Научная статья на тему 'Возможности повышения эффективности систем резервного топливоснабжения теплоисточников'

Возможности повышения эффективности систем резервного топливоснабжения теплоисточников Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
287
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / РЕЗЕРВНОЕ ТОПЛИВО / ТОПЛИВНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / BOILER INSTALLATION / RESERVE FUEL / FUEL HANDLING EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Орлов Михаил Евгеньевич, Шарапов Владимир Иванович

Рассмотрены актуальные проблемы систем резервного топливоснабжения теплоисточников, приведена оценка затрат на резервные мазутные хозяйства котельных, предложены варианты повышения их надежности и экономичности. Сформулированы современные требования к резервным системам топливоснабжения и топливным хозяйствам котельных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Орлов Михаил Евгеньевич, Шарапов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increasing of efficiency of reserve fuel supply systems for heat plants

The paper is devoted to the actual problems of reserve fuel supply systems for heat plants. The expenseses estimation on reserve fuel oil equipment for boiler houses is given. The variants of their reliability and economy increasing are offered. Modern requirements for reserve fuel supply systems and fuel handling equipment of boiler-houses are settled.

Текст научной работы на тему «Возможности повышения эффективности систем резервного топливоснабжения теплоисточников»

УДК 621.182

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ РЕЗЕРВНОГО ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ ТЕПЛОИСТОЧНИКОВ

М.Е. ОРЛОВ, В.И. ШАРАПОВ

Ульяновский государственный технический университет

Рассмотрены актуальные проблемы систем резервного топливоснабжения теплоисточников, приведена оценка затрат на резервные мазутные хозяйства котельных, предложены варианты повышения их надежности и экономичности. Сформулированы современные требования к резервным системам топливоснабжения и топливным хозяйствам котельных.

Ключевые слова: котельные установки, резервное топливо, топливные хозяйства.

Система топливоснабжения теплоисточника должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу как основного, так и резервного топлива в соответствии с нормативами [1, 2]. Резервным считается топливо, как правило, жидкое, предназначенное для сжигания в течение длительного периода наряду с основным топливом, обычно газом, при перерывах в подаче последнего. В настоящее время проблема резервного топливоснабжения является актуальной для многих базовых и пиковых теплоисточников, основным топливом в которых служит природный газ. Опыт работы сотрудников Научно-исследовательской лаборатории «Теплоэнергетические системы и установки» (НИЛ ТЭСУ) УлГТУ с различными теплоснабжающими предприятиями Ульяновской области показал, что с подобными проблемами сталкиваются практически все котельные установки [3].

В предыдущие двадцать лет в процессе реформирования надзорных органов произошло некоторое ослабление контроля за соблюдением требований нормативов по обеспечению теплоисточников резервным топливом. Предусмотренные по проекту для обеспечения резервным топливом мазутные хозяйства котельных за эти годы либо были законсервированы, либо не функционировали из-за неисправности оборудования, либо вообще ликвидированы. Такая ситуация в сфере резервного топливоснабжения котельных характерна для многих регионов России, она является следствием не столько ослабления контроля со стороны надзорных органов, сколько скудных инвестиций в последние десятилетия на поддержание и обновление как основного тепломеханического оборудования, так и топливного хозяйства теплоисточников. Вместе с тем в нормативной документации сохраняются обязательные требования по обеспечению теплоисточников резервным и аварийным топливом на случай нештатных ситуаций, поскольку теплоснабжение потребителей не должно быть нарушено, а теплоснабжающее предприятие не должно понести убытки от затрат на устранение аварийных ситуаций и от невыполнения своих обязательств по обеспечению потребителей тепловой энергией в требуемом объеме. В настоящее время органы Ростехнадзора довольно активно взялись за наведение порядка в сфере резервного топливоснабжения котельных. Однако практика настоящего времени показывает, что повсеместное восстановление резервных мазутных хозяйств в прежнем виде не всегда является целесообразным решением.

В современных условиях существенно возросла роль экономических

© М.Е. Орлов, В.И. Шарапов

Проблемы энергетики, 2010, № 5-6

требований к резервным топливным хозяйствам котельных. Приведение цен на топливо к реальным выдвинуло помимо традиционных требований экономичности сжигания и ряд новых. Это, прежде всего, уменьшение доли затрат на собственные нужды котельных, приходящихся на содержание резервного мазутного хозяйства. Значительно ужесточились требования, связанные с экологическими последствиями сжигания жидкого топлива.

Типовое резервное мазутное хозяйство, характерное для проектов многих котельных, включает в себя приемно-сливные устройства, резервуары для хранения мазута, насосные станции, фильтры, подогреватели мазута, паро-, мазуто-и конденсатопроводы. Доставка мазута от заводов переработки нефти до места нахождения теплоисточника чаще всего предусмотрена железнодорожным транспортом в цистернах.

Поскольку мазутное хозяйство котельной - это целый комплекс сооружений, аппаратов и трубопроводов, требующий значительных капиталовложений при строительстве и потребляющий значительную долю собственных нужд котельной, то роль мазутного хозяйства, как системы хранения и подготовки жидкого топлива, очень велика. Хотя оборудование мазутных хозяйств традиционно относится к вспомогательному оборудованию, но с учетом вышеизложенного, мазутное хозяйство должно рассматриваться наравне с основными системами и оборудованием котельной.

При эксплуатации резервного топливного хозяйства котельной общие эксплуатационные затраты можно выразить в виде

У.Зм.х. = Зм + Зт + Зэ + Зо.с + Зк + Зз.п + Зпр. , (!)

где ^Зм.х. - общие эксплуатационные затраты на мазутное хозяйство, руб.; Зм - затраты на закупку мазута, руб.; З т - затраты на выработку теплоты на нужды топливного хозяйства, руб.; Зэ - затраты электроэнергии на нужды топливного хозяйства, руб.; Зо с- затраты на очистку сточных вод после мазутного хозяйства и их отведение, руб.; Зк - затраты на восполнение потерь конденсата после мазутоподогревателей химически очищенной водой, руб.; Зз.п - зарплата персоналу; Зпр. - прочие затраты, руб.

Основными статьями затрат в формуле (1) являются затраты на приобретение самого мазута, заработная плата персоналу, затраты на электроэнергию и на выработку теплоты для подогрева мазута:

Зт = (Qсум.2о.п. + О-с2сл. )Ьу.т.Су.т. 10-6 /1,163 , (2)

где Qсум. - суммарные затраты теплоты на нужды мазутного хозяйства, Вт; 2о.п. - продолжительность отопительного периода, ч; Qс- затраты теплоты на разогрев мазута при сливе из цистерн, Вт; 2 сл. - время слива мазута из цистерн, ч; Ьу. т. - удельный расход условного топлива, кг/Гкал; Су. т. - стоимость

условного топлива, руб./кг.

Суммарные затраты теплоты на нужды мазутного хозяйства включают в себя затраты теплоты с паром, идущим на постоянный подогрев мазута в резервуарах Qp, Вт, на дополнительный нагрев в мазутоподогревателях Qм, Вт.

Кроме того, необходимо учесть потери теплоты в окружающую среду при транспортировке пара йп, Вт, циркуляции мазута йц, Вт, и потери теплоты с

конденсатом Qк, Вт. В результате суммарный расход теплоты на нужды мазутного хозяйства может быть выражен как

2сум. = 2р + йм + а п+а ц+й к • (з)

Подогрев мазута в резервуарах необходим исходя из требований СНиП 11-3576* «Котельные установки» [1], согласно которому в местах отбора жидкого топлива температура мазута, например, марки 100, должна поддерживаться не ниже 80 °С. По проекту мазутные резервуары обычно не имеют тепловой изоляции, поэтому происходят существенные потери теплоты через наружные поверхности резервуаров в окружающую среду, на компенсацию которых постоянно затрачивается тепловая энергия.

Суммарные теплопотери ар , Вт, через все наружные поверхности

мазутного резервуара складываются из потерь теплоты через боковые стенки резервуара, омываемые мазутом, йст., Вт, из потерь через поверхности,

находящиеся в газовом пространстве йг п., Вт, и из потерь через днище

резервуара йд, Вт:

йр = а ст. + йг. п. + а д. (4)

Составляющие теплопотерь можно определить по методике, изложенной в работе [4], используя стандартные уравнения теплопередачи:

йст. = кст. Рст.в.(*м — *н ); (5)

йг.п. = кг.п. (Рп + Рст.г )(*м - *н ); (6)

йд = к д Рд (*м - *гр ). (7)

Здесь кст., кг.п., кд - коэффициенты теплопередачи при переносе теплоты: через боковые стенки, через поверхности, находящиеся в газовом пространстве, и через днище резервуара, Вт/(м •К); Рст в., Рп, Рст г , Рд - площади поверхностей боковых стенок, омываемых мазутом, покрытия и стенок, находящихся в газовом пространстве, площадь днища, м2; * м - средняя температура мазута в резервуаре, °С; *н - средняя температура наружного воздуха за отопительный период, °С; * гр - средняя температура грунта за отопительный период, °С.

Расчеты по формулам (4)-(7) показывают, что общие теплопотери для 2-х резервуаров, объемом 1000 м3 каждый, составляют 1471,8 Гкал в год (для климатических условий г. Ульяновска). На их компенсацию затрачивается около 323,8 т условного топлива. Между тем, потери теплоты и расход топлива можно снизить в 5 раз, установив на наружных поверхностях мазутных резервуаров тепловую изоляцию из минераловатных матов толщиной 5из = 40 мм с защитным покрытием от атмосферных осадков, что позволит сэкономить до 360 тыс. рублей в год.

Дополнительный подогрев мазута до более высокой температуры (110-115°С),

необходимой для нормального распыливания мазута при сжигании, осуществляется в мазутоподогревателях только в период работы котельной на резервном топливе. Теплота, затрачиваемая на дополнительный подогрев мазута в подогревателях, определяется по формуле

0м = СмСм (1 м.п. — 1 м.р. ), (8)

где - расход мазута через мазутоподогреватели, кг/с; См - удельная

теплоемкость мазута, Дж/(кг^°С); 1 м .п., 1 м. р. - средние температуры мазута на

выходе из подогревателя и на входе в него, °С.

Потери тепловой энергии Оп, Вт, через изоляцию паропровода определяют по формуле

0п = РпЧпотЬ, (9)

где Рп - коэффициент местных тепловых потерь; чпот - удельные тепловые потери, Вт/м; Ь - длина трубопровода, м.

Нормативные удельные потери теплоты чпот, Вт/м, для паропроводов и теплопроводов в зависимости от диаметра определяются по СНиП 2.04.14.88* «Тепловая изоляция трубопроводов и оборудования» [5].

По аналогичной формуле можно определить теплопотери через изоляцию мазутопроводов 0ц, Вт.

В существующих мазутных хозяйствах отработанный конденсат пара из выносных и находящихся в емкостях мазутоподогревателей после охлаждения водой городского водопровода в охладителе дренажей 11 до требуемой температуры (40 °С) сбрасывается в систему производственно-дождевой канализации и после очистки - в городской коллектор. Потеря конденсата от подогревателей мазута приводит к необходимости постоянного дополнения химочищенной водой контура паровых котлов и дополнительного расхода топлива. Потери теплоты с конденсатом определяют как

0к = С к С в (1 к 1 хв ) , (10)

где Ск - расход конденсата, кг/с; Св - удельная теплоемкость воды, Дж/(кг^°С); 1 к - температура конденсата, °С; 1 хв - температура водопроводной воды, °С.

При сливе мазута из железнодорожных цистерн необходим его подогрев до соответствующей температуры, для мазута М100 эта температура равна 60 °С [1]. Затраты теплоты при сливе мазута из цистерн Ос, Вт, могут быть определены по формуле

ЧпУм (11 -12 )

Ос = %м 1 , (11)

3,6 V ж .ц.

где чп - удельный расход пара при сливе мазута из цистерны объемом 50 м3, кг/ч;

Ум - общий объем мазута, доставляемого железнодорожным транспортом, м3;

Vж.ц. - объем одной железнодорожной цистерны, равный 50 м3; ¿1, /2 -

энтальпии пара и питательной воды, кДж/кг.

Затраты на электроэнергию, расходуемую насосами на преодоление

гидравлического сопротивления трубопроводов и оборудования, можно оценить по формуле

Зэ = ^N(2о.п.Сэ, 1=1

(12)

где NI - электрическая мощность г-го насоса, кВт; г = 1, 2, ..., т - число насосов, задействованных для перекачки мазута, воды и конденсата на нужды топливного хозяйства; Сэ - стоимость электроэнергии, руб./(кВт^ч).

Остальные затраты в формуле (1) имеют гораздо меньшее значение, по сравнению указанными выше, однако их также необходимо учитывать.

Примерное распределение затрат по статьям расходов для резервного мазутного хозяйства отопительной котельной показана на рис. 1, а.

амортизация ]%

прочие 1%

зарплата

8%

стоки

0,5% 4

вода 0,5%

электроэнергия- /

6%

тепловая энергия

резервное мазутное хозяйство 21%

прочие расходы-10%

ремонт 10% "

амортизация

2%

5%

зарплата 5%

электроэнергия 10%

а) б)

Рис. 1. Примерное распределение затрат по резервному мазутному хозяйству (а) и в целом по

отопительной котельной (б)

В 2006-2007 гг. авторами проведена работа по совершенствованию систем резервного топливоснабжения для двух котельных.

В одной крупной районной котельной, с установленной мощностью 105 Гкал/ч, мазутное хозяйство работает по типовой схеме, описанной выше. В последние несколько лет мазутное хозяйство находится на консервации. Резервуары и основное оборудование мазутного хозяйства не обновлялось с момента введения в эксплуатацию более 30 лет назад. Положение усложняется еще и тем, что в составе этой котельной нет собственных источников пара, который мог бы подаваться в мазутные подогреватели, поэтому пар вырабатывается на рядом расположенной паровой котельной, работающей только на нужды мазутного хозяйства. Отдельно стоящая паровая котельная требует значительных затрат на эксплуатацию и заработную плату обслуживающему персоналу.

Расчеты, произведенные нами, показывают, что общие годовые эксплуатационные затраты ^ Зм. х. на поддержание в работе мазутного

хозяйства, с учетом эксплуатации паровой котельной, составляют 17,25 млн. рублей или 21% от общих эксплуатационных затрат на районную отопительную

котельную (рис. 1, б). Эти весьма существенные затраты должны быть учтены в тарифе на тепловую энергию, поставляемую потребителям.

В связи с тем, что содержание мазутного хозяйства обходится дорого, сжигание мазута в механических форсунках водогрейных котлов затруднено, дробевая очистка поверхностей нагрева от коксовых и сажистых отложений несовершенна, существует опасность загрязнения замазученными стоками окружающей среды, нами доказано, что использование мазута в качестве резервного топлива для рассматриваемой районной котельной нецелесообразно по технологическим, экономическим и экологическим причинам. Целесообразно провести реконструкцию топливного хозяйства котельной с переводом на другой вид резервного топлива.

В ходе работы рассмотрены возможности использования в качестве резервного топлива котельной вместо мазута топлива печного бытового (ТПБ) и сжиженного газа.

Топливо печное бытовое относится к легким нефтяным топливам. Преимуществами ТПБ являются высокая теплота сгорания (около 42,5 МДж/кг), низкая температура застывания по сравнению с мазутом (ниже -5 °С), низкое содержание серы (около 0,5-1% по массе).

Для сжигания ТПБ можно использовать те же горелки и форсунки, что и для сжигания мазута. Для подачи ТПБ в котельную можно использовать уже имеющиеся винтовые насосы с электродвигателями.

Общие эксплуатационные затраты на топливное хозяйство могут быть определены как

т. х.

= ЗТПБ + Зт + Зэ + Зз. п. + Зпр., (13)

где IЗт.х. - общие эксплуатационные затраты на топливное хозяйство, руб.; Зтпб - затраты на закупку ТПБ, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топливо печное бытовое не намного дороже мазута, а теплота сгорания его выше, поэтому затраты на закупку ТПБ Зтпб, руб., и мазута Зм, руб., сопоставимы.

Затраты на выработку теплоты для топливного хозяйства с ТПБ пойдут лишь на компенсацию тепловых потерь через наружные ограждения резервуаров, которые могут быть найдены по формулам (4)-(7). Однако они будут в несколько раз ниже, поскольку в местах отбора ТПБ из резервуаров топливохранилища температура должна быть не менее 10 °С [1]. Причем в змеевиковые подогреватели, установленные в нижней части резервуаров, вместо пара можно подавать горячую воду от водогрейных котлов районной котельной.

Топливо печное бытовое может подаваться в котлы по тупиковой схеме [1], в этом случае затраты электроэнергии на циркуляцию топлива отсутствуют, также отсутствуют все затраты, связанные с эксплуатацией паровой котельной, т.е. затраты на электроэнергию Зэ, руб., определяемые по формуле (12), также будут существенно ниже.

При использовании ТПБ практически отсутствуют сбросы загрязненных стоков в производственно-дождевую канализацию и затраты на их очистку.

Общие годовые затраты на эксплуатацию топливного хозяйства IЗт х ,

руб., с использованием ТПБ в качестве резервного топлива на 10-15% меньше, чем мазутного хозяйства, при гораздо большей надежности топливоснабжения.

В качестве резервного топлива также может использоваться сжиженный углеводородный газ, состоящий из смеси пропана и бутана, являющийся альтернативой природному газу [6]. Минимум продуктов сгорания делает газовое топливо экологически чистым для широкого применения во всех газоиспользующих установках. Для хранения сжиженного газа используются специальные резервуары (емкости) - газгольдеры - емкостью 50 или 100 м3, которые могут устанавливаться как надземно, так и подземно. От газгольдера проводится газопровод к котельному оборудованию. Для лучшего испарения зимой к резервуарам подключают искусственные испарители.

Эксплуатационные затраты для топливного хозяйства со сжиженным газом сопоставимы с затратами на эксплуатацию хозяйства с ТПБ. Однако из-за невысокой нормы заполнения (0,425 кг/дм3) для хранения 1670 т сжиженного газа потребуется примерно 40 резервуаров по 100 м3 [7] общей стоимостью 68 млн. рублей, что в 15 раз больше капитальных затрат, необходимых для замены двух жидкотопливных резервуаров объемом по 1000 м3 каждый. Такие единовременные капиталовложения делают топливное хозяйство со сжиженным газом неконкурентоспособным, поэтому предпочтительным является использование топлива печного бытового.

Одним из критериев, определяющих экономическую эффективность инвестиционного проекта, является дисконтированный срок окупаемости инвестиций [8], который определяется по формуле (14)

- 1п(1 - гТок )

Т д = °к , (14)

д 1п(1 + г)

где г - расчетная норма дисконта; Ток - бездисконтный срок окупаемости инвестиций, год:

К

Т ок =-, (15)

ок ДД

где К - инвестиции в резервное топливное хозяйство теплоисточника, руб.; АД -ежегодный расчетный промежуточный доход в течение всего расчетного периода системы резервного топливоснабжения, руб./год.

Технико-экономические расчеты показали, что реконструкция резервного топливного хозяйства с переходом на использование ТПБ дает реальную экономию капитальных и эксплуатационных затрат при гораздо большей надежности топливоснабжения котельной. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций в резервное топливное хозяйство с ТПБ составляет Т д = 3 года.

В одной из промышленно-отопительных котельных Ульяновской области также имелись проблемы с резервным топливоснабжением, поскольку мазутное хозяйство полностью пришло в упадок. Положение усугублялось еще и тем, что возвращение к предусмотренному проектом резервному мазутному хозяйству в современных условиях практически невозможно, так как оно потребовало бы больших капитальных затрат на его восстановление и эксплуатационных затрат, определяемых по формуле (1), на его поддержание в рабочем состоянии.

Отличительной особенностью этой котельной является то, что доставка резервного топлива предусмотрена не железнодорожным, а автомобильным транспортом. Согласно СНиП 11-35-76* «Котельные установки» [1] в данном случае на котельной должен быть обеспечен пятисуточный запас резервного

топлива или трехсуточный запас аварийного топлива.

Поскольку топливные баки на территории котельной отсутствуют, предложено создать запас резервного жидкого топлива на базе находящейся в непосредственной близости крупной моторно-тракторной станции с его последующей доставкой автоцистернами к котельной.

В качестве наиболее простого и малозатратного мероприятия по повышению надежности топливоснабжения руководству котельной нами рекомендована установка в котельной насосов 4 (один основной, другой резервный) для подачи в горелки 6 котлов 5 жидкого топлива, не требующего предварительного подогрева (дизельного или печного бытового топлива), с устройством приемного трубопровода 3, выходящего за пределы помещения котельной и заканчивающегося гибким шлангом 2 для присоединения к автоцистерне (рис. 2).

Рис 2. Схема подачи резервного топлива в котельную: 1 - автоцистерна; 2 - наружный трубопровод с гибким шлангом; 3 - трубопровод подачи резервного топлива; 4 - топливные насосы; 5 - паровой котел; 6 - горелки котла

Обследование показало, что этот вариант осуществим с минимальными капитальными затратами: топливные насосы могут быть установлены на фундаменте от демонтированного насоса, расположенного рядом с каналом, выходящим за стену котельной, к месту, где возможен подъезд автоцистерны с жидким топливом. В канале необходимо проложить трубопровод с возможностью подключения через гибкий шланг к автоцистерне.

При реализации этого решения в качестве топливного насоса установлен прежний топливный насос с мазутного хозяйства, который был отремонтирован, опробован на подаче дизельного топлива и показал хорошую работоспособность.

Учитывая, что внутреннее топливное хозяйство котельной находится в хорошем состоянии, этот вариант позволяет с минимальными затратами обеспечить аварийное снабжение котельной жидким топливом в течение нескольких суток до восстановления подачи газа.

Эксплуатационные затраты при реализации новой схемы представляют сумму

X Зн .с. = ЗТПБ + Зтр + Зэ + Зпр., (16)

где XЗн с - общие эксплуатационные затраты на новую схему снабжения резервным топливом, руб.; Зтр - затраты на транспорт ТПБ автоцистернами до котельной, руб.

Экономия эксплуатационных затрат Э, руб., в данном случае выражается по формуле

э = £ Зм. х. -Е Зн .с.. (17)

Расчеты по формулам (1), (16) и (17) показывают, что экономия при внедрении новой схемы резервного топливоснабжения котельной достигает 30% от эксплуатационных затрат на традиционное мазутное хозяйство.

В результате обобщения накопленного в НИЛ ТЭСУ УлГТУ практического опыта можно сформулировать современные требования к резервным системам топливоснабжения и топливным хозяйствам котельных:

- резервное топливное хозяйство должно обеспечивать надежное топливоснабжение котельной в соответствии с действующими нормативами;

- капитальные и эксплуатационные затраты на поддержание резервного топливного хозяйства в рабочем состоянии должны быть минимальными;

- должен обеспечиваться быстрый переход котельных агрегатов на резервное топливо без ухудшения работы горелочного оборудования и образования сажистых отложений на поверхностях нагрева;

- при использовании и хранении резервного топлива должны отсутствовать загрязненные стоки и выбросы вредных веществ в окружающую среду;

- при длительном хранении резервное топливо не должно ухудшать своих теплотехнических свойств.

Рассмотренные варианты решения проблемы резервного или аварийного топливоснабжения могут быть рекомендованы к широкому использованию на промышленных и отопительных котельных страны. При необходимости авторами может быть оказана техническая помощь в реализации этих решений.

Выводы

1. Проблема обеспечения резервным топливом является актуальной для многих отечественных базовых и пиковых теплоисточников, основным топливом в которых служит природный газ. За последние два десятилетия предусмотренные по проекту для обеспечения резервным топливом мазутные хозяйства котельных либо законсервированы, либо не функционировали из-за неисправности оборудования, либо вообще ликвидированы.

2. В настоящее время роль экономических требований к отопительным котельным существенно возросла. Это, в свою очередь, требует уменьшения доли затрат на собственные нужды котельных, приходящихся на содержание резервного мазутного хозяйства, поэтому содержание традиционных резервных мазутных хозяйств во многих случаях является экономически нецелесообразным.

3. Из двух рассмотренных вариантов реконструкции топливного хозяйства районной котельной с переходом на сжиженный газ или топливо печное бытовое более предпочтительным является второй вариант. Переход на использование ТПБ в качестве резервного топлива дает реальную экономию капитальных и эксплуатационных затрат при гораздо большей надежности топливоснабжения котельной, дисконтированный срок окупаемости инвестиций не превышает три года. Использование в качестве резервного топлива сжиженного газа требует высоких капитальных затрат и является экономически невыгодным.

4. На тех котельных, где доставка резервного топлива предусмотрена автомобильным транспортом, также предложено использовать ТПБ или

дизельное топливо с подачей его в котлы уже имеющимися насосами непосредственно из автоцистерн через гибкий шланг, соединенный с топливопроводом котельной. Этот вариант позволяет с минимальными затратами обеспечить аварийное снабжение котельной жидким топливом в течение нескольких суток до восстановления подачи газа.

5. По результатам работы сформулированы современные требования к резервным топливным хозяйствам котельных, обеспечивающие повышение их экономичности, надежности и экологической безопасности.

6. Рассмотренные варианты решения проблемы резервного или аварийного топливоснабжения могут быть рекомендованы к широкому использованию на промышленных и отопительных котельных страны.

Summary

The paper is devoted to the actual problems of reservefuel supply systems for heat plants. The expenseses estimation on reservefuel oil equipment for boiler houses is given. The variants of their reliability and economy increasing are offered. Modern requirements for reserve fuel supply systems andfuel handling equipment of boiler-houses are settled.

Key words: boiler installation, reserve fuel, fuel handling equipment.

Литература

1. СНиП II-35-76*. Котельные установки. М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1997. 49 с.

2. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115. М.: Омега-Л, 2005. 214 с.

3. Орлов М.Е. Об эффективности снабжения промышленных и отопительных котельных резервным топливом / М.Е. Орлов, В.И. Шарапов// Теплоэнергетика и теплоснабжение: Сборник научных трудов НИЛ ТЭСУ УлГТУ. Вып. 4. Ульяновск: УлГТУ, 2007. С. 82-94.

4. Назмеев Ю.Г. Мазутные хозяйства ТЭС. М.: МЭИ, 2002. 612 с.

5. СНиП 2.04.14-88*. Тепловая изоляция трубопроводов и оборудования. М.: ЦИТП Госстроя России, 1998. 28 с.

6. Маркин В. Актуальные вопросы эффективного резервного топлива // Газ. 2006. №4. С. 37-39.

7. Жила В.А. Газовые сети и установки / В.А. Жила, М.А. Ушаков, О.Н. Брюханов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 272 с.

8. Рекомендации по оценке экономической эффективности инвестиционного проекта по теплоснабжению. Общие положения / О.А. Сотникова, Э.Ю. Околелова, Т.А. Фиронова. М.: ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС», 2006. 24 с.

Поступила в редакцию 11 ноября 2009 г.

Орлов Михаил Евгеньевич - канд. техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИЛ «Теплоэнергетические системы и установки». Тел.: 8 (8422) 77-80-81; 77-80-84; 77-81-14. E-mail: mio@ulstu.ru.

Шарапов Владимир Иванович - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой ТГВ, руководитель НИЛ «Теплоэнергетические системы и установки». Тел.: 8 (8422) 77-80-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.