Научная статья на тему 'Сенсорная география Арктики по мотивам романа В.А. Каверина «Два капитана». Из опыта использования в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, сенсорной книги'

Сенсорная география Арктики по мотивам романа В.А. Каверина «Два капитана». Из опыта использования в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, сенсорной книги Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Север / Северный морской путь / Арктика / Заполярье / сенсорный / мелкая моторика / мыслительные операции / внимание / память / коррекционные занятия / автоматизация навыка чтени / North / Northern Sea Route / the Arctic / sensory / fine motor skills / mental operations / attention / memory / correctional classes / automation of reading skills

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костренкова Анна Владимировна, Негматов Анвар Содикджонович

В статье рассматривается авторская методика использования сенсорной книги, содержание которой строится на географии арктических путешествий главного героя романа В.А. Каверина «Два капитана» Александра Григорьева. Знакомство с романом «Два капитана» в рамках школьной программы возможно осуществить с помощью специально изготовленного учебного пособия – сенсорной книги. Книга – совместный творческий проект учителя и учеников 10-го класса. Сенсорные книги в прямом смысле можно назвать «трогательными» изданиями. Страницы книги и иллюстрации к ним изготовлены из текстильных материалов. Герои романа – плоскостные фетровые куклы, которые путешествуют со страницы на страницу. Невозможно охватить весь роман, поэтому сенсорная книга создана по мотивам открытия северных земель капитаном Татариновым и поиска пропавшей экспедиции Саней Григорьевым. Каждая страница – последовательный эпизод из романа. На них изображены географические объекты, о которых идёт речь. Развивая долговременную память и все стороны внимания, мы пытаемся помочь детям с дислексией полюбить чтение, расширить кругозор. Роман «Два капитана» В.А. Каверина – прекрасный фундамент для решения поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensory geography of the Arctic based on the novel by V.A. Kaverin “Two Captains”. From the experience of using a sensory book in work with children with disabilities

The article considers the author’s method of using a sensory book, the content of which is based on the geography of the Arctic travels of Alexander Grigoriev, the main character of the novel “Two Captains” by V.A. Kaverin. The introduction to the novel in the framework of the school program can be carried out with the help of a specially made textbook – a sensory book. The book is a joint creative project of a teacher and students of the 10th grade. Sensory books can literally be called “touching” publications. The pages of the book and their illustrations are made of textile materials. The characters in the novel are flat felt dolls that travel from page to page. It is impossible to cover the entire novel, respectively, the sensory book is based on the discovery of the Northern Lands by Captain Tatarinov, and the search for the missing expedition of Sledge Grigoriev. Each page is a sequential episode from the novel. They represent the geographical features in question. By the developing long-term memory and all aspects of attention, we are trying to open the possibility for children with dyslexia to love reading, to expand their horizons. V.A. Kaverin’s novel “Two Captains” are an excellent foundation for solving the tasks set.

Текст научной работы на тему «Сенсорная география Арктики по мотивам романа В.А. Каверина «Два капитана». Из опыта использования в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, сенсорной книги»

КОСТРЕНКОВА А.В., НЕГМАТОВ А.С.

Сенсорная география Арктики по мотивам романа В.А. Каверина «Два капитана». Из опыта использования в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, сенсорной книги

A. KOSTREN KOVA, A. NEGMATOV

Sensory geography of the Arctic based on the novel by V.A. Kaverin "Two Captains". From the experience of using a sensory book in work with children with disabilities

Сведения об авторах:

Костренкова Анна Владимировна, учитель-дефектолог 1-й квалификационной категории, логопед ГБОУ «Школа № 621» (Санкт-Петербург) agata_gotberg@mail.ru

Негматов Анвар Содикджонович, учитель изобразительного искусства ГБОУ

«Школа № 621» (Санкт-Петербург)

anvarka29@mail.ru

Аuthors:

Anna Vladimirovna Kostenkova, teacher-defectologist of the 1st qualification category,

speech therapist of the school № 621 (St. Petersburg)

agata_gotberg@mail.ru

Anvar Sodikjonovich Negmatov, teacher of fine arts of the school № 621 (St. Petersburg) anvarka29@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается авторская методика использования сенсорной книги, содержание которой строится на географии арктических путешествий главного героя романа В.А. Каверина «Два капитана» Александра Григорьева. Знакомство с романом «Два капитана» в рамках школьной программы возможно осуществить с помощью специально изготовленного учебного пособия - сенсорной книги. Книга - совместный творческий проект учителя и учеников 10-го класса.

Сенсорные книги в прямом смысле можно назвать «трогательными» изданиями. Страницы книги и иллюстрации к ним изготовлены из текстильных материалов. Герои романа - плоскостные фетровые куклы, которые путешествуют со страницы на страницу. Невозможно охватить весь роман, поэтому сенсорная книга создана по мотивам открытия северных земель капитаном Татариновым и поиска пропавшей экспедиции Саней Григорьевым. Каждая страница - последовательный эпизод из романа. На них изображены географические объекты, о которых идёт речь. Развивая долговременную память и все стороны внимания, мы пытаемся помочь детям с дислексией полюбить чтение, расширить кругозор. Роман «Два капитана» В.А. Каверина - прекрасный фундамент для решения поставленных задач.

Abstract

The article considers the author's method of using a sensory book, the content of which is based on the geography of the Arctic travels of Alexander Grigoriev, the main character of the novel "Two Captains" by V.A. Kaverin. The introduction to the novel in the framework of the school program can be carried out with the help of a specially made textbook - a sensory book. The book is a joint creative project of a teacher and students of the 10th grade. Sensory books can literally be called "touching" publications. The pages of the book and their illustrations are made of textile materials. The characters in the novel are flat felt dolls that travel from page to page. It is impossible to cover the entire novel, respectively, the sensory book is based on the discovery of the Northern Lands by Captain Tatarinov, and the search for the missing expedition of Sledge Grigoriev. Each page is a sequential episode from the novel. They represent the geographical features in question. By the developing long-term memory and all aspects of attention, we are trying to open the possibility for children with dyslexia to love reading, to expand their horizons. V.A. Kaverin's novel "Two Captains" are an excellent foundation for solving the tasks set.

Ключевые слова:

Север, Северный морской путь, Арктика, Заполярье, сенсорный; мелкая моторика; мыслительные операции; внимание; память; коррекционные занятия; автоматизация навыка чтения. Keywords:

North, Northern Sea Route, the Arctic, sensory; fine motor skills; mental operations; attention; memory; correctional classes; automation of reading skills.

В статье рассматривается вариант популяризации знаний об Арктике у школьников. Для появления интереса к прочтению книги необходима подготовительная работа. В качестве такой подготовительной работы к прочтению и изучению романа В.А. Каверина «Два капитана» может служить сенсорная книга по мотивам одноимённого произведения.

Для эффективности коррекционной работы по преодолению трудностей в обучении и речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями важно максимально использовать наглядность, а также игровые методы и приёмы. Для этого в коррекционных занятиях очень полезна сенсорная книга. В речевом развитии школьников она применяется на этапе автоматизации поставленных звуков и для развития связной речи.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья использование сенсорной книги позволяет развивать все стороны внимания, память, мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, классификации, обобщение, словесно-логическое мышление, что способствует в дальнейшем и развитию интереса к чтению.

Остановимся подробнее на термине «сенсорная книга». Понятие «сенсорный» в словаре С.И. Ожегова толкуется как относящийся к чувственному восприятию, ощущениям1. Можно предположить, что сенсорная книга - эта книга, которую читают пальцами. В некотором смысле последнее высказывание соответствует действительности.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли». И далее - «чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые

" 2 для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума»2.

Сенсорные книги называют «трогательными» в самом прямом смысле этого нежного слова, так как они дают ребёнку возможность «прочувствовать произведение». Эти книги обладают уникальной способностью дарить ребёнку не только яркие эмоциональные переживания, но и прекрасные тактильные ощущения. Вступая в активное взаимодействие с персонажами сенсорной книги, ребёнок ощущает этот мир наиболее полно, всеми данными ему природой органами чувств. Сенсорные книги вызывают искренний интерес детей, а значит, нет нужды заставлять ребёнка заниматься. Он делает это сам, а различные

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцова. М., 2009. 1359 с. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 258.

2

приятные тактильные ощущения являются достаточно сильным стимулом к занятиям. Сначала ребёнок стремится не прочесть или услышать, а потрогать!1

В качестве основополагающего материала для создания сенсорных книг были использованы сказки Г.Х. Андерсена, произведения и биография А.С. Пушкина. Сенсорная книга по мотивам романа «Два капитана» - совместный проект логопеда, учителя изобразительного искусства и учащихся 10-го класса. Идея создания текстильной книги сформировалась в процессе успешного использования в работе книги по произведениям Г.Х. Андерсена.

Несколько слов о содержании сенсорной книги. В комплекте об А.С. Пушкине представлены сенсорный коврик, разделённый на 20 пронумерованных квадратов, и набор текстильных страниц с иллюстрацией мест, где бывал писатель. На изнаночной стороне каждой страницы расположен карман, в который вкладываются плоскостные текстильные куклы - герои сказок, задание для перехода к следующей странице и реальная иллюстрация (фотография) рассматриваемого географического объекта, представленная в виде отдельных частей, которые учащийся должен собрать. Страницы книги и сенсорный коврик изготовлены из хлопка, ситца и бязи. Страницы легко отделяемы друг от друга, поэтому каждую из них можно использовать как отдельный элемент. В комплект наглядного пособия входят плоскостные куклы из фетра - герои сказок, которые по своим внешним признакам очень быстро узнаются детьми.

«Снежная королева» - произведение, в котором встречается ряд географических названий. Это книга - путешествие в северные земли. Вместе с главными героями дети путешествуют от страницы к странице, выполняя предложенные задания. Таким образом расширяется кругозор, тренируются распределение, концентрация и увеличиваются объём внимания, память, закрепляются необходимые учебные навыки. Прежде чем сделать очередной шаг к следующему эпизоду, необходимо выполнить задание. После прочтения названия «Лапландия» целесообразно провести беседу о том, что это не государство, а культурно-историческая область Северной Европы. Она находится на территории четырёх государств - Норвегии, Швеции, Финляндии и России (Кольский полуостров). Традиционно

Шпакович Е.Л. Сенсорная книга как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита, 2013. С. 72-75.

Рис. 1. Пример ребуса. Необходимо назвать предметы и по первым буквам прочитать название северной области

населяют эту область саамы1. Название народа возможно зашифровать аналогично Лапландии. На рис. 1 приведён пример ребуса, разработанного для использования в сенсорной книге. В процессе наблюдения за работой учащихся над заданиями отмечается более продуктивное запоминание информации, если её поиск требует определённых умственных усилий. Разнообразные формы работы с материалом позволяют осуществить интенсивную интеллектуальную деятельность учащихся в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития.

Далее происходит движение по книге в сторону Финнмарка - северной части Норвегии. После расшифровки ребуса следует небольшой экскурс по территории Финнмарка, возможно, с препятствиями в виде ребусов, математических примеров на закрепление знания таблицы умножения, навыка счёта в пределах определённого числа или умения определять чётность-нечётность чисел.

Область (фюльке) Финнмарк целиком расположена за Северным полярным кругом, омывается водами Баренцева моря. Береговая линия изрезана фьордами2.

Предполагается рассказать о фьордах. Для успешного усвоения материала предоставляется возможность собрать разрезные картинки с изображениями географического объекта. Если соотнести эту тему с сенсорной книгой по мотивам романа «Два капитана», то одна из страниц представлена в виде карты, где отмечена Арктика, а цифры показывают, какими морями она омывается. Таким образом происходит содействие наиболее полному формированию у школьников представлений о расположении Финнмарка, в том числе и по отношению к России (рис. 2). В беседу включаются рассказ о климате, сопоставление его с климатом региона, в котором мы проживаем, повествование о народностях, населяющих территорию, о количественном составе населения и его сравнение с отдельными областями России.

Роман Вениамина Каверина «Два капитана» - одно из самых ярких произведений советской приключенческой литературы XX в. Эта история

Sari Pietikainen, Leena Huss, Sirkka Laihiala-Kankainen, Ulla Aikio-Puoskari & Pia Lane. Regulating Multilingualism in the North Calotte: The Case of Kven, Meankieli and Sami Languages («Регулирование многоязычия в Северном Калотте: саамские языки, квенский язык и язык меянкиели») // Acta Borealia. 2010. Vol. 27. Iss. 1. P. 1-23. Государственный архив Архангельской области. Ф. 2. Оп. 1. Т. 3. Д. 2612. Л. 2.

2

о любви и верности, мужестве и целеустремлённости уже многие годы не оставляет равнодушным ни взрослого, ни юного читателя1.

На девизе героев «Двух капитанов» «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» выросло не одно поколение тех, кто достойно отвечал всевозможным вызовам времени2.

К сожалению, школьная программа не предусматривает прочтения романа. Но его можно использовать для закрепления математического и лингвистического учебного материала.

Роман содержит большое количество имён и географических названий, охватывает период, который насыщен историческими событиями. Данную информацию возможно использовать при разработке заданий. Чтобы возникло желание прочитать роман, стоит его прочувствовать пальцами. С этой целью и разработано методическое пособие «Сенсорная

Круглова Т.Э. Город Сани Григорьева // Каверинский Псков: сб. материалов. Псков, 2011. С. 3-32.

Вехов Н.В. Героико-приключенческий роман В.А. Каверина «Два капитана»: правда и вымысел // География для школьников. 2008. № 4. С. 32-37; 2009. № 1. С. 29-39.

книга». Она не дублирует роман, а создана по мотивам. Личностные взаимоотношения героев не рассматриваются. Ключевой смысл книги - путешествие в Арктику, её изучение и исследование.

Пособие, как и «Снежную королеву», планировалось использовать в начальной школе. Но на практике оказалось, что данную информацию учащиеся готовы наиболее полно воспринимать в среднем звене, в 5-6-х классах.

Сенсорная книга по мотивам романа «Два капитана» представляет собой комплект из 30 страниц, соединённых шнуровкой, коврик, на который с помощью пуговиц прикрепляются страницы в необходимой последовательности, герои романа в виде кукол-иллюстраций. При необходимости страницы легко отделимы друг от друга. Содержание страниц - графические изображения объектов, где происходят события романа: Псков, старая дореволюционная и послереволюционная Москва, Архангельск, картины Заполярья в разные времена года и в разные исторические периоды, становище Ванокан, которое не один раз упоминается в романе, довоенный Ленинград, Ленинград в суровые годы блокады, обстановка псковского дома, где росли главные герои романа, обстановка московской квартиры, типичная обстановка комнаты в блокадном Ленинграде, вид жилища ненцев снаружи и изнутри. На страницах присутствуют детали, которые прикреплены с помощью молнии, пуговиц, шнуровки, текстильной застёжки в виде липкой ленты. Например, к странице, где изображён замаскированный Иса-акиевский собор в годы блокады, с помощью пуговиц прикреплены аэростаты, а внизу на липкой ленте - капуста. Таким образом, при рассмотрении этой страницы учащиеся вспомнят или получат информацию о том, что происходило с городом во время блокады. Исаакиевский собор замаскирован, чтобы немецкая артиллерия и авиация не могли его использовать в качестве ориентира для пристрелки артиллерии. Над городом парят аэростаты, практически с первого дня войны они прикрывали небо над Ленинградом. Они поднимались в воздух в любую погоду то парами, то поодиночке1.

Люди, пережившие первую блокадную зиму, не пали духом, а прямо на площади у Исаакиевского собора стали выращивать капусту и другие овощи. Когда Саня Григорьев возвращается в Ленинград после ранения, его радует, что, несмотря на суровые испытания, город продолжает жить, и явным доказательством этому служит цветущая капуста у стен Исааки-евского собора.

Ленинград. Война. Блокада. Дорога жизни: материалы и исследования / Сост. П.В. Игнатьев, Э.Л. Коршунов, А.И. Рупасов. СПб., 2018. 432 с.

Рис. 3. Пример задания со страниц сенсорной книги по мотивам романа «Два капитана»

На обратной стороне каждой страницы есть карман. Для подтверждения основного назначения книги - способствовать развитию внимания, памяти, речи и мышления у учащихся через стимуляцию мелкой моторики - карман застёгивается. На некоторых страницах на пуговицу, на некоторых - на молнию, на шнуровку, на липкую текстильную ленту. В кармане может находиться фотографическое или живописное изображение объекта, представленного на странице сенсорной книги, как правило, в виде разрезанной картинки. Для того чтобы увидеть изображение, необходимо приложить к этому определённое усилие - сложить предложенную картинку. В кармане может находиться задание. Если это конкретный географический объект, то его название предлагается расшифровать (рис. 3). На рис. 3 представлен вариант задания, которое учащиеся смогут найти в кармане каждой страницы сенсорной книги.

Данный вариант задания хранится в кармане страницы, где изображена карта России и чётко выделена Арктика. К изображению Арктики, а также Баренцева, Карского морей, моря Лаптевых, Северного Ледовитого океана прикреплены на клейкую ленту карточки с цифрами. Для того чтобы выяснить, как этот объект называется, необходимо взять карточку с цифрой, например 2, и выполнить соответствующее задание.

Страницы, где изображён город в Заполярье, прототипом которого была Игарка, представляют местность в разные времена года. Здесь обязательно проходит беседа с учащимися об особенностях климата. О коротком лете, при отсутствии весны и осени, о длительной зиме, о полярной ночи и о полярном дне. Проводится аналогия с белыми ночами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для жителей Северной столицы эта информация актуальна. Когда полярный лётчик Григорьев попадает в Заполярье, то сталкивается со всем характерным набором достопримечательностей молодого города: деревянными мостовыми, лесозаводом

и типичным для конца 1930-х гг. рассказом о гастролях столичного театра: «Мы их встречали с цветами. Они удивлялись, откуда у нас цветы, а у нас сколько угодно»1.

Отдельные выдержки из романа предлагаются учащимся в виде текстов «с хвостами», текстов с «белыми пятнами», текстов с незаконченными или испорченными предложениями. Учащиеся выполняют это задание, тренируя долговременную память. Такого рода задания способствуют и развитию словесно-логического мышления. Как правило, тексты должны носить мотивационный характер. В содержании должен отражаться пример достойной жизни, достойного поведения.

В качестве примера можно привести работу по главе романа под названием «Ванокан». При подготовке задания используется не вся глава полностью, но в обязательном порядке сохраняются её смысл и последовательность событий. Здесь отображается гражданский подвиг полярного лётчика и доктора Ивана Ивановича. К умирающему человеку полярный лётчик, несмотря на сложность погодных условий, доставляет доктора. Последний в максимально короткий срок из подручных средств организует операционную и спасает человека. В главе рассказывается о быте ненцев. Можно продолжить беседу о народе, населяющем эту территорию. В комплекте книги предусмотрены профессионально и художественно оформленные куклы (рис. 4).

Кукла-лётчик путешествует от страницы к странице вместе с читателем, изучая Заполярье. Куклы-ненцы появляются на страницах, где отображено Заполярье (рис. 5).

При изучении романа «Два капитана» с учащимися с помощью сенсорной книги приходит понимание, что основную мысль романа необходимо прослеживать от первой страницы к завершающей. Учащиеся в процессе работы должны понимать, для чего нужно освоение Арктики. Труды героев романа не напрасны. Капитан Татаринов (имеет смысл рассказать о реальных прототипах героя - Г.Л. Брусилове, Г.А. Седове и В.А. Русанове) и лётчик Александр Григорьев (прототип - пилот С.Я. Клебанов) внесли большой вклад в освоение Северного морского пути - кратчайшего морского пути от европейской части России к Дальнему Востоку. Этот путь можно проследить по карте. Схематично он указан на страницах сенсорной книги. Две максимально удалённые друг от друга части России стало возможным соединить наиболее коротким путём через моря Северного Ледовитого океана: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Каверин В. Два капитана. М., Л., 1940. 464 с

Рис. 4. Куклы. Иллюстрации в комплекте сенсорной книги по мотивам романа «Два капитана». Автор иллюстраций - А.С. Негматов

Рис. 5. Заготовки для изготовления книги: пейзажи Заполярья и война в Арктике

Приключенческие повести и романы были интересны детям во все времена. С помощью сенсорной книги возможно развить интерес к изучению Арктики, к продолжению трудов первооткрывателей, мореплавателей, учёных. «Два капитана» можно назвать романом, стимулирующим к действию. Слова, которые проходят через весь роман, стали крылатыми: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». На примере героев читатель учится преодолевать трудности и идти к поставленной цели. И первым шагом к прочтению в традиционной книжной форме, вероятно, сможет стать сенсорная книга по мотивам романа «Два капитана».

Увлечение изучением Арктики, путешествиями на Север отмечалось в прежние годы, ещё до революции, на примере экспедиции Г.Я. Седова, в предвоенные годы и ещё очень долго после войны. Потом на смену идеалам и героям начала ХХ в. и 1920-40-х гг. пришли другие герои, менялись государственная система и сознание людей. Города в Заполярье стали пустеть. Но если есть люди, интересующиеся разными сторонами жизни этих регионов, те, кто заинтересован в экономическом и культурном развитии северных земель, те, кто проводит исследования, пишет труды, Север продолжает жить.

Вклад в сохранение интереса к Арктике, к литературе о покорении и освоении этих земель у подрастающего поколения способна внести и работа с сенсорной книгой, благодаря которой возможно осуществить путешествие на Север, не выходя за пределы школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.