Научная статья на тему 'Серии холодных зим'

Серии холодных зим Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЯ / WEATHER OBSERVATIONS / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / HEAT SUPPLY / ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЕ / FUEL SUPPLY / ХОЛОДНЫЕ ЗИМЫ / COLD WINTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зоркальцев В.И.

В статье приводятся оценки возрастания потребности в топливе на отопление по экономическим районам СССР, при наступлении наиболее холодных из имевших место в XX веке серий зим. Установлено, что для европейской части СССР экстремально холодными были серии из трех-четырех зим в предвоенный период и в первые два года Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to increase of fuel demand for heating in economic regions of USSR during the coldest winters in XX century. It was proven that in European part of USSR three or four winters during prewar period and winters of the first two years of Great Patriotic war were extremely cold.

Текст научной работы на тему «Серии холодных зим»

В статье приводятся оценки возрастания потребности в топливе на отопление по экономическим районам СССР, при наступлении наиболее холодных из имевших место в XX веке серий зим. Установлено, что для европейской части СССР экстремально холодными были серии из трех-четырех зим в предвоенный период и в первые два года Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: метеонаблюдения, теплоснабжение, топливоснабжение, холодные зимы

Серии холодных зим

В. И. ЗОРКАЛЬЦЕВ,

доктор технических наук, Иркутск

E-mail: vizork@mail.ru

«Если кто-нибудь силой попытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигнет своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться» Дао дэ Цзин «Книга пути и благодати»

В нашей стране для покрытия потребности в топливе на отопление в самые холодные зимы из наблюдавшихся в ХХ веке необходимо располагать его резервами и запасами в отдельных регионах в объемах 18-30% от среднеожидаемой потребности1. Оценить «среднеожидаемую» потребность не так-то просто. Она зависит от многих меняющихся год от года параметров - численности населения и обеспеченности его жилой площадью, конструкции зданий, изменений в системах теплоснабжения и вентиляции, а также от влажности, силы ветра в отдельные дни отопительного периода.

В данном случае речь об эксплуатационных запасах топлива. К ним относятся запасы энергетического угля на

1 Зоркальцев В. И. Хорошо бы знать заранее... //ЭКО. - 2010. - № 5. © ЭКО 2010 г.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ 115

угольных складах - на электростанциях или котельных, а также в местах добычи, сортировки и обогащения, на специальных складах при транспортных магистралях - на железнодорожных станциях и в портах. Сюда же относятся запасы топочного мазута на нефтеперерабатывающих заводах, в специальных хранилищах - обычно на электростанциях и в котельных. И наконец - запасы природного газа в подземных газохранилищах. В связи с тем, что обеспечение потребности России в котельно-печном топливе осуществляется на 70% за счет газа, проблема резервирования этого вида топлива особенно велика. Большое значение имеет и создание запасов топочного мазута, поскольку это топливо может легко заменить уголь и природный газ для многих потребителей.

Задача резервирования топлива на случай холодных зим несколько облегчается из-за того, что далеко не все котельно-печное топливо идет на отопление. В СССР в 1980-х годах на отопление и вентиляцию расходовалось примерно 20% потребляемого котельно-печного топлива2; к настоящему времени эта доля несколько возросла. Основная часть топлива использовалась и используется на производственно-эксплуатационные, технологические нужды, в том числе в электроэнергетике, черной и цветной металлургии, химической промышленности. Правда, его расходы на производственные нужды существенно зависят от температуры наружного воздуха, а также колебаний температур получаемого сырья, материалов и самого топлива.

С другой стороны, проблема резервирования топлива несколько усложняется из-за колебаний экономической конъюнктуры, в том числе - уровней потребления и производства электроэнергии, аварий на крупных энергоисточниках и транспортных системах, возможных забастовок и т. д.

Вопрос о необходимых резервах топлива для компенсации колебаний приточной воды в водохранилища ГЭС Волжско-Камского и Ангаро-Енисейского каскадов исследовался в

2 Аксютин П. К., Зоркальцев В. И. Методические положения по расчету эксплуатационных запасов котельно-печного топлива в народном хозяйстве СССР // Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики. - 1991. - Вып. 38.- С. 73-90.

1970-1980-х годах3. Из-за снижения годового стока на ГЭС Волжско-Камского каскада в отдельные годы возможно сокращение выработки электроэнергии на 30% и более от среднегодовой4. Гидроэлектростанции Иркутской области и Красноярского края (вместе с Хакасией) вырабатывают более половины электроэнергии в этих регионах. Доля ГЭС составляет около 40% к объединенному общему производству электроэнергии в энергосистеме Сибири. В маловодные годы приток воды в водохранилища ГЭС Ангары и Енисея сокращается до 10% и более. Имеет место вполне объяснимая высокая синхронность маловодных лет для этих рек. Покрытие дефицита электроэнергии требует увеличения ее выработки на топливных электростанциях - ТЭЦ и КЭС. Что, в свою очередь, приводит к росту потребления энергетических углей.

Наконец, следует учитывать и еще один немаловажный фактор. Вслед за одной холодной зимой, которая приводит к снижению запасов топлива, может сразу идти другая, а то и третья. Поэтому выявление серий холодных зим в прошлом имеет не только познавательное значение. Этот вопрос был впервые поставлен Ю. Я. Мазуром - ученым, работавшим энергетиком еще на «дореволюционном» (до 1939 г.) Рижском заводе ВЭФ. В возглавляемом им коллективе в Физико-энергетическом институте АН Латвийской ССР проводились детальные исследования возможных отклонений потребностей в топливе на отопление на основе ретроспективных данных о температуре воздуха в отдельных городах СССР5. В частности, было установлено, что для многих городов европейской части СССР наиболее холодными с конца XIX века были серии зим перед Великой Отечественной войной ив ее начале.

3 Вопросы регулирования топливоснабжения: сб. науч. тр. / Под ред. А. Я. Некрасова. - М.: ЦЭМИ, 1972; Резниковский А. Ш., Великанов М. А., Костина С. Т., Рубинштейн М. И. Гидрологические основы гидроэнергетики. - М.: Энергоатомиздат, 1989.

4 Резниковский А. Ш., Великанов М. А., Костина С. Т., Рубинштейн М. И. Гидрологические основы гидроэнергетики.

5 Вопросы регулирования топливоснабжения: сб. науч. тр. / Под ред. А. Я. Некрасова. - М.: ЦЭМИ, 1972; Мазур Ю. Я. Проблемы маневренности в развитии энергетики. - М.: Наука, 1986.

Нами были проведены расчеты на основе методики Ю. Я. Мазура (табл. 1-3). На основе исходных данных6 рассчитывалась интегральная за каждый отопительный период с 1881 г. по 1972 г. разность температур внутри и вне здания (температура внутри здания принималась равной 18° С). Затем определялась среднемноголетняя интегральная разность. В качестве «холодных» рассматривались зимы, у которых интегральная разность была выше среднемноголетних значений. Далее для каждого экономического района определялась максимальная по продолжительности серия холодных зим. Отклонения в процентах суммировались. Полученная сумма показывает, на сколько увеличивается расход топлива на отопление в результате серии холодных зим в процентах к среднему уровню потребления топлива в этом районе за один отопительный период.

Таблица 1

Дополнительная потребность в топливе на отопление в экономических районах СССР в условиях серии из трех наиболее холодных зим 1939/40, 1940/41, 1941/42 гг., % к среднеожидаемой потребности

Экономический район Дополнительная потребность

Северо-Западный 31,0

Уральский 25,0

Волго-Вятский 35,5

Центральный 46,0

Центрально-Черноземный 44,2

Белорусский 63,7

Прибалтийский 66,8

Юго-Западный 57,6

СССР в целом 24,1

6 Гневко Г. Т. Среднемесячная температура воздуха и продолжительность отопительного периода с температурой воздуха ниже 8° С для экономических районов СССР. Ч. 1, 2. - Обнинск: ВНИИТМИ-МИД, 1981.

Таблица 2

Дополнительная потребность в топливе на отопление в экономических районах СССР в условиях серии из четырех наиболее холодных зим 1939/40, 1940/41, 1941/42, 1942/43 гг., % к среднеожидаемой потребности

Экономический район Дополнительная потребность

Поволжский 36,0

Донецко-Приднепровский 46,1

Южный 43,3

Таблица 3

Дополнительная потребность в топливе на отопление в экономических районах России и СССР в условиях максимально холодной серии из наблюдавшихся ранее зим, % к среднеожидаемой потребности

Экономический район Дополнительная потребность Годы экстремально холодной серии зим

Восточно-Сибирский 24,4 1887/88-91/92

Дальневосточный 17,0 1891/92-95/96

Западно-Сибирский 31,4 1881/82-85/86

Казахстанский 31,7 1881/82-85/86

Северо-Кавказский 34,8 1893/94-97/98

Закавказский 27,8 1951/52-53/54

Средняя Азия 50,2 1926/27-30/31

Полученные результаты во многом подтверждают и обобщают выводы исследований Физико-энергетического института АН Латвийской ССР. Для всех районов, кроме европейской части СССР, самой холодной оказалась серия, включающая две предвоенные зимы и первую военную. Она была экстремально холодной также для СССР в целом. Как видно из табл. 1, при таких условиях дополнительная потребность в топливе на отопление в отдельных районах может достигать 50% и более от годового расхода.

В табл. 1 не вошли четыре экономических района европейской части СССР. Три из них вошли в табл. 2, где представлены экономические районы, для которых экстремально холодной

была серия из четырех зим - две предвоенные и две первые зимы войны.

Рассматривая табл. 1 и 2, трудно удержаться от замечания - Германия выбрала самое неподходящее по климатическим условиям время для войны с Россией. Мало того, что первая военная зима была холодной в районе боевых действий. «Адресно» холодной оказалась и следующая зима - именно в тех регионах, где проходила решающая битва за Волгу и Кавказ. Можно при желании увидеть в этом мистическое совпадение - погода и «тот, кто ею управляет», были явно на стороне СССР. Конечно, холодная зима очень затрудняла действия и Советской Армии, но немцы и их сателлиты гораздо меньше были приспособлены к суровым условиям.

Полученный результат усиливается при рассмотрении серий самых холодных зим для других регионов СССР (см. табл. 3). В неевропейских регионах (и также для Северного Кавказа) они пришлись на другие годы. Для Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Дальневосточного, Казахстанского и Северо-Кавказского регионов самыми холодными были серии из пяти зим в конце XIX века. Для Средней Азии - серия из пяти лет в конце 1920-х годов. Для Закавказья - серия из трех лет в 1950-х годах. В такие годы дополнительная потребность в топливе на отопление может составлять 30-50% от средней потребности за один отопительный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.