Научная статья на тему 'Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма'

Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКА- ЦИЙ / СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ / QUALITY OF HUMAN RESOURCES / QUALITY OF EDUCATION / CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS / CERTIFICATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнева Светлана Васильевна, Копылов Юрий В Икторович

Эволюция подходов к формированию систем сертификации персонала в процессе становления рыночной экономики России, взаимодействие и функции структур, создающих системы серти- фикации, анализ функций участников системы оценки и сертификации позволяет предложить практические специфические решения в области построения системы сертификации персонала туристской индустрии и выпускников учебных заведений. Предложения связаны с особым значе- нием туризма в социально-экономическом развитии России и ролью персонала в обеспечении каче- ства и безопасности туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of approaches to the formation of certification systems of personnel during the process of formation Russias market economy, the interaction of structures and functions, creating a certification system, analysis of functions of participants in the system of evaluation and certification allows us to offer practical solutions to specific construction of the system of personnel certification of tourist industry and graduates. The proposals relate to a special value of tourism in socio-economic development of Russia and the role of staff in ensuring quality and safety of tourist services.

Текст научной работы на тему «Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма»

Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. М., 2006.

6. Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы, перспективы развития: Монография. М., 2001.

7. Кошмаров А.Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9. Вып. 2. М., 2005.

8. ПанасюкА.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М.: Дело, 2008.

9. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008.

10. СеменовА.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Дашков и К, 2009.

11. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: Учебно-методические материалы. М.: ИНФРА-М, 2009.

12. Тесакова Н.В. Миссия и корпоративная культура. М.: РИП-холдинг, 2003.

13. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа. М.: Просвещение, 2009.

14. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: УРАО, 2007.

УДК 331.586

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: МОДЕЛИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Огнева Светлана Васильевна, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, зав. кафедрой экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства

Института туризма и гостеприимства, г. Москва, sogneva.s@bk.ru,

Копылов Юрий Викторович, проректор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва, distance@itig.ru,

The evolution of approaches to the formation of certification systems of personnel during the process of formation Russia’s market economy, the interaction ofstructures and functions, creating a certification system, analysis of functions of participants in the system of evaluation and certification allows us to offer practical solutions to specific construction of the system of personnel certification of tourist industry and graduates. The proposals relate to a special value of tourism in socio-economic development of Russia and the role of staff in ensuring quality and safety of tourist services.

Эволюция подходов к формированию систем сертификации персонала в процессе становления рыночной экономики России, взаимодействие и функции структур, создающих системы сертификации, анализ функций участников системы оценки и сертификации позволяет предложить практические специфические решения в области построения системы сертификации персонала туристской индустрии и выпускников учебных заведений. Предложения связаны с особым значением туризма в социально-экономическом развитии России и ролью персонала в обеспечении качества и безопасности туристских услуг.

Keywords: quality of human resources, quality of education, certification of qualifications, certification systems

Ключевые слова: качество трудовых ресурсов, качество образования, сертификация квалификаций, системы сертификации

55

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Туризм играет важную роль в развитии экономики России и ее регионов, позволяет решать социальные проблемы, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения. Развитие туризма является общегосударственной задачей. Среди причин, мешающих развитию туризма, выделяют недостаточность развития в количественном и качественном отношении туристской инфраструктуры и невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров. В то же время качество трудовых ресурсов является решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и всей российской экономики и, как следствие, общественного благополучия страны.

В самые первые годы формирования новой России проблема обеспечения новыми кадрами со знанием рыночной экономики, социального управления, с умением работать в кризисных и экстремальных ситуациях, способных эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества требовала новых подходов.

При формировании кадрового потенциала одним из основных элементов в кадровой работе должна была стать оценка конкретного работника как необходимое условие предотвращения ошибок в отборе [9]. В этом направлении предусматривалось создание специализированных центров оценки персонала, введение сертификации профессиональных образовательных учреждений, организованных совместно с зарубежными партнерами. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах» [5] предусматривала проведение реформ в сфере развития кадрового потенциала, которые включали введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации персонала; обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издания учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, создание сети методических и информационных центров. Повышение качества образования

предусматривало создание единой системы подготовки, переподготовки и сертификации преподавателей.

Практически во всех решениях Правительства России сертификация персонала рассматривалась как необходимый инструмент оценки соответствия трудовых ресурсов требованиям рынка труда, о чем свидетельствуют и мероприятия Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов [8]. В целях выполнения Программы в 1997 году совместным Постановлением Минтруда России и Госстандарта России была создана система сертификации персонала (экспертов и персонала организаций) [6] как составляющая часть национальной системы сертификации. Постановлением было определено, что непосредственное руководство работой по сертификации персонала организаций осуществляет Минтруд России как Центральный орган системы сертификации персонала (ССП), а организацию и координацию работ по аттестации и сертификации экспертов осуществляет Центральный орган по сертификации экспертов Госстандарта России. Для координации работ в системе был создан Регистр системы сертификации персонала (РССП) в рамках прав, делегированных ему Национальным органом по сертификации в то время, — Госстандартом России.

Регистр системы сертификации персонала успешно и сегодня занимается подготовкой и сертификацией экспертов.

Следующим шагом явилось создание системы нормативных и методических документов, устанавливающих требования к сертифицируемому персоналу, процедуры сертификации, оценочный инструментарий и др. Поиск новых решений в области стандартизации требований к персоналу привел к созданию новой формы документа — профессионального стандарта. Профессиональный стандарт устанавливает минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в определенной отрасли экономики, включает в себя (наряду с другими позициями): наименование должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные уровни; перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, выполнение которых позволит ра-

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1

Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма

Таблица 1

Распределение функций по сертификации персонала в Российской Федерации между Минтрудом России и Госстандартом России

Функции подразделений Минтруда Функции подразделений Госстандарта России

• разрабатывают нормативную базу и осуществляют организационно-методическое сопровождение системы сертификации персонала; • разрабатывают и представляют для утверждения в установленном порядке основополагающие документы ССП в качестве государственных стандартов в области развития человеческих ресурсов; • в качестве полноправного члена управляющего совета РССП и учредителя РССП координируют взаимодействие ССП с Национальной системой сертификации; • участвуют в подготовке, аккредитации и последующем инспекционном контроле органов по сертификации категорий персонала по ОКЗ; • аккредитуют органы по подготовке персонала предприятий и организаций и осуществляют их инспекционный контроль; • определяют категории персонала, на которые распространяются дополнительные обязательные требования по безопасности и охране окружающей среды, и порядок их сертификации; • контролируют непосредственно или через подведомственные органы сертификаты компетентности персонала предприятий и организаций; • подготавливают проекты соглашений о признании сертификатов компетентности персонала предприятий и организаций, выданных зарубежными и международными организациями; • проводят подготовку экспертов ССП через организации по подготовке экспертов, аккредитованные РССП; • участвуют в сертификации и регистрации экспертов по сертификации персонала через РССП. • разрабатывают нормативную базу и осуществляют организационно-методическое сопровождение системы сертификации экспертов; • разрабатывают и представляют для утверждения в установленном порядке основополагающие документы системы сертификации экспертов в качестве государственных стандартов в области сертификации; • в качестве полноправного члена управляющего совета РССП и учредителя РССП координируют взаимодействие Системы сертификации экспертов с ССП; • участвуют в подготовке, аккредитации и последующем инспекционном контроле органов по сертификации экспертов Национальной системы сертификации; • аккредитуют органы по подготовке экспертов и осуществляют их инспекционный контроль; • контролируют непосредственно или через аккредитованные органы сертификаты компетентности экспертов; • проводят сертификацию и регистрацию экспертов ССП; • участвуют в сертификации и регистрации экспертов через РССП; • предоставляют Минтруду России право использовать установленные в Системе сертификации ГОСТ Р знаки соответствия для сертификации персонала предприятий и организаций; • представляют Минтруду России нормативные документы, а также информацию, необходимую для выполнения функций Центрального органа ССП; • вносят по представлению Минтруда России в РССП необходимые данные о сертификации персонала предприятий и организаций; • представляют в установленном порядке интересы ССП в международных организациях по стандартизации и сертификации; • через РССП осуществляют инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации персонала.

ботнику реализовать трудовые функции в рамках его компетенции.

Руководство разработкой профессиональных стандартов осуществляло Министерство труда и социального развития России в период с 1998 по 2004 гг. Профессиональный стандарт для индустрии туризма [7] был первым стандартом нового формата и содержания. Начиная с 2006 года, организацией разработки профессиональных стандартов активно занимается Российский союз промышленников и предпринимателей, который создал для осуществления координации этой деятельности Национальное агентство развития квалификаций. На настоящий момент разработка профессиональных стандартов методически и нормативно обеспечена и активно осуществляется по различным видам профессиональной деятельности, но еще явно в недостаточном объеме. В настоящее время в системах сертификации персонала используются в качестве нормативной базы тесты, должностные ин-

струкции, технологические инструкции по выполнению каких-либо работ или эксплуатации оборудования и др., тем самым дискредитируя саму идею сертификации персонала.

К сожалению, постановление 1997 года полностью не было реализовано в части функций Минтруда, что было связано с изменением функций органов исполнительной власти в соответствии с проводимой административной реформой. Очень активно с 2007 года начал работать в этом направлении Российской союз промышленников и предпринимателей по соглашению с Министерством образования и науки Российской Федерации. Собственно это соглашение [10] и привело к созданию системы оценки и сертификации квалификаций [2] выпускников, образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

На основании данных табл. 2 можно говорить о появлении новой модели системы сер-

57

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Таблица 2

Распределение обязательств между Министерством образования и науки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей в части создания системы независимой оценки качества

образования и сертификации квалификаций

Министерство образования и науки России Российский союз промышленников и предпринимателей

• разрабатывает в рамках своей компетенции с участием РСПП нормативные правовые акты и рекомендации, направленные на формирование системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; • обеспечивает организационное и консультационное содействие отраслевым объединениям работодателей и профессиональным сообществам в ходе создания системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций;

• совместно с РСПП разрабатывает и реализует процедуры аккредитации центров независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, создаваемых отраслевыми объединениями работодателей и профессиональными сообществами, в том числе совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования; • организует экспертизу и распространение методического обеспечения независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций работников и выпускников образовательных учреждений профессионального образования на основе профессиональных стандартов с привлечением отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ;

• обеспечивает совместно с РСПП разработку методического обеспечения для независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования на основе профессиональных стандартов. • участвует в разработке и реализации процедуры аккредитации центров независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, создаваемых отраслевыми объединениями работодателей и профессиональными сообществами; • оказывает отраслевым объединениям работодателей и профессиональным сообществам организационное и консультационное содействие в создании системы отраслевых сертификатов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

тификации персонала — сертификации квалификаций. Система сертификации квалификаций, с одной стороны, является составной частью национальной системы квалификаций, включающей в себя инструменты определения и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, описывающих уровни освоенного обучения (рамка квалификаций), механизмы оценки и обеспечения качества, а также другие инструменты, связывающие образование и обучение с рынком труда и гражданским обществом. С другой стороны, сертификация квалификации рассматривается как инструмент повышения качества образования и не только выпускников учебных заведений всех уровней профессионального образования, но и других категорий граждан, прошедших обучение в различных формах.

Система сертификации квалификаций внедряется в нашей стране как внешняя независимая оценка качества образования. В ряде стран, например, Австралии, Франции, сертификация квалификаций «вписана» в систему образования на уровне получения начального и среднего профессионального образования.

Положением об оценке и сертификации квалификаций выпускников, образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, определены участники системы оцен-

ки и сертификации квалификаций, которыми являются: Общественно-государственный

совет (создан РСПП и Минобрнауки России, организационно-техническое обеспечение его деятельности осуществляет Национальное агентство развития квалификаций), базовая организация (Национальное агентство развития квалификаций), экспертно-методические центры (определяются на конкурсной основе), центры оценки и сертификации (могут иметь филиалы), апелляционные комиссии при центрах оценки и сертификации, заявители [2].

Общественно-государственный Совет осуществляет функции:

• определяет и утверждает приоритетные направления деятельности в области оценки и сертификации квалификации;

• утверждает организационно-методические документы по вопросам оценки и сертификации квалификаций, в том числе регулирующих функционирование и наделение полномочиями центров сертификации квалификаций, определяющих процедуры оценки и сертификации квалификаций и апелляций, порядок расчета тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций;

• определяет порядок проведения оценки и сертификации квалификаций; утверждает форму сертификата и срока его действия; утверждает требования к экспертам;

58

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / Ns 1

Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма

• осуществляет контроль за деятельностью Системы; определяет порядок деятельности апелляционных комиссий и подачи апелляций;

• взаимодействует с органами государственной власти, общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, общественными, международными и иными организациями по вопросам оценки и сертификации квалификаций.

Функциями Базовой организации являются: ■/ разработка проектов организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций;

■/ аудит, координация и мониторинг деятельности экспертно-методических центров, центров оценки и сертификации квалификаций, апелляционных комиссий; рассмотрение и подготовка решений по апелляционным вопросам;

■/ ведение единой базы выданных сертификатов; изготовление и учет сертификатов;

■/ ведение регистра Системы оценки и сертификации квалификаций, в т. ч. включающего информацию о центрах оценки и сертификации квалификаций, экспертах, профессиональных стандартах и контрольно-измерительных материалах;

■/ предоставление документации и информации, необходимой для осуществления полномочий экспертно-методического центра; оказание консультативного содействия, включая содействие в обучении и повышении квалификации специалистов экспертно-методического центра.

Экспертно-методические центры системы оценки и сертификации квалификации согласно Положению [2] выбираются Общественногосударственным советом на конкурсной основе [11] и выполняют следующие функции:

— разрабатывают организационно-методические документы, регулирующие процедуры оценки и сертификации квалификаций; оказывают методическую и консультационную поддержку деятельности центров оценки и сертификации квалификаций; разрабатывают программы подготовки, проводят обучение и ведут реестр экспертов по оценке квалификаций;

— разрабатывают методы, оценочные средства и критерии оценки квалификаций, осуществляют их экспертизу и актуализацию с привлечением заинтересованных работодате-

лей; формируют и поддерживают в актуальном состоянии банк оценочных средств;

— организуют разработку профессиональных стандартов; проводят адаптацию международных профессиональных стандартов в целях их использования в системе оценки и сертификации квалификаций. Взаимодействие Базовой организации

и Организации в рамках осуществления ею полномочий экспертно-методического центра Системы в области профессиональной деятельности оформляется договором, в соответствии с которым организация обязуется выплачивать Базовой организации вознаграждение за регистрационные и иные услуги, возмещающие общесистемные расходы, связанные с деятельностью Организации в качестве экспертно-методического центра.

Центры оценки и сертификации квалификаций осуществляют функции:

— проведение оценки квалификации соискателя согласно порядку, установленному общественно-государственным советом [4]; выдача сертификатов, публикация информации о выданных сертификатах в средствах массовой информации, в т. ч. в сети Интернет; приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов; формирование и поддержание в актуальном состоянии соответствующего сегмента регистра Системы; формирование апелляционных комиссий;

— подбор, организация подготовки и ведение реестра экспертов (требования к экспертам утверждены Общественно-государственным советом [1]);

— подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов и организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций;

— консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции; предоставление заявителям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;

— представление в порядке, установленном Общественно-государственным советом, отчетов о своей деятельности в базовую организацию и другие заинтересованные организации.

Центры оценки и сертификации квалификаций наделяются полномочиями в порядке,

59

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

определяемом Общественно-государственным советом, и основанием для осуществления полномочий является договор с базовой организацией.

Апелляционные комиссии формируются для решения спорных вопросов, возникающих при проведении оценки и сертификации квалификаций, при центрах оценки и сертификации квалификаций. Порядок их деятельности и порядок подачи апелляций определяется Общественно-государственным советом.

Соискатели — получатели услуг (заявители) — физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее соискатели), а также юридические лица:

— работодатели и индивидуальные предприниматели, обратившиеся за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях (вида) деятельности;

— образовательные организации, обратившиеся за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

— центры занятости, обратившиеся за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа безработных граждан и трудовых мигрантов;

— другие заинтересованные организации.

На основании анализа функций участников системы, нормативного и методического обеспечения выявлены некоторые проблемные места в данной системе:

1) в соглашении между Минобрнауки России и РСПП предусмотрена процедура аккредитации органов по оценке и сертификации, в системе — уполномочивание (конкурсный отбор);

2) в Системе установлены собственные требования к центрам оценки и сертификации, в то время как существуют российский стандарт ГОСТ Р 51000.9—97 «Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала» и международный стандарт ИСО/МЭК 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации», ссылки на которые отсутствуют в Системе;

3) профессиональные стандарты, являющиеся базой для сертификации квалификаций, не имеют необходимого правового статуса, а содержащиеся в них квалификационные уровни не соответствуют квалификационным уровням, установленным в нормативных правовых документах Минздравсоц-развития России;

4) национальное агентство квалификаций обладает монопольными функциями: разработка документов, проведение работ по уполномочиванию — аккредитации, контроль и аудит деятельности Экспертнометодических центров, Центров оценки и сертификации квалификации, ведение реестров, организационно-методическое обеспечение деятельности Общественно-государственного совета, наличие договорных финансовых отношений с проверяемыми организациями. В то же время отсутствует отчетность о деятельности агентства перед отраслевыми системами сертификации.

Предложенная РСПП Система оценки и сертификации является скорее типовой моделью. Создана она по принципу функционирования Системы сертификации ГОСТ Р, руководство которой осуществлял Госстандарт России как государственная структура. Но даже в этой системе сертификации учитывалась отраслевая направленность управления системой через центральные органы системы сертификации. В системе оценки и сертификации также должна присутствовать отраслевая направленность в части создания и функционирования отраслевых базовых организаций — отраслевых агентств развития квалификаций и общественно-профессиональных Советов по развитию квалификаций. В этом случае возрастает координирующая роль базовой организации — Национального агентства развития квалификаций. Необходимо повысить и роль Министерства образования и науки в Системе оценки и сертификации квалификаций, для чего необходимо аккредитацию центров оценки и сертификации закрепить за Министерством законодательно.

Предлагаемая система оценки и сертификации квалификаций — схема Системы, которая может быть использована для создания конкретных (отраслевых) систем сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений и организаций в соответ-

60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1

Сертификация персонала: модели и практические решения для сферы туризма

ствии с Перечнем направлений подготовки, специальностей и профессий для конкретного вида деятельности. Например, целесообразно рассматривать создание Системы оценки и сертификации квалификации выпускников туристских образовательных учреждений и организаций и персонала туристских организаций с введением многоступенчатой системы сертификатов квалификации с учетом положений системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

Создание системы оценки и сертификации квалификаций персонала туристской индустрии призвано решить проблемы обеспечения отрасли профессиональными кадрами и повышения качества туристских услуг. Сертификация позволит выявить скрытые проблемы обеспечения туризма квалифицированными кадрами и реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Общие требования к экспертам системы и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утвержден решением Общественно-государственного совета (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.).

2. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников, образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утверждено Министром образования и науки А.А. Фурсенко 31 июля 2009 г. № АФ-317/03 и Президентом РсПп А.Н. Шохиным 27 июля 2009 г.

3. Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утвержден решением Общественно-государственного совета (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.).

4. Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утвержден решением Общественно-государственного совета (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

5. Постановление Правительства РФ от 31.03.97 г. № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах».

6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 21 и Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации № 9 от 29 апреля 1997 года «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации».

7. Постановление Минтруда РФ от 17.05.1999 г. № 8 (ред. от 10.10.2002) «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 74, от 17 июля 1998 г. № 776, от 27 июля 1998 г. № 836).

9. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» (в ред. Постановления от 7 октября 1996 г. № 1173).

10. Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей от 25.06.2007.

11. Типовая конкурсная документация по отбору организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников, образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах в областях профессиональной деятельности, видах экономической деятельности. Утверждено решением Общественно-государственного совета (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.).

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.