СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. П. Юрьева
В статье рассматриваются особенности сетевой формы реализации образовательных программ в современных условиях, формы и модели реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций с бизнесом, наукой и другими необразовательными организациями.
The article deals with the features of networking to implement educational programs in modern conditions. The author gives the forms and models to implement networking of educational organizations with business, research and other non-educational institutions.
Ключевые слова: сетевая форма реализации программ, сетевое
взаимодействие, непрерывное образование, образовательная организация, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.
Key words: networking, networking to implement programs, lifelong education, educational organisation, professional retraining, professional development.
Процессы становления рыночной экономики и рынка труда, отличающиеся динамикой в последнее десятилетие, оказывают существенное влияние на формирование структуры занятости населения страны, которая в известной степени отражает общую структуру экономики и трансформируется в значительной степени под влиянием её изменений. Исследователи отмечают, что только 20 % трудоспособного населения планеты трудятся по первоначально приобретенной специальности. Статистические данные за последние 5 лет свидетельствуют о том, что только у 63 % выпускников российских вузов профессия, по которой они работают, соответствует базовой профессиональной подготовке. Уже в первые два года после окончания профессиональных учебных заведений около 42 % молодежи меняет свою профессию. При этом отмечается, что около 45 % из них поступили и обучались в вузе на бюджетной форме [1, с. 12].
Отмечая, что часть абитуриентов вузов и ссузов изначально ориентированы на профессии, которые не соответствуют их потенциальным возможностям, способностям к определенным видам деятельности, а порой склонностям и интересам, следует обратить внимание на тот факт, что за время обучения студента, как правило, существенно корректируются требования работодателей к подготовке специалиста, изменяется уровень востребованности данной профессии на рынке труда. К тому же в условиях рыночной экономики практически каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и на протяжении всей жизни в среднем 5-6 раз менять профессию. Это основные причины, по которым во всем мире отмечается тенденция на увеличение потребности в образовательных услугах людей, уже имеющих профессиональное образование. Как следствие, приобретает особую актуальность непрерывное образование. Практика показы-
55
вает, что специалист, имеющий профессиональное образование по нескольким направлениям подготовки или прошедший профессиональную переподготовку, более мобилен и вероятность его трудоустройства достаточно высока.
Рассматривая особенности развития постиндустриальной экономики, А.М. Новиков обращает внимание на широкое обсуждение в средствах массовой информации вопроса о том, что экономика России возрождается, а система профессионального образования не обеспечивает ее необходимыми кадрами. Он называет это заблуждением, так как «в стране идет не возрождение прежней индустриальной экономики России, а рождение и развитие совершенно иной, новой - постиндустриальной экономики» [1, с. 20]. При создании структуры непрерывного образования актуальной является сетевая форма реализации образовательной программы, основывающаяся на сотрудничестве и взаимодействии образования с бизнесом, наукой и другими необразовательными организациями. Самым важным моментом является то обстоятельство, что сетевая форма реализации образовательной программы предполагает объединение материальных, кадровых, учебно-лабораторных и других необходимых ресурсов научными, производственными и иными организациями, что позволяет осуществлять подготовку кадров на высоком качественном уровне.
В ст. 15 Федерального закона Российской Федерации 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие «сетевая форма реализации образовательных программ». Согласно п. 1 ст. 15 сетевая форма реализации образовательных программ «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Там же указывается, что наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [2].
Сегодня вузами ведется активный поиск новых форм взаимодействия с бизнесом, органами власти, производственными организациями с целью осуществления «подстройки» образования под рынок труда. Таким образом, сетевое взаимодействие может рассматриваться не только как ресурс развития образования, а также качественной подготовки и дальнейшего трудоустройства выпускников. В этом случае, сетевая форма реализации образовательной программы профессиональной подготовки представляет
56
собой устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования, оптимизации используемых ресурсов и достижения качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынка труда. При сетевой форме организации обучения образовательными организациями используются различные модели: горизонтальная (с участием учреждений профессионального образования одного уровня), вертикальная (организация совместной деятельности образовательных организаций различных уровней), смешанная (с участием научных учреждений, организаций в составе территориально-отраслевых кластеров и др.).
Следует отметить, что формы реализации сетевого взаимодействия также могут быть различными: формирование единой поддерживающей инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, ресурсные центры, малые инновационные предприятия, базовые кафедры, совместные базы практик); создание общих сервисов (профориентация, организация набора студентов, трудоустройство выпускников и отслеживание их профессиональной карьеры, переподготовка и повышение квалификации кадров, поддержание информационно-методического портала, создание единой библиотечной системы, совместное использование спортивных сооружений, медицинских учреждений, комбинатов питания и т. п.); разработка сетевых образовательных программ и программ академической мобильности (прикладной бакалавриат, студенческий обмен, стажировки, производственная практика).
Анализ практики применения образовательными организациями сетевой формы при реализации образовательных программ позволил выявить следующие основные подходы: (а) сетевая образовательная программа является частью большого сетевого проекта, реализация которого предполагает объединение кадрового потенциала, интеграцию обучения и научноисследовательской деятельности, интеграцию обучения и стажировок; (б) сетевая образовательная программа выступает как следствие создания сетевой инфраструктуры на основе, например, кафедры, что предполагает интеграцию специалистов, авторов и разработчиков программ; (в) сетевая образовательная программа представляет собой отдельный сетевой проект или его часть, в рамках которого происходит интеграция на уровне потребителей программы; (г) сетевой характер носят совместные международные образовательные программы, в том числе программы двух и трех дипломов; (д) сетевую природу имеют стажировки и практика студентов и преподавателей в организациях-партнерах, а также приглашение профессоров.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что реализация вузом образовательных программ с использованием сетевой формы имеет ряд преимуществ, основными из которых являются: создание единого ресурсного пространства (информационно-коммуникационное, научнометодическое, содержательно-технологическое, психолого-диагностическое,
57
социально-партнерское, кадровое, финансово-правовое, материальнотехническое); модернизация образовательной деятельности в соответствии с изменениями спроса на рынке образовательных услуг; изменение реестра реализуемых программ в соответствии с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах по определенным профессиям, обеспечение их качества и доступности; обеспечение гибкости организации процесса обучения за счет реализации индивидуальных траекторий освоения обучающимися содержания программ; повышение качественного уровня профессиональной подготовки выпускников и их дальнейшего трудоустройства в соответствии с освоенной профессией; возможность формирования системы непрерывного образования; снижение издержек и затрат за счет эффективного использования ресурсов.
Список литературы
1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. - 2-е изд. доп. - М.: Эгвес, 2011. -152 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (утверждена 04.02.2010 года Президентом Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html - (дата обращения 25.03.2015).
58