Л.Г. Белова
СЕТЕВАЯ ПРИРОДА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
В статье исследуется взаимосвязь сетевой природы информационного общества и проявления конкурентных преимуществ в наиболее развитых странах, формирующих такое общество. Cвязность и коммуникационные услуги представляют собой базисную потребность в наиболее развитых странах, инновационное развитие которых направлено на повышение международной конкурентоспособности, укрепление традиционных и достижение новых конкурентных преимуществ. Формирование элементов информационной экономики, проникновение и распространение электронных услуг в бизнес-процессы и жизнь граждан создают благоприятные возможности для предпринимательства и улучшения качества жизни в менее развитых странах.
Ключевые слова: индекс электронной готовности (ERI), рейтинг цифровой экономики, индекс готовности функционирования в сети (NRI).
Одной из тенденций современного экономического развития в результате глобализации экономики является скачок от относительной изоляции отдельных стран к ситуации «чувствительности» всех видов экономической деятельности в одной стране к событиям в другой, независимо от территориального расстояния между ними. В результате становление информационного общества и экономики знаний в наиболее развитых странах вызывает встречное движение формирования элементов такой экономики во всех прочих странах.
Основанное на генерировании знаний и на всемерном внедрении информационно-коммуникационных технологий в качестве
© Белова Л.Г., 2012
технического средства такого генерирования, информационное общество (далее - ИО) организовано в сети, и его главные виды деятельности на глобальном уровне интегрированы в такие сети. Коммерческие сети являются основными составляющими современной глобальной экономики. Распределение экономической активности в форме различного рода сетей - глобальных, международных, региональных, специализированных внесло значительные изменения в модель пространственной организации экономической деятельности.
Отдельная экономическая единица (домохозяйство, город, населенный пункт и т. п.), взаимодействующая с другими аналогичными экономическими единицами, в теории сетевой экономики называется узлом. В экономическом контексте узел часто определяется как город, но не в качестве муниципального образования, а как целостная экономическая единица. Не все точки глобальной сети одинаково доступны. Некоторые узлы более доступны по сравнению с другими, что дает им приоритет и возможность занять место центрального или межсетевого коммуникационного узла. В условиях глобализации сетевой экономики такие приоритетные узлы превращаются в так называемые глобальные города как центры глобальной экономики в новой сетевой модели пространственной организации экономической деятельности и играют в мировой экономике роль, присущую в традиционном понимании странам или регионам.
В теории сетевой экономики сложилась закономерность: если условно представить территорию, на которой расположена какая-либо сеть, геометрически подобной равнине округлой формы (проще говоря, кругу), то средняя доступность в пределах такой территории будет монотонно увеличиваться от центра к любой точке на периферии; при преобразовании границы территории из формы окружности в форму эллипса различие в средней доступности между центром и периферией увеличивается. Эта закономерность объясняет, почему различия в доступности (как одном из конкурентных преимуществ) между центром и периферией в геометрически «вытянутых» странах большие по сравнению со странами, территория которых имеет приблизительно округлую или квадратную форму (например, в конфигурации «квадратной» Южной Кореи и «вытянутых» Японии и России). Чем больше «вытянутость», тем больше степень различия - и тем хуже возможности и труднее превращение национальных центров экономической деятельности в глобальные города, наличие которых составляет одно из важнейших конкурентных преимуществ информационной эпохи.
В информационную эпоху решающим условием развития стал доступ к информации, в том числе финансовой, а сетевая форма организации экономической деятельности создала предпосылки для практически полного «отрыва» финансового капитала от стационарной по своей сути сферы промышленного производства и более мобильной, чем промышленность, но по сравнению с финансовой менее мобильной сферы услуг. Если в индустриальную эпоху финансовая деятельность концентрировалась в крупных городах как центрах крупного производства, региональной и международной торговли, то в постиндустриальную эпоху наибольшая продуктивность капитала обеспечивается взаимодействием с высокотехнологичными инновациями и фундаментальной наукой, и центрами глобальной экономики становятся районы скопления учреждений высшего образования и фундаментальных исследований. Эти районы называются К-областями (C-regions), то есть областями, хорошо обеспеченными Коммуникациями, Когнитивными (познавательными) и Креативными (творческими) возможностями, и представляют собой еще одну «ипостась» глобальных городов.
Изменения в организационной составляющей экономической деятельности обусловили смену основной движущей силы экономики: во главе угла оказалось снижение не производственных и транспортных, а транзакционных издержек как один из главных факторов конкурентных преимуществ. При достижении информационным обществом высокой стадии развития (в настоящее время даже применительно к наиболее развитым странам можно говорить только о формировании ИО или о первой стадии ИО) основной экономической единицей и средоточием конкурентных преимуществ будет не ТНК, как в настоящее время, а предприятие инновационной ориентации, место которого в мировой экономике будет определяться не размерами, а степенью инновационности. В условиях глобализации постепенно изменяется характер и направленность формирования конкурентных преимуществ: национальные особенности сетевой природы формируемого в разных странах по-разному ИО, институциональные и иные изменения вызывают постепенное перераспределение конкурентных преимуществ, которыми ранее обладало лишь ограниченное число наиболее развитых регионов западного мира, и их постепенное перемещение на восток, в страны АТР.
Сетевая природа ИО измеряется так называемой Е-готовнос-тью стран к существованию в сетевом глобальном обществе. Е-го-товность количественно характеризует качество существующей
среды для ведения электронного бизнеса. Такая оценка формируется на основе большой совокупности факторов, показывающих, насколько рыночная экономика использует возможности Интернета. Показатели Е-готовности рассчитываются многими международными организациями, в том числе глобальной сетью ООН в области общественной администрации (UNPAN), Всемирным банком и другими. Среди наиболее распространенных и общепринятых показателей Е-готовности - Индекс электронной готовности (E-Readiness Index, ERI) и Индекс готовности функционирования в сети (или ИКТ-готовность, Networked Readiness Index, NRI).
Индекс электронной готовности (E-Readiness Index, ERI) с 2000 г. рассчитывается и публикуется в докладах исследовательской группой при британском еженедельнике «Экономист» («The Economist») - аналитическим центром Экономист Интеллиджент Юнит (The Economist Intelligence Unit, далее - EIU) в сотрудничестве с Институтом бизнес-стоимости при корпорации Ай Би Эм (the IBM Institute for Business Value) и Центром экономического развития этого Института (Center for Economic Development). Индекс ERI содержит оценки крупнейших экономик мира с точки зрения их способности поглощать информацию и внедрять информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) для экономического и социального развития с учетом технологических, экономических, политических и социальных аспектов. До 2010 г. эта оценка именовалась «Рейтинг электронной готовности» (E-Readiness Ranking), в 2010 г. в последнем на сегодняшний день докладе наименование рейтинга было изменено на «Рейтинг цифровой экономики» (Digital Economy Rankings)1 - в целях более адекватного отражения увеличения влияния ИКТ на экономику и социальную сферу.
Индекс ERI рассчитывается на основе показателей, сгруппированных в шесть базовых элементов электронной готовности (шесть взвешенных категорий): (1) связность (подключение и коммуникационная и технологическая инфраструктура, далее - ИКТ-инфра-структура) - показатели «использования» ИКТ; (2) бизнес-среда (общий климат для деловой активности в стране); (3) социальная и культурная среда (Е-грамотность); (4) правовая среда (правовая поддержка); (5) правительственная политика и регулирующая среда; (6) восприятие потребителями и бизнесом (поддержка электронных услуг; практическая польза, которую получают бизнес и население от внедрения ИКТ).
Первая категория «Связность» характеризует проникновение ИКТ и степень доступности для бизнеса и домохозяйств сетей мобильной связи и Интернета, цифровых услуг, а также эффективность доступа. Уровень развития ИКТ-инфраструктуры и особенно степень доступности этой инфраструктуры для бизнеса и большинства людей играют ключевую роль для определения электронной готовности страны. Добавленная экономическая стоимость, создаваемая в бизнесе благодаря коммуникационной связности, значительна.
Вторая категория «Бизнес-среда», или бизнес-климат, демонстрирует, что добавление «электронной» составляющей к различным компонентам экономики, бизнеса и коммерции не изменяет природы последних, но значительно ускоряет, облегчает и оптимизирует проведение многих деловых операций. Агрегированные оценки в рамках этой категории позволяют судить о способности каждой страны поддерживать стабильную среду для проведения коммерческих операций и развития цифровой экономики, а значит и для повышения международной конкурентоспособности. Как показало исследование БШ 2010 г., в результате мирового кризиса показатели бизнес-среды существенно ухудшились практически во всех развитых западных странах. Тем примечательнее, что в некоторых наиболее развитых азиатских странах показатели бизнес-среды в 2010 г., напротив, существенно улучшились по сравнению с 2009 г. и почти сравнялись с лучшими докризисными показателями. Ожидается, что к 2013 г. стабильность глобальной бизнес-среды укрепится в наиболее развитых странах, как западных, так и восточных, и произойдет это на основе улучшения показателей финансового рынка и рынка труда. Благополучные условия будут созданы и для электронного бизнеса, который требует сравнительно меньших капиталовложений и относительно быстрее проникает на рынок (прежде всего, благодаря коммуникациям, создаваемым Интернетом).
В третьей категории «Социальная и культурная среда (общая и электронная грамотность, Е-грамотность)» оцениваются общая грамотность и электронная грамотность населения, а также его ин-новационность. В целях достижения конкурентных преимуществ, которые дает сетевая природа ИО, граждане страны должны быть не только грамотными, но и интернет-грамотными. С целью повышения интернет-грамотности и облегчения доступа населения к электронным услугам, в частности, к услугам электронного правительства, ряд стран проводит специальные программы электронной
грамотности. С этим связано и достижение целей инновационного развития, хотя бы потому, что электронно-грамотные бизнесмены формируют основу для развития венчурного бизнеса и оценки предпринимательских способностей в управлении компанией.
Четвертая категория - «Правовая среда страны». Данная категория показывает, насколько правовая среда способствует возможности получать, хранить, передавать и распространять информацию. Правовая среда обеспечивает свободу и прозрачность коммерции и бизнеса, как традиционных, так и электронных, однако электронная индустрия нуждается в дополнительных правовых регуляторах, чтобы обеспечить фирмам возможность проведения электронных сделок, защиты интеллектуальной собственности и т. д. В качестве конкурентного преимущества определение адекватного статуса фирм, занимающихся электронным бизнесом, привлечет финансирование в новые технологически ориентированные проекты (венчурные проекты) и тем самым будет способствовать инновационному развитию.
Пятая категория «Правительственная политика и регулирующая среда» показывает, каким образом осуществляется правительственная поддержка расширения электронных услуг и в стране создается экосистема сетевой связности. До последнего времени национальные правительства выступали основателями и архитекторами ИКТ-ин-фраструктуры страны. В последние годы рынок принимает на себя часть ответственности за развитие этой инфраструктуры, однако основная нагрузка по-прежнему лежит на правительствах. Именно правительства занимаются становлением и совершенствованием Е-готовности: финансированием сетей, формированием конкурентоспособной бизнес-среды, улучшением качества оказываемых услуг, укреплением рыночной экономики в целом и информационной экономики в особенности. Особое внимание уделяется использованию ИКТ для принятия инновационных решений в области окружающей среды, в частности, удаленному мониторингу средств контроля за потреблением энергии. В 2009 г. Международное энергетическое агентство (The International Energy Agency, далее - IEA) обратилось к правительствам стран усилить меры по сбережению энергии, в том числе используемой в компьютерах и мобильных телефонах. По оценкам IEA, в 2030 г. мировое потребление энергии для глобального использования ИКТ и потребительских электронных приборов составит 1700 tw, что в 3 раза превышает современный уровень и приблизительно равно потреблению энергии в экономиках США и Японии вместе взятых2.
Последняя, шестая категория «Восприятие потребителями и бизнесом» отражает практическую пользу, которую получают бизнес и население от внедрения ИКТ. Мировой кризис повлек значительное ухудшение показателей связности по сравнению с докризисными показателями в большинстве развитых стран. Особенно негативное воздействие кризис оказал на уровень потребительских расходов на ИКТ на душу населения, уровень развития электронного бизнеса, доступность онлайн общественных услуг для граждан и бизнеса, использование Интернета потребителями в странах азиатского региона. Это обстоятельство потребует от стран этого региона дополнительных усилий по увеличению интернет-мощностей и числа интернет-пользователей - гораздо больших, чем в развитых странах других регионов.
Наряду с рассмотренным выше ERI, широкое общественное признание имеет и другой показатель Е-готовности - Индекс готовности функционирования в сети (ИКТ-готовности, Networked Readiness Index, NRI), который является результатом совместных усилий Международной школы бизнеса (Школы бизнеса для мира, Business School for World, INSEAD), Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum) и программы Всемирного банка «Информация для развития» (InfoDev)3.
NRI состоит из трех измерений, относящихся к ИКТ: (1) среды, (2) готовности и (3) использования. Первое измерение (среда) служит для определения степени благоприятности внешней среды для развития и использования ИКТ: рынков страны, ее политической системы, законодательства и инфраструктуры (в том числе ИКТ-инфраструктуры). Второе измерение - готовность - означает способность трех ключевых экономических агентов - индивидуумов, фирм и правительства - извлекать выгоду от использования ИКТ. Третье измерение - использование - означает уровень использования ИКТ этими акторами.
Расчеты NRI выявили тесную корреляцию между ИКТ-готов-ностью и экономическим ростом на уровне национальной экономики и наличие сильной корреляционной связи между ИКТ-капита-лом и улучшением экономической производительности на уровне фирмы и показали, что на уровне национальной экономики большие затраты на ИКТ недостаточны для того, чтобы гарантировать высокие значения NRI, а на уровне фирмы отдача от вложений в ИКТ стала выше в последние годы. Важный вывод: экономическая отдача от ИКТ приходит не в краткосрочном периоде, но в более
длительной перспективе и после существенного увеличения ИКТ-инвестиций и активности в этой сфере.
Сравнение индексов МШ и ЕШ показало, что в большинстве случаев эти индексы отражают сходную картину. Различия касаются широты охвата стран и некоторых методологических нюансов. В обоих случаях цифровой рейтинг экономики нацелен на оценку в целях повышения международной конкурентоспособности: качества ИКТ-инфраструктуры, возможностей бизнеса, правительства и потребителей по эффективному использованию ИКТ, повышению уровня транспарентности (прозрачности) экономики, успехов технологических инициатив правительств и т. д.
Анализ обоих индексов привел к выводу, что ИКТ играют ключевую роль в социально-экономическом развитии стран: увеличивают производительность и ускоряют тем самым экономический рост; сокращают уровень бедности и улучшают стандарты жизни; облегчают доступ на рынки и социальное взаимодействие; способствуют повышению эффективности государственных структур, улучшению прозрачности и качества их коммуникаций с населением и бизнесом; повышают эффективность принятия решений. Пожалуй, главная роль ИКТ состоит в повышении международной конкурентоспособности национальных экономик. Примечательно, что, как продемонстрировали оба индекса, на фоне негативных тенденций к снижению ИКТ-готовности большинства развитых стран из-за общего ухудшения бизнес-климата в период глобального кризиса, некоторые страны посредством адекватного использования ИКТ смогли в этот сложный период повысить показатели как ИКТ-готовности, так и международной конкурентоспособности.
Итак, как показало наше исследование, связность и коммуникационные услуги представляют собой базисную потребность в развитых странах, инновационное развитие которых направлено на повышение их международной конкурентоспособности, укрепление традиционных и достижение новых конкурентных преимуществ. Проникновение и распространение электронных услуг в бизнес-процессы и жизнь граждан создают благоприятные возможности для ведения предпринимательства и улучшения качества жизни. Краеугольным камнем выступает адекватное сочетание поддерживающей электронный бизнес правовой среды и практики, способствующей оптимизации развития цифровой экономики в соответствии с рыночными принципами. Улучшение показателей ИКТ-инфраструктуры и электронной готовности страны явля-
ется комплексной задачей, достаточно сложной даже для стран, достигших высоких показателей электронной готовности. Выполнения этой задачи предполагается достигнуть в развитых странах посредством дальнейшего развития и углубления проникновения технологий широкополосной связи, мобильной связи четвертого поколения, укрепления доверия населения к электронному правительству. В этих целях разрабатываются правительственные программы и выделяются значительные инвестиции.
Менее развитые в технологическом отношении страны, к которым в настоящее время принадлежит Россия, могут получить выгоды от глобализации мировой экономики и повысить международную конкурентоспособность по крайней мере по двум направлениям в контексте нашего исследования: посредством «подключения» к информационной экономике более развитых стран и получения передовых технологий, а также в результате того, что информационная экономика, формируемая в наиболее развитых странах, сама по себе выступает проводником развития, если менее развитая страна обладает хотя бы начальными характеристиками электронной готовности.
Примечания
Digital economy rankings 2010. Beyond e-readiness // Economist Intelligence Unit. URL: http://graphics.eiu.com/upload/EIU_Digital_economy_rankings_ 2010_FINAL_WEB.pdf (дата обращения: 18.02.12).
E-readiness rankings 2009. The Usage Imperative // Economist Intelligence Unit. URL: http://graphics.eiu.com/pdf/E-readiness%20rankings.pdf (дата обращения: 18.02.12). Р. 12.
The Global Information Technology Report 2010-2011 // Worls Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GITR_Report_2011.pdf (дата обращения: 18.02.12).
2
3