Научная статья на тему 'Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе'

Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
786
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / INFORMATION SOCIETY / NETWORK STRUCTURE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухов А. В., Стреха А. А.

В статье описаны критерии информационного общества, рассмотрено формирование парадигмы сетевой структуры как основополагающего свойства организации информационных процессов в современном информационном обществе. Проанализированы особенности ведения бизнеса в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK STRUCTURE AS FUNDAMENTAL QUALITY OF ORGANIZATION OF INFORMATION PROCESSES IN MODERN INFORMATION SOCIETY

The article describes criteria of information society as well as considers paradigm of network structure as fundamental quality of organization of information processes in modern information society.

Текст научной работы на тему «Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе»

3. Бурма К.С., Кубанков А.Н. Обзор подходов к организации управления инновационным предприятием // Специальная техника, 2011. - № 4. - С. 26 - 30.

4. Davenport T. H. Business Innovation, Reengineering work through Information Technology. - Boston: Harvard Business School Press, 1993.

5. http://www.ust77.sky.ru/direct.html

6. Пол. Х. Аллен. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. - М.: Альпина Паблишер, 2002.

7. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. - М.: АУДИТ, ЮНИТИ, 1997.

8. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Ильдеменов С., Попова Л., Лобов С. Реинжиниринг бизнес-процессов: уроки внедрения // Проблемы теории и практики управления, 2004. - № 5. - С. 79-85.

10. Фирсов М. Реинжиниринг процессов как метод управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления, 2005. - № 2. -С. 100-104.

11. Ревенков А. Реинжиниринг и эффективность деятельности предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2005. - №

3. - С. 94-99.

12. Керимов А.Т. К вопросу о сущности реинжиниринга бизнес-процессов // http://www.rusnauka.com/SND/Economics/ 1_kerimov.doc.htm

13. Попов Э.В., Шапот М.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов и интеллектуальное моделирование// Материалы семинара «Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании». - М.: ЦРДЗ, 1996.

14. Гиматов М.Р. Пирамида сущностей реинжиниринга// http:// quality.eup.rn/MATERIALY5/piramide.html, 30.12.2012.

15. Савинов В. Знакомьтесь - реинжиниринг // Склад и техника, 2006. - № 8.

СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ СВОЙСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Сухов А.В., д.т.н., профессор Стреха А.А., к.э.н.

В статье описаны критерии информационного общества, рассмотрено формирование парадигмы сетевой структуры как основополагающего свойства организации информационных процессов в современном информационном обществе. Проанализированы особенности ведения бизнеса в информационном обществе.

Ключевые слова: информационное общество, сетевая структура, развитие.

NETWORK STRUCTURE AS FUNDAMENTAL QUALITY OF ORGANIZATION OF INFORMATION PROCESSES IN MODERN INFORMATION SOCIETY

Suchov A., doctor of technical sciences, professor Strekha A., candidate degree of economic sciences

The article describes criteria of information society as well as considers paradigm of network structure as fundamental quality of organization of information processes in modern information society.

Keywords: information society, network structure, development.

Уровень влияния технологий на развитие общественных процессов определяется в большей степени развитием интеллектуального капитала как общества в целом, так и отдельных его субъектов. Коммуникации при этом являются катализаторами и проводниками процессов распространения знаний.

Более развернутую трактовку «информационного общества», учитывающую специфику взаимодействия определяющих его факторов, приводит И. Масуда [1]. Именно он утверждает, что информационное общество - это общество, в котором в большей степени точкой опоры являются информационные ценности, чем ценности материальные, и экономика которого выше оценивает капитал, воплощенный в знаниях, чем капитал в материальной форме. О важности учета роли информации как основополагающего фактора развития нового общества говорит и американский экономист В. Мартин, определяя информационное общество как «... общество, в котором качество жизни так же, как и возможности социальных изменений и экономического развития, все в большей степени зависит от информации и ее использования». Далее он приводит пять критериев информационного общества:

- экономический (информационный сектор рассматривается, во-первых, как движение к информационному обществу, а во-вторых, как составная часть современной экономической жизни);

- технологический (данный критерий показывает, насколько технологии проникают во все сферы деятельности индивидов);

- социальный (меняется социальное поведение индивидов под влиянием информационных технологий);

- политический (формируется своего рода глобальный форум, в котором рядовые граждане могут непосредственным образом участвовать в управлении);

- культурный (происходит взаимодействие и взаимопроникно-

вение культур в глобальном масштабе).

Действительно, информационное общество - это совершенно новый этап развития. Однако выводы, которые делают указанные авторы, заслуживают критического отношения, поскольку зачеркивают результаты предшествующих этапов формирования систем подобного рода, а именно недоучитывают влияние человеческого фактора - первичного, на наш взгляд, и определяющего конечную специфику формирования и использования информационной составляющей в развитии общества и экономики. Это подтверждается различием форм и этапов проникновения информатизации во все сферы общественного развития, их спецификой применительно к различным странам и регионам. На такой вывод нацеливает также саркастическое утверждение О. Тоффлера о том, что в информационном обществе под действием суперсовременной технологии будет снижаться значение бюрократического управления и работники при выполнении своих основных функций будут становиться более самостоятельными в праве принятия стратегических для компании решений. Вряд ли можно говорить о коренных изменениях в структуре и содержании основных организационных и мотивационных принципов отношений как внутри организационной структуры, так и во взаимосвязях во внешнем информационном пространстве в связи с изменениями, даже глобальными, в технике и технологии обработки и передачи информации. Мы полагаем, что основное отличие роли и значения человеческого капитала в информационном обществе будет определяться уровнем благосостояния, образованием и квалификацией.

Проблема уровня благосостояния связана с проблемой редкости и ограниченности ресурсов. Основные потребности в информационном обществе оказываются удовлетворенными, и проблема сводится к обеспечению определенного образа жизни, возможнос-

ти самореализации, т.е. перемещается из биологической в социальную плоскость. Следствием этого является изменение структуры мотивирующих факторов. Для информационного общества характерна неэкономическая мотивация. Ориентиры материального богатства перестают быть доминирующими, уступая место мотивам самосовершенствования и самореализации. В этом контексте пристальное внимание современных социологов сосредоточено на анализе соотношения материальных и постматериальных стимулов.

Так, в исследовании, проведенном Р. Инглегартом, в 1970-1971 гг. материалисты составляли подавляющее большинство по сравнению с постматериалистами: соотношение между ними было примерно 4:1. К 1988 г. оно составило 4:3, к 2000 г. наметилась тенденция незначительного превышения постматериалистов. Временной аспект формирования новой системы ценностей определяется, прежде всего, межгенерационной динамикой. Как отмечает Р. Инг-легарт, «на постматериалистических ценностях молодежь делает гораздо больший акцент, чем люди старшего поколения, и анализ свидетельствует о том, что это в гораздо большей степени является результатом смены поколений, чем простым следствием взросления и старения человека» [4].

По мнению многих ученых, главное различие между эпохами заключается, однако, не в переходе от материальных к постэконо-мическим критериям, а в дроблении ценностей, сопутствующем процессу социальной дестандартизации. Нематериалистические ценности определяют потребительский выбор. В соответствии с изменившимися потребностями происходит переход от массового производства стандартных товаров к системе, основывающейся на выпуске большого многообразия товаров в индивидуальном исполнении.

Что касается уровня образования, то следует отметить, что с переходом к информационному обществу происходит специализация знаний и растет потребность в высококлассных специалистах узкого профиля.

Некоторые авторы определяют информационное общество как общество сетевое и, более того, как общество социальных сетей. Так, например, М. Кастельс называет современное глобальное общество обществом сетевых структур, подчеркивая, с одной стороны, их всеобъемлющий, а с другой - определяющий характер, когда «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а сам факт принадлежности к той или иной сети становится важнейшим источником власти и перемен в обществе. Он определяет глобализацию в качестве новой капиталистической экономики, для которой свойственны такие характеристики, как информатизация, определяющее влияние информационных технологий и их реализация через сетевые структуры. Особенностью современного общества в трактовке М. Кастельса является не столько доминирование информации, сколько преобразование вариантов ее использования, когда ведущую роль в обществе приобретают глобальные сетевые структуры, вытесняющие традиционные формы взаимоотношений. Формируется так называемое новое индустриальное пространство, которое характеризуется возможностью разделения производственного процесса по отдельным предприятиям, размещенным в различных местах, и обеспечения единства производственного процесса за счет современных коммуникационных технологий. Появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера, поскольку удаленность производственных единиц друг от друга не препятствует этому. По сути дела, новое индустриальное пространство и представляет собой информационное общество, базирующееся на совершенно новых коммуникационных и соответственно производственных принципах.

Действительно, в современных условиях сеть как система децентрализованного управления приобретает все более важное значение. По сетевому принципу фирмы строят свои внутренние и внешние связи, причем подобные процессы протекают в разных культурных и национальных контекстах. Обычно в области экономического анализа сети определяют через их функциональные задачи. Например, В. Мартин пишет: «... телекоммуникационные сети являются на настоящий момент базовой формой инфраструктур современной экономической системы, необходимой предпосылкой для осуществления преобразования экономических систем в информационную экономику» [2]. Американский экономист А. Норман отмечает: «Успехи в компьютерной и коммуникационной областях создадут социальную нервную систему, которая обеспечит унифи-

цированную основу для работы, сохранения и взаимодействия всех типов информационных объектов» [3]. При этом под социальной нервной системой А. Норман понимает именно сеть, что следует из контекста. У американского экономиста Г. Малгана мы находим следующее высказывание: «Сети превратились в основную организационную форму постиндустриального, или информационного, общества» [3]. Таким образом, сети рассматриваются как институты, содействующие развитию ряда областей; при этом Интернет трактуется как Сеть сетей (далее по тексту Сеть с заглавной буквы будет употребляться в качестве синонима Интернета), единая коммуникационная система, являющаяся основой глобализации мирового хозяйства.

Новая организационная парадигма основана на Сети как основополагающем начале, причем Сеть охватывает все виды отношений: семейные сети, предпринимательские сети, иерархические сети. По мнению М. Кастельса, сети являются важнейшим компонентом новой реальности наряду с технологическими инструментами (телекоммуникационные сети, компьютеры, программное обеспечение и т.п.), с глобальной конкуренцией и государством [5]. Он предлагает гипотезу уничтожения как биологической, так и социальной ритмичности, связанной с понятием жизненного цикла, в условиях сетевого общества, в основе которой лежит возрастающая способность контролировать в очевидных пределах воспроизводство особей и среднюю продолжительность жизни [5]. Конечно, ряд гипотез М. Кастельса являются утопическими и имеют только общий подход к идее устранения или смягчения цикличности в условиях информационной экономики, в том числе экономической цикличности, но, по сути, автор прав в том, что касается идей глобализации и расширения экономических свобод с внедрением глобальных сетей в мировом масштабе.

Таким образом, в современных условиях имеет место переосмысление самого общества, которое мы имеем в виду, исследуя происходящие процессы. В новом информационном обществе практически все объекты принимают виртуальную форму: факторы производства, деньги, даже человеческие эмоции и чувства, но этим виртуальным формам необходима материальная опора, которой является пространство потоков - термин, также введенный М. Кас-тельсом: «Пространство потоков есть материальная организация социальных практик в разделении времени, работающих через потоки». Под потоками при этом он понимает «целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные факторы в экономических, политических и символических структурах общества» [4, с. 386]. Пространство потоков возникает в условиях информационного общества как материальная форма поддержания процессов, протекающих в нем и характеризующих его. Сеть своим доминированием уводит общество из-под национального и местного контроля в сторону доминирования глобального регулирования.

Интерес в области оценки этапов становления информационного общества представляет исследование У. Дайзарда [5]. Цитируя А. Тойнби, он назвал XX в. временем, когда «человечество впервые за всю историю может всерьез подумать о благосостоянии всех людей ... благодаря эволюции универсальной электронной информационной сети, способной связать воедино всех людей»». У. Дай-зард отметил, что трудно однозначно определить общество, сменяющее индустриальное, но «одно в нем очевидно - основной вид экономической деятельности во всевозрастающей степени здесь сосредоточен на производстве, хранении и распространении информации».

Не смотря на разнообразие трактовок сущности информационного общества (что во многом обусловливается многоплановостью рассматриваемого объекта), в них есть нечто общее, что дает нам возможность привести их к единообразию. «Процесс» развития информационного общества можно рассматривать как направление осуществления всех форм и стадий информатизации. В качестве «направлений» информатизации следует рассматривать область экономических, социальных, политических и других не менее важных аспектов развития общества. «Инструментарием» осуществления целей и задач информатизации должно являться широкое внедрение всех форм организации информационных ресурсов на базе как отдельных вычислительных средств, так и объединенных в сети различных уровней и значений.

В условиях перехода к информационному обществу претерпевают преобразование основные принципы предпринимательской

Таблица 1. Особенности ведения предпринимательской деятельности в условиях информационного общества

Характерные черты и признаки информационного общества Базовые принципы предпринимательской деятельности Источники изменения принципов ведения предпринимательской деятельности

Формирование единого информационно- коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран, рынков Ведение предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики неразрывно связано с конкурентной борьбой. Степень конкурентного давления определяется развитостью рыночных отношений, экономической политикой государства и др. Ужесточение конкуренции за счет выхода на российский рынок международных корпораций, «стирание» границ между национальными рынками, глобализация экономики

Становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций Механизмы ведения предпринимательской деятельности, в особенности в области взаимодействия с потребителем, зависят от социально- экономических особенностей данного рынка Появление новых высокотехнологичных средств и методов воздействия на потребителя (Интернет, спутниковое ТВ, маркетинг баз данных и др.)

Создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально- экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах Предпринимательская деятельность в любой сфере не является автономной и подвержена влиянию других сфер деятельности, что носит межотраслевой характер Необходимость учета принципов развития и влияния информационных рынков на товарные рынки

Возрастание роли информационнокоммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства Ориентация предпринимательской деятельности на получение прибыли в результате обменных процессов - как материальных (товарных), так и нематериальных (информационных) Необходимость контроля и координации всей информации, получаемой потребителем о компании (товаре)

Повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда Ориентация предпринимательской деятельности на потребителя требует всестороннего изучения и учета его потребностей, стиля жизни, мотивации поведения и т.п. Изменение потребительского поведения в результате повышения уровня научно- технического развития и образования

деятельности. Влияние, которое оказывают наиболее характерные черты и признаки информационного общества на предпринимательскую деятельность, представлены в таблице 1.

Исходя из этого, под информационным обществом, на наш взгляд, следует понимать уровень развития, характеризующийся высокими темпами информатизации всех аспектов жизнедеятельности, основанной на широкомасштабном освоении информационных технологий и систем и на их использовании во всех производственных и непроизводственных сферах.

Предложенная трактовка позволяет выделить характерные черты и признаки формирования информационного общества:

- создание единого мирового информационно-коммуникационного пространства;

- становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

- создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

- возрастание роли и масштабов информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

- повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и соответственно повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик условий труда;

- создание эффективной системы обеспечения прав граждан и

социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Литература:

1. Masuda Y. Computopia // The Information Technology Revolution / T. Forrester, ed. Oxford: Blackwell. - P. 623.

2. Martin J.V. The Global Information Society. Aldershot: Aslieb Gower; Brookfield, VtfUSA: Gower,1995. - P. 3.

3. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные последствия. - М.: ИНИОН РАН, 1990. - 250 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.

5. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Экономика, 1998. - 343 с.

6. Ашмарина С.И. Методология формирования и использования информационных ресурсов на промышленных предприятиях: Дисс. докт. экон. наук. - Самара, 2004 - 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.