Научная статья на тему 'Культурное пространство города в сетевых средствах массовой информации'

Культурное пространство города в сетевых средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2248
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / CULTURAL SPACE OF A CITY / INFORMATION COMMUNICATIONS / NETWORK COMMUNITY / MASS MEDIA / A NETWORK THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губанков Антон Николаевич

Сетевые средства массовой информации, к которым относятся в первую очередь сайты газет, журналов, радиостанций и телеканалов, в значительной мере определяют «лицо» и «душу» современного города. В статье сетевая информационная коммуникация рассмотрена как особая культурная форма; проанализированы основные функции сетевой информационной коммуникации; описана социокультурная структура сетевых СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural space of a city in network mass media

Network mass media which sites of newspapers concern first of all, magazines, radio stations and television channels, appreciably defines «person» and «soul» of a modern city. In article network information communications are considered as the special cultural form; the basic functions of network information communications are analysed; the socio-cultural structure of network mass-media is described.

Текст научной работы на тему «Культурное пространство города в сетевых средствах массовой информации»

УДК 070:004.738.5

А. Н.Губанков

Культурное пространство города в сетевых средствах массовой информации

Сетевые средства массовой информации, к которым относятся в первую очередь сайты газет, журналов, радиостанций и телеканалов, в значительной мере определяют «лицо» и «душу» современного города. В статье сетевая информационная коммуникация рассмотрена как особая культурная форма; проанализированы основные функции сетевой информационной коммуникации; описана социокультурная структура сетевых СМИ.

Ключевые слова: культурное пространство города, информационная коммуникация, сетевое сообщество, средства массовой информации, сеть Интернет

Anton Gubankov

Cultural space of a city in network mass media

Network mass media which sites of newspapers concern first of all, magazines, radio stations and television channels, appreciably defines «person» and «soul» of a modern city. In article network information communications are considered as the special cultural form; the basic functions of network information communications are analysed; the socio-cultural structure of network mass-media is described.

Keywords: cultural space of a city, information communications, network community, mass media, a network the Internet

Во второй половине XX в. установка на прогресс, прежде всего технологический, и экономическую эффективность обусловила доминирование цифрового способа кодификации информации. Его основные принципы - антииерархичность и нелинейность - воплощены в образе Ризомы (Ж. Делез, Ф. Гваттари1), отражающий устройство сети Интернет. Ризома представляет собой незамкнутую, неструктурированную, неиерархизированную, подвижно организованную систему с децентрированным центром и множеством выходов, все точки которой связаны между собой нелинейными связями. Если ранее, до конца ХХ - начала XXI в. культурное пространство выступало как сегментированное, радиальное, центростремительное, то теперь ведущими становятся недифференцированные структуры с принципиальным отсутствием иерархичности и линейной детерминированности процессов и явлений. Ведущим стал принцип множественности, уравнивания - семантического и аксиологического - всех входящих в культуру компонентов, которое проецируется на искусство, науку, политику, философию.

Понятие «сетевые СМИ» описывает ту новую электронную коммуникативную и информационную систему, которая начала формироваться во второй половине 1990-х гг. из слияния глобализованных и ориентированных на индивидуальные заказы СМИ и компьютерной коммуникации; характеризующаяся, с одной стороны,

интеграцией различных технических средств, с другой, - интерактивным потенциалом.

С активизацией виртуальной реальности стало очевидным противопоставление «традиционных» средств массовой информации «новым», и границы этого противопоставления на сегодняшний день являются довольно размытыми, а определение категорий «сетевые СМИ» или «интернет-СМИ» продолжает оставаться дискуссионными. Интернет, в подобной трактовке, предстает как коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе. Если распространение печатных изданий на Западе привело к созданию того, что М. Маклюэн назвал «галактикой Гутенберга»2, то мы сейчас вступаем в новый мир коммуникаций - Галактику Интернет.

Создание интернет-ресурсов офлайновых СМИ приводит к эффекту увеличения аудитории, имеющего как коммерческое, так и социальное значение: Интернет выполняет и функцию доставки контента3 отдельным группам аудитории; в зависимости от целей ресурса, может усугублять тенденцию фрагментации аудитории или, наоборот, кристаллизовать ее вокруг разных каналов одного и того же бренда. Практически все центральные периодические издания сегодня уже имеют электронные версии, привлекая рекламодателей и расширяя аудиторию. Уже не один год такие газеты, как «Аргументы и факты».

«Известия», издания группы «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Московские новости» и многие другие имеют сетевые аналоги в виртуальном пространстве. Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов - это практически неограниченный тираж и относительная дешевизна. Часто электронные версии газет и журналов появляются на сервере и оказываются доступными читателям тогда, когда их печатные аналоги еще только подписываются к выходу в свет. Это значит, что повышается оперативность информирования читателя, что для печатных изданий, уступающих в оперативности электронной прессе, немаловажно. Однако главное достоинство всех сетевых СМИ - их интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме.

Сетевые СМИ в рамках электронных средств массовой информации представляют собой особый класс СМИ, в наибольшей степени отвечающий определению «мультимедиа-СМИ», охватывающий все большее количество территорий информационно-коммуникационного поля, предоставляющий информационный продукт максимальному числу людей. Следует отметить при этом, что российское законодательство, регулирующее вопросы СМИ, все еще не определило структуру Интернета и сетевых средств массовой информации. Оно не дает ни определения интернет-сайту, ни четких и однозначных критериев, по которым тот или иной сетевой ресурс можно было бы классифицировать как СМИ. Сайт не может считаться печатным изданием, радио, теле- или видеопрограммой, кинохроникальной программой. К нему также нельзя применить определение «информационного агентства», так как сайт, в отличие от агентства, является не субъектом, а объектом права. У веб-сайта отсутствует тираж, он не распространяет продукцию в виде «печатных сообщений, материалов, изображений». И единственным очевидным критерием, позволяющим считать веб-ресурс СМИ, является его самоопределение, т. е. добровольная просьба владельца ресурса применить к нему соответствующий правовой режим.

Между тем очевидно, что сам Интернет, глобальная Сеть намного шире понятия «средства массовой информации». Это коммуникативная среда, которую СМИ могут использовать в качестве инструмента для создания или наращивания собственного «тела». В большинстве случаев Сеть есть не что иное как продолжение повседневной коммуникации иными средствами - средствами электронной цивилизации. Одна из особенностей Интернета заключается в том, что он существенно увеличивает степень

публичности повседневных высказываний. Например, интернет-форум или чат - открытый аналог «кухонного диспута», интернет-блог -открытый аналог дневника. Речь идет о новой информационной культуре с новой трактовкой категории публичности. За обычным социальным взаимодействием и инструментальным использованием интернет-коммуникации исследователи обнаружили феномен формирования виртуальных сообществ. Под ними понимается самоорганизующаяся электронная сеть интерактивных коммуникаций, объединенная вокруг общих интересов или целей. Это в свое время предвидел Э. Тоффлер: «Общество, быстро расколовшееся на уровне ценностей и стиля жизни, изменяет все прежние интеграционные механизмы и требует совершенно новой основы для воссоздания»4. Конечно, старые основы не исчезли, но расширение круга коммуникаций, особенно ранее не виданных технологий, действительно заставило потесниться традиционные идентичности. У новых, «виртуальных», есть то преимущество, что они, как правило, открыты для всех, тогда как в реальные сообщества войти бывает непросто.

Новую систему коммуникаций, основанную на цифровой, сетевой интеграции множества видов коммуникации, характеризует ее включение и охват ею всех проявлений культуры. Благодаря ее существованию, все виды сообщений в обществе нового типа работают в бинарном режиме: присутствие или отсутствие в коммуникационной мультимедиасистеме. Только присутствие в этой интегрированной системе позволяет передать и интерпретировать сообщение. Все прочие сообщения сведены к индивидуальному воображению или к все более маргинализующимся субкультурам, где господствуют личные контакты. С точки зрения современного общества, коммуникация на электронной основе (типографская, аудиовизуальная или компьютерная) и есть коммуникация. Однако из этого не следует, что идет процесс гомогенизации проявлений культуры и полное господство над кодами со стороны нескольких отправителей, занимающих центральное положение. Именно из-за диверсифицированности, мультимодальности и неустойчивости новой коммуникационной системы она способна охватывать и интегрировать все формы выражения так же, как и разнообразие интересов, ценностей и воображения, включая и выражение социальных конфликтов. По мнению Кастельса, возведение барьеров на пути входа в эту коммуникационную систему и создание паролей для циркуляции и распространения сообщений через систему есть решающие события куль-

турной борьбы за новое общество, результаты которой предопределят судьбу символически опосредованных конфликтов, которые разразятся в новой исторической среде5.

Говоря о логике выделения сетевых СМИ среди всех ресурсов Интернета, прежде всего следует отделить их от тех ресурсов, цели деятельности которых не информационные, а непосредственное обслуживание деятельности других видов: это вся электронная коммерция, совпадающая с торговыми и финансовыми операциями; поисковые системы -инструмент для поиска информации в Сети. «Неподвижность», т. е. нацеленность на хранение и выдачу по запросу, а не на организацию потока новостей, свойственна электронным библиотекам и подобным им ресурсам. СМИ, в противоположность им, нацелены на постоянное обновление и привязку информации ко времени свершения событий, на обеспечение возможности для общества своевременно и по возможности синхронно реагировать на происходящее. Сетевые средства массовой информации отличаются от таких средств общения, как e-mail (электронная почта) и ICQ (система мгновенного обмена сообщениями), где распространение информации «привязано» к конкретному адресату, т. е. канал не открытый, а адресат не анонимный. Хотя это не отменяет возможности использования рассылки как одной из дополнительных услуг СМИ. Нет оснований относить к СМИ персональные и корпоративные презентационные сайты, чье назначение - формирование положительного имиджа владельцев, в том числе и информирование о них, а контент, соответственно, ограничивается рамками деятельности этих владельцев. Система критериев должна охватывать все существенные стороны процесса коммуникации - ее участников, содержание информации и организацию обмена ею, а также искомые и реальные результаты функционирования6.

Следует отметить, что содержательно сетевая информационная коммуникация выполняет весьма важные функции в обществе. Среди них можно выделить следующие:

1) Ориентационную функцию, дающую потребителю информации ориентиры социокультурного пространства, жизнедеятельности человека в ходе социализации в рамках данного сообщества или человечества в целом, формирующую его жизненные и ценностные ориентации и установки, задающую критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и т. п. Ориентационная функция помогает субъектам культуры ориентироваться в окружающем

их пространстве, инкультурирует их в систему жизненных ориентаций, доминирующих в данное время;

2) Инновационную функцию, несущую новые для потребителя информации знания о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, технологиях и нормах осуществления какой-либо деятельности, актах поведения и взаимодействия, языках, знаках и средствах сетевой коммуникации, т. е. расширяющую его социальный опыт. Инновационная функция выражается в приобщении субъектов культуры к новым формам знания и опыта;

3) Стимуляционную или мобилизующую функцию, формирующую и изменяющую мотивы социальной активности людей, актуализируя знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности и усиливая стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных запросов. Стимуляционная функция воздействует на активность субъектов культуры, объективирует их потенциал, активизирует их внутренние ресурсы;

4) Корреляционную функцию, уточняющую или обновляющую отдельные параметры различных выше видов знания (повседневного, научного, экспертного), ориентаций и стимулов. Корреляционная функция помогает уточнить отдельные параметры культурной деятельности, детализирует и конкретизирует более частные аспекты знаний, ориентаций и стимулов7.

Значительная часть знаний о мире поступает к человеку через язык. Огромная роль языка в познании обусловлена тем, что мир познается через тексты. Именно текстовая форма обеспечивает доступ вербальной информации к когнитивным структурам индивида. Сущность коммуникационных процессов состоит в создании текста - модели фрагмента реальности и обеспечении возникновения медиа-коммуника-тивной ситуации, в результате чего модель ситуации интериоризируется когнитивной системой человека: «мы понимаем текст, только если мы понимаем ситуацию, о которой идет речь, т. е., если у нас есть модель этого текста»8.

Следуя такой логике, сетевую информационную коммуникацию можно рассматривать как особую культурную форму, отражающую процессы воспроизводства объектов, явлений или процессов. Различают культурные формы, для которых семантическая (знаковая) функция является основной: естественные и искусственные языки, церемониальное и сигнальное поведение, обряды и ритуалы, художественные образы и др., и формы, для которых знаковая функция является дополнительной. Выявление

природы, сущности и основных характеристик сетевой информационной коммуникации позволяет определить, как под влиянием масс-медиа формируется картина мира индивида. Основной механизм формирования картины мира индивида - создание медиа-коммуникативного события, являющегося результатом взаимодействия медиа-текста и сознания.

Именно поэтому, с нашей точки зрения, система сетевых СМИ, с одной стороны, являясь глобальной и бесконечной, с другой - довольно четко ограничена рамками региональных пространств. Сегодня сетевые средства массовой информации в значительной мере определяют и «лицо», и «душу» города. В качестве примера можно привести сетевые СМИ, воспроизводящие культурное пространство Петербурга. Их можно подразделить на несколько групп: сайты газет, сайты журналов, сайты радиостанций и сайты телеканалов.

«Электронные» газеты бывают двух видов:

а) имеющие печатную версию, т. е. фактически саму газету в ее привычном понимании;

б) интернет-газеты, не имеющие собственного напечатанного тиража. Следует заметить, что изначально газеты появились как печатное издание, а затем уже приобрели свою интернет-версию. Поэтому поиск конкретной информации, с одной стороны, стал проще (нет необходимости пролистывать подшивки), с другой - некоторые сайты имеют не самую удобную поисковую систему или текущая информация «зарыта» в недра страницы.

Основная группа «печатных» газет города предоставляет культурную информацию в виде афиши или краткого описания основных культурных событий по категориям: театральные премьеры, концерты, выставки, кинофестивали, музыкальные фестивали, балет, фотоконкурсы, книжные новинки. В этих газетах содержатся интервью с известными людьми, обычно приуроченные к какому-то событию, или статьи о профессиональной деятельности и жизни «звезд», «кумиров», «богемы». К таким изданиям относятся: «Метро», «Мой район», «Санкт-Петербургский дневник» (еженедельное издание Правительства Санкт-Петербурга), «Смена», «Невское время», «Коммерсант в Санкт-Петербурге», «Деловой Петербург», «Ведомости». Сайт газеты «Ведомости» предлагает посетителям развернутую информацию по различным тематикам. Так, в рубрике «Культура» имеются подрубрики: «Взгляд из Эрмитажа», которая содержит статьи директора Государственного музея Эрмитаж о выставках, о культуре; «Модный дом» - статьи о культуре современной одежды, модных коллекциях и т. д.;

«Язык наш» - о забытых выражениях, новых словах, об экзаменах по литературе и т. п.; «Афиша». Некоторые издания, такие как «Ленинградская правда», «Новая газета», не имеют отдельной рубрики, содержащей информацию о культуре, а подают значимые культурные события в общем потоке новостей.

«Интернет-газеты» представлены сайтами «Газета СПб», «Фонтанка.ру», «Санкт-Петербург. Ру». Издания «Фонтанка.ру» и «Санкт-Петербург. Ру» предлагают посетителям ознакомиться с афишей на предстоящую неделю. Все сайты имеют отдельную страницу, посвященную культуре: раздел «Культурный Петербург» на «Санкт-Петербург.ру»; «Культура & Шоу» на «Газета СПб»; «Культурная столица» на «Фонтанка. ру». Эта страница представляет статьи на различные темы: новости музеев, обзор фестивалей, освещение подготовки к концертам и самих концертов отечественных и зарубежных звезд, кинопремьеры, театральные новинки, гастроли театров, новости шоу-бизнеса за рубежом, юбилеи, реставрационные работы объектов культуры, статьи о жизни звезд и т. д.

Вторая из выделенных нами групп сетевых средств массовой информации - журналы. В этой группе также есть разделение на издания: имеющие печатную версию и не имеющие таковой. Имеющие печатную версию по своей тематике мы можем подразделить на:

A)бизнес-журналы (Top-Manager, Business Woman);

Б) журналы «свободного времени» («Собака. ру» (журнал о людях в Петербурге), «Beauty code» (женский журнал для умных и стильных) и «Freetime»);

B) журналы о культуре («Петербургский театральный журнал», «Петербургский художник»).

Третья выделенная нами группа сетевых средств массовой информации - сайты радиостанций. В интернет-пространстве Петербурга насчитывается 26 радиостанций9. Основное их число дает культурную информацию в виде афиши: Эльдорадио, Наше радио, Европа плюс, Радио зенит. Новости культуры (в основном того музыкального стиля, на который ориентирована радиостанция) передаются в общем потоке новостей на: радио Рекорд, радио Метро, Эльдорадио, Наше радио, радио Балтика, Бизнес FM, Кекс FM, Европа плюс, радио Хит, радио Максимум, Монте-Карло, Шансон, Питер FM, Ретро FM, Авторадио, Русское радио, DFM, Юмор FM, Дорожное радио, Love радио. Все эти сайты позволяют слушать прямой эфир, не имеют архивов для прослушивания или текстовой версии программ.

В отдельную группу выделим четыре радиостанции, дающие развернутую культурную ин-

формацию: радио «Россия - Санкт-Петербург», «Эрмитаж», Интернет-радио «Град Петров» (не имеет выделенной частоты) и «Эхо Москвы» в Санкт-Петербурге. Передачи «Радио России» можно не только послушать в прямом эфире, но и прочитать стенограмму. «Эхо Москвы» размещает на сайте архив передач, и их можно прослушать и после эфира. Радио «Эрмитаж» и Интернет-радио «Град Петров» дают возможность слушать прямой эфир через Интернет, но никаких архивов в открытом доступе не предоставляют.

Последняя, пятая группа интернет-СМИ, воспроизводящих культурное пространство Санкт-Петербурга, - сайты телеканалов. Эта группа представлена телеканалами «Россия - Санкт-Петербург», «Культура», «5 Канал», «ТВ 100», «Рен ТВ Петербург».

На канале «Россия» ежедневно выходит 10-минутный выпуск программы «Новости культуры - Санкт-Петербург» с Анной Фрадкиной. На остальных каналах новости культуры передаются совместно с общими новостями. При этом хотелось бы отметить, что основная часть передач представляет собой рассказ от лица автора программы или небольшой документальный фильм. Небольшое количество передач представлено в форме ток-шоу. Все телеканалы можно смотреть в прямом эфире через интернет-страницы.

Отдельно стоит выделить телеканал «Рен ТВ Петербург». На канале имеется программа «Петербургский телетекст». Ежедневно до 400 страниц телетекста на разные темы, в том числе рубрики «Театры Петербурга», «Музеи Петербурга», «На досуге». Лучшие статьи размещены на сайте.

Вне зависимости от конкретного вида и специфики интерпретации культурного пространства города, тексты сетевых СМИ представляют собой социально значимые сообщения, превалирующие в современной петербургской среде над всеми другими видами текстов. На начало 2011 г. статистика посещения этих сайтов измеряется сотнями тысяч человек. Медиа-текст как элемент, конституирующий массовую коммуникацию, структурирует медиа-коммуника-тивное событие, его специфические признаки детерминируются и социумом, и индивидом. Картина мира жителей Петербурга, таким образом, формируется под влиянием сетевых СМИ, однако, несомненно то, что индивидуальные картины мира вследствие этого не становятся унифицированными. Наличие множества информационных источников, ориентированных на различные социальные группы, обусловливает поддержание плюрализма репрезентаций реальности в информационном поле.

Языковые и образные структуры в сети формируются посредством широких возможностей символической манипуляции, которая сводится к действиями со знаками (обозначение тех или иных явлений теми или иными знаками, имеющими уже сложившиеся смысловые значения или эмоциональную окраску), действия со значениями (использование отдельных слов таким образом, что они приобретают значение, не совпадающее с первоначальным, а иногда и прямо противоречащее ему), действия со структурой сообщения (умолчание о событиях, искажение информации, прямая ложь и так далее), действия с образами (создание целостных художественных образов лиц, явлений, событий и операции с ними).

Включение большинства культурных полей в интегрированную коммуникационную систему, коренящуюся в сетевом производстве, распределении и обмене сигналов, имеет важные последствия для социальных форм и процессов. Оно значительно ослабляет символическую власть традиционных отправителей сообщений, внешних по отношению к системе; власть, передаваемую через исторически закодированные социальные привычки: религию, мораль, авторитет, традиционные ценности, политическую идеологию. Они не исчезают, но слабеют, если не воспроизводят себя вновь в новой системе, где их власть умножается с помощью электронной материализации духовно передаваемых привычек: электронные проповеди и интерактивные фундаменталистские сети есть более эффективная, более «въедливая» форма индоктринации в наших обществах, чем воздействие отдаленного харизматического авторитета при личных контактах10.

Подобное понимание разнородности мировосприятия индивида, несмотря на схожие информационные потоки, можно проследить, обратившись к теории американского и немецкого социологов П. Бергера и Т. Лукмана о социальном конструировании реальности. Исследователи указывают, что повседневная жизнь как объект социологического анализа «представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира»11. Для членов того или иного общества мир повседневной жизни является само собой разумеющейся реальностью, которая создается в их мыслях и действиях. Основой такого знания обыденной жизни является процесс объективации субъективных процессов и смыслов, с помощью которых конструируется интерсубъективный повседневный мир. Данный процесс возможен благодаря интенциональности сознания (оно

всегда направлено на предметы или предполагает их) и обусловливает множественность реальностей для членов общества.

В результате накопления индивидуальных и групповых представлений о реальности повседневной жизни, объективированных, главным образом, в языке, составляется социальный запас знания, «передающийся от поколения к поколению, доступный индивиду в повседневной жизни. Я живу в обыденном мире повседневной жизни, имея специфические системы знания. Кроме того, я знаю, что другие разделяют по крайней мере часть этого знания, и они знают, что я это знаю. Поэтому на мое взаимодействие с другими в повседневной жизни постоянно оказывает влияние наша общая причастность к доступному нам социальному запасу знания»12.

В данном контексте сетевые СМИ представляют собой особый культурный феномен, непосредственно связанный в силу своей доступности и распространенности с процессами формирования повседневности индивидов и социальных групп. Доступность и распространенность, в свою очередь, описываются не только и не столько экономически и географически, сколько посредством таких специфических свойств, как гипертекстуальность, мультимедий-ность и интерактивность сетевых СМИ.

Гипертекстуальность предоставляет уникальные возможности, как производителям, так и потребителям медиапродукта. Первым -повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым - читать текст не только линейно, как на бумаге, но также просматривать его вглубь, воспользовавшись альтернативными источниками, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов.

Мультимедийность означает возможность передачи сообщений в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной. Понятие «мультимедиа» возникло в 1990-е гг. как материальная реализация идеи медиаконвергенции, т. е. слиянии всех каналов передачи информации - периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета - в одно целое. По меткому определению М. Кастельса, это такой «волшебный ящик», который мог бы открывать «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах»13.

Интерактивность предполагает многосторонний информационный обмен с потребителем информации, продукции, причем, как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом. Интерактивность, с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса, может иметь четыре основные конфигурации:

- от одного - к одному (например, возможность пользователю написать по электронной почте письмо журналисту или редактору);

- от одного - ко многим (например, журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо, используя лист рассылки);

- от многих - к одному (например, когда пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне: «задай вопрос президенту/депутату/писателю и т. п.», интервью);

- от многих ко многим (например, участие в форуме).

Подчеркнем, что принципиальное отличие интерактивности в интернет-СМИ от интерактивных взаимодействий с аудиторией, используемых традиционными медиаканалами, состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде: не «газета» - «почта», или «радио» - «телефон», а «Интернет» - «Интернет». При этом общение может принимать режим реального времени (онлайн характер).

Благодаря этим уникальным свойствам, которые предоставляют технологии Интернета, сетевые СМИ могут расширить не только объемы информации, но и ее содержание; выразить смысл послания с помощью разных кодов общения; использовать для работы с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене, наконец, сконструировать и представить культурологическое поле современного социума.

Наиболее значимой из особых характеристик сетевых СМИ, на наш взгляд, следует считать интерактивность. Взаимодействие или обратная связь, осуществляемая в процессе интерактивной коммуникации, позволяет индивиду выбирать в СМИ любой информационный дискурс (работа, новости, досуг, покупки, знакомства и т. д.) по своему усмотрению. Традиционные СМИ отображают ограниченное социальными, политическими, экономическими факторами информационное поле, тогда как сетевые ресурсы дают право самостоятельного конструирования «пакета» данных, необходимого человеку в той или иной жизненной ситуации.

Обмен мнениями - интерактивность - обладает существенной культурологической спецификой. Формирование картины миры индивида происходит посредством процессов социализации и инкультурации. И если социализация представляет собой процесс усвоения социальных законов, навыков, знаний, то инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимо-

обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой -человек сам влияет на свою культуру. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. Таким образом, сетевые средства массовой информации в большей степени, чем традиционные, ориентированы на диалоговую модель воспроизводства культурного пространства.

Исходя из рассмотренных свойств и характеристик сетевых средств массовой информации мы можем сформулировать их определение. Под сетевыми СМИ мы будем понимать систематически обновляющийся виртуально организованный в интернет-пространстве набор сообщений, обладающих свойствами гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности и активизирующих коммуникативные потоки диалогового характера и развитие массовой культуры.

Сетевые СМИ в современном коммуникативном пространстве поддерживают особую социокультурную структуру, характеризующуюся рядом черт, отражающих их культурную специфику. Эти черты следующие:

1) Широкая социальная и культурная дифференциация, ведущая к сегментации пользователей/зрителей, читателей/слушателей. Сообщения не только сегментированы по рынкам, следуя стратегиям отправителей, но также все больше диверсифицируются пользователями, захватывающими сообразно своим интересам преимущества интерактивных возможностей. Как метафорически выражается Кастельс, в новой системе «лучшее время - это мое время»14. Новые медиа XXI в. еще раз существенно расширили планетарно-масштабные возможности коммуникации. Тем самым они обострили проблему селекции, на что общество реагирует, с одной стороны, организацией, а с другой

- индивидуализацией: они разъединяют единство коммуникации способом, который еще несколько десятилетий ранее казался невозможным. Это повышает значимость дифференции медиума и формы. Вместе с тем, сетевые СМИ имеют, безусловно, свою целевую социально-демографическую группу, которая отличается от аудитории традиционных СМИ по ряду параметров. Так, в количественном отношении она существенно меньше, при этом моложе, более состоятельна и образованна, имеет некоторые особенности информационного поведения. Зоны информационного внимания этих СМИ отличаются как универсализмом, так и предельной специализацией, обслуживающей интересы определенных сегментов аудитории;

2) Изменение социальной стратификации среди пользователей. Выбор мультимедиа ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа, и странами с достаточным рыночным потенциалом, решающими в использовании взаимодействия для блага каждого пользователя, но и культурными, образовательными различиями. Информация о том, «куда смотреть», и знание о том, как использовать сообщение, будут существенны для подлинного восприятия системы, отличной от стандартно настроенных СМИ. Таким образом, мир сетевых СМИ состоит из двух различными групп пользователей: взаимодействующей и включенной во взаимодействие - теми, кто способен выбирать свои мультинаправленные цепи коммуникации, и теми, кого будут снабжать ограниченным количеством заранее «упакованных» вариантов выбора. Унифицирующая культурная власть массового телевидения заменяется сегодня социально стратифицированной дифференциацией, ведущей к сосуществованию культурно настроенных СМИ и интерактивной электронной коммуникационной сети сообществ, которые сами выбирают себя на эти роли;

3) Коммуникация всех видов сообщений в одной и той же системе, даже если система интерактивна и селективна, индуцирует интеграцию всех видов сообщений в общей когнитивной структуре15. С точки зрения пользователя, выбор разных сообщений в одной и той же коммуникационной форме при легком переключении с одного на другое сокращает ментальное расстояние между различными источниками когнитивной и сенсорной включенности. Самые большие возможности сотрудничества открываются с точки зрения общения журналистов с аудиторией и пользователей между собой. Используя Интернет, аудитория может влиять на контент, на планы оффлайновой редакции, т. е. участвовать в том, что называется социальным контролем за СМИ;

4) Сетевые СМИ охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых «элитарных» до самых «массовых», соединяются в этой коммуникационной вселенной, которая связывает в гигантском историческом супертексте прошлые, настоящие и будущие проявления коммуникативной мысли16. Действуя подобным образом, сетевые СМИ строят новую символическую культурологическую среду, делая виртуальность реальностью;

5) Особый язык компьютерной коммуникации как нового средства массовой информации, который для некоторых исследователей представляет собой «реванш» письменности,

возвращение к типографскому мышлению и восстановление конструируемого рационального дискурса17. Для других, напротив, неформальность, спонтанность и анонимность нового средства стимулируют новую форму устной речи, выраженной электронным текстом.

Особенность, уникальность отобранной индивидом информации с помощью сетевых СМИ несет в себе специфику культурного пространства, культурного окружения, культурного поля в целом. Коммуникация, в данной связи, определяет формирование культуры, поскольку, как пишет Н. Постмен, «мы видим реальность не такой, как она есть, но такой, как наши языки позволяют нам ее видеть. А наши языки - это наши средства массовой информации. Наши СМИ - это наши метафоры. Наши метафоры создают содержание нашей культуры»18. Поскольку культура вводится и передается посредством коммуникации, сами культуры, т. е. исторически построенные системы верований и кодов, под влиянием новой технологической системы подвергаются фундаментальному преобразованию - с течением времени все больше и больше. Такая система еще не полностью заняла свое место, и в ближайшие годы ее развитие будет проходить неравномерно как во времени, так и в географическом пространстве. Однако несомненно, что она разовьется и охватит, по меньшей мере, доминирующие сферы деятельности и ведущие сегменты всей планеты. Более того, в отдельных фрагментах и элементах она уже присутствует в новой системе СМИ, в быстро меняющихся телекоммуникационных системах, в сетях взаимодействий, уже сформированных вокруг Интернета, в воображении людей, в политике правительств, на чертежных досках в штаб-квартирах корпораций. Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется ее глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации, и ее потенциальная интерактивность уже меняет нашу культуру и изменит ее необратимо19.

В этой связи возникает вопрос о степени доверия сетевым СМИ, доверия электронным сообществам. На сегодняшний день, несмотря на то, что интернет-технологии, а, следовательно, электронные коммуникации постоянно увеличиваются, традиционные информационные каналы все еще более активно используются обществом. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения на период конца 2008 г., интернет-СМИ доверяют только 23% россиян (16% скорее доверяют, 7% - вполне доверяют). Подобное мнение, чаще всего высказывают москвичи и петербуржцы - жители крупных мегаполисов (43%). 16% сообщают противоположное мнение - 10% скорее не доверяют, 6%

совершенно не доверяют этому источнику. При этом половина россиян (51%) Интернетом не пользуется вообще20.

В свою очередь, россияне больше всего доверяют центральному телевидению (70%), причем 44% скорее доверяют, 26% вполне доверяют этому виду СМИ. На втором месте в рейтинге доверия - региональное, местное телевидение (63%), из них 40% скорее доверяют ему, 23% -вполне доверяют. Далее следует центральная пресса - 50% доверяют этому виду СМИ (35% скорее доверяют, 15% вполне доверяют)21. Таким образом, коэффициент доверия к традиционным СМИ выше, чем к сетевым, причем на активное использование именно электронных источников информации, безусловно, влияет специфика культурологического пространства (большинство использующих Интернет - жители крупных городов, таких как Санкт-Петербург и Москва).

С нашей точки зрения, противоречие между массовостью распространения сетевых СМИ и низкой степенью доверия к ним является значимой проблемной культурологической характеристикой сетевых средств массовой информации. С одной стороны, возникшая коммуникационная система, которая в противоположность историческому опыту прошлого создает реальную виртуальность, - это система, в которой сама реальность (материальное, символическое существование людей) полностью погружена в виртуальные образы, в «выдуманный» мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом. Все сообщения всех видов заключены в средстве, ибо средство стало настолько всеобъемлющим, настолько разнообразным, что сосредотачивает в одном и том же мультимедиатексте целостность человеческого опыта, как в уникальной точке Вселенной.

С другой стороны, новая коммуникационная система и сетевые СМИ как элемент этой системы радикально трансформируют природное, социокультурное пространство, время - фундаментальные измерения человеческой жизни. Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и группируются в функциональные сети или в образные коллажи, представляя теперь пространство потоков, заменяющее пространство мест. Время трансформируется в новой коммуникационной системе, принимает любые формы: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении. Основой новой культуры становится, по выражению Кастельса, «...пространство потоков и

вневременное время. Эта культура перекрывает и включает разнообразие передававшихся в истории систем отображения; это культура реальной виртуальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания»22.

С развитием сетевых средств массовой информации неимоверно усложняются процессы воспроизводства культурного пространства города, организованного по принципу палимпсеста, множественности «слоев». Для того чтобы это воспроизводство имело не хаотичный, а более или менее упорядоченный характер, необходимы субъекты, ответственные за данные процессы. Такими субъектами, с нашей точки зрения, являются как «типичные» участники сетевой коммуникации (интернет-журналисты, администраторы и редакторы сайтов, инернет-пользователи), так и городская культурная элита, которая по профессиональному и личному призванию наиболее чувствительна к кризису культурного воспроизводства. Создаваемая сегодня человеком семиотическая и символическая среда начинает постепенно заменять традиционно оппозиционную культуре природу, становится новой онтологической реальностью, обладающей собственными онтологическими характеристиками, и без участия действующего субъекта, способного контролировать и направлять смысл происходящего, эти процессы могут приобрести хаотический характер.

Примечания

1 Гваттари Ф., Делез Ж. Ризома («Тысяча плато». Гл. 1) // Восток: альм. 2005. № 11/12 (35/36), нояб.-дек. URL: http:// www.situation.ru/app/ j_art_1023.htm (дата обращения: 27.05.2011).

2 В своей монографии «Галактика Гутенберга» Ма-клюэн попытался дать ответ на вопрос: каким образом

коммуникационные технологии, преимущественно письменность и книгопечатание, влияют на организацию когнитивных процессов в обществе.

3 Контент - информационно значимое наполнение Интернета: тексты, графика, мультимедиа.

4 Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2003. С. 349.

5 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 470.

6 Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета / МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. журналистики. М., 2005. С. 40.

7 Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Акад. проект, 2000. С. 19б.

8 Там же. С. 201.

9 Данные на сентябрь 2010 г.

10 Там же. С. 297.

11 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Рутке-вич. М.: Медиум. 1995. С. 38.

12 Там же. С. 72.

13 Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. .220.

14 Кастельс М. Информационная эпоха... С. 279.

15 Там же. С. 280.

16 Там же. С. 282.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Там же. С. 290.

18 Postman N. Amusing ourselves to death: public discourse in the age of show business. New York: Viking, 1985. P. 15.

19 Кастельс М. Галактика Интернет. С. 78.

20 Информация СМИ или слухи - чему больше доверяют россияне?: пресс-выпуск № 1121 // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. 2008. 1б дек. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/ single/11129.html (дата обращения 27.05.2011).

21 Там же.

22 Кастельс М. Галактика Интернет. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.