ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.1
СЕТЕВОЕ КОРПОРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ
© 2009 г. А.Н. Ткачев, Г.В. Сучков, Т.В. Лобова
Южно-Российский государственный South-Russian State
технический университет Technical University
(Новочеркасский политехнический институт) (Novocherkassk Polytechnic Institute)
Рассмотрены основные подходы к формированию содержания профессиональных образовательных программ при подготовке специалистов в области техники и технологий в условиях сетевого корпоративного взаимодействия вузов и предприятий региона, обеспечивающие развитие региональной социальной экономической системы.
Ключевые слова: образовательные программы; компетенции; квалификация; сетевое корпоративное взаимодействие.
Major approaches to formation of professional educational curricula contents at preparing specialists in the fields of technology and engineering under conditions of integrated operational cooperative interaction of higher educational institutions and enterprises of the region, providing development of regional social economic system, have been considered.
Keywords: educational curricula; competence; qualification; integrated operational interaction.
Высшее профессиональное образование на современном этапе находится в стадии комплексной модернизации, предполагающей корректировку целей и задач, уточнение содержания, оптимизацию форм реализации и управления. Проблема формирования содержания профессионального образования, соответствующего требованиям высокотехнологичного производства, приобретает особую актуальность при модернизации высшего технического образования [1, 2]. Это следует из того, что именно содержание образовательных программ, в основном, определяет качество профессионального образования, создает необходимые условия для социально-экономического развития государства. Одной из продуктивных идей модернизации системы профессионального непрерывного образования (НО), включающей все уровни и ступени профессионального образования и реализующей концепцию развития личности в течение всей жизни, является ее представление в виде сложной динамической системы, обладающей свойствами саморазвития и саморегулирования, а также внутренней сетевой структурой со сложным взаимодействием.
Основные задачи формирования содержания профессионального образования с учетом необходимости его адаптивного развития и быстрого обновления должны быть ориентированы на решение следующих проблем [3]:
1. Преодоление объективно сложившегося разрыва между содержанием профессионального образования и современным уровнем развития науки, техники и технологий.
2. Устранение наметившейся тенденции формирования содержания профессионального образования без учета или с учетом только текущих, частных потребностей экономики, промышленности и социальной сферы.
3. Создание эффективных механизмов передачи знаний между вузами, академической наукой, реальной экономикой и промышленностью.
4. Обеспечение корректировки деятельности образовательных структур (в том числе и корпоративных), реализующих образовательные программы, ориентированные, в основном, на решение частных задач формирования у обучаемых прикладных знаний и навыков, не связанных с фундаментальными, научными знаниями.
5. Формирование прозрачных и эффективных механизмов оценочных требований к специалистам -выпускникам различных уровней профессионального образования со стороны работодателей.
6. Уточнение (комплексное определение) понятия «профессионального образования» с учетом таких современных категорий, как: опережающее образование; эффективность, качество, доступность образования; образование через всю жизнь (непрерывное образование); востребованность выпускников; адаптивность системы профессионального образования; лич-ностно-ориентированное образование; информационное образовательное пространство; информационное общество; знаниевая экономика; глобализация; экономическая и социальная политика.
Подготовка специалистов в области техники и технологий должна учитывать ряд особенностей, определяемых спецификой инженерной деятельности в современных условиях развития науки и высокотехнологичного производства [4, 5].
Современная техника и динамика развития наукоемких технологий предъявляют следующие требования к проектированию содержания инженерного образования:
1. Формирование высокого уровня фундаментальной подготовки специалистов в области техники и технологий, обеспечивающего их постоянный профессиональный рост, востребованность в инновационной экономике, адаптивность в условиях изменения экономических и технологических факторов.
2. Ориентация содержания профессионального образования на формирование интегральных междисциплинарных знаний, играющих определяющую роль в развитии техники и технологий.
3. Структурирование содержания образовательных программ, обеспечивающее возможность формирования достаточно большого количества траекторий подготовки специалистов с различными компетентно-стными характеристиками в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования.
4. Решение задачи согласования содержания образования для различных уровней, не всегда детально учтенных в государственных образовательных стандартах.
5. Учет региональных потребностей рынка труда не только в результате анализа его текущего состояния, но и на основе комплексных программ регионального развития.
6. Отражение в образовательных программах современных требований профессиональных и отраслевых стандартов государственного и международного уровней, а также требований общественных объединений промышленников и предпринимателей.
7. Проектирование содержания образовательных программ на основе модульного принципа построения, обеспечивающего формирование адаптивных траекторий подготовки, повышающего мобильность обучаемых в рамках единого образовательного пространства.
Мировая практика и опыт построения государственных и межгосударственных систем профессионального образования показывают, что работы здесь ведутся в направлении создания унифицированных, прозрачных с точки зрения содержания и использования образовательных систем, ориентированных на сформировавшуюся транснациональную экономику с едиными унифицированными требованиями к уровню подготовки специалистов.
Процесс модернизации Российского профессионального образования (в том числе и технического) отличается следующими особенностями, которые необходимо учитывать при решении задач, связанных с проектированием содержания профессионального образования [3, 6]:
- наличие целевой стратификации учебных заве-
дений высшего профессионального образования (федеральные и национальные исследовательские университеты, университетские комплексы и т.д.)
- переход на новую систему государственных образовательных стандартов для всех уровней профессионального образования, ориентированных на реализацию компетентностной модели специалиста;
- возрастающее участие российской образовательной системы в международных соглашениях, организациях и процессах, связанных с формированием единого образовательного и экономического пространства (Болонский процесс, копенгагенский процесс, всемирная торговая организации и т.д.);
- формирование (модернизация) новой национальной системы квалификаций, включающей национальную рамку квалификаций, отраслевые рамки квалификаций или рамки видов экономической деятельности, систему профессиональных стандартов, систему сертификации квалификаций;
- развитие и повышение доступности средств информатизации образования, внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием средств телекоммуникаций.
При проектировании содержания профессиональных образовательных программ следует учитывать, что инженерная деятельность в современных условиях технологических инноваций отличается рядом принципиально новых качеств, в частности [6]:
- создание новой техники и технологий требует от современного инженера знаний и навыков в различных предметных областях, причем в большинстве случаев эти знания не должны ограничиваться компетентностью, а представлять собой осознанную компетенцию, опирающуюся на фундаментальные положения науки;
- технологические прорывы сегодня невозможны в монообластях научно-технической деятельности, а сама система научного знания стала полипредметной, что требует от ведущих специалистов междисциплинарных, системных знаний;
- не только создание, но и эксплуатация современного технологического оборудования требует качественной фундаментальной подготовки инженеров по эксплуатации.
Следует учитывать, что в условиях глобализации экономики и интеграции производственных структур распределение и концентрация технологических достижений в крупных межконтинентальных концернах, промышленных группах, корпорациях, стали вполне обычным фактом. Общей экономической тенденцией является создание на территориях различных государств предприятий, для которых технические инновации создаются за пределами государства, где они расположены. Характерными примерами подобных тенденций для России являются предприятия по производству автомобилей, изделий электроники и вычислительной техники, отдельные сегменты машиностроения, строительная отрасль и т.д.
Особенностью работы специалистов на всех должностях таких предприятий (монтаж, обслужива-
ние, ремонт и т.д.) является повышенное требование к качеству подготовки. В среде зарубежных инвесторов в области высокотехнологического производства существует термин - технологическая катастрофа, -ситуация, когда национальная система технического образования не обеспечивает подготовку достаточного количества специалистов в области эксплуатации и развития современных технологических систем в соответствии с международными профессиональными стандартами. При этом, как показывает опыт, национальные системы высшего технического образования могут обеспечивать подготовку 10 - 15 % выпускников с очень высоким инновационным творческим потенциалом для секторов национальной экономики, науки и техники, занимающихся созданием новых технологических решений. Однако ни отечественные, ни зарубежные инновационные технологии не будут нормально поддерживать в случае «провала» в среднем инженерно-техническом звене технологов и производственников, которое в современном техническом производстве является наиболее массовым для всех отраслей.
Логику введения двухуровневой системы высшего профессионального образования (с сохранением спе-циалитета по отдельным направлениям подготовки) можно считать обоснованной и даже перспективной для всех участников социально-экономической системы (СЭС) (бизнеса, общества, личности) только в условиях формирования ее содержания, отвечающего потребностям современной экономики. Проблема не востребованности чистых академических специалистов, выпускников вузов (как бакалавров, так и магистров) не является только отечественной, а определяется закономерностями развития промышленного производства в условиях рыночной экономики. Работодатель отдает предпочтение молодому специалисту, способному сразу или за короткий срок начинать выполнять должностные обязанности с требуемым качеством. В условиях нестабильности экономики, недостатка собственных или бюджетных средств перспективная отдача от деятельности специалиста, имеющего хорошую фундаментальную подготовку, творческий потенциал, оказываются не востребованы средним отечественным работодателем. Только немногие отечественные компании способны позволить себе строить перспективную кадровую политику, используя собственные средства на прикладную «доводку» молодого специалиста, или строить договорное сотрудничество с вузами о целевой подготовке кадров, имея при этом возможность впоследствии удержать специалиста на предприятии. В направлениях профессиональной деятельности, связанных с созданием новых технологий и эксплуатацией наукоемкой техники, существует определенный сценарий поведения перспективных молодых специалистов (10 - 15 % выпускников технических специальностей с высоким инновационным потенциалом): закрепление на профессионально привлекательной работе на отечественном предприятии; прикладное профессиональное совершенствование в течение 1-1,5 лет, совмещенное
с поиском более привлекательного работодателя; переход на совместное или зарубежное предприятие, расположенное в более экономически привлекательном регионе; выезд на работу за пределы России. Подобный сценарий в процессе трудовой деятельности отрабатывает более 50 % будущей возможной интеллектуальной технической элиты России. Причем утверждение об избытке инженерных кадров, подготавливаемых в отечественной системе высшего технического образования, свидетельствует о негативных процессах в отечественной промышленности и экономике, связанных с ограниченным количеством высокотехнологических производств, наличие которых позволяет говорить о возможном переходе к экономике, основанной на знаниях.
Определяющее значение для успешного функционирования регионального технического университета имеют сложившаяся структура и динамика развития региональной экономики. Проблемы функционирования и реальные программы развития региональной промышленности определяют требования к содержанию прикладной (общепрофессиональной и специальной) части профессиональных образовательных программ. Однако сейчас наблюдается парадоксальная ситуация, состоящая в том, что большая часть регионального промышленного бизнеса ведет себя пассивно при формировании профессиональных требований к собственным кадрам. Поэтому вуз выступает в качестве активной стороны, предлагая собственные варианты реализации образовательных программ для удовлетворения потребностей потенциальных работодателей.
В условиях ограниченного рамочного, неадаптивного регулирования содержания профессионального образования на уровне федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [7], при его проектировании особое внимание должно уделяться развитию разнообразных форм сетевого взаимодействия, не только вуза и предприятий региона, но и межвузовскому взаимодействию с целью актуализации содержания профессионального образования, обеспечения его соответствия потребностям и перспективным тенденциям развития региональной промышленности и экономики.
Основной целью организации такого сетевого взаимодействия является формирование общего, корпоративно управляемого востребованного и доступного образовательного пространства, открытого для обмена знаниями для всех образовательных учреждений и представителей регионального бизнеса, способного обеспечить содержательную поддержку инновационных проектов, способствующего экономическому росту региона и согласованного с наиболее перспективными мировыми достижениями в области техники и технологий.
Сложившаяся иерархическая стандартизация содержания образования, включающая для различных уровней образования традиционную цепочку: ГОС; учебные планы; образовательные программы - может быть расширена за счет использования вариативных
траекторий формирования компетенций на основе усилий отдельного вуза, а также за счет использования преимуществ модульного принципа формирования образовательных программ и возможностей дополнительного профессионального образования. Однако сложная динамика развития экономики и производства в технологических областях не может эффективно отражаться в содержании подготовки только за счет академических усилий отдельного вуза. При построении системы сетевого взаимодействия в области формирования содержания образования необходимо учитывать следующие особенности:
1. Основой для формирования основных образовательных программ высшего технического образования является ФГОС на подготовку бакалавров, магистров, специалистов по соответствующим направлениям, отражающий современные научные достижения в соответствующих отраслях знаний, задающий основной, базовый набор компетенций, учитывающий международный и отечественный опыт подготовки специалистов отрасли. ФГОС задает границы и уровень фундаментальной подготовки специалиста, определяет общую компетентностную модель подготовки.
2. В ФГОС должны быть отражены требования ведущих зарубежных экономик и отечественной экономики и бизнеса, выраженные, например, в форматах рамок квалификаций, классификаторов профессиональной деятельности, отраслевых и профессиональных стандартов.
3. Формирование содержания федеральной, региональной и вузовской составляющих образовательных программ должно опираться на единую базовую концепцию формирования системного профессионального знания на основе интеграции естественнонаучных, гуманитарных и профессиональных знаний.
4. Одним из основных источников формирования содержания региональной и вузовской компонент образовательных программ должны стать требования и проблемные задачи развития региональных промышленных предприятий, научно-технического сектора региональной экономики, предприятий партнеров из других регионов.
5. Актуализация содержания профессиональных образовательных программ с учетом реальных проблем региональной экономики должно осуществляться за счет использования в содержании специальных дисциплин, разделов, профессиональных модулей, лабораторных и производственных практикумов, нацеленных на формирование профессиональных компетенций, позволяющих решать практические задачи региональной экономики.
6. В регионе должны быть созданы условия, позволяющие реализовывать инновационные программы, связанные с научно-технической модернизацией промышленного производства не только в крупных холдингах и на предприятиях федеральных структур, но и в экономике среднего и малого бизнеса. Одним из путей создания таких условий является формирование сети корпоративного взаимодействия всех заинте-
ресованных сторон процесса: сферы экономики и промышленного сектора; учреждений высшего технического образования; федеральных и региональных органов власти; общественных организаций.
7. Должна быть преодолена сложившаяся тенденция параллельного формирования норм и требований к профессиональным кадрам со стороны системы образования и бизнеса. Компромисс и достижение взаимоприемлемых (выгодных) решений могут быть достигнуты за счет взаимного сотрудничества, прежде всего в решении вопроса о формировании содержания образования. При этом должно быть преодолено (а не исключено) принципиальное противоречие в отношении к целям функционирования систем образования и бизнеса по их отношению к основному национальному капиталу - профессиональным кадрам. Здесь следует учитывать, что исторически сложившаяся целевая установка системы образования на системное формирование гармонической личности современного специалиста по сути не противоречит потребностям экономики и бизнеса, в настоящее время ориентированных на ограниченный и узкопрофессиональный перечень знаний и навыков, которыми должен обладать специалист. Просто здесь должно быть достигнуто понимание того, что сублимация содержания образования до требуемых, в текущий момент, профессиональных навыков, в процессе ряда циклических повторений приведет к тому, что бизнес не сможет самостоятельно формулировать обоснованные требования к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки своих сотрудников.
Создание корпоративных объединений вузов и промышленных предприятий позволит:
- вузам, актуализировать содержание образовательных программ за счет формирования дополнительных компетенций выпускников, необходимых для выполнения востребованных профессиональных действий;
- предприятиям на основе знаниевого обмена с вузами не только решать вопросы подготовки востребованных профессиональных кадров, но и осмысленно формировать программы научно-технического, инновационного развития.
8. Региональное межвузовское взаимодействие в области инженерного технического образования позволяет решать не только проблему формирования востребованного содержания образования, но и текущие проблемы региональных рынков труда. Это следует из того, что каждый из технических или технологических вузов региона исторически связан с группой предприятий - партнеров определенного профиля. Поэтому несколько вузов региона, объединившись, например, в ассоциацию, могут достаточно быстро и точно оценить весь спектр проблем и потребностей регионального промышленного сектора в инженерных кадрах и содержании их подготовки. При этом сложившаяся сеть взаимодействия с предприятиями каждого из вузов качественно преобразуется в сетевую региональную структуру подготовки профессиональных кадров.
9. Сетевое корпоративное взаимодействие вузов и предприятий региона в части формирования содержания образования должно обеспечить эволюционно создание корпоративных образовательных стандартов, которые с учетом ФГОС должны стать рабочим инструментом подготовки кадров для региона. Это не противоречит образовательной, социально-экономической политике государства, так как ориентировано на достижение устойчивого корпоративного взаимодействия в условиях нестабильности внешних политических и экономических факторов. Первым этапом к созданию региональных корпоративных профессионально-образовательных стандартов может стать разработка локальных стандартов вуза по отдельным направлениям подготовки технических специалистов, отражающих специфику подготовки для определенного спектра предприятий и дополняющих ФГОС.
10. Повышение эффективности формирования содержания инженерного образования может быть достигнуто за счет использования возможностей дополнительного профессионального образования (ДПО) при условиях их совместного использования всеми участниками регионального корпоративного взаимодействия. Кроме адаптации выпускников и студентов вузов к текущим потребностям предприятий-партнеров в рамках ДПО существует уникальная возможность содержательного согласования действий специалистов из области бизнеса и образования через реализацию специальных программ повышения квалификации, как сотрудников предприятий, так и преподавателей вузов, направленных на достижение индивидуальных и корпоративных проектных решений по модернизации экономики.
11. Формирование содержания инженерного образования не может осуществляться без включения в сферу изучения реальных физических и технологических объектов и систем, используемых в науке и промышленности. Отдельный вуз в настоящее время, как правило, не может приобрести и эксплуатировать современный сложный и дорогостоящий технологический объект, поточную линию и т.д. Использование
Поступила в редакцию
производственных мощностей, оборудования, технологических процессов на корпоративной основе в качестве объектов изучения позволит получать принципиально новый обучающий эффект, по сравнению с моделированием квазипрофессиональной деятельности.
Проведенный анализ показывает, что корпоративное сетевое взаимодействие вузов и предприятий является одним из наиболее эффективных инструмента-риев, обеспечивающих решение главной задачи профессионального образования, - формирования его содержания.
Литература
1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. пер. с англ.; первонач. опубл. в 2001 г. в США на англ. языке как Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The World Bank. Washington, DC. М., 2003. 232 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
3. Организация корпоративной практико-ориентированной подготовки конкурентоспособных специалистов / В.Е. Шук-шунов [и др.] Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. (НПИ). Новочеркасск, 2007. 159 с.
4. Стратегии учреждений профессионального образования на рынках образовательных услуг: информ. бюл. / ГУ-ВШЭ. М., 2004.
5. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап / Европейский фонд образования. М. 2003.
6. Технологии корпоративной подготовки конкурентоспособных специалистов в системе непрерывного образования / В.Е. Шукшунов [и др.] Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. (НПИ) Новочеркасск, 2007. 263 с.
7. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / Кол. авт.; под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. М., 2004. 328 с.
22 сентября 2009 г.
Ткачев Александр Николаевич - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Прикладная математика», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). Тел. (8635)2-55-4-61.
Сучков Геннадий Владимирович - канд. техн. наук, профессор, кафедра «Педагогика высшей школы», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт).
Лобова Татьяна Владимировна - старший преподаватель, кафедра «Прикладная математика», ЮжноРоссийский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт).
Tkachev Aleksandr Nikolaevich - Doctor of Technical Sciences, professor, head of department «Applied mathematics», South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Ph. (8635)2-55-4-61.
Suchkov Gennadiy Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, professor, department «Pedagogics o the Higher School», South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute).
Lobova Tatiana Vladimirovna - senior lector, department «Applied mathematics», South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute).