Научная статья на тему 'Сертификация квалификаций как способ оценки качества образовательной услуги и повышения ее конкурентоспособности'

Сертификация квалификаций как способ оценки качества образовательной услуги и повышения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Петр Николаевич

Сертификация квалификаций выпускников учебных заведений и работников является важной составной частью формулируемой в нашей стране системы независимой оценки качества профессионального образования, качества образовательных услуг с позиций рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certification of the qualification of graduates and workers is an integral part of the system for independent assessment of the quality of vocational education and education services from the standpoint of the labor market.

Текст научной работы на тему «Сертификация квалификаций как способ оценки качества образовательной услуги и повышения ее конкурентоспособности»

Новиков Петр Николаевич

Сертификация квалификаций как способ оценки качества образовательной услуги и повышения ее конкурентоспособности

о

РЭ

Си

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о Ш о

И

Сертификация квалификаций выпускников учебных заведений и работников является важной составной частью формулируемой в нашей стране системы независимой оценки качества профессионального образования, качества образовательных услуг с позиций рынка труда.

Квалификация; сертификация квалификаций; образовательная услуга; независимая оценка качества профессионального образования.

Квалификация является важнейшим критерием подготовленности работника, выпускника учебного заведения к трудовой деятельности. Поэтому прежде чем говорить о сертификации квалификаций, необходимо четко представлять, что именно понимается под квалификацией как таковой.

Существуют различные подходы к трактовке и содержанию понятия квалификации. В английском и немецком языках квалификация относится только к формальному завершению и мало проясняет, какие именно способности, готовности, знания и поведенческие отношения фактически необходимы для успешной профессиональной деятельности. Речь здесь идет о формализованном подходе, оценке через соответствующий документ. Однако, несмотря на то, что квалификация как бы нейтральна в нравственно-этическом отношении, она может и должна отражать и «свое» у человека (выпускника учебного заведения, работника). Поэтому часто под квалификацией понимают подготовленность работника к качественному выполнению конкретных видов работ, операций, определяемую наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.

В Общероссийском квалификаторе занятий (версия 2012 г.) квалификация определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые обязанности в рамках данного вида деятельности (занятия). В соответствии с целями классификации занятий она имеет установленные параметры: это уровень квалификации и профессиональная специализация. При этом критерием оценки уровня квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия определяют тип необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий.

В проекте Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного регулирования порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов)», подготовленного Правительством РФ, квалификация работника определяется как уровень знаний, умений и опыта работника, необходимых для выполнения им трудовой функции.

В Словаре-справочнике современного российского профессионального образования тер-

мин «квалификация (работника)» трактуется следующим образом: 1) готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; 2) официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности [1].

В другом словаре профессионального образования под квалификацией понимается подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда/класса в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя) [2].

В экономическом словаре понятие квалификации определяется как степень профессиональной подготовленности рабочих и служащих к выполнению конкретного вида работы. Ее составными элементами являются теоретические знания работника, его практические навыки, профессиональное мастерство [3]. Как мы видим, здесь говорится уже о степени подготовленности, что в большей мере соответствует уровню квалификации.

Вышеприведенные подходы показывают, что понятие «квалификация» рассматривается в различных аспектах: формальном, уровневом и оценочном.

Формальная квалификация (подтвержденная дипломом, сертификатом) как свойство рабочей силы - один из первичных показателей, свидетельствующих об уровне профессиональной подготовленности работника. Уровень подготовленности работника характеризуется степенью его возможного соответствия сложности труда на конкретном рабочем месте.

Под оценочной квалификацией обычно понимают совокупность возможностей выполнения работником определенной работы: знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять определенные виды работ наилучшим способом. Уровни квалификации - ее ступени, оцениваемые по подготовленности работника к выполнению стоящих задач [4].

Следовательно, квалификация работника напрямую связывается с содержанием работ на его рабочем месте, но если выпускник не работает по полученной профессии, специальности, то говорить о его квалификации достаточно сложно.

В разных странах задача оценки, присвоения и подтверждения квалификации у выпускников учебных заведений, работников (как готовности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности) решается по-разному. В нашей стране в сфере, например, высшего образования такой процедурой является итоговая государственная аттестация выпускников, по результатам которой им присваивается квалификация и выдается диплом государственного образца.

Формат итоговой аттестации предусматривает оценку соответствия индивидуальных образовательных результатов выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с этой логикой и существующими нормативно-правовыми документами итоговая аттестация выпускников осуществляется самими образовательными учреждениями.

В изменившихся экономических условиях нельзя не признать, что оценивание профессиональной квалификации внутри системы образования сталкивается с объективными ограничениями. То обстоятельство, что оценка квалификации выпускников, т.е., по сути, наличия у них навыков эффективной работы, фактически «совмещена» с обучением, нередко смещает акценты в самом процессе оценки в сторону результатов обучения, что не может не сказываться на ее достоверности.

В то же время работодатели как потребители результатов деятельности учреждений профессионального образования, результатов оказываемых ими образовательных услуг пока еще слабо включены в определение требований к квалификации будущих работников, разработку эффективных оценочных инструментов и процедур и, наконец, сам процесс итоговой аттестации. Вследствие этих и ряда других причин качество итоговой аттестации и присваиваемых квалификаций зачастую не вызывает доверия у работодателей. Это негативным образом сказывается на конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования, учитывая что под конкурентоспособностью специалиста на рынке труда понимается приоритет востребованности его труда работодателем в силу имеющихся (или предполагаемых) у данного работника преимуществ перед другими кандидатами [5].

Следует отметить, что независимая сертификация профессиональной квалификации на

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

протяжении многих лет является стандартной процедурой оценки и подтверждения профессиональных навыков по ряду профессий (сварщики, крановщики, бухгалтеры, различного уровня специалисты по информационным технологиям и т.д.).

В этой связи профессиональными сообществами давно ставится вопрос о необходимости, наряду с итоговой аттестацией выпускников учреждений профессионального образования, осуществлять процедуру независимой сертификации квалификаций, активную роль в которой играли бы прежде всего представители работодателей. Так, в 2004-2005 гг. экспертный институт Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) разработал новую систему «сертификации профессиональных знаний, навыков и умений» и предложил Минобр-науки России увязать ее внедрение с уже начавшейся в то же время реформой образовательной системы, связанной, в том числе, с формированием федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения на компетентностной основе. Согласно предлагаемой системе, выпускники, устраиваясь на работу, должны проходить аттестацию (сертификацию) своих профессиональных знаний. Тестирование предполагалось доверить независимым комиссиям работодателей при Минобрнауки России. Закончив учебу, выпускник, естественно, мог и не подтвердить свою квалификацию, но чтобы устроиться на хорошую работу, ему пришлось бы проходить такую процедуру до тех пор, пока он не покажет нужный результат [6]. На данную инициативу промышленников и предпринимателей в предлагаемом виде система образования в то время по сути не отреагировала.

В последнее время все больше преобладает мысль о раздельном рассмотрении квалификации по образованию и квалификации по труду. Сертификация квалификаций предусматривает подтверждение соответствия квалификации человека именно требованиям профессиональных стандартов, работодателей, в целом - сферы труда, а не федеральным государственным образовательным стандартам, что является весьма существенным моментом.

Важность этой проблемы обусловила ее отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., где говорится о внедрении внешней независимой системы сертификации профессиональных квалификаций [7].

Имеющийся опыт, в том числе зарубежный, показывает, что сертификация как мера профессиональной оценки ценится тогда, когда она измеряет те навыки, которые необходимы в процессе работы; когда она достоверна и никому не дает необоснованных преимуществ при прохождении оценки, т.е. реально подтверждает одинаковый уровень квалификации у одинаково подготовленных людей независимо от того, где они проходили обучение. Система сертификации квалификаций, отвечающая этим требованиям, строится на основе ряда принципов. Важнейшими из них являются следующие:

- делегирование оценки независимым экспертам;

- обязательное привлечение представителей работодателей в качестве экспертов по разработке требований и оценке квалификаций;

- систематическое обучение и подтверждение профессиональной компетенции экспертов, проводящих оценку [8].

Очевидно, что сертификация квалификаций при участии сообщества работодателей потребует создания новых структур, которые будут «нейтральными» и независимыми по отношению к системе образования и оказывающими позитивное влияние на обновление образовательных программ (и прежде всего их вариативной составляющей) в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями работодателей. Поэтому не случайно в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. в рамках мероприятия по развитию системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений среди планируемых мер - создание сети экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации профессиональной квалификации [9].

На практическом уровне эти меры в той или иной мере уже реализуются. Утверждено совместное Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах [10].

Целями этого документа являются формирование регламентов и организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций названных категорий граждан; разработка единых процедур и контрольно-измерительных материалов для оценки и сертификации квалификаций, обеспечивающих получение достоверных результатов; подтверждение соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям, по мере их разработки и актуализации, выдачей сертификата подтверждения квалификации, являющегося формой общественно-профессионального признания уровня квалификации; обобщение информации о качестве профессиональных стандартов и необходимости их актуализации; подбор и подготовка экспертов, осуществляющих независимую оценку, ведение реестра результатов проведения оценки и сертификации квалификаций, учета лиц, ее прошедших; проведение мониторинга и контроля качества мероприятий по оценке и сертификации квалификаций.

К названным выше принципам, на которых должна строиться система независимой сертификации квалификаций, можно добавить еще ряд, а именно: добровольность прохождения оценки и сертификации квалификаций; защиту прав лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, при прохождении оценки и сертификации квалификаций; доступность процедур оценки и сертификации квалификаций; обеспечение конфиденциальности в отношении персональных данных, полученных при проведении оценки и сертификации квалификаций.

Очевидно, что оценка и сертификация квалификаций проводится в интересах многих субъектов. Речь идет о лицах, желающих подтвердить свою квалификацию, в том числе выпускниках общеобразовательных учреждений, студентах и выпускниках образовательных учреждений профессионального образования, работающих гражданах; о работодателях и их объединениях, профессиональных сообществах; о центрах занятости населения; о кадровых агентствах; об образовательных учреждениях; об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органах, осуществляющих управление в сфере образования, органах службы занятости населения; о федеральных органах исполнительной власти.

Так, работодатели и индивидуальные предприниматели могут обратиться за услугами по оценке и сертификации квалификации соискателей из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях (видах) деятельности; образовательные учреждения - из числа их выпускников; центры занятости населения - из числа безработных граждан, трудовых мигрантов и т.д.

В целях организации оценки и сертификации квалификаций сформирован Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования (ОГС), определена базовая организация, планируется создание экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций, разработаны типовые модели этих центров. Важно отметить, что Общественно-государственный совет создан Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации. Основными функциями ОГС являются определение и утверждение приоритетных направлений деятельности в области оценки и сертификации квалификаций; утверждение организационно-методических документов по вопросам оценки и сертификации квалификаций; утверждение формы сертификата и срока его действия; утверждение требований к экспертам; взаимодействие с органами государственной власти, общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, общественными, международными и иными организациями по вопросам оценки и сертификации квалификаций. Среди уже принятых ОГС документов назовем, в частности, такие как «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», «Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В качестве базовой организации определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций», учредителем которого был Российский союз промышленников и предпринимателей.

Основными функциями экспертно-методических центров, определяемых на конкурсной

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

основе Общественно-государственным советом, являются обучение экспертов; формирование банка контрольно-измерительных материалов, организация их разработки, экспертизы и актуализации; разработка методического обеспечения и консультационная поддержка деятельности центров оценки и сертификации квалификаций.

К основным функциям центра оценки и сертификации квалификаций можно отнести проведение оценки квалификации соискателя; выдачу сертификатов, публикацию информации о выданных сертификатах в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет; приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов; формирование апелляционных комиссий; подготовку предложений по актуализации профессиональных стандартов; подготовку предложений по актуализации организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций; консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц. Под процессом сертификации здесь понимается процесс, посредством которого уполномоченный орган -центр оценки и сертификации квалификаций подтверждает, что уровень квалификации выпускника, работника соответствуют требованиям профессионального стандарта, отраслевых рамок квалификаций по видам экономической деятельности или международных стандартов. Результаты оценки и сертификации квалификаций позволяют признать квалификации независимо от способа их получения; расширить возможности трудоустройства граждан; сократить сроки профессиональной подготовки и обучения.

В целом можно утверждать, что сертификация квалификаций является эффективным способом оценки качества образовательных услуг, их результативности с точки зрения степени удовлетворения как требований работодателей, так и нужд и ожиданий самих выпускников, работников независимо от времени оказания им услуг. В свою очередь, качество образовательной услуги предопределяет конкурентоспособность самой услуги, предоставившего ее учебного заведения и ее получателя - выпускника, работника.

Литература

[1] Современное российское профессиональное образование: словарь-справочник / Авт.-сост.: В.И. Блинов, П.Н. Новиков и др. - М.: Федеральный институт развития образования, 2010.

[2] Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2008.

[4] Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. ред. д-ра экон. наук П.Ф. Анисимова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

[5] Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. - Екатеринбург, 1999.

[6] Работодатели устали от недоучек // Известия, 13 мая 2005.

[7] Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р).

[8] Машукова Н.Д., Посталюк Н.Ю., Николаева Г.В., Ащеулов Ю.Б. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы / Под общ. ред. Н.Д. Машуковой. - М.: Университетская книга, 2006.

[9] Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7.02.2011 г. №163-р).

[10] Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (Утверждено Президентом Российского союза промышленников и предпринимателей 27 июля 2009 г. и Министром образования и науки РФ 31 июля 2009 г.).

ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.