Научная статья на тему 'ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МИРЕ'

ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИКАНСТВО / ТРАКТАРИАНСТВО / АНГЛО-КАТОЛИКИ / ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИРЛАНДИИ / США И АВСТРАЛИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михельсон Ольга Константиновна, Поляков Николай Станиславович

Цель исследования - проследить влияние Оксфордского движения на особенности развития протестантизма в англоговорящих странах. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье рассматриваются особенности восприятия трактарианства в Ирландии, США и Австралии, что является малоизученной темой. В результате исследования демонстрируется, что в Ирландии англикане старались отмежеваться от Оксфордского движения, в результате ирландское англиканство оказалось наиболее строго протестантским. В США трактарианство способствовало расколам внутри Протестантской епископальной церкви Америки. При этом в Австралии оно оказалось успешным, дав местным англиканам идентичность и поспособствовав их отделению от других протестантских направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OXFORD MOVEMENT IN THE ENGLISH-SPEAKING WORLD

The research aims to trace the influence of the Oxford Movement on the specifics of Protestantism development in English-speaking countries. The paper is novel in that it examines the peculiarities of Tractarianism perception in Ireland, the USA and Australia, which is a little-studied topic. The research findings show that Anglicans in Ireland tried to distance themselves from the Oxford Movement, as a result of which Irish Anglicanism turned out to be the most strict Protestant denomination. In the USA, Tractarianism contributed to schisms within the Protestant Episcopal Church of America. On the contrary, Tractarianism proved to be successful in Australia, giving local Anglicans their identity and contributing to their separation from other Protestant denominations.

Текст научной работы на тему «ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МИРЕ»

rpQíTDOTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2744-2748 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2744-2748

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Оксфордское движение в англоязычном мире

Михельсон О. К., Поляков Н. С.

Аннотация. Цель исследования - проследить влияние Оксфордского движения на особенности развития протестантизма в англоговорящих странах. Научная новизна исследования заключается в том. что в статье рассматриваются особенности восприятия трактарианства в Ирландии, США и Австралии, что является малоизученной темой. В результате исследования демонстрируется, что в Ирландии англикане старались отмежеваться от Оксфордского движения, в результате ирландское англиканство оказалось наиболее строго протестантским. В США трактарианство способствовало расколам внутри Протестантской епископальной церкви Америки. При этом в Австралии оно оказалось успешным, дав местным англиканам идентичность и поспособствовав их отделению от других протестантских направлений.

EN

Oxford Movement in the English-Speaking World

Mikhelson O. K., Poliakov N. S.

Abstract. The research aims to trace the influence of the Oxford Movement on the specifics of Protestantism development in English-speaking countries. The paper is novel in that it examines the peculiarities of Tractarianism perception in Ireland, the USA and Australia, which is a little-studied topic. The research findings show that Anglicans in Ireland tried to distance themselves from the Oxford Movement, as a result of which Irish Anglicanism turned out to be the most strict Protestant denomination. In the USA, Tractarianism contributed to schisms within the Protestant Episcopal Church of America. On the contrary, Tractarianism proved to be successful in Australia, giving local Anglicans their identity and contributing to theii separation from other Protestant denominations.

Введение

Оксфордское движение - направление в Церкви Англии (ключевые представители - Дж. Г. Ньюмен, Дж. Кибл и Э. Б. Пьюзи), приверженцы которого выступали за восстановление ряда древних христианских традиций в Высокой церкви, в частности, реально толковали пресуществление во время таинства евхаристии, а также выдвинули «теорию ветвей», согласно которой благодаря апостольской преемственности Церковь Англии является одной из древних кафолических церквей, наряду с православной и католической. Важнейшие идеи движения были сформулированы Дж. Г. Ньюменом в «Трактатах для нашего времени», опубликованных с 1833 по 1841 годы, в связи с чем оно также часто именуется трактарианством. Если в Англии Оксфордское движение в результате привело к появлению англо-католиков, то за ее пределами влияние трактариан было иным. В данном исследовании изучается восприятие Оксфордского движения в других англоязычных странах и анализируются его последствия для религиозной жизни Ирландии, США и Австралии. Исследование написано как на основе источников - сочинений самих трактариан, так и на основе современной англоязычной исследовательской литературы, посвященной проблематике Оксфордского движения за пределами Англии.

Основная часть

Будучи значимым фактором развития Церкви Англии, трактарианство, как, безусловно, и само англиканство, далеко не исчерпывалось границами Туманного Альбиона. Вполне логично, что заметную роль в религиозной жизни трактариане сыграли в первую очередь в англоязычном мире - например, в Ирландии, которая в этот период была частью Соединенного Королевства, в США, в Австралии и других британских колониях. Оксфордское движение, будучи своеобразной попыткой, с одной стороны, очищения католицизма, но с другой, сохранения его значимых культовых практик, упраздненных в строгой религиозной жизни протестантов,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210464

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12

2745

имело успех в тех регионах, где присутствовали как католики, так и протестанты, а религиозная жизнь во многом определялась непростыми отношениями представителей двух конфессий. В этой связи интересным примером может послужить история оксфордского движения в Ирландии.

В ходе нормандского завоевания в 1175 г. восточная часть Ирландии перешла под власть Англии, при этом западная часть острова оказалась под английским влиянием, поскольку ирландские короли стали вассалами английской короны. Последующая непростая история англо-ирландских отношений еще больше осложнилась в ходе Реформации, во время которой и Англия, и Шотландия фактически стали протестантскими, Ирландия же осталась католической. В попытке установления протестантизма Елизавета I конфисковала богатства Католической церкви в Ирландии в пользу нового духовенства, вызвав череду кровопролитных восстаний, в ходе подавления которых владения побежденных восставших конфисковывались в пользу английских переселенцев. В результате, несмотря на поддержку Ирландии испанской короной, к концу правления Елизаветы вся Ирландия была подчинена Англии, однако ее южная часть все равно Реформацию не признала и оставалась в лоне Католической церкви. Взойдя на престол, Яков I колонизовал Северную Ирландию протестантами, подавляющее большинство которых были шотландскими пресвитерианами, в результате чего Ольстер стал протестантской частью Ирландии.

К концу XVIII в. Ирландия официально была англиканской, но, как и в остальной части Великобритании, в ней все больше преобладала растущая терпимость к католикам. Этот процесс отражен в Билле об эмансипации католиков, принятом Британским парламентом в 1829 г. Параллельно англиканство в Ирландии подвергалось значительной критике. В «Трактатах для нашего времени» Дж. Г. Ньюмен выступил в защиту притеснявшихся епископов Ирландии, замечая: «Каким бы темным событием оно [притеснение ирландцев англичанами и шотландцами] ни было для страны, но все же нельзя не пожелать более благословенного завершения их [англиканских епископов Ирландии] пути, чем порча их имущества и мученичество» (Newman, 1833, с. 1).

В 1820 г. одним из англиканских епископов Ирландии был назначен Ричард Мант, который предвосхитил многие взгляды трактариан. В 1829 г., в год католической эмансипации, он произнес проповедь в Соборе Святого Патрика в Дублине, в которой были продекларированы все основные установки трактариан. Как считает А. Купер, этим Р. Мант дал «подлинно теологический ответ на растущее политическое давление» (Cooper, 1995, с. 68). Между тем сам Дж. Г. Ньюмен критично отнесся к работе Р. Манта, несмотря на то, что тот решительно высказался за евхаристию (Mant, 1830, с. 44-46). Кроме того, Р. Мант опубликовал сборник гимнов из Римского требника «Очищенные от порчи», некоторые из них находятся в современном Римско-католическом требнике. В 30-е годы XIX в. Оксфордское движение подвергалось все большим нападкам как чрезмерно проримское, и в 1836 г. Р. Мант выпустил небольшую работу под названием «Церкви Рима и Англии в сравнении». В ней он стремился защитить трактариан, с одной стороны, указав на их ключевые отличия от Римской католической церкви, а с другой, приведя богословские основания того, что таинства, в первую очередь таинство евхаристии, понимаемое духовно, а не как реальное пресуществление тела Христа, является центральным положением христианства. В этом смысле, полагал Р. Мант, англикане могут быть «католиками», не будучи частью Римской церкви, принявшей положение о реальном телесном пресуществлении Христа во время евхаристии (Mant, 1836, с. 7-8). Фактически, Р. Мант избрал срединный путь: с одной стороны, он подчеркивал, сколь неверны попытки бросить тень на апостольскую преемственность Англиканской церкви, и таким образом отличал особенность и превосходство Церкви Англии по сравнению с другими протестантскими церквями. Однако, с другой стороны, Р. Мант опровергал обвинения, выдвигаемые в адрес Оксфордского движения, согласно которым, оно возвращалось к «суевериям католицизма».

Англиканские издания Дублина также разделились в своих оценках трактарианства. Так, авторы теологического журнала «Христианский эксперт» ("Christian Examiner") посвятили свои первые издания рассмотрению трех первых томов «Трактатов для нашего времени» и в результате не были убеждены аргументацией Дж. Г. Ньюмена, зато указывали на то, что трактарианство «чревато семенами тех развращений, которые в полном объеме явлены в римской системе» (Christian Examiner, 1837, с. 702). Другое же англиканское издание Дублина - «Ирландский церковный журнал» ("Irish Ecclesiastical Journal") - симпатизировало трактариа-нам, признавая их значение для нормализации ситуации в Церкви Англии и Ирландии (Cooper, 1995, с. 72). В результате ситуация с трактарианством в Ирландии сложилась парадоксальным образом. Как замечает А. Купер: «...скрупулезные усилия, направленные на то, чтобы оставаться свободными от всякой римской заразы», предпринимавшиеся последователями трактариан в Ирландии, сделали Англиканскую церковь «самой англиканской» из всех церквей (Cooper, 1995, с. 74).

В других англоговорящих регионах роль Оксфордского движения была принципиально другой. Так, после своего возникновения в 1789 г., Протестантская епископальная церковь Америки (официальное название англикан в США) объединила людей с весьма различными взглядами. В том числе в ее лоне оказалось и значительное количество приверженцев Высокой церкви Англии, центром которой был Коннектикут. Они, среди прочего, придерживались представления о реальном присутствии и пресуществлении тела Христа во время евхаристии. Лидером Высокой церкви США был Дж. Г. Хобарт, епископ Нью-Йорка, который разделял многие идеи трактариан. Однако внутри Протестантской епископальной церкви Америки были и их противники -представители Широкой церкви, чьи воззрения были близки другим протестантским конфессиям США, выступавшим против «ритуализма». Это крыло Церкви было большим по числу своих сторонников и самым влиятельным (Ryan, 1933, с. 33-34). Была и еще одна существенная проблема - вопрос назначения епископа

2746

Философия религии и религиоведение

в Епископальной церкви США был одним из факторов, способствующих американской борьбе за независимость. Колонисты, часть которых еще помнила религиозные преследования, воспринимали попытки Церкви Англии назначить епископа в Новом Свете как угрозу своей религиозной свободе. С другой стороны, среди англиканского клира было много лоялистов, которые в результате войны за независимость покинули Америку, тем самым ослабив влияние Епископальной церкви США (Doll, 2000). К началу 1830-х годов ситуация нормализовалась, и англиканство, в лице Епископальной церкви, напротив, переживало период нового расцвета в Америке. Этот процесс во многом также был следствием войны за независимость, поскольку в результате Церковь получила значительную свободу, отделившись от государства, что привлекло в ее ряды новых прихожан. Существенным фактором был и консерватизм, который в глазах многих выгодно отличал Епископальную церковь США от радикализма других протестантских церквей и групп Америки. Епископ Нью-Йорка Джон Генри Хобарт (1775-1830), посещая Англию в 1823-1824 годах, отмечал, что Церковь Америки была признана более католической по своим чувствам и учению, чем Церковь Англии (Hobart, 1826, с. 31-33).

Свобода от государства и от иерархов Церкви Англии позволила американским англиканам задаться ключевыми темами «Трактатов для нашего времени» - вопросом божественного происхождения Церкви, апостольской преемственности, ценности церковного предания, понимания таинств крещения и евхаристии. Как в этой связи метко заметил Г. Касволл еще в 1839 г., Америка и Американская церковь «меньше нуждались в Оксфордском движении, чем Англиканская церковь» (Caswall, 1839, с. 334), поскольку, в каком-то смысле, оно в Америке уже существовало. Сами трактариане весьма уважительно относились к заокеанской Церкви, так, например, Э. Б. Пьюзи благосклонно отзывался об американской литургии. При этом официальные отношения Церкви Англии и ее американской ветви оставались сложными. Закономерно, что Оксфордское движение было с интересом встречено в Америке, найдя там «благодатную почву» (Nockles, 2012, с. 137), между трактарианами и американскими англиканами устанавливались контакты, они переписывались, и некоторые американцы даже посещали Оксфорд. При этом в США нарастало и сопротивление «суевериям Рима», в этой связи сами Дж. Г. Ньюмен и Э. Б. Пьюзи выражали некоторую обеспокоенность, что Американская англиканская церковь может распасться на две части в связи с дискуссией о таинстве крещения. Так, ее нью-йоркская ветвь склонялась к пониманию крещения как духовного перерождения, в то время как на западе крещение трактовалось в «ультрапротестантском ключе» (Newman, 1961, с. 180), то есть символически. В результате, именно Нью-Йорк, а не Коннектикут, стал центром развития американского трактарианства. Здесь в 1842 г. собралась небольшая группа студентов, готовившихся к служению в Протестантской епископальной церкви. Среди них наиболее известны Э. Водхэмс (E. Wadhams), первый епископ Огденсбурга, Т. Престон (T. Preston), канцлер и генеральный викарий Нью-Йорка, У. Эверетт (W. Everett), многолетний пастор одного из крупнейших приходов Нью-Йорка, Дж. Макмастер (J. McMaster), позднее принявший католицизм и ставший редактором журнала «Нью-Йорк Фримен» ("The New York Freeman's Journal") и др. (Ryan, 1933, c. 36). Именно они и составили ядро американских последователей Оксфордского движения. Но движение в сторону тракта-рианства не было массовым, так, например, Э. Райн указывает, что не более полутора тысяч прихожан Высокой церкви Америки в этот период увлеклись «ритуалистической» традицией англикано-католиков, которую, при этом, все равно не передали своим потомкам. Другие лидеры Протестантской епископальной церкви США, не разделявшие увлечение трактарианством, в особенности, представители Широкой церкви, закономерно выражали озабоченность влиянием идей Оксфордского движения на англикан США. Внутри Церкви назревал конфликт, вылившийся в их отмежевании от Епископальной церкви и образовании в 1873 г. Реформированной епископальной церкви США, основателем которой явился священник диоцеза Кентукки Джордж Д. Кумминс. Обращение Дж. Г. Ньюмена в католицизм только усилило эти процессы. С другой стороны, в лоне Епископальной церкви Америки возникло и англо-католическое движение, которое с 2012 г. в США и Канаде объединено в Личный ординарий кафедры Святого Петра (the Personal Ordinariate of the Chair of Saint Peter), находящийся в юрисдикции Римской католической церкви, но при этом сохраняющий элементы англиканства.

В итоге, хотя Оксфордское движение, несомненно, значительно повлияло на так называемый «ритуализм» Протестантской епископальной церкви Америки и зарождение в ней англикано-католического движения, нельзя сказать, что эти процессы были вызваны сугубо трактарианством, поскольку намечались в США еще раньше, чем в Великобритании. При этом Оксфордское движение катализировало и усилило эти тенденции.

Хотя в литургическом и теологическом плане между Церковью Англии и Протестантской епископальной церковью США сохранялись глубокие внутренние связи, они все больше отдалялись друг от друга. Развитие Оксфордского движения в Северной Америке во второй половине XIX в. продемонстрировало, что влияние Великобритании там присутствовало, но не было значительным (Nockles, 2012, с. 150). При этом трактариан-ство в США способствовало постановке важных теологических и литургических вопросов, однако стало одной из причин раскола внутри Протестантской епископальной церкви Америки. В результате, как метко подчеркивает П. Ноклз, «без Оксфордского движения прогресс Высокой церкви Америки вполне мог бы быть более плавным и более приспособленным к реалиям американской политики и культуры, чем оказалось в итоге» (Nockles, 2012, с. 150). Таким образом, Оксфордское движение в Соединенных Штатах скорее сыграло негативную роль, усугубив и ускорив размежевание в Протестантской епископальной церкви США, приведшее к образованию Реформированной епископальной церкви и движению англикано-католиков.

В отличие от США, в Австралии связь между Церковью Англии и австралийскими англиканами была значительно прочнее. После того как Церковь Англии утратила свои привилегии в колонии Новый Южный Уэльс

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 12

2747

по церковному закону 1836 г., англикане в Австралии оказались в более свободном положении. В итоге австралийский епископ был не просто церковнослужителем, уполномоченным рукополагать и надзирать за конкретной церковью, а обладал «уникальной властью свидетельствовать о вере всей Церкви» (Cooper, 2012, с. 99). Более того, Англиканская церковь в австралийских колониях укреплялась и поощрялась трактарианами. История Оксфордского движения в Австралии началась, когда епископ Сиднея У. Б. Броутон (W. B. Broughton) во время своей поездки в метрополию в 1834-1836 гг. встретился в Итоне с молодым последователем Дж. Г. Ньюмена Е. Колриджем (E. Coleridge). А. Купер отмечает, что «в разгар политического и религиозного "вавилонского столпотворения" [в Австралии], в котором каждая религиозная традиция искала свое место под солнцем, трактариане предлагали отчетливую англиканскую идентичность» (Cooper, 2012, c. 101). Видимо, именно этот аспект и привлек У. Б. Броутона в Оксфордском движении в первую очередь. Одной из главных целей У. Б. Броутона было создание видимого присутствия Церкви в Сиднее, и основу для этого присутствия епископ нашел именно в молодых трактарианах, которых рукоположил в три из четырех приходов своей епархии. Особый интерес У. Б. Броутона сосредоточился на богословских идеях, содержавшихся в «Трактатах для нашего времени», а также проповедях и библиотеке Отцов Церкви, которой обладали трактариане. Е. Колридж познакомил У. Б. Броутона с обширной святоотеческой литературой, подаренной Дж. Г. Ньюменом, Э. Б. Пьюзи, Дж. Киблом и другими трактарианами, которую У. Б. Броутон привез в Австралию (Cooper, 2012, с. 101-102). Однако глубокий интерес У. Б. Броутона к традиции Отцов Церкви вовсе не означал его увлеченности «ритуа-лизмом». Напротив, одной из отличительных черт епископа была его «непоколебимая враждебность» (Cooper, 2012, с. 103) ко всему, что напоминало Римскую католическую церковь.

Трактарианские идеи были популярны не только в Сиднее, еще целый ряд австралийских и новозеландских англиканских церковнослужителей разделяли концепции, выраженные в «Трактатах». В результате активной деятельности У. Б. Броутона, который в 1850 г. встретился в Сиднее еще с пятью епископами Нового Уэльса, симпатизировавшими Оксфордскому движению, австралийские англикане смогли «думать и действовать как часть единой церкви» (Cooper, 2012, с. 113), фактически образовав нечто вроде Синода. В результате именно идеи Оксфордского движения оказались в Австралии центральными для ее Англиканской церкви. Тракта-рианство в Австралии, хотя и было изначально вдохновлено Британией, в новой среде быстро стало развиваться самостоятельно и приобрело свою специфику (Hilliard, 2012, с. 132). Литургическая составляющая не получила в Австралии значительного развития, однако наследие католической теологии явилось важным фактором. В отличие от Ирландии и США, где влияние Оксфордского движения было ограниченным и непродолжительным, трактарианство сыграло значительную роль в развитии англиканства в Австралии, фактически явившись в нем магистральным течением во второй половине XIX в.

Заключение

Подводя итог рассмотрению Оксфордского движения в международном измерении, стоит резюмировать три важных аспекта. Во-первых, представляется естественным и закономерным, что трактариане повлияли на Англиканскую церковь в других частях англоязычного мира, но влияние это было весьма разнообразным. В католической Ирландии англикане, даже симпатизировавшие Оксфордскому движению, старались от него отмежеваться, скорее всего, опасаясь обвинений в скрытом католицизме, что в итоге привело к тому, что ирландское англиканство оказалось наиболее строго протестантским. В Соединенных Штатах Америки, пережив волну популярности в середине XIX в. и приведя к спорам и расколам внутри Протестантской епископальной церкви Америки, трактарианство свою популярность утратило, и более того, фактически оно ослабило позиции англиканства в США, приведя, с одной стороны, к отделению от Протестантской епископальной церкви Реформированной епископальной церкви, а с другой, катализировав возникновение англикано-католицизма. В Австралии же, напротив, Оксфордское движение оказалось очень успешным и во второй половине XIX столетия было мейнстримом австралийских англикан, давая им четкую идентичность и способствуя их отделению от других протестантов Австралии.

Источники | References

1. Caswall H. America and the American Church. L., 1839.

2. Christian Examiner. 1837. Vol. 11.

3. Cooper A. Ireland and the Oxford Movement // The Journal of Religious History. 1995. Vol. 19. № 1.

4. Cooper A. The Australian Bishops and the Oxford Movement // The Oxford Movement: Europe and the Wider World, 1830-1930 / ed. by S. J. Brown, P. B. Nockles. Cambridge, 2012.

5. Doll P. M. Revolution, Religion, and National Identity. Imperial Anglicanism in British North America in 1745-1795. L., 2000.

6. Hilliard D. Anglo-Catholicism in Australia, c. 1860-1960 // The Oxford Movement: Europe and the Wider World, 1830-1930 / ed. by S. J. Brown, P. B. Nockles. Cambridge, 2012.

7. Hobart J. H. The United States of America Compared with Some European Countries, Particularly England. 2nd ed. N. Y., 1826.

2748 Философия религии и религиоведение

8. Mant R. The Churches of Rome and England Compared. L., 1836.

9. Mant R. The Clergyman's Obligations Considered: with Particular Reference to the Ordination Vow. Oxford, 1830.

10. Newman J. H. Letters and Diaries of John Henry Newman. Oxford, 1961. Vol. 5.

11. Newman J. H. Thoughts on the Ministerial Commission ad clerum. L.: Catholic Literature Association, 1833.

12. Nockles P. B. The Oxford Movement and the United States // The Oxford Movement: Europe and the Wider World, 1830-1930 / ed. by S. J. Brown, P. B. Nockles. Cambridge, 2012.

13. Ryan E. The Oxford Movement in the United States // The Catholic Historical Review. 1933. Vol. 19. № 1.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Михельсон Ольга Константиновна1, к. филос. н., доц. Поляков Николай Станиславович2, к. филос. н. 1 2 Санкт-Петербургский государственный университет

Mikhelson Olga Konstantinovna1, PhD Poliakov Nikolai Stanislavovich2, PhD 1 2 Saint Petersburg State University

[email protected]; [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 25.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.

Ключевые слова (keywords): англиканство; трактарианство; англо-католики; Оксфордское движение в Ирландии, США и Австралии; Anglicanism; Tractarianism; Anglo-Catholics; Oxford Movement in Ireland, the USA and Australia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.