Научная статья на тему 'Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования'

Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанов Владимир Николаевич

Рассматриваются модель управления сетевыми взаимодействиями университетов в рамках Болонского процесса и необходимости формирования новой стратегии управления университетом в рамках научно-профессиональных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NET UNIVERSITY MANAGEMENT MODEL UNDER GLOBAL CONDITIONS AND REGIONALIZATION OF EDUCATION

The management model by network interaction of universities while the Bologna process and the necessity to arrange a new strategy of university management within scientific-professional communities are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования»

л

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ В. Н. Лупанов. Сетевая модель управления вузом

В. Н. Лупанов

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются модель управления сетевыми взаимодействиями университетов в рамках Болон-ского процесса и необходимости формирования новой стратегии управления университетом в рамках научно-профессиональных сообществ.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, университет, управление, сетевая модель, социологический анализ, Болонский процесс, функции взаимодействия, рынок труда, мобильность, двухуровневая система образования.

V. N. Lupanov

Net university management model under global conditions and regionalization of education

The management model by network interaction of universities while the Bologna process and the necessity to arrange a new strategy of university management within scientific-professional communities are considered in the article.

Key words: net interaction, university, management, net model, social analysis, Bologna process, Interaction functions, labour market, mobility, two-level education system.

ктуальность сетевой модели управления системой образования во многом обусловливается характером современной эпохи и мировыми тенденциями в развитии современного образования. В конце XX в., благодаря научно-технической революции в области развития компьютерной техники, локальных и глобальных коммуникационных сетей, начался переход к информационному обществу, т. е. обществу, основанному на знаниях и сетевых технологиях. Становление информационного общества связано с новым способом развития, который, как считал М. Кастельс, тесно связан с развитием социальных сетей на основе технологий, интегрирующих мир в глобальных сетях инструментализма, а опосредованная компьютерная коммуникация порождает обширное множество виртуальных сообществ. По своей сути это и есть формирование сетевой социальной структуры, в которой действуют свои закономерности и социальные связи. В существующих сетях расстояние теперь не имеет значение, поскольку «новая коммуникационная система, все более говорящая на универсальном цифровом языке, одновременно интегрирует в глобальном масштабе производство и распространение слов, звуков и изображений в нашей культуре и приспосабливает их к персональным вкусам и настроениям

© Лупанов В. Н., 2009

индивидов. Интерактивные компьютерные сети растут по экспоненте, создавая новые формы и каналы коммуникации, формируя жизнь и формируясь жизнью в одно и то же время» [1].

С точки зрения социологического подхода «сетевое общество» — это специфическая форма социальной структуры, в основе которой лежат социальные, культурные и технологические факторы. Следовательно, сама модель общественного развития все более становится сетевой или информационной сетью. Это значит, что под социальной структурой информационной эпохи понимаются новые организационные образования людей, деятельность которых осуществляется на основе сетевых взаимодействий и технологий.

Согласно Стратегии развития информационного общества в России [3], к 2015 г. Россия должна войти в число стран — лидеров в области постиндустриального развития на основе информатизации образования с учетом особенностей регионов и муниципальных образовательных учреждений. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему образования создавало необходимые условия для интеграции национальных образовательных систем в международное глобальное сообщество.

Система международного университетского

сотрудничества в эпоху глобализации представляет собой новый тип взаимодействия университетов, в основе которого лежат новые формы сетевого сотрудничества. В этих условиях университеты, с одной стороны, становятся автономными, плюралистичными и открытыми общественному управлению в рамках национального государства, но, с другой стороны, растет зависимость университетов и вузов от рыночных сил, обусловленная глобализаций образования в международном плане. В рамках мировых интеграционных процессов усиливаются противоречия и углубляются процессы социального неравенства, что выражается в формировании новых иерархий в глобальном пространстве высшего образования и ограничении доступа отдельных социальных групп к качественным образовательным услугам. Так, например, возникают конфликты: а) между самими университетами внутри национальных систем образования; б) между университетами в рамках мирового сообщества; в) между университетом и национальным государством и др.

Противоречивый характер глобализации образования отражается и на процессе модернизации системы российского образования, особенно после подписания в 2003 г. Болонской декларации, в значительной степени определяющей судьбу российского высшего профессионального образования. Теперь Россия стремится найти и занять свое место в европейском образовательном пространстве и выполняет свои обязательства: а) осуществляет переход на двухуровневую систему образования; б) решает вопросы качества образования; в) развивает мобильность студентов и преподавателей; г) занимается вопросами трудоустройства выпускников.

Формирование сетевой модели управления университетами во многом обусловливаются и теми противоречиями, которые возникли в связи с децентрализацией управления системой образования и новым социально-технологическим подходом к самой парадигме управления в российском обществе. Для российского общества остается актуальным вопрос о формировании механизма разделения властей, в котором управление, отделившись от власти и собственности, должно получить статус, соответствующий сегодняшнему времени. Это означает, что необходима институционализация управления как важнейшего социального института, развивающего научные основы управления в обществе и обществом.

В условиях отсутствия теоретических основ управления системой образования в российском

обществе управлению по-прежнему отводится второстепенная роль, оно понимается как функция решения задач, связанных с властью и собственностью. Отсюда налицо современный кризис управленческой мысли как на Западе, так и в России. Он свидетельствует о том, что иерархическая структура управления, основанная на администрировании, не отвечает требованиям информационного общества. В условиях динамично развивающихся информационных процессов в обществе необходимы не только специалисты по управлению, но и новые механизмы, вовлекающие всех заинтересованных граждан, общественность в решении накопившихся в образовании проблем. Следовательно, переход к сетевой модели управления системой образования связан также и с развитием образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех стран — участников Бо-лонского процесса, а также самих участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Для этого необходимо расширить участие граждан в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании и на этой основе сформировать эффективную модель управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной деятельности.

Таким образом, информатизация и модернизация управления системой образования, с одной стороны, и институционализация управления, с другой стороны, выдвигают новые требования к системе управления и взаимодействия университетов в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, а также координации управленческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях.

Основу сетевого взаимодействия университетов составляют социальные сети, коммуникационные технологии и субъекты взаимодействующих сторон (акторы). Под сетью понимается совокупность образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и сетевые взаимодействия между ними. Отличительной чертой сети является разноплановый характер взаимодействия разных типов и видов учреждений (организаций), к которым можно отнести не только сами образовательные учреждения, но и создаваемые учреждения дополни-

В. Н. Лупанов. Сетевая модель управления вузом

Л

тельного образования (профильного обучения) и т. д. Социальную сеть (англ. social network) можно определить как социальную структуру, состоящую из группы узлов, включающих в себя социальные объекты и субъекты (акторы, институты или организации) и возникающие между ними сетевые взаимодействия. Следовательно, социальная сеть — это множество взаимосвязанных узлов, в которых петли социальных взаимодействий взаимно пересекаются.

Социологический анализ управленческой структуры в регионах показал, что она выглядит не как пирамида с вертикальным центром наверху, а как горизонтальная сеть несубордини-рованных узлов, внеузловых территорий и округов. Следовательно, сегодня актуальными становятся анализ и разработка сетевой модели управления университетами, которая должна возникнуть на основе новых принципов, форм и методов взаимного сотрудничества и взаимодействия между университетами и вузами. Социальные сети по своей структуре и формам хорошо приспособлены к растущей сложности информационных взаимодействий и появлению новых сетевых моделей, формирующихся из горизонтальных социальных структур на основе деятельности социальных акторов и научно-профессиональных сообществ. Они обладают гибкостью, подвижностью и способны развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов, которые составляют сети. Кроме того, сетевой подход к управлению системой образования связан с формированием новых отношений между государством и обществом, местными органами власти, различными группами, между публичной и частной сферой общественной жизни. Основными характеристиками сетевой модели управления являются: а) децентрализация и преобладание горизонтальных связей над вертикальными; б) смена лидерства; в) «пограничный» характер обсуждаемых в рамках сети вопросов, лежащих на пересечении разных сфер деятельности; г) наличие неформальных отношений, предполагающих демократичный характер отношений членов сети, и др.

Развитие сетевой модели управления предполагает формирование механизма управления, создающего определенный баланс между различными субъектами сетевой образовательной структуры и требующий находить баланс между иерархической и сетевой организацией управления. Управление в связи с этим следует понимать как управление балансом, позволяющим сочетать в общей целостности вертикальные и горизонталь-

ные механизмы взаимодействия участников коллективно-распределенной деятельности. Благодаря этому создается интегрированная сетевая модель управления, позволяющая обеспечить творческий, продуктивный характер деятельности, а вертикальные структуры удерживают системность, последовательность представления получаемых результатов.

Необходимость разработки сетевой модели управления образованием требует изучения сетевого анализа самих субъектов, взаимодействующих между собой. В связи с этим одной из важнейших методологических проблем в области управления является проблема моделирования, программирования и эмпирического измерения взаимодействия университетов в управленческой деятельности. Для этого необходим новый подход к анализу социальных сетей и сетевых сообществ. Анализ социальных сетей (social network analysis — SNA) — это новое направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами (сетевыми взаимодействиями) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Исходя из этого, важным направлением формирования модели управления образованием является развитие сетевых структур, ведущая роль в которых принадлежит самим университетам и вузам. Эффективная деятельность университетов в сетевых взаимодействиях обуславливается следующими основными причинами: а) развитием сетевых компьютерных технологий и мировых коммуникационных сетей; б) необходимостью быстрой адаптации университетов к динамичным изменениям внешней среды; в) интеграцией в международное сообщество и усилением конкуренции; г) повышением требований к качеству в соответствии с Болонским процессом; д) регионализацией образования и др.

Все это ставит перед университетами и вузами ряд сложных задач для разработки собственной стратегии управления сетевыми взаимодействиями с сообществами. Вопрос этот становится для каждого университета актуальным как в рамках стратегического управления университетом в международном масштабе, так и в рамках конкурентоспособности региональных комплексов в России. Сегодня уже многие университеты активно занимаются моделированием эффективных сетевых моделей управления в условиях глобализации и регионализации образования.

Основные подходы к взаимодействию университета с социальной системой общества и ме-

стным сообществом рассматривались в работах многих классиков социологической мысли. В первой половине XX в. Т. Веблен обозначил подход к университету как к корпорации, а М. Вебер — как к бюрократической организации. В данных подходах университет определяется как сложная, иерархически управляемая организация, тесно связанная с местным сообществом и выполняющая в нем определенный комплекс функций, обладающая значительной самостоятельностью в выборе содержания и технологии деятельности.

Сегодня в связи с развитием новой парадигмы управления университетами необходимо разрабатывать модели развития университетов в рамках научно-профессиональных сообществ. Например, Н. С. Розов считает, что на современном этапе «основными являются три конкурирующие модели: университет как бюрократия (бюрократическая модель), университет как свободное коллегиальное сообщество ученых (либеральная модель) и университет как сложная конфликтная организация с группами, борющимися за влияние, власть и соответствующие каналы доступа к ресурсам», (рыночная модель). По мнению автора, университеты должны стать интеллектуальными центрами объединения структур власти, бизнеса и институтов гражданского общества по выявлению и решению проблем разных сфер и уровней с целью прорыва в фазу сензитивных обществ [2, с. 71-75].

Таким образом, социологический анализ существующих подходов в стратегии развития университетов требует пересмотра и стратегии, и форм, и методов управления университетами как в рамках общеевропейского сообщества, так и на федеральном, региональном и местном уровнях.

Сегодня Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (СПбГИЭУ-ИНЖЭКОН) — один из известных экономических вузов России. В составе университета 11 филиалов, 10 факультетов, 26 специальностей и 41 кафедра, на которых обучаются более 28 тыс. студентов по 31 специальности (вместе с филиалами) и 8 направлениям подготовки. Их обучение в университете обеспечивает более 1 027 преподавателей, из которых более 189 являются докторами наук и профессорами и более 700 — кандидатами наук и доцентами, среди них 15 заслуженных деятелей науки Российской Федерации и 41 действительный член и член-корреспондент отечественных и зарубежных академий наук. Университет известен не только в стране, но и за рубежом, он развивает международные связи с 39 университетами из 17 стран мира.

Университет является крупным научным центром, ведущим фундаментальные и научно-прикладные исследования по 9 отраслям науки. За последние 10 лет университетом было реализовано более 180 крупных научных проектов по важнейшим проблемам экономики страны, Северо-Западного региона и г. Санкт-Петербурга.

Сегодня СПбГИЭУ знают в более чем 30 странах мира. Университет поддерживает устойчивые связи с образовательными и научно-профессиональными сообществами из Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Литвы, Монголии, Польши, Финляндии, Франции, США, Швеции, Швейцарии, Эстонии, Франции. В университете обучаются более 550 студентов и аспирантов из 30 стран мира.

Университет также является центром инженерно-экономического образования страны. В учебно-методическое объединение, которое возглавляет университет, входит более 500 вузов России. В настоящее время функционирует сеть обособленных структурных подразделений Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в 11 филиалах, находящихся в городах Ленинградской области и других регионах (Анадырь, Апатиты, Белгород, Вологда, Выборг, Кизляр, Псков, Тверь, Тихвин, Чебоксары, Череповец). Кроме того, с некоторыми образовательными учреждения ведется обучение в системе дистанционного обучения, в частности с учреждениями в Арабских Эмиратах.

Для этого в университете создана система открытого образования. Отдел открытого образования (ООО) является структурным подразделением университета и поддерживает систему организационных, педагогических и информационных технологий, которая обеспечивает возможность обучения студентов независимо от места проживания и социального положения. Для студентов Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, обучающихся с применением дистанционных технологий, доступен сайт дистанционного обучения: http://edu.engec.ru/.

Сегодня открытое образование в СПбГИЭУ включает в себя две подсистемы: а) систему дистанционного обучения; б) E-Learning. В университете более 1,5 тыс. портов (компьютеров) и 26 серверов, которые обеспечивают систему открытого образования университета.

В последние годы в системе высшего профессионального образования велась работа по

В. Н. Лупанов. Сетевая модель управления вузом

л

внедрению в учебный процесс модульно-рейтин-говой формы контроля и оценки знаний студентов, которая способствует активизации самостоятельной работы студентов. Применение рейтинговых систем контроля позволяет реализовать принцип систематичности контроля знаний и умений, а также учитывать индивидуальный подход в процессе открытых форм обучения.

Однако на современном этапе необходим переход на модель сетевого взаимодействия университета с другими вузами и образовательными учреждениями как в Санкт-Петербурге, так и в регионах. Переход к сетевой модели управления обусловливается, во-первых, интеграцией университета в общеевропейское сообщество в

рамках Болонского процесса, а во-вторых, взаимодействием университета с регионами. В связи с этим необходима структурная перестройка системы управления самим университетом.

Трансформация структуры университета возможна на основе развития сетевой модели с помощью перераспределений полномочий и функций между всеми субъектами образовательного процесса, заинтересованными в дальнейшем развитии (см. рисунок).

Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) представляет собой одно из подразделений университета, которое включает в себя управленческое звено ИВЦ и 49 сотрудников. В настоящее время ИВЦ насчитывает более 1689

Перспективная модель сетевого взаимодействия университета с научно-профессиональными сообществами

компьютеров, из них в 6 учебных корпусах в учебном процессе используется 650. Работа ИВЦ осуществляется благодаря 28 серверам, которые организуют работу более 3 тыс. адресов электронной почты в домене stud.engec.ru, а также обслуживают 33 сайта в домене engec.ru.

В Интернет имеют доступ более 3200 пользователей на скорости 100 Мбит. В компьютерных классах ИВЦ создано 306 рабочих мест для занятий студентов. Университет имеет 28 компьютерных классов, оборудованных стационарными мультимедиапроекторами.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий требует, прежде всего, внедрения многоуровневого тестирования на основе использования балльно-рейтинговых систем оценки усвоения студентами учебных дисциплин, совершенствования системы текущего контроля успеваемости студентов и модернизации учебно-методической документации, и в первую очередь рабочих учебных программ дисциплин, в рамках действующих ГОС ВПО.

Цели центра тестирования — организация и участие в проведении: а) входного контроля по отдельным дисциплинам; б) текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов; в) контроля за остаточными знаниями и навыками студентов; г) итогового контроля выпускников.

Основные цели центра прогрессивных технологий: а) применение прогрессивных технологий обучения в целях повышения качества образования и укрепления авторитета университета на рынке образовательных услуг; б) обеспечение эффективного использования материально-технических ресурсов и творческого потенциала профессорско-преподавательского состава уни-

верситета в разработке и применении прогрессивных технологий обучения, включая различные формы активных методов обучения с использованием новейших информационных и коммуникационных технологий.

Значительная роль в сетевом взаимодействии с регионами отводится факультету профессиональной и довузовской подготовки (ФПВП), который включает в себя работу подготовительного отделения, работу со школами как в городе, так и в регионе, а также работу с региональными центрами.

Сегодня все филиалы прошли процедуру лицензирования по программам высшего профессионального образования, ряд филиалов — по программам дополнительного образования, а филиал в городе Выборге — по программам среднего профессионального образования.

Таким образом, в современных условиях перед каждым университетом стоят трудные задачи по развитию своей стратегии управления и организации сетевых взаимодействий в рамках как общеевропейского, так и регионального сообществ. Во многом решение этих задач зависит от активного участия всего коллектива и каждого сотрудника университета.

1. Кастельс М. Информационное эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. под ред. О. И. Шкара-тана. М. : Изд-во Высш. шк. экономики, 2000.

3. Стратегия развития информационного общества в России : утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февр. 2008 г., № Пр.-212 // Совет Безопасности РФ [Электронный ресурс]. URL: www.scrf.gof|document|90.html

2. Розов Н. С. О моделях университета в современной России // Социол. исслед. 2007. № 6. С. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.