24. Schalterapotheke Privilegierte Apotheke Gebrüder Pape [Pharmacy counter Privileged pharmacy Pape brothers]. (In Germ.). Available at: http://www.museum-obernkirchen.de/ausstellung/schalterapotheke.html (accessed 10.01.2022).
25. 175 years of the Royal Pharmaceutical Society Museum. The Pharmaceutical Journal, 23.10.2017. (In Engl.). Available at: https://www.pharmaceutical-journal.com/your-rps/175-years-of-the-royal-pharmaceutical-society-muse-um/20203760.article (accessed 28.12.2021).
УДК 069
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-55-62
СЕРВИСНОЕ РАЗВИТИЕ УСЛУГ МУЗЕЯ: ВНЕШНИЕ СЕРВИСЫ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ
Болдырева Екатерина Валентиновна, директор Новосибирского государственного художественного музея (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность статьи связана с необходимостью цифровой трансформации социокультурной сферы, развития креативных индустрий региона в целом и, в частности, такого направления деятельности музеев как цифровая сервисность. Виртуальная библиотека музеев, которую собирает Международный комитет музеев (ICOM), свидетельствует о том, что все больше музеев мира предоставляют людям открытый доступ через Всемирную паутину. Однако это пока еще очень небольшой процент того, что доступно в самих музеях.
Цель работы предполагает анализ возможных подходов к развитию сервисности музеев как полноценного сектора креативной экономики и формированию гибридного музея, способного выполнять миссию социокультурного развития территории.
Автор приводит краткие результаты анализа сервисных услуг музеев России, используя сведения, размещенные на портале «Музеи России» (рейтинг 100 лучших музеев) - http://www.museum.ru/, а также данные по сервисности лучших зарубежных музеев (Британский музей, Музей Метрополитен).
В работе указаны возможности музеев по формированию внешних сервисов, использование которых существенно расширяет информационное поле музея, дает дополнительные возможности, связанные с трендом Веб 2.0; выделены и описаны такие группы внешних сервисов, как mash-up (смешение сервисов), системы обмена сообщениями, медийные сервисы и др.; приведены данные Новосибирского государственного художественного музея по развитию стратегии IT-развития сайта НГХМ; намечены возможные перспективы по развитию внешних сервисов.
Ключевые слова: музей, сервисное обслуживание, цифровая трансформация, внешние сервисы, Новосибирск, художественный музей.
SERVICE DEVELOPMENT OF MUSEUM SERVICES: EXTERNAL SERVICES OF MODERN MUSEUMS
Boldyreva Ekaterina Valentinovna, Director of Novosibirsk State Art Museum (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The relevance of the article is associated with the need for digital transformation of the socio-cultural sphere, the development of the region's creative industries. Virtual Library of Museums, which is collected by the International Committee of Museums (ICOM), testifies to the extraordinary growth in the field of virtual museums. More and more museums around the world provide open access through the World Wide
Web. However, this still represents a very small percentage of what is available in the museums themselves. This actualizes such areas of museums' activities as the development of digital services.
The purpose of the work involves the analysis of possible approaches to the development of the service of museums as a full-fledged sector of the creative economy and the formation of a hybrid museum capable of fulfilling the mission of socio-cultural development of the territory.
The paper offers brief results of the analysis of services provided by museums in Russia, according to the portal Museums of Russia, the rating of the 100 best museums at http://www.museum.ru carries interesting data on the serviceability of the best foreign museums (British Museum, Metropolitan Museum).
The paper indicates the possibilities of museums in the formation of external services for users, the use of which significantly expands the information field of the museum, provides additional opportunities associated with the Web 2.0 trend highlighted and described such groups of external services as mash-up (mixing of services), messaging systems, media services, etc.
The data of the Novosibirsk State Art Museum on the development of the IT development strategy of the site of the NGHM are presented, possible prospects for the development of external services are outlined.
Keywords: museum, service, digital transformation, external services, Novosibirsk, art museum.
Существенными характеристиками информационного общества являются лавинообразный рост количества электронных (оцифрованных) информационных ресурсов (перевод существующих информационных ресурсов в электронную форму и создание новых ресурсов), свободное распространение информации, свободный доступ к информации. Основная цель программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [5] заключается в сохранении и доведении до потребителей информации о культурном наследии и современной культуре, о социальной сфере и общественных отношениях, о последних достижениях в сфере искусства и образования и пр. По мнению экспертов ЮНЕСКО, именно культурное разнообразие, культура должны и могут стать консолидирующей силой в условиях информационного общества. При этом гуманитарный контент должен создаваться на новейших информационных и коммуникационных технологиях и обеспечении широкого использования, свободного распространения информации и обеспечения равного и свободного доступа к ней.
Электронная культура - понятие метафорическое (Digital Culture, или E-culture). Каждый исследователь, культуролог концептуализирует это понятие по-своему. Несомненно, что важной частью электронной культуры является так называемое сетевое искусство: реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные и мультимедийные произведения. В электронную художественную культуру входят
также электронные копии (цифровые версии) коллекций культурного наследия библиотек, архивов, музеев.
Виртуальная библиотека музеев, которую собирает Международный комитет музеев (ICOM) [7], свидетельствует о том, что все больше и больше фондодержателей всего мира предоставляют открытый доступ хотя бы к части своих коллекций через Всемирную паутину. Однако это пока еще очень небольшой процент того, что доступно в самих музеях.
С начала 90-х годов Европейская комиссия спонсировала проекты, связанные с организацией сетевого взаимодействия музеев и других объектов культуры (например, RAMA, AQUARELLE, MENHIR, VAN EYCK). В июне 2001 года Евро-комиссия организовала в Вене совещание, на котором были определены 25 мероприятий, которые могут поддержать развитие европейских сетей [2]. В 1996 году Еврокомиссия начала разрабатывать идею создания сети центров лучших достижений (centres of excellence) в контексте Меморандума о взаимопонимании по мультимедиадоступу к европейскому культурному наследию (Memorandum of Understanding for Multimedia Access to Europe's Cultural Heritage).
Парадокс, отмеченный Кимом Генри Вельт-маном [2], состоит в том, что большинство разработчиков мультимедиа стремятся воспроизвести на экране ограничения традиционных технологий (например, печатной книги), а не использовать потенциал новых информационных технологий.
С точки зрения музейного дела, это ограничения, связанные с созданием цифровой копии музейного артефакта, и отсутствие желания продумать возможности действий с этим артефактом пользователя музея.
ИКТ меняют способы создания, распространения, сохранения и (повторного) использования культурных цифровых ресурсов. Цифровые технологии позволяют различным типам пользователей взаимодействовать с культурными цифровыми ресурсами, например, через интерфейсы веб-открытия, представляющие большой объем информации из коллекций (архивов, научных коллекций, музеев, художественных галерей, изобразительного искусства и т. д.). Прекрасным примером открытия своих коллекций служит портал Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) [4], который через сайты-сателлиты раскрывает свои коллекции:
1. Итальянская живопись VIII-XX веков (italian-art.ru).
2. Шедевры античного искусства (antic-art.
ru).
3. Британская гравюра XVIII-XIX веков (britishprints.ru).
4. Гравюра в России XVIII - первой половины XIX столетия (russianprints.ru).
5. Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя (germanprints.ru).
6. Японская гравюра XVIII-XIX веков (japaneseprints.ru).
Пушкинский музей - явный лидер в России по оцифровке реальных выставок в формате 4D (совместно с компанией Navigator4D). В 2020 году им подготовлен цифровой двойник выставки «От Дюрера до Матисса, избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина». В конечном счете, заявленный Пушкинским музеем Smart Museum [4] можно считать состоявшимся. Платформа 3D и VR, используемая в музее, обладает широким функционалом для проектирования выставочных и экспозиционных пространств и может быть полезна не только музейным работникам, но и смежным профессионалам (архитекторам, художникам, дизайнерам). Виртуальная реальность как технология актуализирует понимание виртуальных библиотек, архивов, музеев. Вообще виртуальный музей (ВМ) - это не
настоящий музей, перенесенный в Интернет, не архив или база данных виртуальных цифровых активов, не только выставочный зал, но прежде всего поставщик информации, создатель цифрового ресурса.
Виртуальные машины предоставляют людям возможность доступа к цифровому контенту до, во время и после посещения в рамках ряда цифровых «встреч». Виртуальный музей является технологически сложным, особенно с точки зрения виртуальной и дополненной реальности, а также авторских инструментов, для повествования историй, которые должны охватывать различные типы цифровых творений, включая виртуальную реальность и трехмерный опыт, размещенные в Интернете, в музеях или на объектах наследия. Технологическая сложность, являясь объективной составляющей цифровой трансформации, приводит к диспропорции внимания музейных работников к трансформации социальных коммуникаций музея и населения страны.
Возникновение новых социальных парадигм в области музейного дела побуждает к созданию конкретных социальных платформ, которые будут поощрять активное участие большого числа заинтересованных сторон, направленных на лучшее понимание культурного наследия. Задача состоит в том, чтобы поддерживать междисциплинарную осведомленность, необходимую для обеспечения всеобъемлющей основы для доступности, сохранения, совместного и устойчивого управления культурными ресурсами и активами на основе целостного, социального понимания культуры и культурного наследия. Эта задача будет способствовать открытому диалогу, обсуждению того, как технологические изменения трансформируют социальную роль художественного музея, превращая его из склада артефактов в площадку интерактивной коммуникации. Примером интерактивной коммуникации в онлайн-режиме предстает Центральный дом художника (Москва), однако в отличие от Эрмитажа и Пушкинского музея здесь открытие коллекции имеет явную маркетинговую функции, сайт ЦДХ работает как маркетплейс, как супермаркет произведений современного искусства.
Внедрение в практику музеев современных информационных технологий определяет музейное обслуживание как разновидность сервисной
деятельности. Понятие «музейный сервис» предусматривает высокий уровень предоставляемых информационных, образовательных и собственно музейных услуг. Наряду с понятиями «сервис», «сервисная услуга» широкое распространение получил термин «сервисная деятельность». Сервисная деятельность - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг [3].
Мы проанализировали услуги российских музеев, взяв за основу рейтинг 100 лучших музеев России по запросам пользователей Интернета (отобрано топ-50 музеев) на портале «Музеи России» [4]. Обычно музеи группируют услуги следующим образом:
- Посетителям:
- здания и часы работы;
- билеты, льготы и бесплатные дни;
- экскурсии;
- контакты и отзывы;
- правила посещения.
- Выставки:
- текущие выставки;
- архив выставок;
- внешние выставки;
- постоянные экспозиции.
- События:
- лекции (образовательные мероприятия);
- концерты и спектакли (просветительские мероприятия);
- дискуссии (открытые площадки);
- экскурсии.
- Коллекция:
- виртуальные экспозиции;
- цифровые копии предметов искусства;
- 3D-модели.
- Дополнительные услуги:
- онлайн-магазин;
- благотворительность;
- бронирование/покупка билетов в музей.
Ни один российский музей не оказывает дополнительные услуги вне контекста своей основной деятельности. Британский музей (Лондон) [9] предлагает своим посетителям и посетителям сайта музея следующие коммерческие услуги:
- коммерческая аренда;
- съемки фильма;
- туристические торговые туры;
- услуги издательства музея;
- цифровые материалы, представляющие коллекцию музея (открывается в новом окне).
Вообще дополнительные услуги Британского музея чрезвычайно разнообразны:
- услуга 3D-визуализации;
- фотосъемка любого объекта в музее;
- лицензирование товаров под брендом Британского музея;
- лицензирование видеоматериалов (бесплатное экспертное исследование и автономный поиск клипов);
- научные исследования объектов (датировка, экспертиза);
- создание и лицензирование 3D-изобра-жений;
- предоставление изображений с высоким разрешением и видеоматериалы высокой четкости для изучения, исследования и частного / некоммерческого использования.
Интересные сервисные услуги оказывает Метрополитен-музей (Нью-Йорк) [3]. Музей известен не только своей коллекцией, но и своим зданием. Многочисленные обособленные помещения музея, по мнению его администрации, идеально подходят для различных мероприятий: от больших корпоративных обедов и гала-концертов для некоммерческих организаций до встреч и кинопоказов, включая возможность частных обедов. Так, например, музей Метрополитен предоставляет корпоративным благотворителям уникальные возможности повеселиться среди произведений искусства в нерабочее время. Некоммерческим организациям предлагаются идеальные условия для того, чтобы отметить знаменательные события, провести интимные приемы или сбор пожертвований. Отдельным благотворителям галерея доступна для частных торжеств в нерабочее время (от деловых встреч до уютных ужинов и коктейльных приемов).
Примеры лучших музеев мира показывают, что правило сервисной деятельности - недопустимость отказа пользователю в приобретении услуги - является базовым направлением обслуживания посетителей музея. Это правило должно применяться и в организации 1Т-сервисов музея, музейных сайтов (порталов).
Внешние сервисы музея, возможности корпоративного веб-сайта строятся на взаимодействии с другими, часто сторонними веб-системами:
- ссылки на полезные, с точки зрения пользователя, ресурсы (например, на статьи в www. wikipedia.org, сайты бизнес-партнеров и т. д.);
- расширение возможностей собственного сайта за счет сервисов, предоставляемых другими ресурсами.
Актуальность таких сервисов для пользователей существенно расширяет информационное поле, дает дополнительные возможности, связанные с трендом Веб 2.0. Группы внешних сервисов можно разделить следующим образом:
- мash-up (смешение сервисов);
- системы обмена сообщениями;
- медийные сервисы;
- улучшение сайта на основе опыта пользователей;
- прочие.
Mash-up (дословный перевод - «смешение») - сервис, который полностью или частично использует в качестве источников информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы. Mash-up-функциональности могут быть развернуты на корпоративном сайте. Классический пример такого сервиса - интеграция базы данных по недвижимости с электронными картами Google. Для музея это может быть, например, совмещение карты с филиалами или партнерами музея по стране и миру.
Системы обмена сообщениями, шлюзы обеспечивают взаимодействие в режиме реального времени с помощью встраивания в веб-систему сервисов (Google Talks, MSN, Messenger, Google Maps), что позволит обеспечить предоставление консультаций или доступно обозначить схему проезда.
Медийные сервисы на корпоративном сайте музея могут транслировать видео-, аудиоматериа-лы из внешних источников (ТВ- и радиовещание, RuTube, Google Video, Smotrl и т. д.), использовать изображения с веб-камер (как на сайте www. mdmbank.ru) или специализированных фоторесурсов (например, www.panaramio.com).
Для улучшения сайта на основе анализа опыта пользователей рекомендуется использовать внешние сервисы, позволяющие пользователям оставлять свои комментарии и предложения
о найденных грамматических ошибках и опечатках, неверных данных, неработающих ссылках, недостатках в реальном обслуживании посетителей музея.
Администраторам веб-сайтов музеев рекомендуется также регулярно проводить анализ статистики веб-сайта, обращая особое внимание на маршруты (сервис перемещения пользователей, Orphus - www.orphus.ru, время просмотра страниц, «кликабельные области» сайта). Необходимо создать удобную форму обратной связи, позволяющую пользователям высказывать свое мнение и вносить предложения по поводу работы сайта и организации, узнавать о готовящихся мероприятиях. Все это позволит оптимизировать веб-сайт, поддерживать его сервисность в актуальном состоянии. Хорошим каналом обратной связи становятся корпоративные форумы и блоги музеев. Кстати, в этом контексте полезно предоставлять символическое вознаграждение за участие пользователей (например, за найденные ошибки). Музеям важно также обратить внимание на группы встраиваемых сервисов, связанных с продвижением и интеграцией сайтов, с платежными системами и электронными торговыми площадками.
Понимание важности развития сервисности, в том числе внешних сервисов музея, позволяет сформулировать и одно из направлений стратегического развития Новосибирского государственного художественного музея (НГХМ). Новосибирский государственный художественный музей - креативное пространство для реализации эстетических потребностей человека и для развития искусства.
Миссия музея - укрепление культурной идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России и Сибири через сохранение художественных ценностей российской культуры и искусства, формирование художественного (креативного) пространства Новосибирской области для устойчивого развития Сибири и превращение художественной культуры в инструмент креативных инноваций НСО, содействие удовлетворению художественно-эстетических потребностей людей и самореализации талантов. Музей является центром культуры, просвещения и образования (рис. 1).
Выставки будущие
Рисунок 1. Основные сервисы НГХМ для посетителей
Миссия Новосибирского государственного художественного музея основана на определении музея, сформулированном ИКОМ на 22-й Генеральной ассамблее в Вене (Австрия, 24 августа 2007 года): «Музей - это некоммерческое учреждение, служащее обществу и его развитию, открытое для широкой публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, передает и демонстрирует материальное и нематериальное наследие человечества и окружающей его среды, в целях образования и удовлетворения духовных потребностей».
В среднесрочной перспективе, по форме взаимодействия с посетителями и внешней средой, музей призван стать гибридным музеем - пространством формирования культуры высокого уровня новых поколений: «Музей для людей».
Использование новых информационно-коммуникационных технологий позволит сформировать гибридный характер музея «Музей для людей»:
- Мультимедиа оснащение и модернизация холла музея, создание современного, комфортного входного вестибюля и зоны приветствия, отвечающих современным требованиям посетителей разного возраста, партнеров и гостей, для демонстрации маркетинговой информации с вовлечением посетителей в креативное пространство музея «с первого шага».
- Мультимедийные инсталляции индивидуального и коллективного использования при просмотре экспозиции:
- создание в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребенка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т. д.);
- аудиоинсталляции: модернизация аудио-гидов, система стационарных наушников-аудио-этикеток рядом с витриной или с объектом, погружающих посетителя в определенную эпоху/ тему;
- электронные этикетки к предмету для более глубокого изучения экспозиции;
- комфортные автоматизированные рабочие места для заинтересованного посетителя: кинетические экраны, видеопроекция, светодиодный экран, интерактивный стол, дополненная реальность, виртуальная реальность, голографическая 3D-пирамида, смешанная реальность, интерактивная голограмма, сенсорный экран, интерактивный контент, интерактивная игра, интерактивный пол и др.;
- игровой познавательный контент для детской аудитории;
- видеомэппинг, голографические витрины и другие инсталляции для показа экспонатов, кото-
рые сложно или невозможно показать посетителю в реальности (так как они или хранятся в фондах, или утеряны, или слишком маленького/большого размера и т. д.).
- Навигационные системы на входе в музей для посетителей: экспонаты, часы работы музея, другая справочная информация.
- Развитие виртуального пространства музея:
- виртуальные экскурсии;
- виртуальные выставки.
В качестве внешних сервисов портала НГХМ предполагается развитие следующих направлений:
- сотрудничество с компанией 2ГИС в области использования геотехнологии;
- формирование интерактивного обмена сообщениями;
- дальнейшее развитие социальных сетей компании и формирование ютуб-канала;
- исследование и развитие инструментов искусственного интеллекта в деятельности музея.
Литература
1. 100 музеев по рейтингу запросов пользователей Интернета [Электронный ресурс] // Портал Музеи России. -URL: http://www.museum.ru (дата обращения: 06.12.2021).
2. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы [Электронный ресурс] // Информационное общество. - 2002. - Вып. 1. - C. 24-30. - URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/28a3cd0ec223ab08c3256 d5700409cf4 (дата обращения: 06.12.2021).
3. Головенченко А. К. Современные информационные технологии в контексте библиотечной сервисной деятельности [Электронный ресурс] // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). - URL: http://conference.osu.ru/assets/ files/conf_info/conf9/s20.pdfм (дата обращения: 06.12.2021).
4. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. - URL: https://pushkinmuseum.art/index.php?lang=ru (дата обращения: 06.12.2021).
5. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: Построение информационного общества для всех/ ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - URL: https://ifap.ru/ofdocs/unesco/program.htm (дата обращения: 06.12.2021).
6. Augmented Knowledge and Culture [Электронный ресурс] // INET'2000, July 2000. - URL: http://www.isoc.org [Доступна в сокращенном виде на сайте ORF: http://science.orf.at] (дата обращения: 06.12.2021).
7. International Council of Museums (ICOM) [Электронный ресурс]. - URL: https://icom-russia.com/data/kontakty-ikom (дата обращения: 06.12.2021).
8. Resolution. Cultural Co-operation in the European Union 2000/2323(INI) adopted in the 5th of September 2001. European Parliament 1999-2004. Committee on Culture, Youth, Education, the Media and Sport.
9. The British Museum [Электронный ресурс]. - URL: https://www.britishmuseum.org (дата обращения: 06.12.2021).
10. The Metropolitan Museum of Art [Электронный ресурс]. - URL: https://www.metmuseum.org (дата обращения: 06.12.2021).
Referenses
1. 100 muzeev po reytingu zaprosov pol'zovateley Interneta [100 museums according to the rating of Internet user requests]. PortalMuzei Rossii [PortalMuseums of Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.museum.ru (accessed 06.12.2021).
2. Veltman, K. Elektronnaya kul'tura: dostizheniya i perspektivy [Electronic culture: achievements and prospects]. Informatsionnoe obshchestvo [Information society], 2002, iss. 1, pp. 24-30. (In Russ.). Available at: http://emag.iis. ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/28a3cd0ec223ab08c3256d5700409cf4 (accessed 06.12.2021).
3. Golovenchenko A.K. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v kontekste bibliotechnoy servisnoy deyatel'nosti [Modern information technologies in the context of library service activities]. Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vseros. nauch.-metod. konf. (s mezhdunar. uchastiyem) [University complex as a regional center of education, science and culture: materials of Vseros. scientific method. conf. (with international participation)]. (In Russ.). Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf9/ s20.pdfm (accessed 06.12.2021).
4. Gosudarstvennyy muzey izobrazitel'nykh iskusstv imeni A.S. Pushkina [State Museum of Fine Arts named after A.S. Pushkin]. (In Russ.). Available at: https://pushkinmuseum.art/index.php?lang=ru (accessed 06.12.2021).
5. Programma YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh": Postroenie informatsionnogo obshchestva dlya vsekh/ YuNESKO [UNESCO Program "Information for All": Building an Information Society for All / UNESCO]. (In Russ.). Available at: https://ifap.ru/ofdocs/unesco/program.htm (accessed 06.12.2021).
6. Augmented Knowledge and Culture. INET'2000, July 2000. (In Engl.). Available at: http://www.isoc.org (accessed 06.12.2021).
7. International Council of Museums (ICOM). (In Engl.). Available at: https://icom-russia.com/data/kontakty-ikom (accessed 06.12.2021).
8. Resolution. Cultural Co-operation in the European Union 2000/2323(INI) adopted in the 5th of September 2001. European Parliament 1999-2004. Committee on Culture, Youth, Education, the Media and Sport. (In Engl.).
9. The British Museum. (In Engl.). Available at: https://www.britishmuseum.org (accessed 06.12.2021).
10. The Metropolitan Museum of Art. (In Engl.). Available at: https://www.metmuseum.org (accessed 06.12.2021).
УДК 069:004.738.5"72"
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-62-67
НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЙНОГО МИРА
Пичкурова Ирина Андреевна, аспирант, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются новые цифровые технологии современного музейного мира. Статья раскрывает содержание основных понятий, таких как «цифровизация», «информатизация», «информационное общество», «музейный мир», «AR-технологии», «VR-технологии», «цифровой сторителлинг». Рассмотрено воздействие процесса цифровизации на различные сферы деятельности человечества. Приводятся доказательства применения цифровых технологий в музейном пространстве, что способствует повышению привлекательности музеев и расширению границ музейного мира. Автор рассматривает преимущества использования новых цифровых технологий в музейной экспозиции. В статье приведены примеры использования цифровых технологий в известных музеях России и за границей. Основное внимание в работе автор акцентирует на новых технологиях, таких как 3D-печать, роботы-манипуляторы и другие, которые дополняют замысел и содержание музейного пространства, создают виртуальную среду и интерактивность для посетителей. В итоге автор приходит к выводу, о том, что развитие цифровых технологий носит исключительно интеграционный характер и создает благоприятные условия для информационного взаимодействия. Обосновывается мысль о том, что ключевым элементом музейной экспозиции всегда был и остается музейный предмет, представляющий собой «живые» знания, которые не могут заменить никакие новые технологии.
Ключевые слова: цифровые технологии, музейный мир, цифровизация, музейная экспозиция, AR-технологии, VR-технологии, цифровой сторителлинг.
NEW DIGITAL TECHNOLOGIES OF THE MODERN MUSEUM WORLD
Pichkurova Irina Andreevna, Postgraduate, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
This article discusses new digital technologies of the modern museum world. The main concepts such
as digitalization, digital technologies, informatization, information society, museum world, AR technologies, VR technologies, digital storytelling are highlighted and analyzed. The impact of the digitalization process on various spheres of human activity is considered. The article proves evidence of the use of digital technologies