Научная статья на тему 'Компьютерные сетевые технологии в обучении иностранному языку'

Компьютерные сетевые технологии в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / общие компетенции / компьютерные сетевые технологии / индивидуализация обучения / личностно-ориентированный подход / сайт / социальная сеть / Skype / электронная почта / аудирование / самостоятельная работа / competence approach / generic competences / computer network technologies / individualized instruction / student-centered approach / website / social networking / Skype / e-mail / listening / self-study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Айгуль Фаритовна

Предметом рассмотрения данной статьи являются компьютерные сетевые технологии и преимущества их использования при обучении иностранным языкам. Данные технологии уже занимают существенное место в образовательном процессе, что связано с бурным развитием компьютерной техники и современных методов преподавания иностранных языков. Статья определяет функции преподавателя и обучающихся на занятии и во время подготовки к занятию с использованием компьютерных сетевых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина Айгуль Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER NETWORK TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The subject of this article is the computer network technologies and the advantages of their use in the teaching of foreign languages. These technologies already occupy an important place in the educational process due to the rapid development of computer technology and modern methods of teaching foreign languages. The article defines the functions of teacher and students both in class and in the process of preparing for the class with the use of computer networking technologies.

Текст научной работы на тему «Компьютерные сетевые технологии в обучении иностранному языку»

УДК 378

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А.Ф. Хайруллина

Аннотация. Предметом рассмотрения данной статьи являются компьютерные сетевые технологии и преимущества их использования при обучении иностранным языкам. Данные технологии уже занимают существенное место в образовательном процессе, что связано с бурным развитием компьютерной техники и современных методов преподавания иностранных языков. Статья определяет функции преподавателя и обучающихся на занятии и во время подготовки к занятию с использованием компьютерных сетевых технологий.

Ключевые слова: компетентностный подход, общие компетенции, компьютерные сетевые технологии, индивидуализация обучения, личностно-ориентированный подход, сайт, социальная сеть, Skype, электронная почта, аудирование, самостоятельная работа.

COMPUTER NETWORK TECHNOLOGIES

IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

А. Khairullina

Abstract.The subject of this article is the computer network technologies and the advantages of their use in the teaching of foreign languages. These technologies already occupy an important place in the educational process due to the rapid development of computer technology and modern methods of teaching foreign languages. The article defines the functions of teacher and students both in class and in the process of preparing for the class with the use of computer networking technologies.

Keywords: competence approach, generic competences, computer network technologies, individualized instruction, student-centered approach, website, social networking, Skype, e-mail, listening, self-study.

Одной из задач подготовки кадров в неязыковом вузе является формирование у учащихся способности овладения языком в профессиональной коммуникации, овладения профессионально-ориентированным вокабуляром. Развитие коммуникаций и нового понимания образа учащегося в современно мире, устная свободная речь, неограниченная рамками бытовой только деятельности, становится частью ключевых компетенций в области иностранного языка. Многогранное использование иностранного языка, а также компетентностный подход к процессу обучения в целом и к каждому занятию в частности находит отражение в Федеральных государственных

образовательных стандартах. Использование компьютерных сетевых технологий - это требование современного мира. В последнее время количество информации, которое должны усвоить обучающиеся, резко возросло и продолжает возрастать. Возрастает роль личностно-ориентированного подхода и индивидуализации образования, они становятся ведущими в организации учебновоспитательного процесса [1]. Преподаватель иностранного языка в новых условиях

использует инновационные решения, для этого он широко использует возможности

компьютерных сетевых технологий в работе [1, с.45].

Используя компьютерные сетевые

технологии обучающиеся и преподаватели получают следующие возможности для освоенияпреподавания иностранного языка:

1) общение и консультации с носителями

иностранного языка, выполнение

тренировочных упражнений он-лайн с

получением моментального результата, проведение он-лайн опросов для выполнения исследовательских работ и т.д. при помощи ряда социальных сетей и Интернет-сайтов (Facebook, VKontakte, lingualeo.com, onlinenglish.ru, bbclearningenglish.netA

2) выполнение и проверка домашних заданий и консультации с преподавателями с применением программы Skype;

3) поиск обучающимися дополнительной информации в сети Интернет по заданию преподавателя или по собственной инициативе.

Коммуникативное обучение ориентируется на личность обучающегося. Оно построено таким образом, что деятельность

обучающихся, их опыт, мировоззрение, склонности и интересы, их чувства учитываются при организации общения на занятии иностранного языка [2]. Анализ проведенного нами анкетирования среди обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений городаКазани показал, что большую часть свободного времени обучающиеся проводят, общаясь в социальных сетях, где делятся друг с другом своими переживаниями, знакомятся, помогают друг другу выполнять домашние задания и т.д., то есть возможности компьютерных сетевых технологий широко используются ими в повседневной жизни и преподавателю иностранногоязыка остается только направить эти навыки общения в нужное русло. Как правило, обучающиеся с большим интересом

относятся к заданиям, если преподаватель предложит найти необходимую информацию в Интернете, выполнить задания в электронном виде и отправить их на проверку на свою личную страничку или на электронную почту. Если до использования преподавателем компьютерных сетевых технологий на занятиях обучающиеся тратили всего 3-4% времени проведенного в Интернете на освоение иностранного языка, то с использованием вышеназванных технологий в течение одного месяца время, затраченное обучающимися на изучение иностранного языка, возрастает до 25-30% (см. рисунок 1).

При этом согласно анализу анкетирования обучающихся это время распределяется следующим образом (см. рисунок 2).

Рисунок 1. - Учет времени проведенного в Интернете на освоение иностранного языка

Рисунок 2. - Распределение времени проведенного в Интернете на освоение иностранного языка

В дальнейшем распределение времени может измениться и любой из вышеперечисленных видов деятельности может стать приоритетным. В лучшем случае при снятии языковых барьеров на первый план перейдет живое общение с носителями языка в

целях ознакомления с культурой и обычаями изучаемого языка, улучшения произношения и т.д.

Рассмотрим возможности информационных сетевых технологий используемых на занятиях, при подготовке к занятиям, при ведении

проектной исследовательской деятельности на конкретном примере.

Студентам специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для изучения иностранного языка на втором курсе отводится 126 аудиторных часов для развития следующих навыков и умений по ФГОС:

1. общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

2. переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

3. самостоятельно совершенствовать устную письменную речь, пополнять словарный запас;

4. знать лексический (1200-1400

лексических единиц) и грамматический минимум необходимый для перевода иностранных текстов профессиональной направленности [3, с.17]. Для аудиторной

работыобучающиеся используют учебник Колесниковой Н.Н.

Английский язык для менеджеров [4, с.23], в качестве дополнительной литературы Business Result Student's Book [5]. Основная и дополнительная литература может быть представлена в электронном виде на компьютерах в общедоступном месте (например, в библиотеке или в компьютерном классе), а также в электронной библиотеке образовательного учреждения.Эта литература используется на занятиях с помощью мультимедийного проектора. Курс

выстраивается преподавателем таким образом, что на лекционно-практических занятиях даются основные моменты, необходимые для освоения всех общих компетенций (далее - ОК). Например, при изучении темы «Contacts» студенты отрабатывают ключевые фразы по теме, ключевые разговорные фразы, практикуют аудирование диалогов и их инсценировку, работают в парах, группах и индивидуально, предлагают свои варианты диалогов с использованием предложенных шаблонов и фраз-клише. Домашнее задание при этом: составить с партнером диалог «Беседа по телефону с секретарем компании» и выслать его на электронную почту преподавателя. Для облегчения выполнения задания дается ссылка на обучающий сайт onlinenglish.ru. Данный сайт предлагает 97 видео с диалогами на профессиональные и непрофессиональные темы, множество иллюстративного и тренировочного материала, тексты для чтения с заданиями и моментальную оценку знаний обучающихся. Задания сайта построены по принципу «от простого к сложному»: первые диалоги уровня

сложности Elementary, последние уровня PreIntermediate. Используя сайт, преподаватель решает следующие дидактические задачи: формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка; пополнение словарного запаса; формирование умений и навыков аналитического чтения; расширение кругозора обучающихся. Таким образом, формируется социокультурная компетенция обучающихся. Основная часть работы по формированию социокультурной компетенции организуется обучающимися самостоятельно в силу их внутренних познавательных мотивов и осуществляется в наиболее удобное, с их точки зрения, время [6, с. 26].

Для наглядности преподаватель может составить презентацию к занятию в программе PowerPoint в конце которой дается его электронный адрес и ссылка на обучающие сайты, где студенты могут прослушать диалоги или просмотреть видео на изученную тему самостоятельно при подготовке домашнего задания к выступлениям на заданную тему.

В век компьютерных технологий роль преподавателя перестала быть однообразной, он является проводником в мир постоянно увеличивающейся информации. Традиционная форма обучения обогащается другими образовательными формами. Впервые книга перестает быть основным средством передачи информации. Велика значимость использования программы Skype в обучении иностранному языку. Skype - это программа, позволяющая общаться через сеть Интернет в режиме реального времени с людьми по всему миру. Эта программа позволяет собеседникам

обмениваться сообщениями, совершать звонки и проводить видеоконференции. Во внеурочное время студенты используют эту программу для общения и совместного выполнения заданий. По просьбе преподавателя программа Skype устанавливается и настраивается на компьютерах образовательного учреждения на иностранном языке, что даетположительную динамику в обучении: обогащается словарный запас обучающихся, практикуется чтение и т.д. Изучение иностранного языка через Skype -удобно и эффективно, но требует от обучающегося достаточного уровня

самодисциплины [7, с. 58]. Он должен уметь четко планировать свое время, чтобы повседневные дела или домашние обязанности не помешали занятиям. Обучение иностранным языкам с использованием программы Skype, подходит на всех этапах обучения и для всех видов речевой деятельности: говорение,

аудирование, чтение, письмо. Дистанционная

форма обучения, проводимая через данную программу, помогает студенту овладеть критическим мышлением, расширяет кругозор, подталкивает к самообразованию, самоконтролю и к самоанализу [7].

При этом, работая в программе Skype, обучающиеся и преподаватели могут столкнуться со следующими трудностями, а именно: собеседник-носитель языка говорит очень тихо или слишком быстро; в речи носителя языка присутствует большое количество незнакомых слов; говорящий использует сложные структуры предложений;

слышна речь нескольких человек одновременно; собеседник говорит с акцентом; присутствует фоновый шум.

Таким образом, использование

компьютерных сетевых технологий,

ориентированное на индивидуализацию

обучения, открывает новые просторы для реализации личности, ее навыков и интересов, делает изучение иностранного языка практикоориентированным, усиливает мотивацию учащихся, помогает преодолеть рутину в обучении.

Литература:

1. Абдрашидова Н.Т., Лисачева Л.В. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и культур в школе и вузе. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. - 252с.

2. Акопова М.А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ. -СПб.: Наука,2003.-184с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения

иностранным языкам в школе. - М.:

Просвещение,1991. - 222с.

4. Колесникова Н.Н.-Английский язык для менеджеров; изд.:М.: Академия; 2007. - 201с.

5. DavidGrant, Jane Hudson, Robert Mc. Larty.-Business Result; Oxford: OUP, 2007.

6. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в самообучении иностранным языкам. - Пятигорск, 2005. - 174 с.

7. Фролова Н.В. Роль научноисследовательской деятельности студентов в системе профессиональной подготовки //Молодой ученый. -2013. -№8 .-С.445-447.

8. Программа Garant [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo

/prime/doc/97657/

Сведения об авторе:

Хайруллина Айгуль Фаритовна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент, Кафедра иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail:1881@list.ru

Data about the author:

A. Khairullina (Kazan, Russia), candidate of sociological sciences, docent, Department of Foreign Languages in Professional Communication, Kazan State Technological University,e-mail:1881@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.