Научная статья на тему 'Сергей Андреевич муромцев'

Сергей Андреевич муромцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
374
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сергей Андреевич муромцев»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 1

К 250-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М.И. Алексеева

СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ МУРОМЦЕВ*

Лучшие умы России конца XIX — начала XX в. осознавали, что страна живет, как бы колеблясь над пропастью, и искали выхода из создавшегося положения, путей преобразования русского государственного строя. К числу этих людей принадлежал профессор Московского университета, председатель I Государственной думы Сергей Андреевич Муромцев.

Сергей Андреевич Муромцев, выдающийся профессор и ученый, крупный общественный и политический деятель, видный юрист и адвокат, родился в 1850 г. в Петербурге. Умер в 1910 г. в Москве. Происходил из старинного дворянского рода. В 1871 г. закончил юридический факультет Московского университета. С 1878 г. — ординарный профессор. С 1880 г. — проректор Московского университета. В 1884 г. С.А. Муромцев был уволен из университета за "распространение либерализма" и политическую неблагонадежность. Уволен без предупреждения. Сам узнал об этом из газет. Был подписан приказ, о котором его не поставили в известность. Он любил университет больше жизни, но был человеком сильным, и удар не сломил его. Большое влияние на формирование либеральных взглядов Муромцева оказали лекции С.М. Соловьева.

С 1880 по 1899 г. С.А. Муромцев — председатель Московского юридического общества. Был редактором "Юридического вестника", публиковался в "Судебной газете", "Русских ведомостях" и других изданиях. Заведовал юридическим отделом словаря Брокгауза и Ефрона. Являлся гласным Московской городской думы, губернского собрания. Заместитель председателя Совета присяжных поверенных Московского округа. Известен как один из основателей партии кадетов ("Партии народной свободы"). Это была партия либерально-монархической буржуазии России. Существовала с 1905 по 1917 г. Программа партии — конституционная и парламентская монархия, буржуазные свободы, увеличение крестьянских земель за счет удельных, монастырских, государственных и частично помещичьих. Центральными органами

В статье использованы материалы книги "Венок на могилу Сергея Андреевича Муромцева" (М., 1910. 263 с.)

97

7 ВМУ, журналистика, № 1

кадетов были газета "Речь" и журнал "Вестник партии народной свободы". С.А. Муромцев был членом умеренного крыла партии. Выбран депутатом I Государственной думы от Москвы, затем Председателем думы.

Выборы в I Государственную думу проходили в 1906 г. Кадеты провели предвыборную кампанию успешно, привлекли на свою сторону демократических избирателей, пообещав им свести счеты с правительством, которое обвиняли во всех бедах России, добиться крестьянской и рабочей реформы, ввести гражданские права и политические свободы. В думе кадеты получили треть мест от общего числа депутатов. Председателем I Государственной думы единогласно был избран С.А. Муромцев. Он как бы воплощал в себе достоинство независимого народного представительства. Для всех русских, для всех иностранцев он стал исторической личностью, потому что с его имени начинается русская конституционная история. Он прекрасно знал западную парламентскую практику, но шел впереди нее. Он убежденно старался провести реформы в стране, закрепить в общественном сознании идею парламентаризма. С.А. Муромцев прекрасно сознавал ответственность, которая лежала на Председателе Государственной думы.

"Чем должен быть Председатель по отношению к парламенту и всем в нем присутствующим? Он должен быть блюстителем беспристрастия, он должен быть защитником свободы слова каждого, но он вместе с тем должен быть и хранителем высокого достоинства учреждения, он должен поэтому предостерегать и останавливать говорящих в случае злоупотребления ими правом слова, в пылу ли увлечения, или под влиянием каких-либо особых целей. В этом отношении должность Председателя парламента и весьма трудна и даже как бы внутренне противоречива. Однако выход из этих трудностей и противоречий ясно предуказан: Председатель должен формально выйти из числа членов той партии, к которой он принадлежал, и стать вне партии или над партиями; но он должен сделать это также и по существу — он не должен вести в парламенте никакой своей политики и не подчиняться ничьему постороннему влиянию. Тогда и возможные с его стороны случайные промахи в ведении заседаний не умалят ни его авторитета, ни уважения к нему со стороны членов палаты"1. Эти слова очень созвучны нашему времени.

При думе существовало Общество думских журналистов, к которому С.А. Муромцев, безусловно, имел отношение. Он вхо-

1 Тредескул H.A. Недосягаемый образец (цит. по кн.: Венок на могилу Сергея Андреевича Муромцева. С. 89, 90).

дил и в Общество деятелей периодической печати и литературы, возглавлял суд чести при нем.

I Государственная дума просуществовала в России всего 72 дня, так и не выполнив своей программы. Против нее активно выступали реакционные силы, прежде всего придворное окружение, о чем свидетельствуют публикации в "Правительственном вестнике". Против нее выступал и Председатель Совета министров П.А. Столыпин, опасавшийся государственного переворота.

Дума была распущена, но около 200 ее депутатов собрались в Выборге (с ними, конечно, отправился и С.А. Муромцев). Было принято воззвание "Народу от народных представителей". В нем отмечалось, что правительство сопротивляется наделению крестьян землей. Воззвание призывало к отказу давать деньги в казну (без решения народного представительства), саботажу призыва в армию. Но народ не откликнулся на этот документ. Он считал теперь думу пустой "говорильней".

По решению суда всех подписавших воззвание арестовали. Они просидели в тюрьме три месяца, а затем их лишили избирательных (а значит, гражданских) прав при выборах в новую думу и на другие общественные должности.

Впоследствии С.А. Муромцев вернулся в Московский университет к своей любимой работе. Он был профессором римского и гражданского права, читал догму римского права — ту отрасль юриспруденции, которая должна была развить у слушателей юридическое мышление, умение применять право к жизни. Муромцев являлся противником классической римской догматики, схоластической, господствующей в то время в Германии. В ответ слышались яростные нападки на ученого, которого обвиняли в упразднении истинной юриспруденции. Лекции Муромцева отличались пониманием современных юридических явлений сквозь призму учений римских юристов. Он не верил в вечные юридические понятия и учил, что не жизнь подчиняется этим понятиям, а они служат жизни. Эти понятия постоянно совершенствуются и изменяются вместе с ее развитием. Муромцев был горячим поборником теории "гражданско-правовой политики", применения права к жизни. Гражданско-правовая политика Муромцева была проникнута сознанием сложности, многообразия тесной зависимости жизненных отношений и связанных с ними социальных проблем. Это был консерватизм в лучшем смысле этого слова, о чем написано в книге Муромцева "О консерватизме римской юриспруденции" и его монументальном труде "Гражданское право древнего Рима". Идеалы правоведа и индивидуализирующей справедливости — основа его учения о правосудии. Закон и общее благо человечества — об этом Муромцев размышлял всю свою сознательную жизнь.

В России в то время не было преемственности научных школ и традиций. Муромцев стремился создать серьезную научную школу юриспруденции. В некоторых отношениях его мысль опережала научные воззрения на Западе. Он стремился приобщить русских юристов к общей мировой работе в области изучения права.

Сергей Андреевич не знал усталости. У профессора было более 20 часов лекций в неделю. Он постоянно задумывал новые курсы, говорил об этом накануне смерти.

Ученый-юрист высокого ранга, авторитетнейший адвокат, он с большим вниманием и благодарностью выслушивал на консультациях противоречивые мнения своих учеников. Он умел учиться у своих учеников, и это отличало его от многих коллег-профессоров. Его слушатели говорили, что он, в отличие от других юристов и адвокатов, безошибочно отличал несчастье от преступления.

В 1908 г. ему снова грозили увольнением, но этого удалось избежать. Университет сумел защитить его. С.А. Муромцев был полон сил и новых планов. Увлекся идеей создания общественных народных университетов, которые считал маяками в стране, пребывающей во тьме. Читал лекции в Городском народном университете им. Шанявского и ряде других учебных заведений. Последние годы работал над законопроектом о школьном образовании.

С.А. Муромцев умер внезапно, еще полный сил и энергии. Его похороны превратились в событие общенародного значения. Сотни тысяч людей провожали Председателя I Государственной думы в последний путь — от Сретенки, через Театральную площадь, Моховую (отпевание в университетской церкви), Каменный мост к Донскому монастырю. Порядок обеспечивали не полиция, а студенты. Вот что об этом пишет один из очевидцев происходящего: «Но самое лучшее впечатление производило студенчество — поддерживающее на всем пути удивительный порядок. Московское студенчество в эти муромцевские дни обнаружило большую чуткость и прямо поразительную дисциплину. По всему пути процессии и на всех примыкающих улицах с раннего утра стояли двойные цепи студентов. Кроме того, были организованы дежурства при гробе, при венках, для подаяния скорой помощи, хор певчих, смены для несения гроба, сотни распорядителей студентов, взаимно соподчиненных. Мы наблюдали, как приказания студентов-распорядителей, отдаваемые товарищами, исполнялись "цепями" быстро и беспрекословно. Смены почетного караула студентов у гроба в университетской церкви производились с такой аккуратностью, что могли бы позавидовать и военные.

Да, дух московского студенчества не угас. И в сущности, душой московских похорон прежде всего был Московский университет с его славными традициями, с его организованной

профессорской коллегией, с его десятитысячной молодежью, дышащей в стенах университета гуманитарными идеями»2.

Последние годы жизни С.А. Муромцев любил повторять слова из Библии, которые по странной случайности звучат как "Пророчество о Думе": "Сторож! Сколько ночи? Сторож! Сколько ночи? Еще ночь, но приближается утро..."

Муромцев был идеалистом, не лишенным здравого смысла, и свято верил в будущее России.

P.S. Из глав книги "Венок на могилу Сергея Андреевича Муромцева" мы можем почерпнуть сведения об общественных и иных организациях Московского университета того времени6. Приводим только кратки® перечень их:

Студенты Московского университета Слушатели Московского университета Волънослушателъницы1 Московского университета Общество взаимопомощи студентов Московского университета Общество взаимопомощи студентов-юристов Московского университета

Общество взаимопомощи студентов-евреев Московского университета

Общество взаимопомощи студентов-караимов Московского университета

Общество взаимопомощи студентов-медиков Московского университета

Общество взаимопомощи студентов-филологов Московского университета

Армянское землячество при Московском университете Костромское землячество Московского университета Минское землячество Московского университета Московское землячество при Московском университете Землячество Полъши Московского университета Украинское землячество Московского университета Грузинское землячество при Московском университете Общество студентов по устройству студенческой столовой Общество для пособия нуждающимся студентам Московская мусулъманская учащаяся молодежъ Высочайший утвержденный Комитет и Попечителъский совет студенческих общежитий.

Сам С.А. Муромцев был пожизненным членом Попечительского совета университета.

Поступила в редакцию 19.11.04

2 Венок на могилу Сергея Андреевича Муромцева. С. 69.

6 Там же. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.