Научная статья на тему 'Сенсорный анализ как оценка качества молочных продуктов'

Сенсорный анализ как оценка качества молочных продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
536
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Черданцева Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сенсорный анализ как оценка качества молочных продуктов»

ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СЕНСОРНЫЙ АНАЛИЗ КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ Черданцева М.А.

Черданцева Маргарита Александровна — студент, направление: технология молока и молочных продуктов, Международный колледж сыроделия и профессиональным технологий, г. Барнаул

Органолептика с помощью сенсорных анализаторов человека изучает потребительские свойства продовольственных товаров, а также пищевых ингредиентов и промежуточных форм продуктов.

Сенсорная оценка, проводимая с помощью органов чувств человека, - наиболее древний и широко распространенный способ определения качества пищевых продуктов [1]. Современные методы лабораторного анализа на Алтае, так и в мире более сложны и трудоемки по сравнению с органолептической оценкой и позволяют характеризовать частные признаки качества. Органолептические методы быстро, объективно и надежно дают общую оценку качества продуктов. Сенсорный контроль позволяет оперативно и целенаправленно воздействовать на все стадии пищевых производств [2].

Глобальный масштаб и локальные знания в этой сфере изучают и применяют такие страны: Франция, США, Бразилия, Китай, Индия, Южная Африка и Бразилия. В России сенсорная оценка не глубоко изучена, у нас используют органолептическую оценку как вторичный показатель.

Но также есть гедоническая оценка, она проводит и России. Только потребители могут принимать участие в гедонических исследованиях.

Отбор должен происходить так, чтобы были представители очень близкие к целевой группе.

Эти потребители должны быть абсолютно неподготовленными (наивными), должны быть людьми, которые еще никогда не участвовали в каких-либо описательных тестах и не могут быть представителями профессии (не связаны с сыроделием) [2].

Для запуска гедонистического исследования требуется минимум 60 потребителей, чтобы получить надежные статистические данные.

Выбор этих потребителей тесно связан с целью гедонистического исследования. Надо принять во внимание следующие критерии: привычки потребления (частота приема пищи), сбалансированный пол, возраст и социально-профессиональные группы. В некоторых случаях гедонистические исследования могут быть связаны с конкретными географическими регионами.

Потребительская панель должна достаточно часто обновляться, чтобы снизить риск привыкания к продуктам.

Если мы ощущаем посторонний запах, вкус, либо не соответствующая консистенция, то это порок, а значит продукт не стандартный . И по органолептике можно считать, что что брак, не делая другие анализы.

Практической частью является проведение обучающей сенсорной оценки, в рамках международного семинара, который был проведен в середине феврале 2018 года на безе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий». Зурари Атена - главный сыродел «Дюпон-Даниско», Р. Франция и Мустафина Гюзель -технолог «Дюпон-Даниско», г. Москва провели курс обучающих лекций на темы: «Качество молока при производстве сыра», «Основы сыроделия», «Бактериофаговый контроль», «Введение в сенсорный анализ».

Как раз сенсорный анализ, подготовка панелистов - специалистов сенсорной оценки и является важным аспектом при контроле качества продукции.

В рамках программы семинара Зурари Атена провела дегустацию классических и современных сыров французский производителей: «Эмменталь», «Гауда», «Чеддер», «Мимолет», представив их особенности.

Сенсорная оценка на примере текстуры сыра согласно сенсорной панели в Dangë-Баш^отат р. Франция.

Первая оценка текстуры связана с восприятием глазами: внешний вид -размер, форма, структура. Затем продукт оценивается тактильными ощущениями

Первое восприятие во рту начинается перед откусыванием, связано с размером и формой. Затем еда подвергается небольшой деформации при помощи движения языка и становится мягкой. Таким образом, можно измерить некоторые сенсорные восприятия, такие как эластичность, липкость к нёбу.

Затем пища пережевывается и ее структура разрушается, оцениваются стойкость, деформация и разрушение (хрупкость, хрусткость). Во время жевания подключается слюна, которая приводит к растворению нерастворимых в воде соединений и создает болюс, готовый к проглатыванию. На этом этапе некоторые описания могут быть измерены, такие как гладкость, сухость, пастообразность, консистенция и липкость.

После проглатывания могут быть уточнены некоторые характеристики текстуры, такие как обволакивание во рту.

Аромат - это сочетание разных ощущений: оно включает в себя вкусовые ощущения, обоняние и восприятие тройничного нерва.

Вкусовые ощущения - это реакция языка на растворимость летучих соединений. Действительно, вкусовые рецепторы, называемые вкусовыми почками, расположены в сосочках, воспринимают базовые вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький и умами (связанные с глутаматом натрия).

Ольфакция\Обоняние определяет летучие вещества, поступающие в носовой проход, либо непосредственно через нос (запах), либо опосредованно через ретро- носовой путь (через рот). [3] Одоранты - ароматические компоненты ощущаются обонятельным эпителием, который расположен в верхней части носовой полости. Восприятие тройничным нервом связано со стимуляцией тройничного нерва химическими раздражителями (капсаицин, ментол ...). Это восприятие приводит к раздражениям во рту, таким как острота, тепло, прохлада, пряность [1].

Список литературы

1. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН 2.3.2.1078 — 01).

2. Григорьева Д.Н., Головня Р.В., Семина Л.А. Профильно-ранговый метод и оценка качества мясных ароматизаторов // Журнал аналитической химии, 1993. Т. 48. № 4.

3. Сенсорный анализ для организации контроля качества традиционных и новых пищевых продуктов // Современные методы анализа пищевых продуктов. М: Наука, 1987. Головня Р.В., Мишарина Т.А. Современные тенденции в исследовании компонентов запахов // Известия РАН. Сер. хим., 1992. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.