Научная статья на тему 'Отражение истории последней экспедиции В. Русанова, его идей в романе В. Каверина «Два капитана»'

Отражение истории последней экспедиции В. Русанова, его идей в романе В. Каверина «Два капитана» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

383
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературное творчество / литературные образы / литературные произведения / география / географические открытия / геологические экспедиции / арктические экспедиции / мореплавание / роман / художественная литература / научно-исследовательская работа / научные исследования / научные открытия / Арктика / Таймыр / Северный морской путь / Север / literary creativity / literary images / literary works / geography / geographical discoveries / geological expeditions / Arctic expeditions / navigation / novel / fiction / research work / scientific research / scientific discoveries / the Arctic / Taimyr / Northern Sea Route / Nor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дунаева Светлана Александровна

В 1912 г. в Арктику отправилась экспедиция под руководством В.А. Русанова. Успешно выполнив стоявшие перед ней задачи, обратно экспедиция не вернулась. Почти 20 лет о её судьбе не было никаких известий. Лишь в 1930-е гг. на берегах Таймыра случайно обнаружат предметы, относящиеся к русановской экспедиции… Отважный полярный исследователь В.А. Русанов считается одним из прототипов капитана Татаринова в романе В.А. Каверина «Два капитана». Поиски пропавшей экспедиции и идеи литературного героя напоминают реальные поиски экспедиции В.А. Русанова, его подлинные планы и намерения. В.А. Русанов мечтал об активном использовании трассы Северного морского пути. Он выдвигал ряд идей по её освоению. В 1930-е гг., в период активного исследования Арктики, многие идеи полярного исследователя воплотились в жизнь, что нашло отражение в романе «Два капитана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the history of the last expedition of V. Rusanov, his ideas in the novel “Two Captains” by V.A. Kaverin

In 1912, an expedition led by V.A. Rusanov went to the Arctic. Having successfully completed its tasks, the expedition didn’t return. For almost 20 years, there was no news of her fate. Only in the 1930s, objects belonging to the Rusanov’s expedition were accidentally discovered near Taimyr… The brave polar explorer V.A. Rusanov is considered one of the prototypes of Captain Tatarinov in the novel “Two Captains” by V.A. Kaverin. The search for the lost expedition of the literary hero resembles the real search for the expedition of V.A. Rusanov, his true plans and intentions. V.A. Rusanov dreamed of actively using the route of the Northern Sea Route. He put forward a number of ideas for its development. In the 1930s, during the period of active Arctic exploration, many of the ideas of the polar explorer came to life, which is reflected in the novel “Two Captains”

Текст научной работы на тему «Отражение истории последней экспедиции В. Русанова, его идей в романе В. Каверина «Два капитана»»

ДУНАЕВА С.А.

Отражение истории последней экспедиции В. Русанова, его идей в романе В. Каверина «Два капитана»

S. DUNAEVA

Reflection of the history of the last expedition of V. Rusanov, his ideas in the novel "Two Captains" by V.A. Kaverin

Сведения об авторе:

Дунаева Светлана Александровна, главный библиотекарь Музея романа «Два

капитана» (Псков)

dunaeva67@mail.ru

Author:

Svetlana Aleksandrovna Dunaeva, Chief librarian of the Museum of the novel "Two

Captains" (Pskov)

dunaeva67@mail.ru

Аннотация

В 1912 г. в Арктику отправилась экспедиция под руководством В.А. Русанова. Успешно выполнив стоявшие перед ней задачи, обратно экспедиция не вернулась. Почти 20 лет о её судьбе не было никаких известий. Лишь в 1930-е гг. на берегах Таймыра случайно обнаружат предметы, относящиеся к русановской экспедиции...

Отважный полярный исследователь В.А. Русанов считается одним из прототипов капитана Татаринова в романе В.А. Каверина «Два капитана». Поиски пропавшей экспедиции и идеи литературного героя напоминают реальные поиски экспедиции В.А. Русанова, его подлинные планы и намерения. В.А. Русанов мечтал об активном использовании трассы Северного морского пути. Он выдвигал ряд идей по её освоению. В 1930-е гг., в период активного исследования Арктики, многие идеи полярного исследователя воплотились в жизнь, что нашло отражение в романе «Два капитана».

Abstract

In 1912, an expedition led by V.A. Rusanov went to the Arctic. Having successfully completed its tasks, the expedition didn't return. For almost 20 years, there was no news of her fate. Only in the 1930s, objects belonging to the Rusanov's expedition were accidentally discovered near Taimyr...

The brave polar explorer V.A. Rusanov is considered one of the prototypes of Captain Tatarinov in the novel "Two Captains" by V.A. Kaverin. The search for the lost expedition of the literary hero resembles the real search for the expedition of V.A. Rusa-nov, his true plans and intentions. V.A. Rusanov dreamed of actively using the route of the Northern Sea Route. He put forward a number of ideas for its development. In the 1930s, during the period of active Arctic exploration, many of the ideas of the polar explorer came to life, which is reflected in the novel "Two Captains".

Ключевые слова:

литературное творчество, литературные образы, литературные произведения, география, географические открытия, геологические экспедиции, арктические экспедиции, мореплавание, роман, художественная литература, научно-исследовательская работа, научные исследования, научные открытия, Арктика, Таймыр, Северный морской путь, Север. Keywords:

literary creativity, literary images, literary works, geography, geographical discoveries, geological expeditions, Arctic expeditions, navigation, novel, fiction, research work, scientific research, scientific discoveries, the Arctic, Taimyr, Northern Sea Route, North.

Эпоха написания романа «Два капитана»

Вениамин Каверин начал писать роман «Два капитана» в середине 30-х гг. прошлого века. Это была пора Чкалова, челюскинцев, Визе, Леваневского, первых сквозных плаваний по Северному морскому пути, покорения Северного полюса четвёркой папанинцев. Активное освоение Арктики не могло не взволновать молодого писателя, не захватить его воображение. «Это были годы, когда Арктика, которая до сих пор казалась какими-то далёкими, никому не нужными льдами, стала близка нам и первые великие перелёты привлекли внимание всей страны»1, - говорит нам В.А. Каверин устами одного из главных героев романа Сани Григорьева.

А ещё писателя привлекала история покорения Арктики. Так, в конце лета 1912 г. отправились по разным маршрутам три русские полярные экспедиции: на судне «Святой великомученик Фока» под командованием

Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 243.

Георгия Седова, на шхуне «Святая Анна» под командованием Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» под руководством Владимира Русанова. Все трое погибли, прокладывая путь последующим завоевателям Арктики.

В.А. Каверин погрузился в изучение истории освоения Севера, в том числе истории экспедиций 1912 г., не просто по архивам, а по «живым следам». Много любопытного ему сообщила вдова Г.А. Седова. Каверин разыскал художника и писателя Николая Васильевича Пинегина, участника экспедиции Георгия Седова 1912-1914 гг. В.А. Каверин с интересом слушал рассказы художника о руководителе экспедиции. Прежде встречался Н.В. Пинегин и с В.А. Русановым. Об этой встрече художник вспоминал: «При первом взгляде на Русанова можно было принять его за молодого адвоката или чиновника, - настолько типичны были его городская фигура в широком пальто и мягкой шляпе, его интеллигентская бородка, галстук бабочкой и тросточка...»1 В.А. Русанов предложил Н.В. Пинегину принять участие в своей экспедиции на Шпицберген, но тот отправился в экспедицию с Г.А. Седовым.

В «Очерке работы» В.А. Каверин упоминает лишь о двух прототипах капитана Татаринова: «Для моего "старшего капитана" я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели - всё, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого - фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей "Св. Марии" совершенно точно повторяет дрейф брусиловской "Св. Анны". Дневник штурмана Климова, приведённый в моём романе, полностью основан на дневнике штурмана "Св. Анны" Альбанова - одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции»2.

О третьем прототипе капитана Татаринова - В.А. Русанове - В.А. Каверин прямо не говорит. Но при написании романа он, вероятно, знал о сенсационных находках на Таймыре: столбе с надписью «Геркулес. 1913 г.» и предметах, принадлежавших членам экспедиции Русанова. Поиски в романе экспедиции капитана Татаринова, его гибель где-то в районе полуострова Таймыр напоминают о подлинных планах и намерениях В.А. Русанова.

Путь Русанова - путь Татаринова

Преподаватель филологии Г.Ф. Черникова, дружба с В.А. Кавериным у которой зародилась при работе её над докторской диссертацией «Проза Михаила Булгакова», вспоминала: «Вениамин Александрович порой говорил

1 Корякин В.С. Русанов. М., 2005. С. 288.

2 Каверин В.А. Очерк работы // Каверин В.А. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1980. Т. 1. С. 19.

мне о том, как рождались его повести... <...> ...он шёл от жизни. В "Двух капитанах" Татаринов - это слияние Седова и Русанова, полярных исследователей. Литературный герой проходит путь Русанова, а об этих экспедициях писателю много рассказывал помощник Седова, ставший потом полярным художником. Если найдут когда-то следы Русанова, это будет сенсация, надо пересмотреть карту открытий, ведь ему во многом принадлежит приоритет!»1

Владимир Александрович Русанов (1875-1913?) - геолог, неутомимый исследователь Арктики. Его последняя экспедиция на Шпицберген отправилась в 1912 г. на парусно-моторной шхуне «Геркулес». В отличие от частных экспедиций Г.Я. Седова и Г.Л. Брусилова, экспедиция В.А. Русанова была официальной, организованной с одобрения правительства и на казенные средства. Основная цель - исследовать угольные богатства Шпицбергена и поставить в этих местах заявки от имени подданных России. Эта экспедиция была, по сравнению с двумя другими, хорошо оснащена, команда тщательно подобрана. Вместе с Русановым отправилась его невеста - француженка Жюльетта Жан, геолог и врач. Проект экспедиции разработал сам В.А. Русанов.

Экспедиция дошла до архипелага Шпицберген. Во время плавания велись океанографические и метеорологические наблюдения. Экспедиция справилась с заданием блестяще, в рекордно короткие сроки. На вновь выявленных угленосных площадях были поставлены 28 заявочных столбов, что закрепило за Россией право на разработку угля. Были собраны геологические, палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции.

Можно с победой возвращаться в Россию. Но по окончании работ на Шпицбергене вернулись только трое членов экспедиции (Р.Л. Самой-лович, зоолог З.Ф. Сватош и боцман Попов). Они доставили на материк собранные экспедицией материалы.

«Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов», - это последняя телеграмма с борта «Геркулес» на материк.

Куда и с какой целью отправился В. Русанов? Возможно, он задумал стать первым русским, кто прошёл бы Северным морским путём из Атлантического океана в Тихий. Возможно, хотел исследовать устья сибирских рек. Ответа нет до сих пор..

Черникова Г.Ф. Россия. Лета. Лорелея: поэзия и стихотворные переводы. [Б. м.], 2006. С. 157.

В.А. Русанов придавал государственно-политическое значение развитию арктического судоходства и выдвигал на первый план транспортное освоение Северного морского пути: «Перед Россией сейчас встала беспримерно великая историческая задача. Если эта задача будет решена, если мы найдём выход сотням миллионов пудов сибирских товаров самым дешёвым Северным морским путём, то мы тем самым завоюем мировой рынок. Это бескровное, чисто экономическое завоевание неизмеримо важнее самой блестящей военной победы, так как экономическое господство является самой прочной базой политического могущества. И я считал бы цель достигнутой, если бы в моём призыве к завоеванию льдов послышалось нечто большее: призыв к завоеванию мирового рынка, призыв к могуществу, к величию и к славе России»1.

Литературный герой капитан Татаринов, как и отважный исследователь В.А. Русанов, понимал «всё значение Северного морского пути для России» и стремился пройти этот путь на шхуне «Святая Мария». Но в одном из писем жене он сообщил: «. мы шли свободно по намеченному курсу, а с октября 1913 года медленно двигаемся на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири.»2

В романе экспедиции капитана Татаринова не удастся пройти Северным морским путём. Лишь несколько десятилетий спустя после гибели Татаринова Саня Григорьев с волнением прочитает заголовки газетных статей. «Великий Северный путь открыт» - название одной статьи! «"Сибиряков" в Беринговом проливе» - название другой! «Привет победителям» - третьей! Это было известие об историческом походе «А. Сибиря-кова», впервые в истории мореплавания прошедшего в одну навигацию Северный морской путь, который пытался пройти капитан Татаринов на шхуне «Св. Мария»3.

Действительно, в конце июля 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел из Архангельска, и, несмотря на сложную ледовую обстановку в Чукотском море, к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива.

В.А. Русанова идея освоения Северного морского пути, возможно, захватила после его смелого плавания по морю из устья р. Печора в Архангельск во время ссылки за революционную деятельность в Вологодскую губернию в 1901-1903 гг. Уже из Парижа в 1904 г., вскоре после начала Русско-японской войны, он написал русскому военному министру

1 Сенкевич Ю.А., Шумилов А.В. Их позвал горизонт. М., 1987. С. 175.

2 Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 166.

3 Там же. С. 244.

В.В. Сахарову: «.Флот, если море окажется свободным, а прочие условия благоприятными, сможет достичь Тихого океана, затратив 18 дней приблизительно на переезд от Карских Ворот до Берингова пролива»1.

При уровне развития мореплавания того времени такой вывод казался невероятным. Первый поход наших военных кораблей в 30-е гг. XX в. занял почти три месяца. 18 суток потребовалось транспортному судну «Капитан Мышевский» во время экспериментального рейса весной 1978 г. в сопровождении атомного ледокола «Сибирь» с использованием спутниковой информации и навигации. Прошло более 60 лет, прежде чем предсказание Русанова о возможности прохождения Северного морского пути за 18 суток воплотилось в жизнь.

У В.А. Русанова были и другие идеи по освоению Северного морского пути. Так, он считал, что применение ледоколов будет последним и самым решительным шагом, обеспечивающим использование Северного морского пути. Сегодня Северный морской путь стал национальной транспортной магистралью России в Арктике. Построенные мощные атомные ледоколы сделали возможным осуществление круглогодичной навигации по этому, некогда непроходимому, маршруту.

Для эксплуатации трассы Северного морского пути В.А. Русанов ставил вопрос о создании специальной государственной организации. Исследователь был убеждён, что правительственная поддержка должна выражаться не в бесполезном субсидировании существующих частных пароходных компаний, а в объединении в одной административно-хозяйственной системе флота, связи, полярных станций, науки.

Спустя четверть века (17 декабря 1932 г.) было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), о котором В.А. Каверин неоднократно упоминает в романе. К начальнику Глав-севморпути обращается герой романа Саня Григорьев для организации поисков капитана Татаринова. Саня разрабатывает проект экспедиции: «Ледокольный пароход "Пахтусов" направляется к Северной Земле для научных работ... <... > Дорогой он устраивает в нескольких местах базы для двух-трёх поисковых партий... <... > Они пойдут мористой стороной прибрежных островов, а "Пахтусов" тем временем будет работать где-нибудь поблизости, так что от него можно будет почти не отрываться»2.

Для плаваний во льдах В.А. Русанов предлагал строить специальные транспортные суда ледового класса - ледокольные пароходы. Как видим, и эта идея воплотилась в жизнь.

Корякин В.С. Русанов. М., 2005. С. 71. Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 384.

Описанный В.А. Кавериным проект поисковой экспедиции Сани Григорьева напоминает наработанный практикой опыт экспедиций В.А. Русанова: судно («Дмитрий Солунский» в 1910 г. на Новой Земле, «Геркулес» в 1912 г. на Шпицбергене) играет роль подвижной плавучей базы, которая обеспечивает работу отдельных отрядов экспедиции.

Для обеспечения мореплавания к устьям Оби и Енисея В.А. Русанов предлагал сооружать маяки и метеорологические станции. Тщательное обследование пути и постановка маяков и знаков в соответствующих местах устраняют опасность со стороны банок, мелей, подводных камней и т. д.

В романе успешное освоение Севера в 30-е гг. ХХ в. мы видим глазами Сани Григорьева: если бы полярный исследователь «теперь добрался до устья Енисея, он встретил бы десятки огромных морских судов». И далее: «На островах, мимо которых он шёл, он увидел бы теперь электрические маяки и радиомаяки, он услышал бы наутофоны, громко гудящие во время тумана и указывающие путь кораблям. Ещё триста - четыреста километров вверх по Енисею, и он увидел бы Заполярную железную дорогу, соединяющую Дудинку с Норильском. Он увидел бы новые города, возникшие вокруг нефтяных промыслов, вокруг шахт и лесозаводов»1.

В.А. Русанов не дожил до воплощения своих идей в жизнь, но они опередили развитие событий в Российской Арктике на десятилетия.

Сенсационные находки

В романе в марте 1935 г. Саня Григорьев, совершив вынужденную посадку на полуострове Таймыр, совершенно случайно обнаружил старый латунный багор: «Что же это был за багор? Ничего особенного! Старый латунный багор. Но на этой старой, позеленевшей латуни было вырезано совершенно ясно: "Шхуна «Св. Мария»"»2.

Латунный багор нашёл ненец Иван Вылка, умевший говорить на «чистом русском языке». Кроме багра, ненец обнаружил лодку, поставленную на нарты. Значит, экспедиция капитана Татаринова дошла до Таймыра.

Возможно, В.А. Каверин неслучайно дал ненцу фамилию «Вылка». Близким другом В.А. Русанова, участником его экспедиций на Новую Землю был ненецкий художник Илья Константинович Вылка, ставший потом председателем Совета Новой Земли («Президентом Новой Земли»).

Где погибла экспедиция В.А. Русанова, точно не известно. Но очевидно, что она смогла добраться до Таймырского побережья, как и экспедиция литературного героя капитана Татаринова. В 1934 г. на безымянном

Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 597-598. Там же. С. 290.

островке вблизи западного побережья полуострова Таймыр (сейчас остров Геркулес) был обнаружен врытый в землю столб, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913 г.». В том же году на другом острове среди предметов, принадлежавших членам экспедиции В.А. Русанова, нашли документы матросов Попова и Чухчина. Их именами и назвали остров - остров Попова - Чухчина. А в 1970-х гг. участники экспедиции газеты «Комсомольская правда» на Таймыре, словно в подтверждение интуитивной догадки писателя В.А. Каверина, нашли багор и обломки нарт русановцев.

Последнее крупное географическое открытие современности

В романе латунный багор и поставленную на нарты лодку ненец Иван Вылка нашёл на берегу Таймыра, самом близком побережье к архипелагу Северная Земля.

Открытие этой земли было последним крупным географическим открытием современности. В романе В.А. Каверин настолько достоверно описал открытие архипелага капитаном Татариновым, что многие стали воспринимать описанное как событие, произошедшее в действительности.

Вот что пишет капитан Татаринов жене: «Но на всякий случай пишу и тебе о нашем открытии: к северу от Таймырского полуострова на картах не значится никаких земель. Между тем, находясь на широте 79°35' между меридианами 86 и 87 к востоку от Гринвича, мы заметили резкую серебристую полоску, немного выпуклую, идущую от самого горизонта. Третьего апреля полоска превратилась в матовый щит лунного цвета, а на следующий день мы увидели очень странные по форме облака, похожие на туман, окутавший далёкие горы. Я убеждён, что это - земля. К сожалению, я не мог оставить корабль в тяжёлом положении, чтобы исследовать её. Но всё впереди. Пока я назвал её твоим именем, так что на любой географической карте ты найдёшь теперь сердечный привет.»1 Но Татаринов погиб, и его открытие осталось неизвестным. Саня Григорьев выясняет, что это была Северная Земля, открытая в 1913 г. лейтенантом Вилькиц-ким, и с удивлением отмечал: «. Вилькицкий открыл Северную Землю осенью. в сентябре или октябре. Осенью, через полгода! .Значит, он ни черта не открыл, потому что она была уже открыта»2.

Через полтора десятка лет после написания первой части «Двух капитанов», словно повторяя эпизод романа, в одной научной статье было высказано предположение: раньше Вилькицкого к Северной Земле подошла

Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 167. Там же. С. 172.

экспедиция Русанова! Поводом для неё стало обнаружение в 1947 г. в заливе Ахматова на острове Большевик (Северная Земля) следов чьей-то стоянки - костёр, пустые консервные банки... В докладной записке указаны обнаруженные предметы: пять вскрытых консервных банок, след давнишнего костра и доски с обшивки корабля, скреплённые болтами. Но поиск на местности, предпринятый полярным исследователем В.А. Троицким в 1972 г., не подтвердил достоверности этих находок. Может быть, роман «Два капитана» поспособствовал появлению этой версии об открытии Северной Земли В.А. Русановым.

Кто же в действительности открыл архипелаг Северная Земля? В.А. Каверин в «Очерке работы» пишет: «Не следует доказывать, как это сделал один мальчик на уроке географии, что Северную Землю открыл Татаринов»1.

Архипелаг Северная Земля открыт 21 августа (3 сентября) 1913 г. экспедицией под руководством лейтенанта Б.А. Вилькицкого и первоначально был назван Землёй Императора Николая II. Северной Землёй он называется с 1926 г. Но некоторые исследователи продолжают считать, что раньше Б.А Вилькицкого на архипелаге Северная Земля побывал В.А. Русанов (например, Ю. Веселянский, действительный член Русского географического общества2; С. Смолянников и В. Бондик, авторы книги «Тайна трёх капитанов» (По следам реальных героев романа Вениамина Каверина «Два капитана»)3). Возможно, точку в этом вопросе ставить рано.

Крупное географическое открытие произошло случайно. После поражения в Русско-японской войне России необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Тихий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого или других каналов тёплых стран.

«.В основе каждой полярной экспедиции должна лежать военная мысль»4. В уже упоминавшемся письме от 1904 г. военному министру России В.В. Сахарову для обеспечения успешной проводки русских военных кораблей В.А. Русанов предлагал прежде осуществить исследования Северного морского пути двумя отрядами по два судна ледокольного типа в каждом. Они двигались бы по трассе навстречу друг другу с востока

Каверин В.А. Очерк работы // Каверин В.А. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1980. Т. 1. С. 19.

Веселянский Ю. Ледовито океанская мечта Владимира Русанова [Электронный ресурс] URL: https://goarctic.ru/regions/ledovitookeanskaya-mechta-vladimira-rusanova/ (дата обращения: 07.12.2020).

Смолянников С., Бондик В. «Тайна трёх капитанов» (По следам реальных героев романа Вениамина Каверина «Два капитана»). С. 144-145 [Электронный ресурс] URL: http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=3050 (дата обращения: 10.12.2020). Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 422.

2

(от Берингова пролива) и с запада (со стороны Атлантики)1. Тогда эти предложения не были приняты. Но частично проект Русанова был положен в основу Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1911-1915 гг. Власти приняли решение организовать эту экспедицию для тщательного обследования наиболее трудных участков пути от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Начальником в 1913 г. был назначен Б.А. Вилькицкий. Когда Русанов отправлялся на «Геркулесе» на восток, в Арктике уже работала эта экспедиция, к сожалению, только один её отряд, который шёл от Берингова пролива на запад. Царское правительство поскупилось на посылку ещё двух кораблей. Строительство специальных грузовых судов ледового типа «Таймыр» и «Вайгач» на петербургских верфях - первый опыт создания таких судов в нашей стране.

В романе Саня Григорьев навсегда запомнил встречу с одним военным моряком, учёным-гидрографом Р. Он нарисовал перед Саней картину будущей мировой войны, в которой огромную роль должен был сыграть Северный морской путь. «Он смотрел на Северный морской путь как на военную дорогу и утверждал, что неудачи русско-японской кампании были результатом непонимания этой мысли, высказанной ещё Менделеевым. Он требовал, чтобы военные базы были построены вдоль всех маршрутов, по которым идут караваны»2.

Во время Великой Отечественной войны использование Северного морского пути имело очень большое значение. Трасса стала важнейшей транспортной магистралью Советского Севера: осуществлялась проводка боевых кораблей; выполнялись воинские и народно-хозяйственные перевозки; «и нет ничего случайного в том, что немцы пытались перерезать этот путь»3.

Поиски экспедиции

«Вы говорите, что от Северной Земли до устья Пясины - изученные места и странно, что до сих пор никто не наткнулся на следы экспедиции хотя бы случайно. А Русанов? Сколько лет прошло до тех пор, как были найдены остатки его снаряжения? И где же? В тех местах, куда ходили суда и тысячу раз бывали люди»4.

В.А. Каверин считал, что его главный герой обязательно должен найти следы пропавшей экспедиции капитана Татаринова. И это было близко

1 Корякин В.С. Русанов. М., 2005. С. 71.

Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 540.

Там же. С. 628.

Там же. С. 385.

к истине. Ведь при жизни писателя продолжались поиски экспедиции Русанова. Продолжаются они и в настоящее время.

Герой романа Саня Григорьев высчитал путь, которым должен был пройти капитан Татаринов: «.от 79 градуса 35 минут широты между 86-м и 87-м меридианами к Русским островам, архипелагу Норденшёльда. Потом, вероятно после долгих блужданий, от мыса Стерлигова к устью Пясины. Здесь старый ненец нашёл лодку, поставленную на нарты. Потом к Енисею, потому что Енисей - это была единственная надежда встретить людей и помощь»1.

В романе опрос коренных жителей Таймыра - ненцев-оленеводов подтвердил предполагаемый путь Татаринова и помог определить конечную точку его пути. Оленеводы рассказали, что в одном из ненецких родов хранилось предание о «Святой Марии»: «В общем, примерно так: в прежнее время, когда ещё "отец отца жил", в род Яптунгай пришёл человек, который назвался матросом со зверобойной шхуны, погибшей во льдах Карского моря. Этот матрос рассказал, что десять человек спаслись и перезимовали на каком-то острове к северу от Таймыра. Потом пошли на землю, но дорогой "очень шибко помирать стали". А он "на одном месте помирать не захотел", вперёд пошёл. И вот добрался до стойбища Яптунгай»2. Матрос тогда умер, но оставшиеся свидетельства оленеводов ещё раз убедили Саню, что экспедиции удалось добраться до реки Пясины. Он теперь с уверенностью мог указать точку, «где находились остатки экспедиции капитана Татаринова, если они ещё находились где-нибудь на земле»3.

В истории поисков экспедиции В.А. Русанова тоже есть свидетельства местных жителей Таймыра - долган.

В 1987 г., через 10 лет после того, как окончательно прекратились поиски пропавшей экспедиции, в Дом-музей В.А. Русанова в г. Орле пришло письмо из Ивановской области от А.М. Корчагиной, которая в 1950-е гг. работала медсестрой в отдалённом посёлке Волочанка на Таймыре. Она писала, что на Авамо-Тагенарском волоке ей показывали могилу неизвестного «начальника экспедиции» и ещё одного русского в морской форме, погибших очень давно, «ещё при царе». Оленеводы похоронили их на тропе, а рукописи и документы, находившиеся при людях, положили в деревянном ящике в могилу.

Другое письмо в том же году пришло от Л.Н. Абрамовой, работавшей в 1975 г. на Таймыре - в посёлке Новорыбное Хатангского района. В нём

Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 386. Там же. С. 591-592. Там же. С. 592.

женщина сообщала, что старая долганка показала ей в пос. Новорыбное на берегу Хатанги две просевшие могилы. По её словам, там были похоронены русские - беременная женщина и её муж, которых родители долганки очень давно привезли ещё живыми откуда-то из тундры. Эти люди умерли, а в могилы вместе с ними положили какие-то тетради и записи, которыми погибшие очень дорожили.

Энтузиасты из г. Орла - члены клуба путешествий «Русь» под руководством тележурналиста и путешественника Валерия Сальникова поняли, что искать русановцев надо на Таймыре, в 500 километрах от Карского моря.

В 1988 г. на поиски могил отправились две экспедиции орловчан. Одна - на Авамо-Тагенарский волок, другая - в Хатангу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая экспедиция под руководством В. Сальникова неоднократно проходила тот маршрут, который им наметила бывшая медсестра. Однако обнаружить могилы в тундре не удалось. Вторая экспедиция под руководством Е. Пашина оказалась успешнее. С большим трудом исследователи смогли обнаружить заброшенную могилу и извлечь останки женщины, предположительно невесты В.А. Русанова Жюльетты Жан. Генетическую экспертизу не проводили, поскольку не удалось разыскать её родственников. Кости перезахоронили на местном кладбище. Обнаруженные в могиле вещи: православный крест, кольцо и блюдце - отдали на экспертизу. Она показала, что эти вещи были изготовлены в начале XX в.1

Письма со свидетельствами о захоронениях русских появятся через несколько десятилетий после написания романа. Возможно, В.А. Каверин был убеждён, что русановцы до последнего боролись за жизнь и попытались добраться до поселений людей в районе реки Пя-сины. Скорее всего, писатель интуитивно предполагал, что среди местных жителей-оленеводов должны сохраниться «предания» об этих отважных людях. К сожалению, документальные подтверждения отсутствуют, и никто в настоящее время с уверенностью не может указать на карте конечную точку пути экспедиции В.А. Русанова. Кто знает, может быть, эти захоронения и есть та конечная точка?!

В романе капитан Саня Григорьев, следуя своему девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться», в 1942 г. нашёл экспедицию капитана Та-таринова, вернее, «то, что от неё осталось»: последний лагерь капитана Татаринова, его останки, прощальные письма, фотоплёнки. В виде плотно слежавшейся бумажной массы были обнаружены и документы Татарино-ва: «.он успел сделать выводы из своих наблюдений, и... <.> ...формулы,

Сальникова Н.Я. Бороться и искать // Русский вестник Шпицбергена. 2015. № 6. С. 7-8.

предложенные им, позволяют вычислить скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Это кажется почти невероятным, если вспомнить, что сравнительно короткий дрейф "Св. Марии" проходил по местам, которые, казалось бы, не дают данных для таких широких итогов. Но для гениального прозрения иногда нужны немногие факты»1.

Мечтая связать Сибирь с Европой Северным морским путём, В.А. Русанов занимался изучением дрейфа льдов в Северном Ледовитом океане. К каким выводам по этому вопросу он пришёл во время своей последней экспедиции, к сожалению, неизвестно. Как и литературный герой капитан Татаринов, отважный путешественник и учёный В.А. Русанов обладал важным для исследователя умением - делать правильные выводы на основе минимума информации. Особенно ярко это умение проявилось в экспедиции на Новую Землю в 1909 г.

Главный герой романа капитан Григорьев донёс до людей прощальные слова капитана Татаринова: «. Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то что помогли, а хотя бы не мешали. Что делать? Одно утешение - что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли»2.

В связи с этим хочется вспомнить слова Русанова, произнесённые им однажды в юности: «.Мною руководит только одна мысль: сделать всё, что я могу, для величия Родины»3. Неутомимый исследователь ратовал за присоединение к России обширных земель Арктики. Русанов мечтал о том времени, когда поморы «научатся строить крепкие ледовые суда, тогда им действительно понадобится и Карское море, и Новая Земля, и Земля Франца-Иосифа, и Шпицберген. Тогда придёт пора, во-первых, объявить Карское море, усиленно теперь эксплуатируемое норвежцами, закрытым для иностранных промышленников, нашим внутренним морем; взять всю Новую Землю в наши руки; в-третьих, включить Землю Франца-Иосифа в район наших промыслов»4.

Исполнились ли мечты В.А. Русанова? Карское море относится к российским морям. Во многом благодаря его экспедициям архипелаг Новая Земля закреплён за Россией. Земля Франца-Иосифа принадлежит нашей стране. В 1929 г. в бухте Тихой (остров Гукера) была открыта советская полярная станция. Поход на Землю Франца-Иосифа и постройка станции

1 Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 618.

2 Там же. С. 614.

3 Шевцов В. На поиски пропавшей экспедиции (часть 1-я) [Электронный ресурс] URL: https://tetis.ru/diving/diving_art/event/na_poiski_propavshej_ekspedicii_chast_1ya/ (дата обращения: 22.12.2020).

4 Корякин В.С. Русанов. М., 2005. С. 344.

решили государственную принадлежность архипелага. В.А. Русанов отстаивал интересы России на далёком Шпицбергене. В настоящее время Россия - единственная страна, кроме самой Норвегии, поддерживающая своё экономическое присутствие на Шпицбергене. В посёлке Баренцбург находится Генеральное консульство Российской Федерации. Здесь живут и работают российские учёные различных специальностей: геофизики, геологи, археологи, биологи, гляциологи, географы. Есть надежда, что российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в Северной Европе.

В.А. Русанов, как и литературный герой капитан Татаринов, посвятил жизнь науке, освоению Арктики, служению родине.

В «Двух капитанах» Сане Григорьеву удалось восстановить справедливость: капитан Татаринов похоронен как герой.

Приведём фрагмент из романа: «Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят эту могилу. Они проходят мимо неё с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится, не умолкая.

Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: "Здесь покоится тело капитана И.Л. Та-таринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!"»1

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» - девиз не только Сани Григорьева из романа «Два капитана», но и всех исследователей Арктики, всех энтузиастов, которые продолжают поиски пропавших экспедиций. «Вообще, людей надо искать - это перестраивает географическую карту»2.

Могилы В.А. Русанова и других участников экспедиции пока не найдены. Но для увековечивания их памяти в 1977 г. участники экспедиции газеты «Комсомольская правда» под руководством Дмитрия Шпа-ро на острове Попова - Чухчина установили памятный знак. «Потомки помнят!» - так написано на нём3. Потомки помнят смелого, предприимчивого, отважного человека, который мечтал проложить путь на восток во льдах Северного Ледовитого океана. Он предвидел те времена, когда человек научится побеждать льды, когда созданная им техника позволит преодолевать этот путь так же легко, как и любой другой.

Каверин В.А. Два капитана. Л., 1975. С. 638. Там же. С. 422.

Шпаро Д., Шумилов А. Путь, прочерченный пунктиром // Вокруг света. 1977. № 7. С. 22-30.

В 2020 г. в честь 145-летия со дня рождения известного исследователя Арктики участники совместной экспедиции Российского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах установили памятный знак в проливе Маточкин Шар, на острове Южный архипелага Новая Земля, для изучения которой он так много сделал.

И в заключение хочется отметить, что в романе В.А. Каверина тесно переплетаются история освоения Севера с подлинным освоением Севера в 1930-е гг.; реальные события с художественным вымыслом, который иногда может стать реальностью. Писатель увековечил историю отважных исследователей Арктики, в том числе и Владимира Русанова, показал воплощение их идей в жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.