СТАТЬИ
Д.И. Каминченко
СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ
СОДЕРЖАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
ИМИДЖА
СОВРЕМЕННОГО
РЕГИОНАЛЬНОГО
ЛИДЕРА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности содержания политического имиджа регионального политического лидера в условиях цифровизации современного публичного пространства политики. Основная цель исследования заключается в выявлении наличия либо отсутствия эффекта сетевизации в содержательно-смысловом наполнении политического имиджа. В работе применяется комплекс эмпирических методов, среди которых: ненаправленный количественный контент-анализ, сетевой анализ данных, лингвистический анализ и сравнительный анализ. Корпус информационных данных для проведения исследования составили два типа источников: текст интервью политического лидера и записи на его официальной интернет-странице в социальных медиа. Сравнение результатов анализа текстов через призму испол ь-зования в содержании имиджа политика определенных имиджево-ролевых конструктов позволило выявить схожие и различные черты имиджа политического лидера. На содержательно-смысловом уровне составлено детальное описание особенностей имиджа политического лидера, в частности, представленные в контенте имиджа основные тематические направления деятельности, особенности взаимодействия с другими органами управления и обществом. В содержании анализируемого имиджа политического лидера
D. Kaminchenko
NETWORK ANALYSIS OF THE POLITICAL IMAGE OF A MODERN REGIONAL
LEADER
Abstract
There is a discussion about the features of the content of the political image of a regional political leader in the context of digitalization of the modern public space of politics in the paper. The main purpose of the study is to identify the presence or absence of the effect of networkization in the content and semantic content of the political image. The author uses a set of empirical methods, including: non-directional quantitative content analysis, network data analysis, linguistic analysis and comparative analysis. The corpus of information for the study was made up of two types of sources: the text of an interview with a political leader and records on his official Internet page in social media. Comparison of the results of text analysis through the prism of the use of certain image-role constructs in the content of the image of a politician made it possible to identify similar and different features of the image of a political leader. At the content-semantic level, a detailed description of the features of the image of a political leader was conducted, in particular, the main thematic areas of activity presented in the content of the image, features of interaction with other government bodies and society. The content of the analyzed image of a political leader reveals such features inherent in the effect of networkization as polythematic, heterarchy of themes (absence of any dominant theme), situationality and dynamism. In general, the author concludes
PolitBook
выявлены такие черты, свойственные эффекту сетевизации, как политема-тичность, гетерархия тем (отсутствие какой-либо доминирующей темы), си-туативность и динамичность. В целом в работе делается вывод о том, что имидж современного политического лидера, активно участвующего в процессах сетевой общественной и политической коммуникации, как знаково-символический конструкт становится всё более гибким и универсалистским.
- 2022 - 1
that the image of a modern political leader, actively participating in the processes of network social and political communication, as a sign-symbolic construct is becoming more and more flexible and universalistic.
Ключевые слова:
политический имидж, политический лидер, региональный лидер, сетевой анализ, социальные медиа, имиджево-ролевой конструкт, контент-анализ, облако тегов, тематический граф, моделирование.
Key words:
political image, political leader, regional leader, network analysis, social media, image-role construct, content analysis, tag cloud, thematic graph, modeling.
Стремительное распространение современных цифровых технологий существенно изменяет сложившиеся традиции политической коммуникации. Создаваемые в основном крупными цифровыми корпорациями коммуникационные арены предоставляют гражданам возможность для обсуждения «внутренней и внешней политики в рамках горизонтальных коммуникаций» [4, с. 100]. Сетевая онлайн-среда коммуникации, по мнению В.А Посульченко и А.С. Фалиной, «упразднила социальные и политические барьеры, дав импульс развития интернет-активизму, не ограниченному системой общественных отношений офлайн мира» [10, с. 104]. Всё это создает для политических акторов определенные возможности, с одной стороны, и вызовы, и риски - с другой. Неслучайно ученые отмечают, что «дискурсивная активность пользователей онлайн-пространства приводит к формированию цифровой социально-политической повестки, определяющей фокус внимания правительства и общественности, значимые политические решения и направление реализации социальных проектов» [8, с. 45]. Причем, для современного государства эффективное политическое присутствие в сетевом поле становится весьма непростой задачей, при том, что «именно восприятие государственных институтов через сетевые авата-ры в виртуальном пространстве формирует имидж государства и готовность граждан взаимодействовать с ним уже в физическом мире» [1, с. 132]. В этой связи согласимся с мнением о том, что сегодня крайне актуальным направлением гуманитарных исследований является анализ результатов
Ро1^Воок - 2022 - 1
воздействия цифровых технологий на традиционные властные институты [3, с. 175].
Одним из важнейших вопросов в рамках изучения влияния ИКТ на деятельность политических субъектов является вопрос об изменениях, происходящих в знаково-символическом поле политики. Трансформация коммуникативных практик, связанная с повышением степени их прозрачности, интерактивности и ситуативности, влечет за собой изменения и содержательно-смыслового поля политической коммуникации, в частности -в области построения и поддержания политического имиджа лидера. Сетевое поле политической коммуникации влияет на содержательно-смысловое наполнение имиджа политика, действующего внутри этого поля. Это актуализирует вопрос о том, каковы особенности содержания имиджа политического актора в условиях современной коммуникации, в частности, вызывает интерес и то, становится ли наполнение имиджа политического лидера сетевым, т.е. приобретает ли сам имидж сетевые черты, свойственные складывающимся коммуникативным практикам. Если же содержательно -смысловое наполнение имиджа политического лидера «сетевизируется» вслед за изменением всей сферы общественной и политической коммуникации, то возникает вопрос о том, каким образом в самом имидже проявляются сетевые черты. Наше исследование направлено на изучение содержательно-смыслового наполнения имиджа одного из современных региональных российских лидеров, который активно погружен в пространство общественной и политической коммуникации.
Цель работы - установить наличие/отсутствие сетевых черт в содержании имиджа политического лидера. Исследовательские задачи заключаются в том, чтобы в содержательно-смысловом наполнении имиджа лидера (1) выявить ключевые тематические интенции (т.е. целевые направления деятельности, которые ретранслируются в самом имидже), (2) установить характер способов реализации целевых установок (т.е., с выполнением каких действий связана реализация формулируемых целей) и (3) определить преобладающие черты коммуникации с обществом и представителями власти (т.е. способы взаимодействия на субъектно-объектном уровне).
На наш взгляд, выполнение поставленных задач позволит установить, представлены ли в содержании имиджа политического лидера сетевые черты, например, политематичность, отсутствие доминирующей темы (т.е. тематическая гетерархия), изменчивость, динамичность и т.д.
Тема изучения политического имиджа крайне востребована как в отечественном научном сообществе [2; 5; 6; 7; 11; 12; 13; 14; 26], так - и в зарубежном [16; 17; 21; 22; 23; 25; 29; 30].
Учеными активно разрабатывается определение понятия «имидж». Как пишет Т.Н. Пищева, имидж, чаще всего, рассматривается как «специально сконструированное и растиражированное отражение личности политика (власти, партии, страны и т.д.)» [9, с. 47]. О.Ю. Шмелева считает что имидж следует «интерпретировать как технологический конструкт, подверженную воздействию внешних социальных механизмов систему ценностей и представлений» [15, с. 25]. Н.А. Синеокая, полагает, что имидж политического лидера представляет собой «совокупность его образов как личности и профессионала» [12, с. 236]. Применительно к изученности темы имиджа М.Д. Альварес и С. Кампо обращают внимание на сложившийся в научной литературе консенсус, согласно которому имидж - это двухкомпонентная конструкция, состоящая из аффективных и когнитивных элементов, содержательно указывающая на различные поведенческие интенции [23, p. 71].
Одним из наиболее распространенных направлений исследований политического имиджа является изучение процессов формирования и изменения имиджа, а также анализ факторов, оказывающих влияние на обозначенные процессы. Например, в коллективном исследовании «Will the «real» candidates for President and Vice President please stand up? 2008 pre-and post-debate viewer perceptions of candidate image» учеными изучается влияние дебатов 2008 года в США на восприятие респондентами имиджа политических лидеров. По их мнению, политические дебаты 2008 года предоставили отличную возможность оценить влияние дебатов на формирование имиджа, в том числе потому, что в них принимали участие кандидаты с большим опытом общественно-политической деятельности (Джон Маккейн и Джо Байден) и кандидаты, считавшиеся на тот момент относительными новичками в политике общенационального уровня (Барак Обама и Сара Пэйлин) [28, p. 233]. Комплексный анализ особенностей воздействия дебатов на восприятие политического имиджа (основу которого составил метод семантического дифференциала) проводился также и через призму таких двух номинальных переменных, как пол и партийные предпочтения.
Д.В. Димитрова и Д. Байстром на примере деятельности кокусов в американском штате Айова протестировали возможное влияние целого набора факторов на восприятие ряда конкретных черт политического имиджа (таких, как интеллект, честность и лидерские качества). Среди независимых переменных они выделили, в частности, следующие: возраст, пол, образование, идеологическая ориентация, внимание к избирательной кампании, частота использования различных СМИ, как традиционных (ТВ, радио, газеты), так и «новых» (интернет-СМИ), а также социальных медиа. Ученые проанализировали влияние указанных факторов на восприятие имиджа политических лидеров республиканской партии (М. Ромни, Р. Перри, Н. Гингрича и М. Бахманн). Научно-исследовательские гипотезы заключались в том, чтобы установить влияние частоты использования социальных медиа на возможность участия в работе кокусов, а также их влияние на восприятие избирателями указанных выше содержательных черт имиджа политического лидера [20, p. 1571-1573].
Проведя многофакторный анализ, ученые пришли к выводу о том, что традиционные и современные СМИ, а также - социальные медиа -влияют на восприятие обозначенных черт политического имиджа лидера, однако наиболее последовательным предиктором выступает, прежде всего, идеологическая ориентация. При этом был сделан вывод о том, что частота использования социальных медиа не оказывает существенного влияния на участие в работе кокусов (по крайней мере - по данным исследованной выборки в штате Айова) [20, p. 1580].
Авторы работы «Choosing a œndidate: Traits issues and electability» изучают вопросы о том, как специфика новостного освещения политиков влияет на возможность их избрания в качестве кандидатов на выборные должности и различается ли степень этого влияния применительно к разным политическим лидерам [24, p. 545]. В своем исследовании они провели сравнительный анализ различий между кандидатами от Демократической партии США (в рамках штата Айовы) с точки зрения тех черт и вопросов/проблем, которые избиратели упоминают, описывая свою поддержку самим кандидатам. В частности, они предприняли попытку определить, какие черты или проблемы играют более заметную роль в поддержке прогрессивных или умеренных кандидатов [24, p. 543].
В результате, ученые обнаружили, что сторонники прогрессивных и умеренных кандидатов различаются с точки зрения того, какие черты и
темы (которые в той или иной степени находят или не находят свое воплощение в содержании имиджа политического субъекта) для них являются ключевыми причинами, по которым они поддерживают определенного кандидата. Более того, выяснилось, что выражение поддержки прогрессивным кандидатам с большей вероятностью включало в себя упоминание высказываемых лидерами вопросов и тем, на которые они делали свой акцент, тогда как поддержка умеренных кандидатов чаще обосновывалась личными качествами политиков. Авторы также опровергли идею, которая транслировалась новостными СМИ о том, что решающим фактором поддержки со стороны избирателя является демонстрация в СМИ такой черты кандидата, как его избираемость (electability). Согласно проведенному ими исследованию, среди ключевых причин поддержки кандидата, выявленных на основе анализа утверждений респондентов, данная черта отсутствовала [24, p. 551].
Ещё одним направлением исследований политического имиджа (которое частично представлено в предыдущем тематическом направлении) является сравнительный анализ содержания политического имиджа различных лидеров, в том числе - в рамках глубокого ретроспективного изучения. Например, Дж. Гэффни в своей работе «Imagined relationships: Political leadership in contemporary democracies» проводит сопоставление имиджа У. Черчилля, Дж. Кеннеди, Ш. де Голля, М. Тэтчер, Т. Блэра. Ученый обращает внимание на то, что, когда речь заходит о появлении лидера общенационального уровня, политика, который стремится осуществлять руководство большим сообществом людей, одновременно продуцируются и различные парадигмы лидерства, что, в свою очередь, способствует появлению неизученных до этого момента научно-исследовательских проблем [21, p. 122].
Сравнительно-исторический анализ изменения имиджа одного политика (Хиллари Клинтон) в своей недавней работе проводят Мари Энн Тэй-лор и Дэнни Пай. Они рассматривают особенности освещения политической фигуры Хиллари Клинтон в авторитетном журнале «Time», начиная с её первого появления на обложке в качестве первой леди в 1992 году и, заканчивая появлением на обложке журнала в качестве претендента на пост президента в 2016 году, а также - каждое из её основных фотоизображений, используемых указанным журналом на протяжении 20-летнего периода. Опираясь на политическую и визуальную риторику в качестве основного исследовательского объектива, анализ каждого появления
Ро1^Воок - 2022 - 1
Х. Клинтон в журнале рассматривался учеными в рамках двух основных направлений: анализ имиджа Х. Клинтон, закодированного с помощью социально-семиотического подхода и изучение редакционных материалов ведущих журналистов издания [27].
В качестве отдельного направления изучения политического имиджа можно выделить детальный анализ конкретных тематических черт содержания самого имиджа. В одном из своих исследований Дж.Д. Кэверли и Я. Крупников, опираясь главным образом на так называемую теорию «секьюритизации», изучают влияние (на примере американского общества) милитаристских черт, проявляющихся в имидже политика, на сознание индивида. В качестве тестируемых гипотез ученые выбрали следующие: (1) использование в демонстрации имиджа политика военных изображений заставит людей уделять приоритетное внимание вопросам национальной обороны страны; (2) воздействие на сознание индивида военных изображений в рамках распространения имиджа политика будет иметь больший эффект для людей, которые считают, что использование данных изображений политиком оправданно, чем для тех, кто придерживается противоположной точки зрения; (3) воздействие военных изображений заставляет людей сосредоточиться на важности государственной безопасности, что и приводит к уделению повышенного внимания именно теме национальной обороны [18, р.1487-1488].
Проведя серию экспериментов, ученые Дж.Д. Кэверли и Я. Крупников установили, что использование в имидже лидера военных черт вместе с присутствием самого политика (на примере президента США) оказывает значительное влияние на восприятие людьми угроз национальной безопасности, побуждая их активнее поддерживать расходы на оборону, а не на образование (фактор образования анализировался вместе с военным фактором). Более того, эти черты сильнее всего воздействуют на тех американцев, кто нередко наиболее враждебно настроен по отношению к идее увеличения расходов на оборону: на убежденных демократов [18, р. 1502].
В ряде исследований тема имиджа проявляется не напрямую, а опосредованно. В одной из своих работ С. Черджина и Б. Гайссель, изучая особенности политического сознания и политического участия представителей немецкого общества, задаются целью ответить на вопрос, как представления граждан о том, кто должен принимать политические решения в государстве, соотносятся с их вовлеченностью в различные формы ретро-
спективного и возможного будущего участия в политических действиях. Они предположили, что индивиды, предпочитающие, чтобы общественные и политические решения в государстве принимали сами граждане, будут более активно участвовать в референдумах, чем граждане, предпочитающие представителей в качестве лиц, принимающих политические решения, которые вместо этого более склонны ограничивать свою политическую активность рамками участия в голосовании за своих политических представителей [19, р. 25].
По результатам проведенного исследования, С. Черджина и Б. Гайс-сель установили, что граждане Германии, действительно, имеют разные представления о том, кто должен принимать политические решения. Большинство граждан предпочитают сочетание представительного, гражданского и экспертного принятия решений с разной степенью приоритетного сочетания указанных вариантов. Причем, эти предпочтения коррелируют со степенью и способом их политической вовлеченности. Респонденты, отдающие предпочтение представителям как лицам, принимающим решения, склонны участвовать в основном в избирательном процессе, в то время как респонденты, рассматривающие граждан в качестве основных лиц, принимающих решения, более склонны также участвовать в неэлекторальных, парцитипаторных процедурах. Те респонденты, кто предпочитает экспертов в качестве лиц, принимающих общественные и политические решения, демонстрируют склонность к смешанному типу политического участия [19, р. 37]. На наш взгляд, определенное влияние на выраженные респондентами мнения сыграло и восприятие индивидами политического имиджа различных (в первую очередь - наиболее популярных) акторов политического процесса, а также - имидж самой демократии в разных формах её выражения (прямой, экспертной, представительной), поэтому обозначенное исследование также может быть связано (хоть и не напрямую) с тематикой политического имиджа (причем, как политиков, так и типов политического режима).
Несмотря на немалое количество научных работ, посвященных теме политического имиджа, ряд направлений исследования данной темы по-прежнему остаются недостаточно изученными. В условиях цифровизации современного общества политические субъекты оказываются погруженными в сетевое поле публичной коммуникации. Это означает, что они вынуждены интегрироваться в сложившиеся коммуникативные практики сетевого
пространства. Вместе с тем, им необходимо не только встраивание в коммуникативное пространство, но и привлечение внимания аудитории, активный поиск поддержки с её стороны и становление субъектом влияния внутри этого информационного пространства (если они нацелены на эффективную реализацию своих интересов). Таким образом, политическим лидерам, партиям и институтам необходимо усваивать и воспроизводить общественно приемлемые поведенческие паттерны сетевого пространства, становясь похожими на других субъектов сетевой коммуникации. Помимо приобретения и распространения универсальных черт сетевой коммуникации политическим акторам необходимо выражать и собственную, отличную от других акторов специфику речевого и символического поведения в сети. Это позволит им привлечь внимание массовой аудитории к формируемому имиджу политического субъекта и получить дополнительную поддержку со стороны пользователей. В результате, в содержании имиджа политического актора находят свое отражение и новые, сетевые смысловые черты, и более традиционные имиджевые черты. Всё это свидетельствует о возрастающей актуальности изучения содержательно-смыслового наполнения имиджа политического лидера, сравнительный анализ имиджа политика в целом и его отдельных составляющих (сетевых и несетевых) - в частности. Подчеркнем, данная проблематика с её акцентом на сетевизации современной общественной и политической коммуникации пока остается недостаточно изученной. Наше исследование нацелено на изучение имиджа современного политического лидера, анализ проявления в его содержании эффекта сетевизации, выражающегося, например, в политематичности, гетерархии тем, динамичности, ситуативности и т.д. В данной работе будет изучено содержательно-смысловое наполнение политического имиджа одного из современных российских лидеров (губернатора Нижегородской области - Г.С. Никитина).
В исследовании применен системный комплекс эмпирических методов, включающих в себя количественный контент-анализ ненаправленного типа, сетевой анализ данных, лингвистический и сравнительный анализы. Выбранный тип контент-анализа позволит выявить в текстах главы нижегородского региона не только набор наиболее часто употребляемых слов (прежде всего - имен существительных и глаголов), но и перечень ключевых тем и направлений деятельности, специфику реализации формулируемых целей и способов взаимодействия с обществом и органами власти. В
качестве аналитической единицы текстового анализа выбрано слово, результаты его применения будут представлены в форме облака тегов, где размер шрифта, его цвет и яркость, а также месторасположение (близость или удаленность от центра облака) свидетельствуют о степени частотности использования того или иного слова: чем крупнее шрифт и ярче цвет слова, представленного на облаке тегов, и чем ближе оно расположено к центру облака, тем чаще оно используется в изучаемом текстовом массиве.
Сетевой анализ данных (как отчасти - и контент-анализ) позволит установить взаимосвязи между ключевыми лексемами текстового массива, а также - определить степень их влияния и взаимодействия. Этот метод даст возможность осуществить тематическое моделирование, результатом которого является тематический граф. В топологии тематического графа возможен поиск основных звеньев - хабов, где наблюдаются особо интенсивные пересечения и взаимосвязи между наиболее значимыми словами анализируемого текстового массива. Внешне тематический граф вызывает некоторые ассоциации с когнитивной картой, но представляет собой более объемную по своему содержанию и менее организационно структурированную схему.
Использование лингвистического метода поможет осуществить более детальный анализ смыслового содержания используемых словоформ. Важная задача его применения состоит в том, чтобы с его помощью построить тематические кластеры, позволяющие сделать выводы о содержательно -смысловых аспектах имиджа политического лидера. Сравнительный анализ используется в нашем исследовании параллельно с указанными выше эмпирическими процедурами, позволяя сопоставлять различные результаты между собой, выявляя некоторые изменения в имидже регионального лидера в рамках разных вариантов текстовых данных.
В текстовую выборку для проведения исследования вошли два типа текстов: текст большого интервью Г.С. Никитина интернет-изданию «Газе-та.ги», размещенное на сайте указанного СМИ 29 июля 2021 года и тексты сообщений главы региона на его официальной интернет-странице во «ВКонтакте», размещенные за период, со 2 марта 2022 года (дата открытия интернет-страницы на данной платформе поддержки социальных сетей) по 13 апреля 2022 года (период проведения мониторинга). В выборку сообщений из «ВКонтакте» вошли как основные сообщения губернатора на «стене» интернет-страницы, так и его ответные комментарии на записи,
пользователей, размещенные под его основными сообщениями. Общая выборка текстов сообщений из «ВКонтакте» небольшая - 178 сообщений, что объясняется датой открытия страницы, но, по нашему мнению, это, учитывая комплекс используемых эмпирических методов (как количественных, так и качественных), не должно стать серьезным препятствием на пути к выполнению поставленных задач. Очевидно, что в работе используются источники данных разных типов: в одном случае речь идет о беседе политического лидера с журналистом, в другом - записи политического лидера в социальных медиа, в том числе - ответные комментарии на обращения граждан. Это придает проводимому исследованию более комплексный и разносторонний характер.
Отметим, что выбор в качестве объекта изучения именно содержание имиджа Г.С. Никитина неслучаен и отвечает целям и задачам исследования, связанным с анализом эффекта сетевизации содержательно -смыслового наполнения имиджа современного политического лидера. Г.С. Никитин - молодой и активный руководитель региона, назначенный на должность ВРИО губернатора области 26 сентября 2017 года и набравший 67,75% голосов избирателей на выборах главы региона в 2018 году. У него есть опыт работы в Правительстве РФ, он интенсивно взаимодействует как с представителями федеральных министерств, так и с региональными руководителями других субъектов РФ. Г.С. Никитин активно использует современные социальные медиа для коммуникации с обществом и коллегами по работе, например, 2 марта 2022 года он открыл персональную страницу на интернет-платформе «ВКонтакте. С её помощью губернатор рассказывает о своей текущей деятельности, принимает обращения от граждан (в форме комментариев от пользователей «ВКонтакте») и координирует работу представителей других структурных подразделений регионального правительства и муниципалитетов (например, подключает руководителей различных подразделений (посредством ссылки на их официальные страницы во «ВКонтакте») к решению того или иного вопроса, поднимаемого в комментариях пользователей).
В завершении данной части работы отметим, что сетевой анализ текстовых данных осуществлен при помощи программы «PolyAnalyst 6.5» благодаря Центру коллективного пользования (ЦКП) платформой «PolyAnalyst» на базе Томского государственного университета (ТГУ) и компании-разработчику данной платформы - «Megaputer Intelligence».
ремонт дом
Проведя ненаправленный количественный контент-анализ текста интервью Г.С. Никитина интернет-изданию «Газета.ги», удалось составить 2 облака тегов (отдельно для слов-имен существительных и слов-глаголов). Результаты представлены на рис.1 и рис.2.
необходимость разработка закат
активность парк
откос
пейзаж нам« р посещение география обЪРКТ рейтинг
подтверждение
гражданин к
продукт набережная изменение
строительство
Рисунок 1 Облако тегов с именами существительными из текста интервью Г.С. Никитина 2021 года (построено на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)
предположить смочь создать ПОНЯТЬ обеспечить
изменить
хотеться видеть
соответствовать
Рисунок 2 Облако тегов с глаголами из текста интервью Г.С. Никитина 2021 года (построено на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)
Как видно из представленных облаков тегов, наиболее распространенными словами среди имен существительных стали следующие слова: «объект», «ремонт», «намерение», «активность», «изменение», «строительство», «разработка» и т.д. Выделенные лексемы позволяют определить содержательно-смысловые направления, которым посвящены указанные слова. Во-первых, выделенные на облаке тегов имена существительные имеют прямое отношение к действию (некоторой активности) - «намерение», «изменение», «активность», «разработка» и т.д. Во-вторых, целый ряд слов посвящен ключевым направлениям деятельности губернатора и органов власти - «объект», «ремонт», «строительство», «набережная», «парк». Наиболее значимым словом оказалось слово «объект», под которым подразумевался некоторый возводимый объект или объект, требующий ремонта. В-третьих, популярными оказались и лексемы, символизирующие природный и географический ландшафт - «пейзаж», «закат», «география», «набережная». Их применение во многом свидетельствует о стремлении акцентировать внимание на визуальном облике областного центра и связано с необходимостью развивать культурно-туристическую отрасль региона.
Согласно облаку ключевых слов-глаголов, наиболее распространенными оказались следующие глаголы: «изменить», «видеть», «понять», «создать» «соответствовать», «оценить», «позволить», «воспринять», «обеспечить», «предположить» и т.д. Обратим внимание, что среди перечисленных, наиболее популярных глагольных форм, представлены в основном глаголы совершенного вида. Это может свидетельствовать об акценте как на том, что уже сделано либо на том, что должно быть сделано (т.е. - о целеполагании и целедостижении). В содержательно-смысловом плане отмечаем, что основной акцент сделан на процессе приобретения и распространения знания (глаголы «понять», «видеть», «воспринять», «оценить», «предположить» и т.д.). Обозначенный акцент является доминирующим. Отдельные глаголы посвящены идее постановки и выполнения целей и задач («хотеться», «смочь» и т.д.), теме изменения чего-либо («изменить» и т.д.) и др.
С помощью сетевого анализа информационного массива удалось произвести тематическое моделирование, результат которого отображен на соответствующем графе, представленном на рис.3. Подчеркнем, что в тек-
стовом анализе использовались имена существительные, прилагательные и глаголы.
Рисунок 3 Тематический граф текста интервью Г.С. Никитина 2021 года (построен на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)
Внутри представленного тематического графа можно выделить как минимум 2 крупных хаба. Первый хаб включает в себя такие значимые для всего текстового массива слова, как «объект», «ремонт», «намерение», «строительство», «масштабный», «воспринять» и т.д. В содержательно-смысловом плане в рамках данного хаба обращается внимание на ряд сфер деятельности («объект», «ремонт», «строительство»), характер которых обозначен как масштабный (через соответствующее ключевое слово), а непосредственно сама деятельность должна подразумевать под собой использование необходимых знаний (что подчеркивается такими ключевыми словами, как «оценить», «воспринять», «предположить»). Второй хаб образован словами «федеральный», «изменение», «набережная», «понять». В данном хабе представлено всего 4 ключевых слова, что оказывает влияние на интерпретацию его содержательно-смыслового наполнения, делая его более упрощенным, недостаточно детализированным для качественной интерпретации. Впрочем, можно сделать вывод о том, что основной акцент во втором хабе вновь сделан на важности понимания определенных изменений, а также - на координации собственных действий с федеральным
центром и рассмотрении задач развития области как части более крупного целого (федерации). Повторимся, для более детализированной интерпретации тематического хаба необходимо большее количество ключевых слов внутри самого хаба.
Аналогичный тип контент-анализа и сетевой анализ данных осуществлены и применительно к текстовым сообщениям, размещенным на персональной странице Г.С. Никитина во «ВКонтакте» со 2 марта по 13 апреля 2022 года. Результаты контент-анализа представлены на рис.4 и рис.5.
торговля товар спрос Сфера обеспечение вариант КОНТрОЛ Ь сахар объект
среддом поручение Г--
ремонт строительство "ЦреГ
метро учреждение глава продукция
необходимость поставЩик получение
Рисунок 4 Облако тегов с именами существительными из текстов сообщений Г.С. Никитина на его персональной интернет-странице во «ВКонтакте» (построено на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)
Ро!^Воок - 2022 - 1 произойти Обратиться обеспечить ^ализГд"тьПразобратьТяРа™^и
поручить измерить найти
наблюдать ГОПЭЯТКГЯ посмотреть взять ' ПОДКЛЮЧИТЬ
готовиться решить ПрИНЯТЬ РаЗВИТЬ
держать действовать находиться
Рисунок 4 Облако тегов с глаголами из текстов сообщений Г.С. Никитина на его персональной интернет-странице во «ВКонтакте» (построено на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)
Согласно представленным облакам ключевых слов-имен существительных, наиболее популярными стали следующие лексемы: «поручение», «строительство», «контроль», «спрос», «глава», «учреждение», «сфера», «сахар», «товар», «договор», «сигнал», «бизнес», «участок», «поставщик», «дорога», «продукция», «намерение», «промышленность», «специалист» и т.д. В содержательно-смысловом отношении выделяются два ключевых направления: (1) тема государственного управления, его структурные и процессуальные особенности (представлено такими значимыми для всего информационного массива лексемами, как «поручение», «контроль», «глава», «учреждение», «специалист» и т.д.) и (2) экономическая тема (выражена такими ключевыми для информационного корпуса данных словами, как «строительство», «спрос», «бизнес», «продукция», «товар», «промышленность», «поставщик» и т.д.). Отдельно отметим и наличие ряда ключевых слов («намерение», «обеспечение», «необходимость», «увели-
чение», «повышение»), которые в определенной степени (в конкретном контексте) могут быть отнесены к целедостиженческой интенции, хотя данный вывод требует последующей верификации. Подчеркнем, что часть лексем имеют ситуативную особенность, в частности, такие слова, как «спрос», «сахар», «поставщик», «товар» и т.д. относятся к ситуации, связанной с усилением спроса на сахар в магазинах города и области (на фоне введения дополнительных внешнеэкономических санкций со стороны зарубежных государств в анализируемый период времени).
Чаще остальных в изучаемом информационном массиве данных представлены такие глаголы, как: «связаться», «измерить», «принять», «помочь», «разобраться», «действовать», «планировать», «обратиться», «решить», «написать», «найти», «поручить», «продолжить», «держать», «запланировать» и т.д. В выделенном перечне глагольных словоформ абсолютно доминируют глаголы совершенного вида, что может говорить о наличии главного акцента на планировании каких-либо действий, их результате и о целях - в целом. Обратим внимание и на тематические направления. На наш взгляд, главенствующую содержательно-смысловую позицию удерживает тема диалога граждан и органов власти, в которой раскрывается интенция на эффективное взаимодействие между двумя субъектами политической коммуникации. Это выражается в активном использовании таких глаголов, как «связаться» (в смысле координации действий между представителями власти и общества), «разобраться», «помочь», «обратиться», «решить» и т.д. Данная идея подтверждается и тем обстоятельством, что значительная часть анализируемого информационного массива из «ВКонтакте» представляет собой ответные сообщения губернатора на обращения и комментарии пользователей-жителей Нижегородской области и города Нижнего Новгорода. Отдельно отметим и тему координации работы внутри органов государственной власти. Данное тематическое направление представлено набором глаголов, среди которых - «разобраться», «решить», «поручить» и т.д. Ещё одно тематическое направление связано со стремлением к какому-либо действию, подразумевающему при этом предварительную (и тщательную) подготовку («измерить», «действовать», «планировать», «запланировать» и т.д.).
Как и в случае с текстом интервью, произведено тематическое моделирование сообщений из «ВКонтакте», в результате которого построен соответствующий тематический граф, представленный на рис.6. Отметим, что
в сетевом анализе использовались имена существительные, прилагательные и глаголы.
Поручение ф жаст» •
сигнал ф — ф измерить
ф гпаеа ф "™ив*™1 * разобраться
Рисунок 6 Тематический граф текстов сообщений, размещенных на официальной интернет-странице Г.С. Никитина во «ВКонтакте» (построен на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)
Анализ построенного тематического графа позволяет выделить ряд наиболее значимых хабов. Один из таких хабов связан со словом «поручение», которое с одной стороны, связано не с таким большим перечнем других ключевых слов (как, например, в случае со словами «федеральный» или «строительство»), но оно применяется чаще остальных слов (что определяет его ключевую роль для всего информационного массива) и используется интенсивно в привязке с таким ключевыми словами, как «глава», «разобраться», «связаться», «специалист» и т.д. Иными словами, данный хаб состоит из меньшего числа слов, чем другие, что делает его малотема-тичным (главные темы - координация работы в рамках органов государственной власти и реакция на обращения граждан) по сравнению с другими хабами, которые включают в себя больше содержательно-смысловых значений, но при этом данный хаб состоит из крайне значимых для всего корпуса данных слов, что делает его важнейшим хабом для информационного массива сообщений.
Крупный хаб сформирован вокруг глагола «связаться» (пересекающегося со словами «поручение», «строительство», «экономика», «основной», «успеть», «поиск» и т.д.). Данный хаб включает в себя большее ко-
личество слов, чем выделенный в самом начале хаб с центральным словом «поручение». По критерию количества слов, входящих в тематический хаб, безусловными лидерами выступают хабы, сконцентрированные вокруг ключевых для анализируемых данных слов: «федеральный», «строительство», «контроль», «помочь», «спрос» и «ажиотаж» (два последних хаба, на наш взгляд, можно объединить в один, так как в представленной схеме они не просто расположены близко друг к другу, но и наблюдается существенное пересечение тех слов, которые входят в оба выделенных хаба, причем тематически они также крайне близки по смыслу, потому что относятся к теме повышения спроса на сахар).
Тематический хаб, сконцентрированный вокруг ключевого слова «федеральный», включает в себя также такие слова, как «сфера», «развить», «бизнес», «туризм», «отечественный», «ярмарка», «национальный», «региональный», «штаб», «единичный», «технология», «искусственный интеллект», «запуск», «санкционный», «пакет» и т.д. Внутри данного хаба наблюдается большой набор слов разной тематической направленности, но, по нашему мнению, одной из важнейших тем, на которой концентрируется внимание, является тема единства различных уровней власти, направленного на достижение определенных целей развития области и преодоление ряда ограничений (в первую очередь, связанных с санкционным давлением извне).
Тематический хаб, центрируемый словом строительство на содержательно-смысловом уровне связан с идеей (1) возведения конкретных объектов (что выражается таким словами, как «метро», «автодорога», «обход» (имеется в виду автодорожный обход), «дворец» (подразумевается возведение новой ледовой арены) и т.д.); (2) детализации самого процесса строительства (что отображено в словах «планировать», «опережение», «концессия», «финальный», «подготовиться» и т.д.); указания акторов, на том или ином этапе участвующих в принятии соответствующих решений («президент», «штаб» и т.д.).
В содержательно-смысловом плане хаб, построенный вокруг слова «контроль», включает в себя ряд направлений, а именно: (1) описание и оценка самого контроля («повышенный», «устойчивый», «необоснованный»); (2) действия в области контроля («увеличение», «восстановить», «держать», «устранение», «сократиться» и т.д.); (3) основные направления по сферам («торговый», «производство» и т.д.).
Ещё один крупный хаб на представленной модели центрируется словом «помочь». На содержательно-смысловом уровне он, главным образом, связан с конкретными процедурами (что подтверждается использованием следующих слов: «процедура», «разработка», «восстановление», «упростить», «ускорить» и т.д.) и инструментами («ресурс», «ключ» и т.д.) для оказания помощи. Кроме того, в рамках данного тематического хаба встречаются и слова, имеющие отношение к субъектам поддержки, что выражается словами «штаб», «государственный» и т.д.
Близкие по своему месторасположению и совокупности структурообразующих слов тематические хабы, центрируемые ключевыми словами «спрос» и «ажиотаж», связаны напрямую с ситуацией роста цен в магазинах, в первую очередь - на сахар. Это подтверждается наличием в данных хабах таких слов, как «сахар», «соль», «товар», «необоснованный» и т.д. Отметим наличие ещё одного хаба, в который включены несколько слов, однако наблюдается высокая степень частоты их упоминаемости - хаб с центральным словом «измерить» (помимо данного слова в него входят такие слова, как «сигнал» и «магазин»). Тематически указанный хаб также ассоциирован с ситуацией с повышением стоимости и с наличием конкретной продукции, подразумевая существование определенных сигналов со стороны общества и государственных органов, что в очередной раз символизирует об идее диалога власти и общества и координации действий внутри самих государственных институтов.
Обобщая результаты проведенного анализа двух массивов информационных данных, необходимо ещё раз подчеркнуть различие в самой текстовой выборке. В первом случае анализируется текст интервью, где политический лидер отвечает на вопросы журналиста, поэтому ответы во многом обусловлены тематикой вопросов. Во втором случае речь идет о записях главы региона на своей официальной интернет-странице во «ВКонтак-те», где часть сообщений размещалась, прежде всего, применительно к текущей деятельности губернатора; при этом ещё одна часть сообщений была обусловлена вопросами и обращениями пользователей «ВКонтакте» и подразумевала под собой ответы главы области на сообщения граждан.
Комплексное изучение текста интервью с визуализацией результатов контент-анализа в виде облака тегов и его тематическое моделирование с построением на выходе соответствующего графа позволяет сделать ряд выводов о содержании имиджа политического лидера. Опираясь на полу-
ченные результаты, можно сделать вывод о том, что рассматриваемый политический лидер представлен как активный лидер, опирающийся на конкретные действия и готовый ставить различные цели и задачи, и стремиться к их выполнению. Причем, в первую очередь, речь идет о строительной сфере, что с точки зрения концепта имиджево-ролевого конструкта говорит о «лидере-строителе». Вместе с тем обзор ключевых слов свидетельствует не только об активном использовании строительной, но и всей хозяйственной тематики в целом, что характеризует лидера и как «лидера-хозяйственника». Более того, согласно данному имиджу, лидер готов к осуществлению конкретных действий, но, прежде всего, с опорой на знания и четкую проработку вопроса, что подчеркивает основательность подхода к выполнению своих полномочий. В содержании имиджа демонстрируется понимание того, что реализация поставленных целей и задач должна происходить с опорой и четкой координацией действий с федеральным центром, т.е. в имидже лидера обозначено то, что он является частью общего целого, что в очередной раз подчеркивает идею единства управления, а сам лидер ассоциирует себя со всей управленческой командой (поэтому можно говорить о лидере как о «командном игроке»).
Рассмотрение записей главы области во «ВКонтакте» также позволяет сформулировать ряд выводов о содержании имиджа лидера. Во-первых, как и в случае с проанализированным интервью, в имидже лидера демонстрируется готовность ставить определенные цели и выполнять конкретные действия для их реализации. Во-вторых, в имидже лидера наблюдается серьезный акцент на теме координации действий внутри органов власти (в частности, отдавая поручения своим коллегам по тем или иным вопросам), что характеризует руководителя как эффективного управленца, способного организовать работу всей структуры власти («лидер-организатор»). В-третьих, в имидже лидера проявляется и готовность слышать обращения со стороны общества и принимать быстрые решения либо подключать к решению вопросов (с которыми к нему обращаются граждане) других представителей власти из профильных организаций. В контексте имиджево-ролевого конструкта это характеризует политика как «открытого лидера, слышащего общество».
В-четвертых, в содержании имиджа, представленного в текстах социальных медиа, присутствует и тема строительства, причем лидер детально погружен во весь ход данного процесса применительно к конкретным, зна-
чимым объектам и опирается на упоминание определенных субъектов, в той или иной степени, участвующих в принятии соответствующих решений (здесь снова проявляется такой имиджево-ролевой конструкт, как «лидер-строитель»). Помимо погруженности в суть вопроса отдельно подчеркивается идея контроля (в частности, это отражено в соответствующем хабе) и серьезного анализа (что, например, подтверждается активным использованием такого ключевого слова, как «измерить») конкретной ситуации или вопроса. Это дополняет формируемый имидж лидера такими деловыми чертами, как скрупулезность и внимание к различным деталям. В-пятых, в содержательно-смысловом измерении имиджа политика, отраженного в текстах сообщений в социальных медиа, вновь обращается особое внимание на то, что лидер, как и сама область, которой он руководит, являются частью общего целого. В этой связи сам руководитель представляет собой часть управленческой команды (что свидетельствует о лидере, как о «командном игроке»).
В-шестых, ещё одной темой, нашедшей свое выражение в содержании имиджа политика, стала готовность лидера следить за особо актуальной ситуацией (в данном случае связанной с повышением стоимости и спроса на отдельные виды продуктов). Причем, актуальность ситуации определяется запросом со стороны общества, что перекликается с другой имиджевой темой, связанной со стремлением лидера слышать представителей общества. Иными словами, в этом случае наблюдается пересечение сразу нескольких имиджево-ролевых конструктов («лидер, который в курсе особо актуальных проблем» и «открытый лидер, слышащий общество»). В целом это характеризует представленный имидж лидера как ситуативный, адаптирующийся под конкретную актуальную тему.
Если сравнить между собой содержание имиджа рассматриваемого политического лидера в двух массивах данных, то можно выделить общие и отличающиеся черты. Объединяет содержание имиджа наличие схожих имиджево-ролевых конструктов («лидер-строитель», «лидер-командный игрок»). Вместе с тем часть имиджево-ролевых конструктов отличаются друг от друга, например, в социальных медиа активно представлены такие имиджево-ролевые конструкты, как «лидер, который в курсе особо актуальных проблем» и «открытый лидер, слышащий общество». Впрочем, различия в данном случае неслучайны, так как тексты сообщений в социальных медиа зачастую представляли собой ответные записи со стороны гла-
вы области на обращения граждан, поэтому в содержании имиджа политика особенно отражена черта, связанная с готовностью слышать общество.
Основным исследовательским вопросом в данной работе был вопрос об эффекте сетевизации, проявляющемся во всей знаково-символической сфере современного публичного пространства. На наш взгляд, он находит своё отражение и в рассмотренном имидже политического лидера (особенно в той части содержания имиджа, которая выражена в текстах социальных медиа). Это проявляется через призму нескольких факторов. Во-первых, политематичность наполнения имиджа, наличие в нём целого ряда различных имиджево-ролевых конструктов. Во-вторых, отсутствие какой-либо одной доминирующей темы, которой были бы подчинены все остальные. Разнообразие тематик носит системный характер, т.е. наблюдается пересечение различных тем и имиджево-ролевых конструктов между собой при отсутствии одной центральной темы. В-третьих, ситуативность содержания имиджа, его перенастройка под нужды конкретной ситуации или вопроса, актуальность которого может неожиданно возрасти в тот или иной момент времени.
Сетевизация содержательно-смыслового наполнения имиджа в условиях современного информационного поля свидетельствует об определенной трансформации самого имиджа как знаково-символического конструкта. Этот конструкт приобретает множество различных значений и ситуативных проекций, демонстрируя разные смыслы в тот или иной временной период. Иными словами, имидж как сетевой, знаково-символический конструкт становится более гибким и универсальным, в нём зачастую оказываются представленными различные смыслы и интенции. В научно-исследовательском смысле это способно осложнить процедуру типологизации лидерства, так как в содержании имиджа сосуществуют различные идейно-нормативные и практико-поведенческие черты. В результате, с точки зрения знаково-символического наполнения содержание имиджа различных политических лидеров (субъектов политического процесса) схоже между собой благодаря своей сложности, наличию системного взаимодействия внутри него целого ряда различных содержательно-смысловых линий. С одной стороны, это создает преимущества для политического лидера в том смысле, что в условиях универсальности содержания имиджа, он может выбирать различные варианты поведенческих паттернов в публичном пространстве политики. С другой стороны, в условиях политической конкуренции лидеру с универса-
листским содержанием имиджа труднее выделиться на фоне других лидеров (трансформируя это в поддержку со стороны общества), использующих схожие стратегии формирования и поддержания сетевого политического имиджа. В этой связи важнейшим становится вопрос о восприятии обществом сетевых черт наполнения политического имиджа. От результатов тщательного изучения обозначенного вопроса зависит выбор конкретных стратегий эффективного построения имиджа в условиях современной политической и общественной коммуникации.
Сетевизация современного общества вносит существенные коррективы в особенности функционирования публичного пространства политики, отражаясь на стратегии и тактике, избираемых политическими субъектами коммуникации. Одним из направлений, где происходят особенно значимые изменения, является знаково-символическое поле содержания политического имиджа современных акторов политики. В данном исследовании при помощи использования комплекса различных методов (контент-анализ, сетевой анализ данных, лингвистический и сравнительный анализ) для изучения двух различных текстовых массивов (интервью одному из интернет-изданий и записи на официальной странице во «ВКонтакте») рассмотрено содержательно-смысловое наполнение имиджа одного из региональных лидеров современной России (губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина). По результатам проведенного исследования отмечается наличие сетевого эффекта в знаково-символическом содержании имиджа руководителя, что нашло свое проявление в таких имиджевых чертах, как политематичность, децентрализация тем (отсутствие одной доминирующей темы) и ситуативность. Отмеченные черты, в первую очередь, отображены в изученных текстах, размещенных на интернет-платформе поддержки социальных медиа «ВКонтакте».
На наш взгляд, выбранное в рамках данной работы исследовательское направление является одним из наиболее перспективных и ещё мало изученных. Учитывая стремительную информатизацию общества, изучение содержания политического имиджа, процессов его формирования и изменения в современном коммуникативном пространстве будет крайне востребованной темой исследований в ближайшем будущем. В частности, обозначенная выше идея об универсализации сетевого содержания имиджа политических субъектов требует последующего изучения, например, с помощью сравнительного анализа имиджа различных акторов политики. Особенно
интересным может быть анализ возможных попыток выйти за рамки универсальности сетевого имиджа и возникающих в этой связи эффектов на уровне общественного сознания.
Литература
1. Атаманенко А.А., Златанов Б.Г. Сетевые сообщества и терапевтическое государство: Толерантное неприятие в эпоху цифровизации // PolitBook. 2021. №2. С. 122-139.
2. Василенко С.А., Дебольская А.А. Женщина-политик: эволюция имиджа на примере Терезы Мэй и Юлии Тимошенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. №3(32). С. 33-36.
3. Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровизация современного пространства общественно-политических коммуникаций: научные концепции, модели и сценарии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. №60. С. 175-193.
4. Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровые инфраструктуры гра-жданско-политического активизма: Актуальные вызовы, риски и ограничения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №6(166). С. 97-118.
5. Головченко А.В. Имиджевые инверсии либерального лидерства в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. №4. С. 457-462.
6. Канюков А.Н. Убедить россиянина. Структура убеждающего воздействия в формировании имиджевых характеристик депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга // Вестник Пермского университета. Политология. 2018. №2. С. 124-146.
7. Курманина Т.С. Особенности формирования имиджа региональных политических лидеров // Вестник науки и образования. 2017. №8(32). С. 44-46.
8. Малышева О.П., Рябченко Н.А., Усков С.В. Лингводискурсивный анализ делиберативных практик в онлайн-пространстве: «Единая Россия» — выборы в Государственную думу РФ VIII созыва // Политическая лингвистика. 2022. №1(91). С. 44-58.
9. Пищева Т.Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. 2011. №2. С. 47-52.
10. Посульченко В.А., Фалина А.С. Предпосылки формирования политического интернет-активизма в контексте экологического лоббизма // PolitBook. 2021. №2. С. 97-109.
11. Селиверстова Ю.А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. 2011. №1. С. 71-73.
12. Синеокая Н.А. Имидж политика, формируемый в современных электронных СМИ (на примере женщин-политиков Германии) // Филология и просветительство. Научное, педагогическое, краеведческое наследие Н.М. Лебедева. Тверь: ООО «СФК-офис», 2017. С. 235-242.
13. Толкалов А.С. Сущность политического имиджа: отечественный и зарубежный опыт теоретического осмысления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2013. №2. С. 72-75.
14. Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Полис. Политические исследования. 2000. №4. С. 130-131.
15. Шмелева О.Ю. «Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. №4. С. 23-36.
16. Alvarez M.D., Campo S. The influence of political conflicts on country image and intention to visit: A study of Israel's image // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 70-78.
17. Bird R.T., Hickey H.K., Leavitt M.J., Robinson J.L. The dark authoritarians: Profiling the personality, emotional style, and authoritarian attitudes of the major American parties // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 186.
18. Caverley J.D., Krupnikov J. Aiming at doves: Experimental evidence of military images political effects // Journal of Conflict Resolution. 2017. Vol. 61(7). P. 1482-1509.
19. Cherghina C., Geissel B. Linking democratic preferences and political participation: Evidence from Germany // Political Studies. 2017. Vol. 65(1S). P. 24-42.
20. Dimitrova D.V., Bystrom D. The effects of social media on political participation and candidate image evaluations in the 2012 Iowa caucuses // American Behavioral Scientist. 2013. Vol. 57(11). P. 1568-1583.
21. Gaffney J. Imagined relationships: Political leadership in contemporary democracies // Parliamentary Affairs. 2001. Vol. 54. P. 120-133.
22. Kepplinger H.M. The declining image of the German political elite // The Harvard International journal of Press/Politics. 2000. Vol. 5(4). P. 71-80.
23. Lou A. Viewpoint and image schemas in multimodal political discource // Journal of Pragmatics. 2017. Vol. 122. P. 77-90.
24. Peacock C., Dugger H., Fanelli J.K., Harris A.J., McLelland J.B., Richardson L.A. Choosing a candidate: Traits issues and electability // American Behavioral Scientist. 2021. Vol. 65(3). P. 540-557.
25. Severt K., Hahm J.J. Impact of political event and political affliation on destination image and a longitudinal approach of image change // Journal of Destination Marketing & Management. 2020. Vol. 15.
26. Solovyeva M.A. Image of the «real» and «ideal» state at representatives of youth and «adult» political subcultures in Russia // Procedía - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140. P. 15-20.
27. Taylor M.A., Pye D. Hillary through time: The (un)making of the first woman president // American Behavioral Scientist. 2019. Vol. 63(7). P. 807-825.
28. Warner B.R., Carlin D.B., Winfrey K., Schnoebelen J., Trosanovski M. Will the «real» candidates for President and Vice President please stand up? 2008 pre- and post-debate viewer perceptions of candidate image // American Behavioral Scientist. 2011. Vol. 55(3). P. 232-252.
29. Warren C., Schneider Sh., Smith K.B., Hibbing J.R. Motivated viewing: Selective exposure to political images when reasoning is not involved // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 155.
30. Wright J.D., Tomlinson M.F. Personality profiles of Hillary Clinton and Donald Trump: Fooled by your own politics // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 128. P. 21-24.
References
1. Atamanenko A.A., Zlatanov B.G. Setevye soobshchestva i terapevticheskoe gosudarstvo: Tolerantnoe nepriyatie v epokhu tsifrovizatsii // PolitBook. 2021. №2. S. 122-139.
2. Vasilenko S.A., Debol'skaya A.A. Zhenshchina-politik: evolyutsiya imidzha na primere Terezy Mei i Yulii Timoshenko // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie. 2020. №3(32). S. 33-36.
3. Volodenkov S.V., Fedorchenko S.N. Tsifrovizatsiya sovremennogo prostranstva obshchestvenno-politicheskikh kommunikatsii: nauchnye kontseptsii, modeli i stsenarii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. 2021. №60. S. 175-193.
4. Volodenkov S.V., Fedorchenko S.N. Tsifrovye infrastruktury grazhdansko-politicheskogo aktivizma: Aktual'nye vyzovy, riski i ogranicheniya // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2021. №6(166). S. 97-118.
5. Golovchenko A.V. Imidzhevye inversii liberal'nogo liderstva v sovremennoi Rossii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2018. №4. S. 457-462.
6. Kanyukov A.N. Ubedit' rossiyanina. Struktura ubezhdayushchego vozdeistviya v formirovanii imidzhevykh kharakteristik deputatov Zakonodatel'nogo sobraniya Sankt-Peterburga // Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya. 2018. №2. S. 124-146.
7. Kurmanina T.S. Osobennosti formirovaniya imidzha regional'nykh politicheskikh liderov // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2017. №8(32). S. 44-46.
8. Malysheva O.P., Ryabchenko N.A., Uskov S.V. Lingvodiskursivnyi analiz deliberativnykh praktik v onlain-prostranstve: «Edinaya Rossiya» — vybory v Gosudarstvennuyu dumu RF VIII sozyva // Politicheskaya lingvistika. 2022. №1(91). S. 44-58.
9. Pishcheva T.N. Politicheskie obrazy: problemy issledovaniya i interpretatsii // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2011. №2. S. 47-52.
10. Posul'chenko V.A., Falina A.S. Predposylki formirovaniya politicheskogo internet-aktivizma v kontekste ekologicheskogo lobbizma // PolitBook. 2021. №2. S. 97-109.
11. Seliverstova Yu.A. Imidzh politicheskogo lidera: sozdanie, vnedrenie, aktualizatsiya // Vlast'. 2011. №1. S. 71-73.
12. Sineokaya N.A. Imidzh politika, formiruemyi v sovremennykh elektronnykh SMI (na primere zhenshchin-politikov Germanii) // Filologiya i prosvetitel'stvo. Nauchnoe, pedagogicheskoe, kraevedcheskoe nasledie N.M. Lebedeva. Tver': OOO «SFK-ofis», 2017. S. 235-242.
13. Tolkalov A.S. Sushchnost' politicheskogo imidzha: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt teoreticheskogo osmysleniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. 2013. №2. S. 72-75.
14. Shelekasova N.P. Bessoznatel'nye aspekty imidzha politicheskogo lidera // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2000. №4. S. 130-131.
15. Shmeleva O.Yu. «Obraz gosudarstva» kak kategoriya politicheskoi nauki: teoretiko-metodologicheskie aspekty izucheniya // Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2017. №4. S. 23-36.
16. Alvarez M.D., Campo S. The influence of political conflicts on country image and intention to visit: A study of Israel's image // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 70-78.
17. Bird R.T., Hickey H.K., Leavitt M.J., Robinson J.L. The dark authoritarians: Profiling the personality, emotional style, and authoritarian attitudes of the
major American parties // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 186.
18. Caverley J.D., Krupnikov J. Aiming at doves: Experimental evidence of military images political effects // Journal of Conflict Resolution. 2017. Vol. 61(7). P. 1482-1509.
19. Cherghina C., Geissel B. Linking democratic preferences and political participation: Evidence from Germany // Political Studies. 2017. Vol. 65(1S). P. 24-42.
20. Dimitrova D.V., Bystrom D. The effects of social media on political participation and candidate image evaluations in the 2012 Iowa caucuses // American Behavioral Scientist. 2013. Vol. 57(11). P. 1568-1583.
21. Gaffney J. Imagined relationships: Political leadership in contemporary democracies // Parliamentary Affairs. 2001. Vol. 54. P. 120-133.
22. Kepplinger H.M. The declining image of the German political elite // The Harvard International journal of Press/Politics. 2000. Vol. 5(4). P. 71-80.
23. Lou A. Viewpoint and image schemas in multimodal political discource // Journal of Pragmatics. 2017. Vol. 122. P. 77-90.
24. Peacock C., Dugger H., Fanelli J.K., Harris A.J., McLelland J.B., Richardson L.A. Choosing a sandidate: Traits issues and electability // American Behavioral Scientist. 2021. Vol. 65(3). P. 540-557.
25. Severt K., Hahm J.J. Impact of political event and political affliation on destination image and a longitudinal approach of image change // Journal of Destination Marketing & Management. 2020. Vol. 15.
26. Solovyeva M.A. Image of the «real» and «ideal» state at representatives of youth and «adult» political subcultures in Russia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140. P. 15-20.
27. Taylor M.A., Pye D. Hillary through time: The (un)making of the first woman president // American Behavioral Scientist. 2019. Vol. 63(7). P. 807825.
28. Warner B.R., Carlin D.B., Winfrey K., Schnoebelen J., Trosanovski M. Will the «real» candidates for President and Vice President please stand up? 2008 pre- and post-debate viewer perceptions of candidate image // American Behavioral Scientist. 2011. Vol. 55(3). P. 232-252.
29. Warren C., Schneider Sh., Smith K.B., Hibbing J.R. Motivated viewing: Selective exposure to political images when reasoning is not involved // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 155.
30. Wright J.D., Tomlinson M.F. Personality profiles of Hillary Clinton and Donald Trump: Fooled by your own politics // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 128. P. 21-24.