ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)
УДК 76.03/.09
СЕРИИ КАРАНДАШНЫХ ПЕЙЗАЖНЫХ РИСУНКОВ 1900-1920-Х ГГ. В ТВОРЧЕСТВЕ Э.О.ВИЗЕЛЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ХУДОЖЕСТВЕННОДОКУМЕНТАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКОГО МАСТЕРА
© И.Ф.Лобашева
Статья посвящена исследованию творческого наследия Эмиля Оскаровича Визеля (1866-1943) -одного из крупных петербургских деятелей русской культуры, историка искусства и профессионального художника рубежа Х1Х-ХХ веков. Особое внимание обращается на его карандашное творчество, где в характерном для Визеля импрессионистическом ключе ярко отражены интересовавшие его события, природные явления, пейзажные виды. Отмечается, что рисунки Визеля содержат особое видение мастером своего времени и являют собой яркий пример синтеза художественного и документального в искусстве.
Ключевые слова: Э.О.Визель, Петербургская Академия художеств, серии карандашных пейза-
жей, импрессионизм, зрительные восприятия.
Значение рисунка в изобразительном искусстве неизмеримо велико - это не только основа любого из изящных искусств, но и возможность непосредственной, моментальной реакции художника на все происходящее, поскольку это самый мобильный и доступный вид искусства.
На рубеже Х1Х-ХХ веков в отечественной художественной культуре искусство графики ценилось особенно высоко, заняв устойчивые позиции среди других видов искусства. Е.Петинова пишет об этом: «Справедливости ради надо сказать, что в это время чрезвычайно высоко ставили искусство графики, признавая за ней не только специфику материала, но и выражения, отличавшиеся от тех, которыми располагала живопись <...>» [1: 45]. В петербургской художественной среде того времени сложился мощный пласт профессиональных художников, равноценно серьезно относившихся в своем творчестве к живописи и графике. Одним из таких мастеров был Э.О.Визель.
Имя Эмиля Оскаровича Визеля (1866-1943), хорошо известного в художественных кругах Петербурга конца XIX - 1-й трети ХХ века, сегодня малознакомо не только широкой аудитории любителей искусства, но даже узкому кругу специалистов. С конца 1900-х гг. он, будучи хранителем музея Академии художеств, фактически руководил этим музеем (1908 - середина 1920-х), позже работал в Эрмитаже помощником хранителя Отдела рисунков (1928-1931). В 1914 г. Ви-зель был избран действительным членом Академии.
Получив широкое разностороннее образование в Петербургской Академии художеств и европейских школах в Мюнхене и Париже, Эмиль Оскарович зарекомендовал себя как виртуозный
мастер портретного жанра, пейзажных и интерь-ерных видов, театральных зарисовок. Его работы находятся в различных музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, Казани1.
Значение Визеля как видного художника Петербурга подтверждалось его активным участием в качестве экспонента крупных выставок в России и за рубежом [5: 260-261]; [6: 20, 77, 156, 183, 216, 219, 263 (участие Э.О.Визеля)]; [7: 192]. Ретроспектива его художественного творчества была устроена в залах Академии художеств в 1966 г. [8]. В последнее время творчество Визеля получило высокую оценку благодаря развернутой в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан выставке «Художественная династия Визелей» (1998), где было продемонстрировано около 500 произведений и документальных материалов [9]. В марте 2012 г. в рамках проведения перекрестного года Россия - Г ермания в музее вновь была устроена выставка «Немцы в Казани. Художественный мир семьи Визелей», экспозиция которой включила более 110 экспонатов [10].
Уже в ранние годы творчества художник проявлял повышенный интерес к карандашной технике, и закономерно, что рисунки карандашом заняли большое место в зрелом творчестве (1900-1920). Исследованию богатейшего карандашного пейзажного наследия и посвящена данная статья.
Важно отметить, что для пейзажного жанра рубежа ХІХ-ХХ вв. более всего были характерны
1 В статье использованы архивные материалы из фонда Императорской Академии художеств [2],
Фонда Э.О.Визеля [3] и личного архива семьи Визелей [4].
2бб
ДОКУМЕНТАЛИЗМ В ИГРОВЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
импрессионистические тенденции. Эту черту с чуткой внимательностью подмечал критик П.Н.Ге: «Пейзажисты в настоящее время все более или менее импрессионисты, <...> переходя к ним, мы приближаемся к художникам субъективным, которые более заботятся об изображении своего настроения, чем того предмета, который они видят» [11: 166].
Эти общие тенденции отражались и в творчестве Визеля. Особенно много в наследии художника водных пейзажей, созданных им в заграничных поездках, - одна из самых любимых тем импрессионистов. Переменчивость воды, ее живой всплеск привлекали художника сложностью в передаче этой стихии («Мост в Венеции»,#<Ве-неция. Гондолы» (1910-е)). Множество тоновых градаций в графическом изображении воды позволяет провести аналогии с импрессионистическими решениями в живописи.
Любознательность и интерес Визеля к происходящему вокруг не ограничивались только художественными средствами, в это время Эмиль Оскарович профессионально осваивает технику фотографии.
Открытие законов оптики, появление и бурный расцвет фотографии стимулировали развитие новых направлений в изобразительном искусстве того времени, в связи с чем П.Н.Ге писал: «Под влиянием открытий в оптике были достигнуты такие успехи в фотографии и в изучении солнечного спектра, что искусство должно было изменить свои приемы <. >. Вся сумма культурной и научной работы XIX века изменила понятия образованного человека» [12: 11].
Именно так можно определить взгляды Визеля, его устремленность к синтезу научных достижений и художественного мышления. Параллельно с освоением фотографии, художник серьезно изучает выведенные импрессионизмом законы создания формы в произведении, особенно - в карандашных листах.
На волне всеобщего внимания в России к искусству графики и благодаря новым научным достижениям в 1910-е гг. отношение Визеля к карандашной графике постепенно эволюционирует. Со временем художник придает рисунку вид самостоятельного произведения, где нарочитая эскизность, незавершенность сочетается с самодостаточностью изначально задуманной художником формы. Подобные перемены были характерны для станковой графики тех лет, что неоднократно подтверждается в различных фундаментальных источниках в области искусствознания [13; 14]. «Графики охотно работали углем, сангиной, пастелью, дававшими живописный эффект. До начала 1910-х карандашный рисунок,
за небольшим исключением, существовал лишь в виде натурных набросков, эскизов к картинам и печатной графике», - констатирует В.Круглов [15: 24].
Визель с интересом следил за событиями в жизни Академии художеств, Петербурга, в зарисовках художника появляются важные исторические и частные моменты: «Зал заседаний 1-ой Государственной Думы» (1908), «Похороны президента АХ Владимира Александровича» (1909), «За картами» (1910-е) и другие. В таких сериях Визель не ставил задачу репортажного отражения событий художественной жизни Петербурга-Петрограда. В конечном счете, они возникали, объединялись в серии стихийно, естественным образом. Эти зарисовки пронизаны стремлением моментально запечатлеть событие; изображения лиц, фигур даны крупной штриховкой, быстрым стремительным движением карандаша, откуда возникает ощущение размытости композиции, сама форма воспринимается изменчивой и подвижной.
Рассматривая здесь лишь видовую графику Визеля, отметим для полноты представления о карандашном наследии мастера, что и в этот период, и в дальнейшем он явно тяготел к камерному портретному творчеству. Одно из главных мест в его художественном наследии занимают дом, семья, образы близких Визелю людей - отца, детей, жены, изображенных с любовью и теплотой в домашнем интерьере или на даче.
В советский период творчество Эмиля Оскаровича развивалось ровно в рамках выбранных ранее жанров искусства и стилевых пристрастий. Отечественное графическое искусство 1920-х гг. в целом имело очень разностороннее выражение, сохраняя выработанные годами традиционные формы выражения и обретая совершенно новые (плакатность, фотомонтаж, коллаж). Даже в наследии крупных живописцев в эти годы можно обнаружить большое число графических работ. Графика - всегда более мобильное, быстро реагирующее на ситуацию искусство - в эти напряженные годы была более доступна для многих художников и в материальном смысле.
От самых первых революционных лет в художественном наследии Визеля сохранились карандашные зарисовки, интересные прежде всего именно своей документальностью. Это хроника исторических собраний Союза деятелей искусства и заседаний по дальнейшей судьбе Академии художеств в 1917-1918 гг. Как на старой чернобелой пленке немого документального кино, разворачивается картина заседаний конкретных дней и месяцев тех лет. Любопытны зарисовки, отражающие трудности выживания в условиях
гражданской войны. Ярким и образным среди них предстает лист под названием «Перевозка дров жителями Академии художеств в 1920 году», когда в Академии из-за отсутствия тепла были отменены занятия.
В этот период мастер вновь увлеченно разрабатывал светотеневые импрессионистические эффекты за счет плотности штриховки, ширины самого штриха. Для него интересна задача моделировки изображения с минимальным использованием четких контурных линий.
Особенно оригинально и ярко талант Визеля-рисовальщика раскрылся в видовых рисунках 1920-х гг., это колоссальное наследие состоит из более сотни рисунков. Такие походные и домашние рисунки Визель называл «скэтчами» (от англ. «sketch» - набросок, эскиз), однако в его творчестве это не просто наброски, а в большинстве своем уникальные графические листы, в которых вырабатывался неповторимый почерк художника.
Весьма ценным, чуть ли не единственным источником является черновик письма художника в Москву (середина 1920-х гг.), по-видимому, к
А.Бакши, влиятельному коллекционеру того времени, где он так излагает понимание собственного графического творчества: «... Позволяю себе отметить, что вообще мои «скетчи» - не имеют целью «репортаж», а передачу зрительных впечатлений от окружающей натуры, когда в ней встречается для меня интерес художественный < .> (курсив наш - И.Л.)» [4].
Итак, художник четко обозначает поставленную перед собой задачу: художественно передать зрительное впечатление от натуры. В сознании художника, имеющего базовое естественнонаучное образование физико-математического факультета Петербургского университета, рука об руку идут анализ научной теории и художественной практики.
Здесь важно отметить, что если каждый художник обязательно занимается изучением формы для лучшего ее воплощения в своем произведении, оставаясь на уровне художественного осмысления, то Визель идет дальше многих в постижении этого. Его, не меньше предыдущей задачи, серьезно и последовательно интересовал чисто научный аспект физиологии человека - как осмысливается форма человеческим глазом, как зрительное восприятие преобразуется в мозговой деятельности, управляющей рукой художника. Редчайший подход к подобным проблемам, прежде всего проблема совмещения научного и художественного в области восприятия зрением, имели результатом озвученный Визелем в начале 1930-х гг. доклад «Зрительные восприятия и их
взаимоотношения с живописью» (1930), представлявший основные выводы в рамках развернутого научного исследования.
Творческий период Визеля предреволюционной поры, когда художник серьезно изучал законы импрессионизма в живописи и графике, стал предваряющим, накопительным в этом движении. Через познание этих законов он выработал определенную систему изображения окружающей действительности на основе познания им законов физиологии зрения.
Неслучайно в творчестве художника много видовых листов: лаборатория художника вела энергичные поиски, проводя многократные эксперименты, повторяя рисунок одного вида по несколько раз, переключаясь на другие пейзажные виды. Тематически эти виды можно разделить на несколько групп.
Самое большое число зарисовок Визеля можно объединить под общим названием «Ленинград. Виды и события», куда включаются серии панорам города, его улиц, памятников, площадей, знаменитых построек (Исаакиевский собор, Казанский собор и другие). Особняком стоит серия изображений событий культурной жизни города, встречи гостей, иностранных судов, реставрация памятников архитектуры, реконструкция площадей и скверов.
Вторая группа может быть названа «Окрестности Ленинграда», где самым емким является цикл, посвященный Детскому селу [16]2. Сюда же относятся серии с изображением Павловска, Гатчины, окрестностей Луги.
К третьей группе принадлежат южные морские виды, дома отдыха деятелей культуры в Крыму, виды других городов (Москва, Киев, Тифлис).
Рисунки Визеля имеют в первую очередь «художественный интерес», как писал сам художник, представляют эстетическую ценность с научным обоснованием, хотя многие из них не лишены «ре-портажности». «Рассказывая» о различных событиях, они, прежде всего, заставляют обратить внимание на световые эффекты, на то, как работает штрих, как создается трехмерность изображения. И в этом главная особенность большинства из них. Таким образом, они являют собой яркий пример синтеза художественного и документального видения мастера.
Образ города передавался через особое видение художника, современника тех лет. Именно в этих видовых листах в творчестве Визеля явст-
2 Бывшее Царское село, в 1920-х - Детское село, с 1937 г. - город Пушкин.
ДОКУМЕНТАЛИЗМ В ИГРОВЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
венно выражалось то, что принято определять как единое видение времени.
Так, в серии «Наводнение 1924 года», большая часть листов которой находится в музее истории Петербурга, художник ежечасно фиксирует один и тот же вид от угла своего дома на 3-ей линии Васильевского острова в сторону Невы и даже на следующий день после наводнения.
Весьма интересны листы, где изображены места, уже исчезнувшие с лица города в результате реконструкции или уничтожения: Ворони-хинский сквер, Цусимская церковь, вид Большого проспекта Васильевского острова (тогда -проспект Пролетарской победы). Их историческая документальность очевидна, в них художник стремился к максимальной художественной достоверности.
И все же, особая отточенность, совершенство рисунка мастера видны в цикле, посвященном Детскому селу и Павловску. Уверенно, фактурно выполнена серия архитектурных и скульптурных памятников. Изящен и безупречно красив мраморный Аполлон в окружении великолепной колоннады в Павловске. Проникновенно, с чувством щемящей грусти создан лист с изображением павильона «Грот» у Большого пруда в Екатерининском парке. Карандаш художника движется быстро, безошибочно улавливая пропорции витиеватой лепнины или сложных архитектурных объемов.
Мало кто из художников ставил такие задачи в графике, где всегда главенствовала контурная линия. А.А.Сидоров, подтверждая это, пишет: «<...> особого распространения такая бескон-турная штриховая графика у нас не имела <...>» [16: 41-42].
Как видно из обзора графического наследия Визеля, он глубоко и всесторонне исследовал поставленную проблему в своих «скэтчах». И если бы Эмиль Оскарович относился к своему художественному и научному таланту более уважительно, то этот весомый пласт творчества художника стал бы своего рода открытием для современников. Однако кроме его выступлений на рубеже 1920-х - 1930-х гг. в кругу специалистов с упомянутым выше научным докладом, это исследование не приобрело широкой известности.
Дарование Визеля, как прекрасного тонкого рисовальщика, имеющего свой почерк, несомненно, ставит его в один ряд с такими мастерами-графиками XX века, как Л.Пастернак, Г.Верейский, П.Нерадовский, пополняя прославленную школу петербургской-ленинградской графики еще одним достойным, но отчасти забытым именем.
1. Петинова Е. Графика: Вступ. статья к разделу каталога выставки II Символизм в России: Каталог выставки в ГРМ I Авт. коллектив. Под ред.
B.А.Леняшина. - Finland: Palace Editions, 1996. -45б с.
2. РГИА. - Ф. l89. - Оп. і і, І888 г. - Ед. хр. 8І. Личное дело Визеля Эмиля Оскаровича (21l листов) в фонде Императорской Академии художеств.
3. НБА РАХ. - Ф. 3l. - Оп. І. - Ед. хр. 1-l3. Фонд Э.О.Визеля.
4. Рукописный черновик письма Э.О.Визеля к А.Бакши. Середина 192G^ гг. II Личный архив семьи Визелей. Документальные материалы и художественные произведения членов династии Ви-зелей.
5. Биобиблиографический словарь: Художники народов СССР. В б-ти т. I Гл. сост. О.Э.Воль-ценбург. - М.: Искусство, 19l2. - Т. 2. - 44G с.
6. Выставки советского изобразительного искусства: Справочник I Сост. В.Г.Азаркович, Р.Р.Бардин и др.: В 3-х т. - М.: Советский художник, 1965. -Т. і (191l-1932). - 55l с.
l. Золотой век художественных объединений в России и СССР (182G - 1932): Справочник I Сост. Д.Я.Северюхин, О.Л.Лейкинд - СПб.: Издательство Чернышева, 1992. - 4GG с.
8. Эмиль Оскарович Визель (1866-1943). Выставка к столетию со дня рождения. НИМ АХ СССР: Каталог I Авт.-сост. А.Э.Визель, Т.Э.Визель, Л.Ф.Га-лич. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - 1G с.
9. Художественная династия Визелей. Выставка в ГМИИ РТ, Казань: Каталог I Авт.-сост. Г.А.Ра-мазанова, И.Ф.Лобашева, А.И.Новицкий. Авт. вступ. ст. А.О.Визель, Г.А.Могильникова. - Казань: ГМИИ РТ, І998. - 56 с.: с илл.
1G. Визель А. Судьба коллекции. II URLI: http:IIizo-museum.mIarticle^Gn^^I (дата обращения 26.G3.2G12).
11. Ге П.Н. Характерные течения современной русской живописи II Жизнь. - І899. Январь. - Кн. I. -
C. 1бб.
12. Главные течения русской живописи XIX века в снимках с картин: Текст П.Н.Ге. - Альбом. Вып. 1
- 1G - СПб.: Товарищество «Братьев А.и И. Гранат и К°», 19G4. - 64 с., 2GG л. илл.
13. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. - М.: Искусство, 196l. - 39І с.
14. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХК - начала ХХ века. -М.: Искусство, І99І. - 395 с.
15. Символизм в России: Каталог выставки в ГРМ I Авт. коллектив. Под ред. В.А.Леняшина. -Finland: Palace Editions, 199б. - 45б с.
16. Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории. - М.: Искусство, 19б9.
- 252 с.
2б9
E.WIESEL’S SERIES OF PENCIL LANDSCAPE DRAWINGS OF 1900-1920-IES AS A RESULT OF FICTIONAL AND NON- FICTIONAL VISION OF THE ST.PETERSBURG ARTIST
I.F.Lobasheva
The article explores the works of Emil Wiesel (1866-1943), one of the greatest St.Petersburg representatives of Russian culture, a historian of art and professional painter of late XIXth - early XXth century. The author discusses Wiesel’s pencil drawings executed in the impressionist manner typical of this painter.
These drawings represent the author’s vision of events, people and phenomena of nature as the blending of fiction and non-fiction.
Key words: Emil Wiesel, Russian Academy of Art in St.Petersburg, series of landscape pencil drawings, impressionism, visual perception.
Лобашева Ирина Фаековна - кандидат искусствоведения, доцент филиала Московского государственного художественного академического института имени В.И.Сурикова в Казани.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25.11.2012