Научная статья на тему '«Сервисное общество» и новый герой телевизионных сериалов 2006-2011 гг'

«Сервисное общество» и новый герой телевизионных сериалов 2006-2011 гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
212
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ОБЩЕСТВО / SERVICE-ORIENTED SOCIETY / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕРИАЛЫ / NETWORKING / TV SERIALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна

В статье внимание сфокусировано на изменениях в сфере влияния кинематографа и телевидения. Жанр современного сериала служит легитимации «сетевых» практик как феномена повседневности. Примеры из современных сериалов помогают проанализировать новые социальные конвенции в популярной культуре и продемонстрировать, что границы между «официальным» и «неофициальным», «нормальным» и «девиантным» стираются. Экспликация этого социального тренда позволяет выявить неожиданные соответствия между англоязычной и современной российской медийной культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Service-oriented society» and new hero in TV serials of 2006-2011

The article is focused on the changes in spheres of influence of cinema and television. The genre of contemporary serial aims to legislate the networking as everyday phenomena. The examples of TV serials help to analyze new social conventions in popular culture and demonstrate that borders between "official" and "unofficial", "normal" and "deviant" are to disappear. Explication of this social trend allows revealing the unexpected coincidences between English language culture and contemporary Russian culture.

Текст научной работы на тему ««Сервисное общество» и новый герой телевизионных сериалов 2006-2011 гг»

Е.Г. Лапина-Кратасюк

«СЕРВИСНОЕ ОБЩЕСТВО» И НОВЫЙ ГЕРОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛОВ 2006-2011 гг.*

В статье внимание сфокусировано на изменениях в сфере влияния кинематографа и телевидения. Жанр современного сериала служит легитимации «сетевых» практик как феномена повседневности. Примеры из современных сериалов помогают проанализировать новые социальные конвенции в популярной культуре и продемонстрировать, что границы между «официальным» и «неофициальным», «нормальным» и «деви-антным» стираются. Экспликация этого социального тренда позволяет выявить неожиданные соответствия между англоязычной и современной российской медийной культурами.

Ключевые слова: сервисное общество, сетевая коммуникация, медийная культура, телевизионные сериалы.

Советская сфера услуг включала в себя две гетерогенные группы - обслуживающий персонал (в том числе «слуг народа» - чиновников) и работников интеллектуального труда. Объединял эти две категории размер зарплаты (за редким исключением в 4-5 раз более низкой, чем у заводских рабочих) и роль «прослойки» в пышном каравае советского общества, состоявшего из двух коржей - рабочих и крестьян. Вплоть до 1950-х годов советский кинематограф изображал представителей этих двух

© Лапина-Кратасюк Е.Г., 2012

* Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.), проект «Социальные и культурные аспекты массовой коммуникации, работы СМИ и журналистской деятельности в современной России», № 14.740.11.1378.

групп либо чудаками, либо даже «паразитами». Лексический ряд в их описаниях включал слова, связанные с понятиями «промежуточности», «необязательности», «факультативности», что предполагало возможность (и даже неизбежность) исчезновения этой «прослойки» в процессе социального развития.

В середине 1970-х годов в Соединенных Штатах появились исследования, описывающие функции современной «сферы услуг» в совсем иных категориях. Согласно теориям «информационного общества»1 сервисная «прослойка» станет не только самой крупной по численности группой, но и основой общества будущего - его экономической и политической силой. К. Маркс писал об этой гетерогенной группе («третьих лицах», согласно традиции перевода «Капитала» на русский) как о постепенно исчезающей в процессе развития капитализма. Напротив, теоретики постиндустриального общества настаивали на неизбежности стремительного расширения сферы услуг, которая уже начинает поглощать как класс собственников, так и класс промышленного пролетариата. Согласно Д. Беллу, современное общество «наращивает свою внутреннюю сложность (особенно в сфере науки и технологий), смешивает технократические и политические решения и становится свидетелем подъема нового класса...»2.

В информационном обществе основным «продуктом производства» становится теоретическое знание, а наиболее востребованными специалистами - ученые, креативные работники и консультанты. Сетевой тип коммуникации, предполагающий передачу сообщений непосредственно от профессионала к профессионалу (минуя пространственные и временные ограничения), способен привести к упразднению как «работодателей», так и бюрокра-тии3. Привлекательность подобной модели социального развития частично объясняется ее упрощенностью и игнорированием социальных рисков4. Важный аспект гипотетического «сервисного общества» состоит в том, что у освобожденного от тяжелого монотонного труда человека появляются время и деньги для того, чтобы разнообразно организовать свой досуг, а разросшаяся сфера услуг предлагает для этого все новые и новые возможности.

Насколько точны социальные прогнозы? Перечитывая теоретические работы последней трети ХХ в., мы можем убедиться в «непредсказуемости предсказаний»: многие социальные феномены, о которых писали теоретики, действительно возникли, но выглядят совершенно иначе. В ситуации экономического кризиса, реального или сконструированного в медиа (что, впрочем, сегодня почти одно

и то же), не работает сразу несколько механизмов гипотетического «общества знания».

На первый взгляд, ситуация начала третьего тысячелетия соответствует тому состоянию общества, которое М. Кастельс называет «созидательным хаосом»: профессионал не привязан к работодателю, а сам контролирует свою карьеру, превращаясь в «самопрограммирующуюся рабочую силу»5.

Популярная культура рубежа веков адаптирует идеи о разрастающейся сфере услуг, аналогичные тем, которые высказывались социальными теоретиками. Но официальное, позитивное отношение к обществу знания соседствует в популярной культуре с репрезентациями неожиданных (иногда скандальных и «окололегальных») изменений в сфере занятости.

Любопытно, что официальную точку зрения на эту проблему представляет студийный кинематограф, а оппозицию ему в данном случае составляет телевидение. То самое телевидение, которое еще недавно считалось (и в публицистике, и в академических исследованиях) наиболее консервативной сферой массмедиа, рассчитывающей на внимание почти исключительно домохозяек, детей и пенсионеров. Именно телевидение становится сегодня пространством наиболее смелых эстетических и социальных экспериментов, представляющих новые версии процессов в «обществе знания».

Современное телевидение ориентирует свои проекты не на «массы» (из более или менее однородных единиц), а на аудиторию, состоящую из представителей очень и очень разных культурных сообществ. Такой состав целевой аудитории и соответствует структуре сетевого6 (или «прозрачного»7) общества, в котором постепенно стирается граница между производителями и потребителями сообщений. Остро ощущается информационная и визуальная конкуренция между новыми и традиционными медиа, но одновременно происходит их конвергенция в едином мультимедийном комплексе. Поэтому традиционные эфирные каналы представляют сегодня лишь небольшой сегмент телевидения Америки и Западной Европы: в целом, его система формируется спутниковыми, кабельными и интернет-каналами. Аудиторию такого телевидения Н.Л. Соколова характеризует так:

Эти группы имеют специфический социальный опыт и вкусовые предпочтения и используют разные стратегии для интерпретации текстов популярной культуры, так что некая абстрактная, «массовая» публика оказывается в конечном счете мифической8.

Подобные изменения объясняют повысившийся в 2000-е годы интерес к телевидению самых разных категорий зрителей, в том числе и интеллектуалов. Тезис о смерти телевидения в сетевую эпоху был опровергнут его включением в процессы медийной интеграции9. Поэтому исследования телевизионного формата коммуникаций сегодня вновь оказались востребованными.

Особой популярностью пользуется сегодня жанр сериала, который, в наиболее «развитых» своих формах, служит легитимации и вербализации тех повседневных практик, которые проскальзывают через сито политических и идеологических нарративов.

Стоит отметить, что сериал появился на телевидении как жанр, прежде всего посвященный профессиям: героями таких шоу были полицейские и частные детективы, политики, врачи, юристы, учителя, социальные работники и няни10. В современных сериалах эта тенденция сохраняется: работник - наемный или фрилансер - остается объектом пристального внимания телевидения, в то время как кинематограф продолжает поиски (супер) героя.

Современные сериалы в значительной мере посвящены представителям «необычных» профессий. Так, главный герой телешоу «Декстер» (Showtime, 2006-2011) - «эксперт по крови», работающий в полицейском управлении. Шоу «Идеал» (BBC, 2005-2011) рассказывает о трудовых буднях драгдиллера. В сериале «Жеребец» (HBO, 2009-2010) повествование ведется от имени специалиста по эскорт-услугам, а две главные героини (сутенерши героя) определяют свои легальные профессии как «консультант по покупкам» и «поэтесса». Даже доктор Хаус, герой одноименного сериала (FOX, 2004-2011), является представителем необычного инварианта своей профессии: он не просто врач, а «частный детектив», отыскивающий причину болезни («преступника») не вполне законными методами. В этом смысле Хаус - это «плохой полицейский», которому для эффективной защиты общества просто необходимо нарушать закон.

Все герои упомянутых сериалов в той или иной степени ведут «двойную» жизнь. Декстер является серийным убийцей, который с помощью приемного отца (полицейского) сумел не только успешно скрывать свои преступления, но и выполнить «полезную» для общества миссию - избавить его от маньяков. Главный герой фильма «Жеребец», школьный учитель и тренер бейсбольной команды, находит свое истинное призвание в роли жиголо. Центральный персонаж сериала «Идеал» официально - безработный, но на самом деле он владелец сетевого бизнеса, без чьих услуг не могут обойтись жители нескольких городских кварталов.

Во всех трех случаях герои сериалов находятся в «ситуации перехода» между двумя их типами: от протагонистов традиционных телевизионных шоу 1950-1980 гг. к персонажам мультимедийной эпохи - индивидуалистам, проявляющим личную инициативу и моральную гибкость. Этот переход выражается также в смещении сюжетных ролей: второстепенные персонажи ранних сериалов теперь выходят на первый план, причем основой сюжета становится их неопределимость в качестве «положительных» или «отрицательных» героев. Кстати, такого рода неопределенность привела бы к разрушению киносценария, но в телевизионном формате она становится источником все новых и новых сезонов.

Противоречие между официально приемлемой профессией героя современных сериалов и тем, чем он на самом деле занимается, позволяет говорить о формировании в популярной культуре новых социальных конвенций и, тем самым, - о стирании границ между «официальным» и «неофициальным», «законным» и «незаконным», «нормальным» и «девиантным».

Двойственный характер занятий персонажей маркирует переход к новому типу общества, невозможность использования «старых» конвенций. Однако традиционные телевизионные формулы тоже остаются актуальными, так как это язык, понятный и привычный зрителю. Следует отметить, что в упомянутых сериалах нелегальная трудовая деятельность героев соответствуют теоретическим понятиям «сетевой тип занятости» и «информационный труд». В своей тайной профессии герои являются фрилансерами: для них важна оценка профессионального сообщества, а не официальных структур; они продают, в основном, информационный продукт, используя понимание психологии своего клиента. Другими словами, они «не боятся делать инвестиции в рекламу, РИ и менеджмент». Все это выглядело бы вполне естественным, если бы в этих сериалах речь шла не о проститутках, сутенерах, драгдиллерах и маньяках, а о топ-менеджерах, РИ-агентах, ученых и продюсерах. Однако, по версии современного телевидения, информационная деятельность не предполагает образования, сетевая коммуникация не нуждается в технологии, и профессионалы возникают из любителей11.

Принципиальным для понимания нового типа героя, появившегося в телевизионных сериалах последних лет, является неофициальный характер его трудовой деятельности. Основной месседж профессиональных сериалов доинформационной эпохи состоял в том, что честный труд на своем месте (даже если это труд уборщика или няни) всегда бывает социально вознагражден. Такие персонажи

были частью системы, непогрешимость и «справедливость» которой в глазах телезрителей подтверждалась успехом героя в финале шоу.

Герои сериалов «Жеребец» или «Идеал» не просто находятся за пределами системы, - они потеряли к ней всякий интерес; для них это пустая метафора повседневности, нечто вроде «правил хорошего тона». Эти персонажи вовсе не страдают из-за утраченного благополучия, - поэтому их сложно назвать аутсайдерами; от официальной культуры им нужно только одно: чтобы она не затрагивала их личное пространство и не мешала их деятельности. В сериале «Идеал», например, вообще отсутствует внешняя среда: все действие происходит в пределах квартиры главного героя.

В других сериалах система предстает в виде громоздкой нефункциональной конструкции, смазывание шестеренок которой превратилось в бессмысленный ритуал. Так, герой сериала «Жеребец» продолжает ходить на работу в школу, дилер из «Идеала» по привычке подкупает полицейского и т. п. В новом типе общества именно неофициальная деятельность «проигравших» является наиболее востребованной и успешной.

Необходимо, правда, отметить, что подобная позиция обычно сохраняется авторами сериала только в течение первых сезонов. В дальнейшем образ героя телевизионного шоу, как правило, постепенно подтягивается к традиционному: герой начинает воспринимать свою инаковость как проблему и старается вновь стать «нормальным». Особенно ярко эта тенденция проявилась в пятом сезоне сериала «Доктор Хаус», но также и в конце второго сезона «Жеребца», и в пятом сезоне «Декстера».

На мой взгляд, самым любопытным примером социализации героя нового типа в пределах телевизионного формата является сериал «Декстер». С одной стороны, сюжет этого сериала и образ главного персонажа представляются доведенной до абсурда - или логического завершения - формулой политической социализации. В известной работе Дж. Карлсона «Телевизионное развлечение и политическая социализация» говорится о том, что телевидение создает образ опасного мира, выжить в котором можно только с помощью защитника - «плохого полицейского». Только он, нарушая закон и права обвиняемых, тем не менее (или даже именно поэтому) эффективно избавляет общество от преступности. Карлсон пишет:

Смысл телевизионного послания состоит в том, что конституционные гарантии являются основным препятствием для реализации законов, а также в том, что нарушение прав стоит того, если это позволит избавить улицы городов от преступников12.

Серийный убийца Декстер - наиболее эффективный страж общества, но он, в отличие от «плохого полицейского», не включен в систему. В качестве эксперта по крови в отделе убийств он выполняет рутинную «несерьезную» работу, но его по-настоящему «полезная» деятельность - и истинное призвание - жестокое истребление негодяев, угрожающих обществу. Однако образ главного персонажа данного сериала сложнее той формулы, которую выводит Дж. Карлсон. Для Декстера его «официальная жизнь» с нормальной работой, семьей и кругом знакомых - лишь маскировка, а служение обществу - невольные издержки стратегии выживания. Социализируя свое психическое отклонение, Декстер сохраняет возможность существования за пределами нормы. Здесь скорее реализована сюжетная конструкция вестерна, которая, согласно мнению Уильяма Райта, позволяет примирить крайний индивидуализм и общественные интересы13.

Таким образом, современное телевидение предоставляет исследователю любопытный объект изучения, одновременно подтверждающий и опровергающий теории «сервисного общества» и идеи «гибкой специализации».

С одной стороны, новыми героями телевизионных шоу, маркирующих переход к новому типу общества, действительно являются представители сферы услуг, сетевые специалисты, осуществляющие свою деятельность благодаря горизонтальным коммуникациям (а не внутри вертикальной бюрократической системы).

С другой стороны, сетевая коммуникация, о которой идет речь, осуществляется за счет возвращения к традиционным «соседским» способам общения. Телевизионные репрезентации передают некоторое разочарование общества в инновациях, имплицитно поддерживая критику технологического детерминизма.

Разрушение официальной, единой для всех культуры и переход к культурному разнообразию представлен в телевизионных шоу не как взрыв контркультур: теперь сексуальные эксперименты и практики расширения сознания продаются неудачниками средних лет, пытающимися не утонуть в «созидательном хаосе». Поэтому герои сериалов демонстрируют полную индифферентность и крайнюю обособленность. Основной смысл их сетевой деятельности - не заявить о себе, а стать максимально незаметными; не реформировать или разрушить систему, а добиться того, чтобы их «не трогали». Экспликация этого социального тренда обнаруживает неожиданные соответствия между англоязычной медийной культурой и тенденциями, характерными для современной России.

Примечания

1 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. С. 161. Перевод издания: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N. Y.: Basic Books, 1973.

3 Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

4 Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 120 с.

5 Кастельс М. Указ. соч. С. 114. Dijk J. van. The Network Society. L.: Sage Publications, 2006. 292 p. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002. 128 c. Соколова НЛ. Популярная культура WEB 2.0: к картографии современного медиаландшафта. Самара: Самарский университет, 2009. С. 15. Dijk J. van. Op. cit. Р. 6-7.

Monaco J. How to read a film. Movies, Media, and Beyond. Oxford University Press, 2009. Р. 536.

Лидбитер Ч., Миллер П. PRO-AM - Профессиональный любитель: революция XXI века. URL: http://chelpro.ru/professional-in-books/pro-am (дата обращения: 15.03.2012).

Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация // Назаров М.М., Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.:УРСС, 2003. C. 226. Wright W. Sixguns&Society: A Structural Study of the Western. University of California Press, 1975. 347 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.