■ ■ ■ РАЗВИТИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ В ИНТЕРНЕТЕ
Автор: Шарков Ф.И.
ШАРКОВ Феликс Изосимович — доктор социологических наук, профессор,
проректор Академии труда и социальных отношений, заместитель декана
факультета журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и
медиаполитики Института государственной службы и управления РАНХиГС,
заслуженный деятель науки РФ.
Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84.
Тел./факс: +7(499) 956-05-01. Е-mail: sharkov_felix@mail.ru
Аннотация:
Появление интернета преобразило мир. Человечество все более начинает отказываться от традиционных публичных коммуникаций, отдавая предпочтения способам непрямого общения. Этому способствует виртуализация интернет-пространства. Вещание сегодня охватывает все уголки Земли, используя разнообразные формы контента. Интенсивность распространения информации в Интернете и огромное количество адресатов, которым одновременно можно разослать по электронным адресам, приводит к соблазну отнесения интернета к средствам массовой информации. Однако, необходимо помнить, что не все средства массовой коммуникации являются средствами массовой информации (СМИ). СМИ, кроме признаков, которые имеют средства массовой коммуникации, должно иметь периодичность, а также должны быть зарегистрированы установленным образом. На платформе же Интернета можно «построить» любые СМИ (печатные, электронные), выполнив названные условия. Это означает, что их нужно зарегистрировать и придать периодичность самому процессу передачи контента получателям. По форме же, любое формализованное содержание, размещенное на сайтах, может быть идентичным тем, которые размещают интернет-СМИ (интернет-газета, интернет-журнал, интернет-радио, интернет-телевидение). Интернет-сообщества обладают реальными возможностями. Они связаны информационным пространством (через сети). Для такого сообщества характерна рассредоточенность и сложность связей, поскольку индивиды, составляющие каждое сообщество, являются одновременно участниками других как реальных, так и виртуальных сообществ, и для них характерна межгрупповая мобильность. Таким образом, во фрагментарной информационно-коммуникативной среде начинают существовать многомерные сообщества, члены которых обладают качеством множественной принадлежности.
С целью выработки норм сетевые сообщества вырабатывают определенные кодексы поведения. Например, «Этический кодекс интернет-торговли», устанавливает общие нормы и правила, которыми должны руководствоваться участники электронной коммерции. Присоединившись к сетевому сообществу интернет торговли и приняв этический кодекс, участник подтверждает, что намерен нести ответственность в соответствии с доброволь-
но принятыми на себя обязательствами Кодекса. Этика профессионального поведения участников Кодекса определяет моральные ценности, которые участники обязуются защищать способами, не нарушающими права и свободы других участников.
Ключевые слова: виртуальное сообщество, социальные сети, киберсооб-щество, акторы коммуникаций, информационно-коммуникационная среда, субкультурные социальные группы, киберсообщество, онлайн-сообщество
К традиционным каналам вещания — эфирному (наземному), спутниковому и кабельному — постепенно прибавляется интернет-вещание. В основе современной технологии трансляции ТВ-сигнала через Всемирную сеть лежит принцип захвата видео- и звуковых сигналов станцией оцифровки, кодирование сигналов по заданным параметрам, передача цифровой информации на сервер и последующая трансляция пользователям интернета. В настоящее время большинство телекомпаний предлагают смотреть передачи либо в режиме on-line, для чего можно бесплатно установить на компьютер программу Real player или Windows Media Player, либо в режиме off-line, предварительно скачав файл на жесткий диск компьютера.
Основной проблемой трансляции ТВ через интернет является наличие достаточной пропускной способности канала доступа к центральному серверу телекомпании, чтобы обеспечить одновременный доступ пользователей Всемирной паутины к медиапотокам. Наблюдается общая тенденция уплотнения цифрового ТВ-спектра. Сегодня возможно получать ТВ-сигнал через интернет как зарубежных каналов, таких, как CNN (http://www.cnn.com/video/), BBC (http://news.bbc.co.uk/) и др., так и российских: РТР-планета (http://www.rtr-planeta.com), 1-ый канал (http://www.1tv.ru), Рамблер (http://www.rambler-tv.ru/) и т.д. Внедрение компрессии MPEG-1, MPEG-2 позволило в 4-6 раз увеличить количество передаваемых программ в обычном радиоканале.
На сегодняшний день в России аудитория интернета проявляет интерес к низкоскоростному потоку видеоданных, это объясняется недостаточной пропускной способностью интернет-канала: большинство пользователей заходят в сеть по обычным телефонным каналам общего пользования со скоростью от 28,8 Кбит/с. Такая технология отличается дешевизной (так как помимо компьютера требуется только модем), но делает невозможным получение большего объема информации из-за низкого качества телефонных линий. Существуют технологии повышения скорости передачи данных при помощи модема: например, в европейских странах (Франция и др.) и сейчас в России для приема спутникового телевидения по телефонным линиям используются скоростные ADSL-модемы.
Наиболее распространенным каналом связи являются выделенные линии с высокоскоростным доступом. В этом случае скорость передачи
данных к конечному пользователю увеличивается в несколько десятков раз, что позволяет увеличить разрешающую способность изображения.
Запросы требуемой программы также могут передаваться через модем, выделенную линию или мобильный телефон (по технологии GPRS), далее сигналы через цифровой передатчик, расположенный на телебашне, могут поступать на специальные антенны домашнего телевизора. Возможно принимать телевизионный сигнал на монитор персонального компьютера непосредственно со спутника: пользователь запрашивает интересующий его канал у провайдера и через операционный центр (DirectPC) принимает сигнал. При этом существует возможность как просмотра прямых трансляций, так и создания архива видео- и аудиозаписей для отложенного просмотра. Программно-аппаратные средства позволяют вести одновременные трансляции для пользователей с различной пропускной способностью каналов выхода в интернет.
В свое время рекорд скорости передачи информации в сети установили сотрудники Европейского центра ядерных исследований (CERN) в Швейцарии и Калифорнийского политехнического института (Пасадена, США) — 859 Гб данных были отправлены на расстояние 16 000 км за 17 мин. При этом скорость передачи информации составила 6,63 Гбит/сек. Телевещание в режиме реального времени сегодня возможно получать даже на сотовый телефон, разумеется, при невысоком качестве изображения. При этом звук транслируется непрерывным потоком, а видеоизображение передается со скоростью одного-двух кадров в секунду, что достаточно для просмотра новостей. Временная задержка между изображением на кабельных каналах (CNBC и ABC News, MSNBC, Discovery Channel и The Learning Channel) и на экране телефона составляет одну минуту, это время уходит на обработку информации. Мобильное телевидение, как и интернет-ТВ-вещание, сдерживается недостаточной пропускной способностью линий связи.
Интересно вспомнить, что в 1945 г. академик Б. А. Введенский писал, что емкость диапазона УКВ огромна. Во всем диапазоне от длинных до коротких волн можно разместить 3 тыс. телефонных каналов, тогда как на УКВ — миллион телефонных и полторы тысячи телевизионных. По мнению академика, переход в этот диапазон обеспечивал неограниченные возможности коммуникации. В то время ученый не предполагал, что через полвека возможности УКВ-диапазона будут почти исчерпаны.
Тот факт, что интернет — один из самых распространенных современных средств информации и коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Интенсивность распространения информации в интернете и огромное количество адресатов, которым одновременно можно разослать по электронным адресам, приводит к соблазну отнесения интернета к средствам массовой информации, и, соответственно, к средствам массовой коммуникации. Некоторые авторы задают себе ряд во-
просов, от ответов на которые принимают решение об отнесении или не отнесении Интернета к массовой коммуникации. Коммуникацию людей в сети некоторые ученые называют видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную систему ценностей, лежащую в основе целеполагающей деятельности субъекта, а также определенные продукты деятельности, служащие целереализации субъекта.
Подобный анализ интернета, на наш взгляд, представляется довольно затруднительным, тем не менее, в литературе, анализирующей деятельность массовой коммуникации, время от времени высказываются позиции, относящие интернет к средствам массовых коммуникаций на основании больших объемов циркулирующей информации, а также относительно большой включенности массовой аудитории. Однако существуют представители и других точек зрения, на основе конкретных данных доказывающие, что интернет не обладает необходимыми характеристиками для отнесения его к массовым коммуникациям. В любом случае такая сложная и востребованная коммуникативная форма, как интернет найдет свое место в коммуникативном пространстве и в системе исследующих это пространство наук.
Безусловно, современные информационно-телекоммуникационные технологии нарушают целостность социально-демографических, этнических, религиозных, национальных, субкультурных социальных групп. Они разрушают идентификационный процесс в рамках традиционных социальных институтов. Трансформации социальных институтов во многом способствует становление фрагментарной информационно-коммуникативной среды, которая предполагает возможность дистанционного общения между акторами телекоммуникационной сети в интересующем их информационном секторе. В обществе в массовом порядке образуются так называемые «сетевые сообщества» (кибер-сообщество или онлайн-сообщество), которые представляют из себя общность людей, чье взаимодействие протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях. В понятии «сетевое сообщество» акцент делается на общность идентификации в отличие от виртуального сообщества, где акцентируется внимание на «символьности» коммуникации, и сетевых структур, для которых, в первую очередь, важна децентрализация.
Как показывают данные Pew Internet & American Life Project (2005, N = 1 450 среди сетевых пользователей), интернет сыграл важную или основную роль в различных аспектах их жизнедеятельности [1]. Как показывают результаты исследования, в пяти случаях жизненного выбора: 1) покупка автомобиля, 2) принятие решения о покупке или вложении средств, 3) получение дополнительного образования для карьеры, 4) выбор образовательного учреждения для себя или ребенка и 5) помощь при решении личной проблемы, обращения для консультаций к другим представителям сетевого сообщества оказалось значимым. Для
45 % респондентов сетевое сообщество сыграло важную роль, по крайней мере, в одном из данных пунктов. Самую значительную роль (для 54 % опрошенных сетевых пользователей) интернет сыграл при решении их личных проблем. Следовательно, общение в рамках сетевых сообществ, распространенных в рамках информационно-коммуникативная среды, имеет большое значение, когда необходима поддержка при принятии решения не просто экспертами, а обычными людьми, кто недавно столкнулся с подобными обстоятельствами. Это является свидетельством того, что информационно-коммуникативная среда сегодня может удовлетворять не только информационную, но и коммуникативную потребность личности.
Безусловно, можно сомневаться в том, являются ли эти сообщества некоторой реальностью. На фоне проистекающих экономических и политических потрясений, исследование эфемерных, не имеющих очерченных границ сообществ, представляется делом праздным и с практической стороны безрезультативным. Но, на наш взгляд, сетевые сообщества должны оказаться в фокусе социологических исследований, так они трансформируют институциональную структуру общества, задавая новые образцы социальных практик.
Использование новых информационно-телекоммуникационных технологий (в частности мобильного телефона) изменяет формы и стили коммуникации людей, фрагментируя ее не только во времени, но и пространстве. Данные технологии наносят все более значительный «ущерб» «традиционным» социальным коммуникациям. Непосредственное общение «лицом к лицу» может быть прервано в любой момент звонком мобильного телефона или зуммером ICQ, которые переводят человека в иное коммуникативное пространство.
Благодаря интерактивности информационно-телекоммуникационных технологий трансформируется структура коммуникации. Б.Гладарев делает следующий вывод: возможности мобильной телефонии изменяют структуру повседневности путем реорганизации времени и пространства. «Альтеры одной сети становятся более доступны, плотность общения возрастает, облегчается возможность поддержки территориально удаленных фрагментов социальной сети» [2]. Планы, последовательность действий могут создаваться и корректироваться в текущем порядке, что в значительной степени облегчает координацию совместных действий. На вопрос «Чем для Вас является мобильный телефон?», заданный респондентам в рамках нашего исследования влияния процесса информатизации на молодежную культуру (Курск, 2005, N=555) [3], вторым по значимости ответ после ответа «мобильный телефон — удобное средство связи» (88 % респондентов) стала позиция «мобильный телефон- это возможность быть доступным». Так оценивают мобильную телефонию 59 % опрошенных, что отражает стремление поддерживать со-
циальные коммуникации даже в случае отсутствия прямого, непосредственного контакта с другими людьми.
Коммуникация стала проще. Но это, возможно, в некоторой степени девальвировало ценность коммуникации. Чтобы связаться с сетевым актором посредством информационно-телекоммуникационных технологий, не нужно держать в голове его распорядок дня и думать о его местоположении, достаточно нажать пару кнопок на панели мобильного телефона. В то время как индивид, исключенный из информационно-коммуникативной среды, теряет ощущение уверенности в своей включенности и в привычные формы социального взаимодействия: целые сегменты сетевого социума пропадают из его жизни.
Еще более фрагментируют информационно-коммуникативное пространство интернет-технологии, посредством которых создаются разветвленные сетевые сообщества. Первые реальные интернет-сообщества возникли в 1979 году в связи с появлением открытых электронных досок объявлений BBS (Bulletin Board System). С возникновением в 80-х годах групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов это явление получило дальнейшее развитие. Зачинателем онлайн-общения считают WELL (The Whole Earth 'Lectronic Link) (http://www.well.com/). И именно в это время Й. Масуда предложил концепцию «информационных свободных сообществ» — совершенно нового типа свободных сообществ, основанных на компьютерных сетях — которые будут основной организационной единицей в информационном обществе [3]. Характеристиками данных свободных сообществ являются следующие. Во-первых, они не будут утопическими коммунами (хиппи и т.д.), а будут обладать реальными возможностями. Во-вторых, они будут связаны информационным пространством (через сети), что означает совместные достижения, функциональный кооперированный труд. В-третьих, будет наблюдаться возрастание рассредоточенности и сложности связей в сетевых сообществах, поскольку индивиды, составляющие каждое сообщество, будут в то же время участниками других как реальных, так и виртуальных сообществ, и для них открыта возможность перехода в другое сообщество. Таким образом, во фрагментарной информационно-коммуникативной среде начинают существовать многомерные сообщества, члены которых обладают качеством множественной принадлежности.
Реальные сетевые сообщества стали развиваться как сопоставимая с другими составляющая социальной жизни с конца 90-х годов прошлого века. Онлайн-общение стало рассматриваться преимущественно не в качестве изолированного вида сервиса, а как часть общей системы компьютерного обеспечения работы территориально распределенных коллективов. Такие системы пользовались необычайным успехом, и вскоре возникли различные модели сообществ. Преимущественно возникновение сетевых сообществ происходит следующим образом — соз-
дается тот или иной электронный ресурс, позволяющая осуществлять коммуникацию, потом на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи телекоммуникационных сетей. Сегодня «вершиной» сетевых сообществ становятся так называемые социальные сети, которые представляют собой сервис, объединяющий людей по какому либо признаку, чаще всего, по интересам. Но самое главное в социальных сетях то, что они позволяют пользователям: 1) создавать свои профили (профайлы), в которых они могут размещать фотографии, тексты и любую другую информацию, которая характеризует пользователя не с помощью сухих анкетных данных, а так, как захочет он сам; 2) присоединять других к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать им сообщения.
По результатам социологического исследования «Информационная культура и социальные практики: современное состояние и противоречия» (2011 г.), сетевые сообщества, как правило, привлекают представителей информационно-продвинутой группы, которые для этих целей используют весь спектр возможностей осуществления социальных контактов посредством информационно-телекоммуникационных технологий (см. табл. 1) [5].
Таблица 1. Основные способы осуществления социальных контактов посредством информационно-телекоммуникационных технологий
(в % от числа ответивших по каждой группе пользователей)
Изменяющиеся Информацион- Группа, имеющая стандартные навыки работы Информаци-
статусные характери- но продвину- онно отсталая
стики тая группа группа
Социальные сети (Одноклассники, 33 18 7
В контакте и др.)
Виртуальные игры 32 15 3
Профессиональные или профильные чаты и форумы 21 10
Обсуждение блогов (Live Journal и др.) 12 - -
Примечание: учтены ответы «каждый день» и «от одного до нескольких раз в неделю».
Коммуникация в рамках сетевых сообществ позволяет найти единомышленников, которые не только разделяют общие культурные интересы, но и придерживаются схожих социальных практик в повседневной жизни. А значимые различия в тезаурусах и габитусах представителей сетевых сообществ становятся маркером для определения «своих-чужих» в огромном пространстве интернета.
Сетевые сообщества отличаются по принципам организации, технологиям, размерам, целям и демографическим показателям. Оно может быть инициировано сверху, в рамках программы государства, отдельного фонда или учреждения или же сложиться в результате естественного объединения заинтересованных граждан. Однако главные причины их успешного существования — это полная свобода общения, знакомств и самовыражения. Можно сказать, что разные люди со всего мира, добровольно вступившие в увлекательнейшую игру под названием «интернет», создали своеобразную «киберпопуляцию». Они называют себя «граждане Сети» — «netizens», от англ. net — сеть и citizens — граждане.
Социокультурный мир интернета столь же многообразен и противоречив, как и само общество в целом. Сегодня в информационно-коммуникативной среде пересекаются самые различные ценности и интересы — единой культуры или субкультуры Интернета, которая бы выразилась в институциональных нормах, как таковой просто не существует. Более того, социальные характеристики пользователей, вовлеченных в коммуникацию, имеют свойство определять и их субкультурные отличия. Так, многопользовательские игры (MUD) представляют собой привилегированную зону ролевой игры и фальсификации личности. Однако, насколько можно судить, большинство MUD-игроков являются студентами, для которых такие онлайновые игры в немалой степени становятся выражением типичного ролевого поведения, свойственного этому периоду жизни, когда тинейджеры нередко проводят эксперименты над своей личностью. Таким образом, пользователи имеют обыкновение приспосабливать информационно-телекоммуникационные технологии под собственные нужды и интересы. В итоге, сетевое сообщество представляет собой не связанную общими нормами систему.
Условиями возникновения сетевых сообществ выступают, по мнению В.Н.Щербины, следующие возможности, предоставляемые тем или иным кибернетическим ресурсом (узлом, порталом и т.п.) [6]. Во-первых, должна существовать возможность какой-либо формы идентификации индивида или группы, причем степень ее строгости может быть самой различной — от псевдонима до полных данных с адресом и местом работы. Во-вторых, обязательно наличие того или иного механизма контроля — от морально-психологического до юридического, а в перспективе же — политического. В-третьих, существенным фактором существования группы является наличие той или иной формы истории — фактора идентификации индивида на сверхиндивидуальном основании, в рамках совместной деятельности. На первых этапах формирования интернет-сообществ их историей была история будущего. В-четвертых, условием существования кибер-сообщества выступает возможность влияния его членов на формирование правил коммуникации. Однако по мере усложнения коммуникации и увеличения числа ее агентов, возможность тако-
го влияния будет все меньшей. В-пятых, необходимым фактором выступает единство целеполагания и достигаемое на этой основе взаимное доверие. Участники киберсообществ на раннем этапе их развития выступают в этом отношении сектой избранных, движущихся в Будущее, на фоне которого все индивидуальные различия остающиеся от настоящего, мыслятся несущественными.
Фундаментальная характеристика таких сообществ — свобода от привязанности к конкретному месту. Люди, объединенные в таких сообществах, связаны общей идеологией и/или целями повседневной жизни. Телекоммуникационные сети делают возможным такое единство. Непрерывно обмениваясь между собой информацией, акторы сетевого общения участвуют в совместном формировании определенного информационного образа (тезауруса) их возможной совместной деятельности. При этом происходит уточнение и согласование их взглядов на содержание их совместной деятельности, а также определяется статусно-ролевая позиция каждого из них в системе коммуникаций сетевого сообщества. На определенном этапе согласований и уточнений текущее состояние информационного образа совместной деятельности в сети начинает считаться индивидами приемлемым для практической реализации, после чего и начинается процесс габитуализации («опривычивания»).
Основа сетевых сообществ — это всевозможные чаты. «Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а — бытийная. Чат — это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут. Прежде всего — в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз — Show must go on!» [7]. В большинстве чатов народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются люди, которые проживают в самых разных часовых поясах и придерживаются различного ритма жизни, коммуникативное единство не разрушается. Как и сама жизнь, сетевое сообщество существует само по себе, в определенной степени независимо от участников. При входе индивид попадает в уже существующий фрагмент информационно-коммуникативной сети, который продолжит свое существование и после его ухода.
Сетевые сообщества в определенном смысле являются аналогичным социальному феномену «неформалов» — самодеятельным объединениям перестроечной поры (80-х — начала 90-х прошлого века). Сетевые неформалы, объединив людей — носителей альтернативных мировоззренческих установок, активно используют для самоорганизации глобальную информационно-коммуникативную среду. Становление сетевых сообществ затрагивает все традиционно сформировавшиеся пространства (моральное, экономическое, политическое,
правовое). Наиболее яркие и заметные формы общения посредством информационно-телекоммуникационных технологий составляют на сегодняшний день тот магический кристалл коммуникационных отношений, вокруг которых берут начало, растут и выходят на первые позиции, пока малозаметные, но гораздо более сложные формы и способы взаимоотношений между людьми, габитализируются новые социальные практики. В настоящее время сетевые сообщества переживают смену фазы развития: наблюдается их эволюция от простейших форм, использующих элементарные сетевые технологии в межличностном социальном взаимодействии, к более сложным формам, ориентированным на институциональные модели социального взаимодействий. Сегодня в информационно-коммуникативной среде идет процесс перехода от сетевых микросообществ к социальным макрообразованиям, к которым можно отнести социальные сети, такие как «Одноклассники» и «В контакте». В итоге сетевые сообщества привели к инициированию процесса институциональных изменений, несопоставимого по своим масштабам с деятельностью микрогрупп, каковыми они поначалу являлись.
По мнению ряда ученых, основной особенностью сетевых сообществ, является их временная нестабильность. Редко какое сообщество существует в относительно стабильном составе больше одного-двух лет [8].
С.В.Бондаренко раскрывает технологическую причину нестабильности сетевых сообществ. Сама информационно-коммуникативная среда каждое мгновение изменяет свою структуру: появляются и прекращают свое существование информационные ресурсы и соответственно появляются и прекращают свое существование виртуальные сетевые сообщества, изменяют свое направление информационные потоки [9].
В.Нестеров дает иное, на наш взгляд, более глубокое объяснение этому феномену. Существование группы обусловлено двумя факторами: Во-первых, нацеленностью на решение стоящих перед группой задач, связанных с осуществлением ее целевой функции в рамках определенной социальной структуры и, во-вторых, стремлением к поддержанию внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранению ее целого, сплочения. Причина возникновения социальных групп в сети — это стремление удовлетворить информационно-коммуникативную потребность, которая ощущается индивидом как желание интересного или полезного общения, а её удовлетворение возможно только через создание группы. Так как одному общаться довольно затруднительно, организуется группа. Сетевые группы не имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы «исчерпывают» друг друга, сетевое микросообщество распадается [10].
Причин исчерпания сетевого сообщества, по мнению В.Нестерова, несколько. Во-первых, общение в телекоммуникационной сети крайне обеднено: отсутствие телесности приводит к тому, что возможности презентации себя у человека в Сети крайне ограничены, человек может быть представлен только через текст. Естественно, при столь бедных средствах самопрезентации своего «Я» человек иссякает для общения гораздо быстрее. С этим же связана и концентрированность процессов межличностного взаимодействия во времени. Но главное заключается в том, что в реальной жизни традиционно группа обретает устойчивость, сплачиваясь под влиянием обстоятельств приходящих извне (со стороны «внешнего мира») и изнутри (разрешая противоречия, возникающие внутри самой группы). Сетевые сообщества действуют при полном отсутствии вызовов внешней среды, которые в немалой степени способствуют внутригруп-повому сплочению. В телекоммуникационной сети же отвечать на требования внешней среды невозможно, ибо она в принципе отсутствует. Все возмутители спокойствия находится внутри самой группы.
При этом количество членов сетевого сообщества принципиального значения не имеет. Несмотря на то, что, например, в Рунете в течение достаточно долгого промежутка времен существуют сообщества, объединяющие сотни и даже тысячи людей, нельзя говорить о том, что в этих сетевых социумах имеется стабильные групповые социальные связи. В.Нестеровом был подвергнут анализу персональный состав пользователей чата «Отель у Максима» (http://chat.cnt.ru). Каждый пользователь, регистрирующийся в этом ресурсе (а на нем обязательная регистрация), получает персональный номер. Периодически база очищается от «мертвых» посетителей, то есть тех, кто не пользуется ресурсом более трех месяцев. Таким образом, за счет удаления тех, кто выбыл из состава социума, меняется и порядковый номер пользователя. Им сравнивались списки пользователей от 6.09.1998 года и от 16.09.1999 года. В 1998 году база посетителей насчитывала более 6 тысяч пользователей, через год — более 13 тысяч, то есть уже удвоилась. По нашим наблюдениям к 20.02.07 численность пользователей в базе данных — 17162. И это несмотря на то, что в указанный период «чистка» базы пользователей происходила регулярно и вряд ли «мертвые души» составляли значительный процент в многотысячном массиве. Так вот, посетитель Lucky, номер которого в 1998 году был 6001, спустя год был уже 699-м. То есть, от прошлогоднего состава пользователей осталось порядка 11,5 %! Если же взять для анализа самых активных пользователей ресурса — первую тысячу человек — 56 % членов социума за год покинули его. В начале 2008 года сайт продолжает обновляться со скоростью 15-20 % за сто дней (http://www.max-club.ru). Это позволяет делать вывод, что в самых устойчивых больших сетевых коллективах за год персональный состав обновляется как минимум на 50-60 %. То есть сред-
ний «срок жизни» конкретного человека и в этой форме социумов тот же самый — как правило, не более 1,5-2 лет.
Причина недолговечности существования индивида в рамках сетевого сообщества в том, что при приходе человека в сетевое сообщество круг его знакомств расширяется лавинообразно, но только до момента коммуникационного насыщения — надо пообщаться с уже состоявшимися знакомыми, а на остальных времени не остается. Таким образом, и складывается «свой круг общения». Причем, как правило, круг общения формируется большей частью из людей, пришедших одновременно — у старожилов он уже сформирован, и новичку туда попасть сложно. По сути, формируются поколения, которые рано или поздно исчерпывают сами себя. Однако следует отметить, что практически при каждом ресурсе существует группа «долгожителей», которые проживают, по меркам Интернета, «мафусаилов век», переживая не только свое, но и несколько следующих поколений. Именно такие пользователи часто определяют нормы и формируют образцы социальных практик как общения, так и поведения в рамках сетевого социума.
Больших стабильных сетевых социумов, существующих годами, немного. Мирная смена поколений, скорее, исключение, нежели правило, поскольку достигнув изрядной популярности, такие социумы прекращают свое существование, раздираемые внутренними противоречиями. На взгляд В.Нестерова, мина конфликтности и нестабильности заложена изначально. Дело в том, что при количественном росте посетителей ресурса существование его в качестве одной социальной группы невозможно. Выделяется множество групп, которые поначалу имеют общие позиции, на основании чего и считают себя единым сообществом. Но рано или поздно, но начинаются внутренние трения, конфликты, завершается все это «войной кланов». В лучшем случае верх одерживает одна группа, а проигравшие — покидают социум. В худшем случае социум прекращает существование [9].
Объяснить это можно опираясь на «теорию групповой синтальности» Р. Кэтелла. Он вводит в теорию групп понятие «синергии», под которой понимается общее количество энергии, привнесенной каждый индивидом, вступающим в группу для развертывания групповой активности. Часть ее (синергия сохранения группы) расходуется на сохранение существования группы в качестве некой целостности, оставшееся количество (эффективная синергия) направляется на достижение целей, ради которых группа создана. И если в реальной жизни на решение внутри-групповых противоречий уходит только часть синергии, то в виртуальных социумах ситуация обратная — «эффективной синергии» просто не на что расходоваться, вся энергия направляется внутрь группы. В итоге происходит энергетический перегрев, который просто «разрывает» сетевое сообщество изнутри.
Таким образом, особенностью существования сетевых сообществ является их пространственная и темпоральная фрагментация. Пространственная фрагментация выражается в одновременно протекающих процессах сужения коллективного «Мы» при росте числа групп идентификации за счет пересечения информационно-коммуникативных пространств. В случае темпоральной фрагментации имеет место сокращение времени пребывания индивида в том или ином сетевом сообществе как фрагменте информационно-коммуникативной среды. В итоге реализуемые человеком социальные практики могут быть названы «веб-серфингом», поскольку в них индивид как бы скользит по поверхности информационно-коммуникативной среды, выбирая те ее участки, где в настоящий момент более интересно.
Показательна в этом отношении ситуация с запуском большого адрон-ного коллайдера в Швейцарии, который готовился летом 2008 года. Еще год до этого адронными коллайдерами никто, кроме нескольких специалистов, не интересовался — ежемесячное количество запросов не превышало нескольких десятков.
Как правило, сетевые социумы практически не имеют иерархической социальной структуры: привилегированный статус лишь у создателя и (или) владельца ресурса. Именно он обладает наибольшим социальным капиталом. Но привилегированное положение его социального статуса в сетевом сообществе вытекает из той роли, которая налагается на него данным сообществом, а именно — обеспечить комфортность всем остальным членам сетевого социума, исключая из коммуникативного пространства тех, кто мешает этому.
С целью выработки норм сетевые сообщества вырабатывают определенные кодексы поведения. Например, «Этический кодекс интернет-торговли», устанавливает общие нормы и правила, которыми должны руководствоваться участники электронной коммерции. Присоединившись к сетевому сообществу интернет-торговли и приняв этический кодекс, участник подтверждает, что намерен нести ответственность в соответствии с добровольно принятыми на себя обязательствами Кодекса. Этика профессионального поведения участников Кодекса определяет моральные ценности, которые участники обязуются защищать способами, не нарушающими права и свободы других участников. Данный Кодекс содержит критерии, которые позволяют принять решение о признании действий участников электронной коммерции неэтичными, что может служить основанием для требования участниками принятия возможных мер по воздействию на нарушителя. Высшим органом по контролю за соблюдением правил Кодекса является Экспертный Совет, исполнительным органом — Координатор Проекта. Таким образом, форма поддержания общественного порядка через обращение к помощи закона здесь заменена автономным ограничением, осуществляемым са-
мими индивидами: налицо движение от закона — к самоорганизации и саморегулированию.
Саморегулирование сети стало возможным, поскольку стало возможным появление и закрепление статусов, для которых главным социальным капиталом становится информация, она же является и источником их власти в сетевом сообществе. Лозунг «знание — сила» в информационном обществе приобретает смысл «знание — власть», доступ к информации означает доступ к ресурсам власти, а его ограничение приравнивается к ограничению свободы.
Однако следует иметь в виду, что проблема сохранения норм и традиций — больной вопрос больших виртуальных сообществ. Дело в том, что сетевые социумы в силу пространственной и темпоральной фрагментации существуют по принципу «здесь и сейчас». Если принять «по-коленческую» модель жизни сетевых сообщества и признать, что каждое из поколений в той или иной степени варится в собственном соку, становится понятна проблематичность нормативной преемственности. Положение не спасают и «долгожители» — их численность не превышает 2-7 % от общего количества. То есть, нормы и традиции социума с каждым «обновлением состава» изменяются, иной раз до полной противоположности [10].
Таким образом, в сетевых сообществах налицо отсутствие устоявшихся институционально закрепленных отношений. Можно констатировать, что механизм поддержки стабильности существования социума находится еще в процессе формирования. Информационно-коммуникативная среда вступила в особое состояние, которое характеризуется постоянной сетевой мобильностью. Рассредоточенность информационно-коммуникативной среды в пространстве и времени, за которой стоит фрагментация социума без его функциональной дифференциации и трансформации, выступает здесь способом поддержания относительной устойчивости целого, его воспроизводства в ненапряженном, «плохом», но привычном, так или иначе действующем виде.
Литература:
1. URL: www.pewinternet.org. См. сайт организации Pew Internet & American Life Project.
2. ГладаревБ.С. Повседневное пользование информационно-коммуникационными технологиями. // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 5. С. 39.
3. Влияние информатизации на молодёжную культуру. Отчет о социологическом исследовании. Курск, 2010.
4. Masuda, Y The information society as Postindustrial Society: World Future Society. Washington, D.C. USA, 1983. P. 139.
5. Информационная культура и социальные практики: современное состояние и противоречия. Отчет о социологическом исследовании. М., 2011.
6. Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа. Бердянск, 2001. С.252.
7. Новоженина О.В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации. / О.В.Новоженина // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. C.207.
8. См.: Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность / С.В.Бондаренко // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 12 (38). С. 32-39; URL:www.i-u.ru.: Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ [Электр. ресурс] / В.Нестеров // Русский Гуманитарный Интернет-Университет.
9. Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность. / С.В.Бондаренко // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. № 12 (38). С.33.
10. URL: www.i-u.ru. Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ [Электр. ресурс] / В.Нестеров // Русский Гуманитарный Интернет-Университет.
11. URL: www.i-u.ru. Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ [Электр. ресурс] / В.Нестеров // Русский Гуманитарный Интернет-Университет.
12. Шарков Ф.И. Современные механизмы повышения социальной ответственности и саморегулирования профессиональной журналистской деятельности // Коммуникология. 2015. Том 3. №1. С.55-65.
■ ■ ■ DEVELOPMENT OF VIRTUAL COMMUNITY NETWORKS IN THE INTERNET
Author: SHARKOV F.I.
SHARKOV Felix Izosimovich, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Vice Rector of the Academy of Labor and Social Relations, Deputy Dean of the Faculty of Journalism, head of the Department of Public Relations and Media Policy, the Institute of State Service and Administration, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Honored Worker of Science.
Address: 84, Vernadsky prospect, Moscow.
Tel. / Fax: +7 (499) 956-05-01. E-mail: sharkov_felix@mail.ru
Abstract:
The Internet has transformed the world. Mankind is increasingly beginning to abandon traditional public communications, favoring indirect methods of communication. This is facilitated by virtualization of the Internet space. Broadcasting now covers all corners of the earth, using various forms of content. The intensity of dissemination of information on the Internet and the vast number of electronic addresses that can be reached simultaneously leads to temptation of attribution of the Internet to the mass information media. However, it should be remembered that not all means of mass communication are the media of mass information. Mass information media should have — besides features
kommyhmkomrnq - communicology
that have means of mass communication — also periodicity, and be registered in the prescribed manner. While on the platform of the Internet, one can "build" any media (print and electronic), performing the above conditions. This means that they need to be registered and provide periodicity to the very process of content delivery to recipients. By its form, any formalized posted on sites, can be identical to those placed by online media (online newspaper, online magazine, Internet radio, Internet TV). Internet communities have real possibilities. They are interconnected by the information space (through the networks). These communities are characterized by dispersion and complexity of relationships since the individuals that make up each community are at the same time members of other, both real and virtual communities, and they are characterized by intergroup mobility. Thus, in the fragmented information and communication environment, multi-dimensional communities begin to exist, whose members have the quality of multiple membership.
In order to develop the rules online communities produce codes of conduct. For example, the "Code of Ethics of Internet commerce", establishes common rules and regulations to be followed by participants in e-commerce. By joining the online community of Internet commerce and adopting a code of ethics, the participant confirms that he is going to be responsible in accordance with the voluntarily assumed obligations of the Code. The ethics of professional conduct for members of the Code define the moral values that the participants undertake to protect by ways that do not violate the rights and freedoms of others.
Keywords: virtual community, social networking, actors communications, information and communication environment, subcultural social groups, online community
References
1. URL: www.pewinternet.org. Sm. sajt organizacii Pew Internet & American Life Project. [URL: www.pewinternet.org. Website of the organization Pew Internet & American Life Project].
2. Gladarev,B.S. Povsednevnoe pol'zovanie informacionno-kommunikacionnymi tehnologijami. // Teleskop: nabljudenija za povsednevnoj zhizn'ju peterburzhcev. 2004. № 5. S. 39. [Gladarev, B.S. Everyday use of information and communication technologies. // Telescope: observing everyday life of St. Petersburg residents. 2004. No. 5. P. 39].
3. Vliyanie informatizatsii na molodezhnuyu kulturu. Otchet o sotsiologicheskom issledovanii. Kursk, 2010. [Influence of informatization on the youth culture. Report of the sociological survey. Kursk, 2010].
4. Masuda, Y The information society as Postindustrial Society: World Future Society. — Washington: D.C. USA, 1983. P. 139.
5. Informatsionnaya kultura I sotsialnyye praktiki: sovremennoye sostoyaniye I protivorechiya.Otchet o sotsiologicheskom issledovanii. M., 2011. [Information culture and social practices: modern state and controversies. Report of the sociological survey. M., 2011].
6. Shcherbina V.N. Setevye soobshhestva v rakurse sociologicheskogo analiza. Berdyansk, 2001. S.252. [Shcherbina V. N. (2001) Online communities from the perspective of sociological analysis. Berdyansk. P. 252].
7. Novozhenina O.V. Internet kak novaya real'nost' i fenomen sovremennoy civilizacii / O.V.Novozhenina // Vliyanie Interneta na soznanie i strukturu znaniya. M., 2004. S.207.
[Novozhenina O. V. (2004) The Internet as a new reality and the phenomenon of modern civilization. / In: Novozhenina O.V. // Influence of the Internet on consciousness and knowledge structure. Moscow. P. 207].
8. Bondarenko S.V. Social'naya sistema kiberprostranstva kak novaya social'naya obshhnost' / S.V. Bondarenko // Nauchnaja mysl' Kavkaza. Prilozhenie. 2002. № 12 (38). S. 32-39; URL:www.i-u.ru.: Nesterov V. K voprosu o dinamike setevyh soobshhestv / V.Nesterov // Russkiy Gumanitarnyi Internet-Universitet. [See: Bondarenko S. V. Social system of cyberspace as a new social community / S. V. Bondarenko S.V. // Scientific thought of Caucasus. App. 2002. No. 12 (38). P. 32-39; URL:www.i-u.ru.: Nesterov V. on the dynamics of network communities / Nesterov, V. // Russian Humanitarian Internet-University].
9. Bondarenko S.V. Social'naya sistema kiberprostranstva kak novaja social'naja obshhnost' / S.V.Bondarenko // Nauchnaja mysl' Kavkaza. Prilozhenie. 2002. № 12 (38). S.33. [Bondarenko S. V. Social system of cyberspace as a new social community / S. V. Bondarenko // Scientific thought of Caucasus. App. 2002. No. 12 (38). P. 33].
10. URL: www.i-u.ru.Nesterov V. K voprosu o dinamike setevyh soobshhestv [Jelektr. resurs] / V.Nesterov // Russkij Gumanitarnyj Internet-Universitet. [URL: www.i-u.ru. Nesterov V. On the dynamics of network communities. // Nesterov V. Russian Humanitarian Internet-University].
11. URL: www.i-u.ru.Nesterov V. K voprosu o dinamike setevyh soobshhestv [Jelektr resurs] / V.Nesterov // Russkij Gumanitarnyj Internet-Universitet. [URL: www.i-u.ru. Nesterov V. On the dynamics of network communities. // Nesterov V. Russian Humanitarian Internet-University].
12. Sharkov F.I. Sovremennye mehanizmy povysheniya social'noy otvetstvennosti i samoregulirovanija professional'noj zhurnalistskoj dejatel'nosti // Kommunikologiya. 2015. Tom 3. №1. S. 55-65. [Sharkov F. I. 'Modern mechanisms of increase of social responsibility and self-regulation of journalists' professional activity' // Communicology. 2015. Volume 3. No. 1. P. 55-65].