Научная статья на тему 'Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944)'

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1006
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
S.N. Bulgakov / by "legal Marxism" neo-Kantianism and Christian socialism / political economy as applied ethics / spiritual principles of economic life
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sergei Nikolaevich Bulgakov (1871-1944)

Outstanding Russian philosopher "Silver Age" SN Bulgakov entered the history of world science and as a major economic thinker, one of the founders of the modern theory of Christian socialism. Appeal to his ideas intended to promote the harmonization of modern social and economic relations on the principles of civil society and the rule of law.

Текст научной работы на тему «Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944)»

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Б.К. Тебиев

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ (1871-1944)

Выпускник Орловской духовной семинарии, сын потомственного провинциального священника Сергей Булгаков в 1890 году осуществил свою юношескую мечту - стал студентом юридического факультета Императорского Московского университета. С этого знаменательного события начался его триумфальный путь в науку, продолжавшийся более полувека.

Философ европейского масштаба и ученый-богослов, видный общественный деятель досоветской России и российского зарубежья, Сергей Николаевич Булгаков немало сделал и в области экономики. После окончания университета он выбрал для себя именно экономическое поприще: подающего большие надежды молодого человека оставили при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию. В 24 года Булгаков уже преподает политическую экономию в Московском техническом училище.

Как и многие его сокурсники, Булгаков с первых лет студенческой жизни активно увлекается новым для России учением марксизма. В нем сына бедного священника, не понаслышке знающего народную жизнь, подкупает пламенный протест против несправедливости, желание видеть человеческие отношения более гуманными и гармоничными. Однако в отличие от тех, кого называли марксистами революционными, и кто разделял взгляды на марксизм будущего вождя большевиков Владимира Ульянова-Ленина, Булгаков видит в марксизме не теорию насильственного ниспровержения существующих порядков, а учение о мирном преобразовании действительности. На этом основании Булгаков и близкие ему по взглядам почитатели К. Маркса - П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев были причислены к разряду «марксистов легальных», ревизионистского толка, стремившихся, якобы, «оправдать капиталистическую эксплуатацию» и «опошлить подлинный марксизм».

В 1897 году выходит первый значительный труд Сергея Булгакова «О рынках при капиталистическом производстве», который был написан с позиций легального марксизма. В следующем году Булгаков успешно сдает магистерский экзамен и направляется в двухлетнюю заграничную командировку. Эти годы он провел в Германии, Франции и Англии. Здесь он с головой уходит в европейскую философию и экономическую науку, знакомится с ведущими немецкими социал-демократами - К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, пишет магистерскую диссертацию, посвященную аграрному капитализму. Первый русский марксист Г.В. Плеханов, видимо не до конца

80

поняв умонастроения Булгакова, характеризует его как «надежду русского марксизма».

В 1900 году магистерская диссертация Булгакова «Капитализм и земледелие» была опубликована в Петербурге в двух томах. Эта работа изначально была задумана автором с целью доказать «всеобщую приложимость» марксова закона концентрации производства. Однако глубокомысленный Булгаков, обстоятельно изучив современное состояние и историю развития земледелия в Англии, Германии, Франции и Ирландии, пришел, подобно Э. Бернштейну и Ф.О. Герцу, к совершенно иному выводу, что и предопределило его постепенный отход от многих кардинальных позиций марксизма, как от ошибочных.

Молодым ученым было установлено, что тенденция к концентрации, признанная Марксом универсальным законом капиталистического строя, сельскому хозяйству вовсе не присуща и что условий, способствовавших гибели мелких хозяйств, в земледелии не существует: преимущества мелкого или крупного хозяйства выявляются из конкретных условий.

Исходя из того, что концентрация производства не проявляется в земледелии, Булгаков пошел дальше немецких критиков аграрной доктрины Маркса. Предпочитая истину популярности и авторитету родоначальника научного социализма, Булгаков смело утверждает, что его конечный вывод о неизбежности замены частнохозяйственного строя его общественной организацией неверен и «принадлежит к числу таких же осмеянных историей близорукостей, какими были старинные попытки заглянуть в будущее, например Фурье и т. под.».

Скрупулезно исследуя аграрные отношения, Булгаков сформулировал собственную теорию устойчивости мелкого крестьянского хозяйства. В противоположность Марксу, идеализировавшему исключительно пролетариат, он сумел разглядеть в крестьянине-собственнике здоровую силу общества, нуждающуюся в правовом обеспечении, в гарантии прав личности и индивидуальной собственности на землю. По вердикту Булгакова, технически мелкие хозяйства способны усваивать многие преимущества крупных, в том числе и через различные формы коллективного пользования.

В отличие от ортодоксальных марксистов, Булгаков связывал рост нищеты и разорения крестьянства с аграрным перенаселением и действием сформулированного Томасом Мальтусом закона убывающего плодородия почвы. «При наличности перенаселения, - отмечал Булгаков, - известная часть бедности должна быть отнесена за счет абсолютной бедности, бедности производства, а не распределения» и «до тех пор, пока человечество не овладеет стихийной силой размножения, бедность не может быть окончательно искоренена, опасность перенаселения будет всегда у дверей». В этой связи регулирование рождаемости становится «основным экономическим условием» благополучия крестьянского населения.

81

В 1901 году Булгаков успешно защищает магистерскую диссертацию и переезжает в Киев, где избирается ординарным профессором политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцентом Университета св. Владимира.

В работах начала ХХ века, и, в частности, в статьях «Об экономическом идеале», «О задачах политической экономии» и других, вошедших в сборник под символическим названием «От марксизма к идеализму», Булгаков еще в большей мере отходит от марксистских воззрений и во многом проявляет солидарность с представителями отечественной школы экономического либерализма, благодаря которым в России с эпохи «великих реформ» успешно осуществлялась программа индустриальной модернизации. Основной идеей Булгакова становится идея о том, что общечеловеческий и общекультурный прогресс нельзя сводить исключительно к экономическому прогрессу. Из этого принципа он определяет задачу политической экономии как прикладной этики, как этики экономической жизни, призванной давать понимание требований социальной морали.

Развивая свои мысли, Булгаков писал, что политэкономия «возникла и существует, поддерживаемая той практической важностью, которую в настоящее время имеют экономические вопросы в жизни культурного человечества. Она родилась как плод поисков современного сознания и совести за правдой в экономической жизни. Она вызвана не теоретическими, а этическими запросами современного человечества. Политическая экономия по этому предварительному ее определению, есть прикладная этика, именно этика экономической жизни».

Политической экономии, отмечал Булгаков, дают жизнь две великих проблемы: проблема производства богатства и распределения его, вопрос экономический и социальный. Задачу политической экономии определяют, поэтому два идеала: идеал экономический и идеал социальный. Исследование этих идеалов, этих «двух порядков долженствования» и должно, прежде всего, составлять предмет критического введения в политическую экономию.

Отмечая, что «богатство есть абсолютное благо для политической экономии» и что умножение богатства есть для нее «закон и пророки», Булгаков связывает рост богатства с развитием потребностей людей: именно умножение и утончение потребностей создают условия для роста богатства.

В вопросе о богатстве и умножении потребностей человеческая мысль движется между двумя крайними полосами - эпикуреизмом и аскетизмом. Недостатком этих точек зрения является общий этический материализм. Оба эти воззрения считают материальные потребности и материальную жизнь или, даже вообще жизнь, самостоятельной целью или ценностью и расходятся только в том, что одно воззрение эту цель признает, а другое отрицает. Им одинаково чужда точка зрения, согласно которой богатство

82

и материальная жизнь есть не самоцель, а только средства для служения высшей, абсолютной цели, и потому должны оцениваться не сами по себе, а на основании того отношения, в котором они находятся к этой высшей цели.

Человеческая жизнь имеет абсолютный смысл и ценность не в себе самой, а вне себя и выше себя, получает ее не в качестве эмпирического факта, а как служение высшему идеальному началу, сущему добру. Ее идеальное содержание составляет, поэтому, деятельность человеческого духа, нравственно самоопределяющегося, избирающего свободным нравственным актом то или другое направление воли, работы духовной. В работе духовной и состоит цель человеческой жизни и для этой цели все остальное должно рассматриваться как средство.

Духовная жизнь требует одного, но бесценного и незаменимого для себя условия, - свободы; нравственное самоопределение может быть только свободно и, наоборот, только свободное самоопределение может иметь нравственную цену. Совершенную свободу имеет только чистый дух, свободный от всяких внешних влияний и открытый лишь внутренним. Человек же существует в теле, следовательно, он связан с внешним, материальным миром, в котором царит механическая необходимость. Свобода человеческого духа, поэтому, необходимо подлежит внешним (не говоря уже о внутренних) ограничениям. Полная духовная свобода представляет для эмпирического человека недостижимый идеал. И все же идеал! Чем ближе человек к идеалу, чем автономнее его нравственная жизнь, тем полнее может он выразить свое духовное «Я».

Внешняя несвобода человеческой личности имеет две главные формы: зависимости человека от человека, т.е. политической или социальной, и зависимости человека от природы, т.е. экономической.

Современная техника в своих тенденциях показывает, что существующее отношение между человеком и природой, состояние взаимной отчужденности и непроницаемости, не является единственно возможным и нормальным. Природа способна проникаться велениями человеческого духа, между природой и человеком мыслим иной, тесный, интимный и гармонический союз. Возможная победа над материей и одухотворение сил природы есть великая задача, которую ставит себе историческое человечество и которую с небывалыми успехами оно разрешает теперь. Вместе с этим уничтожается та постыдная и унизительная зависимость, тяготеющая над так называемыми некультурными народами, которая называется бедностью. Голодный нуждается, прежде всего, в пище, холодный - в одежде, бесприютный - в крове. Нищета создает уничтожающие человека страдания и исключает возможность собственно человеческой духовной жизни. Поэтому борьба с нищетой есть борьба за права человеческого духа.

Современное сознание, чрезмерно механизируя жизнь, с особенной охотой рисует себе такой идеальный общественный строй, при котором

83

люди будут добродетельны как бы автоматически, без всякой борьбы с собой. Однако добродетель всегда дается и создается только нравственной борьбой, и если на нашу долю достается по преимуществу борьба с нищетой и всякого рода деспотизмом, то на долю будущего человечества, кроме иных видов борьбы, остается борьба с богатством и роскошью. «Богатство воздает только стены для цивилизации, но в этих стенах может быть одинаково устроен и светлый храм, и блудилище».

Именно такому отношению к богатству, по мнению Булгакова, учит Евангелие. Оно не гонит человеческой радости и не клеймит всякого чувственного удовольствия. Но оно предостерегает от плена духа в заботах о богатстве и завтрашнем дне, осуждает «надеющихся на богатство» и повелевает сделать решительный выбор между служением Богу или мамоне, считая несовместимым то и другое. Проповедуя жизнь в духе и истине, Евангелие одинаково удаляется как от отвлеченного аскетизма, так и еще более от чувственного гедонизма, но оно не осуждает культуру и необходимый для нее экономический прогресс; человечество должно не зарывать свой талант в землю, как учит его аскетизм, а приумножить его в истории.

Истинная, то есть духовная цивилизация, которая была бы одинаково свободна от отвлеченного спиритуализма или аскетизма и от мещанского гедонизма, по-прежнему составляет всемирно-историческое искомое, хотя отдельные исторические эпохи более или менее приближают к идеалу.

Эволюционизировавший в своих нравственных исканиях от марксизма к неокантианству Булгаков, тем не менее, не отрицал относительной правоты социализма, расценивая его в качестве социально-политического минимума христианской политики. В этой связи им предпринимаются попытки соединить социальные идеи марксизма с философским идеализмом.

Примечательно, что провозглашенные Булгаковым идеи и принципы «христианского социализма», духовного начала экономической жизни и духовной свободы во многом перекликались с философскими воззрениями ведущих представителей отечественной школы экономического либерализма второй половины XIX века. Его экономические взгляды в известной мере базировались на их фундаменте. Весьма близкую позицию с представителями отечественного экономического либерализма занимал Булгаков и в оценках состояния современного ему российского общества, перспектив и путей социально-экономического развития России.

«.. .Буржуазия наша, - писал Булгаков, - еще слишком слаба, чтобы оказывать определяющее влияние на духовную жизнь народа, а бюрократия, по самому своему существу, лишена духовных сил и может только внешним образом временно парализовать народное развитие. Что же касается народа, то для него историческое существование еще впереди и в своем теперешнем положении он лишен главных условий для своего нравственного самоопределения, исторического бытия. Вынужденный аскетизм и смирение, нищета и бесправие еще стоят на

84

пути его развития. Освобождение его, создание условий не зоологического, а человеческого существования есть насущная историческая необходимость. Исторический момент наш стоит под знаком науки права и народного хозяйства. Светлое царство духа, истинная цивилизация может быть построена только на прочном и материальном фундаменте. Но, закладывая фундамент, мы уже строим здание... Поднятие личности, ее прав, потребностей и имущественного благосостояния, словом, наш русский ренессанс, таков остается лозунг нашего времени, наша историческая задача, наша гражданская обязанность».

Как и большинство либеральных экономистов, Булгаков в своих экономико-философских сочинениях выдвигал принципы «смешанной экономики», предполагающей оптимальное сочетание индивидуальной хозяйственной инициативы и необходимого государственного регулирования. В написанной в 1905 году работе «Неотложная задача (О Союзе христианской политики)», определяя перспективные направления хозяйственного развития страны, Булгаков подчеркивал, что экономическая и финансовая политика должна быть направлена на развитие производительности народного труда и воплощение начал справедливости. Задачей экономической политики должно быть поощрение средствами государства промышленности и земледелия, причем должны быть гармонически примирены, внутренне согласные, интересы того и другого. Должны быть понижены таможенные пошлины, в соответствии действительной необходимости, прекращены такие явно несправедливые формы покровительства, как сахарная нормировка. Следует озаботиться о промышленном и агрономическом просвещении народа, агрономической помощи населению, устройстве мелиорации, размежевании, доставлении дешевого и доступного кредита сельскому населению, поддержании кустарной промышленности. В финансовой политике следует осуществлять то начало, чтобы каждый нес тягости обложения в соответствии своему имуществу.

С этой целью Булгаков рекомендовал стремиться к сокращению косвенного обложения, в особенности предметов первой необходимости, как наиболее несправедливого и непропорционального, хотя и соблазнительного для финансистов своей легкостью и удобством. Государство, подчеркивал ученый, должно перестать быть кабатчиком и спаивать народ. Такое значение, которое имеет винный откуп в российском бюджете, неприлично для христианского государства. Вместо косвенного обложения должно быть усиливаемо обложение прямое, и в основу его должен лечь прямой, прогрессивный подоходный налог.

Булгакова, наряду с известным русским экономистом и либеральным реформатором Н.Х. Бунге, чьи идеи социального обновления России он во многом разделял, можно по праву считать идейным предшественником теории социально-ориентированного рыночного хозяйства. Провозглашая центральной задачей христианской политики упразднение современного

85

капиталистического строя и замену его таким, при котором «будет господствовать трудовое начало», Булгаков отмечал, что эта общая задача, определяющая желательное исправление социального развития, практически распадается на ближайшие частные задачи. На первом месте среди них -социальные реформы, постепенно пробивающие брешь в капитализме и пролагающие путь новому социальному порядку.

Важнейшими областями социального реформирования в России Булгаков, как и Бунге, считал законодательную охрану труда, особенно женского и детского, ограничение рабочего времени, страхование рабочих на случай старости и неспособности к труду, от болезней, несчастных случаев, расширение надзора фабричной инспекции, устройство примирительных камер, развитие самопомощи среди рабочих путем устройства потребительских обществ и производительных ассоциаций, обществ для устройства дешевых и здоровых квартир и профессиональных рабочих союзов в целях совместной защиты прав рабочего класса.

С либерально-реформаторской точки зрения подходил Булгаков и к решению аграрного вопроса. Он выступал за полную передачу земли в пользование тех, кто ее возделывает, призывал оказывать возможное содействие к устройству крестьянских союзов в целях совместного ведения хозяйства, полного или частичного, помогать сельскохозяйственным корпорациям, возникающим в целях совместного удешевления кредита, продажи или покупки.

Наряду с научной деятельностью Булгаков активно участвует в политической жизни страны. В августе 1903 года он принимает участие в нелегальном съезде, на котором было положено начало «Союзу освобождения», впоследствии составившего ядро партии конституционных демократов. С 1904 года Сергей Николаевич вместе со своим другом и единомышленником Н.А. Бердяевым редактирует журналы «Новый путь» и «Вопросы жизни». В 1906 году он участвует в создании Союза христианской политики, а в 1907 году избирается депутатом второй Государственной думы от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист».

С 1906 года Булгаков вновь жил и работал в Москве, где являлся приват-доцентом университета и профессором политической экономии коммерческого института. С этого времени в творчестве ученого начинают преобладать религиозно-философские сюжеты. Тем не менее, он постоянно возвращается к экономической проблематике, рассматривая вопросы философии в контексте вопросов труда, хозяйства, материальной деятельности человека.

Крупной вехой в творчестве Булгакова стал выход в свет в 1912 году монографии «Философия хозяйства», которая была представлена и защищена в качестве докторской диссертации. Книга имела подзаголовок «Часть первая. Мир как хозяйство». Предполагалось, что появится и вторая часть - «Оправдание хозяйства (этика и эсхатология)». Однако с таким

86

названием продолжения «Философии хозяйства» не последовало. В 1917 году Булгаков издал книгу «Свет невечерний. Созерцания и умозаключения», которую считал продолжением своей докторской работы.

В «Философии хозяйства» с позиций религиозной философии Булгаков перерабатывает проблематику политической экономии и социальной философии марксизма. Помимо основного ответа на вопрос «Как возможно хозяйство?», в этом фундаментальном труде Булгаков разрабатывает свой вариант софиологии (науки о знании) и дает свое понимание природы научного знания. При этом он расценивает исторический материализм Маркса как этап научного познания, который нельзя отвергнуть, а необходимо «положительно превзойти». В своей философской системе Булгаков соединяет гносеологические достижения классической немецкой философии с русским онтологизмом - познавательными установками, опиравшимися на интуицию всеединства.

С приходом к власти большевиков Булгаков почти целиком посвящает себя религии. Летом 1918 года, с восстановлением в России патриаршества, ученый принимает сан священника, активно протестуя тем самым против начавшегося в стране беззакония, гонений на церковь и верующих. Этого ему простить не могли. В 1922 году, как человек, оппозиционно настроенный к новой власти, Булгаков по решению Советского правительства был лишен самого для него дорого - Родины. Высланный из страны, живет сначала в Турции, затем в Чехословакии, и, наконец, окончательно поселяется в Париже. Здесь он почти до кончины преподает богословие в Православном богословском университете, пишет философские и философско-богословские сочинения, в которых развивает свои софио-логические идеи, Кстати, представителями догматического православия эти идеи далеко не приветствовались, а расценивались как еретический уклон и попытка ввести четвертую ипостась. В условиях крушения советской политической и экономической системы и построения в нашей стране цивилизованного рыночного хозяйства экономическое и философское наследие Сергея Николаевича Булгакова приобретает особое значение. Это связано в первую очередь с тем, что ученый много и плодотворно работал над идеями социально ориентированного рыночного хозяйства, принципами хозяйственной этики. Обращение к этим идеям и принципам, их творческое переосмысление призвано способствовать гармонизации современных социально-экономических отношений, выводу нашей страны из того глубочайшего нравственного и хозяйственного кризиса, в котором она оказалась на рубеже ХХ - XXI веков, нашему успешному продвижению вперед по пути прогресса.

87

Примечания

Булгаков С.Н. Капитализм и земледелие. Т 1-2. СПб, 1900.

Bulgakov S.N. Kapitalizm i zemledelie. T. 1-2. SPb, 1900.

Булгаков С.Н. Об экономическом идеале// Научное слово. М., 1903. № 5.

Bulgakov S.N. Ob jekonomicheskom ideale// Nauchnoe slovo. M., 1903. № 5.

Булгаков С.Н. Неотложная задача (О союзе христианской политики). М., 1906. Bulgakov S.N. Neotlozhnaja zadacha (O sojuze hristianskoj politiki). M., 1906. Булгаков С.Н. Два града. Т.1-2. М., 1911.

Bulgakov S.N. Dva grada. T.1-2. M., 1911.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1912.

Bulgakov S.N. Filosofija hozjajstva. M., 1912.

Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Вопросы экономики. 1990. № 11. Bulgakov S.N. Karl Marks kak religioznyj tip // Voprosy jekonomiki. 1990. № 11. Булгаков С.Н. Сочинения. Т. 1-2. М., 1993.

Bulgakov S.N. Sochinenija. T. 1-2. M., 1993.

Акулинин В.Н. Христианский социализм С.Н. Булгакова. - Новосибирск, 1991. Akulinin V.N. Hristianskij socializm S.N. Bulgakova. - Novosibirsk, 1991.

Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1995.

Smirnov I.P. «Ot marksizma k idealizmu»: M.I. Tugan-Baranovskij, S.N. Bulgakov, N.A. Berdjaev. M., 1995.

Тебиев Б.К. Экономический либерализм в России XIX века и критика социалистических экономических учений. М.: МПА, 2001.

Tebiev B.K. Jekonomicheskij liberalizm v Rossii HIH veka i kritika socialisticheskih jekonomicheskih uchenij. M.: MPA, 2001.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.