Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ'

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
313
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИЗМ / ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каминченко Дмитрий Игоревич

Работа посвящена изучению актуальной в условиях информатизации современного общества теме сетевизации общественно-политического пространства. Дан анализ одного из проявлений сетевизации современной политики, связанного с возрастающей общественной и политической ролью территориальных интернет-сообществ. В качестве примера изучается функционирование нижегородского интернет-сообщества «АнтиЯма-НН». Теоретический базис исследования составляет теория информационного общества и несколько концептов: сетевого сообщества и сетевой идентичности. В качестве основных прикладных методов анализа использованы контент-анализ и сравнительный анализ. Результаты исследования не подтвердили предположение о том, что функционирование сетевых сообществ способствуют усилению степени гражданской активности. Однако проведенный анализ подтвердил предположение о том, что общественная и политическая коммуникация с помощью интернет-сообщества повышает эффективность взаимодействия власти и общества, так как способствует улучшению качества обратной связи со стороны власти. В работе выдвигается предположение и о том, что на изменение степени вовлеченности граждан во взаимодействие с властью оказывает влияние проявление фактора сетевой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Каминченко Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL ROLE OF TERRITORIAL ONLINE COMMUNITIES

The research is devoted to the study of the topic of networkization of the socio-political space that is relevant in the context of the informatization of modern society. The author analyzes one of the displays of modern politics networkization in the paper. Its demonstration is associated with the growing social and political role of territorial Internet communities. The functioning of one of the Nizhny Novgorod Internet communities is studied as an example. The theoretical basis of the study is the theory of the information society and several concepts: the concept of the network community and the concept of the network identity. The paper uses content-analysis and comparative analysis as the applied analysis methods. The results of the study do not confirm the assumption that network communities' functioning contributes to an increased degree of civic engagement. However, the analysis confirms another assumption that public and political communication using the Internet community increases the efficiency of interaction between government and society, as it helps to improve the quality of feedback from the authorities. The author supposes that the display of the network identity factor affects the change in the degree of citizens' involvement in interaction with the authorities.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ»

УДК-323

DOI: 10.17072/2218-1067-2021-1-97-108

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ

Д. И. Каминченко

Каминченко Дмитрий Игоревич, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры прикладного политического анализа и моделирования,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия.

E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-3193-3423). Аннотация

Работа посвящена изучению актуальной в условиях информатизации современного общества теме сетевизации общественно-политического пространства. Дан анализ одного из проявлений сетевиза-ции современной политики, связанного с возрастающей общественной и политической ролью территориальных интернет-сообществ. В качестве примера изучается функционирование нижегородского интернет-сообщества «АнтиЯма-НН». Теоретический базис исследования составляет теория информационного общества и несколько концептов: сетевого сообщества и сетевой идентичности. В качестве основных прикладных методов анализа использованы контент-анализ и сравнительный анализ. Результаты исследования не подтвердили предположение о том, что функционирование сетевых сообществ способствуют усилению степени гражданской активности. Однако проведенный анализ подтвердил предположение о том, что общественная и политическая коммуникация с помощью интернет-сообщества повышает эффективность взаимодействия власти и общества, так как способствует улучшению качества обратной связи со стороны власти. В работе выдвигается предположение и о том, что на изменение степени вовлеченности граждан во взаимодействие с властью оказывает влияние проявление фактора сетевой идентичности.

Ключевые слова: политическая коммуникация; информационное общество; гражданский активизм; Интернет; сетевое сообщество; сетевая идентичность; социальные медиа.

Интернет-технологии играют важнейшую роль в современной политике. Они являются значимой площадкой для осуществления активного диалога власти и общества. В рамках этой площадки создаются механизмы для коммуникации между представителями власти и общества по широкому спектру вопросов общественного и политического развития. При этом инициаторами запуска подобных механизмов в различных ситуациях выступает как общество, так и власть, что подчеркивает значимость и актуальность современных информационно-коммуникационных технологий для политической коммуникации. Взаимодействие общественных и политических субъектов посредством интернет-пространства происходит как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Одной из наиболее актуальных и востребованных форм диалога власти и общества на местном уровне являются городские сообщества в рамках современных интернет-платформ поддержки социальных сетей (например, в ВКонтакте). Структурированный подобным образом диалог позволяет решать общественно значимые вопросы городского развития. При этом городские сообщества формируются как самими гражданами, так и органами региональной и муниципальной власти. Активное использование подобной структурированной формы общественной и политической коммуникации актуализирует в научном сообществе сразу несколько вопросов: например, способствует ли развитие подобных форм политического диалога росту общественного и политического участия, или в работе подобных сообществ принимают участие те граждане, кто проявлял свою активность в обсуждении и решении городских вопросов офлайн, без использования подходящих для этих целей интернет-площадок.

Ещё одним, безусловно актуальным, является вопрос о том, насколько эффективно работают подобные городские онлайн-сообщества, а одним из критериев определения их эффективности явля-

© Каминченко Д. И., 2021

ется качество обратной связи, т.е. наличие/отсутствие отклика от адресатов сообщений в данной форме общественной и политической коммуникации. Релевантные и надёжные выводы о качестве обратной связи между коммуникантами в городских виртуальных группах позволяет сделать текстовый анализ публикуемых ими сообщений.

Цель данной работы заключается в установлении того, насколько эффективна коммуникация власти и общества в современном сетевом пространстве социальных медиа. В качестве основного инструмента выполнения обозначенной цели выбран анализ общественно-политической роли городских онлайн-сообществ (на примере работы одного из таких сообществ, созданного органом муниципальной власти в г. Нижний Новгород в 2018 г.).

Обзор литературы

Изучению сетевизации современных политических процессов сегодня отводится немалое внимание научного сообщества. Информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное воздействие на общественные и политические процессы и отношения. Неслучайно, И.В. Мирошниченко и Е.В. Морозова пишут о том, что «сетевые структуры, процессы и технологии, основанные на цифровом формате, захватывают уже ставшие традиционными уклады индустриального или постиндустриального общества и определяют новый формат социальности» (Мирошниченко и Морозова, 2015: 325). Сетевизация политики проявляется и на акторно-деятельностном уровне, и на уровне сознания. Политическое пространство становится ареной взаимодействия как традиционных политических институтов, так и тех субъектов, которые возникли и оформилилсь именно в условиях современного сетевого общества. Возникает некий симбиоз, когда традиционные политические институты, испытывая на себе влияние сетевизации общества, «начинают приспосабливаться к сетевым формам организации власти, действуя сообразно логике сетевых коммуникаций», а появившиеся «структуры сетевого гражданского общества осваивают и традиционные политические институты, создавая синтетические формы политического представительства» (Мирошниченко и Морозова, 2017: 89-90).

Одним из механизмов и одновременно результатов взаимодействия традиционных политических акторов и появляющихся сетевых субъектов политики являются виртульные сообщества, функционирующие в интернет-среде, но при этом являющиеся отражением слияния онлайн и офлайн-пространств. Подобные сообщества структурированы посредством горизонтальных связей и обладают высоким мобилизационным потенциалом (Володенков, 2017: 299-300). Виртуальные сообщества могут создаваться как обществом, так и органами власти с целью вовлечения граждан в процесс выработки и принятия общественно значимых решений. Участие граждан в обсуждении и решении различных общественных и политических вопросов с помощью действующих в пространстве современных социальных медиа сетевых сообществ рассматривается сегодня как одна из форм гражданского активизма (Давыдов и Логунова, 2018: 208).

Сетевые сообщества в современной гуманитарной науке нередко изучаются с позиций одновременно двух подходов: технологического (когда сетевое сообщество обозначается как элемент информационной и коммуникационной сети) и социетального (когда под сетевым сообществом подразумевается некий социальный конструкт с присущими ему социальными качествами и характеристиками) (Харченко, 2015: 176). Виртуальные сообщества могут быть классифицированы по признакам, характерным для социальных групп, например, по степени социальной сплоченности. Как отмечают ученые, сплоченность группы - это «параметр заданной социальной группы, уровень солидарности с общими целями, чувство причастности к группе, сила межперсональных связей» (Ярская и др., 2014: 280). Чем выше показатели сплоченности интернет-собщества, тем эффективнее оно выполняет свои функции (информационные, коммуникативные, общественные и т.д.).

Как для социальных объектов для виртуальных сообществ характерно распределение ролей, выполняемых его членами. Участники сообщества могут быть его модераторами или посетителями, активными коммуникантами или пассивными наблюдателями. Таким образом, в онлайн-сообществе как социальном конструкте отражены особенности и специфика общественного офлайн-пространства, но при этом, взаимодействия его участников происходят в условиях сетевой специфики коммуникативной площадки, повышающей скорость и степень прозрачности коммуникативных актов. Поэтому общественная и политическая роль виртуальных сообществ анализируется сегодня с учетом технологического и социетального подходов.

Анализ изученности рассматриваемой в работе проблемы подразумевает необходимость обратить особое внимание на научные исследования, посвященные региональным и локальным интернет-сообществам (Давыдов и Логунова, 2018; Бородулина, 2018; Скуратов, 2010а; Скуратов, 2010Ь). С.Г. Давыдов и О.С. Логунова провели комплексный анализ целого ряда онлайн-сообществ г. Москвы. В их исследовании пристальное внимание уделяется различным факторам функционирования сообществ: анализу функций интернет-групп (распределение, выполнение различных ролей участниками групп, особенности контента групп и т.д.). В результате проведенного исследования ученые формулируют вывод о том, что проанализированные ими онлайн-группы и паблики можно рассматривать «в качестве простейших форм совместных региональных медиа, независимых от власти, востребованных аудиторией и имеющих потенциал для дальнейшего развития» (Давыдов и Логунова, 2018: 219). В одной из своих работ А.С. Бородулина рассматривает социальные и коммуникативные практики территориальных групп посредством мессенджера WhatsApp в одном из российских регионов (в Сахалинской области). На основании проведенного ею исследования она делает вывод о том, что процесс коммуникации в мессенджерах вышел далеко за рамки функции поддержания контакта с окружением, а само общение в них формирует «поле сетевых взаимодействий, которое становится источником информации, помощи, способом решения повседневных задач и одним из основных способов существования в Интернете» (Бородулина, 2018: 165).

Территориальные виртуальные сообщества выполняют сегодня важную общественную и политическую роль. По мнению В.В. Тищенко, Т.И. Жуковой и Ю.С. Попкова, они «демонстрируют как процессы социальной активности и взаимодействия «превращаются» в формы и способы социального партнерства в виртуальном пространстве» (Тищенко и др., 2014: 92). Это актуализирует задачу проведения научного анализа данных территориальных социальных конструктов и, в первую очередь - формулировки оптимальной дефиниции этого явления. А.Б. Скуратов предлагает следующее определение: «Локальное интернет-сообщество» - это единица локальной социальной организации сети Интернет, имеющая стратификационную систему, устоявшиеся социальные нормы, роли и статусы участников, включающая в свой состав не менее трех акторов, разделяющих общий интерес и ценности и осуществляющих посредством использования соответствующих аппаратных и программных средств на регулярной основе социальные взаимодействия, а также имеющих доступ к контенту и иным общим ресурсам» (Скуратов, 2010а: 50). Важность данного определения заключается в том, что в нём учтены, как минимум, два подхода к пониманию сущности изучаемого явления: и технологический, и социетальный. Для участников локальных онлайн-сообществ характерно выполнение тех же функциональных ролей, что и в случае с более глобальными виртуальными группами. В частности, в них также «присутствуют» как те пользователи, кто активно размещает свои сообщения и комментарии, так и те, кто является скорее наблюдателями происходящих в группе коммуникативных процессов. По мнению А.Б. Скуратова, большинство участников локальных интернет-сообществ «предпочитают не создавать, но потреблять информацию» (Скуратов, 2010Ь: 206).

Одним из ключевых вопросов в рамках обозначенной в работе темы является вопрос о том, способствует ли функционирование территориальных интернет-сообществ активизации граждан для участия в решении общественно и политически значимых вопросов. Данный вопрос, по нашему мнению, по-прежнему остаётся крайне актуальным в рамках изучаемой предметной области. Гипотеза о наличии связи между числом электронных обращений граждан по вопросам качества городской среды, с одной стороны, и степенью распространения в локальных интернет-сообществах информации о наличии существующих инструментов для электронного участия - с другой, выдвинута в работе Е. Р. Ильиной. Однако, по её мнению, на данный момент представляется затруднительным сформулировать однозначный ответ об истинности обозначенной гипотезы (Ильина, 2018: 12-13).

Несмотря на наличие работ, посвященных теме общественно-политической роли территориальных интернет-сообществ, на наш взгляд, данная проблематика по-прежнему требует детального рассмотрения. Особое внимание необходимо уделить качеству диалога между властью и обществом, осуществляемого на базе коммуникативных площадок подобных сообществ. Актуальным остаётся и вопрос о том, активизируют ли подобные виртуальные сообщества большее число граждан для участия в решении общественно и политически значимых вопросов или нет. Данная работа направлена на изучение обозначенных вопросов.

Методология исследования

Концептуальную основу работы составляет теория информационного общества. Как известно, в современных исследованиях прикладного свойства, проводимых в контекстуальных рамках данной теории, основное внимание нередко обращено вопросам использования информационных технологий в целях повышения эффективности и «решения организационных проблем в рамках отдельных политических процессов, например, в ходе организации и проведения выборов» (Современная политическая наука, 2020: 747). Сетевые интернет-сообщества являются одним из важнейших механизмов современной политической коммуникации, использование которых способно ощутимо повысить эффективность взаимодействия власти и общества. Неслучайно этот механизм активно применяется как представителями общества, так и властью. Причем, функционирование подобных сообществ может носить как постоянный (например, когда речь идёт об общегородском или районном сообществе), так и дискретный характер (если коммуникация внутри него направлена на решение конкретного вопроса или реализацию отдельного проекта).

В своей работе мы опираемся на ряд концептов, один из которых - концепт сетевого сообщества. Основным объектом нашего исследования является одно из территориальных интернет-сообществ. И.В. Мирошниченко и Е.В. Морозова под сетевым сообществом предлагают понимать «совокупность социальных взаимоотношений и социальных связей акторов, действующих в различных средах (offline и online) между определенными индивидами, и самих индивидов, объединенных коллективной идентичностью и общностью нормативно-ценностных схем, позволяющих им обмениваться различными видами ресурсов в процессе их взаимодействия» (Мирошниченко и Морозова, 2015: 341). В данном определении подчёркивается значимая роль в понимании сетевого сообщества как социального конструкта целого ряда факторов: идентификационного, нормативно-ценностного, технологического, коммуникационного. Это позволяет выйти за рамки рассмотрения сетевого сообщества исключительно как структурно-функционального компонента интернет-пространства, и рассматривать его в качестве отдельного социального конструкта с целым рядом присущих ему институциональных характеристик (так как эффект от действий участников подобных сообществ наглядно отражается не только в онлайн-, но (что особенно принципиально) и в офлайн-пространстве).

Ещё один концепт, составляющий основу проводимого исследования - это концепт сетевой идентичности. По мнению учёных, под сетевой идентичностью следует подразумевать «отождествление человеком (интернет-пользователем) себя с той или иной группой, созданной в сети; виртуальная самопрезентация» (Фадеева, 2017: 535). Сетевая идентичность «как формируемый в политико-коммуникативном пространстве Интернета символико-смысловой конструкт воплощает в себе черты, присущие сети как структурному принципу организации» (Каминченко, 2019: 91-92). Данный тип идентичности лежит в основе функционирования виртуальных сообществ, а имманентные свойства сетевой идентичности определяют принципы взаимодействия коммуникантов как внутри самих сообществ, так и с внешними субъектами. Эти свойства обусловливают особенности складывающегося благодаря действиям участников сообществ политико-коммуникативного пространства.

В качестве прикладных методов в работе используются количественный контент- и сравнительный анализ. Рассматривается активность одного из территориальных интернет-сообществ, с помощью контент-анализа изучается число обращений граждан и ответных сообщений со стороны органов власти. Единицей аналитического наблюдения в данном случае выступает сообщение. Сравнительный анализ частоты обращений граждан и ответных сообщений со стороны власти позволит сделать вывод об изменениях степени активности граждан в сетевом сообществе, а также качества обратной связи. Чем чаще органы власти реагируют на сообщения граждан, тем, вероятно, выше эффективность диалога власти и общества в рамках изучаемого сетевого сообщества.

Для проведения исследования был выбран анализ коммуникативных практик интернет-сообщества «АнтиЯма-НН»1, организованного на платформе поддержки социальных сетей ВКонтак-те. Проект «АнтиЯма-НН» был запущен в работу органами муниципальной власти г. Нижний Новгород в апреле 2018 г. Основная цель проекта - выявить наиболее приоритетные направления для проведения ямочного ремонта дорожного покрытия в Нижнем Новгороде. С этой целью в сообществе «АнтиЯма-НН» проводилось голосование по тем участкам дорожного покрытия, которые, по мнению участников сообщества, требуют скорейшего проведения ремонтных работ. Кроме того, участникам сообщества предлагалось самостоятельно разместить на «стене» группы информацию о тех участках

1 Сообщество «АнтиЯма-НН» в ВКонтакте. Available at: URL: https://vk.com/antiyamann (дата обращения: 17.06.2020).

дорог, которые требуют проведения ремонта. Администраторы группы (представители муниципальной власти) отвечали пользователям на размещенные обращения. Причем, зачастую участники сообщества прикрепляли к своим обращениям либо фото, либо схему участка дороги. Впоследствии информация с результатами голосования пользователей и обращениями граждан передавалась в Департамент дорожного хозяйства Администрации Нижнего Новгорода. Спустя некоторое время администраторы сообщества размещали фото о проделанной работе.

Выбор обозначенного проекта как объекта исследования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, он является одним из первых общегородских тематических пабликов, созданных органом муниципальной власти в Нижнем Новгороде, деятельность которого направлена на повышение качества диалога между властью и социумом в решении конкретного общественно значимого вопроса. Во-вторых, размещаемые в сообществе записи в абсолютном большинстве случаев тематически связаны именно с решением того вопроса, которому посвящен данный паблик, причем, степень тональности сообщений пользователей варьируется (встречаются как комплиментарно, так и критично настроенные (по отношению к решению данного вопроса сообщения). Это свидетельствует о том, что общество восприняло функционирование данного сообщества именно в четком соответствии с его основным тематическим направлением/предназначением (вопрос ремонта городских дорог).

Результаты исследования

Контент-анализ сообщений, опубликованных в группе, проводился в два этапа (это отвечает цели проведения сравнительного анализа): с 1 мая по 31 августа 2018 г. и за аналогичный временной период 2019 г. Временной отрезок для проведения мониторинга был выбран не случайно, так как именно в этот период пользователи активно размещали свои обращения, что обусловлено самой спецификой вопроса, которому посвящено взаимодействие в рамках данного сообщества (его сезонный характер обусловливает временные рамки процедуры планирования, подготовки и реализации мероприятий, связанных с проведением ремонтных работ дорожного покрытия). Рассматривались только обращения пользователей и сообщения, опубликованные администраторами группы. Результаты голосования (по выбору в каждом районе дорожных участков, требующих скорейшего ремонта), проводимого администраторами сообщества, изначально не учитывались.

Всего за два периода проведения мониторинга проанализированы 515 сообщений (включающих в себя как обращения граждан, так и ответные сообщения администраторов). На первом этапе (с 1 мая по 31 августа 2018 г.) изучены 355 сообщений, на втором этапе (с 1 мая по 31 августа 2019 г.) -160 сообщений. Данные по статистике обращений пользователей через сообщество приведены в табл. 1.

Таблица 1

Частота обращений граждан в сообществе «АнтиЯма-НН» в ВКонтакте в 2018-2019 гг.

Период наблюдения 2018 г. 2019 г.

Май 128 33

Июнь 34 19

Июль 104 26

Август 32 12

Общее количество 298 90

В среднем в месяц 74,5 22,5

Результаты анализа демонстрируют снижение общего числа обращений граждан в сообществе за рассматриваемый период 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (причем различия следует считать существенными (эмпирический показатель критерия и Манна-Уитни равен 1). Максимальное количество обращений в течение изучаемого периода было зафиксировано в мае 2018 г., практически на начальном этапе функционирования данного проекта. Обращает на себя внимание наличие совпадений в динамике изменений активности граждан по месяцам: и в 2018, и в 2019 г.г. пользователи чаще размещали свои обращения в мае и июле, а реже - в июне и августе. Динамика изменений частоты обращений граждан в рамках изучаемого сетевого сообщества представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика изменений частоты обращений граждан в сообществе «АнтиЯма-НН» в

ВКонтакте в 2018-2019 гг.

Ещё одним релевантным инструментом изучения изменения степени гражданской активности в данном случае является анализ числа пользователей, разместивших свои обращения на главной «стене» сообщества. Здесь необходимо сделать некоторые методические уточнения. Во-первых, в подсчёте числа обратившихся пользователей сообщества учитывались только персонализированные (неанонимные) сообщения (это абсолютное большинство всех обращений за рассматриваемые периоды времени). Во-вторых, из анализируемых сообщений отбирались те, которые содержат относительно точные координаты дорожного участка, требующего проведения ремонтных работ, т.е. не только простое и обобщенное название улицы, а чёткие координаты её конкретного участка, где находится яма или иное препятствие нормальному функционированию дорожного полотна. Отметим, что подобное условие обозначено администраторами сообщества в его описании. В-третьих, статистика обратившихся пользователей велась дискретно по каждому из месяцев: к примеру, если один пользователь в течение конкретного месяца (например, мая) оставил сразу несколько сообщений по одному или разным участкам дороги, то в сводной таблице статистических данных о числе обратившихся в отчетном месяце пользователей указывалась единица; если один пользователь оставлял свои обращения в течение двух месяцев, то в сводной таблице статистических данных о числе обратившихся пользователей по каждому из двух отчетных месяцев указывалось по единице. Выбор подобной методики является обоснованным, так как задача исследования в данном случае заключается в том, чтобы проанализировать динамику изменений числа пользователей (по месяцам и по годам), обратившихся через сообщество к органам муниципальной власти.

Данные по числу пользователей, обратившихся к органам власти в сообществе «АнтиЯма-НН», представлены в табл. 2.

Таблица 2

Число пользователей, разместивших свои обращения в сообществе «АнтиЯма-НН» в

ВКонтакте в 2018-2019 гг.

Период наблюдения 2018 г. 2019 г.

Май 80 30

Июнь 27 17

Июль 32 26

Август 16 11

Общее количество 155 84

В среднем в месяц 39 21

Как и в случае с количеством обращений, показатели 2018 г. в целом выше показателей 2019 г. Вместе с тем, очевидно, что статистические отличия данных показателей не такие ощутимые, как в случае с анализом общего числа обращений (эмпирическое значение критерия и Манна-Уитни и вовсе равно 4). Максимальное число обратившихся пользователей - 80, зафиксировано в мае 2018 г.

(как и в случае с общим количеством обращений, речь идёт о начальном этапе развития проекта «Ан-тиЯма-НН»). Основные контуры динамики изменений численности обратившихся пользователей за рассматриваемые в работе промежутки времени по годам схожи. Данная динамика отражена на рис. 2.

2019 год

Май Июнь Июль Август Месяц наблюдения

Рис. 2. Динамика изменений числа обратившихся пользователей в сообществе «АнтиЯма-НН»

в ВКонтакте в 2018-2019 гг.

Сравнивая данные диграмм на рис.1 и 2, можно сделать вывод о том, что в случае с численностью пользователей, обратившихся к органам власти в сообществе «АнтиЯма-НН», количественные отличия между показателями 2018 и 2019 гг. ощутимо меньше, чем в случае с количественными различиями в показателях распределения общего числа обращений граждан в 2018 и 2019 гг. Обобщение и интерепретация результатов будет проведена в следующей части работы.

Для анализа ещё одной переменной - качества обратной связи - необходимо рассмотреть, какое количество обращений граждан было отмечено ответным комментарием со стороны администраторов сообщества. Данные приведены в табл. 3.

Таблица 3

Количество обращений граждан, сопровождаемых комментариями администраторов сообщества «АнтиЯма-НН» в ВКонтакте в 2018-2019 гг., %

Период наблюдения 2018 г. 2019 г.

Май 12 78

Июнь 12 90

Июль 17 81

Август 69 58

В среднем в месяц 27,5 76,75

От универсалистских политических партий возможно движение по вертикальной оси в двух направлениях: 1) к региональному партикуляризму; 2) к нерегиональному партикуляризму. При этом следует заметить, что движение в обоих направлениях в конечном итоге приводит нас к одному и тому же - к регионализму (регионалистским партиям), так что, строго говоря, вертикальное измерение представляет собой не ось в чистом виде, а вертикально расположенное кольцо.

Подчеркнём, сообщения, опубликованные администраторами сообщества, практически всегда (за редкими исключениями) являлись непосредственно предметным ответом на конкретные обращения граждан. Результаты анализа показывают, что в 2019 г. количество подобных сообщений ощутимо возросло. В среднем, в 2019 г. 76,75% обращений пользователей сопровождалось ответным комментарием со стороны администраторов сообщества (в 2018 г. этот показатель составил 22,75%). Различия следует считать существенными, так как эмпирическое значение критерия и Манна-Уитни равно 1. Максимальный показатель зафиксирован в июне 2019 г. Обобщение и интерепретация результатов будет проведена в следующей части работы.

2018 год

Май Июнь Июль Август Месяц наблюдения

Обсуждение

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов относительно общественно-политической роли рассмотренного нами территориального интернет-сообщества. Во-первых, как показал анализ данных за несколько лет мониторинга, роста гражданской активности в рамках указанного сообщества не произошло. Наоборот, количество обращений, оставленных участниками сообщества за рассмотренный нами период 2019 г., сократилось по сравнению с 2018 г. В 2019 г. также уменьшилось и число пользователей, размещавших свои обращения на главной «стене» сообщества, хотя это снижение не столь ощутимо, как в случае с общим числом обращений. Обозначим ряд возможных причин сокращения гражданской активности внутри изученного виртуального сообщества.

Первая возможная причина методического свойства связана с тем, что в работе анализировались только самостоятельные обращения пользователей, размещенные на главной «стене» группы. Помимо подобных обращений, ещё одним каналом выражения общественного мнения относительно состояния дорожного покрытия в городе был ежегодный опрос, проводимый в апреле каждого года. В бланке этого опроса указывались различные дорожные участки каждого из городских районов, которые, по мнению жителей, требуют проведения ремонта. Часть пользователей, которые потенциально хотели разместить обращение, посвященное тому или иному участку дороги, могли найти информацию об этом участке в опросном листе и проголосовать именно за этот участок, что снимало необходимость размещения соответствующего обращения на «стене» сообщества. Этот фактор мог оказать влияние как на количество обращений, так и на число пользователей, размещавших свои обращения к органам власти. Добавим, что по данным официального сайта Администрации города, в 2019 г. в голосовании в рамках проекта «АнтиЯма-НН» приняли участие более 4 000 чел.1, в то время, как в 2018 г. (по данным СМИ) - более 5 000 чел.2. Таким образом, число проголосовавших в 2019 г. сократилось по сравнению с этим показателей в 2018 г.

Вторая возможная причина - тематического свойства - связана как со степенью решенности в городе того вопроса, которому посвящено изучаемое сообщество, так и с отношением граждан к решению этого вопроса органами власти. Иными словами, пользователи социальных медиа могли обратить внимание на улучшение дорожной ситуации в городе, и предмет их обращений мог утратить актуальность. В пользу подобного предположения о том, что нижегородцы оценивают качество дорог в 2019 г. выше, чем в 2018 г., свидетельствуют, например, результаты одного из опросов3. Кроме того, по данным другого опроса, в 2019 г. более половины нижегородцев отметили качество проведенного ремонта дорог в 2019 г.: 26% респондентов на вопрос о том, как они оценивают ремонт дорог в городе в 2019 г., выбрали вариант ответа «Положительно, ремонт выполнен с хорошим качеством», а 26% ответивших - вариант «Результаты заметны, но нужен ремонт на второстепенных дорогах»4.

Третья возможная причина (также методического свойства) связана с тем, что мы анализировали статистические данные по четырём, на наш взгляд, наиболее активным месяцам функционирования данного сообщества. Мы изначально исключили из времени проведения мониторинга апрель, так как апрель 2018 г. - это первый месяц существования изучаемого сообщества. Выбор указанных временных рамок мог внести свою специфику в полученные результаты текстового анализа.

Четвёртая возможная причина (по нашему мнению, наименее вероятная) заключается в возможном разочаровании пользователей эффективностью функционирования изучаемого сообщества в 2018 г. Данная причина менее вероятна, например потому, что в 2018 г., согласно результатам анализа, последовательно возрастало качество обратной связи: в течение лета 2018 г.

1 Нижегородцы выбрали улицы для первоочередного ремонта: Официальный сайт Администрации Нижнего Новгорода. Available at: URL: https://нижнийновгород.рф/news/872 (дата обращения: 18.06.2020).

2 В Нижнем Новгороде возобновится работа проекта «Антияма»: Аргументы и Факты - Нижний Новгород. Available at: URL: https://nn.aif.ru/society/details/v_nizhnem_novgorode_vozobnovitsya_rabota_proekta_antiyama (дата обращения: 18.06.2020).

3 Нижний Новгород вошел в первую сотню городов по качеству дорог и доступности парковок: Нижегородская правда. Available at: URL: https://pravda-nn.ru/news/nizhnij-novgorod-voshel-v-pervuyu-sotnyu-gorodov-po-kachestvu-dorog-i-dostupnosti-parkovok-2/ (дата обращения: 18.06.2020).

4 Общественное обсуждение качества ремонта автомобильных дорог Нижнего Новгорода, выполненного в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 г.: Официальный сайт Администрации Нижнего Новгорода. Available at: URL: https://нижнийновгород.рф/news/survey/stat/42# (дата обращения: 18.06.2020).

росло число обращений пользователей, сопровождаемых ответными сообщениями администраторов (что особенно показательно, так как обработка каждого обращения пользователя требует определенных временных затрат для уточнения необходимой информации, и ответ, чаще всего, не может быть предоставлен мгновенно). Более того, ответные сообщения админстраторов содержали в себе предметную информацию, чётко привязанную к тексту обращения пользователей.

На наш взгляд, наиболее вероятными причинами снижения количества обращений граждан и уменьшения числа пользователей, размещавших свои обращения в сообществе «АнтиЯма-НН» в 2019 г. по сравнению с 2018 г., являются первые две из обозначенных причин.

Во-вторых, необходимо сделать некоторые выводы относительно показателя качества обратной связи в диалоге общества и власти в рамках коммуникативного поля локального интернет-сообщества. С одной стороны, с точки зрения относительных значений (т.е. доли обращений граждан, которые сопровождались ответным сообщением со стороны администраторов сообщества), в 2019 г. произошел существенный рост данного показателя. С другой стороны, с точки зрения абсолютных значений (т.е. общего количества сообщений с ответами администраторов сообщества) рост данного показателя в 2019 г. оказался не столь ощутимым. Указанные статистические выводы во многом объясняются общим сокращением количества обращений граждан в рамках сообщества в 2019 г. по сравнению с тем же показетлем в 2018 г. (возможные причины которого уже обсуждались нами ранее). Относительно показателей обратной связи подчеркнем, что обработка каждого отдельно взятого обращения пользователя, участника сообщества, нередко требует от представителей орагнов власти выполнения определенного объема работ, связанных как с внутри-, так и с межструктурными взаимодействиями, а также - взаимодействиями с внешними организациями. В случае большого количества поступающих обращений выполнение подобного объема работ требует ещё больших временных затрат. Вероятно, не слишком высокие относительные показатели обратной связи в первые месяцы (из тех месяцев, по которым проводился мониторинг) работы проекта 2018 г. связано как с необходимостью выстраивания устойчивого механизма подобных взаимодействий, так, возможно, и с недостаточным кадровыми мощностями (например, недостаточным числом сотрудников, выполняющих обработку сообщений), тем более, что подготовленные администраторами ответы на обращения граждан касались конкретно-предметных мер, которые планируется предпринять (или уже были предприняты) органами власти для решения проблемы, обозначенной в обращении. Нередко в качестве ответных сообщений администраторы паблика размещали фото выполненных работ по обращениям граждан. Таким образом, с позиций относительных значений, в 2019 г. произошел ощутимый рост показателя качества обратной связи, а с позиций абсолютных значений - рост обозначенного показателя оказался не столь заметным.

В-третьих, обобщая сформулированные выводы, можно предположить, что усиление интенсивности ответных (на обращения пользователей) комментариев со стороны администраторов сообщества не привело к росту количества обращений граждан в рамках данного сообщества. Возможные причины (с разной степенью вероятности их проявления) были обозначены выше. В дополнение к уже рассмотренным возможным причинам следует привести и ещё одну. Обозначенная тенденция может являться результатом проявления сетевой идентичности. Содержательно-смысловой основе данного типа идентичности присущ предметно-проектный характер, т.е. она проявляется в необходимости решения определенного вопроса или реализации какого-либо проекта путём прямого участия индивида. Более того, если речь идёт о вопросе развития города или района, где проживает участник подобного сетевого сообщества, то проявление данного типа идентичности может быть ещё более ощутимым, так как пользователь крайне заинтересован в решении вопроса, с которым он сталкивается в повседневной жизни. Это в очередной раз подчёркивает идею о заметном пересечении в современном информационном обществе онлайн- и офлайн-пространств. Если степень решенности вопроса становится выше, то и проявление в данном конкретном случае (применительно к решаемому вопросу) сетевой идентичности может ослабеть, что сказывается и на снижении активности индивида и групп. Повторимся, это предположение требует проведения последующих

исследований, которые позволят его подтвердить или опровергнуть.

* * *

Локальные интернет-сообщества играют сегодня весомую общественно-политическую роль. Неслучайно проведение комплексного анализа этой роли является крайне актуальной задачей современных политологических исследований. В нашей работе, на примере изучения одного из территориальных сообществ, функционирование которого нацелено на решение общественно значимого город-

ского вопроса, идея о том, что виртуальные сообщества способствуют усилению гражданского активизма не подтвердилась. Вместе с тем, нашла своё подтверждение идея о том, что интернет-сообщества являются эффективным коммуникативным полем для взаимодействия власти и общества, так как их функционирование в целом, в той или иной степени, способствует повышению качества обратной связи со стороны органов власти. В проведенном исследовании присутствует ряд ограничений, например, анализировалось только одно локальное сообщество и на основании данных, собранных в течение определенных временных промежутков. Кроме того, при анализе числа пользователей, разместивших обращения на «стене» сообщества, не учитывались анонимные сообщения. Несмотря на это, мы убеждены, что результаты проведенного анализа могут быть учтены при проведении последующих исследований в обозначенной предметной области.

Список литературы / References

Бородулина, А. С. (2018) '"Поворот к мес-сенджерам": кейс Сахалинской области', Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1 (143), сс. 156-172. [Boroduli-na, A. S. (2018) '"Messenger turn": a Sakhalin oblast case study' ["Povorot k messendzheram": keis Sakhalinskoi oblas-ti], Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (Public Opinion Monitoring), 1 (143), pp. 156-172. (In Russ.)].

Гаман-Голутвина, О. В., Никитин, А. И. (ред.) (2020) Современная политическая наука: методология. Москва: Издательство «Аспект Пресс», 776 с. [Gaman-Golutvina, O. V., Nikitin, A. I. (eds.) (2020) Contemporary Political Science [Sovremennaya politicheskaya nauka: Metodologiya]. Moscow: Izdatelstvo "Aspekt-Press", 776 p. (In Russ.)].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Володенков, С. В. (2017) 'Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: особенности и перспективы применения', Политическая наука, cc. 290-305. [Volodenkov, S. V. (2017) 'Social media as a tool of contemporary public policy: Peculiarities and prospects of application' [Sotsial'nye media kak instrument sovremennoi publich-noi politiki: osobennosti i perspektivy primeneniya], Political Science, S, pp. 290-305. (In Russ.)].

Давыдов, С. Г., Логунова, О. С. (2018) 'Сообщества московских районов в социальных медиа: контент и его модерация', Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1 (143). cc. 204-221. [Davydov, S. G., Logunova, O. S. (2018) 'Moscow districts' social media communities: content and its moderation' [Soobshchestva moskovskikh raionov v sotsial'nykh me-

dia: kontent i ego moderatsiya], Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal (Public Opinion Monitoring), 1 (143), pp. 204-221. (In Russ.)].

Ильина, Е. Р. (2018) 'Изучение гражданской активности интернет-сообществ по критерию использования инструментов электронного участия', Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО. Университет ИТМО. Санкт-Петербург. Т. 5. сс. 11-13. [Il'ina, E. R. (2018) 'Network technologies and the public-state governance' [Izuchenie grazhdanskoi aktivnosti Internet-soobshchestv po kriteriyu ispol'zovaniya instrumentov elektronnogo uchastiya], Almanac of scientific works of young scientists of ITMO University. ITMO University. Saint Petersburg. Vol. 5. pp. 11-13. (In Russ.)].

Каминченко, Д. И. (2019) 'Типы сетевой идентичности в современном обществе' в: Акопова Т. С. (ред.) Современное российское общество: социально-политические тренды и вызовы: материалы конференции. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, сс. 90-95. [Kaminchenko, D. I. (2019) 'Network identity types in modern society' [Tipy setevoi identichnosti v sovre-mennom obshchestve] in: Akopova, T. S. (eds.) Contemporary Russian society: socio-political trends and challenges: conference proceedings [Sovremennoe ros-siiskoe obshchestvo: sotsial'no-politicheskie trendy i vyzovy: materialy konferentsii]. Yaroslavl, pp. 90-95. (In Russ.)].

Мирошниченко, И. В., Морозова, Е. В. (2015) 'Социальные сети как акторы современной российской публичной политики' в: Сморгунов Л. В. (ред.) Россий-

ская политическая наука: Идеи, концепции, методы. Сер. "Российская политическая наука: Истоки и перспективы". Москва: Изд-во Аспект-Пресс, сс. 324-345. [Miroshnichenko, I. V., Moro-zova, E. V. (2015) 'Social networks as actors of modern Russian public policy' [Sotsial'nye seti kak aktory sovremennoi rossiiskoi publichnoi politiki] in: Smorgu-nov L. V. (eds.) Russian Political Science: Ideas, Concepts, Methods [Rossiiskaya politicheskaya nauka: Idei, kont-septsii, metody]. Moscow: Izdatelstvo "Aspekt-Press", pp. 535-539. (In Russ.)].

Мирошниченко, И. В., Морозова, Е. В. (2017) 'Сетевая публичная политика: контуры предметного поля', Полис. Политические исследования, 2, сс. 82-102. [Mi-roshnichenko, I. V., Morozova, E. V. (2017) 'Network Public Policy: Outlines of Subject Field' [Setevaya publichnaya politika: kontury predmetnogo polya], Polis. Political Studies, 2, pp. 88-102. (In Russ.)].

Никовская, Л. И., Якимец, В. Н. (2019) 'Сетевые технологии и общественно-государственное управление' в: Соколов А. В. (ред.) Возможности и угрозы цифрового общества: сборник научных статей. Ярославль, сс. 167-172. [Ni-kovskaya, L. I., Yakimets, V. N. (2019) 'Network technologies and the public-state governance' [Setevye tekhnologii i obshchestvenno-gosudarstvennoe uprav-lenie] in: Sokolov, A.V. (eds.) Opportunities and threats of a digital society [Voz-mozhnosti i ugrozy tsifrovogo obshchest-va]. Yaroslavl, pp. 167-202. (In Russ.)].

Скуратов, А. Б. (2010a) 'Локальные интернет-сообщества как новый социальный феномен', Дискурс-Пи: научно-практический альманах, 1-2 (9-10), cc. 48-53. [Skuratov, A. B. (2010a) '"Passive" users in system of information stratification of local Internet-community' [Lokal'nye Internet-soobshchestva kak novyi sotsial'nyi fenomen], Discourse-P, 1-2 (9-10), pp. 48-53. (In Russ.)].

Скуратов, А. Б. (2010b) '"Пассивные" пользователи в системе информационной стратификации локального интернет-сообщества', Вестник Бурятского государственного университета, 14, cc. 206-207. [Skuratov, A. B. (2010) '"Passive" users in system of information stratification of local Internet-community'

["Passivnye" pol'zovateli v sisteme infor-matsionnoi stratifikatsii lokal'nogo Inter-net-soobshchestva], The Buryat State University Bulletin, 14 (77), pp. 206- 207. (In Russ.)].

Тищенко, В.В., Жукова, Т. И., Попков, Ю. С. (2014) Сетевые взаимодействия: предмет исследования и объект моделирования. Москва: ЛЕНАНД. 352 с. [Tishchenko, V. V., Zhukova, T. I., Popkov, Yu. S. (2014) Network interactions: subject of study and object of modeling [Setevyye vzaimodeystviya: pred-met issledovaniya i ob"yekt modelirova-niya]. Moscow: LENAND. 352 p. (In Russ.)].

Фадеева, Л. А. (2017) 'Сетевая идентичность' в: Семененко И. С. (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Москва: Изд-во Весь мир, сс. 535-539. [Fadeeva, L. A. (2017) 'Network identity' [Setevaya identichnost] in: Semenenko I. S. (eds.) Identity: The individual, society and politics. An encyclopedia [Identich-nost': Lichnost', obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoe izdanie]. Moscow: Izdatelstvo "VES MIR", pp. 535-539. (In Russ.)].

Харченко, Д. А. (2015) 'Онлайн-сообщества в социальной сетевой структуре Интернета', Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки, 2. cc. 176-182. [Kharchenko, D. A. (2015) 'Online Communities and the Social Networks' Structure in the Internet' [Onlain-soobshchestva v sotsial'noi setevoi struk-ture Interneta], The Bulletin of the SRSTU (NPI). Series: Social and Economic Sciences, 2, pp. 176-182. (In Russ.)].

Ярская, В. Н., Пашинина, Е. И., Медведев, К. Е. (2014) 'Социальная сплоченность виртуальных сообществ в фокусе качественных методов онлайн-исследования', Вестник Саратовского государственного технического университета, 1 (77), cc. 273-281. [Yars-kaya, V. N., Pashinina, E. I., Medvedev, K. E. (2014) 'Social cohesion of virtual societies in the focus of qualitative online study methods' [Sotsial'naya splochen-nost' virtual'nykh soobshchestv v fokuse kachestvennykh metodov onlain issledo-

vaniya], The Bulletin of the Yuri Gagarin (77), pp. 273-281. (In Russ.)].

state technical university of Saratov, 1

Статья поступила в редакцию: 28.06.2020

Статья поступила в редакцию повторно, после доработки: 27.11.2020 Статья принята к печати: 30.01.2021

SOCIAL AND POLITICAL ROLE OF TERRITORIAL ONLINE COMMUNITIES

D. I. Kaminchenko

D. I. Kaminchenko, Candidate of Political Science, Senior Lecturer, Department of Applied Political Analysis and Modeling,

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Russia. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-3193-3423).

Abstract

The research is devoted to the study of the topic of networkization of the socio-political space that is relevant in the context of the informatization of modern society. The author analyzes one of the displays of modern politics networkization in the paper. Its demonstration is associated with the growing social and political role of territorial Internet communities. The functioning of one of the Nizhny Novgorod Internet communities is studied as an example. The theoretical basis of the study is the theory of the information society and several concepts: the concept of the network community and the concept of the network identity. The paper uses content-analysis and comparative analysis as the applied analysis methods. The results of the study do not confirm the assumption that network communities' functioning contributes to an increased degree of civic engagement. However, the analysis confirms another assumption that public and political communication using the Internet community increases the efficiency of interaction between government and society, as it helps to improve the quality of feedback from the authorities. The author supposes that the display of the network identity factor affects the change in the degree of citizens' involvement in interaction with the authorities.

Keywords: political communication; information society; civic activism; the Internet; network community; network identity; social media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.