Программа дополнительного лекарственного обеспечения:
ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
2005 декабрь РЕМШиЦМ
Программа ДЛО — один из самых значимых проектов уходящего года. Ее внедрение нередко расценивается как первый шаг на пути к совершенно новой системе лекарственного обеспечения населения страны в целом. Соответственно, повышается роль международных фармпроизво-дителей в этом процессе — уже сейчас они поставляют 80% всех лекарств, участвующих в программе ДЛО. О том, как сделать лекарственное обеспечение российских льготников более эффективным, интервью с исполнительным директором Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Сергеем БОБОШКО.
т— Сергей Александрович, около года назад, когда стартовала программа ДЛО, Вы достаточно высоко оценили ее социальную значимость. Ваша точка зрения с тех пор не изменилась?
— Нет, не изменилась. Я по-прежнему считаю программу ДЛО важным достижением в лекарственном обеспечении различных категорий льготников, включая и самую незащищенную — инвалидов. 15 миллионов российских граждан впервые получили доступ к инновационным и более качественным лекарственным средствам вне зависимости от цены на курс лечения, ориентируясь исключительно на целесообразность назначения и мнение врача. Теперь врачи имеют возможность работать с широким спектром современных препаратов, которые они ранее не выписывали своим пациентам. В результате повысилась значимость участковых врачей и специалистов поликлинического звена. Чрезвычайно важно и то, что государство начало выделять значительные средства на лекарственное обеспечение своих граждан. Это оказывает позитивное влияние на развитие российского здравоохранения в целом и фармацевтического рынка в частности.
т— Скажите, а порядок отсрочки платежей производителей лекарств устраивает?
— Хотя ситуация с платежами фармпро-изводителям по поставкам лекарств на
условиях кредита в целом постепенно налаживается, механизм платежей, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, мы считаем 180-дневный кредитный период неоправданно длинным — в мировой фарминдустрии средний срок кредита составляет 60—90 дней. Но в реальности даже этот полугодовой срок нередко не выдерживается. И все это, заметьте, на фоне отсутствия официальных государственных гарантий платежей произво-
Ассоциация международных фармацевтических производителей (А1РМ) — некоммерческая организация, представляющая в России интересы 47 ведущих международных фармацевтических компаний. Миссия AIPM заключается в содействии выработке экономической и правовой политики, направленной на развитие организованного и открытого фармацевтического рынка, повышение качества медицинского обслуживания и расширение ассортимента лекарственных средств на благо населения России. На долю членов AIPM приходится более 80% производства фармацевтической продукции в мире, при этом на российском рынке их доля составляет около 70% импорта и свыше 50% потребляемых лекарственных средств.
дителям лекарственных средств. К тому же, несмотря на повышенные риски, иностранные производители поставили 80% лекарств в рамках программы с начала текущего года. По существу, за счет своих кредитных поставок они профинансировали реализацию программы на ее начальном этапе.
Поэтому мы предлагаем, во-первых, сократить период кредитования поставок ЛС со 180 до 90 дней. Во-вторых, обязать дистрибьюторов, в случае невыполнения ими своих обязательств, выплачивать производителям соответствующие компенсации. В-третьих, мы считаем необходимым упорядочить механизм платежей производителям, который бы исключал неоправданные задержки. Следует отметить, что если бы с самого начала фармпроизводителям были предоставлены четкие официальные (государственные) гарантии платежей, реализация программы была бы более эффективной, да и количество участвующих компаний могло бы быть более значительным.
т— Какие еще недостатки и проблемы, по Вашему мнению, мешают более успешной реализации программы ДЛО?
— Программы такого масштаба должны работать как часы и быть максимально прозрачными на любом этапе реализации. Желательно, чтобы Рос-здравнадзор на более регулярной основе предоставлял информацию, предусмотренную в соглашении с компаниями-членами AIPM. В первую очередь речь идет об информации о наименованиях и количестве производимых предприятиями лекарственных средств, которые были отпущены пациентам и оплачены по программе, а также об аналитической информации, которая необходима для планирования ассортимента и объема производства лекарств, поставляемых для нужд программы.
*
МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Более успешной работе мешает также отсутствие отлаженной системы отчетности, координации и разделения функций между уполномоченными дистрибьюторами, аптеками и местными органами здравоохранения. Это зачастую приводит к хаотичным поставкам ЛС, нехватке или, наоборот, избытку препаратов на местном уровне. К сожалению, как известно, даже в Москве льготники в отдельных случаях не могут получить все выписанные им препараты в силу их отсутствия в уполномоченных аптеках.
Следует отметить также отсутствие механизма противодействия переводу товара из программы ДЛО на коммерческий рынок и, самое главное, отсутствие четкости и транспарентности в отношении планируемой системы дистрибьюции в рамках программы ДЛО на 2006 год.
— В России часто говорят: критикуя, предлагай. Имея в виду, что даже самая справедливая критика должна сопровождаться конструктивными предложениями и рекомендациями. Вы пытались их озвучить?
— Да, мы рассмотрели вопрос о реализации программы ДЛО на Совете директоров нашей Ассоциации и с учетом информации, предоставленной нашими членами, внесли в Рос-здравнадзор свои предложения. В дополнение к тем рекомендациям, которые я назвал выше, мы предлагаем предпринять следующие шаги:
Ф Создать Координационный совет на базе Росздравнадзора, в который вошли бы все заинтересованные участники программы ДЛО и который собирался бы на регулярной основе для идентификации проблем, связанных с реализацией программы и выработки совместных путей их решения.
Ф Разработать совместно с участниками программы единый официальный документ (например, приказ Минздрав-соцразвития РФ), содержащий принципы и процедуры, регулирующие все аспекты реализации программы.
« Исключить понятие «национальность» препарата, т.е. деление ЛС на иностранные и отечественные в рамках ДЛО, руководствуясь при этом та-
І РЕМШ1ШМ декабрь 2005
кими критериями, как качество, безопасность, эффективность и цена. Ведь с точки зрения пациента для целей лечения именно эти критерии и должны играть ключевую роль.
4 Наладить четкую систему прогнозирования (заявки на поставки) и отчетности (статистика по поставкам, выписке рецептов, платежам, товарным запасам и пр.), что позволит производителям осуществлять поставки своевременно и в необходимом объеме.
« Принять четкие и последовательные критерии отбора уполномоченных дистрибьюторов для программы на основе их платежеспособности и репутации на фармрынке. Ограничить количество уполномоченных дистрибьюторов и не менять закрепленные за ними территории, по крайней мере, в течение 1—2 лет.
+ Наладить четкую координацию и разделение функций между уполномоченными субъектами программы: дистрибьюторами, аптеками, ФОМСами, местными органами здравоохранения. « Организовать необходимую информационную поддержку программы, чтобы льготные категории граждан могли сделать осознанный выбор в пользу продолжения своего участия в программе.
♦ Предусмотреть заблаговременное (6—12 месяцев) информирование всех участников программы обо всех планируемых и вводимых изменениях.
« С учетом специфики программы ДЛО финансовые ресурсы, которые могут потребоваться для решения вышеупомянутых и других связанных с ее реализацией проблем, должны обеспечиваться государством. Речь прежде всего идет о проблемах технического и, если так можно выразиться, инфраструктурного характера, например, таких, как оснащенность поликлиник и аптек компьютерной техникой. Для этого банки под гарантии государства могли бы предоставлять заинтересованным структурам займы на льготных условиях, что было бы выгодно всем участникам программы.
Мы вполне отдаем себе отчет, что многие рекомендации предполагают совместные меры исполнительной власти с участниками фармрынка, задейство-
26
2005 декабрь РЕМШіШМ
ПРОГРАММА ДЛО: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ванными в программе ДЛО. Поэтому международные фармпроизводители всегда открыты для сотрудничества и готовы дальше участвовать в этой программе, но не все зависит только от них. Например, врачи часто опасаются назначать дорогостоящие препараты под предлогом того, что ФОМС не сможет их оплатить. В результате достаточно широкие возможности перечня льготных лекарств используются далеко не в полной мере. Это привело к недоосвоению финансовых ресурсов, выделенных на программу.
- Следовательно, к самому перечню у Вас претензий нет?
— Отчего же, есть. В частности, нам непонятно, почему процесс подготовки перечня ЛС по торговым наименованиям остается таким непрозрачным, а его публичное обсуждение не проводится, в отличие от перечня по МНН, который широко обсуждался перед утверждением. Кроме того, частые изменения перечня препаратов по торговым наименованиям не позволяют за-
ранее спланировать производство в адекватных количествах и своевременно вносить дополнения в контракты с дистрибьюторами, что приводит к дефектуре препаратов. Наконец, очень настораживает отсутствие четких и последовательных критериев как для включения препаратов в перечень, так и для исключения из него. Полагаем, что совершенно необходимо обеспечить аргументированный и последовательный подход к включению/исключению препаратов из перечня. Например, нам известны случаи, когда эффективные оригинальные препараты, отвечающие всем предъявляемым требованиям, не попадали в перечень или исключались из него без ясной, обоснованной аргументации. Отбор препаратов для программы должен проводиться на основе рациональных и транспарентных принципов, и А1РМ готова оказывать этому необходимое содействие и участвовать в экспертизе.
Что касается непосредственно содержания перечня, то несколько удивляет
отсутствие в нем медицинских изделий, например шприц-ручек для введения инсулинов. На наш взгляд, включить в перечень медицинские изделия, в том числе средства для введения ин-сулинов, совершенно необходимо. Это поможет применять самые современные ЛС, которые значительно снижают риск тяжелых осложнений, и следовательно, уменьшают затраты государства на реабилитацию и лечение пациентов.
Как я неоднократно отмечал, А1РМ привержена усилиям, направленным на развитие организованного и открытого фармацевтического рынка, повышение качества медицинского обслуживания и расширение ассортимента лекарственных средств на благо населения России. По нашему мнению, программа ДЛО является существенным шагом в этом направлении, и мы всегда готовы сотрудничать с органами здравоохранения для достижения этих общих целей.
Подготовила Ольга ФЕДОТОВА, ж
«Ремедиум» ▼