УДК: 94(7)(73)
СЭМЮЭЛЬ СИБЕРИ (1729-1796): ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА В ПЕРИОД АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
© 2023 М. А. Филимонова
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения США
e-mail: mar-filimonova @yandex. ru
Курский государственный университет
Статья посвящена первому англиканскому епископу в США Сэмюэлю Сибери. Опираясь как на собственные произведения Сибери, так и на современную ему прессу, автор анализирует его биографию и политические взгляды. Также проанализирована политика США по отношению к англиканской церкви в период Войны за независимость. В исследовании особо подчеркивается, что англиканская церковь не выработала однозначной позиции по отношению к формирующейся американской государственности. В итоге англиканство в Америке смогло приспособиться к постреволюционным условиям и создать новую епископальную деноминацию.
Ключевые слова: англиканская церковь, епископат, Война за независимость США, религиозная политика.
SAMUEL SEABURY (1729-1796): CHURCH AND POLITICS DURING THE AMERICAN REVOLUTION
© 2023 M. A. Filimonova
Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher of the Center for the Study of the USA e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article is dedicated to the first Anglican bishop in the USA, Samuel Seabury. Relying both on Seabury's own works and on the contemporary press, the author analyzes his biography and political views. The US policy towards the Anglican Church during the War of Independence is also analyzed. The study emphasizes that the Anglican Church was not able to develop an unambiguous position in relation to the emerging American statehood. Yet, Anglicanism in America was able to adapt to post-revolutionary conditions and create a new Episcopal denomination.
Keywords: Anglican Church, episcopate, the War of Independence of the USA, religious
policy.
Сэмюэль Сибери родился в Коннектикуте, в семье англиканского священника, и сам выбрал призвание священнослужителя, так что с самого детства его судьба была связана с судьбой англиканской церкви в колониях.
В метрополии положение англиканской церкви было незыблемым: с XVI в. она была государственной. В колониях дело обстояло иначе. В Виргинии, Мэриленде, Северной и Южной Каролине статус англиканской церкви был закреплен законом. Священники получали финансирование за счет особых налогов и специально
выделенных участков земли. Посещение церкви было обязательным. Впрочем, историки считают, что колониальные статуты, требовавшие обязательного посещения церкви, было невозможно применить на практике [10, p. 348]. На Севере, в частности в родном для Сибери Коннектикуте, местное законодательство поддерживало другую протестантскую деноминацию: конгрегационалистов-пуритан. Англиканство начало проникать в этот регион в конце XVII в. Церковь в Новой Англии была слаба и нуждалась в поддержке английского Общества распространения Евангелия в зарубежных странах, которое было основано именно с этой целью в 1697 г. Материальное положение таких священников, как Сибери-старший, напрямую зависело от метрополии.
Существовал и еще один механизм контроля британских церковных властей за церковью в колониях. В Америке не было епископов. Это обстоятельство препятствовало выполнению некоторых религиозных обрядов в колониях. Например, американцы обходились без обряда конфирмации, поскольку проводить его мог только епископ [3, с. 44]. Еще важнее было то, что, не имея епископа, невозможно было рукоположить новых священников. По этому поводу с конца 1740-х гг. в новоанглийских газетах шла яростная полемика. Новоанглийские англикане хотели повысить свой статус, получив собственного епископа. Особенно приободрили их слухи о назначении епископа в Квебек после аннексии этой территории Британской империей в 1759 г. Колонисты-англикане рассуждали так: коль скоро епископа «разрешили» недавно завоеванному региону, то, конечно, «разрешат» и исконным подданным Великобритании (см. подробнее: [4]).
Но, с другой стороны, не все американцы хотели видеть у себя «духовных лордов» в лице епископов. «New York Gazette» в 1768 г. подсчитала, что англиканский епископ в колониях обойдется в кругленькую сумму - более 293 тыс. фунтов. «Такой епископ был бы одним из худших товаров, какие можно импортировать в новую страну», - заключала газета [17, p. 15]. «Роскошь» англиканской церкви вообще навлекала на себя критику новоанглийских пуритан. Так, в начале 1760-х гг. местный англиканский священник вызвал возмущение массачусетцев, выстроив в городке Кембридж, недалеко от Бостона, большой особняк [4, с. 49]. Кроме того, конгрегационалисты опасались, что укрепление положения англиканства в Новой Англии пойдет во вред их собственной деноминации.
Полемика зашла в тупик. До самого конца колониального периода в Британской Америке так и не было епископов.
Это обстоятельство не могло не отразиться на личной судьбе Сэмюэля Сибери-младшего. Как уже говорилось, в Америке не проводилось рукоположение священников. За хиротонией (рукоположением) следовало отправляться в Англию, заручившись предварительным одобрением епископа Лондонского. Там иногда приходилось долго ждать, если епископ был слишком болен или занят другими делами. Будущие священники использовали это время, чтобы попутешествовать по Англии, осмотреть достопримечательности. Некоторые отыскивали те места, откуда когда-то отправились в Новый Свет их предки. Но слишком долго задерживаться было нельзя. Если священник пропускал весеннюю или осеннюю навигацию, он терял свой пост [7, p. 105].
Сибери закончил курс теологии в Иельском колледже в 1748 г., а рукоположен был только в 1753 г. Ему пришлось, как и многим другим, провести в метрополии больше года. Чтобы не терять время даром, он взялся за изучение медицины в Эдинбургском университете. Получив сан, Сибери вернулся в колонии. Уже в 1754 г. он получил свой первый приход в Нью-Джерси, а затем в Нью-Йорке. С самого начала он заработал немного двойственную репутацию. Он прославился приверженностью
Высокой церкви (течение в англиканстве, близкое к католицизму). В частности, он придавал большое значение таинству причастия. Его прихожане придерживались скорее Низкой церкви, близкой к пуританизму. Для них причастие было едва ли не католическим обрядом. С подобным сталкивались и другие колониальные пасторы, даже на англиканском Юге. Преподобный Деверо Джаррет делился наблюдениями: «Таинство Вечери в Виргинии столь мало почитается... что никто не подходит к алтарю, кроме кое-кого из более пожилых [прихожан]» [13, р. 102]. О том же говорили другие виргинские пасторы (см.: [9]).
Образу энергичного священника несколько вредили проблемы в его личной жизни. В 1756 г. Сибери женился на Мэри Хикс, дочери богатого филадельфийского коммерсанта. С тестем отношения не сложились. Между ними постоянно возникали споры из-за имущественных долгов. После одного особенно жаркого эпизода Сибери угодил под арест [16].
В 1766-1775 гг. он был приходским священником церкви св. Петра в Вестчестере (ныне эта территория включена в нью-йоркский район Бронкс). Приход был проблемным: в Вестчестере проживало много пресвитериан и даже вольнодумцев (или тех, кого Сибери считал таковыми). Англиканская церковь не пользовалась здесь авторитетом. Сибери развернул бурную деятельность. Он продолжал борьбу с прихожанами, уклонявшимися от причастия. Он также активно участвовал в упоминавшемся выше споре по поводу американских епископов. Он был безоговорочным сторонником создания епископата в колониях. Кампания провалилась, но дала Сибери опыт памфлетной полемики.
Именно вестчестерские годы стали для Сибери судьбоносными. В это время в Британской Америке одни за другими вспыхивали протесты в ответ на все новые налоговые инициативы британского парламента. Сибери в эти годы строил свои проповеди на словах апостола Павла: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся» (2-е Тимофею 2:23), призывая прихожан не поддерживать патриотическое движение. Но сам он не желал оставаться в стороне от конфликта.
Особенно известна его «памфлетная дуэль» с Александром Гамильтоном по вопросу о политике Первого континентального конгресса (см. об этом подробнее: [2, с. 81-130]). Впервые в истории Британской Америки появился общеколониальный орган власти, созданный самими колонистами. Конгресс пытался организовать экономическое давление на метрополию, пытаясь заставить британские власти прислушаться к американским требованиям. По решению Конгресса должны были прекратиться как ввоз товаров в колонии, так и их вывоз. Принятая Конгрессом «Ассоциация» запрещала употребление импортных товаров. Должны были создаваться комитеты бдительности для контроля за ее соблюдением. Сибери начал яростную борьбу против Конгресса. К описываемому времени он уже пользовался определенной известностью как пламенный проповедник и беспощадный полемист1. По силе эмоционального воздействия его работы сравнивают со «Здравым смыслом» Томаса Пейна.
В своих памфлетах, известных как «Письма Фермера», Сибери обвинял Конгресс в непонимании интересов колоний, а то и в прямом предательстве. Он был убежден, что Конгресс намеревается установить в Америке республику и спровоцировать восстания в метрополии. Он возмущался: «Разве должны мы пытаться опрокинуть британское правительство? Повергнуть все в смятение, просто потому что. гнусный замысел некоторых колонистов создать республиканское правление, независимое
1 Впрочем, как это было принято, его памфлеты выходили под псевдонимом. Сибери подписывался "А.У. Фермер".
от метрополии, не может иначе осуществиться?» [17, р. 45]. Он разражался проклятиями по адресу революционных властей: «Не толкуйте мне о делегатах, конгрессах, комитетах, бунтах, толпах, ассоциациях - чума на них всех!» [17, р. 99].
Наконец, он доказывал, что Конгресс попросту нелегитимен. Запрет экспорта и импорта противоречит божественному и естественному праву, а также законам колонии Нью-Йорк [17, р. 92]. Соответственно, Сибери призывал бойкотировать выборы комитетов бдительности и не подчиняться власти комитетов, если они все же будут избраны, не соблюдать «Ассоциацию». Он даже готов был прибегнуть к столь неприемлемому в иных случаях средству воздействия, как давление толпы, и призывал фермеров устраивать митинги в защиту прирожденного права англичан пить чай [17, р. 61-67].
Памфлетами Сибери не ограничивался. В апреле 1775 г. во время митинга на Уайт-Плейнс он подписал протест против всех революционных органов власти. В итоге Сибери и группа его единомышленников в том же 1775 г. были вынуждены прятаться в огромном камине в доме одного из видных нью-йоркских лоялистов от искавших их «сынов свободы». В ноябре Сибери все же был арестован и выслан в Коннектикут, где содержался под стражей до конца года, а затем был выпущен на свободу за недостатком улик.
К тому времени между Великобританией и ее североамериканскими колониями началась война. 4 июля 1776 г. восставшие колонии провозгласили себя независимым государством. Худший кошмар Сибери осуществился - Американская республика была создана.
Англиканская церковь оказалась в чрезвычайно трудном положении. Ее официальный символ веры - Тридцать девять статей - был совершенно ясен: «Королевское величество имеет верховную власть в английском государстве и в других своих областях, ему принадлежит верховное управление всеми сословиями этого государства, как церковными, так и гражданскими» [1, с. 43]. С признанием независимости США это положение было невозможно совместить.
Революционные власти требовали исключить из церковных служб молитвы за короля. Таково, например, было решение Мэрилендского конвента 1776 г.: «Принимая во внимание, что его британское величество король Георг вел и продолжает вести жестокую и несправедливую войну против британских колоний в Америке и присоединился к актам парламента, объявив население указанных колоний фактическим мятежом... постановлено, что всякая молитва за королевское величество, в книге общих молитв и отправления таинств, а также другие обряды и церемонии церкви, согласно обычаям англиканской церкви. отныне должны пропускаться во всех церквях и часовнях этой провинции, пока не прекратятся наши прискорбные разногласия» [15, р. 156]. В свою очередь, Генеральный совет Массачусетса особо запретил во время проповеди или молитвы оправдывать действия Великобритании против Соединенных Штатов, препятствовать вербовке в Континентальную армию или на флот, подрывать доверие к американской валюте. За нарушение запрета полагался штраф до 50 фунтов [6, р. 612].
После провозглашения независимости большинство священников перестали упоминать на службах короля и королевскую семью. Вместо этого они возносили молитвы за Конгресс [5, р. 93-94]. Есть рассказ о неком англиканском священнике, который во время воскресной службы по привычке призвал молиться за «нашего превосходного короля Георга». Он тут же осознал, что именно ляпнул, и попытался исправиться: «Господи, я имею в виду Джорджа Вашингтона» [14, р. 269].
Напротив, англиканский миссионер Филипп Рединг, оставшийся лояльным монарху как главе своей церкви, отказался исключить короля из своих молитв. Два
воскресенья ему удавалось проводить службы как обычно. Но на третье воскресенье церковный староста подошел к кафедре и по-дружески посоветовал священнику не упоминать монарха во время службы. Ведь если он будет и дальше молиться за короля, виги могут закрыть церковь. Рединг объяснил прихожанам, что не сможет больше читать литургию по предписанному образцу, не оскорбляя при этом новые власти, и вынужден прекратить службы [5, р. 94]. Еще более дерзко вел себя преподобный Чарльз Инглиз. Он возносил молитвы за короля в Тринити-чёрч в Нью-Йорке даже в присутствии Джорджа Вашингтона [12, р. 40].
Считается, что в Новой Англии, Нью-Йорке и Нью-Джерси лоялистами были 80% англиканских священников, на Юге - менее 27% [12, р. 38]. Правда и то, что южные священники не так сильно зависели от финансирования из метрополии. На Севере, где господствовали конгрегационалисты, англикане получали деньги в основном не от прихожан, а от Общества распространения Евангелия, которое после провозглашения независимости перестало спонсировать духовных братьев в мятежной Америке. Так или иначе, патриоты рассматривали англиканскую церковь как синоним «тори» и английского «красного мундира». С другой стороны, около трех четвертей подписавших Декларацию независимости были англиканами, включая ее автора Томаса Джефферсона.
Сибери, как и многие его собратья, не собирался отказываться от лоялистских убеждений. Спасшись от «сынов Свободы», он отправился к генералу Уильяму Хоу, главнокомандующему английскими войсками в Америке. Хоу оценил как преданность Сибери королю, так и его знание местных условий. Когда английские войска вторглись в Вестчестер в октябре 1776 г., Сибери служил им проводником. В дальнейшем он нашел пристанище в оккупированном англичанами Нью-Йорке. Он служил капелланом в английском госпитале на Манхэттене, а затем - в Королевском американском полку, набранном из нью-йоркских лоялистов. Кроме того, он использовал свои медицинские знания, полученные некогда в Эдинбурге. Врачебная практика приносила отнюдь не лишний дополнительный доход.
В 1783 г., после заключения мира, британская армия покинула Нью-Йорк. Тысячи лоялистов спешили бежать в Канаду, не дожидаясь, пока город перейдет под контроль американской администрации. Сибери тоже готовился эмигрировать. Но случайный разговор изменил его планы. Знакомый рассказал ему, что англикане Коннектикута намерены не только сохранить свою деноминацию при новой власти, но и обзавестись наконец епископом.
С установлением мира американские англикане постарались приспособиться к новой политической обстановке. В 1780 г. англикане Мэриленда впервые назвали себя «протестантской епископальной церковью». Позднее это название стало официальным. Епископальная церковь была формально отделена от англиканской, чтобы американское духовенство не было обязано признавать верховенство британского монарха. Для новой церкви была выпущена пересмотренная версия «Книги общей молитвы». В ней появились утренняя и вечерняя молитвы за президента Соединенных Штатов и гражданские власти вообще [8, р. 48, 54]. Немного изменилась организация церкви. В епископальной церкви епископы избираются, а не назначаются монархом.
При этом первый епископ новой епископальной церкви все же должен был получить рукоположение в метрополии, чтобы не прерывалась церковная традиция, восходящая к апостолу Павлу. Следовательно, нужно было подобрать кандидатуру, которая была бы приемлема для английских церковных иерархов. Англикане Коннектикута пришли к мысли, что Сибери, как уроженец Америки и как лоялист, может устроить и американцев, и англичан.
Весной 1783 г. Сибери отправился в метрополию. Но там его встретили неласково. В глазах многих англичан он был «американским бунтовщиком». Сибери предъявлял «Письма Фермера», напоминал свои заслуги перед английской армией. Но кроме идеологических препятствий существовало юридическое. Английское законодательство в то время не разрешало хиротонию епископов для епархий за пределами Соединенного Королевства, Ирландии и острова Мэн, поэтому Сибери повсюду отказывали, пока ему не посоветовали отправиться в Шотландию и найти епископов шотландской епископальной церкви. Там дело пошло на лад, и Сибери был посвящен в сан в Абердине.
Американская пресса, которая чрезвычайно интересовалась исходом дела, уверяла, что это так же законно, как если бы Сибери получил сан из рук прелатов Кентербери, Йорка и Лондона [18, Nov. 17, 1785]. Это было не совсем правдой: епископальная церковь Шотландии сама не была признана королями Ганноверской династии. Но все заинтересованные лица предпочли закрыть глаза на неудобный нюанс, и Сибери стал епископом Коннектикута, а позднее - и Род-Айленда2.
В Коннектикуте встретили нового епископа со «всеми знаками внимания и почтения» [18, Sept. 15, 1785]. Во время своего пребывания в городке Сибери рукоположил одного священника и пять дьяконов - первые епископальные хиротонии в Америке. Без недоброжелательных комментариев, конечно, тоже не обошлось. «Pennsylvania Packet» негодовала: «Бывший капеллан (британского) Королевского американского полка, возложил лапы на головы, шляпки и чепчики около семидесяти человек и конфирмовал их» [11, Apr. 13, 1786]. Та же газета намекала, что несколькими годами ранее новоиспеченного епископа могла ждать «мантия» из смолы и перьев [11 June 13, 1785].
Епископ устроился в доме священника при сгоревшей церкви в Нью-Лондоне (Коннектикут). В 1787 г. для него была выстроена церковь св. Иакова (до наших дней не сохранилась). Впрочем, в современной церкви, выстроенной на том же месте, есть витраж, посвященный Сибери.
В конце жизни Сибери нес свое пастырское служение в Новой Англии, разрабатывал обрядность американской епископальной церкви и организовывал епископальные учебные заведения. День его рукоположения отмечается епископальной церковью как важный церковный праздник.
Библиографический список
1. Английская реформация (Документы и материалы) / под редакцией Ю.М. Сапрыкина. - Москва: МГУ, 1990. - 104 с.
2. Филимонова, М. А. Исторические портреты эпохи Американской революции XVIII века / М. А. Филимонова. - Москва: Инфра-М, 2023. - 291 с.
3. Фурман, Д. Е. Религия и социальные конфликты в США / Д. Е. Фурман. -Москва: Наука, 1981. - 255 с.
4. Хрулева, И. Ю. Вопрос о назначении англиканского епископа в Британские колонии в Северной Америке в XVIII веке / И. Ю. Хрулева // Новая и новейшая история. - 2020. - №4. - С. 37-53.
5. A Documentary History of Religion in America: 2 vols. / ed. E.S. Gaustad e.a. -Grand Rapids: Eerdmans, 2018. - 800 p.
2 И.Ю. Хрулева называет первым епископом в Северной Америке Чарльза Инглиза, но он был рукоположен как епископ Новой Шотландии лишь в 1787 г., на три года позже Сибери [4, с. 50].
6. Acts and resolves passed by the General Court by Massachusetts. Vol. 5. Acts 1769-1780. - Boston: Wright and Potter, 1886. - 1638 p.
7. Bell J.B. The Making of an Eighteenth-Century American Anglican Clergyman // Proceedings of the Massachusetts Historical Society. - Third Series. - Vol. 106 (1994). -P. 82-111.
8. Book of common prayer and administration of the sacraments, and other rites and ceremonies of the Church... - Philadelphia: Hall & Sellers, 1790. - 564 p.
9. Blosser J.M. Unholy Communion: Colonial Virginia's Deserted Altars and Inattentive Anglicans // The Virginia Magazine of History and Biography. - Vol. 127. - No. 4 (2019). - P. 266-299.
10. Brent T. Reflections on the Church of England in Colonial Virginia // The Virginia Magazine of History and Biography. - Vol. 112. - No. 4 (2004). - P. 338-371.
11. Dunlap's Pennsylvania Packet, the General Advertiser. - 1785-1786.
12. Hein D., Shattuck G.H. The Episcopalians. - Westport, Ct.: Praeger Publishers, 2004. - 361 p.
13. Jarratt D. The Life of the Reverend Devereux Jarratt. - Baltimore: Warner and Hanna, 1806. - 324 p.
14. Mampoteng Ch. The New England Anglican Clergy in the American Revolution // Historical Magazine of the Protestant Episcopal Church. - Vol. 9. - No. 4 (Dec., 1940). -P. 267-304.
15. Proceedings of the Conventions of the Province of Maryland, Held at the City of Annapolis, in 1774, 1775, & 1776. - Annapolis: J. Green, 1836. - 378 p.
16. Rev. Samuel Seabury: St. Paul's controversial minister of the era of the American Revolution. - URL: https://www.nps.gov/articles/000/rev-samuel-seabury-st-paul-s-controversial-minister-of-the-era-of-the-american-revolution.htm (дата обращения: 14.03.2023).
17. Seabury S. Letters of a Westchester Farmer. 1774-1775. - White Plains, N.Y.: Pub. for Westchester county by the Westchester county historical society, 1930. - 162 p.
18. The Maryland Gazette. - 1785.