Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ INSTAGRAM: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА В ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОМ ПОЛЕ ПОПУЛЯРНОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ INSTAGRAM: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА В ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОМ ПОЛЕ ПОПУЛЯРНОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ МАРКЕР / INSTAGRAM / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИНТЕРНЕТ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ОБЛАКО ТЕГОВ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминченко Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются особенности содержания политического имиджа регионального политического лидера в политико-коммуникативном поле популярной интернет-платформы поддержки социальных медиа Instagram. В работе с помощью ненаправленного количественного типа контент-анализа изучаются текстовые записи, размещенные на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram. Визуализация результатов контент-анализа осуществлена в виде облака тегов и построения тематических графов. Результаты исследования показывают, что для содержания политического имиджа регионального лидера свойственно проявление трех идентификационных маркеров - локационного, деятельностно-тематического и инструментально-деятельностного. Особенно активно проявляется именно локационный идентификационный маркер. Среди наиболее часто используемых тем в имидже лидера отражены, в первую очередь, тематика развития социальной сферы и инфраструктуры области. С позиций инструментально-деятельностного идентификационного маркера в имидже лидера демонстрируется приверженность командным принципам работы и интенсивная интеграция с представителями общефедеральных органов государственной власти, а также - активное и эффективное вовлечение общества в решение значимых вопросов развития региона. В имидже руководителя отражен детальный и целостный подход к решению важнейших вопросов развития общества. В целом в работе делается вывод о цельном и системном характере содержательно-смыслового наполнения рассматриваемого имиджа политического лидера. Основные содержательные компоненты имиджа политического лидера находятся в системном взаимодействии друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL INSTAGRAM: ANALYSIS OF THE IMAGE OF A REGIONAL LEADER IN THE POLITICAL AND COMMUNICATIVE FIELD OF A POPULAR INTERNET PLATFORM

The autor of the paper examines the features of the political image content of a regional political leader in the political and communicative field of the popular Internet platform for supporting social media Instagram. In this research there is an analysis of the textual messages posted on the official webpage of the governor of the Nizhny Novgorod region G.S. Nikitin on Instagram. An undirected quantitative type of content analysis is the main empirical research method, that has been used in the paper. The visualization of the results of content analysis is carried out in the form of a tag cloud and construction of thematic graphs. The results of the study show that the content of the political image of a regional leader is characterized by the manifestation of three identification markers - location, activity-thematic and instrumental-activity. The location identification marker is especially active manifestated in the studied information array. Among the most frequently used topics, the leader's image comprises, first of all, the topics of the development of the social sphere and infrastructure of the region. From the standpoint of an instrumental-activity identification marker, in the leader's image there is a demonstration of an adherence to the team principles of work and intensive integration with representatives of federal government bodies, as well as active and effective involvement of society in solving significant issues of regional development. There is a reflection of a detailed and holistic approach to solving the most important issues of the development of society in the leader's image. In general, the paper concludes that the integral and systemic nature of the content-semantic content of the considered image of the political leader is made. The main content components of the image of a political leader are in systemic interaction with each other.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ INSTAGRAM: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА В ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОМ ПОЛЕ ПОПУЛЯРНОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ»

Д.И. Каминченко

ПОЛИТИЧЕСКИЙ INSTAGRAM:АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА В ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНОМ ПОЛЕ ПОПУЛЯРНОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности содержания политического имиджа регионального политического лидера в политико-коммуникативном поле популярной интернет-платформы поддержки социальных медиа Instagгam. В работе с помощью ненаправленного количественного типа контент-анализа изучаются текстовые записи, размещенные на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagгam. Визуализация результатов контент-анализа осуществлена в виде облака тегов и построения тематических графов. Результаты исследования показывают, что для содержания политического имиджа регионального лидера свойственно проявление трех идентификационных маркеров - локационного, деятельностно-тематического и ин-струментально-деятельностного. Особенно активно проявляется именно локационный идентификационный маркер. Среди наиболее часто используемых тем в имидже лидера отражены, в первую очередь, тематика развития социальной сферы и инфраструктуры области. С позиций инструмен-тально-деятельностного идентификационного маркера в имидже лидера демонстрируется приверженность командным принципам работы и интенсивная интеграция с представителями общефедеральных органов государственной власти, а также - активное и эффективное вовлечение общества в

D. Kaminchenko

POLITICAL INSTAGRAM: ANALYSIS OF THE IMAGE OF A REGIONAL LEADER IN THE POLITICAL AND COMMUNICATIVE FIELD OF A POPULAR INTERNET PLATFORM

Abstract

The autor of the paper examines the features of the political image content of a regional political leader in the political and communicative field of the popular Internet platform for supporting social media Instagram. In this research there is an analysis of the textual messages posted on the official webpage of the governor of the Nizhny Novgorod region G.S. Nikitin on Instagram. An undirected quantitative type of content analysis is the main empirical research method, that has been used in the paper. The visualization of the results of content analysis is carried out in the form of a tag cloud and construction of thematic graphs. The results of the study show that the content of the political image of a regional leader is characterized by the manifestation of three identification markers - location, activity-thematic and instrumental-activity. The location identification marker is especially active manifestated in the studied information array. Among the most frequently used topics, the leader's image comprises, first of all, the topics of the development of the social sphere and infrastructure of the region. From the standpoint of an instrumental-activity identification marker, in the leader's image there is a demonstration of an adherence to the team principles of work and intensive integration with representatives of federal government bodies, as well as active and effective involvement of society in solving significant issues of regional development. There is a reflection of a

решение значимых вопросов развития региона. В имидже руководителя отражен детальный и целостный подход к решению важнейших вопросов развития общества. В целом в работе делается вывод о цельном и системном характере содержательно-смыслового наполнения рассматриваемого имиджа политического лидера. Основные содержательные компоненты имиджа политического лидера находятся в системном взаимодействии друг с другом.

Ключевые слова:

политический имидж, политический лидер, региональный лидер, идентификационный маркер, Instagгam, социальные медиа, интернет, контент-анализ, облако тегов, тематический граф.

detailed and holistic approach to solving the most important issues of the development of society in the leader's image. In general, the paper concludes that the integral and systemic nature of the content-semantic content of the considered image of the political leader is made. The main content components of the image of a political leader are in systemic interaction with each other.

Key words:

political image, political leader, regional leader, identification marker, Instagram, social media, Internet, content analysis, tag cloud, thematic graph.

Современные социальные медиа оказывают существенное воздействие на различные сферы функционирования общества. Неслучайно в научном сообществе на основе подробного анализа разных интернет-платформ социальных медиа предпринимаются шаги по усовершенствованию существующих теорий и моделей массовой коммуникации [14]. Как отмечают ученые, с ростом популярности «YouTube», «Instagram» и «Snapchat» в коммуникативном поле социальных медиа произошел сдвиг в сторону визуальных образов [24, p. 1]. Появление подобных интернет-платформ в целом усилило роль визуального контента в повседневной жизни людей [22, p. 2]. Кроме того, они предоставляют пользователям качественные инструменты для личностного самовыражения и взаимодействия друг с другом [23, p. 160].

Особое место среди современных интернет-платформ социальных медиа занимает Instagram, который становится крайне популярным среди интернет-аудитории [15, p. 108]. В России, согласно данным Фонда «Общественное мнение», опубликованным 22 марта 2021 года, данная интернет-платформа поддержки социальных сетей по своей популярности вплотную приблизилась к лидерам - «ВКонтакте» и «Одноклассникам» [6]. В США, по данным исследовательского центра «Пью» («Pew Research Center»), 40% среди опрошенного исследователями взрослого населения США когда-либо пользовались Instagram, причем представители американской молодежи в возрастной категории от 18 до 24 лет особенно склонны сообщать об использовании ими Instagram (76%) [10].

Instagram позволяет своим пользователям мгновенно делиться изображениями в информационном поле данной интернет-платформы, предоставляя при этом возможности для редактирования самих изображений (например, с помощью цифровых фильтров [28, p. 8]. Перед пользователем Instagram открывается целый ряд функционально-технологических инструментов коммуникации, например, селфи (являющееся, по замечанию А. Ка-лиандро и Дж. Грэхема, «нишевым явлением в более широком контексте жанров Instagram» [12, p. 1], Live Streaming, Instagram Stories (подобные функции, по мнению ученых, открыли ряд возможностей для средств массовой информации, которые начинают сегодня экспериментировать с различными способами повествования [30, p. 3], (гео)теги, упоминания других пользователей и т.д. Учитывая широкий функционально-технологический набор инструментов, предоставляемых данной интернет-платформой, неслучайно, что Э. Серафинелли пишет о том, что Instagram способствовал появлению новых социальных практик обмена и сохранения визуальных воспоминаний [26, p. 9].

Особую роль Instagram способен выполнять и в процессах политической коммуникации, способствуя реализации целого ряда разнообразных политических функций: от информирования пользователей о деятельности политического лидера или организации до их мобилизации для участия в важнейших событиях для политических акторов (а в ряде случаев - и для самого общества) и т.д. Обращая внимание на значимость в рамках данной интернет-платформы как текстовых, так и фото-, и видеоизображений, отмечаем в этой связи особую роль, которую Instagram способен выполнять для построения и поддержания имиджа политического лидера. На изучение содержательных аспектов имиджа регионального политического лидера в информационно-коммуникативном поле набирающей популярность в политике интернет-платформы Instagram и направлена данная работа.

Несмотря на широкую популярность среди интернет-аудитории изучаемой в работе bнтернет-платформы Instagram и её постепенное вовлечение в процессы политической коммуникации на различных уровнях, научному анализу политической роли Instagram отведено пока недостаточно внимания. При этом потенциал использования данной интернет-платформы в политических целях представляется крайне существенным. Среди основных направлений исследований политической роли Instagram выделяются следующие: анализ роли указанной интернет-платформы в ходе избирательных

кампаний [13; 16; 17; 18; 21], использование Instagram политическими лидерами в своей текущей деятельности (в пред- или постэлекторальные периоды) [3; 5; 8; 9; 19; 25], вопросы политического самовыражения индивидов и групп в рамках Instagram [11; 20; 27] и др.

В одной из своих научных работ К. Филлимонов, У. Руссманн и Я. Свенссон, изучая примеры использования Instagram в ходе парламентских выборов в Швеции 2014 года, фокусируют внимание на обозначенной интернет-платформе как инструменте стратегической политической коммуникации. В частности, они проанализировали, как именно применялась данная интернет-платформа политическими акторами, в контексте 4 направлений: (1) трансляция предвыборных сообщений, (2) мобилизация сторонников, (3) управление имиджем партии и (4) дополнение информации о политическом акторе, представленной в других СМИ [13, p. 3]. Проведя исследование, ученые пришли к заключению о том, какой коммуникативной стратегии в рамках Instagram придерживались в ходе избирательной кампании основные политические игроки. В целом они отмечают, что партии не использовали весь спектр специфических свойств политической коммуникации, доступных внутри изучаемой интернет-платформы. Например, партии христианских демократов и либералов использовали в ходе рассмотренной избирательной кампании «традиционную коммуникационную стратегию»: обе политические стороны использовали Instagram, как правило, исключительно для трансляции предвыборных сообщений, а не для мобилизации своих сторонников. При этом Социал-демократическая партия, Партия зелёных и Левая партия в ходе предвыборной кампании в Instagram сделали особый акцент именно на мобилизации сторонников в рамках данной интернет-платформы [13, p. 9].

К. Либхарт и П. Бернхардт проанализировали предвыборную активность кандидата в президенты Австрии А. ван дер Беллена перед президентскими выборами 2016 года. Ученые отмечают, что за исследуемый ими период времени, персональная интернет-страница А. ван дер Беллена регулярно обновлялась, а тематика записей была хронологически привязана к соответствующим мероприятиям предвыборной кампании кандидата, выполняя функцию «визуального дневника» (visual diary), посвященного предстоящим событиям. На интернет-странице политика размещались не только фотографии и короткие видеоролики, но и графические материалы, и анимирован-ная графика (GIF) в корпоративном стиле предвыборной кампании. Кроме

того, в записях политического лидера в Instagram регулярно использовался текст и хэштеги, что обеспечивало определенный контекст для размещаемых сообщений [17, p. 19].

В исследовании С. Маркос Гарсии, Н. Вионникофф-Бенет и А. Касеру Риполлес проводится сравнительный анализ содержания сообщений в Facebook и Instagram, размещенных основными политическими партиями и их лидерами в Валенсии во время региональных выборов 2019 года в Испании [18, p. 86]. На основании проведенного анализа ученые делают вывод о том, что в содержании сообщений партий и лидеров, получивших наибольшее количество «лайков» на обеих платформах социальных медиа, политические субъекты в основном делятся с интернет-аудиторией информацией о текущих темах повестки дня и своими программными предложениями [18, p. 104-105]. Ученые также обратили внимание на то, что визуальный контент, посвященный рабочим будням политика (например, выступление на митинге, участие в дебатах или официальный визит), оказал большее влияние на пользователей (вызвав больший интерес со стороны аудитории), чем контент, освещающий личную жизнь кандидата [18, p. 105].

В одной из своих работ С.Дж. Тёрнболл-Дугарте задается вопросом о том, с какой целью политические партии Испании использовали Instagram в ходе избирательных кампаний 2015 и 2016 гг.: (а) как средство продвижения своих основных кандидатов, (б) как канал для трансляции своих политических позиций и программ или (в) в качестве инструмента мобилизации своих сторонников [29, p. 1-2]? Проведя контент-анализ записей политических партий в Instagram, автор сделал вывод о неоднородном характере содержания партийных сообщений на данной интернет-платформе. Вместе с тем он приходит к заключению о том, что записи, целями которых изначально выступали мобилизация голосующих и продвижение основных партийных лидеров в интернет-пространстве, оказали более эффективное влияние на электорат, чем записи, нацеленные на продвижение непосредственно партийных брендов и партийной политики в целом. Последующее фокусирование внимания именно на первых двух функциях, по мнению С.Дж. Тёрнболл-Дугарте, позволит политическим партиям усилить своё влияние в коммуникативном поле социальных медиа [29, p. 12-13].

Андерс Олаф Ларссон, анализируя особенности использования интернет-платформ Instagram и Twitter в ходе избирательной кампании в Норвегии в 2015 году, приходит к выводу о том, что по сравнению с интернет-

платформой Instagram содержание записей в Twitter были более сопряжены с новостными событиями описываемыми в авторитетных СМИ, в частности, содержание контента Twitter-сообщений было в большей степени связано с телевизионными дебатами или интервью политических лидеров, посвященных предстоящим выборам, чем контент записей в Instagram [16, p. 9]. Ученый также обращает внимание на то, что в ходе рассматриваемой им избирательной кампании особая активность в информационно-коммуникативном поле Twitter была отмечена на интернет-страницах относительно не крупных политических партий, в то время, как в информационном пространстве Instagram подобная тенденция выявлена не была [16, p. 5]

Дж. Пармли и Н. Роман в своей научной работе фокусируют внимание на нескольких исследовательских вопросах, среди которых вопрос о том, что побуждает пользователей Instagram подписываться на интернет-страницы политических лидеров [21, p. 3]. По итогам проведенного ими исследования было установлено, что основным побуждающим мотивом подписки на того или иного политического лидера в Instagram является поиск информации/инструкции (рекомендации, совета), которые позволили бы индивиду глубже понять тот или иной вопрос, быть в курсе информационной повестки дня, найти больше сведений о политическом лидере, а также - которые способны помочь индивиду определиться с тем, как голосовать на выборах [21, p. 3].

С точки зрения анализа использования Instagram политиками в их текущей политической деятельности (в пред/постэлекторальные периоды) выделим работу А. Сампьетро и С. Санчес-Кастильо, в которой исследуется информационный массив, состоящий из визуального и текстового типа контента, содержащегося в 259 записях, размещенных в течение 2018 года в личном профиле в Instagram Сантьяго Абаскаля, лидера испанской политической партии «Голос» («Vox»). Ученые отмечают, что за исследованный ими период времени Абаскаль использовал Instagram как, своего рода, личный, визуальный дневник («визуальный дневник» - выражение, использованное в работе К. Либхарт и П. Бернхардт [17, p. 19]), в котором он комментировал свою публичную повестку дня: интервью, мероприятия, встречи и митинги. Фактически, тексты сообщений почти всегда содержали ссылку на город, в котором он должен был находиться в то время, как если бы наблюдатель следил за его активностью [25, p. 180].

Д. О" Коннелл осуществил контент-анализ записей в Instagram, сделанных всеми 534 членами Конгресса США, которые заседали в течение

первых 6 месяцев 115-й сессии. Он сделал вывод о том, что в записях Конгрессменов, как правило отражены сюжеты, посвященные выполнению ими текущей профессиональной деятельности. Почти 70% всех сообщений, размещенных американскими политиками, посвящены какой-либо деятельности, связанной с их парламентской работой. Кроме того, около 41,38% сообщений - это фотографии или видео, снятые в округе Колумбия (по сравнению с 27,24% записей, сделанных в тех районах, которые представляют сами парламентарии). О'Коннелл также отмечает, что избиратели часто появляются в содержании записей, размещаемых парламентариями в Instagram: в среднем почти 29% от общего числа всех записей включают в себя упоминания об избирателях [19, p. 8].

Применительно к теме изучения Instagram как канала для политического самовыражения индивидов и групп обратим внимание на ряд научных работ, среди которых исследование, проведенное Дж.Дж. Омена, Э.Т. Рабе-льо и А.Г. Минц. В рамках данного исследования анализируется использование хэштегов в информационно-коммуникативном поле Instagram в ходе демонстраций, происходивших в марте 2016 года в Бразилии на фоне призывов к отставке президента Дилмы Русеф [20, p. 2]. Ученые установили, какие хэштеги использовались наиболее активно в сообщениях, размещенных пользователями в Instagram в период проведения различных акций протеста. Причем, им удалось установить особенности применения хэштегов как меньшинством наиболее заметных/вовлеченных пользователей (с высокими показателями вовлеченности, формируемыми на основе подсчета количества «лайков» и комментариев, которые собирают их записи), так и большинством обычных пользователей [20, p. 8].

В исследовании, проведенном С.П. Калдейра и опубликованном в текущем году в журнале «Media and Communication», на основе эмпирических данных (интервью молодых пользователей Instagram) анализируется политический потенциал данной интернет-платформы. Согласно результатам проведенного интервью, некоторые из его участников отметили, что они используют Instagram как в целях потребления политически-ориентированного контента, так и для акцентирования внимания интернет-аудитории на широком спектре политических проблем, создавая и публикуя [11, p. 12-13].

Основная цель исследования Ф. Суарес-Карбальо, Х.-Р. Мартин-Санроман, Н. Мартинса заключается в анализе изображений, созданных испанскими женщинами-профессиональными иллюстраторами в честь Между-

народного женского дня (8 марта), опубликованных в Instagгam в 2019 и 2020 годах. Главная задача указанной научной работы состоит в том, чтобы с помощью систематического и поддающегося количественной оценке метода исследовать возможное существование определенных закономерностей в особенностях выражения и содержания этих сообщений, выявляя наиболее важные значения или темы, а также - формальные ресурсы, используемые женщинами-иллюстраторами [27, р. 354].

Завершая теоретический обзор, отмечаем, что в исследованиях политической роли Instagгam нередко акцентируется внимание как на разных форматах данных (фото, видео, текстовые и графические материалы), так и на тематике записей, размещаемых в Instagгam. Вместе с тем, несмотря на складывающийся пласт научных работ по теме изучения политической роли Instagгam анализу использования данной интернет-платформы в текущей деятельности политических лидеров ещё не уделено достаточного объема внимания со стороны научного сообщества. В русскоязычных исследованиях можно встретить ряд работ, в которых анализируются практики использования обозначенной интернет-платформы в деятельности политических, прежде всего, региональных лидеров. Например, В.В. Сельников рассматривает методы работы в социальных медиа руководителей ряда субъектов Российской Федерации: Валентина Коновалова (Республика Хакасия), Дмитрия Артюхова (Ямало-Ненецкий автономный округ), Антона Алиханова (Калининградская область) и Бату Хасикова (Республика Калмыкия) [5]. А.А. Пасс, С.М. Смирнова и А.С. Шишкова изучают содержание официальной интернет-страницы в Instagгam губернатора Челябинской области А.Л. Текслера [3]. Контент 1|^адгат-страницы А.Л. Текслера анализируется и в работе Е.Л. Сытых и А.В. Кравцовой [8]. Вместе с тем, учитывая популярность Instagгam среди руководителей российских регионов, актуализируется задача комплексного изучения практик использования региональными лидерами указанной интернет-платформы. Поэтому в данной работе проводится анализ официальной интернет-страницы одного из региональных лидеров в Instagгam.

Концептуально-теоретическую основу исследования составляет концепт политического имиджа. Комплексное политологическое определение понятия «имидж» представлено в одной из работ В.А. Ачкасовой и К.В. Корнеевой. Они рассматривают имидж как «целостный, качественно определенный образ органов государственной власти, который устойчив и воспроизводится в массовом сознании в виде совокупности свойств и черт,

качеств представителей органов власти, взятых в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических и внешних качеств, определяемых предпочтениями населения» [1, с 160]. Т.Н. Пищева полагает, что под имиджем обычно подразумевают «специально сконструированное и растиражированное отражение личности политика (власти, партии, страны и т.д.)» [4, с 47].

Формирование и распространение содержательно-смысловых свойств и черт имиджа политического деятеля происходит в современном информационно-коммуникативном поле, подверженном непрерывным технологическим изменениям и обновлениям. Это оказывает серьезное воздействие и на процессы конструирования и поддержания определенного имиджа политика. Политико-коммуникативное поле Instagram является современной площадкой для функционирования имиджа политического лидера и организации. Говоря об основных направлениях воздействия Instagram на политический имидж лидера А.С. Леготина выделяет «увеличение уровня узнаваемости», повышение лояльности к политику со стороны аудитории (потенциального электората), «управление репутацией и обратная связь», а также то, что интеграция Instagram с другими социальными медиа «позволяет расширить свое воздействие на аудитории других площадок» [2, с 395].

Базовый эмпирический метод проводимого исследования - ненаправленный количественный контент-анализ. Данный выбор обусловлен спецификой поставленных в работе задач, связанных с изучением политического имиджа в коммуникативном поле социальных медиа (интернет-платформы Instagram). Информационный массив для осуществления контент-анализа составили текстовые записи, размещенные на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram в период с 25 декабря 2019 года (первая публикация губернатора на его официальной интернет-странице) по 16 июня 2021 года. Всего в текстовой выборке для проведения анализа - 311 текстовых записей. Повторимся, при проведении количественного контент-анализа использовались исключительно текстовые записи, которые сопровождали (раскрывали и дополняли) фото-, видео- или графический контент.

Основной единицей контент-анализа в данном исследовании выступают наиболее часто встречающиеся во всем информационном массиве лексемы (это соответствует требованиям ненаправленного типа контент-анализа), а единицей счета - записи, размещаемые главой области (содержание ком-

ментариев к сообщениям губернатора не рассматривалось). Обработка результатов текстового анализа и визуализация его итогов (построение облака тегов и тематических графов) проведены при помощи программы «PolyAnalyst 6.5».

Для сопоставления популярности используемых в текстовом массиве лексем использовался сравнительный анализ.

Отдельно отметим выбор объекта исследования. Официальная интернет-страница губернатора Г.С. Никитина в Instagгam для изучения выбрана неслучайно. Согласно данным «Центра политической конъюнктуры», опубликованным в мае 2021 года, в рейтинге интернет-страниц глав субъектов РФ в Instagгam (сформированном на базе 6 критериев, среди которых: число подписчиков, количество лайков, комментариев, показатель вовлеченности, разнообразие хештегов и функциональность (использование разных форматов представления информации: фотографии, видео и т.д.) интернет-страница Г.С. Никитина занимает четвёртое место. Более того, интернет-страница губернатора возглавляет рейтинг Instagгam-страниц глав регионов по среднему количеству лайков и по среднему количеству комментариев (причем, по данному показателю Instagгam-страница главы области существенно опережает аналогичные показатели Instagгam-страниц руководителей других областей, представленных на рассматриваемой интернет-платформе). По нашему мнению, в данном конкретном случае оба индикатора, взятые в совокупности, свидетельствуют, прежде всего, о высоком показателе интереса интернет-аудитории к записям, размещенным на 1|^адгат-странице, а также - о степени одобрения контента этих сообщений.

Наиболее часто используемой лексемой, встречающейся в сообщениях, размещенных на официальной интернет-странице регионального лидера стало слово «область» (использовано в 100 записях главы региона), далее -«регион» (встречается в 73 сообщениях), «город» (представлено в 65 записях), «поддержка» (присутствует в текстах 59 сообщений), «жизнь» и «житель» (встречаются в 51 сообщении, соответственно). Подробные данные приведены в табл. 1.

Таблица 1. Частота встречаемости отдельных слов в сообщениях, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram (по количеству сообщений)

Слово Количество записей,где встречается слово

«Область» 100

«Регион» 73

«Город» 65

«Поддержка» 15

«Жизнь» 51

«Житель» 51

«Дом» 48

«Фото» 46

«Проект» 41

«Район» 40

«Режим» 40

«Доктор» 40

«Закон» 38

«Организация» 36

«Больница» 35

«Контроль» 33

«Развитие» 33

«Учреждение» 33

«Программа» 32

«Победа» 31

Ещё один статистический показатель - это суммарная частота использования той или иной лексемы. Чаще остальных в сообщениях использовалось слово «область» (136 раз), далее - «город» (112), «регион» (106), «поддержка» (98), «дом» (85), «школа» (72), «проект» (71), «жизнь» (66), «житель» (65). Подробные данные отражены в табл. 2.

Таблица 2. Частота встречаемости отдельных слов в сообщениях, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram (по суммарной частоте использования)

Слово Общая частота встречаемости во всех записях

«Область» 136

«Город» 112

«Регион» 106

«Поддержка» 98

«Дом» 85

«Школа» 72

«Проект» 71

«Жизнь» 66

«Житель» 65

«Закон» 61

«Больница» 61

«Дорога» 61

«Доктор» 59

«Район» 58

«Организация» 55

«Президент» 54

«Фото» 54

«Режим» 53

«Победа» 50

«Контроль» 48

На основании совокупного учета двух выше обозначенных статистических показателей построено облако тегов, где в качестве ключевых слов представлены основные лексемы, используемые в сообщениях, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области в Instagram. Чем более крупным и выделенным шрифтом изображен определеннй тег, тем выше его значимость в изученном текстовом массиве. Облако соответствующих тегов представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Облако ключевых слов в сообщениях, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram (построено на основе совокупности двух показателей: по количеству сообщений, где встречается лексема и по общей частоте встречаемости во всех сообщениях)

команда

родитель соблюдение изменение МИНистр мероприятие ограничение пРезиДент распространение сфера учреждение пР0ГРамма маска

подготовка средство боЛЬНИЦа Дорога загрязнение

контроль

улица поддержка болезнь

пациент _ - г- - ------1-----ДРуГ

поручение ЗЭКОН рбГИОН ЖИЗНЬ вирус сотрудник

праздник режим

семья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

областьшкола порядок

работник

бизнес победажитель город Район история проблема проект дом Ф°ТО Рабочее

образование объект ДОКТОР центр 0

глава сила ОргаНИЗЭЦИЯ города РаЬот

строительство развитие намеРение

безопасность голосование результат благоустройство площадка

Согласно данным облака тегов, основными являются следующие ключевые слова: «область», «регион», «город», «поддержка», «жизнь», «житель», «дом», «фото», «проект», «район», «закон», «больница», «доктор», «школа», «организация», «программа», «учреждение», «дорога», «контроль», «объект», «развитие». Интерпретация результатов представлена в следующей части работы.

Анализ структуры и особенностей имиджа политического лидера целесообразно проводить с помощью выделения ряда идентификационных маркеров, задействованных самим политиком и его командой при формировании содержательно-смыслового наполнения имиджа. В данном исследовании предварительно выявленные ключевые слова позволяют установить основные идентификационные маркеры имиджа политического лидера в коммуникативном поле Instagram. Наиболее ярко в имидже регионального лидера представлены локационные идентификационные детерминанты. Их составляют такие слова, как «область», «регион», «район» и «город». Активное применение в процессе конструирования имиджа политика локационных идентификационных маркеров может свидетельствовать о преобладании нацеленности на содержательно-смысловую интеграцию образа политика с коллективной территориальной идентичностью рассматриваемой общности (в данном случае - региона). Это способно усилить восприятие обществом политика «как своего», составляющего единое целое с обществом, что особенно важно в случаях, когда лидер только начинает выполнять обязанности руководителя или приехал в тот или иной регион из другого региона. Успешное использование локационных идентификационных маркеров способно повысить степень лояльности общества, жителей конкретного региона к политическому лидеру.

Ещё один тип идентификационных маркеров, используемых при построении имиджа политика - деятельностно-тематический. Анализ дея-тельностно-тематических идентификационных маркеров позволяет установить основные направления активности, внимание на которых акцентируется в содержательно-смысловом наполнении имиджа политика. В данном исследовании обозначенный тип идентификационных маркеров представлен следующими словами: «школа», «больница», «доктор», «дом», «дорога». Выделенные ключевые слова символизируют о нацеленности регионального лидера на освещение и решение вопросов социального и инфра-

структурного развития области. Отметим при этом, что немалая доля записей была посвящена мерам по борьбе с распространением коронавирусной инфекции в Нижегородской области, что отчасти объясняет наличие в облаке тегов и среди наиболее распространенных таких слов, как: «доктор» и «больница».

Инструментально-деятельностные идентификационные маркеры раскрывают набор конкретных рычагов и механизмов, которые, согласно собственному конструируемому имиджу, политик готов использовать для достижения поставленных им/перед ним целей. В символико-смысловом содержании имиджа лидер может проявлять себя, например, как политик, преимущественно ориентированный на директивные и/или совещательные, индивидуальные и/или коллективные рычаги управления. В его имидже может быть сделан акцент на разных правилах упорядочивания общественной жизни и степени их имплементации в процессы функционирования общества, например, на законе, традициях, обычаях и т.д.

Среди выделенных ключевых тегов следует отметить ряд слов, отвечающих за проявление обозначенного типа идентификационных маркеров: «поддержка», «проект», «закон», «программа», «контроль». С содержательно-смысловой стороны наполнения имиджа использованный набор ключевых слов свидетельствует о том, что регион, граждане и сам политик (со стороны руководства и избирателей) получает поддержку для развития конкретных программ и проектов, подразумевающих коллективную работу. Вместе с тем, в деятельности самого политика, в выполнении и реализации программ развития и поддержки граждан очевидная и важная роль отводится контролю и соответствию нормам принятого в стране законодательства.

Любопытным выглядит тематический граф к ключевому слову «поддержка» (являющимся одним из многочисленных узлов/вершин графа). Тематический граф представлен на рисунке 2 (в нем из всего общего тематического графа выделен граф, посвященный указанному ключевому слову). Между данной вершиной установлена устойчивая и крепкая связь с другим ключевым словом (узлом) - «президент». Это символизирует об акцентуации командно-интегративного аспекта в содержательно -смысловом наполнении имиджа регионального лидера и относительно заметном проявлении в рассматриваемом имидже управленческо-интегративного компонента в рамках инструментально-деятельностного идентификационного маркера. Лидер подчеркивает наличие устойчивой

поддержки со стороны руководства государства, проявляющуюся в конкретных решениях. В имидже политического лидера демонстрируется его вовлеченность в управленческую команду и приверженность командным принципам работы, где каждый конкретный политик, лидер выполняет определенный объем функций, делегируемый ему в рамках общефедеральной системы государственного управления.

Рисунок 2. Тематический граф к ключевому слову «поддержка» в текстах сообщений, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram

Рассмотрим тематический граф, где в качестве вершины выступает ещё одно ключевое слово - «проект». Оно относительно ярко представлено в общем облаке тегов, приведенном на рисунке 1 (хотя и не столь заметно, как теги «область», «регион», «город» или «поддержка»), а его присутствие в наборе основных, ключевых слов, как уже отмечалось, во многом свидетельствует о преобладании именно коллективных принципов управления. Тематический граф со словом «проект» представлен на рисунке 3. На рисунке отчетливо видно, что наиболее интенсивная и устойчивая связь установлена между узлами «проект» и «обсуждение». Это символизирует о нескольких аспектах содержательно-смыслового наполнения имиджа политического лидера (в рамках обозначенного инструментально-

^ бизнес

деятельностного маркера). Во-первых, подчеркивается коллективный характер разработки, обсуждения и принятия решений. Во-вторых, делается акцент на вовлеченности общества в практики обсуждения значимых решений и демонстрируется учет мнения граждан при принятии подобных решений. В результате, в имидже политика обращается внимание на значимость делиберативных общественных практик.

В тематическом графе, представленном на рисунке 3, помимо вершины «обсуждение» отражены и другие вершины-ключевые слова (хотя степень их взаимосвязи с основным для данного графа ключевым словом «проект» ниже), среди которых, например: «конкурс», «начало работ», «реализация». Использование подобных тегов в контексте ключевого слова «проект» свидетельствует о пристальном и детализированном внимании к конкретным вопросам и проектам. Глава региона подробно останавливается на всем ходе проектной работы, от конкурса на его выполнение до реализации. С точки зрения содержательно-смыслового наполнения имиджа политика это во многом говорит об использовании конструктивного и холистического подхода к решению вопросов развития области.

Рисунок 3. Тематический граф к ключевому слову «проект» в текстах сообщений, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram

Текстовый анализ записей, размещенных на официальной интернет-странице главы Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram, позволил установить особенности содержательно-смыслового наполнения имиджа регионального руководителя, формируемого в рамках указанной интернет-платформы. Отталкиваясь от анализа проявления трех идентификационных маркеров - локационного, деятельностно-тематического и инстру-

обсуждение 0

ментально-деятельностного - можно сделать вывод о том, какие особенности свойственны имиджу рассматриваемого политического лидера в обозначенном сетевом коммуникативном поле. Во-первых, в содержании имиджа закономерно присутствует идентификация лидером себя с управляемой им территорией (при этом отмечаем интенсивное проявление данной идентификации). Во-вторых, основными тематическими направлениями, представленными в содержании имиджа лидера, являются социальная сфера (в первую очередь, в таких областях, как сферы образования и здравоохранения) и развитие инфраструктуры области (прежде всего, строительство дорог и других объектов). В-третьих, с точки зрения механизмов управленческой работы демонстрируется преобладание коллективных решений, работа в команде (в частности, подчеркивается тесная интеграция в рамках общефедеральной элиты) и вовлечение общества в принятие значимых для общественного развития решений. В содержании имиджа подчеркивается наличие поддержки со стороны руководства страны и жителей области. Поддержка со стороны руководства страны во многом трансформируется в поддержку реализации различных программ, при выполнении которых акцентируется особое внимание на наличии контроля за их выполнением. Серьезный акцент в содержательно-смысловом наполнении имиджа регионального лидера сделан и на значимости соответствия выполняемых действия законодательным нормам.

Для содержания рассмотренного в работе имиджа политического лидера свойственны комплексность и системность. Содержательно-смысловое наполнение имиджа регионального лидера составляют элементы, относимые к трем типам идентификационных маркеров - локационному, деятель-ностно-тематическому и инструментально-деятельностному. Причем обозначенные компоненты взаимосвязаны между собой, что подчеркивает цельный и системный характер содержания имиджа. В частности, решение вопросов инфраструктурного развития той или иной территории области может быть связано с обращением граждан (например, 10 февраля 2020 года на интернет-странице главы области появилось сообщение, посвященное решению вопроса с переправой через реку Ока в Тумботино Павловского района Нижегородской области после обращения граждан) и через взаимодействие с федеральным руководством (например, в записи от 22 января 2021 года губернатор рассказывает о встрече с заместителем председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой, где глава региона доло-

жил о строительстве «Школы 800» и об участии «региона в программе создания новых мест в школьных учреждениях на последующие годы»).

Набирающая популярность в современном обществе интернет-платформа Instagram становится важным институциональным компонентом политической коммуникации. Политические лидеры и политические организации сегодня активно используют функционирующие в рамках данной интернет-платформы технологические инструменты для выполнения ряда функций, например, освещение собственной публичной деятельности или мобилизация своих сторонников. Вместе с тем, формируемое с помощью Instagram политико-коммуникативное поле представляет собой пространство, где активно конструируются и функционируют различные политические имиджи, тем более что полиформатный характер контента, предусмотренный данной интернет-платформой, открывает лидерам и их командам широкий набор инструментов для построения эффективного политического имиджа. Проведя текстовый анализ записей, размещенных на официальной интернет-странице губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина в Instagram, сделан вывод о целостном и комплексном характере имиджа регионального руководителя. В его имидже в системном взаимодействии представлены элементы, относящиеся к локационным, деятель-ностно-тематическим и инструментально-деятельностным идентификационным маркерам. Целостное и системное отображение обозначенных идентификационных маркеров во многом свидетельствует об эффективной работе по формированию имиджа и способно оказать положительное воздействие на аудиторию, общество.

Выбранное в данной работе направление исследований (ввиду растущей популярности Instagram среди политических лидеров) остается крайне актуальным. В дальнейшем на основании результатов проведенного исследования может быть осуществлен сравнительный анализ особенностей использования Instagram разными региональными лидерами в России. Кроме того, интересным выглядит научная рефлексия на тему соотнесения характера политического имиджа лидеров в Instagram со статистическими данными уровня их поддержки в обществе в целом. Одним из ограничений осуществленного исследования является то, что в ходе анализа был задействован исключительно текстовый формат данных, хотя контент Instagram составляют и другие форматы данных, среди которых, фото-, видео,- графические изображения и т.д. Впрочем, изученные текстовые данные со-

держат в себе подробное описание и существенное дополнение к размещаемым губернатором Нижегородской области записям в Instagram (в этой связи, отметим, что значительную часть всех сообщений главы региона составляют именно длинные тексты). Кроме того, при проведении исследования не анализировались тексты комментариев к записям губернатора Нижегородской области, так как, на наш взгляд, для достижения поставленной в работе цели (изучение содержания политического имиджа регионального лидера) достаточно осуществить анализ сообщений, размещенных непосредственно главой региона. Вместе с тем изучение содержания комментариев к записям главы региона позволяет выявить общественную реакцию и восприятие аудиторией различных особенностей содержания имиджа политического лидера.

Литература

1. Ачкасова В.А., Корнеева К.В. Репутация и имидж власти. Медиаст-ратегии формирования // Управленческое консультирование. 2017. №1.

2. Леготина А.С. Использование "Instagram" в работе по имиджиров-нию политика // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии. материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. 2016.

3. Пасс А.А., Смирнова С.М., Шишкова А.С. Instagram-аккаунт губернатора Челябинской области Алексея Текслера как эго-документ и средство политической коммуникации // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2021. №1.

4. Пищева Т.Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. 2011. №2.

5. Сельнинов В.В Использование социальных сетей в современной политической коммуникации (на примере социальной сети Instagram) // Ямальский вестник. 2019. №4(18).

6. Социальные сети и мессенджеры: Какими социальными сетями и мессенджерами пользуются россияне? // Фонд «Общественное мнение». 22.03.2021. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14555 (дата обращения 06.04.2021).

7. Сторис успеха: рейтинг глав регионов в Instagram // Официальный сайт «Центра политической конъюнктуры». 06.05.2021. URL: https://cpkr.ru/issledovaniya/tsifrovye-portrety-glav-rossiyskikh-

regionov/storis-uspekha-reyting-glav-regionov-v-instagram/ (дата обращения 06.05.2021).

8. Сытых Е.Л., Кравцова А.В. Социальные сети как политический ресурс (на примере Instagram-аккаунта губернатора Челябинской области А.Л. Текслера) // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2020. №1(4).

9. Филиппова Е.Ю. Социальные медиа как пространство для центр-региональных политических отношений: случай Испании // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. 2019. №1.

10. Auxier B., Anderson M. Social Media Use in 2021 // Pew Research Center, April 2021. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2021/04/07/social-media-use-in-2021/ (дата обращения 06.05.2021).

11. Caldeira S.P. "It's not just Instagram models": Exploring the gendered political potential of young women's Instagram use // Media and Communication. 2021. Vol. 9. №2.

12. Caliandro A, Graham J. Studying Instagram beyond selfies // Social Media + Society. 2020.

13. Filimonov K., Russmann U., Svensson J. Picturing the Party: Instagram and Party Campaigning in the 2014 Swedish Elections // Social Media + Society. 2016.

14. French M., Bazarova N.N. Is Anybody out there?: Understanding masspersonal communication through expectations for response across social media platforms // Journal of Computer-Mediated Communication. 2017. Vol. 22. №6.

15. Johnson B.K., Potocki B., Veldhuis J. Is that my friend or an advert? The effectiveness of Instagram native advertisements posing as social posts // Journal of Computer-Mediated Communication. 2019. Vol. 24. №3.

16. Larsson A.O. Top users and long tails: Twitter and Instagram use during the 2015 Norwegian Elections // Social Media + Society. 2017. April-June. Vol. 5. №2.

17. LiebhartK., Bernhardt P. Political storytelling on Instagram: Key aspects of Alexander Van der Bellen's successful 2016 presidential election campaign // Media and Commucation. 2017. Vol. 5. №4.

18. Marcos Garcia S., Viounnikoff-Benet N., Casero Ripollés A. What is there in a 'Like'? Political content in Facebook and Instagram in the 2019

Valencian regional election // Debats. Journal on Culture, Power and Society. 2020. Vol. 5.

19. O'Connell D. #Selfie: Instagram and the United States Congress // Social Media + Society. October 2018.

20. Omena J.J., Rabello E.T., Mintz A.G. Digital Methods for Hashtag Engagement Research // Social Media + Society. July 2020.

21. Parmelee J.H., Roman N. Insta-Politicos: Motivations for Following Political Leaders on Instagram // Social Media + Society. 2019. April-June. Vol. 5. №2.

22. Rathnayake Ch., Ntalla Ir. «Visual affluence» in social photography: Applicability of image segmentation as a visually oriented approach to study Instagram hashtags // Social Media + Society. April 2020.

23. Riesmeyer C., Hauswald J., Mergen M. (Un)Healthy behavior? The relationship between media literacy, nutritional behavior, and self-representation on Instagram // Media and Communication. 2019. Vol. 7. №2.

24. Russmann U., Svensson J. Introduction to visual communication in the age of social media: Conceptual, theoretical and methodological challenges // Media and Communication. 2017. Vol. 5. №4.

25. Sampietro A., Sánchez-Castillo S., Building a political image on Instagram: A study of the personal profile of Santiago Abascal (Vox) in 2018 // Communication & Society. 2020. Vol. 33. №1.

26. Serafinelli E. Networked remembrance in the time of Insta-memories // Social Media + Society. July 2020.

27. Suárez-Carballo, F., Martín-Sanromán, J.-R., Martins, N. An analysis of feminist graphics published on Instagram by Spanish female professionals on the subject of International Women's Day (2019-2020) // Communication & Society. 2021. Vol. 34. №2.

28. Thelander A., Cassinger C. Brand new images? Implications of Instagram photography for place branding // Media and communication. 2017. Vol. 5. №4.

29. Turnbull-Dugarte S.J. Selfies, policies, or votes? Political party use of Instagram in the 2015 and 2016 spanish general elections // Social Media + Society. 2019. April-June. Vol. 5. №2.

30. Vázquez-Herrero J., Direito-Rebollal S., López-García X. Ephemeral Journalism: News Distribution Through Instagram Stories // Social Media + Society. October. 2019.

References

1. Achkasova V.A., Korneeva K.V. Reputatsiya i imidzh vlasti. Mediastrategii formirovaniya // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017. №1.

2. Legotina A.S. Ispol'zovanie "Instagram" v rabote po imidzhirovniyu politika // Ustoichivoe razvitie Rossii: vyzovy, riski, strategii. materialy XIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: k 25-letiyu Gumanitarnogo universiteta. 2016.

3. Pass A.A., Smirnova S.M., Shishkova A.S. Instagram-akkaunt gubernatora Chelyabinskoi oblasti Alekseya Tekslera kak ego-dokument i sredstvo politicheskoi kommunikatsii // Magistra Vitae: elektronnyi zhurnal po istoricheskim naukam i arkheologii. 2021. №1.

4. Pishcheva T.N. Politicheskie obrazy: problemy issledovaniya i interpretatsii // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2011. №2.

5. Sel'ninov V.V Ispol'zovanie sotsial'nykh setei v sovremennoi politicheskoi kommunikatsii (na primere sotsial'noi seti Instagram) // Yamal'skii vestnik. 2019. №4(18).

6. Sotsial'nye seti i messendzhery: Kakimi sotsial'nymi setyami i messendzherami pol'zuyutsya rossiyane? // Fond «Obshchestvennoe mnenie». 22.03.2021. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14555 (data obrashcheniya 06.04.2021)

7. Storis uspekha: reiting glav regionov v Instagram // Ofitsial'nyi sait «Tsentra politicheskoi kon"yunktury». 06.05.2021. URL: https://cpkr.ru/issledovaniya/tsifrovye-portrety-glav-rossiyskikh-regionov/storis-uspekha-reyting-glav-regionov-v-instagram/ (data obrashcheniya 06.05.2021).

8. Sytykh E.L., Kravtsova A.V. Sotsial'nye seti kak politicheskii resurs (na primere Instagram-akkaunta gubernatora Chelyabinskoi oblasti A.L. Tekslera) // Nauchnyi ezhegodnik Tsentra analiza i prognozirovaniya. 2020. №1(4).

9. Filippova E.Yu. Sotsial'nye media kak prostranstvo dlya tsentrregional'nykh politicheskikh otnoshenii: sluchai Ispanii // Vestnik Perm-skogo federal'nogo issledovatel'skogo tsentra. 2019. №1.

10. Auxier B., Anderson M. Social Media Use in 2021 // Pew Research Center, April 2021. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2021/04/07/social-media-use-in-2021/ (data obrashcheniya 06.05.2021)

11. Caldeira S.P. "It's not just Instagram models": Exploring the gendered political potential of young women's Instagram use // Media and Communication. 2021. Vol. 9. №2.

12. Caliandro A, Graham J. Studying Instagram beyond selfies // Social Media + Society. 2020.

13. Filimonov K., Russmann U., Svensson J. Picturing the Party: Instagram and Party Campaigning in the 2014 Swedish Elections // Social Media + Society. 2016.

14. French M., Bazarova N.N. Is Anybody out there?: Understanding masspersonal communication through expectations for response across social media platforms // Journal of Computer-Mediated Communication. 2017. Vol. 22. №6.

15. Johnson B.K., Potocki B., Veldhuis J. Is that my friend or an advert? The effectiveness of Instagram native advertisements posing as social posts // Journal of Computer-Mediated Communication. 2019. Vol. 24. №3.

16. Larsson A.O. Top users and long tails: Twitter and Instagram use during the 2015 Norwegian Elections // Social Media + Society. 2017. April-June. Vol. 5. №2.

17. LiebhartK., Bernhardt P. Political storytelling on Instagram: Key aspects of Alexander Van der Bellen's successful 2016 presidential election campaign // Media and Commucation. 2017. Vol. 5. №4.

18. Marcos García S., Viounnikoff-Benet N., Casero Ripollés A. What is there in a 'Like'? Political content in Facebook and Instagram in the 2019 Valencian regional election // Debats. Journal on Culture, Power and Society. 2020. Vol. 5.

19. O'Connell D. #Selfie: Instagram and the United States Congress // Social Media + Society. October 2018.

20. Omena J.J., Rabello E.T., Mintz A.G. Digital Methods for Hashtag Engagement Research // Social Media + Society. July 2020.

21. Parmelee J.H., Roman N. Insta-Politicos: Motivations for Following Political Leaders on Instagram // Social Media + Society. 2019. April-June. Vol. 5. №2.

22. Rathnayake Ch., Ntalla Ir. «Visual affluence» in social photography: Applicability of image segmentation as a visually oriented approach to study Instagram hashtags // Social Media + Society. April 2020.

23. Riesmeyer S., Hauswald J., Mergen M. (Un)Healthy behavior? The relationship between media literacy, nutritional behavior, and self-representation on Instagram // Media and Communication. 2019. Vol. 7. №2.

24. Russmann U., Svensson J. Introduction to visual communication in the age of social media: Conceptual, theoretical and methodological challenges // Media and Communication. 2017. Vol. 5. №4.

25. Sampietro A., Sánchez-Castillo S., Building a political image on Instagram: A study of the personal profile of Santiago Abascal (Vox) in 2018 // Communication & Society. 2020. Vol. 33. №1.

26. Serafinelli E. Networked remembrance in the time of Insta-memories // Social Media + Society. July 2020.

27. Suárez-Carballo, F., Martín-Sanromán, J.-R., Martins, N. An analysis of feminist graphics published on Instagram by Spanish female professionals on the subject of International Women's Day (2019-2020) // Communication & Society. 2021. Vol. 34. №2.

28. Thelander A., Cassinger C. Brand new images? Implications of Instagram photography for place branding // Media and communication. 2017. Vol. 5. №4.

29. Turnbull-Dugarte S.J. Selfies, policies, or votes? Political party use of Instagram in the 2015 and 2016 spanish general elections // Social Media + Society. 2019. April-June. Vol. 5. №2.

30. Vázquez-Herrero J., Direito-Rebollal S., López-García X. Ephemeral Journalism: News Distribution Through Instagram Stories // Social Media + Society. October. 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.