Научная статья на тему 'Сергей Павлович дягилев: предпосылки триумфа'

Сергей Павлович дягилев: предпосылки триумфа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1165
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / РУССКИЕ СЕЗОНЫ / RUSSIAN SEASONS / С. П. ДЯГИЛЕВ / SERGEY DIAGHILEV / ТРИУМФ / TRIUMPH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галкина Анастасия Сергеевна

Основной акцент, сделанный в настоящей статье, заключается не столько в том, чтобы проследить результаты знаменитых Русских сезонов, сколько в том, чтобы выявить и обосновать факторы, обусловившие триумф предприятия С. П. Дягилева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Observing the results of the famous Russian Seasons, this article puts its key emphasis on finding and substantiating factors that conditioned the triumph of Sergey Diaghilev's undertaking

Текст научной работы на тему «Сергей Павлович дягилев: предпосылки триумфа»

(рисунки, наброски и другие), биографическими, искусствоведческими, информационно-вспомогательными материалами.

В заключение отметим, что бытие сферы культуры и искусства как коммуникативной/ информационной системы невозможно без таких составляющих, как автор/художник - текст -потребитель/ публика/ реципиент. Однако в рыночных условиях эта система не может адекватно реальности развиваться без таких представителей, как предприниматели (в данном случае -продюсеры, антрепренеры, импресарио), а также арт-менеджеры, агенты и так далее.

Одним из ярчайших выступает Сергей Павлович Дягилев — человек, личность, профессионал, гражданин России и гражданин мира, чья жизнь была посвящена пропаганде русского искусства - живописи, музыки и танца в Западной Европе, Северной и Южной

Америке, а также осуществлению реформ мирового сценического искусства.

Деятельность С. П. Дягилева способствовала генерации нового этапа в развитии различных видов искусства, Художников (например, в балете), текстов произведений, а также собственно мирового арт-пространства как информационного хаосмоса.

С. П. Дягилев был очень разносторонним человеком, яркой личностью Серебряного века, уникальным профессионалом - редактором, издателем, критиком, чиновником, искусствоведом, исследователем, меценатом, предпринимателем в сфере культуры и искусства (импресарио/продюсер/ антрепренер), директором, арт-менед-жером, хореавтором, устроителем выставок и коллекционером. Это позволяет назвать его «человеком-оркестром», создающим художественную реальность и украшающим Мир.

Примечания

1. Дубкова С. И. Жар-птица: Балетные сказки и легенды / С.И. Дубкова. - М.: Белый город, 2009. - 336 с.

2. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым / С. Лифарь. - М.: АРТ СТД РФ, 1994. - 477 с.

3. Тух Б. И. Путеводитель по Серебряному веку / Б.С. Тух. - М.: Октопус, 2005. - 208 с.

А. С. Галкина

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ДЯГИЛЕВ: ПРЕДПОСЫЛКИ ТРИУМФА

Основной акцент, сделанный в настоящей статье, заключается не столько в том, чтобы проследить результаты знаменитых Русских сезонов, сколько в том, чтобы выявить и обосновать факторы, обусловившие триумф предприятия С. П. Дягилева. Ключевые слова: теория и история культуры, Русские сезоны, С. П. Дягилев, триумф.

Observing the results of the famous Russian Seasons, this article puts its key emphasis on finding and substantiating factors that conditioned the triumph of Sergey Diaghilev's undertaking. Keywords: theory and history of culture, Russian Seasons, Sergey Diaghilev, triumph.

Со дня смерти С. П. Дягилева прошло свыше восьми десятилетий. Многие явления искусства начала XX века стали для нас более ясными и заняли заслуженное место в истории отече-

ственной культуры. Однако художественная деятельность Дягилева у нас до сих пор не освещена, как подобает, хотя его заслуги в пропаганде русского искусства колоссальны.

В 1930 году Н. К. Рерих в статье «Венок Дягилеву» писал: «Вспоминаем личность и труды Дягилева, перед нами встает благороднейший и гигантский итог синтеза. Его широкое понимание, непобедимая личная бодрость и вера в красоту создали прекрасный, незабываемый пример для молодых поколений. Пусть они учатся, как хранить ценности прошлого и как служить для самой созидательной и прекрасной победы будущего» (6, с. 357).

Феномен Дягилева — случай полного торжества движущейся истории над косностью официальных стандартов и норм, над неподвижностью быта. Дягилев — великий освободитель творческой энергии, таившейся в глубине души совсем разных людей. Он создал свое время, время Дягилева, те двадцать лет сверхинтенсивного творчества, которые стали легендой.

Дягилев не знал, что он продюсер. Испанский король тоже не ведал этого в 1912 году, когда спросил, что же Сергей Павлович делает в труппе, если не танцует и не дирижирует. «Ваше величество, я не делаю ничего. Но я незаменим».

Искусство сегодня состоит не только из произведений отдельных личностей, но и из совокупности творчества многих. Оно вызревает в маленьких группах, проявляется в действах. Фигура куратора не менее значима, чем фигура творца. На определенном этапе пути Дягилева его главным оружием стал выразительный жест. Фестивали — мощнейшие арт-же-сты нашего времени. Продюсерство предполагает совмещение яркого творческого и крепкого практического начал.

Фигура Сергея Павловича Дягилева очень актуальна сегодня! В чем же критерии его успеха? Каковы предпосылки его триумфа?

О Дягилеве говорили: он поклонник не только прекрасного, но и схем.

Для сегодняшних организаторов в сфере культуры он остается эталоном того, как можно быстро и четко организовать процесс. Как, работая с труппой, не имеющей постоянного места обитания, приехать в очередной город, выбрать подходящую площадку, запустить рекламный механизм, подготовить подходящий репертуар и еще создать достойные условия жизни для артистов. По сути, он каждый раз на новом месте устраивал фестиваль искусств. Смысл дягилевской миссии — в способности слышать «подземный гул» задолго до приближения самих событий. Дягилев сберег от исторической стихии уникальный пласт русского искусства, танцовщиков, хореографов, художников. Предчувствие опасности почти на зверином уровне, мощный инстинкт самосохранения и желание сохранить культуру позволили ему и его труппе пройти берегом революционного моря, не утонув в нем. Острое художественное чутье всегда помогало ему понимать зрительские интересы, а также - формировать их. С. П. Дягилев распознавал творческую, неординарную личность из большого количества людей, создавал оптимальные условия и атмосферу для проявления найденного таланта. Дягилев умел ненавязчиво руководить ими и предвидел потенциал каждого. Настоящая миссия менеджера - создать коллектив (ансамбль), благоприятные условия работы в нем, пробудить творческую активность в каждом из участников коллектива, умение создавать художественные труппы. Безусловно, С. П. Дягилев был менеджером в области художественной культуры.

В этом году второй раз в Перми прошел фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж». Всего второй раз, а есть полное ощущение традиции. Он уже прочно укоренился: в сознании властей, в расписании деятелей культуры. Видимо, очень вовре-

мя возник этот фестиваль. Связь Дягилева и Перми существует больше века, но именно сейчас она стала востребована. Правда, не всеми, а только культурной и властной элитами.

Почему именно сейчас? Известный искусствовед Виталий Вульф, бывший гостем фестиваля, видит причину в определенной зрелости общества и власти. Наверное, сказывается и некое совпадение времен. Начало XX века многим, конечно, отличается от начала XXI, но есть и общее. Дягилев жил в эпоху перелома, мы живем в эпоху перехода. Дело даже не в нашем внутреннем постреволюционном синдроме, а в том, что мир, пока мы разбирались сами с собой, перешел в иное состояние. И этому состоянию оказалось чрезвычайно важно единство мирового пространства, устранение границ между культурами и жанрами, мультиме-дийность искусства. «Матрица Дягилева» вновь актуальна. Директор конкурса Арсений Немченко на вопрос, какие качества необходимы современному продюсеру, чтобы добиться успеха, ответил, ссылаясь опять же на опыт Дягилева: умный авантюризм. Сначала нужно иметь смелость поставить себя в безвыходную ситуацию, замыслив сумасшедший проект и объявив о нем миру. Затем - разум, способности, связи, чтобы найти выход и вывести свою идею на уровень незаурядного воплощения.

«Первой значительной акцией Дягилева в Европе стала выставка русской живописи в парижском осеннем Салоне 1906 года. Она имела неслыханный успех. Это ободрило Дягилева и натолкнуло его на идеи относительно других областей искусства. Следом за живописью Дягилев познакомил Европу с русской музыкой. Начиная с 1907 года, он организовал в Париже серию "русских исторических концертов", которые имели успех не меньший, чем выставка. В этих концертах участвова-

ли крупные музыкальные ансамбли. Оркестрами дирижировал Артур Ни-киш, лучший в то время интерпретатор Чайковского, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов и другие известные композиторы и дирижеры. В качестве солистов выступали пианист Гофман, певцы Фелия Литвин, Федор Шаляпин» (1, с. 180).

Концерты ошеломили своим художественным богатством и разнообразием. Они продемонстрировали внутреннее родство, скрывающееся за разнообразием, внутреннюю цельность того, что называется русской музыкой и русской оперной культурой. Дягилев представил парижанам мифологию русского национального сознания, выраженную музыкально, во всей ее широте - от былины и сказки до исторического предания и эпоса. Сущность концертов Дягилева состояла в том, «что обнаруживала творческую связь оперы и инструментальной музыки, русского мелоса и русского симфонизма. Пение Шаляпина, игра Рахманинова и дирижирование Римского-Корса-кова скрепляло эту связь, притом, что само их участие придавало концертам дополнительный блеск, вне которого для Дягилева не существовало ни подлинное искусство вообще, ни его собственная антреприза» (3, с. 18).

После концертов 1907 года, в 1908 году наступила очередь русской оперы. Именно тогда была еще более упрочена мировая слава Ф. И. Шаляпина. 19 мая 1908 года в Париже состоялась премьера «Бориса Годунова», имевшая исключительный резонанс, получившая всемирные отклики. Ставил оперу А. Санин, дирижером был Ф. Блуменфельд, декорации писали А. Головин и А. Бенуа, костюмы делались по эскизам И. Билибина и К. Коровина. В спектакле, кроме Ф. Шаляпина, были заняты Н. Ермоленко -Южина (Марина), Д.Смирнов (Самозванец), В. Касторский (Пимен), А. Ал-

чевский (Шуйский). Такой состав создателей и участников спектакля делает честь творческой интуиции и компетентности С. П. Дягилева. Опера была обречена на успех!

В 1909 году Дягилев привез во Францию русский балет, который сразу завоевал неслыханную славу, репутацию лучшего балета в мире.

По словам С. М. Лифаря: «Главной и неоспоримой заслугой Дягилева было умение создать художественный ансамбль, который воплотил идею нового балета как универсального искусства. Дягилев, вдохновив и своих сотрудников, со всей страстью неукротимой натуры посвятил себя делу осуществления этой идеи» (5, с. 285).

Безусловно, что 1909—1914 года — это «Золотой век русского балета» и главное место в нем занимает М. М. Фокин. Он стал признанным реформатором балета. Не случайно С. П. Дягилев делает ставку именно на него. Интуиция его не подводит. «Фокин воскресил романтику старого французского балета. Вместо многоактных балетов Фокин культивировал миниатюрные балеты-новеллы. В противовес шикарным феериям, перегруженным танцевальными дивертисментами, он выдвинул на первый план экспрессивные балеты — драмы. Его особенно влекли к себе полуфантастические сюжеты, навеянные античной мифологией или экзотикой Востока. Фокин сумел продемонстрировать способность восприятия образного строя музыки и танца» (2, с. 63). В первом Русском сезоне во Франции были показаны четыре его балета — «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Шопениана», «Египетские ночи», во втором были добавлены еще три новые постановки — «Карнавал», «Шехерезада», «Жар-птица», еще один дивертисмент и «Жи-зель».

Впоследствии большинство хореографов использовали приемы и формы

постановки танцев М. Фокина. Одним из них был Л. Мясин, использовавший его форму бессюжетного балета, созданную в 1910-х годах.

«Никогда в прошлом балет не обретал такого мощного общественного резонанса. По инициативе Дягилева были созданы партитуры, ставшие украшением мировой музыкальной классики XX века. Эпоха "балетного симфонизма", подготовленная произведениями Чайковского и Глазунова, вывела музыку из разряда "прикладных" к танцам на передовые позиции в качестве высших образцов мирового концертного репертуара. После триумфа дягилевской труппы многие композиторы стали охотно обращаться к балету» (2, с. 56). Метод слияния танца с музыкой самой высокой пробы способствовал расширению художественных возможностей современного балета.

Дягилев сформулировал основную задачу руководимой им труппы как неведомое старому классическому балету органическое слияние музыки, рисунка и хореографии. Он целенаправленно стремился достичь оптимального варианта синтеза компонентов балета. «Я не мог не отметить, что среди более молодых балетных сил петербургского театра намечалась известная реакция против классических традиций... Тогда я задумался о новых коротеньких балетах, которые были бы самодовлеющими явлениями искусства и в которых три фактора балета — музыка, рисунок и хореография — были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор. Чем больше я размышлял над этой проблемой, тем яснее мне становилось, что совершенный балет может быть создан только при полном слиянии этих трех факторов» (7, с. 232).

Успех Русских сезонов взорвал европейский лед пренебрежительного отношения к балету, как к второсте-

пенному искусству.

Одной из важнейших предпосылок успешной работы антрепризы С. П. Дягилева было тесное сотрудничество с художниками «Мира искусства», которые не просто выполняли работу по оформлению спектаклей, а были единомышленниками Дягилева, его вдохновителями и создателями идей.

Судьба дягилевской антрепризы в 1909-1914 годах была тесно связана с деятельностью мастеров «Мира искусства», таких как А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, А. Головина и другие. Публика сразу оценила в русском балете декорационные решения, завораживающую красочность постановок.

По утверждению С. Лифаря, эстетику балетов Русских сезонов можно даже рассматривать как прямое продолжение эстетических принципов этой петербургской группы (8). В антрепризе Дягилева декораторы, не скованные узкими задачами оформительства, получили возможность широкой сценической деятельности. Театральная политика Дягилева основывалась на постоянной смене острых зрелищных эффектов, чувственной новизне сценических впечатлений, что позволяло художникам «Мира искусств» проявлять свой огромный декорационный талант, богатейшую фантазию, изощренный вкус.

Участие мастеров «Мира искусст-

ва» в антрепризе Дягилева способствовало блистательному успеху Русских сезонов. Вовлечение художника-декоратора в сферу балета было закономерно. Хореографические открытия Фокина и Нижинского рождались при самом активном воздействии идей Бенуа, Бакста, Рериха. Художник-живописец становился незаменимым «сотрудником хореавтора не только в спектакле, но и в хореографии» (4, с. 277).

И, наконец, главной предпосылкой триумфа и критерием успеха антрепризы можно считать то, что С. П. Дягилев представлял русскую культуру в период ее культурного ренессанса! Он показал передовую культуру мира на пике своей славы, поэтому она была обречена на оглушительный успех. Сегодня, спустя 100 лет с начала работы Русских сезонов, они не менее популярны и известны, чем тогда. Большинство балетных трупп разных стран мира имеют в своем репертуаре балеты из антрепризы Дягилева, это золотой фонд мирового искусства, который не иссякает, несмотря на время. Никому больше не удалось создать такой синтез музыкального, хореографического, художественного искусства, который имел бы такой успех и общественный резонанс, как Русские сезоны Дягилева. Это высшее проявление искусства, во всех его гранях.

Примечания

1. Аронов А. А. Культурный ренессанс русского зарубежья / А.А. Аронов. - М., 2007.

2. Ведерникова М. А. Балет как социокультурный феномен (к столетию русских балетных сезонов С. П. Дягилева) / М.А. М.А. Ведерникова. - М., 2010.

3. Гаевский В. Хореографические портреты / В. Гаевский. - М., 2008.

4. Лифарь С. История русского балета / С. Лифарь. - Париж, 1945.

5. Лифарь С. М. Мемуары Икара / С.М. Лифарь; пер.с фр. Г.С. Беляевой. - М., 1995.

6. Рерих Н. К. Из литературного наследия / Н.К. Рерих. - М., 1974.

7. Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. / сост. И. Зильберштейн, В. Самков. - М., 1982. - Т. 1.

8. Lifar S. Serge Diaghilev. His life, His Work, His Legend / S. Lifar. - L., 1940.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.