Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации региональной экономики и системы профессионального образования'

Сетевое взаимодействие вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации региональной экономики и системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВУЗ / VOCATIONAL TRAINING / NETWORKING / MODERNIZATION / REGIONAL ECONOMY / HIGHEST SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков Геннадий Владимирович, Ревин Иван Алексеевич

Рассматриваются региональные аспекты сетевого взаимодействия вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации экономики и системы профессионального образования. Сформулированы основные направления и механизмы взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков Геннадий Владимирович, Ревин Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTIONS UNIVERSITIES, BUSINESS-COMMUNITY AND SOCIAL INSTITUTIONS IN THE MODERNIZATION OF THE REGIONAL ECONOMY AND VOCATIONAL TRAINING

The article deals with the regional aspects of networking of universities, business community and social institutes in conditions modernization of the economy and professional education system. Formulated the basic directions and mechanisms of interaction.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации региональной экономики и системы профессионального образования»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 332.1 : 316.422 : 377

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 г. Г.В. Сучков, И.А. Ревин

Южно-Российский государственный South-Russian State

технический университет Technical University

(Новочеркасский политехнический институт) (Novocherkassk Polytechnic Institute)

Рассматриваются региональные аспекты сетевого взаимодействия вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов в условиях модернизации экономики и системы профессионального образования. Сформулированы основные направления и механизмы взаимодействия.

Ключевые слова: профессиональное образование; сетевое взаимодействие; модернизация; региональная экономика; вуз.

The article deals with the regional aspects of networking of universities, business community and social institutes in conditions modernization of the economy and professional education system. Formulated the basic directions and mechanisms of interaction.

Keywords: vocational training; networking; modernization; regional economy; highest school.

Главной целью инженерного образования является формирование интеллектуального кадрового ресурса, необходимого для модернизации технологического производства, а значит и экономики России. При этом взаимодействие с бизнес-сообществом предполагает участие образовательных учреждений всех уровней профессионального образования. Такая деятельность требует учета интересов всех заинтересованных субъектов образовательных учреждений, коммерческих предприятий и общественных институтов. С учетом уменьшения объема научных исследований, проводимых вузами по заказу бизнес-структур (затраты российского бизнеса на НИОКР составляют лишь около 0,3 % ВВП, что в 7-10 раз меньше, чем в экономически развитых странах [1]), а также исследования уровня конкурентоспособности экономики в целом, процесс модернизации образования предполагает формирование эффективных связей бизнес-организаций с образовательными учреждениями.

Выдвинутые руководством страны инициативы в сфере инновационного развития стимулируют сектор профессионального образования к проведению совместных с предприятиями научных исследований, особенно в условиях поддержки инновационных предприятий малого и среднего бизнеса, основывающих свою деятельность на знаниях. При этом механизмы мотивации, основанные на деятельности, связанной с передачей знаний и технологий, должны быть ориентированы не только на научно-исследовательские институты и наукоемкие кафедры и факультеты вузов.

Все образовательные учреждения должны участвовать в реализации государственных инициатив, выполняя консультационные услуги, обеспечивая реализацию непрерывного профессионального обучения, а также работу с менее «привлекательными» секторами рынка.

Особенностью наукоемкой экономики является участие в производственной деятельности многих организаций (многоотраслевых сетей и сетевых организаций). Учитывая этот факт, органы власти оказывают приоритетную финансовую поддержку подобным структурам, стимулируя их создание, что способствует развитию связей между бизнесом и высшим образованием. Такой подход стимулирует образовательные учреждения высшего профессионального образования к развитию новых видов деятельности: консультирования, тренингов, контрактных исследований и мероприятий по поддержке бизнеса одновременно с традиционными видами деятельности - обучением и научными исследованиями. Характер инноваций в образовательной сфере определяют следующие факторы:

- креативность образовательного учреждения, способность применять, разрабатывать инновации и приспосабливаться к ним;

- инновационное окружение, т.е. взаимодействие с социальной средой; взаимный адаптационный процесс между мотивацией, исходящей от образовательного учреждения, и мотивацией инновационного окружения [2]. Концепция инновационного развития регионов предполагает определяющую роль системы

уровневого профессионального образования, формирования новой модели региональной экономики, основанной на знаниях за счет более конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с бизнес-сообществом.

В результате должен быть сформирован сетевой региональный научно-образовательно-производственный комплекс, при создании которого необходимо учитывать следующие параметры [3]:

1. Человеческий фактор, который может стать одним из препятствий создания корпоративных структур, так как отдельные ученые и преподаватели пока не готовы синхронизировать свою деятельность с бизнесом. Это может стать причиной непринятия ими концепции ориентации образования на потребителя или возникновению непонимания между образованием и бизнесом.

2. Временные рамки, в которых работают учебные заведения, часто не совпадают с режимом функционирования предприятия. Например, научное исследование, выполняемое при подготовке кандидатской диссертации (3-4 года), для бизнеса может оказаться слишком долгим по срокам, так как он ожидает быстрое получение результатов. Большое значение имеет скорость принятия управленческих решений. Если университеты хотят стать надежными партнерами, они должны изменить политику избегания любого риска и научиться работать в условиях просчитанных коммерческих рисков.

3. Организационная структура университетов -её определяют сами вузы, замыкая на себя. В результате такой замкнутости коммерческие фирмы не знают, где находятся так называемые «центры экспертизы» или «центры потенциального превосходства» (centres of excellence) - структуры, способные принимать научно обоснованные решения на региональном, национальном и международном уровнях. При модернизации структуры вузов необходимо обеспечивать баланс между централизацией для координации действий и оказания информационной поддержки. Полностью централизованная система оказания услуг бизнесу для вуза неприемлема, также как и полностью децентрализованная.

4. Миссии и цели - должны быть согласованы между бизнесом и системой высшего образования. В условиях налаживания тесных контактов с бизнесом вузам необходимо искать новые подходы к определению миссии и стратегических целей для своей коммерческой деятельности. В случае, когда университеты развивают свои связи не на системной, а на случайной основе, полагаясь на краткосрочные решения, результаты их деятельности могут быть неблагоприятными. Создавая условия для принятия долгосрочных стратегических решений и развития бизнес-связей в рамках своей миссии, вузы в долгосрочной перспективе получают дополнительные возможности.

5. Руководство и управление - обеспечивает реализацию миссии вуза, состоящую в передаче знаний, эффективном использовании бюджета и принятия решений. Деятельность современных вузов многока-

нальна, поэтому важно, чтобы наличие рисков в одном направлении не оказывало негативного влияния на деятельность в других направлениях.

6. Сетевая организация и планирование - позволяют вузам налаживать связь с бизнес-структурами напрямую, минуя существующие сети и сетевые организации (торгово-промышленные палаты, ассоциации, агентства и т.д.). Однако необходимо поощрять и стимулировать совместные маркетинговые исследования и сотрудничество с другими сетевыми организациями.

7. Внутренняя (корпоративная) культура и структура поощрений - эти факторы должны развиваться с учетом специфики университетов, в силу которой обучение и научно-исследовательская работа являются приоритетными направлениями. Они должны поддерживаться системой стимулирования персонала, связанной с образовательной деятельностью и научно-исследовательской работой. Формирование корпоративной культуры предполагает создание социальных, бытовых, психологических и других условий, в которых работник чувствует себя комфортно и ощущает свою полезность. Для этого вместе с материальными стимулами следует признавать важность распределения ролей каждого сотрудника в общественных делах, управлении организацией, планировании деятельности.

8. Бизнес-стратегия вуза - должна обеспечивать приоритет тех направлений, которые могут получить поддержку органов власти или бизнес-структур. При организации бизнеса вуз должен стремиться к максимальной эффективности использования собственных ресурсов. Региональные программы должны также учитывать при организации бизнеса основу целевого маркетинга. Кроме этого, стратегия вузов должна выстраиваться с учетом запросов компаний, групп предприятий, сложившихся сегментов рынка образовательных услуг.

9. Интеллектуальная собственность вуза -должна рассматриваться как законная форма защиты изобретений, брендов, проектов и творческих идей, обычно реализуемая в виде патентов как основной формы сотрудничества между бизнесом и высшим образованием. В принципе результат образовательной и научно-исследовательской деятельности может рассматриваться как интеллектуальная собственность, использоваться в коммерческих целях.

С учетом перечисленных особенностей значительный вклад инженерного образования в экономику региона в условиях корпоративного сетевого взаимодействия может достигаться по следующим направлениям:

1. Информационное посредничество достигается путем создания общих информационных ресурсов ассоциативных сетевых объединений вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования для информирования регионального бизнеса и служб занятости населения об основных направлениях развития профессионального образования в регионе (рис. 1).

Рис. 1. Принцип информационного посредничества региональных образовательных ассоциаций, бизнеса и социальных институтов

2. Принцип кластеризации, согласно которому стратегия учебной и научной кластеризации может быть применена для создания (достижения) необходимой «критической» массы с целью эффективного сотрудничества вузов и предприятий региона. Такая ситуация возникает в случае, когда отдельный вуз не может обеспечить передачу знаний и навыков в необходимом для бизнеса объеме или когда работа с отдельными компаниями и предприятиями становится экономически не целесообразной (рис. 2).

Рис. 2. Варианты кластеров взаимодействия: 1 - передача знаний группы университетов отдельному предприятию; 2 - передача знаний отраслевой (проблемной) группе предприятий для повышения эффективности сотрудничества;

3 - ассоциативное взаимодействие

В качестве передаваемых знаний могут служить: программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий, новые технологии и научные результаты, инновационные решения в сфере менеджмента и финансового управления. Такое сотрудничество в перспективе стимулирует развитие промышленных групп, отличающихся устойчивой структурой и налаженным

взаимодействием. Решение задач создания региональных кластеров, в рамках которых обеспечивается сотрудничество и взаимодействие сферы образования и бизнеса, будет более эффективным на базе ассоциативных структур [4].

3. Принцип корпоративного взаимодействия вузов и предприятий, в результате использования которого осуществляется совместная образовательная, производственная и инновационная деятельность согласно схеме, показанной на рис. 3.

Определяющим здесь является организация эффективной производственной деятельности. Для этих целей вузы и предприятия налаживают взаимодействие, в результате которого обеспечивается одновременное инновационное развитие производства и образования. Последнее достигается за счет:

- определения производственных проблем в сфере технологий и управления, решение которых требует привлечения новых нестандартных подходов;

- разработка организационных и технологических инноваций, обеспечивающих решение этих проблем;

- постановка новых производственных задач персоналу с учетом планов инновационного развития предприятия;

- корректировка задач обучения в системе профессионального образования, а также в системе переподготовки персонала с учетом изменений в производственной среде;

- формирование содержания, программ и технологий обучения в системах высшего профессионального образования и внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала;

- проведение обучения в соответствии со сроками реализации образовательных программ;

- получение новых знаний обучаемых с учетом инновационного развития производственной среды;

- повышение качества и эффективности работы персонала;

- генерация инноваций, разработка новых эффективных производственных технологий.

Указанный цикл, участниками которого являются вузы и предприятия, должен реализовываться многократно. Это обеспечивает устойчивое инновационное развитие производственной и образовательной системы региона, всей национальной и социально-экономической системы России [3].

4. Бизнес-инкубаторы в различных секторах экономики, поддержка новых компаний и предприятий за счет проводимой научно-исследовательской деятельности вуза обеспечивает сотрудникам и студентам университетов доступ к вновь сформированному бизнес-сообществу. Такое направление деятельности может быть актуальным в условиях реструктуризации регионального экономического пространства в посткризисные периоды развития регионов. Действие университетов в рамках ассоциативных сетевых объединений позволяет более эффективно реагировать на изменения, происходящие в экономике региона.

Рис. 3. Образовательная, производственная и инновационная деятельности в условиях корпоративного взаимодействия вузов и предприятий

5. Партнерство в области передачи знаний региональным предприятиям малого и среднего бизнеса становится актуальным в связи с тем, что небольшое количество предприятий малого и среднего бизнеса в настоящее время пользуется возможностями, предоставляемыми университетами в области передачи знаний, хотя большинство вузов используют специально разработанные для стимулирования этого процесса схемы.

Одна из таких схем, которая за рубежом обычно финансируется государством, - «партнерство по передаче знаний». Ее целью является трудоустройство выпускников на предприятиях малого и среднего бизнеса для работы в рамках коммерческих проектов при поддержке руководителя из числа сотрудников вуза.

Такое тесное взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с университетами создает надежную основу для долгосрочного совместного сотрудничества, особенно при наличии информационной и маркетинговой поддержки на национальном уровне, его ни один университет не в состоянии сделать самостоятельно. Такая схема и аналогичные ей обычно практикуются в сфере научных технологий, и в настоящее время сложилась объективная потребность развивать их в таких областях, как управление, проектирование изделий и маркетинг.

6. Комплексное планирование действий может быть реализовано даже в тех случаях, когда между университетами в регионах наблюдается конкуренция за счет наличия важных областей сотрудничества. Это может быть разработка комплексных проектов регионального развития ассоциациями университетов и бизнес-сообществом региона с финансированием из национальных и международных фондов развития. Совместная работа над такими проектами позволяет рассчитывать на инвестиции, которые не может получить отдельный участник.

7. Перенос навыков и компетенции связан с тем, что высшее образование способствует экономическому развитию региона за счет подготовки высококвалифицированных кадров, создания условий для реализации непрерывного профессионального образования. В настоящее время актуальным является развитие у обучаемых так называемых «переносимых компетенций» (навыков или групп навыков, которые не характерны для какой-либо конкретной области, профессии или должности) с целью решения проблемы занятости выпускников. Это предполагает формирование так называемых «предпринимательских навыков», помогающих выпускникам создать собственный бизнес, а также «навыков, необходимых для устройства на работу», за счет специализации образовательной программы обучаемых. Введение модульной структуры обучения должно значительно способствовать развитию этого процесса, так как обеспечивает возможность реализации специальных профессиональных образовательных модулей, отражающих специфику бизнеса и экономики региона.

8. Совместное предоставление образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования становится особенно актуальным в условиях, когда университеты уделяют все большее внимание сотрудничеству с бизнес-структурами для максимального удовлетворения потребностей предприятий в умениях и навыках. Межвузовское сетевое взаимодействие вузов региона в сфере дополнительного профессионального образования позволяет реа-лизовывать уникальные, направленные на проблемы региональной экономики программы для специалистов предприятий региона. Фактически оно становится основным источником и катализатором инноваций в образовательном процессе, так как содержание программ дополнительного образования основывается на изучении постоянно изменяющихся и перспективных видов деятельности, требующих более высокого

уровня профессиональной культуры. Каждый новый проект в сфере дополнительного образования связан с освоением или внедрением новых практико-ориентированных знаний, с согласованием их содержания и объема с основными потребителями. Таким же образом университеты могут осуществлять поддержку развития новых отраслей и переориентации регионального профиля предприятий в регионе путем создания соответствующих курсов и программ.

9. Расширение возможностей и улучшение условий ориентировано на устранение сложившейся традиции, когда профильная направленность образовательной деятельности вузов ставит в худшие условия отдельные социально-экономические группы. В результате неэффективно используется образовательный потенциал региона, наблюдается отток выпускников в другие субъекты страны в поисках работы. Таким образом, вклад университетов в развитие региона заключается в формировании и расширении спектра образовательных программ. Он может оцениваться теми усилиями, которые прилагают вузы по повышению качества подготовки специалистов, а также по увеличению количества выпускников, остающихся работать в своем регионе (например, за счет оказания помощи предприятиям в найме на работу выпускников из данного региона, вместо поиска выпускников

извне). Вузы должны функционировать как кадровые агентства, стимулируя предприятия в приеме на работу наиболее подготовленных выпускников, создавая студентам возможность получить производственный опыт в процессе обучения.

Перечисленные схемы взаимодействия и направления деятельности могут осуществляться отдельными вузами и бизнес-организациями, работающими на основе двустороннего партнерства. Однако логика инновационной экономики, основанной на сетевом взаимодействии, состоит в том, что синергия и эффект мультиплицирования достигаются только при одновременном процессе конкуренции и сотрудничества в рамках стратегического развития. Поиск оптимального сочетания возрастающей с каждым днем конкуренции между вузами с необходимостью выстраивания общегосударственной образовательной политики является острейшей проблемой модернизации государства [5].

В условиях внедрения в системе профессионального образования новых образовательных стандартов, ориентированных на компетентностный подход, и развертывания национальной рамки квалификаций корпоративное взаимодействие учреждений образования и бизнеса становится крайне важным для развития регионов (рис. 4) [6].

Рис. 4. Место и функции корпоративных объединений учреждений образования и бизнеса в региональной системе экономического развития

Данные различных исследований говорят о том, что комплексные программы регионального развития могут помочь в установлении сотрудничества между вузами в поддержке вновь создающихся компаний, а также в установлении конструктивного диалога и партнерства между университетами и бизнесом. На уровне государственной власти эта роль обычно отводится специальным службам или региональным администрациям. Потому важно и необходимо для развития взаимодействия бизнеса и университетов обеспечить мониторинг этого процесса федеральными и региональными органами власти, а сами эти органы должны предлагать различные программы, мотивирующие такое сотрудничество.

Необходимо учитывать, что выстраивание взаимоотношений и создание структуры такого социального партнерства требуют времени. Известно, что интервал между формулировкой идеи и выходом ее на рынок часто составляет годы. В процессе мониторинга эффективности рассматриваемых процессов необходимо обеспечить реалистичность планов, а также управление их реализацией. Университеты, не участвующие в этом процессе, могут потерять финансирование или получать его в ограниченном размере, утратить свою значимость и престижность, снизить конкурентоспособность своих выпускников, ограничить возможность влияния на региональную социально-экономическую ситуацию, ухудшить стартовые условия для участия в международном сотрудничестве в сфере высшего образования. У нас имеются примеры негативного проявления последствий «неучастия» в форме развития корпоративных университетов, создаваемых вне сектора традиционного высшего образования на базе крупных холдингов [5].

Понятно, что корпоративные и традиционные университеты ориентированы на удовлетворение совершенно разных потребностей (практико-ориенти-рованную и фундаментальную подготовку). Здесь

Поступила в редакцию

необходимо оценить, какая потребность пользуется наибольшим спросом, какая финансируется в большем объеме, и определить оптимальное соотношение между ними.

Таким образом, модель региональной организации сетевого взаимодействия вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов должна ориентироваться на перспективу развития территории. В экономике региона пока нет возможности устроить всех подготовленных вузами специалистов, поэтому локомотивами развития новых отраслей и производств должны стать сами вузы (прежде всего технические), формирующие интеллектуально-профессиональный ресурс для модернизации страны.

Литература

1. Суколенов И.В. Возможности практической реализации вузами своего научного потенциала // Учен. зап. Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3-2. С. 303 - 304.

2. Соболь Т.Г. Проблемы повышения качества подготовки российских инженеров // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 52.

3. Gibson M., Афонин А.Ю. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление. 2004. № 4(32). С. 53 - 66.

4. Сучков Г.В., Ревин И.А. Региональный аспект сетевого взаимодействия вузов, бизнес-сообщества и социальных институтов // II съезд инженеров Дона: сб. докл. Ростов н/Д., 2011. С. 198 - 205.

5. Александров А.А., Коршунов С.В. Основные принципы формирования государственно-общественных объединений в системе профессионального образования России // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 4.

6. Организация подготовки конкурентоспособных специалистов в сетевой межвузовской образовательной среде / А.Н. Ткачев [и др.] / Новочеркасск, 2009. 236 с.

17 января 2012 г.

Сучков Геннадий Владимирович - канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры «Педагогика и образовательные технологии», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). Тел. (8635) 25-59-04. E-mail: gvs2003@inbox.ru

Ревин Иван Алексеевич - канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой «Педагогика и образовательные технологии», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). Тел. + 7-928-139-79-85. E-mail: ivarev@mail.ru

Suchkov Gennady Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, professor department «Pedagogy and Educational Technologies», South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Ph. (8635) 25-59-04. E-mail: gvs2003@inbox.ru

Revin Ivan Alekseevich - Candidate of Historical Science), associate professor, head department «Pedagogy and Educational Technologies», South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Ph. + 7-928-139-79-85. E-mail: ivarev@mail.ru_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.