Научная статья на тему 'СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗ В МЕДИАМОНИТОРИНГЕ: СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ЗАПРОС РАБОТОДАТЕЛЕЙ'

СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗ В МЕДИАМОНИТОРИНГЕ: СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ЗАПРОС РАБОТОДАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИСТР ТЕКСТА / СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПЛАТФОРМЫ / ВАКАНСИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казакова Анна Юрьевна

Под влиянием информатизации в социальных науках все чаще возникает запрос на автоматизацию ряда стандартных этапов и рутинных процедур исследовательской деятельности, которые пересекают границы академических дискуссий и подчиняют себе рынок труда. В статье на основе вакансий портала HeadHunter оценивается соотношение запросов работодателей на мониторинг СМИ и соцсетей с помощью традиционного контент-анализа и автоматизированного сентимент-анализа. Несмотря на то что на данном этапе развития искусственный интеллект не может рассматриваться как альтернатива человеческому, фиксируется явное смещение предпочтений работодателя в сторону навыков использования готовых программных решений, обеспечивающих грубую, приблизительную, но оперативную оценку тональности текстов и пользовательских реакций на социальный факт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Казакова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENTIMENT ANALYSIS IN MEDIA MONITORING: AREAS OF APPLICATION AND EMPLOYERS' REQUEST

Under the influence of informatization in the social sciences, there is an increasing demand for automation of a number of standard stages and routine procedures of research activities that cross the boundaries of academic discussions and subjugate the labor market. The article evaluates the ratio of employers' requests for media and social media monitoring using traditional content analysis and automated sentiment analysis based on HeadHunter portal vacancies. Despite the fact that at this stage of development artificial intelligence cannot be considered as an alternative to human, there is a clear shift in employer preferences towards the skills of using ready-made software solutions that provide a rough, approximate, but prompt assessment of the tonality of texts and user reactions to a social fact.

Текст научной работы на тему «СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗ В МЕДИАМОНИТОРИНГЕ: СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ЗАПРОС РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

УДК 316.77

DOI: 10.31249/геос/2023.02.06

КАЗАКОВА А.Ю. * СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗ В МЕДИАМОНИТО-РИНГЕ: СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ЗАПРОС РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация. Под влиянием информатизации в социальных науках все чаще возникает запрос на автоматизацию ряда стандартных этапов и рутинных процедур исследовательской деятельности, которые пересекают границы академических дискуссий и подчиняют себе рынок труда. В статье на основе вакансий портала HeadHunter оценивается соотношение запросов работодателей на мониторинг СМИ и соцсетей с помощью традиционного контент-анализа и автоматизированного сентимент-анализа. Несмотря на то что на данном этапе развития искусственный интеллект не может рассматриваться как альтернатива человеческому, фиксируется явное смещение предпочтений работодателя в сторону навыков использования готовых программных решений, обеспечивающих грубую, приблизительную, но оперативную оценку тональности текстов и пользовательских реакций на социальный факт.

Ключевые слова: гибридизация социологии; эмоциональный регистр текста; сентимент-анализ; информационно-аналитические системы и платформы; вакансии.

Для цитирования: Казакова А.Ю. Сентимент-анализ в медиамони-торинге: сферы применения и запрос работодателей // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2023. - № 2. - С. 89-109. DOI: 10.31249/геос/2023.02.06

Статья поступила: 26.03.2023.

Статья принята: 10.04.2023.

* Казакова Анна Юрьевна - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН; kazakova.a.u@yandex.ru

KAZAKOVA A.Yu.** Sentiment analysis in media monitoring: areas of application and employers' request

Abstract. Under the influence of informatization in the social sciences, there is an increasing demand for automation of a number of standard stages and routine procedures of research activities that cross the boundaries of academic discussions and subjugate the labor market. The article evaluates the ratio of employers' requests for media and social media monitoring using traditional content analysis and automated sentiment analysis based on HeadHunter portal vacancies. Despite the fact that at this stage of development artificial intelligence cannot be considered as an alternative to human, there is a clear shift in employer preferences towards the skills of using ready-made software solutions that provide a rough, approximate, but prompt assessment of the tonality of texts and user reactions to a social fact.

Keywords: emotional register of the text, sentiment analysis, information and analytical systems and platforms, vacancies

For citation: Kazakova A.Yu. Sentiment analysis in media monitoring : areas of application and employers' request. Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology]. -2023. - N 2 - P. 89-109. DOI: 10.31249/rsoc/2023.02.06

Received: 26.03.2023.

Accepted: 10.04.2023.

Введение

Социология, как и другие области социального знания и общественной практики, переживает качественный сдвиг под влиянием информатизации, становясь «сплавом computer science, адаптированного социологического наследия докомпьютерной эпохи и технологий компьютерной лингвистики» [Абрамов, 2012, с. 9091]. Растет привлекательность использования крупных потоков

** Kazakova Anna Yur'evna - Doctor of Sociological Sciences, Senior Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; kazakova.a.u@yandex.ru

динамических данных, постоянное пополнение которых делает невозможным применение выборочного метода, ориентируя на непрерывный мониторинг и фиксацию признаков и событий, выходящих далеко за концептуальные рамки исследования [Китчин, 2017, с. 115]. Вследствие этого возникает проблема отрыва данных от «социального, политического, экономического и исторического контекста» [там же, с. 137], упрощений и ложных корреляций. Чем больше появляется новых технологий, языков, платформ, баз данных, виртуальных групп, тем дальше текст отодвигается от исходного прототипа. Исследователь неминуемо все реже имеет дело с человеком и все чаще - с текстом; проводит исследование в кабинете, а не в поле; анализ документов вытесняет прочие методы.

Возникает запрос на автоматизацию ряда стандартных этапов и рутинных процедур исследования, прежде всего в анализе продуктов коммуникационной деятельности. Несмотря на большое количество методических проблем и несовершенств, появившиеся в ответ на общественную потребность многочисленные информационно-аналитические сервисы обладают неоспоримым преимуществом - скоростью. «Развивающиеся цифровые технологии предлагают простые решения для осуществления профессиональных функций, которые еще недавно являлись достаточно затратными по времени и ресурсам. Ручной способ сбора информации в условиях глобализации информационного пространства зачастую не эффективен» [Сушкина, Щербенко, Алешина, 2020, с. 131]. Простота и доступность поиска, часто мнимые, уже во многом изменили структуру социологического рынка, подталкивая многие компании, которые раньше являлись реальными или потенциальными клиентами исследовательских фирм, к переоориентации на DIY-исследования [Вайсбург, 2015]. Это общемировая тенденция, которую отмечают не только в социологии, но и в других прикладных науках и областях социальной практики [МакГиннис, Пирс, 2019; [Dzanduaand, РаШак, 2021]. Соответственно, и работодатели все чаще при поиске работников ориентируются не столько на базовое образование и глубокое системное понимание предметной области, сколько на «гибкость», «многозадачность» и высокий уровень цифровой грамотности, позволяющей быстро встроиться в нишу оперативных, чаще всего кабинетных, исследований. В таких исследованиях незаменимы современные мониторинговые

платформы и одноименные информационно-аналитические системы: Медиалогия, Скан Интерфакс, Integrum, IQbuzz, Youscan, Brand Analytics, Public, Factiva и другие.

Специалисты, в основном сферы IT и маркетинга, не только пытаются формализовать выбор «способа организации мониторинга вторичной информации» [Вороной, Манько, 2007], но и видят в платформах медиаметрики с обновляемыми в автоматическом режиме данными альтернативу рейтингам компаний, персон, событий, выстроенным в результате традиционного социологического исследования [Попов, 2012]. Расширяется круг лиц, профессионально заинтересованных в быстрой, интуитивно понятной, универсальной (стандартизированной) обработке больших объемов текстов, в том числе креолизованных, гибридных, многоязычных, многослойных, связанных в гипертекст: журналисты [Мансурова, 2017], переводчики [Долуденко, 2019], копирайтеры [Варюхина, Косянкова, 2017], рекламисты [Устинова, 2018] и все, кто оценивает результаты их деятельности [Гончарова, 2015]. В результате размываются дисциплинарные границы методов анализа текста и сама определенность метода в отдельной науке. На основе целого ряда удачных исследовательских попыток активно дискутируется возможность рассматривать мониторинг настроений пользователей соцсетей как замену опросам общественного мнения [Дудина, Юдина, 2017]. Традиционное для дескриптивной, психологической и социальной лингвистики понятие семантического анализа [Стернин, Саломатина, 2011] постепенно вытесняется широким социальным представлением о SEO-анализе, который является средством оценки, поисковой оптимизации, повышения посещаемости сайтов [Чигарёва, 2020]. SEO-администраторы и IT-специалисты склонны отождествлять SEO с контент-анализом: он якобы «проводится SEO-специалистами с целью оценки наполнения и структуры сайта с учетом требований поисковых систем. Контент-анализ определяет плотность ключевых фраз в текстовом материале, метатегах, анкорах, заголовках Title и h1-h3» [Боровых, Плотников, 2018]. Исследователю в области социальных наук очевидно, что лингвостатистический анализ текста ради повышения результатов выдачи и улучшения качества сайта не равен ни семантическому, ни контент-анализу, но именно о SEO идет речь в первых результатах выдачи Яндекса по запросу «семантический

анализ», а «контент-анализ» во множестве источников рассматривается как аналог «интеллектуального анализа текста» (text mining), основанного на компьютерной лингвистике.

Материалы и методы

Целью работы является оценка проникновения программ и платформ со встроенной опцией сентимент-анализа, предназначенных для мониторинга СМИ и соцсетей, на современный рынок труда, выраженного через запрос работодателя.

В качестве источника данных служили вакансии для специалистов различных сфер деятельности, профиля подготовки и функционала, размещенные на портале HeadHunter по состоянию на 20.03.2023 г. и объединенные наличием в тексте словосочетаний, по которым осуществлялся поиск на портале. Это вакансии, размещенные на портале за все время его существования, с ключевыми словами и в названии вакансии, и в тексте вакансии. Рассматривались различные варианты запросов, обозначающие мониторинг медиапространства и раскрывающие его через конкретизацию метода («сентимент-анализ», «тональность», «модальность», «семантический анализ», «лингвостатистический анализ», «контент-анализ», «дискурс-анализ», «ивент-анализ»). Единицами счета являлись обозначения профиля специалиста, наименования программ и сервисов, которыми он должен владеть. Содержание понятия «контент-анализа» конкретизируется через близость его понимания социологии или компьютерной лингвистике.

Оценивалось соотношение вакансий для социологов и специалистов других профилей.

Методом снежного кома выбирались все программы, платформы, информационно-аналитические системы, сервисы, упомянутые работодателем в составе требований к умениям и навыкам искомого специалиста. Частота их упоминания в описаниях вакансий в соотношении с набором цифровых компетенций, которые формулируют работодатели в составе требований к соискателям, отражает «хабитуализацию» корпоративного использования (государственные структуры, бизнес, собственно исследовательские компании).

Результаты исследования

На первом этапе исследования запрос формулировался по наименованиям методов анализа текста и их составляющим, а в тексте вакансии определялись адресат (искомый специалист) и способ осуществления анализа (ручной или автоматизированный).

Методы оценки речевой экспрессии в запросе работодателей

По запросу «сентимент-анализ» найдено 11 вакансий. Еще 5 дополнительных вакансий дал запрос «sentiment analysis». Ни одна из них не предназначена для специалистов в области социальных или гуманитарных наук - запрос формирует сфера IT, адресуя его специалистам-исследователями в области машинного обучения, инженерам технической поддержки, системным аналитикам. Во всех случаях речь идет о трех типовых задачах обработки естественного языка: распознавание именованных сущностей, сентимент-анализ, классификация текста. Иногда добавляются «идентификация спикера»1, задача «прогнозирования, классификации, кластеризации, выявления поведенческих паттернов и отклонений от них»2. В любом случае, речь идет не о проведении сентимент-анализа с помощью того или иного инструментария, а о разработке или оптимизации самого инструментария для его проведения.

Не оправдалось предположение о том, что итог поиска вакансий для специалистов в области социальных наук, связанных с «анализом настроений», производен от различий наименования метода в разных предметных областях. То, что в англоязычной речи и в ориентированном на нее профессиональном жаргоне IT определяется как «sentiment analysis», в русском языке в среде лингвистов и специалистов по социальным коммуникациям традиционно называлось «тональностью», «модальностью», «экспрессивностью» текста. Однако словосочетания «анализ модальности»,

1 Data Scientist Middle/Senior (Моделирование RnD). [Вакансия Группы компаний «Иннотех»]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/76274433 (дата обращения: 20.03.2023).

2 Системный аналитик. [Вакансия IBS]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/ 81938582 (дата обращения: 20.03.2023).

«модальность текста» приводят в какие угодно сферы (транспорт, строительство, IT), кроме социологии, журналистики, медиа- или рекламного бизнеса. (Для сравнения: те же запросы в РИНЦе дают соответственно 2078 и 1797 результатов, преимущественно в филологии, но также в социологии, политологии, журналистике, IT, психологии, философии и других науках.) Варианты «экспрессивность текста», «эмоциональная окрашенность», «эмоциональный регистр», «оценочность текста» никаких результатов не дали.

Неожиданно продуктивным (15 вакансий от 9 компаний) оказался итог запроса «тональность текста». «Customer care: работа с комментариями в паблике, отработка сообщений от подписчиков, анализ тональности фидбэка»1, - характеристика задач специалиста, которого ищет подразделение компании «Диалог Регионы» в Кемерово, - не устанавливает «корпоративного стандарта» анализа тональности и не привязывает его к киберметрическим процедурам. Однако речь идет о работе с подписчиками, и, вероятнее всего, «фидбэк» по умолчанию анализируется в автоматическом режиме.

Ни одна из них, однако, не предназначена для социолога и не требует социологической подготовки. Шесть предполагают SMM (четыре - на уровне менеджера, две - на уровне руководителя направления); две - непосредственную генерацию контент-менеджером текстов, тональность которых соответствует тональности бренда, и коммуникацию с клиентурой; пять - компьютерную лингвистику и Web-аналитику: «работа с текстами <...> важно уметь работать со структурой, смыслами и тональностью»2.

Только две вакансии из 15 связаны с медиамониторингом и медиааналитикой. Это медиаменеджер, работающий в направлении управления репутацией бренда (SERM/ORM), который отслеживает тональность его упоминаний в соцсетях, на сайтах-«отзовиках» и немедленно предпринимает контрмеры для нивелировки негативного эмоционального фона3. От специалиста требу-

1 SMM-менеджер. [Вакансия АНО «Диалог Регионы»]. - URL: https://kalu ga.hh.ru/vacancy/76472433 (дата обращения: 20.03.2023).

2 UX-аналитик. [Вакансия digital-агентства Nimax]. - URL: https://kalu ga.hh.ru/vacancy/77970158 (дата обращения: 20.03.2023).

3 Менеджер по медиа. [Вакансия Okko]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacan cy/76931662 (дата обращения: 20.03.2023).

95

ется «опыт работы с инструментами по сбору отзывов и системами мониторинга», а в ключевых навыках в качестве такой системы называется Brand Analytics. Вторая вакансия также предполагает автоматизированную аналитику: «Мониторинг и аналитика сообщений (посты, комментарии, новости) в сервисе мониторинга. Анализ контента, тегирование упоминаний, проставление тональностей, удаление ненужных сообщений (спам), формирование и редактирование отчетов, написание реакций и рекомендаций. Создание аналитических записок»1.

Как видим, и при формулировке функционала через «тональность» аналитика в инфополе выглядит либо как разработка сервисов для автоматического анализа текстовых массивов, либо как их использование.

Частота упоминания методов анализа текста в запросе работодателей

Какие традиционно выделяемые в социальных науках методы анализа текста востребованы рынком труда, выяснялось с помощью запросов «анализ документов», «анализ текстов», «дискурс-анализ», «ивент-анализ», «контент-анализ», «семантический анализ», «(лингво-) статистический анализ».

«Семантический анализ», как и ожидалось, однозначно отождествляется работодателями со сферой IT: Data Science, SEO-анализ, продажи ГГ-продуктов.

Словосочетание «лингвостатистический анализ» не используется, а «статистический анализ текста» в текстах 35 объявлений распадается на два автономных блока - «статистический анализ» и «текст», поскольку по точному запросу ничего найдено не было.

Не дал результатов и запрос «"анализ документов" OR "анализ текстов" AND "социолог"», равно как два варианта их сочетания «"анализ документов" AND "социолог"; "анализ текстов" AND "социолог"», хотя в случае менее точной формулировки запроса обнаруживается 94 вакансии для социологов или с упоминанием социологического образования кандидата. В них, однако,

1 Специалист по мониторингу и аналитике инфополя. [Вакансия «Важно знать»]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/77579479 (дата обращения: 20.03.2023).

96

текст предстает не как объект, а как продукт деятельности социолога (аналитический документ).

Все выявленные запросом «ивент-анализ» результаты (17) нерелевантны: и в английский, и в русской транскрипции «ивент» встречается только в контексте событийного маркетинга.

Вакансия, включающая «дискурс-анализ», единственная, но точная и адресованная исключительно социологу. Ее предлагает казанское коммуникационное агентство «К-9», описывая функционал методически корректно, оперируя точными терминами, которые свидетельствуют как о понимании различий между видами анализа документов в социологии, так и о понимании их взаимного дополнения. Работа с конкретными автоматизированными системами специалисту не навязывается:

«Обязанности:

- проведение количественного контент-анализа материалов социальных сетей и СМИ;

- реализация метода критического дискурс-анализа выраженных мнений пользователей;

- составление программ социологических исследований в области изучения медиасферы;

- реализация социологических исследований полного цикла;

- поиск взаимосвязей между разнородными социальными фактами, представленных в интернет-пространстве»1.

«Контент-анализ» дал 143 объявления, из которых только 11 релевантны. Больше половины (8) открыты для маркетолога, специалиста по рекламе и РЯ, пресс-секретаря. Образование упоминается однажды: это «Журналистика» или «Связи с общественностью». Вакансии предполагают «мониторинг, ... контент-анализ, пресс-клиппинг экономических новостей»2; опыт «в контент-анализе медийного пространства и мониторинге информационной среды»3,

1 Социолог. [Вакансия Коммуникационного агентства «К-9»]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78348539 (дата обращения: 20.03.2023).

2 Специалист по мониторингу новостей. [Вакансия Группы компаний INFOLine]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78451922 (дата обращения: 20.03.2023).

3 Ведущий специалист отдела международного сотрудничества и пресс-службы (пресс-секретарь). [Вакансия Казахской национальной академии хореографии]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/77859362 (дата обращения: 20.03.2023).

подготовку «отчетов по PR сопровождению проектов компании, контент-анализ за период <.. > мониторинг PR активности конкурентов в медиа пространстве»1, «навыки контент-анализа по сайту, поисковым сервисам, соцсетям»2, «анализ конкурентов (контент-анализ, сбор данных по каналам и метрикам сайтов, социальных сетей)»3 на основе настройки и использования статистических сервисов «Яндекс. Метрика» и Google Analytics4, «контент-анализ продуктов конкурентов <...> сильных и слабых сторон продукта, анализ областей применения и функциональности технических характеристик, анализ ЦА» на основе «систем по поиску ключевых слов Google Analytics, Amazon Brand Analytics, Helium»5 и целый комплекс исследовательских действий от постановки проблемы до внедрения инноваций («планирование и проведение маркетинговых исследований, удовлетворенности пациентов; компаний-конкурентов; сегментация клиентской базы; глубинные интервью; AdHoc исследования; контент-анализ; мониторинг СМИ»6).

Собственно аналитических позиций три. Только на одну, упомянутую выше («К-9», Казань), ищут социолога. На одну -взаимозаменяемые «области PR, журналистики, социологии, политологии и / или опыт работы в области маркетинга и рекламы, SMM и аналогичных»7. В них контент-анализ встраивается в си-

1 PR менеджер. - [Вакансия ООО «Хаттон Девелопмент»]. - URL: https:// kaluga.hh.ru/vacancy/76508758 (дата обращения: 20.03.2023).

2 Копирайтер (сфера проектирования). [Вакансия ГК «Marksgroup»]. -URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/77838386 (дата обращения: 20.03.2023).

3 Младший интернет-маркетолог в digital-агентство. [Вакансия ТОО REMARK]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78247687 (дата обращения: 20.03.2023).

4 Маркетолог. [Вакансия КСК ЭКСПЕРТ]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacan cy/77883566 (дата обращения: 20.03.2023).

5 Контент-менеджер (е-сомм). [Вакансия ООО Трейд]. - URL: https://kalu ga.hh.ru/vacancy/77494493 (дата обращения: 20.03.2023).

6 Директор по стратегическому маркетингу. [Вакансия Группы Медицинских компаний «МЕДМА»]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78407526 (дата обращения: 20.03.2023).

Абсолютно идентична ей вакансия: Маркетолог с опытом работы в медицине. [Вакансия Медлайн-Сервис]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/76328116 (дата обращения: 20.03.2023).

7 Аналитик социальных медиа и СМИ (PR). [Вакансия ООО «С. ВОРД»]. -URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78088375 (дата обращения: 20.03.2023).

стему поисковых и аналитических задач, определяемых целями исследовательского проекта1 и предметной областью, по которым требуется готовить информационно-аналитические материалы2. От соискателей ждут знания основ математической статистики и способности выявлять причинно-следственные связи, умение обращаться со вторичными данными медиаисследований либо умение работать с большими данными, писать поисковые запросы, обрабатывать сообщения в системах мониторинга3. Владение автоматическими системами мониторинга СМИ и соцмедиа в одном случае обязательно, во втором желательно. В качестве предпочитаемых поисково-аналитических систем дважды названы Brand Analytics и Медиалогия (ООО «С. ВОРД» настаивает на сертификации сотрудника), единожды также «Интегрум», Scan-interfax, YouScan и т.п.

Общее соотношение методов анализа текста в требованиях к соискателю представлено в табл. 1.

Таблица 1

Количество вакансий портала HeadHunter с упоминанием методов анализа текстов

Запрос Результатов Релевантных (социологическое понимание) Для социолога

Анализ документов 573 0 0

Анализ текста 45 0 0

Семантический анализ 13 0 0

Лингвостатистический анализ 0 0 0

Ивент-анализ 0 0 0

Дискурс-анализ 1 1 1

Контент-анализ 143 11 3

1 Аналитик социальных медиа и СМИ (PR). [Вакансия ООО «С. ВОРД»]. -URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78088375 (дата обращения: 20.03.2023).

2 Аналитик (контент-анализ). [Вакансия СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»]. - URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/ 76959821 (дата обращения: 20.03.2023).

3 Аналитик социальных медиа и СМИ (PR). [Вакансия ООО «С. ВОРД»]. -URL: https://kaluga.hh.ru/vacancy/78088375 (дата обращения: 20.03.2023).

Итак, контент-анализ - только количественный и по умолчанию автоматизированный - уже фактически вытеснил все остальные формы работы с документами и полностью слился с «кибер-метрическим анализом», по выражению группы исследователей, представивших образец его удачного сочетания с традиционными методами ивент-, контент- и дискурс-анализа [Стратегии формирования ..., 2014].

Специалист по медиамониторингу в запросе работодателей

На третьем этапе определено, какая доля вакансий для социологов ориентирована именно на мониторинг социокоммуника-тивных процессов и явлений, какая - иных социальных фактов и как соотносятся в различных видах социологического мониторинга уровни автоматизации исследовательских действий.

Результаты выдачи по неконкретизированному запросу «мониторинг» бесчисленны: 42 884, в том числе российских - 39 142. Из них на Москву приходится 13 363 вакансии, Санкт-Петербург -3768. Нерелевантность большинства из них изначально видна из автоматических группировок порталом обнаруженных вакансий по специализациям: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами - 3828, менеджер по закупкам - 2808, системный администратор - 1870, менеджер по маркетингу, интернет-маркетолог -1685, другое - 3889.

Таким образом, основной массив сформирован после уточнения вида деятельности (мониторинг) по ее субъекту: «"мониторинг" AND "социолог"». Массив составил 111 единиц наблюдения, 105 из них полностью релевантны. К числу не вполне релевантных, хотя и точно соответствующих запросу, были отнесены вакансии, где от кандидата требуется не «быть», а «интересоваться» социологией или психологией (все связаны с рекрутин-гом). 103 вакансии предполагают полный рабочий день, 7 -удаленную работу, 1 - вахтовый метод; 109 - полную занятость, 1 -частичную, 1 - стажировку; 100 - высшее образование (в семи случаях - в варианте «высшее или среднее»), 11 вакансий не предъявляют требований к образованию.

Требования к опыту работы представлены на рисунке 1.

60 56

50 40 41

30

20 10 11 3

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 1 года доЗ лет 01 3 до 6 лет Нет опыта Более 6 лет

■ Опыт рабо1ы

Рис. 1. Распределение вакансий по требованиям к опыту работы

Предполагаемый размер заработной платы - на рис. 2.

60

01 25 ООО 01 45 ООО 01 65 ООО 01 85 ООО 01 105 01 125 руб руб. руб руб. 000 руб. ОООруб

■ 5епе$1

Рис. 2. Распределение вакансий по размеру заработной платы

Есть ли в предпочтениях работодателя разница между субъектами и объектами мониторинга, мы выясняли с помощью при-

менения коэффициентов ассоциации к двум видам группировок результатов.

Предпочтителен ли, с точки зрения работодателя, при ведении мониторинга медиапространства и иных видах мониторинга именно социолог? Нет, как показывает значение коэффициента под перекрестной табл. 2. Группировка осуществлена по признаку формулировки работодателем профиля специалиста: если в заголовке вакансии стоит именно «социолог», либо в тексте объявления указано «предпочтительно социолог» (даже в сочетании с другой единицей), либо при перечислении возможных специалистов в длинном ряду социолог стоит на первом месте, данная вакансия помещалась в категорию «социолог - приоритет работодателя».

Таблица 2

Предпочтения к профилю специалиста в зависимости от объекта мониторинга

Субъект / Объект Мониторинг медиа Иные объекты мониторинга

Социолог - приоритет 18 16

Социолог не приоритет 22 49

Коэффициент ассоциации 0,28

При необходимости ведения мониторинга экономических, демографических, политических, коммуникационных процессов почти треть работодателей предпочитает социолога. При этом почти в 40% случаев мониторятся именно коммуникационные процессы. Но общественный запрос на мониторинг инфополя адресован далеко не только социологам. Границы взаимозаменяемости специалистов по медиамониторингу в глазах работодателя широки: конкуренцию социологу составляют экономисты, маркетологи, психологи, журналисты, рекламщики, политологи, лингвисты, историки.

Причиной этому, как следует из табл. 3, является DIY-по-ворот рынка труда, который обеспечило именно развитие информационно-аналитических систем.

Таблица 3

Предпочтения к способу сбора и анализа данных в зависимости от объекта мониторинга

Автоматизация / Объект Мониторинг медиа Иные объекты мониторинга

Оговаривается использование ИАС 19 2

Не оговаривается использование ИАС 21 63

Коэффициент ассоциации 0,91

Как видно из табл. 3, если объектом мониторинга является инфополе, в половине случаев его предполагается вести именно в автоматическом режиме.

ИКТ специалиста и популярность платформ

На всех этапах исследования в качестве обязательных для специалиста, ведущего исследования в интернет-пространстве на материалах СМИ или стихийных сетевых коммуникаций, является опыт работы на платформах Медиалогия и Brand Analytics, иногда подтвержденный сертифицированием. Только на уровне руководителя направления медиаисследований требуются еще и продвинутые навыки ручного мониторинга («Диалог Регионы»), а также расширенный набор платформ автоматизированного мониторинга, в число которых могут включаться «Интегрум», Youscan, TGSTAT, Scan («Интерфакс»), «Инцидент-Менеджмент» (ИАС, предназначенная для обратной связи органов власти с гражданами, в основном для сбора жалоб по вопросам работы ЖКХ, здравоохранения и пр.), «Призма» (ИАС от компании «Медиалогия» для отслеживания социально-политической ситуации, оценки эффективности деятельности муниципалитетов). Требуется умение писать / читать поисковые запросы, осуществлять разметку сообщений (по тематике и тональности) и очищать их от спама. Помимо сбора нереактивных данных, изредка упоминаются сервисы проведения Интернет-опросов, в том числе англоязычные (Fastuna, Fabuza, Oprosso, OMII и др.). Спорадически требуются специализированные (для медиапланирования и медиааналитики) продукты компании «Медиаскоп» (Palomars, Infosys, Galileo). Общее распределение продуктов и сервисов представлено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение по частоте упоминания в тексте объявлений ИАС медиамониторинга, баз медиаисследований / программ медиапланирования, счетчиков для web-аналитики, систем онлайн-опросов, ИАС обратной связи «власть - население»

В основном процесс мониторинга в описании вакансий ограничивается только сбором данных. Крайне редко указывается, что специалист должен с этими данными делать: определять добросовестность подрядчика, размещающего материалы рекламодателя на выбранных площадках в соответствии с медиапланом; готовить дайджесты и аналитические обзоры для компаний; использовать для цитирования в журналистских и рекламных материалах; опираться на них как на самостоятельный показатель эффективности деятельности организации или извлекать из них сведения, которые можно использовать как индикатор этой эффективности. Еще реже мониторинг предстает как полный цикл исследовательской активности, где разнородные данные мониторинга служат выявлению причинно-следственных связей между социальными фактами, а в задачу специалиста входят также их статистическая обработка, интерпретация и подготовка аналитического отчета.

Заключение

Практическая ценность полученных результатов определяется набором реальных связанных с анализом текста «компетенций», востребованных на рынке труда. В их числе анализ тональности (анализ модальности, сентимент-анализ), составляющий одну из самых распространенных прикладных задач контент-анализа наряду с выделением уникальных объектов (антропонимы, эргонимы, топонимы) и отслеживанием их упоминаний. Однако в современных условиях, согласно коллективным ожиданиям работодателя, специалист осуществляет этот анализ не самостоятельно, а с помощью многочисленных информационно-аналитических платформ медиамониторинга, систем анализа инфополя, web-аналитики. Их популярность растет у бизнес-клиентов и работодателей из госсектора. Владение автоматическими системами мониторинга СМИ и соцсетей включается в число требований к навыкам и профессиональному опыту социолога и специалистов смежных специальностей.

Проблемы репрезентативности собранных цифровых данных по отношению к стоящим за ними социальным фактам, полноты и надежности автоматически собранных данных и выведенных результатов, непрозрачности самой процедуры анализа с использованием того или иного программного средства волнуют специалистов, которые склоняются к выводу о том, что замена «ручной» аналитической работы с текстами автоматизированными сервисами пока невозможна. Но развитие рынка труда следует не за эвристиками или оценками экспертов, а за сиюминутными потребностями работодателя.

Список литературы

Абрамов Р.Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов : аналитический обзор // Социология : 4М. - 2012. - № 35. -С. 23-52.

Боровых К.О., Плотников А.В. Семантический анализ текстов на примере интернет-запросов // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - № 2. -URL: https://www.e-rej.ru/Artides/2018/Borovykh_Plotnikov.pdf (дата обращения: 20.03.2023).

Вайсбург А.В. Исследования в современных организациях : заказать или провести самим? // Управление инновациями в современной науке : сборник ста-

тей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А. Сукиа-сян. - Уфа : Аэтерна, 2015. - С. 198-200.

Варюхина П.Д., Косянкова М.Ю. Использование IT-сервисов при подготовке SEO-статей и рекламных текстов // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2-х частях. Ч. 1. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 67-70.

Вороной А.А., Манько П.М. Сравнительный анализ информационно-аналитических систем для обработки открытых источников информации // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2007. - № 3 (69). - С. 194-205.

Гончарова А.А. Может ли копирайтинг стать научной дисциплиной? // Jazyk a kultúra. - 2015. - № 23/24. - С. 228-233.

Долуденко Е.А. Применение методов поисковой оптимизации (SEO) для оценки качества текстов в профессиональной подготовке лингвистов-переводчиков // Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием). - Таганрог : Таганрогский институт управления и экономики, 2019. - С. 453-458.

Дудина В.И., Юдина Д.И. Извлекая мнения из сети Интернет : могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения? // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2017. -№ 5 (141). - С. 63-78.

Китчин Р. Большие данные, новые эпистемологии и смена парадигм / пер. с англ. О.Н. Шаевой // Социология : 4М. - 2017. - № 44. - С. 111-152.

МакГиннис Д.О., Пирс Р.Д. Великий подрыв : как искусственный интеллект меняет роль юристов в оказании юридических услуг // Актуальные проблемы экономики и права. - 2019. - Т. 13, № 2. - С. 1230-1250.

Мансурова В.Д. «Цифровая каллиграфия» современного журналиста : власть digital контента // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2017. - № 4. - С. 17-33.

Попов В.В. Специфика метода медиаметрических исследований : построение рейтингов эффективности российских политических партий // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. - 2012 - № 2 (82). - С. 141149.

СтернинИ.А., СаломатинаМ.С. Семантический анализ слова в контексте. - Воронеж : Истоки, 2011. - 150 с.

Стратегии формирования установок протестного поведения в сети Интернет : опыт применения киберметрического анализа (на примере Евромайдана, ноябрь 2013 г.) / Азаров А.А., Бродовская Е.В., Дмитриева О.В., Домбров-ская А.Ю., Фильченков А.А. // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2014. - № 3 (121). - С. 56-74.

Сушкина А.С., Щербенко Е.В., Алешина О.Г. Применение цифровых технологий в маркетинге // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. -№ 11, ч. 1. - С. 131-138.

Устинова В.С. Алгоритм копирайтинга с учетом данных SEO-анализа // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 2, № 11 (28). -С. 988-992.

Чигарёва Д.В. Инновационные средства рекламы в системе продвижения образовательного учреждения (на примере ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова) // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10, № 1. - С. 407-418.

Dzanduaand M.D., Pathak B. Diy laboratories, their practices, and challenges-a systematic literature review // Technology analysis & strategic management. - 2021. -Vol. 33, N 10. - P. 1242-1254. - DOI: 10.1080/09537325.2021.1968373

References

Abramov R.N. Metodologicheskie i soderzhatel'nye aspekty social'nyh issledo-vanij blogov : analiticheskij obzor [Methodological and substantive aspects of social research blogs : analytical review]. Sociologiya : 4M [Sociology : 4 M]. - 2012. - N 35. -P. 23-52.

Strategii formirovaniya ustanovok protestnogo povedeniya v seti Internet : opyt primeneniya kibermetricheskogo analiza (na primere Evromajdana, noyabr' 2013 g.) [Strategies for the formation of protest behavior attitudes on the Internet : the experience of using cybermetric analysis (on the example of Euromaidan, November 2013)] / Azarov A.A., Brodovskaya E.V., Dmitrieva O.V., Dombrovskaya A. Yu., Fil'chenkov A.A. Monitoring obshhestvennogo mneniya : ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social changes]. - 2014. - N 3 (121). -P. 56-74. (In Russian)

Borovyh K.O., Plotnikov A.V. Semanticheskij analiz tekstov na primere inter-net-zaprosov [Semantic analysis of texts on the example of Internet queries]. Rossijskij ekonomicheskij internet-zhurnal [Russian economic internet journal]. - 2018. - N 2. -URL: https://www.e-rej.ru/Articles/2018/Borovykh_Plotnikov.pdf (accessed: 20.03.2023). (In Russian)

Chigaryova D.V. Innovacionnye sredstva reklamy v sisteme prodvizheniya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya (na primere GUMRF imeni admirala S.O. Makarova) [Innovative means of advertising in the promotion system of an educational institution (on the example of the Admiral Makarov GUMRF)]. Voprosy innovacionnoj ekonomiki [Issues of innovative economics]. - 2020. - Vol. 10, N 1. - P. 407-418. (In Russian)

Goncharova A.A. Mozhet li kopirajting stat' nauchnoj disciplinoj? [Can copy-writing become a scientific discipline?]. Jazyk a kultura [Language and culture]. -2015. - N 23-24. - P. 228-233. (In Russian)

Doludenko E.A. Primenenie metodov poiskovoj optimizacii (SEO) dlya ocenki kachestva tekstov v professional'noj podgotovke lingvistov-perevodchikov [Application of search engine optimization (SEO) methods for evaluating the quality of texts in the professional training of linguists-translators]. Modernizaciya rossijskogo obshchestva: strategii upravleniya, voprosy pravoprimeneniya ipodgotovki kadrov : materialy XX Vse-rossijskoj nauchnoj konferencii (nacional'noj s mezhdunarodnym uchastiem) [Modernization of the Russian society : management strategies, law enforcement issues and per-

sonnel training : materials of the XX All-Russian Scientific Conference (national with international participation]. - Taganrog : Taganrogskij institut upravleniya i ekonomiki,

2019. - P. 453-458. (In Russian)

DudinaV.I., Yudina D.I. Izvlekaya mneniya iz seti Internet: mogut li metody analiza tekstov zamenit' oprosy obshchestvennogo mneniya? [Extracting opinions from the Internet : can text analysis methods replace public opinion polls?]. Monitoring ob-shhestvennogo mneniya : ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of public opinion : economic and social changes]. - 2017. - N 5 (141). - P. 63-78. (In Russian)

Dzanduaand M.D., Pathak B. Diy laboratories, their practices, and challenges -a systematic literature review. Technology analysis & strategic management. - 2021. -Vol. 33, N 10. - P. 1242-1254. - DOI: 10.1080/09537325.2021.1968373

Kitchin R. Bol'shie dannye, novye epistemologii i smena paradigm [Big data, new epistemologies and paradigm shift]. Transl. by O.N. Shaeva. Sociology : 4M [So-ciologiya : 4M]. - 2017. - N 44. - P. 111-152. (In Russian)

MakGinnis D.O., Pirs R.D. Velikij podryv : kak iskusstvennyj intellekt menyaet rol' yuristov v okazanii yuridicheskih uslug [The great explosion : how artificial intelligence changes the role of lawyers in the provision of legal services]. Aktual'nye prob-lemy ekonomiki i prava [Actual problems of economics and law]. - 2019. - Vol. 13, N 2. - P. 1230-1250. (In Russian)

Mansurova V.D. «Cifrovaya kalligrafiya» sovremennogo zhurnalista : vlast' digital kontenta [«Digital calligraphy» of a modern journalist : the power of digital content]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism]. - 2017. - N 4. - P. 17-33. (In Russian)

Popov V.V. Specifika metoda mediametricheskih issledovanij : postroenie re-jtingov effektivnosti rossijskih politicheskih partij [Specificity of the method of media-metric research: building ratings of the effectiveness of Russian political parties]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Russian State University. Series: Philosophy. Sociology. Art history]. - 2012. - N 2 (82). -P. 141-149. (In Russian)

Sternin I.A., Salomatina M.S. Semanticheskij analiz slova v kontekste [Semantic analysis of a word in context]. - Voronezh : Istoki, 2011. - 150 p. (In Russian)

Sushkina A.S., Shcherbenko E.V., Aleshina O.G. Primenenie cifrovyh tekhno-logij v marketinge [Application of digital technologies in marketing]. Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava [Bulletin of Altai Academy of Economics and Law]. -

2020. - N 11, part 1. - P. 131-138. (In Russian)

Ustinova V.S. Algoritm kopirajtinga s uchyotom dannyh SEO-analiza [Copyw-riting algorithm based on SEO analysis data]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki [Modern scientific research and development]. - 2018. - Vol. 2, N 11 (28). -P. 988-992. (In Russian)

Vajsburg A.V. Issledovaniya v sovremennyh organizaciyah : zakazat' ili pro-vesti samim? [Research in modern organizations : order or conduct yourself]. Upravle-nie innovaciyami v sovremennoj nauke : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovation management in modern science : collection of

articles of the International scientific and practical conference]. Ed. by A.A. Sukiasyan. -Ufa : Aeterna, 2015. - P. 198-200. (In Russian)

Varyuhina P.D., Kosyankova M.Yu. Ispol'zovanie, IT-servisov pri podgotovke SEO-statej i reklamnyh tekstov [The use of IT services in the preparation of SEO articles and advertising texts]. Innovacionnyeproekty iprogrammy v psihologii, pedagog-ike i obrazovanii : sbomik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2-h chastyah. Ch. 1 [Innovative projects and programs in psychology, pedagogy and education : collection of articles of the international scientific and practical conference : in 2 parts. Part 1]. - Ufa : Aeterna, 2017. - P. 67-70. (In Russian)

Voronoj A.A., Man'ko P.M. Sravnitel'nyj analiz informacionno-analiticheskih sistem dlya obrabotki otkrytyh istochnikov informacii [Comparative analysis of information and analytical systems for processing open sources of information]. Marketing i marketingovye issledovaniya [Marketing and marketing research]. - 2007. - N 3 (69). -P. 194-205. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.