Научная статья на тему 'С. А. Муромцев - ученый, политик, общественный деятель'

С. А. Муромцев - ученый, политик, общественный деятель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «С. А. Муромцев - ученый, политик, общественный деятель»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Л.П. Муромцева

С.А. МУРОМЦЕВ - УЧЕНЫЙ, ПОЛИТИК, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Муромцева Людмила Петровна - кандидат исторических наук, доцент МГУ.

В 2010 г. в России отмечали 100-летнюю годовщину смерти С.А. Муромцева - известного юриста, председателя I Государственной Думы. Деятельность Муромцева, масштаб его личности и огромный нравственный авторитет дают нам полное основание говорить о нем как об одном из самых ярких представителей русской либеральной общественности начала ХХ в.

И весьма символичен тот факт, что первые «Муромские чтения» состоялись в здании РГГУ1, где с 1912 г. размещался Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. РГГУ сегодня наследует традиции этого демократического учебного заведения, созданного на средства генерал-майора, сибирского золотопромышленника А.Л. Шанявского (1837-1905).

С.А. Муромцев активно участвовал в организации университета, деятельно помогал вдове мецената преодолевать чиновничьи препоны, разрабатывать учредительные документы, утвердить Положение об университете в Государственной Думе. Он стал первым ректором (председателем) Университета им. А.Л. Шанявского (1908-1910), членом попечительского совета и одним из ведущих лекторов: в 1908/1909 уч. г. читал там курс «Энциклопедия права», а в 1909-1910 гг. - «Гражданское право».

Выступая на торжественном университетском собрании 20 сентября 1909 г., С.А. Муромцев заявил: «Наша деятельность, как гласит наш устав, всецело посвящается распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию» (3, с. 59). В первые годы университет, состоявший из академического и научно-популярного отделе-

1. С инициативой проведения чтений выступил профессорско-преподавательский состав РГГУ, поддержанный его ректором Е.И. Пивоваром. Они состоялись 15 апреля 2010 г. на юридическом факультете Института экономики, управления и права Университета.

ний, а также курсов элементарных знаний для слабо подготовленных слушателей, располагался в доме Шанявских на Арбате. Там за доступную плату могли учиться без предъявления аттестата зрелости и получить высшее образование все желающие без различия пола, национальности и вероисповедания. Студенты сами решали, какие лекции они хотели бы прослушать. Университет находился в ведении Московской городской думы, а не Министерства народного просвещения. При открытии в 1912 г., уже после смерти С.А. Муромцева, нового здания Университета им. А.Л. Шанявского на Миусской площади одной из учебных аудиторий было присвоено его имя.

Родился Сергей Андреевич 23 сентября 1850 г. в Петербурге, в казармах лейб-гвардии Московского полка, в котором его отец служил офицером. Происходил он из старинного дворянского рода, корни которого сам Сергей Андреевич проследил до XVI в. Все Муромцевы по мужской линии были военными, принимали участие во взятии Казани, в разгроме польской интервенции, в войне 1812 года. Вопреки семейной традиции, Сергея Андреевича совсем не привлекала перспектива военной службы. Он избрал для себя научное, а затем политическое поприще. К этой деятельности он готовился с юных лет.

Особенно запомнились его близким игры Сережи в «государство», о чем рассказала в своих воспоминаниях его племянница В.Н. Муромцева-Бунина. Отличаясь любознательностью и большими способностями, мальчик, прочитав в библиотеке отца «Справочную книгу офицера», содержащую краткие сведения о политическом устройстве зарубежных стран, объявил отцовское имение Лазавку (в Новосильском уезде Тульской губернии) конституционным государством, в котором имелся парламент с верхней и нижней палатами, размещавшимися в двух беседках сада, а резиденция его главы располагалась в господском доме. Сергей сочинил конституцию своего государства, стал издавать ежедневную семейную газету.

Благодаря матери Анне Николаевне, происходившей из старинного дворянского рода Костомаровых, С.А. Муромцев получил хорошее домашнее образование. К сентябрю 1860 г. семья Муромцевых переселилась в Москву. Здесь Сергей поступил в гимназию и в 1867 г. окончил ее с золотой медалью.

Становление С.А. Муромцева происходило в годы общественного подъема, вызванного буржуазными реформами 1860-х - начала 1870-х годов. В Москве в свободные от занятий часы гимназиста можно было увидеть на заседаниях окружного суда, интересовала молодого Муромцева и деятельность Московского губернского земского собрания. Так, задолго до окончания гимназии он вполне осознанно и твердо сделал свой жизненный выбор, считая юриспруденцию самым подходящим для себя и весьма нужным людям занятием.

Рано проявившийся интерес к государственному праву привел Сергея Муромцева в 1867 г. на юридический факультет Московского университета.

Сохранившиеся воспоминания университетских товарищей позволяют создать более полное представление о Муромцеве-студенте, сравнительно быстро завоевавшем заслуженный авторитет у однокурсников. Активно участвуя в деятельности легальных студенческих организаций, часто выполняя функции их председателя, Сергей Муромцев тем не менее готовил себя к научной карьере. Еще в 1869 г. в записной книжке он наметил ее основные вехи: защита магистерской диссертации через шесть лет, чтение лекций, а затем спустя некоторое время... «отставка за распространение либерализма».

И действительно в 1875 г. Сергей Андреевич, защитив диссертацию, получил степень магистра гражданского права, в 1877 г. последовала успешная защита докторской диссертации. В 1878 г. 27-летний профессор возглавил кафедру Римского права, а с 1880 г. он - проректор Московского университета. Из-под его пера выходят десятки монографий, статей, рецензий. Всего список печатных работ С.А. Муромцева насчитывал свыше 180 наименований. Наряду с напряженными научными исследованиями он постоянно читал лекции в университете и, по отзывам слушателей, был прекрасным оратором.

Бывшие ученики с особой теплотой вспоминал о Муромцеве-педагоге, о его поразительном умении сочетать результаты своих научных изысканий с материалами университетских лекций.

Прирожденный либерал, сторонник создания в России правового государства, С.А. Муромцев придавал большое значение публицистике в воспитании правосознания общества. «Будущее не должно застать наше общество врасплох», - часто говорил он (цит. по: 2, с. 30). В 1878-1892 гг. Сергей Андреевич возглавлял журнал «Юридический вестник», безвозмездно отчисляя ежегодно на его содержание от 2 до 3 тыс. руб. С 1880 г. он был избран председателем Московского юридического общества, в качестве гласного участвовал в работе Московской городской думы, Московского губернского и уездного земств.

Политический климат в России между тем постепенно менялся - реакция победила. С принятием нового университетского устава в 1884 г. участь либерально настроенных профессоров была решена: С.А. Муромцев вместе с другими профессорами был уволен из университета «за распространение либерализма» и «политическую неблагонадежность». Таким образом, еще раз подтвердилась истина: либерализм в России безнаказанным не остается.

Оторванный от университетской среды, С.А. Муромцев сосредоточил свою деятельность в области практической юриспруденции. Огромная эрудиция, честность и принципиальность создали ему блестящую репутацию адвоката. Как свидетельствует его коллега И.А. Кистяковский, Муромцев обладал «великой дисциплиной ума», он всегда очень тщательно изучал материалы дела. Самым важным для него при этом была «нравственная сторона» процесса. И если у него появлялись хоть малейшие сомнения в достоверно-

сти какого-либо документа (он вел гражданские дела) Сергей Андреевич отказывался от защиты. Предлагавшаяся сумма вознаграждения в этих случаях могла значительно превышать его собственное состояние.

Муромцев откликался на многие события общественной и литературной жизни. Нередко публиковал некрологи в связи с кончиной известных ученых (Р. фон Иеринга, Н.И. Крылова, С.М. Соловьёва и др.). Современникам запомнилась его страстная речь во время похорон И.С. Тургенева в Петербурге в 1883 г. А его приветствие, произнесенное 26 мая 1899 г. от имени Московского юридического общества Обществу любителей российской словесности по случаю 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина, стало поводом для правительственных репрессий. Властей особенно возмутили заключительные слова выступления Муромцева: «Празднуя ныне память поэта, мы торжествуем вместе с тем победу, одержанную русскою личностью над рутиною жизни и властной опеки! (3, 28). В результате Юридическое общество в Москве, возглавлявшееся на протяжении почти двух десятилетий С.А. Муромцевым, было закрыто.

Пик его плодотворной деятельности пришелся на конец 1904-1906 гг.: начиная с ноября 1904 г., он - активный участник всех земских съездов, соавтор важнейших программных документов либералов.

Вскоре наступила Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. В стране грянула революция. В это время Сергей Андреевич Муромцев словно переживал вторую молодость, не жалея сил, захватывая нередко ночные часы, он подолгу сидел над текстами столь нужных стране проектов законов, оттачивая до блеска их формулировки. И по праву проект конституции, представленный на рассмотрение земского съезда в июле 1905 г., именуется «муромцевским». Этот документ стал теоретической основой последующего конституционного движения в России.

Высшими ценностями для Муромцева и других русских конституционалистов являлись права личности и законность. Все преобразования в России должны были (и в этом состояла их твердая убежденность) осуществляться исключительно правовым путем.

С 12 по 18 октября 1905 г. в Москве в разгар Всероссийской политической стачки проходили заседания первого учредительного съезда партии конституционных демократов. С.А. Муромцева, принявшего деятельное участие в его подготовке, избрали в состав Центрального Комитета, а в апреле 1906 г. он прошел в I Государственную Думу от кадетов по Москве. Как отмечал П.Н. Милюков в переломные для страны моменты «Муромцев был с передовой Россией» (2, с. 11).

Избранный 27 апреля 1906 г. на пост председателя I Государственной Думы, к которому он готовился всю предшествующую жизнь, Сергей Андреевич возложил на себя огромное бремя ответственности и перед депутата-

ми, и перед всей Россией. По словам А.А. Кизеветтера, видного историка и члена ЦК кадетской партии, и «свое дело Муромцев выполнял так превосходно, что все члены Думы без различия партий восхищались его председа-тельствованием и признавали его своим общим вождем... Они все чувствовали, что Муромцеву Дума была дорога, потому что ему дорога была Родина, для блага которой он пошел в Думу» (1, с. 12-13).

Трудно представить кого-либо другого на посту председателя Думы, кто смог бы поддерживать порядок в собрании из почти 500 человек. По инициативе Сергея Андреевича были выработаны и внедрены в думскую практику процедурные нормы и регламент, оградившие Думу от превращения ее в митинговое собрание.

Государственная Дума, созданная на пять лет, просуществовала всего 72 дня. В знак протеста против роспуска царем Думы около 200 депутатов во главе с С.А. Муромцевым собрались в Выборге, где подготовили и подписали воззвание «Народу от народных представителей». В нем депутаты призывали население к гражданскому неповиновению. В результате власти привлекли их к судебной ответственности, лишили избирательных прав и права быть избранными в Государственную Думу. Но Муромцев, духовно не сломился, исключительно достойно он вел себя и во время суда над депутатами I Государственной Думы 12-18 декабря 1907 г. в Петербурге, и в период трехмесячного пребывания в Таганской тюрьме в Москве. В тюрьме Сергей Андреевич занимался подготовкой наказа для будущей Думы. Он отказался от «дворянских» обедов, предпочтя возиться со спиртовкой в попытках приготовить себе хоть какую-нибудь еду. Правда, здоровье его после всего пережитого оказалось резко подорванным, но он продолжал напряженно трудиться и в роли адвоката, и в качестве профессора по кафедре гражданского права Московского университета, и как преподаватель на Высших женских юридических курсах в Коммерческом институте и Народном университете имели А.Л. Шанявского. В 1908 г. вышла книга С.А. Муромцева «Основы гражданского права. Человек и общество», а через два года его «Статьи и речи» в пяти выпусках (последние два выпуска уже после кончины автора, успевшего подготовить их к печати).

Выражением жизненного кредо С.А. Муромцева стала его речь, произнесенная 26 апреля 1909 г. на торжественном собрании в Московском университете, посвященном 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя: «Чествование Гоголя есть чествование духовной народной мощи - той жизнедеятельной силы народного духа, которую сам Гоголь постоянно сознавал в основе своего художественного творчества. Чествование Гоголя есть обращение к чувству общественности, призыв к нелицемерному и горячему служению народу, к самоусовершенствованию личности как составной единицы

человеческого общежития» (3, с. 41). В том же году чествовали и самого оратора по случаю 25-летия его адвокатской деятельности.

Муромцев был одним из организаторов московского Общества мира, председателем суда чести при Обществе деятелей периодической печати и литературы, членом многих просветительских учреждений (Общества народных университетов, редакции Энциклопедического словаря братьев Гранат и др.). Он так определял цель своей работы: «Истинная задача того, кто выходит на поле общественной деятельности, - вести людей силою их лучших чувств и высоких стремлений. в свое частное дело каждый гражданин призван вводить какую бы то ни было долю общественного служения. стоять на страже и свободы, и равенства, ибо нет силы, которая могла бы создать их для человека, когда сознание их ему самому чуждо» (3, с. 79-80). Подчеркивая тесную связь теории с практикой, он предостерегал против теоретической рутины, неспособной к восприятию нового.

23 сентября 1910 г. Сергей Андреевич скромно отметил 60-летие и, несмотря на ухудшающееся здоровье, был переполнен жизненными планами: разрабатывал проекты законов для будущей, либеральной по составу, Думы, писал новый курс лекций, размышляя о новых научных изысканиях.

Скончался Муромцев от сердечного приступа в ночь с 3 на 4 октября 1910 г. в гостинице «Национальной», где допоздна готовился к сложному судебному процессу. Весть о смерти С.А. Муромцева разнеслась по всей России - от Петербурга до Владивостока. Скорбные некрологи напечатали все крупные русские и многие зарубежные газеты. Хоронила С.А. Муромцева вся Москва. Подобной массовой манифестации город не помнил со времен первой русской революции. В центре Москвы закрылись магазины, не работали учебные заведения. Студенты, стоявшие в оцеплении от Университета до Донского монастыря, с трудом сдерживали натиск толпы.

Траурная церемония продолжалась до позднего вечера. Передовая Россия отдавала дань глубокого уважения его памяти. Выступающие говорили об удивительной целостности личности Муромцева, о верности его идеалам свободы, о том, что имя Муромцева навсегда останется символом российского парламентаризма. В память о С.А. Муромцеве Московская городская дума учредила премию и стипендию его имени на юридическом факультете Московского университета и постановила повесить его портрет (как многолетнего гласного) в своем зале заседаний.

Несколько слов о судьбе семьи Сергея Андреевича. В годы революции его вдова вместе с дочерью оказалась в эмиграции в Париже. Вторая дочь и сын остались в России. Сын - юрист по образованию, поначалу был сослан на Соловки, а затем, в 30-е годы, расстрелян. Дочь - детский врач, не имела собственной жилплощади, ютилась в каморке при больнице.

* * *

Тематика первых «Муромцевских чтений», проведенных в год 100-летия со дня кончины С.А. Муромцева, была тесно связана с его научными интересами. Член Конституционного суда РФ, заведующий кафедрой международного права юридического факультета РГГУ О.И. Тиунов выступил на пленарном заседании с докладом «О роли норм международного права в гармонизации законодательства государств как фактора его совершенствования». Доклад первого проректора РГГУ, профессора В.В. Минаева, был посвящен проблеме заключения договора об оказании платных образовательных услуг. А.А. Дорская (РГПУ имени А.И. Герцена, СПб.) проанализировала соответствие национального законодательства международно-правовым стандартам как критерия эффективности законов. В.Н. Белоновский (РГГУ) заострил внимание на необходимости правового уточнения понятия «парламентская партия». В рамках чтений работало восемь секций. В том числе такие, как «Факторы и показатели эффективности законодательства»; «Развитие конституционных основ национального законодательства»; «Приоритеты современного социального законодательства»; «Гражданское законодательство в современных социально-экономических условиях» и др.

Жизненному пути, научно-педагогической и общественной деятельности ученого были посвящены доклад Л.П. Муромцевой (МГУ имени М.В. Ломоносова) и презентация слайд-фильма В.Н. Белоновского (РГГУ), выступивших на пленарном заседании первых «Муромцевских чтений». Было заслушано и обсуждение более 80 докладов и сообщений. Успешно прошедшие первые Муромцевские чтения показали, что обращение к наследию такого замечательного ученого, педагога и политического деятеля в условиях формирования гражданского общества и правового государства в современной России необходимо и плодотворно.

Литература

1. Кизеветтер А.А. Сергей Андреевич Муромцев - Председатель Первой Государственной думы. - М., 1918. - 15 с.

2. Милюков П.Н. Сергей Андреевич Муромцев. Биографический очерк // Сергей Андреевич Муромцев. - М., 1911. - 419 с.

3. Муромцев С.А. Статьи и речи. - М., 1910. - Выпуск I. - 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.