Научная статья на тему 'Сетевые компьютерные технологии в обучении устной речи и аудированию'

Сетевые компьютерные технологии в обучении устной речи и аудированию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСТНАЯ РЕЧЬ / АУДИРОВАНИЕ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / COMPUTER NETWORK TECHNOLOGIES / SPOKEN LANGUAGE / LISTENING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ташева Умида Темуровна

Сегодняшний процесс образования обусловлен стремительным развитием компьютерной техники и современных методов обучения иностранному языку. В связи с этим в статье проведен анализ важных аспектов преподавания русского языка как иностранного (устная речь и аудирование) в контексте применения сетевых компьютерных технологий. Рассмотрены основные трудности использования сетевых программ и средств коммуникации в процессе аудирования русской речи как иностранного языка. В статье приведены примеры программ и сетевых компьютерных технологий, которыми можно обогатить аудиторные занятия и процесс самоподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKED COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING OF SPEECH AND AUDITING

The current education process is due to the rapid development of computer technology and modern methods of teaching a foreign language. In this regard, the article analyzes important aspects of teaching Russian as a foreign language (speaking and listening) in the context of the use of networked computer technologies. The main difficulties of using network programs and communication tools in the process of listening to Russian speech as a foreign language are considered. The article provides examples of programs and networked computer technologies that can enrich classrooms and the self-study process.

Текст научной работы на тему «Сетевые компьютерные технологии в обучении устной речи и аудированию»

СЕТЕВЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ И АУДИРОВАНИЮ Ташева У.Т. Email: Tasheva684@scientifictext.ru

Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: сегодняшний процесс образования обусловлен стремительным развитием компьютерной техники и современных методов обучения иностранному языку. В связи с этим в статье проведен анализ важных аспектов преподавания русского языка как иностранного (устная речь и аудирование) в контексте применения сетевых компьютерных технологий. Рассмотрены основные трудности использования сетевых программ и средств коммуникации в процессе аудирования русской речи как иностранного языка. В статье приведены примеры программ и сетевых компьютерных технологий, которыми можно обогатить аудиторные занятия и процесс самоподготовки.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, компьютерные сетевые технологии, устная речь, аудирование.

NETWORKED COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING OF SPEECH AND AUDITING Tasheva U.T.

Tasheva Umida Temurovna - Senior Lecturer, LANGUAGES DEPARTMENT, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the current education process is due to the rapid development of computer technology and modern methods of teaching a foreign language. In this regard, the article analyzes important aspects of teaching Russian as a foreign language (speaking and listening) in the context of the use of networked computer technologies. The main difficulties of using network programs and communication tools in the process of listening to Russian speech as a foreign language are considered. The article provides examples of programs and networked computer technologies that can enrich classrooms and the self-study process.

Keywords: Russian as a foreign language, computer network technologies, spoken language, listening.

УДК: 378.147

Основой изучения иностранного языка является освоение базовых навыков: слушать и понимать, читать и говорить. Глаголы «слушать» и «слышать» - это разные понятия для психологии и методики преподавания учебных дисциплин. «Слушать» -означает способность воспринимать звуковую информацию без необходимости (или невозможности) понимания смысла. «Слышать» - это более сложный вид интеллектуальной работы, который включает в себя необходимость не только слушать, но и осознавать смысл полученных сведений. Восприятие и понимание речи на слух при изучении иностранных языков подразумевает именно «слышать» и называется аудированием [1].

Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, который включает в себя одновременное восприятие речи и смыслового понимания информации с целью

использовать ее в дальнейшем. Аудитивная компетенция определяет степень понимания иностранных слов на слух, а также, совместно с другими критериями, является показателем успешности общения на иностранном языке. Аудирование и устная речь играют важную роль в овладении иностранным языком, так как более 45% времени человек слушает, 30% - говорит, и только 16% - читает, 9% - пишет [2]. Характер речевой деятельности аудирование схож с говорением: информация передается непосредственно через устное сообщение, хотя может транслироваться и с помощью технических устройств. Результатом является осознание услышанного смыслового содержания сообщения и собственная ответная реакция - речевая или неречевая; при этом есть варианты либо вербально откликнуться на услышанное, либо запомнить услышанные сведения и сохранить их в памяти, пока они не понадобятся для общения.

Как показывает опрос студентов и практикующих преподавателей, аудирование считается самой трудной задачей в овладении речевой деятельностью, так как реальное общение предполагает умение воспринимать информацию с первого раза, поскольку возможность ее повторения зачастую отсутствует. Индивидуальные речевые особенности собеседника, такие как интонация, скорость речи, тембр голоса, артикуляция и дикция также нередко препятствуют пониманию слов при первом прослушивании. Также специфическое профессиональное направление речи, обусловленное языковой спецификой прослушиваемой информации, может значительно усложнять аудирование, ориентированное на определенный вид профессиональной деятельности. Наличие большого количества специализированных терминов и аббревиатур, частое использование профессиональной лексики затрудняет слуховое восприятие изучаемого материала. Учитывая вышеперечисленные сложности, преподаватель должен эффективно организовать учебный процесс по формированию навыков аудирования, направленного на различные виды профессиональной деятельности.

Формирование навыков аудирования и устной речи с применением компьютерных технологий - это соединение компьютерной лингводидактики с информационными и педагогическими технологиями [3]. Обучающийся погружается в ситуацию, которая максимально приближена к общению на иностранном языке.

В образовательном пространстве существует множество различных обучающих приложений. Особо стоит отметить те из них, которые помогут студентам в овладении устной речью:

• Russian Alphabet - программа для тех, кто только начинает изучение русского языка. Приложение помогает в освоении русского алфавита, правописания и произношения.

• Mondly: Learn Russian FREE - с его помощью обучающийся может улучшить навыки письма, разговорную речь, чтение и слушание.

• Learn Russian with Babbel - представляет собой несколько непродолжительных занятий, всесторонне развивающих языковые навыки. Технология распознавания речи позволяет приложению прорабатывать навыки произношения.

• 6000 Words — Learn Russian Language for Free - основу работы программы составляют мини-игры, позволяющие быстро изучить написание и произношение слов.

• SpeakEasy Russian - функциональный разговорник с обширным словарным запасом. Он предназначен для людей, часто путешествующих в русскоязычные страны, а также для тех, кому приходится регулярно общаться на русском. Приложение оснащено функцией медленного прослушивания, поэтому любую фразу можно прослушать еще раз в медленном темпе.

В современных приложениях есть возможность сохранять достижения и сравнивать их с достижениями других пользователей приложений.

Благодаря сетевым компьютерным технологиям привычное обучение дополнятся и другими обучающими форматами. Большую роль в обучении иностранным языкам играет Skype - программа, которая через всемирную сеть помогает общаться с людьми во всем мире в режиме реального времени [4]. Способ обучения языкам при помощи Skype удобен и эффективен, но требует от студента дисциплины и самоорганизации. Необходимо уметь четко распланировать свое время [5], чтобы повседневная жизнь и обязанности не мешали заниматься изучением языка.

Необходимо также отметить, что в процессе обучения с программой Skype преподаватель и студент могут столкнуться с такими затруднениями, как:

• Слишком тихая или слишком быстрая речь собеседника - носителя языка;

• Изобилие незнакомых слов в речи носителя языка;

• Использование говорящим сложных речевых конструкций

• В разговоре у собеседника присутствует сильный акцент

• Фоновый шум или речь одновременно нескольких человек ухудшают слышимость, и соответственно, распознавание речи.

На начальных этапах освоения навыков аудирования и устной речи это вызывает затруднения, однако создает положительный контекст для формирования способности быстро адаптироваться к особенностям речи любого собеседника [6].

Современные мультимедиа и сетевые технологии дают возможность интегрированного использования различных носителей информации: текстов, графических изображений, звуковых файлов, анимации и видеофрагментов. Большим преимуществом новых технологий является то, что все фрагменты связаны между собой: текст обычно сопровождает устная речь, видеоролики, картинки и т.д. Таким образом, эффективность обучения посредством компьютерных сетевых технологий высока благодаря развитию рефлексии в течение учебного процесса.

Список литературы /References

1. Фатеева Ю.Г., Стаценко А.Н., Политова О.С. Трудности аудирования при изучении русского языка как иностранного: в продолжение дисскуссии // Новая наука: От идеи к результату, 2015. № 5-1. С. 55-58.

2. Скворцова Е.Ю., Митчелл П.Д. Разработка электронного курса по обучению аудированию в информационной образовательной среде Moodle // Язык и культура, 2016. № 2 (34). С. 177-187.

3. Алленова И.В. Использование комплекса электронных учебных материалов при изучении русского языка // Достижения науки и образования, 2018. № 12 (34). С. 46-49.

4. Хайруллина А.Ф. Компьютерные сетевые технологии в обучении иностранному языку // КПЖ. 2015. №6-2.

5. Шарифбаева Х.Я., Тогаев Г.Ш., Шамсиддинова Э.М.Внутренние факторы самоорганизации студентом учебной деятельности // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 53-54.

6. Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.