Научная статья на тему 'Серая ворона мегаполиса Москва. Освоение территории'

Серая ворона мегаполиса Москва. Освоение территории Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
309
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
МЕГАПОЛИС МОСКВА / УРБАНИЗАЦИЯ / ВОРОНА СЕРАЯ / МЕСТООБИТАНИЯ / ГОРОДСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Корбут Вадим Вадимович

Изучали пространственное и сезонное распределение серой вороны, давнего спутника человека, в разных биотопах мегаполиса Москва, от селитьбы до городских лесов. Выявлены предпочтения в использовании местообитаний опушечных и осветленных, преимущественно увлажненных и переувлажненных. Высокий уровень общей толерантности позволил птицам городской популяции освоить все местообитания мегаполиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Серая ворона мегаполиса Москва. Освоение территории»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 598.816: 591.526: 591.9(254)

Корбут Вадим Вадимович

Канд. биол. наук, ст.науч.сотр. МГУ Email: vadimkorb@yandex.ru

СЕРАЯ ВОРОНА МЕГАПОЛИСА МОСКВА. ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация

Изучали пространственное и сезонное распределение серой вороны, давнего спутника человека, в разных биотопах мегаполиса Москва, от селитьбы до городских лесов. Выявлены предпочтения в использовании местообитаний опушечных и осветленных, преимущественно увлажненных и переувлажненных. Высокий уровень общей толерантности позволил птицам городской популяции освоить все местообитания мегаполиса

Ключевые слова

Мегаполис Москва, урбанизация, ворона серая, местообитания, городская популяция.

До середины XX века Москва сохраняла черты старых городов Восточной Европы, с обширными деревенскими окраинами и обильной древесно-кустарниковой растительностью, плавно переходящей в лесные угодья [4, 5]. Преобразования 1950-1970х годов принципиально меняют облик города [4], в нем возникают агломерации современных жилых и промышленных зон, меняется структура природного комплекса, в котором культурные насаждения и природные «зеленые» зоны занимают до 36 % площади города [5].

Стремительное развитие мегаполиса Москва и городской агломерации в 1950-1980е годы [4] привели к значительному нарастанию фрагментарности и динамичности природного комплекса, мозаичности распределения ресурсов в нем, резким изменениям экологической ёмкости угодий. Именно в это время происходит формирование городской популяции (субпопуляции) серой вороны Corvus corone cornix [2] одного из давних спутников человека, издавна склонным к синантропии видом [6]. Изучение современного распределения ворон в пространстве города, ежегодное сезонное освоение непрерывно меняющейся территории мегаполиса позволяет понять механизмы урбанизации, высших позвоночных животных.

Материалы и методы исследований

Кольцевая структура мегаполиса складывается несколько веков, отражая изменения города в XVIII-XXI веках, смену типа застройки, административных границ [1]. Наблюдения проведены с учетом кольцевого роста города.

Первое «кольцо» города: включает старую Москву внутри Бульварного кольца и между Бульварным и Садовым кольцами. Вся территория плотно застроена жилыми и административными зданиями, между ними лежат островки бульваров, скверов, садов, усадьбы XVIII-XIX веков, посольства, музеи, церкви.

Второе кольцо города: от Садового кольца и Камер-Коллежского вала до городской железной дороги (постройка 1911 года). Эти территории активно осваивали в XIX и начале XX веков, сооружая среди деревенской или слободской жилой застройки предприятия и промышленные зоны с системой дорог, в том числе железных, транспортные узлы разной величины. Здесь же находятся плотно застроенные, озелененные жилые кварталы, парки и лесопарки разной величины.

Третье кольцо города: наружное, расположено между городской железной дорогой и МКАД, созданной в 1960 году. В нем в 1960-1980е годы шел активный рост города. Оно насыщено «зелеными островами» разной величины, именно здесь находятся крупные парки, лесопарки и городские леса - парк культуры и отдыха Измайлово и природно-исторический парк «Измайлово» (далее - «Измайлово») и

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2016 ISSN 2411-717Х

городская часть национального парка «Лосиный остров», (далее - «Лосиный остров»), площадью около 1600 и 3330 га каждый. С XIV-XVI веков они принадлежат московским князьям, использовались как личные усадебные и охотничьи угодья, затем были переведены в ведение Казённого ведомства, с начала XX века открыты для широкого посещения [5].

Работа выполнена в 1970-2015 гг. на постоянных линейных маршрутах длиною 5-10 км в черте Московской кольцевой автодороги (МКАД). в светлое время суток, полоса учета в селитьбе и небольших «зелёных островах» - от 50 до 100 м, в парках и лесопарках ширина полосы учёта птиц составляла не более 50-200м. Наблюдения проведены в разных местообитаниях птиц: А) Селитьба (раздельно жилые кварталы -бульвары, скверы и сады, площадь менее 5 га ); Б) «Зеленые острова» мегаполиса - парки малые, площадь до 80 га; В) парки и лесопарки, площадь до 700 га; Г) городские леса - природно-исторический парк «Измайлово» и национальный парк «Лосиный остров», городская часть, площадь около 16 и 33 км2 [3].

Небольшие «зелёные острова» рассматривали как единый биотоп серой вороны, в крупных парках и городских лесах в качестве стаций выделяли опушки водоемов и лесных кварталов, полосы шириной около 100-200м от наружной границы города или пруда. Участки лесопарков и городских лесов, удаленных на 300 - 500 метров от границы относили к «лесным кварталам».

Распределение серой вороны в пространстве города изучали в сезон размножения, преимущественно от начала гнездования, когда взрослые особи держатся на гнездовых территориях, практически не покидая их - откладка и насиживание яиц, выкармливание гнездовых птенцов, их вылет из гнёзд и кочёвки семейных выводков. Завершение цикла «гнездовых» наблюдений приходилось на начало кочёвок и миграций вороны (1960-80-е годы, сентябрь- октябрь). Всего в городе пройдено более 15 000км.

Результаты и обсуждение

Непрерывные наблюдения на одних и тех же площадках и маршрутах с 1970-х годов позволяют сравнить обилие встреч птиц городской популяции в различных местообитаниях мегаполиса (таблица 1). В годы формирования городской популяции вороны количество птиц в разных биотопах города составляло от 100 до 850 особей/10 км2, во время спада оно снизилось до величины 20 - 230 птиц/10 км2 (таблица 1).

Селитьба старого города в годы формирования городской популяции была заселена воронами плотно, до 250-450 особей /10 км2. Больше всего птиц обитало кнаружи от Садового кольца - до 400/км2. В годы последней депрессии снижение обилия ворон оказалось сравнительно небольшим, хотя и заметным -в 4-5 раз (таблица 1).

В годы высокой численности вороны заселяют «зелёные острова» мегаполиса - скверы и парки с ухоженными газонами и прудами, крупные парки и лесопарки с локальными зонами отдыха.

Лесопарки Москвы с 1990х годов превращены в рекреационные зоны, в основном тихого отдыха -пешие прогулки, в том числе по обустроенным дорожкам вдоль прудов и ручьёв с бетонными берегами. Осветленные участки леса (парковые леса) с высокими деревьями привлекают ворон как места для гнездования и кормёжки, водопоев, обилие птиц достигает величины около 800 особей/10 км2 (таблица 1).

Природно-исторический парк «Измайлово» как местообитание вороны обладает уникальными природно-культурными ландшафтами, возникшими на протяжении 5-6 веков. Их основа - долина реки Робка (Серебрянка), с большим количеством ручьев и сооружённых на них прудов. Длина речки в природном русле на территории Измайлова около 3,7 км, ширина долины достигает 800 м. В XX веке повсюду преобладают старовозрастные липовые леса, много сырых луговин. Ворона является одним из фоновых видов «Измайлова», заселившего все опушки прудов лесов, окружающих лесные участки на границе с городом и внутренние, в долине речки Робка и возле прудов. На территории Измайлова круглый год кочует стая ворон, при высокой численности в ней насчитывалось до 500 - 600 особей, во время депрессии около 100-150 птиц.

Огромный массив лесов в городской части «Лосиного острова» серые вороны заселяют только по внешним опушкам, прилегающим к разным промышленным зонам, в основном транспортным, и озелененным жилым кварталам постройки второй половины XX века. Население ворон затенённых опушек

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2016 ISSN 2411-717Х

лесов «Лосиного острова» при нарастании численности доходило до 137 особей/10 км2, а в годы спада всего лишь 23 особи/10км2 (таблица 1).

Таблица 1

Биотопическое распределение и численность серых ворон в пространстве мегаполиса Москва на разных фазах существования городской популяции (сезон гнездования)

Местоположение Городские биотопы Рост Спад

Селитьба Старый город, внутри Садового кольца 249 45

Внутри кольцевой железной дороги 425 122

«Зелёные острова» мегаполиса Скверы, парки, площадь до 200 га 303 229

Территория МГУ имени М.В. Ломоносова 226 27

Парки, лесопарки, площадь до 700 га 145 80

Лесопарки Опушки водоёмов в лесопарках 771 226

«Измайлово» Опушки водоёмов 835 119

Опушки лесных кварталов 252 50

«Лосиный остров», городская часть Опушки лесных кварталов 137 23

Лесные кварталы 2 2

Рост - увеличение числа ворон в 1990-1995 годы; Спад - уменьшения числа в 2008-2013 годы. Численность - максимальное число встреч птиц на 10 км2.

Обозначения - см. раздел Материал и методики. Общая длина маршрутов составила около 6 000 км.

За все годы наблюдений гнёзда ворон в лесах не найдены, кроме одного на опушке лесной поляны, на территории поселка Лосиноостровского лесничества пара птиц гнездилась более 15 лет, в соседстве с гнездованием ястреба-тетеревятника.

Чаще всего отдельные особи или небольшие группы ворон пролетают над лесами «Лосиного острова», ранней весной и поздней осенью, останавливаются на отдых на высоких мачтах ЛЭП, проникают в лес по дорогам, преследуя хищников, обычно ястребов-тетеревятников или воронов.

В годы сокращения численности именно опушки вдоль парковых и лесопарковых водоемов выступают как стации переживания.

Наблюдения за сезонными изменениями числа ворон выполнены на протяжении теплых сезонов 20002010 гг, с апреля по сентябрь, в разных фазах сезона размножения. В эти сроки в городе ещё нет ворон-мигрантов, а особи-резиденты привязаны к территориям и участкам обитания и практически не покидают их.

Уже в начале сезона гнездования значительная часть ворон держится на территориях, часто конфликтует с потенциальными захватчиками, активно охраняя участок, строит или ремонтирует гнезда, приступает к откладке яиц. Больше всего птиц встречено в селитьбе, по опушкам водоемов в лесопарках.

Неразмножающиеся городские вороны держатся в стаях, кочуя по разным местообитаниям, не приближаясь к жилым гнездам и участкам. Откладка и насиживание яиц «перемещает» ворон на гнездовые участки, один из партнеров много времени проводит в гнезде или около него. Встречи кочующих ворон в селитьбе падают в 2-3 раза, много птиц перебирается на опушки водоемов в парках и лесопарках. Количество встреч ворон на двух первых фазах сезона составляло около 450 птиц/10км2 (таблица 2).

После появления гнездовых птенцов использование воронами разных местообитаний города, в том числе перемещения в них, значительно изменяются. В селитьбе и различных парках количество встреч ворон относительно постоянно, тогда как по бульварам и в городских скверах, как и по опушкам лесов и прудов оно уменьшается (таблица 2).

Наблюдения за взрослыми птицами показали, что во время насиживания и выкармливания они становятся крайне осторожными, реже и тише кричат, при беспокойстве уходят от наблюдателя, прячась в кронах. Окрикивания опасного объекта (кошка, человек) возникают на расстоянии более 30 м от гнезда, зачастую сходны с «реакцией отведения» у птиц. Возможно, именно увеличение настороженности,

скрытности взрослых особей в этой фазе сезона размножения снижает количество встреченных по разным местообитаниям ворон более чем в два раза (таблица 2).

Таблица 2

Сезонные изменения встречаемости ворон в различных биотопах мегаполиса Москва в годы сокращения численности

Фазы годового цикла Гнездование Выкармливание Кочёвки

Места Биотопы Гнёзда Кладка Птенцы Выводки Стаи

Селитьба Жилые кварталы 96 37 46 60 240

Бульвары, скверы 78 49 22 111 260

Парки, лесопарки Малые парки 79 71 69 121 340

Парки 53 27 26 76 182

Опушки лесные 41 175 22 87 325

Опушки водоёмов 116 87 28 213 443

Всего птиц на 10 км2 463 446 213 668 1790

Длина маршрутов, км 60 298 370 256 90

Фазы годового цикла:

Гнездование: гнезда - постройка, с конца марта по начало апреля; насиживание - апрель. Выкармливание: птенцы (в гнездах), май; Выводки - июнь, июль; кочевки - август, сентябрь, сбор в стаи, прилет птиц из региона.

Наблюдения 2002-2005 годов в пределах МКАД, общая длина маршрутов - 1074 км. Другие обозначения - см. таблицу 1.

Оставление птенцами гнезд и начало перемещений выводков, обычно состоящих из 1-2 взрослых и 1-5 молодых особей, увеличивает частоту встреч ворон, особенно по опушкам водоемов и лесопарков, в жилых кварталах и парках (таблица 2). В целом изменения числа ворон, встреченных в городе после вылета из гнезд, соответствует размерам выводка.

В начале осени семейные группы городских ворон распадаются, птицы сбиваются в стаи, кочующие по городу в поисках пищи, особенно ягод, семян, плодов. Общее число ворон в разных биотопах мегаполиса достигает величины до 180 птиц на 1 км2. Больше всего серых ворон встречено по опушкам водоемов, лесопарков и парков, в селитьбе (таблица 2). Возможно, увеличение встречаемости ворон в Москве происходит из за проникновения в город кочующих птиц из области и региона, а также первую волну ворон-мигрантов из таёжной зоны к востоку и северо-востоку от мегаполиса. Эти птицы относительно равномерно заселяют различные биотопы мегаполиса, от селитьбы до крупных «зелёных островов» природного комплекса города.

Серая ворона ещё в начале XX века проявляла склонность к синантропии в использовании среды обитания - птицы зимовали вблизи жилья человека, а весной перемещались на гнездование в долины рек, на лесные опушки и т.п. местообитания [6]. Постепенное расширение строящегося мегаполиса Москва в середине XX века разделило птиц города и региона, и, по мере нарастания у городских ворон общей толерантности, в Москве началось формирование урбанизированной группировки (популяции?). Одним из её ключевых признаков стала гипертрофированная общая толерантность, связанная, прежде всего, с взаимодействиями конспецифичных особей, пластичностью к разнообразию условий мегаполиса как среды обитания ворон города, в условиях флуктуациям экологической емкости угодий [2].

Мощная толерантность, повышенная способность к акклимации позволяет птицам использовать широкий набор местообитаний, представляемых мегаполисом. Городская популяция московских ворон -порождение сверхсложной, непрерывно меняющейся среды мегалополиса - возникает на протяжении второй половины XX века [2], на основе преадаптированности серой вороны к динамичным природным экосистемам и биоценозам. Изучение пространственного размещения серой вороны городской популяции в стремительно меняющемся мегаполисе выявило заметную тенденцию к использованию полуоткрытых околоводных биотопов и сырых наземных местообитаний (таблица 1, 2), дериватов истории развития вида в условиях

природных экотонов.

Список использованной литературы:

1. Ю. А. Исаков, Н. С. Казанска. Некоторые изменения городской структуры Москвы, её растительности и животного населения за последние 10 лет // Сб. Растительность и животное население Москвы и Подмосковья. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 6-13.

2. В. В. Корбут. Уникальная популяция серой вороны (Corvus corone cornix L. 1785) г. Москвы // Докл. РАН, 1996, Т. 348, N. 1. С. 136 - 139.

3. В. В. Корбут. Видовое разнообразие Воробьинообразных птиц в «зеленых островах» Москвы // Вестник Моск. Ун-та. Серия 5. География, 2012, №6, С. 20-24.

4. Г. М. Лаппо, А. Трейвиш, Г. А. Гольц, Московский столичный регион: Территориальная структура и природная среда. Опыт географического исследования. М.: Наука. 1988. 321 с.

5. Г. А. Полякова, В. А. Гутников. Парки Москвы: экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2001, 406 с.

6. Е. С. Птушенко, А. А. Иноземцев. Птицы Московской области и сопредельных территорий. М.: 1968, Изд-во Моск, ун-та. 461 с.

© Корбут В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.