Научная статья на тему 'СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕЕ НОВОСТНОГО ЗАПРОСА'

СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕЕ НОВОСТНОГО ЗАПРОСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / коммуникация / идентичность / информатизация / сетевая идентичность / новостные темы / СМИ / общественное участие / information / communication / identity / informatization / network identity / news topics / media / public participation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каминченко Дмитрий Игоревич

Стремительная информатизация современного общества влияет как на общественное и политическое поведение, так и на сферу индивидуального и коллективного сознания. Сетевая логика современной медийной коммуникации способствует формированию идентичности нового типа. Данный тип идентичности в науке нередко обозначают термином «сетевая идентичность». Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить наличие либо отсутствие черт сетевой идентичности у студенческой молодежи через призму двух факторов, связанных с существующим запросом на новостной контент и отношение к прямому общественно-политическому участию. Задачами исследования являются установление наличия / отсутствия запроса студенческой аудитории на тематическое разнообразие новостных лент разных СМИ федерального уровня и выявление особенностей воспрятия молодежью идеи важности прямого участия в решении значимых для развития общества вопросов. В качестве основного эмпирического метода выбран социологический опрос студенческой молодежи. Объем выборки составил 119 человек, что объясняется пилотным характером проводимого исследования. Результаты опроса обработаны с помощью частотного анализа и перекрестного анализа данных с построением таблиц сопряженности. По результатам проведенного анализа установлено, что для большой группы молодежи – участников опроса свойствено устойчивое проявление в той или иной степени сразу двух черт сетевой идентичности: идейно-содержательной многоаспектности и положительного отношения к идее о важности для развития общества непосредственно прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG STUDENT NETWORK IDENTITY VIEWED THROUGH THEIR NEWS REQUEST

The rapid informatization of modern society affects both social and political behavior, as well as the sphere of individual and collective consciousness. The network logic of modern media communication contributes to the formation of a new type of identity. This type of identity in science is often referred to as "network identity". The purpose of this paper is to identify the presence or absence of features of online identity among students through the prism of two factors related to the existing demand for news content and attitudes towards sociopolitical participation. The objectives of the study are to establish the presence/ absence of a student audience's request for a thematic variety of news feeds from various federal media and to identify the peculiarities of young people's perception of the idea of the importance of direct participation in solving issues significant for the development of society. A sociological survey of student youth was chosen as the main empirical method. The sample size was 119 people, which is explained by the pilot nature of the study. The results of the survey were processed using frequency analysis and cross-analysis of data with the construction of contingency tables. Based on the results of the analysis, it was found that a large group of young people – survey participants are characterized by a stable manifestation, to one degree or another, of two features of network identity at once (conceptual and substantive multidimensionality and a positive attitude to the idea of the importance for the development of society of direct participation of citizens in solving socially significant issues).

Текст научной работы на тему «СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕЕ НОВОСТНОГО ЗАПРОСА»

Научная статья УДК 32.019.51

DO110.24147/2413-6182.2024.11(1)139-154

1SSN 2413-6182 e1SSN 2658-4867

СЕТЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕЕ НОВОСТНОГО ЗАПРОСА

Д.И. Каминченко

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация: Стремительная информатизация современного общества влияет как на общественное и политическое поведение, так и на сферу индивидуального и коллективного сознания. Сетевая логика современной медийной коммуникации способствует формированию идентичности нового типа. Данный тип идентичности в науке нередко обозначают термином «сетевая идентичность». Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить наличие либо отсутствие черт сетевой идентичности у студенческой молодежи через призму двух факторов, связанных с существующим запросом на новостной контент и отношение к прямому общественно-политическому участию. Задачами исследования являются установление наличия / отсутствия запроса студенческой аудитории на тематическое разнообразие новостных лент разных СМИ федерального уровня и выявление особенностей воспря-тия молодежью идеи важности прямого участия в решении значимых для развития общества вопросов. В качестве основного эмпирического метода выбран социологический опрос студенческой молодежи. Объем выборки составил 119 человек, что объясняется пилотным характером проводимого исследования. Результаты опроса обработаны с помощью частотного анализа и перекрестного анализа данных с построением таблиц сопряженности. По результатам проведенного анализа установлено, что для большой группы молодежи - участников опроса свойствено устойчивое проявление в той или иной степени сразу двух черт сетевой идентичности: идейно-содержательной многоаспектности и положительного отношения к идее о важности для развития общества непосредственно прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов.

Ключевые слова: информация, коммуникация, идентичность, информатизация, сетевая идентичность, новостные темы, СМИ, общественное участие.

Для цитирования:

Каминченко Д.И. Сетевая идентичность студенческой молодежи через призму ее новостного запроса // Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 1. С. 139-154. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).139-154.

© Д.И. Каминченко, 2024

Сведения об авторе:

Каминченко Дмитрий Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и мировой истории

Контактная информация:

Почтовый адрес: 603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23 E-mail: ert1fg2@rambler.ru Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Дата поступления статьи: 12.03.2023 Дата рецензирования: 16.05.2023 Дата принятия в печать: 27.12.2023

Введение

В последние десятилетия наблюдается активная интернетизация общества в целом и его отдельных сфер в частности. Процессы, подразумеваемые под так называемой «цифровизацией», значительным образом изменили существенные аспекты повседневной жизни индивида, будь то в частной или профессиональной среде [Nguyen 2022]. Активное распространение интернет-технологий сегодня подчас определяет ход и структуру различных процессов, воздействует на особенности отношений между индивидами и группами. Не случайно ученые пишут о том, что функционирующие в интернет-пространстве современные социальные медиа «ускорили, поляризовали и радикализировали политическую коммуникацию, общение о политике и политических вопросах и, таким образом, также и общественный дискурс» [Behrendt 2021: 210]. Более того, внутри информационного поля социальных медиа могут появляться политические лидеры мнений, которые влияют на содержание коммуникативных процессов. Причем, по мнению ученых, феномен подобных лидеров по-прежнему остается малоизученным, сохраняет свою актуальность анализ характеристик и свойств, целей и мотивов их деятельности [Bause 2021: 298].

Кроме интереса к потенциальным границам воздействия интернет-технологий на общественные и политические действия и формы поведения граждан, особого внимания требует и рассмотрение вопроса о влиянии сетевых технологий и формируемого ими информационного поля на сферу сознания индивидов и групп. Особенности логики функционирования современных медиа проявляются в содержании идентичности, складывающейся в сетевом публичном пространстве, которая получила обобщенное обозначение - «сетевая идентичность». В качестве признаков

идентичности указанного типа можно, в частности, назвать следующее: (1] готовность индивида к общественному консенсусу и (2] к прямому участию в решении общественно значимых вопросов, (3] гетерархия тематического наполнения; (4] ситуативность и (5] идейно-содержательная многоаспектность [Каминченко 2020: 102-103].

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности отражения сетевой идентичности студенческой молодежи в фокусе двух факторов: (1] запрос со стороны молодежи на разнообразие новостного контента одних и тех же СМИ и (2] восприятие молодой аудиторией идеи прямого участия в общественно значимых мероприятиях. Выбор первого фактора обусловлен активным погружением молодой аудитории в процесс получения новостей именно посредством современных социальных медиа, а второго - тем, что отношение и интерес к общественно значимым мероприятиям может стать одним из важнейших шагов на пути к прямому участию в них (что является одной из черт сетевой идентичности].

Краткий обзор научной литературы

Процессы, имеющие отношение к цифровой идентификации в Интернете в целом, являются одним из важнейших объектов для изучения [Kraus, Reimer 2016]. Поэтому не случайно, что рассмотрению вопросов, связанных с формированием и распространением сетевой идентичности как феномена современного информационного общества, внимание уделяется как российскими авторами, так и зарубежными.

Отметим, что понятие «сетевая идентичность» (networked identity] практически отсутствует в англоязычной научной литературе (прежде всего, в социогуманитарной сфере], но, по мнению авторов работы, основные компоненты указанного термина представлены в содержании такого понятия, как «цифровая идентичность» (digital identity], или, как ее еще иногда обозначают в фокусе распространения технологий Web 2.0, identity 2.0 [Camacho, Minelli, Grossek 2012: 3177]] и частично в близком ему понятии «цифровое гражданство» (digital citizenship]. Как пишут Дж. Палфри и У. Гэссер, цифровая идентичность любого «жителя» сетевого общества состоит не только из информации, вносимой этим «жителем» о себе самостоятельно, но и из тех данных о нем, которые вносятся и собираются другими «жителями» сетевого общества [Palfrey, Gasser 2008: 41].

Применительно к теме изучения цифрового гражданства можно сослаться на недавно вышедшее исследование А.Л. Чэпмен, в котором она анализирует сложившиеся подходы и определения понятия «цифровое гражданство», дополняя это мнениями экспертов, полученными в ходе исследования. В частности, эксперты отмечают, что одним из ключевых факторов, способствующих гражданскому участию индивида в общественной жизни и формированию у него чувства гражданственности, является хорошая информированность и владение точной информацией. Кро-

ме того, проявлению основных черт гражданственности индивида как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве, по мнению экспертов, свойственна изменчивость. Причем эксперты зачастую не отделяли друг от друга цифровое гражданство (проявляющееся в онлайн-пространстве] и нецифровое гражданство (находящее свое выражение в офлайн-пространстве], отмечая, что между ними нет существенных различий [Chapman 2023: 95].

Переходя к существующим в научном дискурсе трактовкам понятия «сетевая идентичность», отметим, что одни ученые представляют ее в качестве способа «отождествления человеком (Интернет-пользователем] себя с той или иной группой, созданной в сети» [Семененко 2017: 535], другие же - как «метастабильное образование, которое творчески раскрывается в зависимости от возможностей, которые предоставляет тот или иной сетевой интерфейс» [Фленина 2014: 313]. В научном сообществе сложилось мнение о том, что сетевой тип идентичности оказался тесно вплетенным как в реальный контекст жизни человека, так и в сферу его самосознания [Фленина 2015а: 79]. При этом учеными обращается внимание на трансформацию сферы идентичности человека в условиях эволюционного перехода от технологий Web 1.0 к технологиям Web 2.0. В частности, сошлемся на высказанное Т.А. Флениной мнение о том, что сетевая идентичность современных пользователей Интернета отличается от так называемой «двойной» и «диффузной» идентичности, свойственной пользователям мировой паутины 1990-х гг. [Фленина 2015б: 348].

Вопрос о формировании и проявлении сетевой идентичности неразрывно связан с идеей власти в сетевом поле коммуникации. Причем речь идет не только о власти в институциональном, но и в символико-смысловом отношении. Сетевая идентичность формируется зачастую не на основе одного конкретного знаково-символического маркера, содержащего определенную идею, а на базе целого ряда подобных маркеров, тем самым в содержательно-детерминистском смысле сама идентичность представляет собой сочетание различных идей и предпочтений, сложившихся в сознании у носителей данной идентичности. Это во многом отражает и специфику власти в сетевом поле коммуникации. Как пишет в одной из своих недавних работ Керстин Цеттль, «власть в киберпростран-стве представляется многомерным явлением с точки зрения связанных между собой акторов (разных уровней], функций и эффектов, а также существующих форм выражения потенциала власти» [Zettl 2021: 68]. Более того, по ее мнению, принятое деление на «жесткую» и «мягкую» силу имеет смысл и в отношении власти в сетевом пространстве [Zettl 2021: 70]. В результате формируемая сетевая идентичность представляет собой результат совокупного влияния (в частности, через силу убеждения, так называемую «мягкую силу»] со стороны различных акторов и их интересов, что выражается в переплетении различных идей и смыслов, содержащихся внутри сетевой идентичности.

Еще одно популярное в научном сообществе направление изучения современной сетевой идентичности связано с анализом феномена так называемых «цифровых следов», оставляемых интернет-пользователями в информационном поле. В частности, одним из тематических поднаправле-ний здесь является изучение работы рекомендательных систем, используемых различными интернет-платформами для демонстрации своим пользователям той информации, которая могла бы быть им интересной (отталкиваясь именно от оставляемых ими цифровых следов]. В этой связи сошлемся на работу Б. Хайнц, в которой она предпринимает попытку определить местоположение цифровых технологий в истории развития современных форматов наблюдения за индивидами и обществом. Сам концепт «форматы наблюдения» (Beobachtungsformats], по мнению ученого, способен объединить в себе такие возможные смысловые единицы, как официальная статистика, исследования общественного мнения и рынка, системы мониторинга и инструменты цифрового наблюдения, например поисковые системы или рекомендательные системы [Heintz 2021].

В контексте современной идентичности Б. Хайнц пишет о том, что рекомендательные системы предполагают функционирование общества, в котором отсутствует стабильная идентичность, состоящая из устойчивых и неизменных мнений и предпочтений индивида. В процессах идентификации индивида в подобном сетевом обществе важнейшую роль играет его отношение к другим пользователям и каким-либо объектам, на которые указывает его поведение и действия в сети [Heintz 2021: 160].

Еще одно перспективное направление изучения феномена сетевой идентичности - это анализ того, как идентичность, формируемая в сетевом поле коммуникации, находит свое отражение в сфере общественного и политического участия индивида и групп. В целом, это направление связано с изучением влияния современных интернет-платформ на различные общественные и политические процессы (как актуально подметил Х. Буль в одном из своих вопросов еще в 2011 г.: «Является ли использование социальных медиа одним из ключевых инструментов в демократическом процессе принятия политических решений?» [Buhl 2011: 185]].

В недавно опубликованной работе Л. Виллиот представлены результаты исследования влияния цифровизации на участие граждан в политических митингах, посвященных теме защиты окружающей среды. Основное внимание Л. Виллиот сосредоточила, в частности, на конкретных онлайн- и офлайн-практиках политического участия и личном отношении людей к уличным протестам, онлайн-активизме и критике «кликти-визма», а также на понимании индивидами идеи гражданственности. По итогам проведенного ею исследования был сделан вывод о том, что даже сегодня, во времена цифровизации общества, протестное движение в защиту окружающей среды по-прежнему нуждается в сильном чувстве общности, и оно возникает прежде всего в ходе непосредственно уличных (оф-

лайн) мероприятий. В свою очередь, Интернет мало способствует формированию коллективной идентичности, а скорее продолжает оставаться инструментом для налаживания контактов и вовлечения большинства граждан в процесс осуществления активных действий [ШШоШ 2023: 522].

Несмотря на складывающий пласт научных работ, посвященных изучению сетевой идентичности, данной теме уделен еще недостаточный объем внимания, особенно учитывая продолжающуюся информатизацию современного общества. В рамках данной работы будет предпринята попытка проведения анализа сетевой идентичности студенческой молодежи через призму двух факторов: (1) запрос со стороны молодежи на разнообразие новостного контента одних и тех же СМИ и (2) восприятие молодой аудиторией идеи прямого участия в решении значимых для развития современного общества вопросов. Использование указанных факторов для изучения сетевой идентичности (в том числе с применением перекрестного анализа обозначенных факторов), на наш взгляд, способно дать результаты, обладающие научной новизной, так как рассмотрение сетевой идентичности под указанным тематическим углом в других работах встречается крайне редко.

Описание материала и методов исследования

Для достижения поставленной в работе цели и решения задач в качестве эмпирического метода используется социологический опрос студенческой молодежи. Указанные факторы (запрос со стороны молодежи на разнообразие новостного контента одних и тех же СМИ и восприятие молодой аудиторией идеи прямого участия в решении вопросов, значимых для развития современного общества) являются, в свою очередь, теми переменными, анализ которых необходимо осуществить в ходе проведения исследования, поэтому обозначенные переменные закодированы в содержании опросной анкеты.

Конкретизируем вопросы, представленные в анкете и отражающие в себе указанные переменные. Во-первых, для выявления особенностей запроса со стороны молодежи на разнообразие новостного контента одних и тех же СМИ сформулирован следующий вопрос закрытого типа (с возможностью выбора одного варианта ответа): «Как Вы полагаете, должна ли совпадать тематика основных новостей разных СМИ федерального уровня?»

Во-вторых, для изучения специфики восприятия молодой аудиторией идеи прямого участия в решении значимых для общества вопросов были сформулированы два вопроса закрытого типа (с возможностью выбора одного варианта ответа): (1) «Согласны ли Вы с тем, что прямое участие граждан в решении общественно значимых вопросов является важнейшим элементом развития современного общества?» и (2) «Как Вы думаете, в достаточной ли степени примеры прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов освещаются в средствах массо-

вой информации?» Первый из указанных выше вопросов сформулирован с целью установить непосредственное отношение молодежи к самой идее о значимости (для развития общества] прямого участия индивида в решении важнейших вопросов, а второй - для того, чтобы выявить отношение молодежи к тому, насколько интенсивно в новостной ленте СМИ демонстрируются сюжеты, посвященные примерам подобного участия.

В-третьих, в анкете представлен общий, вступительный вопрос открытого типа (с возможностью выбора одного варианта ответа]: «Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете использовать чаще остальных?»

Общий объем выборки и описание методов обработки результатов опроса

Анкетирование проводилось с использованием сетевой платформы «Google Формы» среди студентов Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского осенью 2020 г. Всего в опросе приняли участие 119 человек, среди которых 71 женщина (59,7 %) и 48 мужчин (40,3 %]. Наибольшее число участников опроса - это представители возрастной категории от 18 до 22 лет (89,9 % всех респондентов], 9,2 % респондентов - в возрасте от 23 до 30 лет. Заметим, что, учитывая небольшой объем выборки, а также ее характер (в опросе принимали участие студенты гуманитарных направлений подготовки], проводимая работа носит характер пилотного исследования. В ней будут намечены некоторые контуры для возможного последующего более масштабного изучения общественного мнения по выбранной тематике, поэтому необходимо подчеркнуть, что ее итоги не могут претендовать на отражение предпочтений всей студенческой аудитории.

Обработка результатов опроса будет проведена преимущественно с помощью двух методов: частотный анализ и перекрестный анализ (с построением таблиц сопряженности]. Частотный анализ позволит установить наиболее популярные варианты ответов студентов на представленные в анкете вопросы (что позволит сделать выводы о наличии / отсутствии доминирующей точки зрения по тому или иному вопросу]. Построение таблиц сопряженности позволит дать ответ на вопрос о том, присутствуют ли среди опрошенных устойчивая и большая по численности группа людей, выражающих определенное обобщенное мнение по поводу запроса на разнообразие новостного контента СМИ федерального уровня, с одной стороны, и согласие с идеей о значимости (для развития общества] прямого участия индивидов в решении важнейших вопросов - с другой.

Результаты анкетирования и предварительные выводы

Согласно результатам опроса, основным источником информации для абсолютного большинства опрошенных являются социальные медиа

(«ВКонтакте», Telegram и др.] (58 % всех респондентов), на втором по популярности месте - интернет-СМИ (40 % всех участников опроса]. Телевидение, как и газеты и журналы, в качестве источника новостного контента используют по 1 % опрошенных.

Данные о частоте ответов на вопрос о том, насколько сильно в студенческой аудитории представлен запрос на разнообразие новостного контента в одних и тех же СМИ, представлены на рис. 1.

■ Да, перечень основных тем, отражаемых в новостях различных СМИ, должен совпадать

■ Нет, перечень основных тем, отражаемых в новостях различных СМИ, может не совпадать

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, должна ли совпадать тематика основных новостей разных СМИ федерального уровня?», %

Результаты анкетирования по тематике восприятия молодой аудиторией значимости (для развития общества] прямого участия индивидов в решении важнейших вопросов отражены на рис. 2.

■ Да

■ Нет

■ Затрудняюсь ответить

89

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что прямое участие граждан в решении общественно значимых вопросов является важнейшим элементом развития современного общества?», %

Распределение ответов на вопрос о примерах прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов представлена на рис. 3.

12

13

■ Да, в достаточной степени

■ Нет, недостаточно

■ Затрудняюсь ответить

75

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, в достаточной ли степени примеры прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов освещаются в средствах массовой информации?», %

Результаты проведенного анкетирования (которое, как и само исследование, ввиду объема и особенностей выборки носит скорее пилотный характер] позволяют сделать несколько предварительных выводов. Во-первых, нашла свое подтверждение идея о том, что среди студенческой молодежи наиболее популярными каналами получения новостей выступают современные социальные медиа и интернет-СМИ. Это согласуется с прошлогодними данными социологических опросов общественного мнения, касающихся новостных предпочтений именно молодой аудитории1. Во-вторых, у большинства представителей студенческой аудитории наблюдается устойчивый запрос на тематическое разнообразие новостной ленты средств массовой информации федерального уровня. Наличие подобного запроса со стороны активно использующей сетевые источники информации аудитории можно, на наш взгляд, рассматривать как одно из проявлений сетевой идентичности индивида. В-третьих, о проявлении идентичности указанного типа свидетельствует и то, что абсолютное большинство респондентов говорят о важности для развития современного общества именно прямого участия со стороны гражданина в решении общественно значимых вопросов. Как уже отмечалось, готовность к прямому участию в решении важнейших для общества вопросов является также одним из проявлений сетевой идентичности (хотя в формулировке вопроса отсутствует тема готовности к участию со стороны респондента, но, по нашему мнению, отражение значимости подобного участия в соз-

1 Источники информации: предпочтения. Стали ли люди чаще, чем раньше, обращаться за новостями к традиционным СМИ и Интернету? // Фонд «Общественное мнение»: офиц. сайт. 25.03.2022. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14705 (дата обращения: 09.03.2023].

нании индивида, также способно свидетельствовать о проявлении у него черт сетевой идентичности]. В-четвертых, абсолютное большинство опрошенных заявляют о том, что в СМИ недостаточно освещены примеры прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов, что может свидетельствовать о наличии косвенного запроса аудитории на более активную демонстрацию подобных сюжетов в новостных лентах СМИ.

Построение таблиц сопряженности и их интерпретация

Для того чтобы ответить на вопрос о том, присутствует ли среди опрошенных устойчивая и большая по численности группа людей, выражающих определенное обобщенное мнение по поводу запроса на разнообразие новостного контента СМИ федерального уровня, с одной стороны, и согласия с идеей о значимости (для развития общества] прямого участия индивидов в решении важнейших вопросов - с другой, - построена таблица сопряженнности на основании ответов респондентов на два соответствующих вопроса. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты перекрестного анализа ответов респондентов: запрос на разнообразние новостных тем / отношение к прямому участию граждан в решении общественно значимых вопросов, %

Согласны ли Вы с тем, что прямое участие граждан в решении общественно значимых вопросов является важнейшим элементом развития современного общества? Как Вы полагаете, должна ли совпадать тематика основных новостей разных СМИ федерального уровня?

Да, перечень основных тем, отражаемых в новостях различных СМИ, должен совпадать Нет, перечень основных тем, отражаемых в новостях различных СМИ, может не совпадать Затрудняюсь ответить

Да 85,71 91,67 83,33

Нет 11,43 4,17 8,33

Затрудняюсь ответить 2,86 4,17 8,33

В приведенной таблице сопряженности прежде всего обратим внимание на ту многочисленную группу респондентов (напомним, она составляет 61 % всех опрошенных], которая высказалась в пользу того, что перечень основных тем новостей разных СМИ федерального уровня может не совпадать. Согласно данным табл. 1, абсолютное большинство представителей этой группы (91,67 %] согласны со значимостью (для развития современного общества] прямого участия индивида в решении общественно значимых вопросов. Вместе с тем отметим, что и внутри группы респондентов (которая составляет 29 % всех участников опроса], кто высказался за то, что перечень основных тем новостей разных СМИ федерального уровня должен совпадать, также доминирует подгруппа тех,

кто согласен с приведенным выше тезисом о важности прямого участия в решении значимых для общества вопросов. В результате можно сделать вывод о наличии большой по численности группы (вероятнее всего, это примерно половина всех опрошенных], в сознании которой проявляются сразу несколько признаков сетевой идентичности.

Результаты перекрестного анализа ответов на вопросы о тематике основных новостей разных СМИ и освещенности в СМИ примеров прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты перекрестного анализа ответов респондентов: запрос на разнообразние новостных тем / освещение в СМИ прямомго участия граждан в решении общественно значимых вопросов, %

Как Вы думаете, в достаточной ли степени примеры прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов освещаются в средствах массовой информации? Как Вы полагаете, должна ли совпадать тематика основных новостей разных СМИ федерального уровня?

Да, перечень основных тем, отражаемых в новостях различных СМИ, должен совпадать Нет, перечень основных тем, отражаемых в новостях различных СМИ, может не совпадать Затрудняюсь ответить

Да, в достаточной степени 25,71 8,33 8,33

Нет, недостаточно 68,57 76,39 83,33

Затрудняюсь ответить 5,71 15,28 8,3

Как и в случае с первой таблицей сопряженности, обратим внимание прежде всего на ту группу респондентов (составляющую 61 % всех опрошенных], которая высказалась в пользу того, что перечень основных тем новостей разных СМИ федерального уровня может не совпадать. Абсолютное большинство представителей данной группы (76,39 %] полагают, что СМИ недостаточно освещают примеры прямого участия граждан в решении значимых для развития общества вопросов, и только небольшая часть представителей данной группы (8,33 %) уверена в достаточности освещения в новостных лентах подобных примеров. Внутри другой группы респондентов (составляющей 29 % всех участников опроса], кто высказался за то, что перечень основных тем новостей разных СМИ федерального уровня должен совпадать, также доминирует точка зрения о недостаточном уровне освещения примеров прямого участия граждан в решении значимых для общества вопросов (68,57 %), хотя доля тех, кто называет уровень освещения достаточным, ощутимо выше, чем в первой группе, и составляет 25,71 %.

Результаты, отображенные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в обеих группах доминирует позиция, что в СМИ недостаточно представ-

лены новостные сюжеты, посвященные примерам прямого участия граждан в решении общественно значимых вопросов. Это может объясняться разными причинами, например просмотром новостей, размещаемых в тех СМИ, в которых в целом нечасто или недостаточно часто (по мнению респондентов] представлены подобные новости, вместо тех СМИ, где они могут быть представлены чаще (т. е. зависимость от конкретных каналов получения новостей]. Вместе с тем это может говорить и о существовании определенного запроса на подобные новостные сюжеты среди молодой аудитории и отсутствии удовлетворенности просматриваемой новостной лентой. Если же речь идет именно о запросе на подобные новостные сюжеты, то это может символизировать значимость подобных новостей, а также - и важность самого прямого участия в решении общественно значимых вопросов, что еще раз подтверждает сделанные ранее выводы, в том числе - о наличии большой по численности группы молодых респондентов, в сознании которых проявляются сразу два обозначенных в работе признака, указывающих в той или иной степени на наличие сетевой идентичности.

Необходимо признать, что одновременное проявление в сознании индивида двух обозначенных признаков может свидетельствовать не только о наличии сетевой идентичности, а быть результатом воздействия других причин. Например, в целом свойственная молодому респонденту активность (в частности, в силу возрастного фактора], проявляющаяся как в стремлении часто просматривать новостные заголовки (отсюда и запрос на разнообразие новостных сообщений], так и в желании принимать участие в каких-либо интересных и активных мероприятиях (как результат, соответствующее данной внутренней установке восприятие идеи напрямую участвовать в значимых для развития современного общества процессах]. Поэтому для подтверждения идеи о проявлении (через призму одновременного наличия в сознании человека двух рассматриваемых в работе признаков-переменных] именно сетевой идентичности в последующих исследованиях целесообразно протестировать одновременно наличие и других признаков обозначенной идентичности (например, ситуа-тивности и изменчивости ее содержательно-смыслового наполнения].

Заключение

Продолжающаяся информатизация современного общества существенно влияет как на поведенческие практики индивида и групп, так и на их сознание, способствуя формированию новых идентичностей, которые, в свою очередь, приобретая сетевые символико-смысловые черты, в совокупности составляют одну общую - сетевую идентичность. В данной работе представлена попытка провести пилотное исследование и наметить контуры для последующего изучения различных черт сетевой идентичности и их проявления в индивидуальном и коллективном соз-

нании. Проведенное исследование показало, что в сознании большой группы молодежи проявляются сразу несколько черт, которые в той или иной степени могут свидетельствовать о проявлении сетевой идентичности. В частности, речь идет о таких чертах содержательно-смыслового наполнения указанной идентичности, как идейно-содержательная мно-гоаспектность (что показал устойчивый запрос на разнообразие новостной ленты СМИ] и готовность к прямому участию в решении значимых для развития общества вопросов (что отчасти показало отношение молодежи к самой идее подобного прямого участия и объему его освещения в СМИ].

Список литературы

Каминченко Д.И. Детерминанты измерения сетевой идентичности // Возможности и угрозы цифрового общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.В. Соколова, А.А. Фролова. Ярославль, 2020. С. 100-104. Семененко 2017 - Идентичность: личность, общество, политика: энциклопед. изд.

/ отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир, 2017. 992 с. Фленина Т.А. Сетевая идентичность в самосознании российской молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015а. № 178. C. 76-79. Фленина Т.А. Роль социальных сетей в конструировании сетевой идентичности // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейн. конф.: в 5 т. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015б. Т. 3. C. 348-350. Фленина Т.А. Семантическое пространство понятия «сетевая идентичность» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. C. 310-314. Bause H. Politische Social-Media-Influencer als Meinungsführer? // Publizistik. 2021.

Vol. 66, iss. 2. S. 295-316. DOI: 10.1007/s11616-021-00666-z. Behrendt R. Onlinebeteiligung als politische Bildung // Politische Bildung für die digitale Öffentlichkeit / eds. M.S. Hubacher, M. Waldis. Wiesbaden: Springer, 2021. S. 209-219. DOI: 10.1007/978-3-658-33255-6_11. Buhl H. U. Von der Revolution zur Partizipation: Social Media und der demokratische Willensbildungsprozess // Wirtschaftsinformatik. 2011. Vol. 53, iss. 4. S. 183186. DOI: 10.1007/s11576-011-0279-x. Camacho M., Minelli J., Grossek G. Self and identity: raising undergraduate students' awareness on their digital footprints // Procedia - Social and behavioral sciences. 2012. Vol. 46. P. 3176-3181. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.032. Chapman A.L. (Digital) Citizenship: Dissenting from indifference // Chapman A.L. Social Media for Civic Education. Engaging Youth for Democracy. Cham: Palgrave Macmillan, 2023. P. 93-103. DOI: 10.1007/978-3-031-10865-5_6. Heintz B. Big Observation-Ein Vergleich moderner Beobachtungsformate am Beispiel von amtlicher Statistik und Recommendersystemen // KZfSS Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 2021. Vol. 73, Suppl. 1. S. 137-167. DOI: 10.1007/s11577-021-00744-0.

Kraus D., Reimer H. Digitale Identität - Zwischen Mythos und Wirklichkeit // Datenschutz und Datensicherheit - DuD. 2016. Vol. 40, iss. 4. S. 244. DOI: 10.1007/s11623-016-0588-8.

Nguyen K. Sichere elektronische Identität - ein Ziel für Europa! // Datenschutz und Datensicherheit - DuD. 2022. Vol. 46, iss. 1. S. 1. DOI: 10.1007/s11623-022-1549-z.

Palfrey J., Gasser U. Born digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books, 2008. 375 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Villioth L. Wandel von Bürgerschaft? Ein Fazit zur Online- und Offline-Protestpartizipation // Villioth L. Protest-Aktivist*innen der Umweltschutz-Bewegung im Netz und auf der Straße. Voraussetzungen und Motive für Partizipation. Wiesbaden: Springer, 2023. S. 513-535. DOI: 10.1007/978-3-658-40532-8_9.

Zettl K. Macht im Cyberspace: Eine Übersicht der bisherigen Forschung und künftiger Perspektiven anhand des Proxy-Konzepts // Zeitschrift für Friedens- und Konfliktforschung. 2022. Vol. 11, iss. 1. S. 65-90. DOI: 10.1007/s42597-021-00064-2.

References

Bause, H. (2021), Political social media influencers as opinion leaders?. Publizistik, Vol. 66, iss. 2, pp. 295-316. DOI: 10.1007/s11616-021-00666-z. (in German).

Behrendt, R. (2021), Onlinebeteiligung als politische Bildung [Online participation as a political education]. Hubacher, M.S., Waldis, M. (eds.). Politische Bildung für die digitale Öffentlichkeit [Political education for the digital public], Wiesbaden, Springer publ., pp. 209-219. DOI: 10.1007/978-3-658-33255-6_11. (in German).

Buhl, H.U. (2011), Von der Revolution zur Partizipation: Social Media und der demokratische Willensbildungsprozess [From revolution to participation: Social media and the democratic decision-making process]. Wirtschaftsinformatik, Vol. 53, iss. 4, pp. 183-186. DOI: 10.1007/s11576-011-0279-x. (in German).

Camacho, M., Minelli, J., Grossek, G. (2012), Self and identity: raising undergraduate students' awareness on their digital footprints. Procedia - Social and behavioral sciences, Vol. 46, pp. 3176-3181. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.032.

Chapman, A.L. (2023), (Digital) Citizenship: Dissenting from indifference. Chapman, A.L. Social Media for Civic Education. Engaging Youth for Democracy, Cham, Palgrave Macmillan publ., pp. 93-103. DOI: 10.1007/978-3-031-10865-5_6.

Flenina, T. (2015a), Online identity in self-consciousness of the Russian youth. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, No. 178, pp. 76-79. (in Russian).

Flenina, T.A. (2015b), The role of social networks in the online identitys design. Bo-goyavlenskaya, D.B. (ed.). Ot istokov k sovremennosti [From the Origins to the Present], 130 Years of Organization of the Psychological Society at Moscow University, Proceedings of anniversary conference, in 5 volumes, Moscow, Ko-gito-tsentr publ., Vol. 3, pp. 348-350. (in Russian).

Flenina, T. (2014), Semantic content of the term "online identity". Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, No. 171, pp. 310-314. (in Russian).

Heintz, B. (2021), Big Observation-Comparing Population Statistics and Recommender Systems as Modern Formats of Observation. KZfSS Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie, Vol. 73, suppl. 1, pp. 137-167. DOI: 10.1007/s11577-021-00744-0. (in German).

Kaminchenko, D.I. (2020), Determinants of network identity measurement. Sokolov, A.V., Frolov, A.A. (eds.). Vozmozhnosti i ugrozy tsifrovogo obshchestva [Opportunities and threats of the digital society], Proceedings of All-Russian Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, pp. 100-104. (in Russian).

Kraus, D., Reimer, H. (2016), Digitale Identität - Zwischen Mythos und Wirklichkeit [Digital Identity - Between Myth and Reality]. Datenschutz und Datensicherheit - DuD, Vol. 40, iss. 4, p. 244. DOI: 10.1007/s11623-016-0588-8. (in German).

Nguyen, K. (2022), Sichere elektronische Identität - ein Ziel für Europa! [Secure electronic identity - a goal for Europe!]. Datenschutz und Datensicherheit - DuD, Vol. 46, iss. 1, p. 1. DOI: 10.1007/s11623-022-1549-z. (in German).

Palfrey, J., Gasser, U. (2008), Born digital: Understanding the first generation of digital natives, New York, Basic Books, 375 p.

Semenenko, I.S. (ed.) (2017), Identichnost': lichnost', obshchestvo, politika [Identity: personality, society, politics], Encyclopedic edition, Moscow, Ves' Mir publ., 992 p. (in Russian).

Villioth, L. (2023), Wandel von Bürgerschaft? Ein Fazit zur Online- und OfflineProtestpartizipation [Change of citizenship? A conclusion on online and offline protest participation]. Villioth, L. Protest-Aktivist*innen der UmweltschutzBewegung im Netz und auf der Straße. Voraussetzungen und Motive für Partizipation [Protest activists of the environmental protection movement on the internet and on the street. Prerequisites and motives for participation], Wiesbaden, Springer publ., pp. 513-535. DOI: 10.1007/978-3-658-40532-8_9. (in German).

Zettl, K. (2022), Power in cyberspace: a review of previous research and future perspectives using the proxy concept. Zeitschrift für Friedens- und Konfliktforschung, Vol. 11, iss. 1, pp. 65-90. DOI: 10.1007/s42597-021-00064-2. (in German).

Original article

YOUNG STUDENT NETWORK IDENTITY VIEWED THROUGH THEIR NEWS REQUEST

D.I. Kaminchenko

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia)

Abstract: The rapid informatization of modern society affects both social and political behavior, as well as the sphere of individual and collective consciousness. The network logic of modern media communication contributes to the formation of a new type of identity. This type of identity in science is often referred to as "network identity". The purpose of this paper is to identify the presence or absence of features of online identity among students through the prism of two factors related to the existing demand for news content and attitudes towards sociopolitical participation. The objectives of the study are to establish the presence/absence of a student audience's request for a thematic variety of news feeds from various federal media and to identify the peculiarities of young people's perception of the idea of the importance of direct participation in solving issues

significant for the development of society. A sociological survey of student youth was chosen as the main empirical method. The sample size was 119 people, which is explained by the pilot nature of the study. The results of the survey were processed using frequency analysis and cross-analysis of data with the construction of contingency tables. Based on the results of the analysis, it was found that a large group of young people - survey participants are characterized by a stable manifestation, to one degree or another, of two features of network identity at once (conceptual and substantive multidimensionality and a positive attitude to the idea of the importance for the development of society of direct participation of citizens in solving socially significant issues).

Key words: information, communication, identity, informatization, network identity, news topics, media, public participation.

For citation:

Kaminchenko, D.I. (2024), Young student network identity viewed through their news request. Communication Studies (Russia), Vol. 11, no. 1, pp. 139-154. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).139-154. (in Russian).

About the author:

Kaminchenko, Dmitry Igorevich, PhD, Associate Professor at the Department of Political Science of the Institute of International Relations and World History

Corresponding author:

Postal address: 23, Gagarina pr., Nizhniy Novgorod, 603950, Russia

E-mail: ert1fg2@rambler.ru

Conflict of interest:

The author declares no conflict of interest Received: March 12, 2023 Revised: May 16, 2023

Accepted: December 27, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.