Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 338.246
«СЕРАЯ» ЗОНА МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
А. В. Каргаполов Научный руководитель - A. А. Бабаева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: kargapolovaleksei@gmail. com
Разделение деятельности по использованию космоса в военных целях, раскрытие понятия «серая» зона, объяснение проблемы «серой» зоны международного космического права, пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: космос, космическое право, оборона.
"GREY" ZONE INTERNATIONAL SPACE LAW
А. V. Kargapolov Scientific Supervisor - A. А. Babaeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kargapolovaleksei@gmail. com
The division on the use of space activities for military purposes, the disclosure of the concept of "gray" area, an explanation of the problem of the "gray" area of international space law, the way to solve this problem.
Keywords: space, space law, defense.
Существующий международно-правовой режим использования космического пространства базируется на основополагающих принципах международного права, а также на пяти международных договорах, регулирующих космическую деятельность, в том числе и ее военную составляющую. В соответствии с существующими нормами международного права деятельность по использованию космоса в военных целях принято разделять на три категории: разрешенных, запрещенных и нерег-ламентированных видов деятельности. К категории нерегламентированных международным правом видов деятельности в космосе можно отнести: создание, испытание и развертывание противоспутникового оружия; разработка, испытание и развертывание систем противоракетной обороны космического базирования или их компонентов; проведение военно-прикладных экспериментов в космосе; создание и развертывание в космосе средств оптико- и радиоэлектронного подавления технических средств космического, воздушного и наземного базирования; создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах, которое не может быть отнесено к оружию массового уничтожения, и направленного на поражение объектов в космосе, в атмосфере Земли и на ее поверхности [1].
Наличие в международном космическом праве, так называемой, «серой» зоны создает условия для существования ряда областей космической деятельности, которые либо никак не регулируются международным правом, либо требуют внесения значительных изменений в действующие международно-правовые акты. Позиция МИДа РФ в вопросах подготовки международных соглашений, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе, состоит в необходимости четко определить объекты или виды деятельности, попадающие под ограничения, т. е., запрещению должны подлежать действия и их последствия, а не средства, с помощью которых такие действия могут быть осуществлены. К ним могут быть отнесены действия, которые ведут к уничтожению, поражению, повреждению или нарушению нормального функционирования космических объектов или изменению параметров их орбит. В то же время, следует считать, что не запрещено использование космоса
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
в военных неагрессивных целях (например, для отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН) [2]. Таким образом, возникает необходимость в наличии инструмента, позволяющего сузить, в идеале - устранить, «серую» зону международного космического права. Очевидно, что такой инструмент должен обладать объективностью, близкой к абсолютной, в широком диапазоне условий военно-политической обстановки. Так же очевидно и то, что возможности инструмента должны обеспечивать оценку степени военных угроз, создаваемых в результате функционирования космических систем и средств военного и двойного назначения, и, при наличии критериального аппарата, принимать обоснованное решение о допустимых уровнях необходимого воздействия на элементы космических систем. Одним из ключевых моментом при формировании подходов и выборе пути создания такого инструмента является обеспечение возможности определения допустимых уровней воздействия на иностранные космические аппараты (системы).
Определение границ допустимого воздействия на иностранные космические системы. Нужно признать, что полный запрет противокосмического оружия практически невозможен. По мере расширения клуба космических держав и перехода космических технологий в разряд общедоступных, прежде всего, для решения задач военного характера, одних пассивных мер контроля космического пространства и политических заявлений (протестов) для гарантированного обеспечения национальных интересов и безопасности в космической сфере явно недостаточно. Только комплекс невоенных мер, подкрепленный возможностью проведения действий силового характера, может являться основой обеспечения национальных интересов и военной безопасности в космической сфере [3]. Данные выводы вполне очевидны и вытекают из анализа международного космического права, динамики и направлений развития ракетно-космической техники в мире и её использования в военных целях. Учитывая многогранность и глубину проблемы международного правотворчества в области военного использования космического пространства, представляется необходимой разработка эффективного теоретического и методического аппарата, позволяющего исследовать и изучить всё многообразие явлений и процессов, совокупность которых образует военно-космическую деятельность государства. Современный уровень проработки проблемы анализа влияния космического и противокосмического потенциала на процессы эволюции угроз стратегической стабильности позволяет получить оценки, как правило, качественного и общего, а если количественного, то фрагментарного и безотносительного характера [4]. В интересах минимизации политических и экономических рисков создания противоспутниковых средств системы противокосмической обороны необходимо юридическое закрепление права РФ на применение противоспутникового оружия, как меры обеспечения национальных интересов и национальной безопасности [5]. Поэтому для проведения эффективной правотворческой работы требуется надежная, с точки зрения объективности, адекватности и полноты, теоретическая база, исключающая возможность существования неоднозначных оценок и трактовок военно-технических аспектов космической деятельности в различных условиях военно-политической обстановки.
Библиографические ссылки
1. Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космическом праве [Электронный ресурс]. URL: http://www.marsiada.ru/369/2091/2142 (дата обращения: 30.03.2016).
2. Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения [Электронный ресурс]. URL: http://archive.mid.rU//brp_4.nsf/sps/9B6D03B7DC298-E37C32574100033 9BEC (дата обращения: 30.03.2016).
3. Чуларис В. Национальная политика США в области использования космического пространства [Электронный ресурс]. URL: http://pentagonus.ru/publ/56-1-0-328 (дата обращения: 30.03.2016).
4. Гринько В., Смирнов В., Суханов С. Космос в вопросах вооруженной борьбы // Национальная оборона. 2006.
5. Анисимов В., Батырь Г., Меньшиков А. Система контроля космического пространства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vimpel.ru/skkp2.htm (дата обращения: 30.03.2016).
© Каргаполов А. В., 2016