55 PS £5 25 15 05 61? 81? ¿P 91? 9P PP IP ZP \P 01? 6£ 8£ L1 9£ 5£ PI ££ Z£ l£ 0£ 62 82
ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ — ТЕ, ОТ КОТО-РЫ Х ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ: КОМПАНИИ, ВдАСТЬ И НАСЕЛЕНИЕ ■ ГОДОВОЙ ЇОБОРОТ КОМПАНИИ «ПРОТЕК» В 2005 ґ 4 ОСТАВИТ ОКОЛО 2 МЛРД. ДОЛЛ. ■ ОТМЕЧАЮТСЯ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ ЗАТРАТ НА ЛЕКАРСТВЕННУЮ ПОМОЩЬ
2005 ноябрь РЕМШииМ
[МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ]
Сергей БОБОШКО:
«ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ
ЛИДЕРОВ МИРОВОГО ФАРМРЫНКА
ЛЕЖАТ ВНЕ РОССИИ»
Ассоциация международных фармацевтических производителей (А1РМ) работает в России уже более 10 лет. В ее составе — 47 компаний, на долю которых приходится свыше 80% мирового производства фармацевтических средств. В России продукция этих компаний составляет около 70% импорта и более 51% потребляемых лекарственных средств. Сегодня с уверенностью можно сказать, что большинство крупных инициатив, касающихся российского фармацевтического рынка, не обходится без участия А1РМ. Достаточно отметить, что 80% препаратов, в списке программы ДЛО — импортные. А учитывая то, что рынок продолжает расти и доля международных производителей в нем неуклонно увеличивается, логично предположить, что значимость и влияние такой организации, как А1РМ, с каждым годом будет только повышаться. О некоторых особенностях осуществления миссии ассоциации интервью с исполнительным директором А1РМ С.А.БОБОШКО.
Г о 1 - Сергей Александрович, каковы принципы приема компаний в члены А1РМ?
— У ассоциации два основополагающих принципа: поддержка инновации на основе последовательного и прозрачного законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности и соблюдение эти-
ческих стандартов, предусмотренных в Кодексе маркетинговой практики AIPM. Оба эти принципа согласуются с миссией нашей ассоциации, которую мы формулируем как содействие выработке экономической и правовой политики, направленной на развитие организованного и открытого фармацевтического рынка, повышение качества медицинской помощи и расширение ассортимента лекарственных средств на благо населения России.
ssociation of International Pharmaceutical Manufacturers (AIPM) has been working in Russia for 10 years. It includes 47 companies, which altogether produce more than 80% pharmaceutical agents in the world. AIPM products make up 70% of drug import and 51% of all consumed drugs in Russia. 80% of drugs supplied within the Additional Drug Provision Program are imported. As the pharmaceutical market keeps growing and the share of international manufacturers has been increasing steadily, the assumption is quite reasoned that the weight and influence of AIPM will grow year after year. In the interview Sergei BOBOSHKO, the executive director of AIPM, tells about the specifics of implementation of AIPM mission in Russia.
Таким образом, членами ассоциации являются фармпроизводители, поддерживающие эти два принципа и положения миссии и работающие по международным стандартам. При этом размер компаний и их годовой оборот не имеют принципиального значения. Одни компании интенсивно занимаются научными исследованиями и производят оригинальные препараты, другие — выпускают дженерики. Среди членов ассоциации и такой мировой фармацевтический гигант, как Pfizer, и компания Gedeon Richter, работающая в основном на рынке Восточной Европы.
т— Заступая полтора года назад на должность исполнительного директора AIPM, Вы говорили, что это назначение открывает перед Вами большие возможности. Ваши надежды оправдались?
— Вряд ли можно говорить о том, что это назначение открывает какие-то перспективы для меня лично. Напомню, что я пришел на эту должность 29 марта 2004 г. в ключевой, с моей точки зрения, момент, потому что избранный на второй срок президент Путин объявил, что социальные вопросы, и в том числе вопросы здравоохранения, станут приоритетными. Очевидно, власти поняли, что Россия как держава не сможет достигнуть своей национальной цели, если ее население не будет здорово. Сейчас у всех нас, кто так или иначе участвует в российском здравоохранении, есть возможность внести свой вклад в реализацию этой задачи, направленной на благо населения России. У нас появилась надежда, что роль AIPM также повысится, и российские власти услышат голос международных фармпроизводителей. Именно это я имел в виду, когда говорил о больших перспективах.
Оправдались ли эти надежды? В целом — да. Если раньше высшие чиновники российского здравоохранения особенно не были заинтересованы в конструктивном диалоге с фарминдустрией, то сейчас редко кто из представителей власти отказывается встречаться со мной. Конечно, этот
Исполнительный директор AIPM С.А.Бобошко.
диалог мог бы быть продуктивнее, но уже хорошо то, что он есть. Тем более что многие наболевшие вопросы рано или поздно все равно придется решать.
И дело тут не только в коммерческом интересе международных фармпроизводителей. Члены АІРМ понимают социальную значимость реформы здравоохранения в РФ. Об этом, в частности, свидетельствует их активное участие в программе ДЛО. Нужно двигаться вперед, и ДЛО — один из таких путей. Зарубежные компании убеждены, что если условия на фармрынке станут более организованными, а их присутствие на нем — более активным, то это будет свидетельствовать не только об их успешной коммерческой деятельности, но и повысит качество российского здравоохранения, приблизив его к уровню других развитых стран. Я не люблю употреблять выражение «цивилизованный мир», — здесь тоже люди не в деревне живут. Но как бывший банкир знаю, что самые лучшие инициативы, сделки и проекты — это те, от которых все выигрывают компании, власть и, самое главное, население. Именно к этому мы все стремимся.
- Иными словами, Вы позитивно оцениваете шаги по реформированию здравоохранения и в том числе лекарственной помощи?
Р£МШииМ ноябрь 2005
— Я думаю, что основное направление выбрано правильно. В числе фундаментальных принципов этой реформы — обеспечение доступа российских граждан к более широкому ассортименту качественных лекарственных средств. Это очень важно, потому что сейчас в России главным образом используются традиционные лекарства, к которым привыкли и врачи, и больные. Конечно, это не значит, что лекарства плохие, просто они другого поколения. Сейчас ведущие фармацевтические компании исследуют и производят оригинальные препараты нового поколения, которые играют ключевую роль в мировом фармацевтическом рынке. К сожалению, не все понимают, какую долю интеллекта и средств эти компании вложили в борьбу с болезнями и повышение качества жизни человечества, а сами они об этом редко говорят. Сделать из порошков пилюли нетрудно. Мы должны поддерживать самый главный фактор работы производителей — научные исследования, направленные на разработку очередного полезного препарата.
т— Сергей Александрович, давайте обратимся непосредственно к деятельности А1РМ. Какие наиболее приоритетные задачи Вам приходится решать в настоящее время?
— За последние 6 месяцев у нас было два приоритета — программа ДЛО и поправки к Федеральному закону «О лекарственных средствах». О программе ДЛО мы уже сказали, а что касается законопроекта, то мы не можем поддержать большинство из предлагаемых законодателями изменений. Напомню, что ключевыми позициями предлагаемого проекта являются выписка рецептов на лекарства только по международному непатентованному наименованию (МНН), регистрация непатентованных лекарственных препаратов только по МНН, усиление государственного контроля за ценообразованием на лекарства, а также ограничения в отношении финансирования клинических исследований. На наш взгляд, все эти позиции вступают в противоречия с международными нормами и требованиями ВТО. Единственное, с чем мы можем согласиться, так это с положением о том, что опто-
20 СЕРГЕЙ БОБОШКО: «ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛИДЕРОВ МИРОВОГО ФАРМРЫНКА ЛЕЖАТ ВНЕ РОССИИ»
2005 ноябрь РШШ1ШМ
вые компании смогут ввозить в Россию препараты иностранных производителей, только если они приобретены по прямым контрактам с ними или с уполномоченными поставщиками. И то лишь в том случае, если это положение относится исключительно к импорту и не станет ограничивать свободу операций между дистрибьюторами и производителями лекарств на территории России.
Мы уверены, что наша позиция логичная и рациональная, что она соответствует общепринятым международным нормам. Не случайно реакция большинства участников рынка на эти поправки была, мягко говоря, недоуменной. Поэтому нас не особенно удивило, когда 5 сентября 2005 г. президент Путин подписал отрицательное заключение на данный законопроект, и слова, которые он употребил, практически полностью отражают нашу позицию.
т— Сергей Александрович, давайте обратимся к законодательному регулированию фармацевтической сферы, коль скоро мы уже подошли к этому вопросу. Скажите, удовлетворяет ли, на Ваш взгляд, состояние российской законодательной базы современным требованиям?
— Есть разные взгляды на вопрос о том, как строить законодательство в этой сфере. Существует Федеральный закон «О лекарственных средствах», который, на наш взгляд, далек от совершенства и нуждается в доработке и обновлении. В то же время есть Закон «О техническом регулировании», предусматривающий разработку технических регламентов. Мы считаем, что работа над техническим регламентом на лекарственные средства должна продолжаться, и члены ассоциации активно участвуют в его подготовке. Я бы ограничился этим в ответе на ваш вопрос.
т— Вы говорили о диалоге с законодательной и исполнительной властями. Можете ли Вы сказать, насколько результативно это общение? Часто ли приходится наталкиваться на непонимание с их стороны?
— Наши взаимодействия с законодательной властью складываются очень непросто. В последние полгода это связано,
главным образом, с разницей во мнениях относительно поправок к Федеральному закону «О лекарственных средствах». Мне кажется, что нет более важных вопросов для любого законодателя, чем те, которые касаются охраны здоровья населения. И нонсенс, если решения по данным вопросам принимаются обособленными группами людей в темноте кулуарных комнат. Именно так случилось с упомянутыми поправками. Их проталкивали без открытого публичного обсуждения, игнорируя мнения других участников фармацевтического рынка, которым в итоге предстоит исполнять этот закон. Условия, при которых законопроект вышел на первое чтение в Госдуме, только внешне выглядят демократичными. На самом деле это далеко не так. Я считаю, что подобное не должно повториться, если вопрос касается качества жизни и благополучия целой нации.
С исполнительной властью наши отношения складываются более ровно, но и тут я могу высказать некоторые пожелания. Нередко из-под пера чиновников выходят не совсем понятные инструкции и приказы. Например, объявлено о внедрении защитной маркировки лекарственных средств, поставляемых в рамках ДЛО. Говорят, никто вас не заставляет маркировать продукцию, это дело добровольное, но если вы не станете это делать, то не будете участвовать в программе. Где тут принцип добровольности? Нельзя не упомянуть и приводимые аргументы в пользу высокой эффективности маркировки в противодействии фальсификации лекарственных средств. Очевидно, наклеенная марка должна свидетельствовать о подлинности препарата и препятствовать проникновению на рынок подделок. Но почему вы думаете, что марку нельзя подделать, украсть, купить, наконец?
Я хочу спросить: почему бы, принимая то или иное решение, не посоветоваться с теми, кто будет эти инструкции выполнять, в том числе и с нашей ассоциацией? Все мы хотим работать на этом рынке, так давайте вместе сделаем эту работу эффективной. Из предыдущего опыта я знаю: чтобы лучше осуществить самый сложный проект, надо предварительно обсудить его с теми участниками, от которых будет зависеть успех проекта. Тогда все почувствуют свою
ответственность, и работа будет более результативной. Надеюсь, что и у А1РМ, и у законодательной и исполнительной власти конечная цель одна и та же — сделать рынок лекарств более доступным и эффективным.
т— Скажите, как Вы оцениваете рекламу западных лекарств в российских СМИ?
— Скажу откровенно: я не смотрю ТВ, поэтому мне трудно ответить на этот вопрос. За полтора года моей работы в А1РМ не поступило ни одной жалобы на рекламу в СМИ. Если появятся жалобы, я буду вынужден реагировать на них. Конечно, между членами А1РМ время от времени возникают споры этического характера, связанные с продвижением конкурентных препаратов. Речь идет главным образом о промоционных материалах. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев мы эти споры разрешаем в рамках ассоциации, используя все преимущества соморегулируемой организации. Я не думаю, что реклама лекарств представляет собой самую большую проблему.
т— А что представляет самую большую проблему для западных производителей у нас в России?
— Если особо не углубляться в детали, то я бы выделил две основные проблемы: бюрократические барьеры и нежелание принятия многих международных норм. Существует такой подход, что международные нормы — это для международных организаций, а мы здесь сами с усами и будем делать так, как считаем нужным. Но если одна из национальных целей России занять активную позицию в мировом экономическом сообществе, то нужно принимать и соблюдать международные нормы. Я думаю, что бюрократия, негибкость и желание во что бы то ни стало идти своим путем, вопреки международному опыту, порождают основные трудности, с которыми в России сталкиваются не только фармпроизводители.
т— Недавно обнародованы результаты опроса среди членов А1РМ, согласно которым половина из них готовы в ближайшие 5 лет открыть здесь собственное производст-
РЕМШииМ ноябрь 2005
во. Действительно ли у западных компаний появился интерес к России как к возможному производителю?
— Да, был проведен такой опрос. Но нужно уточнить, что в нем участвовала только половина компаний, входящих в ассоциацию. Остальные по разным причинам не проявили интереса к данному опросу. Следовательно, уже не половина, а только четверть компаний рассматривают Россию в качестве привлекательного объекта для серьезных инвестиций. Но не надо путать, например, упаковку препаратов с их производством. Большинство крупных компаний, по крайней мере по моим сведениям, о производстве в прямом смысле этого слова пока не думают по двум причинам.
Во-первых, условия в России не привлекательны для вложения солидного капитала — слишком велики экономические и политические риски. Нет уверенности в том, что юридический процесс защищает права собственности. Нет эффективной борьбы против фальсификации лекарственных средств. Но самое главное — это неэффективное законодательство и неадекватная правоприменительная прак-
тика. Инвестиционные интересы лидеров мирового фармацевтического рынка некоторое время назад были сосредоточены в Пуэрто-Рико, затем в Ирландии, сейчас в Китае и Индии. Рынки этих стран зачастую более предсказуемы, привлекательны и к тому же потенциально крупнее.
Во-вторых, этим компаниям нет необходимости создавать производство в России, потому что они достаточно эффективно могут снабжать российский рынок лекарствами, произведенными на уже существующих заводах за рубежом. Все это касается компаний-гигантов, таких как Pfizer. Это мультинациональная компания, самая большая в мире, ее годовой оборот составляет приблизительно 52 млрд. долларов, или 10% от мирового уровня. (Для сравнения: годовой оборот международного рынка фармацевтики — 550 млрд. долларов, российского рынка — 6—7 млрд. долларов.)
Конечно, существуют и более мелкие компании, для которых Россия представляет безусловный интерес. Например, Gedeon Richter, доля бизнеса которой в России весьма значительна. Или Stada, не-
мецкая компания, которая приобрела «Нижфарм». Такие компании будут больше интересоваться сотрудничеством с Россией и даже осуществлять совместное производство. Я этим никак не хочу сказать, что российский рынок неинтересен в принципе, но все относительно. На данном этапе он интересен не как потенциальный производитель, а в первую очередь как потребитель. Сам рынок небольшой, а потенциал у него существенный. Говоря о потенциале российского фарм-рынка, я имею в виду также высококвалифицированных специалистов в сфере медицины и здравоохранения, которыми всегда славилась Россия и которые не в полной мере задействованы в силу факторов экономического и финансового характера. Нельзя не отметить и развивающиеся механизмы взаимодействия и сотрудничества между участниками отрасли в решении ее актуальных проблем, часть из которых мы затронули выше. Всем этим он и привлекает иностранные компании.
Беседовала Ольга ФЕДОТОВА, ж
«Ремедиум» ^