), что означает совместные достижения, функциональный кооперированный труд.
• В-третьих, будет наблюдаться возрастание рассредоточенности и сложности связей в сетевых сообществах, поскольку индивиды, составляющие каждое сообщество, будут в то же время участниками других как реальных, так и виртуальных сообществ, и для них открыта возможность перехода в другое сообщество.
Таким образом, во фрагментарной информационно-коммуникативной среде начинают существовать многомерные сообщества, члены которых обладают качеством множественной принадлежности.
Реальные сетевые сообщества стали развиваться как сопоставимая с другими составляющая социальной жизни с конца 90-х годов прошлого века. Онлайн-общение стало рассматриваться преимущественно не в качестве изолированного вида сервиса, а как часть общей системы компьютерного обеспечения работы территориально распределенных коллективов. Такие системы пользовались необычайным успехом, и вскоре возникли различные модели сообществ. Преимущественно возникновение сетевых сообществ происходит следующим образом — создается тот или иной электронный ресурс, позволяющий осуществлять коммуникацию, потом на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи телекоммуникационных сетей. Сегодня «вершиной» сетевых сообществ становятся так называемые социальные сети, которые представляют собой сервис, объединяющий людей по какому-либо признаку, чаще всего, по интересам.
Но самое главное в социальных сетях:
1) они позволяют пользователям создавать свои профили (профайлы), в которых они могут размещать фотографии, тексты и любую другую информацию, которая характеризует его не с помощью сухих анкетных данных, а так, как захочет он сам;
2) присоединять других к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать им сообщения.
128
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
По результатам нашего исследования «Информационная культура и социальные практики: современное состояние и противоречия» (Курская область, N=1052) сетевые сообщества, как правило, привлекают представителей информационно-продвинутой группы, которые для этих целей используют весь спектр возможностей осуществления социальных контактов посредством информационно-телекоммуникационных технологий.
Коммуникация в рамках сетевых сообществ позволяет найти единомышленников, которые не только разделяют общие культурные интересы, но и придерживаются схожих социальных практик в повседневной жизни. А значимые различия в тезаурусах и габитусах представителей сетевых сообществ становятся маркером для определения «своих-чужих» в огромном пространстве Интернета.
Сетевые сообщества отличаются по принципам организации, технологиям, размерам, целям и демографическим показателям. Оно может быть инициировано сверху, в рамках программы государства, отдельного фонда или учреждения, или же сложиться в результате естественного объединения заинтересованных граждан. Однако главные причины их успешного существования — это полная свобода общения, знакомств и самовыражения. Можно сказать, что разные люди со всего мира, добровольно вступившие в увлекательнейшую игру под названием Интернет, создали своеобразную «киберпопуляцию». Они называют себя «граждане Сети» — «netizens», от англ. net — сеть и citizens — граждане.
Социокультурный мир Интернета столь же многообразен и противоречив, как и само общество в целом. Сегодня в информационнокоммуникативной среде пересекаются самые различные ценности и интересы — единой культуры или субкультуры Интернета, которая бы выразилась в институциональных нормах, как таковой просто не существует. Более того, социальные характеристики пользователей, вовлеченны в коммуникацию, имеют свойство определять и их субкультурные отличия. Так, многопользовательские игры (MUD) представляют собой привилегированную зону ролевой игры и фальсификации личности. Однако, насколько можно судить, большинство MUD-игроков являются студентами, для которых такие онлайновые игры в немалой степени становятся выражением типичного ролевого поведения, свойственного этому периоду жизни, когда тинейджеры нередко проводят эксперименты над своей личностью. Таким образом, пользователи имеют обыкновение приспосабливать информационно-телекоммуникационные технологии под собственные нужды и интересы. В итоге, сетевое сообщество представляет собой не связанную общими нормами систему.
«Сетевое сообщество на деле доказало жизнеспособность, эффективность и продуктивность (по крайней мере интеллектуальную) истинной демократии — анархии. Парадигма free software продемонстрировала превосходство над прежними моделями разработки программного обеспечения,
129
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
способность уже на данном этапе противостоять давлению монополистов. Главное достижение сетевого сообщества на этом этапе развития есть переход Интернета из технической области в область социальную, экономическую и даже политическую. Цель Сети сегодня — создание единства свободных личностей, способного противостоять давлению общественных формаций стадного типа, построенных на принципах принуждения и подавления (любого вида — военного, политического, экономического, психологического или идеологического). Но эволюционные тенденции не учитывают революций... Сеть есть гарантия демократии Эры информации, и относиться к ней нужно соответствующим образом. .член демократического общества, желающий уметь отстаивать свои права, должен, среди прочего, уметь донести свою инфоромацию до общественности, что может технически обеспечить Интернет, поэтому логично было бы придать ей соответствующий политический статус [8].
Условиями возникновения сетевых сообществ выступают, по мнению
В.Н. Щербины, следующие возможности, предоставляемые тем или иным кибернетическим ресурсом (узлом, порталом и т.п.). Во-первых, должна существовать возможность какой-либо формы идентификации индивида или группы, причем степень ее строгости может быть самой различной — от псевдонима до полных данных с адресом и местом работы. Во-вторых, обязательно наличие того или иного механизма контроля — от моральнопсихологического до юридического, а в перспективе же — политического. В-третьих, важным фактором существования группы является наличие той или иной формы истории — фактора идентификации индивида на сверхиндивидуальном основании, в рамках совместной деятельности. На первых этапах формирования Интернет-сообществ их историей была история будущего. В-четвертых, условием существования киберсообщества выступает возможность влияния его членов на формирование правил коммуникации. Однако по мере усложнения коммуникации и увеличения числа ее агентов, возможность такого влияния будет все меньшей. В-пятых, необходимым фактором выступает единство целеполагания и достигаемое на этой основе взаимное доверие. Участники киберсообществ на раннем этапе их развития выступают в этом отношении сектой избранных, движущихся в Будущее, на фоне которого все индивидуальные различия остающиеся от настоящего, мыслятся несущественными.
Фундаментальная характеристика таких сообществ — свобода от привязанности к конкретному месту. Люди, объединенные в таких сообществах, связаны общей идеологией и/или целями повседневной жизни. Телекоммуникационные сети делают возможным такое единство. Непрерывно обмениваясь между собой информацией, акторы сетевого общения участвуют в совместном формировании определенного информационного образа (тезауруса) их возможной совместной деятельности. При этом происходит уточнение и согласование их взглядов на содержание их совместной
130
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
деятельности, а также определяется статусно-ролевая позиция каждого из них в системе коммуникаций сетевого сообщества. На определенном этапе согласований и уточнений текущее состояние информационного образа совместной деятельности в сети начинает считаться индивидами приемлемым для практической реализации, после чего и начинается процесс га-битуализации («опривычивания»).
Основа сетевых сообществ — это всевозможные чаты. «Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а — бытийная. Чат — это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут. Прежде всего, в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз — “Show must go!” (Шоу должно продолжаться). В большинстве чатов народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются люди, которые проживают в самых разных часовых поясах и придерживаются различного ритма жизни, коммуникативное единство не разрушается. Как и сама жизнь, сетевое сообщество существует само по себе, в определенной степени независимо от участников. При входе индивид попадает в уже существующий фрагмент информационно-коммуникативной сети, который продолжит свое существование и после его ухода.
Сетевые сообщества в определенном смысле аналогичны социальному феномену «неформалов» — самодеятельным объединениям перестроечной поры (80-х — начала 90-х годов прошлого века). Сетевые неформалы, объединив людей — носителей альтернативных мировоззренческих установок, — активно используют для самоорганизации глобальную информационно-коммуникативную среду. Становление сетевых сообществ затрагивает все традиционно сформировавшиеся пространства (моральное, экономическое, политическое, правовое). Наиболее яркие и заметные формы общения посредством информационнотелекоммуникационных технологий составляют на сегодняшний день тот магический кристалл коммуникационных отношений, вокруг которых берут начало, растут и выходят на первые позиции, пока малозаметные, но гораздо более сложные формы и способы взаимоотношений между людьми, габитализируются новые социальные практики. В настоящее время сетевые сообщества переживают смену фазы развития: наблюдается их эволюция от простейших форм, использующих элементарные сетевые технологии в межличностном социальном взаимодействии, к более сложным формам, ориентированным на институциональные модели социального взаимодействия. Сегодня в информационно-коммуникативной среде идет процесс перехода от сетевых микросообществ к социальным макрообразованиям, к которым можно отнести социальные сети, такие как «Одноклассники» и «В контакте». В итоге, сетевые сообщества привели к инициированию процесса институциональных изменений, несопоставимого
131
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
по своим масштабам с деятельностью микрогрупп, каковыми они поначалу являлись.
По мнению ряда ученых, основной особенностью сетевых сообществ является их временная нестабильность. Редко какое сообщество существует в относительно стабильном составе больше одного-двух лет. С.В. Бондаренко [1] пытается раскрыть технологическую причину нестабильности сетевых сообществ. Сама информационно-коммуникативная среда каждое мгновение изменяет свою структуру: появляются и прекращают свое существование информационные ресурсы, и, соответственно, появляются и прекращают свое существование виртуальные сетевые сообщества, изменяют свое направление информационные потоки.
В. Нестеров [3] дает иное, на наш взгляд, более глубокое объяснение этому феномену. Существование группы обусловлено двумя факторами. Во-первых, это нацеленность на решение стоящих перед группой задач, связанных с осуществлением ее целевой функции в рамках определенной социальной структуры. Во-вторых, это стремление к поддержанию внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранению ее целостности, сплочения. Причина возникновения социальных групп в сети — это стремление удовлетворить информационно-коммуникативную потребность, которая ощущается индивидом как желание интересного или полезного общения, а её удовлетворение возможно только через создание группы. Так как одному общаться довольно затруднительно, организуется группа. Сетевые группы не имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов и не более того. Как только участники группы «исчерпывают» друг друга, сетевое микросообщество распадается.
Причин исчерпания сетевого сообщества, по мнению В. Нестерова, несколько. Во-первых, общение в телекоммуникационной сети крайне обеднено: отсутствие телесности приводит к тому, что возможности презентации себя у человека в Сети крайне ограничены, человек может быть представлен только через текст. Естественно, при столь бедных средствах самопрезентации своего «Я» человек иссякает для общения гораздо быстрее. С этим же связана и концентрированность процессов межличностного взаимодействия во времени. Но главное заключается в том, что в реальной жизни традиционно группа обретает устойчивость, сплачиваясь под влиянием обстоятельств приходящих извне (со стороны «внешнего мира») и изнутри (разрешая противоречия, возникающие внутри самой группы). Сетевые сообщества действуют при полном отсутствии вызовов внешней среды, которые в немалой степени способствуют внутригрупповому сплочению. В телекоммуникационной сети же отвечать на требования внешней среды невозможно, ибо она в принципе отсутствует. Все возмутители спокойствия находится внутри самой группы.
132
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
При этом количество членов сетевого сообщества принципиального значения не имеет. Несмотря на то, что, например, в Рунете в течение достаточно долгого промежутка времени существуют сообщества, объединяющие сотни и даже тысячи людей, нельзя говорить о том, что в этих сетевых социумах имеются стабильные групповые социальные связи. В. Нестеровом был подвергнут анализу персональный состав пользователей чата «Отель у Максима» (http://chat.cnt.ru). Каждый пользователь, регистрирующийся в этом ресурсе (а на нем обязательная регистрация), получает персональный номер. Периодически база очищается от «мертвых» посетителей, то есть тех, кто не пользуется ресурсом более трех месяцев. Таким образом, за счет удаления тех, кто выбыл из состава социума, меняется и порядковый номер пользователя. Им сравнивались списки пользователей от 6 сентября 1998 года и от 16 сентября 1999 года. В 1998 году база посетителей насчитывала более 6 тысяч пользователей, через год — более 13 тысяч, то есть она удвоилась. По нашим наблюдениям к 20 февраля 2007 года численность пользователей в базе данных — 17162 человек. И это несмотря на то, что в указанный период «чистка» базы пользователей происходила регулярно и вряд ли «мертвые души» составляли значительный процент в многотысячном массиве. А вот посетитель Lucky, номер которого в 1998 году был 6001, спустя год был уже 699-м. То есть, от прошлогоднего состава пользователей осталось порядка 11,5 %! Если же взять для анализа самых активных пользователей ресурса — первую тысячу человек, — 56% членов социума за год покинули его. Далее сайт продолжает обновляться со скоростью 15—20 % за сто дней (http://www.max-club.ru). Это позволяет делать вывод, что в самых устойчивых больших сетевых коллективах за год персональный состав обновляется как минимум на 50—60%. То есть средний срок жизни конкретного человека и в этой форме социумов тот же самый — как правило, не более 1,5—2 лет.
Причина недолговечности существования индивида в рамках сетевого сообщества в том, что при приходе человека в сетевое сообщество круг его знакомств расширяется лавинообразно, но только до момента коммуникационного насыщения — надо пообщаться с уже состоявшимися знакомыми, а на остальных времени не остается. Таким образом и складывается «свой круг общения». Причем, как правило, круг общения формируется большей частью из людей, пришедших одновременно — у старожилов он уже сформирован, и новичку туда попасть сложно. По сути, формируются поколения, которые рано или поздно исчерпывают сами себя. Однако следует отметить, что практически при каждом ресурсе существует группа «долгожителей», которые проживают, по меркам Интернета, «мафусаилов век», переживая не только свое, но и несколько следующих поколений. Именно пользователи часто определяют нормы и формируют образцы социальных практик как общения, так и поведения в рамках сетевого социума.
133
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
Больших стабильных сетевых социумов, существующих годами, немного. Мирная смена поколений скорее исключение, нежели правило, поскольку достигнув изрядной популярности, такие социумы прекращают свое существование, раздираемые внутренними противоречиями. На взгляд В. Нестерова, мина конфликтности и нестабильности заложена изначально. Дело в том, что при количественном росте посетителей ресурса существование его в качестве одной социальной группы невозможно. Выделяется множество групп, которые поначалу имеют общие позиции, на основании чего и считают себя единым сообществом. Но рано или поздно начинаются внутренние трения, конфликты, завершается все это «войной кланов». В лучшем случае верх одерживает одна группа, а проигравшие покидают социум. В худшем — социум прекращает существование.
Объяснить это можно опираясь на «теорию групповой синтальности» Р. Кэтелла [10]. Он вводит в теорию групп понятие «синергии», под которой понимается общее количество энергии, привнесенной каждым индивидом, вступающим в группу для развертывания групповой активности. Часть ее (синергия сохранения группы) расходуется на сохранение существования группы в качестве некой целостности, оставшееся количество (эффективная синергия) направляется на достижение целей, ради которых группа создана. И если в реальной жизни на решение внутригрупповых противоречий уходит только часть синергии, то в виртуальных социумах ситуация обратная — «эффективной синергии» просто не на что расходоваться, вся энергия направляется внутрь группы. В итоге происходит энергетический перегрев, который просто «разрывает» сетевое сообщество изнутри.
Таким образом, особенностью существования сетевых сообществ является их пространственная и темпоральная фрагментация. Пространственная фрагментация выражается в одновременно протекающих процессах сужения коллективного «Мы» при росте числа групп идентификации за счет пересечения информационно-коммуникативных пространств. В случае темпоральной фрагментации имеет место сокращение времени пребывания индивида в том или ином сетевом сообществе как фрагменте информационнокоммуникативной среды. В итоге реализуемые человеком социальные практики могут быть названы «вебсерфингом», поскольку в них индивид как бы скользит по поверхности информационно-коммуникативной среды, выбирая те ее участки, где в настоящий момент более интересно.
Как правило, сетевые социумы практически не имеют четкой иерархической социальной структуры: привилегированный статус лишь у создателя и (или) владельца ресурса. Именно он обладает наибольшим социальным капиталом. Но привилегированное положение его социального статуса в сетевом сообществе вытекает из той роли, которая налагается на него данным сообществом, а именно — обеспечить комфортность всем остальным членам сетевого социума, исключая из коммуникативного пространства тех, кто мешает этому.
134
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
С целью выработки норм сетевые сообщества вырабатывают определенные кодексы поведения. Например, «Этический кодекс Интернетторговли», устанавливает общие нормы и правила, которыми должны руководствоваться участники электронной коммерции. Присоединившись к сетевому сообществу Интернет-торговли и приняв этический кодекс, участник подтверждает, что намерен нести ответственность в соответствии с добровольно принятыми на себя обязательствами Кодекса. Этика профессионального поведения участников Кодекса определяет моральные ценности, которые участники обязуются защищать способами, не нарушающими права и свободы других участников. Данный Кодекс содержит критерии, которые позволяют принять решение о признании действий участников электронной коммерции неэтичными, что может служить основанием для требования участниками принятия возможных мер по воздействию на нарушителя. Высшим органом по контролю за соблюдением правил Кодекса является Экспертный Совет, исполнительным органом — Координатор Проекта. Таким образом, форма поддержания общественного порядка через обращение к помощи закона здесь заменена автономным ограничением, осуществляемым самими индивидами: налицо движение от закона к самоорганизации и саморегулированию.
Саморегулирование сети стало возможным, поскольку стало возможным появление и закрепление статусов, для которых главным социальным капиталом становится информация, она же является и источником их власти в сетевом сообществе. Лозунг «знание — сила» в информационном обществе приобретает смысл «знание — власть», доступ к информации означает доступ к ресурсам власти, а его ограничение приравнивается к ограничению свободы.
Однако следует иметь в виду, что проблема сохранения норм и традиций — больной вопрос больших виртуальных сообществ. Дело в том, что сетевые социумы в силу пространственной и темпоральной фрагментации существуют по принципу «здесь и сейчас». Если принять «поколенческую» модель жизни сетевых сообществ и признать, что каждое из поколений в той или иной степени варится в собственном соку, становится понятна проблематичность нормативной преемственности. Положение не спасают и «долгожители» — их численность не превышает 2—7 % от общего количества. То есть нормы и традиции социума с каждым «обновлением состава» изменяются иной раз до полной противоположности.
Таким образом, в сетевых сообществах на лицо отсутствие устоявшихся институционально закрепленных отношений. Можно констатировать, что механизм поддержки стабильности существования социума находится еще в процессе формирования. Информационно-коммуникативная среда вступила в особое состояние, которое характеризуется постоянной сетевой мобильностью. Рассредоточенность информационно-коммуникативной среды в пространстве и времени, за которой стоит фрагментация социума
135
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
без его функциональной дифференциации и трансформации, выступает здесь способом поддержания относительной устойчивости целого, его воспроизводства в ненапряженном, «плохом», но привычном, так или иначе действующем виде.
В последнее десятилетие стало активно развиваться средство коммуникации, которое не поддается привычному структурированию — это Интеренет. Тот факт, что Интернет — одно из самых распространенных современных средств информации и коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Интенсивность распространения информации в Интернете и огромное количество адресатов, которым одновременно можно ее разослать по электронным адресам, приводит к соблазну отнесения Интернета к средствам массовой информации, и, соответственно, к средствам массовой коммуникации. В настоящее время эта проблема среди ученых активно обсуждается. Здесь следует обратиться к базовым (методологическим) основам развития массовой коммуникации и информации и средств, с помощью которых осуществляется массовая коммуникация и доставляется массовая информация той или иной аудитории.
В электронных сетях дискурс по данной проблематике набирает новую силу. Дискурс «по Ю. Хабермасу — идеальная рефлексивная речевая коммуникация, в которой внешние силы не колонизируют жизненные миры людей, не влияют заданным образом на аргументы, используемые при интерпретации явлений социальной жизни» [11]. «В настоящей работе тема дискурса берется в смысле коммуникативного события, происходящего в группе людей, причем в условиях их сетевого взаимодействия, например, в Интеренте» [4].
Некоторые авторы задают себе ряд вопросов, ответив на которые, принимают решение об отнесении или не отнесении Интернета к средствам массовой коммуникации (СМК). Так, многими учеными ставятся вопросы, классифицирующие коммуникацию в Интеренте как вид социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта. Это вполне понятно, но подобный анализ Интернета, на наш взгляд, не позволяет ответить на главный вопрос: «Является ли Интернет (весь, целиком) средством массовой коммуникации и информации?». Можно сразу же высказать сомнение относительно отнесения Интернета к СМК лишь по одному основанию, задав встречный вопрос: «Выполняет ли Интернет, кроме посредничества в массовом коммуницировании и информировании еще какую-либо функцию?». Например, осуществляет ли Интернет функцию маркетинговых коммуникаций между очень конкретными лицами и/или организациями? Или же является ли он, к примеру, средством доставки пусть даже очень большому количеству конкретных адресатов по рассылке одной и той же информации? И так далее. В каждом из последних случаев он функционирует иначе, чем средство массовой
136
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
коммуникации, которое по определению не является средством доставки индивидуальной информации конкретному адресному получателю. Значит, Интернет может быть, может и не быть средством массового комму-ницирования. А любое печатное или электронное СМИ (одновременно СМИ являются и СМК) всегда является только таковым, только масс-медиа, и ничем другим.
В литературе, анализирующей деятельность массовой коммуникации, время от времени высказываются позиции, относящие Интернет к средствам массовых коммуникаций на основании больших объемов циркулирующей информации, а также относительно включенности в коммуникативный процесс большой (может быть даже и огромной) аудитории. В действительности, по мнению Е.П. Тавокина «рассмотрение Интернета как средства массовой коммуникации — задача довольно объемная, и ее решение требует специального исследования. «Включение Интернета в систему средств массовой коммуникации неизбежно предопределяет их обоюдную трансформацию» [5]. Он считает, что «Длительные споры относительно его статуса, по всей видимости, завершились: подавляющее большинство экспертов признало его в качестве средства массовой коммуникации. И это не удивительно!» По данным Фонда «Общественное мнение» численность постоянной аудитории Интерента превысила 35%, что составляет более 41 млн. человек взрослого населения страны» [5].
Как видно, в качестве критерия отнесения Интернета к СМК здесь берется охват аудитории. Далее добавляется еще один критерий — передача большого объема информации: «Интернет роднит с традиционными средствами массовой коммуникации способность обеспечивать передачу больших объемов информации неограниченной аудитории, дислоцированной в пространстве и во времени. Так же, как и традиционные СМК, он способен обеспечивать избирательный доступ к информации в соответствии с критериями потребителя» [5]. Разве нельзя передать огромный объем информации по электронной почте (на платформе Интернета) и при этом, соответственно, не быть вовлеченным в систему массовой коммуникации. А как Интерент обеспечит избирательный доступ потребителя в соответствии с его критериями к той части информации, которая находится в сети, но в индивидуальной переписке? Даже то обстоятельство, что подавляющее большинство экспертов что-то признало, не является убедительным аргументом. В свое время, например, ученые всего мира признавали, что земля плоская, или же утверждали, что все планеты вращаются вокруг Земли.
Вполне естественно, такие вопросы вправе задать (и задают) представители и других точек зрения, на основе конкретных данных доказывающие, что Интернет не обладает необходимыми характеристиками для отнесения его целиком к массовым коммуникациям. Интернет, при необходимости, на своей платформе не только размещает и ретранслирут
137
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
любые печатные и электронные СМИ, но и «приютил» свои собственные Интернет-СМИ. Таковыми являются те средства массовой информации, которые зарегистрированы как электронная газета, электронный журнал, радио и телевидение, размещенное на Интернет-платформе. Напомним, что печатное издание, публикуемое тиражом менее 1000 экземпляров, может и не проходить процедуру регистрации. При этом носителем контента является не бумага, радио- или телеэфир (и даже не выделенные для них линии), а электронная платформа Интернета со всеми своими возможностями. Естественно, сохраняется обязательное требование к СМИ — периодичность. То есть, хаотично, не периодично размещаемые материалы, не сформированные в виде цельного контента (не поддающееся дроблению по инициативе пользователя) на сайтах не являются средствами массовой информации.
В любом случае, такая сложная и востребованная коммуникативная форма, как Интернет играет ключевую роль в коммуникативном пространстве и в системе наук, исследующих это пространство. Иначе говоря, куда бы ни относили Интернет, он существует как массовое явление, но он в целости со своими сетями и возможностями едва ли может быть отнесен к средствам массовой коммуникации и информации, без его сегментирования, части которых могут, превращаться и в средство массовой коммуникации и в средство массовой информации.
Литература
1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2008 .
2. Кравченко С.А. Социологический толковый русско-английский словарь // С.А. Кравченко; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 188.
3. Нестеров В.К вопросу о динамике сетевых сообществ. URL: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (дата обращения 21 ноября 2014 года).
4. Райков А.Н. Целосный дискурс сетевой экспертной процедуры проблемных ситуаций в политической коммуникации // Коммуниколо-гия. Т. 5. № 3. 2014. С. 173.
5. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и сосотяние в современной России. Монография / Е.П. Тавокин. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Восток-Запад, 2011. С. 82.
6. Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны»). М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.
138
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
7. Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. Регулирование отношений в современном медиапространстве // Коммуникология. Т. 1. № 1. 2013. С. 36—44.
8. Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа (опыт рефлексии становления «киберкоммуникативного континуума»). Бердянск, 2001.
9. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005. 160 с.
10. Cattell R.B. (1990). The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 26, pp. 48—57.
11. Habermas J. Between Facts and Norms. Cambrige: Polity Press, 1996.
References
1. Bondarenko S.V. Sotsial'naya struktura virtual'nykh setevykh soobshhestv. Rostov nD: Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta, 2008. (in Russian).
2. Kravchenko S.A. Sociological explanatory Russian-English dictionary // S.A. Kravchenko; Mosk. GOS. Institute international. Relations (University) MFA Russia. M.: MGIMO-University, 2013. (in Russian).
3. Nesterov V. K voprosu o dinamike setevykh soobshhestv. Availible at: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/ (accessed 21 November 2014). (in Russian).
4. Rajkov A.N. TSelosnyj diskurs setevoj ehkspertnoj protsedury problemnykh situatsij v politicheskoj kommunikatsii. Integrity of the discourse network of expert treatments of problematic situations in political communication. Kom-munikologiya [Communicology]. Vol. 5. № 3. 2014. p. 173. (in Russian).
5. Tavokin E.P. Massovaya kommunikatsiya: sushhnost' i sosotyanie v sovremen-noj Rossii. Mass communication: the essence and zostanie in modern Russia. Monografiya. Moscow, Vostok-Zapad, 2011. P. 82. (in Russian).
6. Sharkov F.I. Interaktivnye ehlektronnye kommunikatsii (vozniknovenie «CHetvertoj volny»). Interactive electronic communication (the emergence of the “Fourth wave”). Moscow: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko», 2010. (in Russian).
7. Sharkov F.I., E. Yudina N. Regulation of relations in the modern media landscape // Communicology. Volume 1. No. 1. 2013. P. 36—44. (in Russian).
8. Shcherbina V.N. Setevye soobshhestva v rakurse sotsiologicheskogo analiza (opyt refleksii stanovleniya «kiberkommunikativnogo kontinuuma»). Online communities from the perspective of sociological analysis (experience, reflection, formation “cybercommunications continuum”). Berdyansk. 2001. (in Russian).
9. Yudina E.N. Mediaprostranstvo kak kul'turnaya i sotsial'naya sistema. M.: Prometej, 2005. p. 160. (in Russian).
139
Сетевые массовые коммуникации и масс-медиа: локальный дискурс
10. Cattell R.B. (1990). The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 26, 48—57 [Cattell, R.B. (1990). The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 26, pp. 48—57. (in English).
11. Habermas J. Between Facts and Norms. Cambrige: Polity Press, 1996. (in English).
140