используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы, вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов.
Данная коррекционно-развивающая работа ориентирована на воспитание у ребенка потребности в речевом общении, формирование положительной мотивации по отношению к занятиям у детей с ОВЗ. Список использованной литературы:
1.Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей.-Горький, 2018.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М., 2017.
© Бессонова Т.В., Логвинова Н.С., Харютченко Е.В., 2023
УДК 372.8
Гончаров К.А.
Учитель истории и обществознания СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»
Г. Ялта, пгт. Гурзуф, РФ
СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ФОРМУЛА АРТЕКА»
Аннотация
В данной статье представлен опыт обучения истории в формате СОМ (сетевых образовательных модулей) в школе «Международного детского центра «Артек».
Инновационный характер «Формулы Артека» заключается в использовании сетевого образовательного модуля (СОМ) как основного формата реализации программы дисциплины с целью повышения качества образования в открытой образовательной среде, создающей оптимальные условия для достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы в соответствии с ФГОС.
Учебное занятие посвящено проблеме, разрешаемой через интеграцию нескольких предметных областей. Привязка предметного содержания к тематике смены позволяет превратить все проживаемые ребёнком в «Артеке» события в единую образовательную историю, позволяет создать возможность выхода за пределы дискретной картины мира, которая формируется при разделении учебных предметов при их изучении в рамках классно-урочной системы.
Статья актуальна по содержанию и доступна по изложению представленного материала.
Ключевые слова
Сетевой образовательный модуль, проект, личностный опыт, учебное занятие, компетенции.
16 июня 2023 г. «Международный детский центр «Артек» отметит свой 98-й день рождения. На протяжении всех этих лет «Артек» развивался вместе со страной, решая задачи, стоящие перед государством и мировым сообществом. Задачи менялись с десятилетиями; чтобы соответствовать им, менялся и «Артек». Каждая эпоха истории страны находила отражение в истории «Артека», формируя новые ценностные ориентиры. Но вместе с тем оставалось в «Артеке» что-то неизменное - то, что всегда делало «Артек» «Артеком», то, что можно назвать «Формулой «Артека», в которой выделены важнейшие ценностные ориентиры всех этапов его развития.
Концепция развития «Артек 2.0: Перезагрузка», разработанная в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2014 г., закрепила позиционирование «Артека» как образовательного пространства, в котором созданы условия для обучения, воспитания и развития детей.
Современные образовательные результаты достигаются в «Артеке» в том числе посредством инновационной технологии «сетевой образовательный модуль». Сетевой образовательный модуль представляет собой проект, в котором благодаря взаимодействию различных специалистов (учителя школы «Артека», педагогические работники лагерей и студий дополнительного образования, сотрудники музеев и других структур «Артека», а также представители его тематических партнёров) создаются условия для включения детей в активное деятельностное познание мира, применения полученных знаний на практике, разработки проекта самими артековцами.
Цель сетевого образовательного модуля 6-й смены, посвящённой Дню рождения «Артека»: выведение детьми «Формулы «Артека» на основе изучения его прошлого и настоящего с целью проектирования его будущего. На основе исследуемого и проживаемого в ходе модуля исторического материала у детей формируется осознание того, что будущее не задано заранее или извне, а строится каждым посредством поступков, что будущее даже огромной страны и мира в целом может изменить один человек своим волевым поступком. Выведя «Формулу «Артека» и спроектировав его будущее, артековцы научатся целенаправленно создавать образ собственного будущего и определять способы его достижения, то есть получат навыки выведения собственной «формулы будущего».
Задачи модуля:
• создание условий для формирования у артековцев целостных представлений об истории «Артека» в смысловой связи с историей страны в ХХ в.;
• создание условий для понимания детьми ценности мира, гуманистических способов разрешения конфликтов различных масштабов (от межличностных до глобальных), неприятия стратегий эскалации конфликтов и силовых способов разрешения конфликтных ситуаций;
• развитие коммуникативных навыков, умений распределять обязанности в группе и достигать запланированные результаты посредством коллективного взаимодействия;
• формирование интереса к изучению истории на основе обращения к личностным переживаниям (через внимание к истории повседневности, истории детства, исторические реконструкции);
• развитие у детей умений осознать проблему, предложить пути её разрешения и реализовать их.
В ходе реализации проекта артековцы за краткий период времени (21 день 6-й смены) погружаются в историю «Артека» и историю страны в ХХ в., в результате чего достигается решение задачи формирования у них осознания тесной связи их исторического пути, общности решаемых ими задач. На первом этапе проекта исследовательские группы «историков», разновозрастные и международные по составу, погружаются в контекст ключевых эпох истории Международного детского центра и истории страны в ХХ в. (20-30-е гг., 40-е гг., 50-60-е гг., 70-80-е гг.). Погружение происходит в современных увлекательных образовательных форматах, формирующих у детей целостный образ исторической эпохи посредствам трёх типов личностного опыта:
• аналитический опыт - превращение в историков: интерактивное учебное занятие в открытой образовательной среде «Артека», в результате которого дети осознают исторический контекст эпохи, проанализируют её ключевые проблемы и противоречия, научатся проектировать и проводить самостоятельные мини-исследования на основе работы с историческими источниками, совершенствуют умение анализировать исторические личности;
• личностный чувственно-эмоциональный опыт - превращение в современников эпохи: историческая реконструкция, в результате которой дети приобретают непосредственный опыт проживания «одного дня артековца» каждой из эпох в созданной специально для этого предметно-пространственной среде;
• продуктивный опыт - превращение в творцов, художников: занятия в студиях дополнительного образования, в результате которых дети овеществляют сформировавшийся у них образ исторической эпохи в артефакте-символе («АртекФакте»).
Представления о каждой из основных вех истории «Артека» формируются у детей, участвующих в сетевом образовательном модуле, через выделение ими ключевого ценностного-смыслового ориентира эпохи (слово-ценность), анализ деятельности личностей, от которых зависело будущее «Артека», страны и мира, овеществление образа эпохи в артефакте-символе, подготовку медиа-продуктов и написание эссе, которые публикуются в книге «Артека», издаваемой каждую смену.
На следующем этапе исследовательские группы, погружавшиеся в историю, проектируют и проводят образовательное событие для всех артековцев, помогая им совершить путешествие в прошлое и сформировать собственное представление об истории «Артека» в смысловой связи с историей страны. В результате участники исследовательских групп получают опыт разработки и организации образовательного процесса.
На заключительном этапе артековцы переходят от анализа прошлого «Артека» к осмыслению настоящего и проектировке будущего. В результате участники сетевого образовательного модуля выдвинут проект «Артека» завтрашнего дня - 2030-х гг. (то есть времени, когда уже их дети смогут приехать в «Артек»), сформулировав его основные ценностные ориентиры в соответствии с образом артековцев 2030-х гг. и задачами, которые, по проекту детей, будут стоять перед государством и международным сообществом будущего.
Этапы модуля проводятся в открытом образовательном пространстве (в музеях «Артека» и на его знаковых местах, в современной медиатеке, в парках Международного детского центра, на морском побережье и даже в столовых детских лагерей), в результате чего изучение истории проводится в привязке к конкретным смысловым точкам «Артека», дети приобретают навыки краеведских исследований.
Непосредственным результатом сетевого образовательного модуля является выведенная детьми «Формула «Артека», объединяющая важнейшие ценностно-смысловые ориентиры международного детского центра прошлого, настоящего и будущего. Артековцы, принявшие участие в сетевом образовательном модуле «Формула «Артека», принимают на себя активную позицию преобразователя мира вокруг себя, проектировщика и создателя настоящего и будущего «Артека», а также своей собственной жизни.
И так, СОМ — это уникальные возможности открытой образовательной среды, природно-климатические и историко-культурные ресурсы, современная инфраструктура и инновационные образовательные технологии, практикоориентированность и занятия с элементами профориентации.
© Гончаров К.А., 2023
УДК 37
Елецкая Н.М.,
воспитатель; Зайцева С.С.,
воспитатель.
МБДОУ Детский сад №19 «Антошка» г. Белгород.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка. Без движения ребёнок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение различного рода заболеваний. Движение - это эффективнейшее лечебное средство.