УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Особое значение при реализации требований стандартов нового поколения имеет практикоориентированность обучения и реализация в образовательном процессе современных педагогических технологий. Требования к условиям реализации образовательных программ по различным профилям направления подготовки «Туризм» включают следующие важные элементы:
• наличие тренинговой базы для формирования различных практических навыков бакалавров;
• интерактивный характер построения аудиторных занятий;
• широкое обращение к практикам туризма в форме встреч, круглых столов, мастер-классов и др.
Резюмируем вышеизложенное.
1. Ситуация с подготовкой профессионалов для сферы туризма трактуется двояко: с точки зрения многоступенчатости системы подготовки кадров и количественных характеристик, все обстоит благополучно, однако объективные данные статистики
Литература
туризма свидетельствуют о том, что качественные характеристики подготовки не соответствуют требуемому уровню.
2. Изменить ситуацию должна реализация образовательных программ, разрабатываемых в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, в связи с тем, что они, во-первых, ориентированы на практические нужды сферы; во-вторых, реализуют новые педагогические технологии.
3. Федеральный государственный стандарт по туризму, сформулированные в нем общекультурные и профессиональные компетенции реализуются в соответствии с компетентностной моделью выпускника в дисциплинах с учетом их преемственности, полезности и нацеленности на формирование компетентностных характеристик, востребованных сферой туризма в первую очередь (эффективные коммуникации, способность работать в коллективе, нацеленность на конечный результат и ответственность, эмпатия и др.)
1. www.russiatouiism.ru (дата обращения 21.06.2011).
2. UNWTO World Tourism Barometer (UNWTO) 8 (2). June 2010. — Wikipedia/org (дата обращения: 21.06.2011).
3. http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/TravelandTourismReport/index. htm (датаобращения: 21.06.2011).
4. www.unwto.de (дата обращения: 21.06.2011).
УДК 378.046.4
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУР, ПРОВОДЯЩИХ ОЦЕНКУ КВАЛИФИКАЦИЙ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ СЕРВИСА
Танеева Екатерина Шамильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», [email protected],
ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The most intensive development of the systems of personnel certification abroad started in the last 10years with the awareness of the necessity and usefulness of the certification of personnel among the many communities in business, economics and the governments of various countries. The system of personnel certification was initially created to serve only systems of economic management, business. In recent years it has moved far ahead in many sectors of the economy. In this article the author based on the analysis ofsecondary information studied the advanced domestic experience in assessing the qualifications of employees in the service sphere.
66 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Отечественный опыт функционирования структур, проводящих оценку квалификаций...
Наиболее интенсивное развитие системы сертификации персонала за рубежом началось в последние 10лет с осознания необходимости и полезности сертификации персонала среди многочисленных кругов в бизнесе, экономике и в правительствах различных стран. Система сертификации персонала вначале была создана для обслуживания исключительно систем управления экономикой, бизнесом. За последние годы она продвинулась далеко вперед во многих отраслях экономики. В предлагаемой статье автором на основе анализа вторичной информации изучен передовой отечественный опыт оценки квалификаций работников сферы сервиса.
Keywords: certification, volunteer, staff, qualification, service sphere
Ключевые слова: сертификация, добровольная, персонал, квалификация, сфера сервиса
Учеными Российского государственного университета туризма и сервиса был выполнен проект «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в области туризма и сервиса». В рамках данного проекта был проведен подробный анализ международного опыта функционирования сертификации квалификаций в области туризма и сервиса и ситуация с оценкой квалификаций работников области туризма и сервиса в Российской Федерации. В данной статье приведены результаты изучения отечественного опыта функционирования структур, проводящих оценку квалификаций работников сферы сервиса.
Сегодня все выпускники системы профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА). Процедура государственной итоговой аттестации, которая проходит в любом учреждении профессионального образования, решает две задачи: 1) определить, насколько человек освоил образовательную программу; 2) оценить профессиональную квалификацию.
Задача по оценке уровня образования выпускника решается более успешно, потому что у образовательных учреждений есть определенные технологии, контрольно-измерительные материалы, тесты, система промежуточной и итоговой внутренней аттестации, накоплен колоссальный опыт государственной итоговой аттестации.
Задача оценки профессиональной квалификации, напротив, решается неудовлетворительно. Хотя именно этот вопрос в первую очередь интересует работодателя. Поэтому система оценки квалификации сегодня нуждается в совершенствовании. Специалисты предлагают в дополнение к ГИА ввести еще одну процедуру — независимую сертификацию профессиональных квалификаций.
Существует несколько траекторий получения квалификации:
1) обучение по программам профессионального образования (начального, среднего и высшего);
2) профессиональный опыт, который получается в практической деятельности;
3) постепенное повышение квалификации на основе определенного базового образования — в соответствии с современной концепцией «обучение на протяжении всей жизни».
Поэтому система сертификации квалификаций должна быть рассчитана не только на выпускников образовательных учреждений, но и на граждан, которые в течение своей профессиональной карьеры получают квалификации различными путями.
Современная экономика России в основном представлена негосударственными предприятиями. Система образования, особенно профессионального, в основе своей осталась все-таки государственной. Соответственно, произошло разделение интересов самой системы профессионального образования и работодателей. Введение процедуры независимой сертификации позволит в полном объеме представить интересы работодателя и его требования к квалификации специалиста.
31 июля 2009 года Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко и Президентом РСПП А.Н. Шохиным были утверждены Положения «О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».
Разработка названных документов осуществлялась совместно Минобрнауки России и РСПП в рамках реализации соглашения
67
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Итак, если говорить об отечественной системе независимой сертификации квалификаций персонала, нужно отметить, что нельзя считать системой сертификации то, что сегодня делается, например, при подготовке рабочих кадров на предприятиях, где в рамках итоговой аттестации присваиваются соответствующие разряды и выдаются документы. Не является независимой системой сертификации и то, что сегодня происходит в рамках государственной итоговой аттестации в учреждениях профессионального образования. В этом смысле массовой независимой системы сертификации, которая получила бы широкое распространение, в РФ пока не существует.
Однако мы сегодня имеем достаточно много примеров локальных рынков сертификации, которые складываются в стране. Например, сертификацию по собственным методикам и технологиям и на своих ограниченных объемах потребителей осуществляет Национальный союз кадровиков. Существует независимая сертификация у бухгалтеров, особенно в области международного бухучета, у гильдии риелторов и в других секторах. Остановимся более подробно на описании конкретных структур, проводящих оценку квалификаций работников, в том числе в сфере сервиса.
1. Особый интерес представляет структура, проводящая сертификацию персонала в индустрии питания и гостеприимства — Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональное агентство развития квалификаций» ГОУ ДПО «РАРК». «Региональное агентство развития квалификаций» ГОУ ДПО «РАРК» является некоммерческой организацией, деятельность которого направлена на реализацию государственной политики в области профессионального образования, занятости и охраны труда [1].
РАРК является правопреемником Республиканского учебно-методического центра Министерства труда, занятости и социальной защиты республики Татарстан, осуществляющего свою деятельность с 1991 года. Наличие филиалов в крупных городах республики (Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Зе-
ленодольск) позволяет расширить географию обслуживания агентства.
Сегодня РАРК — это многофункциональная структура, основными направлениями деятельности которой являются:
• профессиональное обучение, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социально-психологическая адаптация безработных граждан и незанятого населения;
• методическое обеспечение всех направлений деятельности;
• обучение руководителей и специалистов органов службы занятости и иных организаций;
• обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, оценки травмобезопасности рабочих мест, сертификации работ по охране труда, пожарно-технического минимума;
• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация организации работ по охране труда в организациях, оценка условий труда и профессиональных рисков;
• экспертно-методическая работа по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, работников организаций, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение.
Региональным агентством развития квалификаций ведется Реестр специалистов по разработке профессиональных стандартов. Реестр специалистов по разработке профессиональных стандартов — это открытый список высококвалифицированных, прошедших специальную подготовку и имеющих соответствующий сертификат специалистов, занимающихся разработкой характеристик, требований, предъявляемых к знаниям, умениям, навыкам работника в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии) в соответствии с требованиями работодателя. Указанный реестр находится в свободном доступе на сайте агентства.
Ведется также Реестр экспертов по оценке профессиональных квалификаций в отрасли (области) профессиональной деятельности. Реестр экспертов по оценке профессиональных квалификаций в отрасли (области) профессиональной деятельности — это открытый список высококвалифицированных, прошедших спе-
68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Отечественный опыт функционирования структур, проводящих оценку квалификаций...
циальную подготовку и имеющих соответствующий сертификат специалистов, способных проводить оценку (сертификацию) работника на соответствие его знаний, умений и навыков требованиям профессионального стандарта определенного квалификационного уровня, в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии). Реестр сформирован по отраслям (областям) профессиональной деятельности:
1) реестр экспертов по оценке профессиональных квалификаций в области «Управление (руководство) организацией»;
2) реестр экспертов по оценке профессиональных квалификаций в области «Индустрия питания и гостеприимства». Указанный реестр также находится в свободном доступе на сайте Агентства.
Разработан также Реестр сертифицированных специалистов в отрасли (области) профессиональной деятельности. Реестр сертифицированных специалистов в отрасли (области) профессиональной деятельности — открытый список официально признанных (в виде сертификата) специалистов, знания, умения и навыки которых соответствуют требованиям профессионального стандарта определенного квалификационного уровня в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии). Реестр сформирован по отраслям (областям) профессиональной деятельности. В графическом виде структура Реестра сертифицированных специалистов в отрасли (области) профессиональной деятельности представлена в табл. 1. Указанный реестр также находится в свободном доступе на сайте Агентства.
В качестве ближайших тактических задач на 2011 год Региональное агентство развития квалификаций определяет запуск системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в отрасли питания и гостеприимства.
Перспектива проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани опреде-
ляет особое приоритетное место качественной подготовке специалистов для этой сферы. Казань в соответствии с перспективным планом развития претендует стать туристическим центром с развитой инфраструктурой и высоким качеством обслуживания. Так, к Универсиаде 2013 года в Казани ожидается рост турпотока в 1,5 раза. Статистика свидетельствует, что ежегодно турпоток в Казань уже возрастает в среднем на 10%. По предварительной оценке, только для обслуживания участников и гостей Универсиады-2013 понадобится несколько десятков тысяч специалистов индустрии питания и гостеприимства. Международный уровень мероприятия определяет новое содержание знаний, профессиональных навыков и умений кадров. Обязательства Республики Татарстан как принимающей стороны определяют ее ответственность за качество предоставляемых услуг и товаров гостям и участникам Универсиады.
Рассмотрим систему добровольной сертификации персонала предприятий общественного питания в РФ. С 2006 года в Центре сертификации и экспертизы «Омск-Тест» функционирует система добровольной сертификации персонала предприятий общественного питания «Персонал-Тест», включенный Росстандартом в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации (РОСС RU. К361.04МЯ00 16.10.2006) [2]. Главной целью реализации Системы сертификации персонала являются подтверждение компетентности работников требованиям профессиональных стандартов в сфере ресторанной индустрии и их сертификация независимыми органами.
Основой для создания системы сертификации персонала послужили профессиональные стандарты, методика формирования которых утверждена Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Нормативную базу, определяющую требования к процедуре и порядку проведения сертификации, составляют рабочие документы,
Таблица 1
Фрагмент реестра сертифицированных специалистов в области «Кадровый менеджмент»
№ сертифи- Фамилия, имя, Орган Статус сертифициро- Уровень ква- Срок действия сертификата
ката отчество сертификации ванного лица лификации Дата начала Дата окончания
1 2111044044 Лиманская Юлия Анатольевна ВКК НСК* специалист по управлению персоналом тактический 12/11/2010 г 15/11/2013 г
69
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
регламентирующие процедуры оценки профессиональной компетенции и сертификации персонала различных категорий.
Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Профессиональные стандарты являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству производимой продукции и услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении сертификации работников.
Профессиональные стандарты разработаны применительно к основным профессиям ресторанной индустрии: повар, кондитер, работник предприятия быстрого обслуживания, официант, бармен, сомелье, а также менеджерам ресторанной индустрии: менеджер ресторана, менеджер по производству, менеджер предприятия быстрого обслуживания, генеральный менеджер.
Профессиональные стандарты охватывают профессиональные роли персонала на следующих уровнях:
• начальном (младший персонал),
• на уровне 1 (рабочая профессия, квалифицированный персонал),
• на уровне 2 (высококвалифицированный персонал),
• на уровне 3 (высококвалифицированный персонал, руководители подразделений),
• на уровне 4 (высококвалифицированный персонал, руководитель организации).
Сертификация персонала предприятий общественного питания предоставляет как работникам, так и работодателям определенные преимущества.
Назовем преимущества, предоставляемые работнику:
• работник может подтвердить свою компетентность через независимую оценку;
• система добровольной сертификации персонала позволяет увеличить востребован-
ность работника на рынке труда и сократить сроки поиска подходящей работы;
• возможность легко внедриться в трудовой процесс;
• социальная устойчивость на рынке труда;
• потенциальная возможность большей зарплаты;
• улучшается имидж.
Перечислим преимущества, предоставляемые после добровольной сертификации персонала работодателю:
• увеличивается компетентность персонала;
• повышается мотивация и эффективность труда;
• повышается качество труда;
• доступ к информационной базе, содержащей сведения о профессиональных кадрах;
• увеличивается прибыльность и конкурентоспособность организации.
Рассмотрим систему добровольной сертификации персонала в сфере жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ). Система добровольной сертификации услуг и персонала в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) направлена на повышение управляемости в этой области, комплексный мониторинг развития и функционирования всех объектов ЖКХ, развитие системы повышения квалификации специалистов ЖКХ и др. Объектами сертификации могут выступать отдельные организации или их персонал, занимающиеся деятельностью в области ЖКХ. К таким организациям можно отнести:
• муниципальные и региональные органы управления ЖКХ;
• предприятия теплоэнергетического хозяйства;
• предприятия водопроводно-канализационного хозяйства;
• управляющие компании (ТСЖ, ЖСК и т. п.);
• жилищно-эксплуатационные предприятия;
• предприятия зеленого хозяйства и цветоводства и др.
Предприятиям, прошедшим сертификацию в сфере ЖКХ, предоставляется преимущество при участии в конкурсах государственного или муниципального заказа. Повышается общая конкурентоспособность и статус организации при осуществлении деятельности в конкурентной среде. После получения серти-
70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Отечественный опыт функционирования структур, проводящих оценку квалификаций...
фиката предприятие заносится в единый государственный реестр.
В июле 2009 года на базе Автономной некоммерческой организации создан отдел по сертификации и в соответствии с законодательством РФ проведена аккредитация органа по сертификации персонала и услуг в системе добровольной сертификации в жилищнокоммунальном комплексе системы «Жил-коммунстройсертификация». Орган по сертификации не только сертифицирует персонал и услуги в сфере ЖКХ и выдает сертификаты соответствия, но и инспектирует предприятие, прошедшее сертификацию. Сертификация персонала проводится по трем схемам, зависящим от опыта работы специалиста и его образования. Схемы сертификации персонала в сфере ЖКХ в графическом виде представлена в табл. 2 [3].
Сертификация персонала проводится в три этапа:
• анализ представленных документов и оценка знаний персонала;
• проведение собеседования, тестирования или экзамена (в зависимости от выбранной схемы сертификации);
• инспекционный контроль за соответствием персонала требованиям, подтвержденным в процессе сертификации.
Перечень документов для сертификации персонала в сфере ЖКХ:
• заявка;
• биографическая справка;
• должностная инструкция;
• копии дипломов;
• копии удостоверений повышения квалификации;
• копии удостоверений по ОТ и ПБ;
• копия трудовой книжки;
• копия паспорта.
Рассмотрим систему сертификации персонала в сфере торговли и охранных услуг на примере АНО «Региональная организация по сертификации персонала» («РОСП»). АНО «РОСП» создан по инициативе Учреждения «Государственный центр испытаний, серти-
фикации и стандартизации» и «Регистра системы сертификации персонала РФ» Ростех-регулирования [4]. В состав «РОСП» входят три органа по сертификации, два учебных центра, экзаменационный центр.
В настоящее время РОСП выполняет следующие задачи:
• осуществляет разработку и согласование процедурных вопросов проведения сертификации персонала с «Регистром сертификации персонала РФ» Ростехрегулирования;
• проводит совместно с системой «Реги-онпрофсертификация» организационную и рекламную работу по реализации требований Закона «О техническом регулировании» в части сертификации персонала и создании единой программы сертификации персонала Санкт-Петербурга и Ленинградской области для предприятий, организаций и учреждений региона всех форм собственности;
• согласовывает механизм взаимного признания результатов сертификации другими системами, в том числе зарубежными;
• проводит сертификацию персонала в соответствии с областью аккредитации своих органов по сертификации в России и за рубежом;
• согласовывает процедурные вопросы подготовки и переподготовки экспертов по сертификации персонала;
• формирует базу данных кандидатов в эксперты по сертификации персонала.
Перечислим направления взаимодействия РОСП с предприятиями и организациями региона:
• консультативные услуги и практическая помощь в сертификации персонала, разработке стандартов предприятий, национальных стандартов, положений и методик по работе с персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;
• предоставление информационных услуг по вопросам подготовки и проведения сертификации;
• проведение процедур сертификации персонала, а также сертификации систем менеджмента качества предприятий и организаций;
Схемы сертификации персонала
Таблица 2
1 схема стаж работы в данной сфере более 10 лет собеседование
2 схема стаж работы в данной сфере более 5 лет тестирование
3 схема стаж работы в данной сфере от 1 до 5 лет экзамен
71
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
• создание филиальной сети в регионе с целью оказания помощи предприятиям, удаленным от индустриальных центров;
• проведение обучения специалистов предприятий с целью подготовки их в качестве экспертов (кандидатов в эксперты) для участия в совместной с «Регионпрофсертификация» работе по сертификации персонала.
Сертификация персонала проводится по следующим направлениям.
1. Работник охранного предприятия — оперативный дежурный, обеспечивающий оперативное руководство личным составом охранного предприятия.
2. Работник охранного предприятия (охранник, старший охранник), обеспечивающий безопасность юридического и физического лица.
3. Продавец-консультант магазина оружия. Итак, в данной статье был обобщен передовой отечественный опыт оценки квалификаций работников сферы сервиса. В графическом виде структуры, проводящие сертификацию персонала, в том числе в сфере сервиса, в РФ представлены в табл. 3. На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом система сертификации персонала является стандартной процедурой оценки профессиональных навыков по ряду профессий: сварщики, бухгалтеры, разного уровня специалисты по информационным
технологиям и т.д. Однако система добровольной сертификации почти не развита в сфере сервиса и туризма.
В этой связи специалистами ставится вопрос о необходимости дополнить итоговую аттестацию выпускников учреждений профессионального образования процедурой независимой сертификации, активную роль в которой играли бы «практики», прежде всего, представители работодателей.
Имеющийся опыт показывает, что сертификация как мера профессиональной оценки востребована тогда, когда она измеряет те навыки, которые необходимы в процессе работы; когда она достоверна и никому не дает необоснованных преимуществ при прохождении оценки, то есть реально подтверждает одинаковый уровень квалификации у одинаково подготовленных кандидатов, независимо от того, где они проходили обучение.
Система сертификации, отвечающая этим требованиям, строится на основе ряда принципов. Назовем важнейшие:
• делегирование оценки независимым экспертам;
• обязательное привлечение представителей работодателей в качестве экспертов по разработке требований и оценке квалификаций;
• систематическое обучение и подтверждение профессиональной компетенции экспертов, производящих оценку.
Таблица 3
Органы, проводящие сертификацию персонала, в том числе в сфере сервиса, в РФ
Орган сертификации Местонахож- дение Web- адрес Область оценки квалификации Примечание
1 «Региональное агентство развития квалификаций» ГОУ ДПО «РАРК» Республика Татарстан, г. Казань, ул. Г. Тукая, д. 58 http:// rark- kazan.ru 1. Индустрия общественного питания и гостеприимства 2. «Управление (руководство) организацией»
2 Центр сертификации и экспертизы «Омск-Тест» Россия, 644052, г. Омск-52, ул.27 Северная, 119А http:// omsktest. ru 1. Общественное питание Профессиональные стандарты разработаны применительно к основным профессиям ресторанной индустрии: • повар, • кондитер, • работник предприятия быстрого обслуживания, • официант, • бармен, • сомелье и менеджерам ресторанной индустрии: • менеджер ресторана, менеджер по производству, • менеджер предприятия быстрого обслуживания, • генеральный менеджер.
72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Отечественный опыт функционирования структур, проводящих оценку квалификаций...
Орган сертификации Местонахож- дение Web- адрес Область оценки квалификации Примечание
3 АНО «Региональная организация по сертификации персонала» («РОСП») Росссия, Санкт- Петербург, ул. Парковая, дом 4-Д. http:// www. gociss.ru Торговые услуги Охранные услуги 1. Работник охранного предприятия — оперативный дежурный, обеспечивающий оперативное руководство личным составом охранного предприятия. 2. Работник охранного предприятия (охранник, старший охранник), обеспечивающий безопасность юридического и физического лица. 3. Продавец-консультант магазина оружия.
4 «Региональный центр сертификации профессиональных квалификаций» (машиностроительного профиля) 170020, г. Тверь, Санкт- Петербургское шоссе, д. 51, корп. 5. Машиностроительный профиль Для осуществления сертификации разработаны контрольно-измерительные материалы по профессиям: • «Сварщик» (электрогазосварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик ручной сварки), • «Слесарь» (слесарь-ремонтник, слесарь инструментальщик, слесарь механосборочных работ), • «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», • «Станочник» (станочник широкого профиля).
5 Центр сертификации профессиональных квалификаций по профессиям обувного и швейного производства при Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей №22» 171502 г. Кимры Тверская обл., ул. Московская, 28 Профессии обувного и швейного производства
6 Центры сертификации профессиональных квалификаций по строительству, деревообработке, торговле и общественному питанию, транспорту, металлообработке, легкой промышленности Тамбовской области Создано 7 центров на территории Тамбовской области Профессиональные квалификации по: • строительству, • деревообработке, • торговле и общественному питанию, • транспорту, металлообработке, • легкой промышленности В 2009 году сертификацию профессиональных квалификаций прошли 155 человек по девяти профессиям: «Каменщик», «Штукатур», «Маляр», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Проводник пассажирского вагона», «Повар», «Кондитер», «Столяр строительный», «Электросварщик ручной сварки».
7 Национальный Центр сертификации управляющих при РСПП Россия, 119332 г. Москва улица Марии Ульяновой, дом 14 http:// www. ncsu.ru Профессиональный стандарт управляющего (руководителя) организации
8 Некоммерческое партнерство «Жил-коммунстройсерти-фикация» Органы по сертификации во всех АО РФ: Дальневосточ- ный Приволжский Северо- западный Северокавказ- ский Сибирский Уральский Центральный Южный http:// www. jkss.ru http:// allcity.ru 1. Муниципальные и региональные органы управления ЖКХ; 2. Предприятия теплоэнергетического хозяйства; 3. Предприятия водо-проводно-канализационного хозяйства; 4. Управляющие компании (ТСЖ, ЖСК и т. п.); 5. Жилищно-эксплуатационные предприятия; 6. Предприятия зеленого хозяйства и цветоводства и др.
73
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Орган сертификации Местонахож- дение Web- адрес Область оценки квалификации Примечание
9 Центр по добровольной сертификации персонала при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики Россия, Чувашская Республика 428029, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 4/2 http:// www. tppchr.ru 1. Крупные финансовопромышленные группы, 2. Отрасли индустрии и сферы услуг
10 Центр сертификации профессиональных квалификаций, созданный на базе Центра профессионального образования Самарской области 443020 г. Самара, ул. В. Высоцкого, 10, кабинет № 27 http:// www. cposo.ru Сертификация персонала проводится по 21 профессии, среди которых наиболее массовые и востребованные на рынке труда: повар, электрогазосварщик, электромонтер, слесарь по ремонту автомобилей и др.
Литература
1. http://rark-kazan.ru (дата обращения: 27.09.2011).
2. http://omsktest.ru (дата обращения: 27.09.2011).
3. http://www.jkss.ru (дата обращения: 27.09.2011).
4. http://www.gociss.ru (дата обращения: 27.09.2011).
УДК 640.41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ВУЗАМИ
Ушаков Роман Николаевич, доцент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected],
Институт туризма и гостеприимства, филиал ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Новикова Наталия Геннадиевна. доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО
«Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
In article practical recommendations about development of personnel potential by means of closer work of hotels with specialized high schools are offered. In particular, it is offered to change strategy of development of high schools, to reorient them on preparation of administrative shots for hotel branch, to develop and use competence system for fuller interaction of high school and the hotel enterprise already at a stage of training and to create such system at which delivery of total examinations and final work in high school will be the first step to reception of a supervising post in hotel.
В статье предлагаются практические рекомендации по развитию кадрового потенциала с помощью более тесной работы гостиниц со специализированными вузами. В частности, предлагается изменить стратегию развития вузов, переориентировать их на подготовку управленческих кадров для гостиничной отрасли, разработать и использовать систему компетенций для более полного взаимодействия вуза и гостиничного предприятия уже на стадии обучения и создать такую систему, при которой сдача итоговых экзаменов и выпускной работы в вузе будет первым шагом к получению руководящей должности в гостинице.
74
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / Ns 1