Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА '

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / рынок труда / вакансия / спрос / предложение / диджиталмаркетинг / резюме / заработная плата / конкуренция / marketing / labor market / vacancy / demand / supply / digital marketing / resume / salary / competition

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Адаменко, И.И. Черняк

В статье охарактеризованы основные подходы к категории «маркетинг», концепции маркетинга, система интегрированных маркетинговых коммуникаций. Отмечены основные функции маркетинговой деятельности и их содержание (аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля). Приведена оценка состояния рынка труда в сфере маркетинга. Отражены уровень спроса, заработной платы, уровень конкуренции за рабочее место по позициям в маркетинге в среднем по России и Краснодарскому краю. Указаны наиболее востребованные профессии в сфере маркетинга у российских работодателей. Отмечен устойчиво высокий спрос на специалистов в области маркетинга в динамике с тенденцией его роста в отношении диджитал-маркетологов. Перспективы развития рынка труда в сфере маркетинга будут обусловлены потребностями цифровой экономики и уровнем развития IT-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PROSPECTS OF LABOR MARKET DEVELOPMENT SPHERE OF MARKETING

The article describes the main approaches to the category of «marketing», the concept of marketing, the system of integrated marketing communications. The main functions of marketing activities and their content (analytical, production, sales, management and control) are noted. The assessment of the state of the labor market in the field of marketing is given. The level of demand, wages, and the level of competition for a job in terms of positions in marketing on average in Russia and the Krasnodar Territory are reflected. The most popular professions in the field of marketing among Russian employers are indicated. There was a consistently high demand for marketing specialists in dynamics with a tendency of its growth in relation to digital marketers. The prospects for the development of the labor market in the field of marketing will be determined by the needs of the digital economy and the level of development of IT technologies.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА »

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-12-17

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, adam83@mail.ru,

A.A. Adamenko - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

И.И. Черняк - обучающийся экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, krascsovoen 77@rambler.ru,

I.I. Chernyak - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА STATE AND PROSPECTS OF LABOR MARKET DEVELOPMENT SPHERE OF MARKETING

Аннотация. В статье охарактеризованы основные подходы к категории «маркетинг», концепции маркетинга, система интегрированных маркетинговых коммуникаций. Отмечены основные функции маркетинговой деятельности и их содержание (аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля). Приведена оценка состояния рынка труда в сфере маркетинга. Отражены уровень спроса, заработной платы, уровень конкуренции за рабочее место по позициям в маркетинге в среднем по России и Краснодарскому краю. Указаны наиболее востребованные профессии в сфере маркетинга у российских работодателей. Отмечен устойчиво высокий спрос на специалистов в области маркетинга в динамике с тенденцией его роста в отношении диджитал-маркетологов. Перспективы развития рынка труда в сфере маркетинга будут обусловлены потребностями цифровой экономики и уровнем развития IT-технологий.

Abstract. The article describes the main approaches to the category of «marketing», the concept of marketing, the system of integrated marketing communications. The main functions of marketing activities and their content (analytical, production, sales, management and control) are noted. The assessment of the state of the labor market in the field of marketing is given. The level of demand, wages, and the level of competition for a job in terms of positions in marketing on average in Russia and the Krasnodar Territory are reflected. The most popular professions in the field of marketing among Russian employers are indicated. There was a consistently high demand for marketing specialists in dynamics with a tendency of its growth in relation to digital marketers. The prospects for the development of the labor market in the field of marketing will be determined by the needs of the digital economy and the level of development of IT technologies.

Ключевые слова: маркетинг, рынок труда, вакансия, спрос, предложение, диджитал-маркетинг, резюме, заработная плата, конкуренция.

Keywords: marketing, labor market, vacancy, demand, supply, digital marketing, resume, salary, competition.

Согласно Американской ассоциации маркетинга «маркетинг - это набор учреждений и их деятельность по управлению процессами создания, доставки и обмена товаров и услуг, которые имеют ценность для клиентов, партнеров и общества в целом» (American Marketing Association, 2017).

Джоэл Эванс определяет маркетинг как «предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги организации, людей, территории и идеи посредством обмена» (Эванс, Берман, 1993).

Классическим определением маркетинга является интерпретация Ф. Котлера. Он дает следующее определение маркетинга: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер, 1990).

Одна из самых популярных концепций маркетинга - концепция 4P, которая гласит, что маркетинг основывается на четырех основных факторах:

1) реализуемый товар или услуга, его свойства и ассортимент;

2) цена товара или услуги, а также различные скидки или наценки;

3) то, как товар продвигается, комплекс мер продвижения: реклама, пиар, стимулирование сбыта;

4) месторасположение торговой точки, каналы распределения товара/услуги (Маккарти, 1990).

На данный момент концепция уже получила свое развитие, в нее были добавлены:

- процесс совершения покупки;

- люди, участвующие в процессе покупки/продажи;

- физическое доказательство оказания услуг или покупки товара.

Также существуют концепции 8Р и 12Р, но классической и основной остается концепция 4Р.

Маркетинг осуществляет множество функций, но чаще выделяют четыре основных:

- аналитическая функция маркетинга. Это изучение рынка как такового, изучение потребителей, фирменной структуры и товаров, конкурентов;

- производственная функция маркетинга. Производственная функция маркетинга также заключается в организации такого процесса производства, который, помимо максимального удовлетворения потребностей потребителя, привел бы к минимальным издержкам на предприятии и максимальной выгоде для производителя;

- сбытовая функция маркетинга: отвечает за все процессы, происходящие с товаром от момента его производства до момента начала его потребления;

- функция управления и контроля: установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности организации, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей.

Все функции маркетинга можно представить в виде единого циклического процесса - последовательного выполнения всех четырех функций.

Ключевым понятием маркетинга являются интегрированные маркетинговые коммуникации

(ИМК).

Ф. Котлер дает следующее определение интегрированным маркетинговым коммуникациям: «Интегрированные маркетинговые коммуникации - это управление процессом продвижения товаров и услуг на всех этапах: перед продажей, в момент покупки, во время и по завершении процесса потребления» (Ф. Котлер, 1990).

В целом, интегрированные маркетинговые коммуникации - это сумма всех инструментов, необходимых для доведения потенциальному клиенту наиболее полной и точной информации о предлагаемом товаре или услуге.

Интегрированные маркетинговые коммуникации включают в себя: стимулирование сбыта, директ-маркетинг, личные продажи, пиар и рекламу (рисунок 1).

Рисунок 1 - Интегрированные маркетинговые коммуникации [5]

Состояние любого рынка труда определяется наличием вакансий, количеством резюме на 1 вакансию. Для оценки состояния рынка труда в сфере маркетинга аналитиками сайта hh.ru было изучено порядка 268 тысяч вакансий в России в сфере маркетинга и в результате установлены уровень спроса, заработной платы уровень конкуренции за рабочее место.

Согласно полученным данным, специалисты в области маркетинга постоянно являются востребованными (в числе 10 самых востребованных в Москве и Санкт-Петербурге).

В структуре вакансий в г. Москва на должности специалистов в области маркетинга приходится 9 %, а в г. Санкт-Петербург - 7 %. Рынок вакансий для маркетологов в этих городах увеличивается каждый год (+3 % и +6 % соответственно в 2019 г.).

В связи с развитием диджитал-маркетинга отмечен спрос профессий, связанных с применением цифровых технологий.

Прирост предложений о работе в сфере маркетинга на hh.ru за октябрь-декабрь 2019 г.а составил 119 % (рисунок 2) [6].

Прирост вакансий в маркетинге, рекламе и PR в России в 2019 г. к 2018 г.

■ Маркетинг, реклама, PR ■ Рынок в цепам

11%

-7%

Москва и Московская область Сэнкт-Петербург и Ленинградская область Регионы

Рисунок 2 - Прирост вакансий в сфере маркетинга в 2019 г. к 2018 г. [6]

В структуре вакансий российского рынка труда в 2019 г. спрос на маркетологов у работодателей составлял: 40,3 % (Москва), 12,9 % (Санкт-Петербург Санкт-Петербург), 3,7 % (Московская область), 3,4 % (Краснодарский край) (рисунок 3) [6].

Распределение вакансий в маркетинге, рекламе и

(в % от общего количества вакансий, 2019 г.)

■ Москва

■ Санкт-Петербург

■ Московская область

■ Краснодарский край Свердловская область

л Республика Татарстан

■ Новосибирская область

■ Другие

Рисунок 3 - Доля вакансий в сфере маркетинга от общего числа вакансий в 2019 г., % [6]

В среднем 30 % вакансий на hh.ru в 2019 г. было размещено в других регионах России. Среди наиболее востребованных профессий в сфере маркетинга у российских работодателей являются (от всех специализаций в профессиональной области маркетинга в 2019 году) [6]:

- менеджеры по работе с клиентами (23 %);

- специалисты в области PR и коммуникаций (22 %);

- интернет-маркетологи (18 %);

- менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры (17 %);

- мерчандайзеры (13 %);

- руководители департаментов маркетинга (11 %);

- проектные менеджеры (10 %);

- аналитики и дизайнеры (по 9 %).

В отчетный период увеличивался спрос на специалистов в области диджитал-маркетинга. Востребованность SMM-менеджеров и медиабайеров увеличилась в 3,5 раза, таргетологов - в 45 раз, контент-менеджеров, диджитал-маркетологов - в 2,5 раза, етаЛ-маркетологов - в 2 раза (рисунок 4, 5) [6].

Динамика числа вакансий в сфере маркетинга, рекламы и PR в России

(Январь 2016 = 100%)

—♦— Таргетолог —SMM-менеджер/ Community manager -»— Media Buyer/ Байер

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 1 марта л 2 квартал 3 квартал 4 квартал M квартал ? квартал 3 квартал 4 квартал 11 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 2016 2016 2016 2016 2017 2017 2017 201? 1 2018 2018 2018 2018 2019 2019 2019 2019

Рисунок 4 - Динамика числа вакансий по таргетологам, SMM-менеджерам и медиабайерам за 2016-2019 гг. [6]

Динамика числа вакансий по позициям в сфере маркетинга, рекламы и Р1? в России

—ЕшаЛ-маркетолог —♦—Контент-менеджер —♦—БЕО-маркетолог/[>1дКэ1-маркетолог

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 11 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 11 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал M квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 2016 2016 2016 2016 1 2017 2017 2017 2017 1 2018 2018 2018 2018 ' 2019 2019 2019 2019

Рисунок 5 - Динамика числа вакансий по йЕО-маркетологам, етаЛ-маркетологам и контент-менеджерам за 2016-2019 гг. [6]

Уровень заработной платы напрямую связан с востребованностью той или иной профессии. Среднее предложение по уровню заработной платы по вакансиям в сфере маркетинга выше уровня средней заработанной платы в целом по рынку труда. Рост зарплатной платы для различных специалистов в области маркетинга отмечается в 2019 г. в целом по России и колеблется по отдельным профессиям (рисунок 6) [6].

Динамика зарплат в России для работников уровня "специалист", средние значения в тысячах рублей

Рисунок 6 - Динамика заработной платы в России для работников уровня «специалист» в сфере маркетинга, 2018-2019 гг., тыс. руб. [6]

Разумеется, уровень заработной платы будет выше у менеджеров в области маркетинга: директоров по маркетингу. У них средний уровень заработной платы в Москве в 2019 г. составлял 135 тыс. руб., в Санкт-Петербурге в среднем - 100 тыс. руб., в регионах - 60 тыс. руб.

На втором месте по уровню заработной платы находятся медиабайеры (100 тыс. руб. по всем регионам).

Далее по уровню заработной платы следуют руководители интернет-проектов (в среднем в Москве 100 тыс. руб., 60 тыс. руб. в Санкт-Петербурге, 40 тыс. руб. в регионах) (рисунок 7).

Средние предлагаемые зарплаты по позициям в сфере маркетинга, рекламы и РЯ в тысячах рублей (в 2019 году)

■ Москва ■ Санкт-Петербург ■ Регионы

135

Директор по маркетингу и PR Media Виуег/Байер Руководитель/менеджер интернет- Email-маркетолог

проектов

Рисунок 7 - Средний уровень заработной платы в сфере маркетинга для руководителей в 2019 г., тыс. руб. [6]

Заработная плата SEO-маркетологов, диджитал-маркетологов, интернет-маркетологов, етаП-маркетологов, таргетологов, SMM-менеджеров, контент-менеджеров варьируется в пределах 40-80 тыс. руб. в месяц в зависимости от региона. Это зависит от уровня позиции специалиста, набора и объема задач, отраслевой принадлежности компании и региона (рисунок 8) [6].

Средние предлагаемые зарплаты по позициям в сфере маркетинга, рекламы и PR в тысяча* рублей (в 2019 году)

■ Москва ■Свнкт-Пггербург ■Регионы

80 ВО

I ™ 58 ■Щ

Iii Iii Iii Iii Iii

Ингернет-маркеголог SEO маркетолог/ Digital- маркетолог Таргетолог SMM-менеджер, communiiy managet Контент-менеажер

Рисунок 8 - Средний уровень заработной платы в сфере маркетинга для отдельных позиций в 2019 г., тыс. руб. [6]

Уровень высокой конкуренции в сфере маркетинга обеспечивается привлекательной заработной платой. На одну вакансию в среднем приходится 5-6 активных резюме, для позиции директора по маркетингу и PR - в среднем 10, у интернет-маркетологов, SMM-менеджеров - по 8, контент-менеджеров - 7 (рисунок 9). В свою очередь, необходимо отметить и высокий уровень требований к диджитал-маркетологам, который влияет непосредственно на поиск специалиста. Этот период может длиться несколько месяцев. В целом, ситуация на рынке труда изменяется очень быстро [6].

Рисунок 9 - ЬЬ-индекс по позициям в сфере маркетинга в январе 2020 г. [6]

В Краснодарском крае средняя зарплата для профессии «Маркетолог-аналитик» за ноябрь 2021 г. изменилась на 11,8 % ( с 51 834 руб. до 58 750 руб.). Чаще всего в вакансиях зарплата указана - 58 тыс. руб. (модальная) (рисунок 10) [7].

Рисунок 10 - Средняя зарплата для профессии «Маркетолог-аналитик» в Краснодарском крае в 2021 года, тыс. руб. [7]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому выбор соответствующих профессий в сфере маркетинга оправдан соответствующим уровнем спроса и мотивации.

Данные о состоянии рынка труда в сфере маркетинга подтверждают, что спрос на специалистов в области маркетинга в современных условиях является устойчиво высоким с тенденцией к росту в отношении диджитал-маркетологов.

В перспективе развитие рынка труда в сфере маркетинга будет обусловлено потребностями цифровой экономики и уровнем развития IT-технологиий [1, 2, 3, 4].

Источники:

1. Адаменко А. А., Золотухина Ю. В. Основные тенденции развития цифровой экономики / А. А. Адаменко, Ю. В. Золотухина // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45 (4). - С. 10-13.

2. Резниченко С. М., Адаменко А. А., Смоленцев В. М. Цифровые кадры для АПК России / С. М. Резниченко, А. А. Адаменко, В. М. Смоленцев // В сборнике: Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения. Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 333-340.

3. Богдашев И. В., Адаменко А. А., Романенко А. М. Социально-этичный маркетинг и его влияние на близорукость покупателя / И. В. Богдашев, А. А. Адаменко, А. М. Романенко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №7 (60). - С. 1058-1062.

4. Адаменко А. А., Петров Д. В., Мусостова Д. Ш. Развитие системы корпоративных взаимоотношений в предпринимательской среде / А. А. Адаменко, Д. В. Петров, Д. Ш. Мусостова // Вестник Академии знаний. - 2021.- №3(44). - С. 12-16.

5. https://arturskoks.wordpress.com.

6. https://krasnodar.hh.ru/article/26242.

7. https://gorodrabot.ru/. References:

1. Adamenko A. A., Zolotukhina Yu. V. Main trends in the development of the digital economy / A. A. Adamenko, Yu. V. Zolotukhina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 45 (4). - S. 10-13.

2. Reznichenko S. M., Adamenko A. A., Smolentsev V. M. Digital frames for the agro-industrial complex of Russia / S. M. Reznichenko, A. A. Adamenko, V. M. Smolentsev // In the collection: Food safety: problems and solutions. Collection of articles based on the materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. -Krasnodar, 2021. - S. 333-340.

3. Bogdashev I. V., Adamenko A. A., Romanenko A. M. Socio-ethical marketing and its influence on the buyer's myopia / I. V. Bogdashev, A. A. Adamenko, A. M. Romanenko / / Economy and entrepreneurship. - 2015. - No. 7 (60). - S. 1058-1062.

4. Adamenko A. A., Petrov D. V., Musostova D. Sh. Development of the system of corporate relationships in the business environment / A. A. Adamenko, D. V. Petrov, D. Sh. Mu-sostova // Bulletin of the Academy knowledge. - 2021. - No. 3 (44). - S. 12-16.

5. https: //arturskoks.wordpress.com.

6. https: //krasnodar.hh.ru/article/26242.

7. https://gorodrabot.ru/.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-17-21

А.И. Аджиева - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО СКГА, asi-at.a@yandex.ru,

A.I. Adzhieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HESKGA;

З.И. Каппушев - обучающийся направления подготовки «Экономика», профиль (направленность) Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент, ФГБОУ ВО СКГА, asiat.a@yandex.ru,

Z.I. Kappushev - student of the direction of training «Economics», profile (direction) Accounting and financial management, FSBEI HE SKGA.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ INFLUENCE OF INNOVATION ON THE FORMATION OF COMPETITIVENESS OF COMPANIES

Аннотация. В статье авторы провели исследование роли инноваций как фактора обеспечения конкурентоспособности компании. Инновации, исследования, разработки и их реализация в настоящее время являются важной частью политических амбиций большинства промышленно развитых и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.