Научная статья на тему 'Семья в системе духовных ценностей русской литературы XX века'

Семья в системе духовных ценностей русской литературы XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1541
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова О. Л.

Статья посвящена потенциальным возможностям русской литература XX века в утверждении и сохранении духовно-нравственных ценностей современного общества. В статье рассмотрены образы семьи и дома в произведениях русских писателей XX века. Для анализа были использованы следующие произведения: «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Братья и сестры», «Дом» Ф.А. Абрамова, «Медея и ее дети» Л. Улицкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья в системе духовных ценностей русской литературы XX века»

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

© Данилова О.Л/

Елабужский государственный педагогический университет, г. Лениногорск

Статья посвящена потенциальным возможностям русской литература XX века в утверждении и сохранении духовно-нравственных ценностей современного общества. В статье рассмотрены образы семьи и дома в произведениях русских писателей XX века. Для анализа были использованы следующие произведения: «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Братья и сестры», «Дом» Ф.А. Абрамова, «Медея и ее дети» Л. Улицкой.

Русская литература имеет колоссальные, еще в недостаточной степени реализованные, возможности, способствующие сохранению и утверждению системы ценностей современного общества. Русская литература - это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека.

Особенности русской национальной литературы не раз отмечали зарубежные литераторы и критики, выделяя в ней как основополагающий принцип утверждение вневременных ценностей. Так, Стефан Цвейг говорил: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой ребятишек, у Бальзака - замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах - чего хотят там люди? - быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? - Никто. Ни один» [1]. Турецкий переводчик и критик Э. Гю-ней писал: «Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм» [1].

♦ Доцент кафедры Русской и зарубежной литературы, кандидат филологических наук

О духовно-нравственном значении русской литературы и эффективных методах ее преподавания начали разговор еще в зарождавшемся в XIX веке литературоведении. Например, Василий Иванович Водовозов, известный в середине XIX века методист-словесник, в статье «О воспитательном значении русской литературы» писал, что русская литература призвана «утвердить веру в лучшие нравственные начала жизни, дав их усвоить в наиболее простой форме» [2, С. 221].

В системе ценностей современного общества важнейшее место занимает семья, это подтверждается, в частности, тем, что 2008 год объявлен Годом семьи. В русской литературе XX века к образу семьи, образу дома писатели обращались и обращаются с удивительным постоянством. И особенно часто это происходит в трагические, переломные моменты, коими XX век, к сожалению, изобилует.

Драматические события гражданской войны отображены в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Здесь автор показал своих героев не «в торжестве и успехах», а в «несчастьях и поражениях», которые делают их «душевно богаче и сложнее, щедрее, интереснее для наблюдателя ...» [3, С. 42]. Это и определило особое место романа среди многих произведений о гражданской войне, появившихся в те годы. Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. Критика предпочитала ругать и поучать художника, вместо того чтобы подниматься до высоты его объективности, которая «не устраивала ни одну из воюющих сторон». От Булгакова ожидали и требовали в первую очередь выявления «классовой сущности» событий и персонажей, тогда как для него важнее всего была моральная оценка, нравственная правда. Именно поэтому существенное значение в романе имеет понятие «дома», родного очага. В произведении не только герои имеют реальных прототипов, но и описание турбинского дома имеет автобиографический характер: автор воспитывался в душевной атмосфере большой интеллигентной семьи, которая всегда была рада гостям. Дом Турбиных, полный радости, света и музыки, для автора — это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога. И хотя революционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются все же прочнее классовых. «У Булгакова брат не может пойти против брата и отец не отречется от сына» [4, С. 76]. Невольно напрашивается сравнение с автором «Донских рассказов» и «Тихого Дона», где классовая ненависть вторгается в семейные отношения и взрывает их изнутри.

Роман Ф.А. Абрамова «Братья и сестры» посвящен жизни русской деревни в годы Великой Отечественной войны. Позднее это произведение даст название циклу, в который войдут еще три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». В центре внимания автора - пекашин-

ская семья Пряслиных и их односельчане. Они самоотверженно и бескорыстно трудятся во имя будущей победы, преодолевая самые сложные испытания. Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло. Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры». Теперь автор сравнивает деревню с кулаком, каждый палец которого хочет своей жизни. Непомерные государственные обязательства, голод, отсутствие устойчивого быта подводят героев Абрамова к мысли о необходимых переменах. Михаил Пряслин - один из центральных героев произведения, он, несмотря на юный возраст, является опорой своей семьи, приходит на помощь другим бедствующим семьям, потерявшим отцов и сыновей на войне. Михаил Пряслин в конце романа задается вопросом: «Как жить дальше? Куда податься?» Сомнения и надежды героя, размышляющего о будущем в финале романа, воплощаются в символическом образе вспыхнувшей и «рассыпавшейся» звезды.

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978 г. Он посвящен современной автору действительности - деревне 70-х. Это размышление о трагической судьбе российской деревни в условиях интенсивной урбанизации. «Дом» - одно из важнейших понятий для Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования: личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, социальное положение России в целом. Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, автор все же ищет тех его представителей, которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный Историей «дом».

Конец 80-х (печально известный период перестройки) развеял миф о второсортности женского творчества, его сведенности лишь к маленьким житейским горестям, ограниченности женского опыта в решении серьёзных социально-политических и «вечных» вопросов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Пет-рушевская, Татьяна Толстая, Валерия Нарбикова, Людмила Улицкая, свидетельствовало о появлении новой «женской литературы». Одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи. «Мир мужской и мир женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми» [5, С. 35].

Мотив дома является центральным в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети». Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Си-нопли. «Во взгляде Улицкой на семью Синопли, безусловно, есть толстовское начало: при чтении текста на память приходит знаменитое «люди как реки» [6, С. 173]. Бездетная Медея собирает вокруг себя огромное количество людей: семья Синопли разъехалась по всему свету, и теперь потомки - представители разных национальных культур - вновь собираются в старом уютном Доме. Здесь всегда много детей, и у читателя воз-

никает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Дом Медеи обладает большой силой притяжения, хотя в его внешнем облике и во внутреннем убранстве нет ничего особенного. Дом стоял «в самой верхней части Поселка, но усадьба была ступенчатая, с террасами, с колодцем в самом низу», в нем была «умная печурка, которая брала мало топлива, но давала много тепла» [7, С. 36], в кухне нет электричества, отсутствует и водопровод. Что же тянет ближних, дальних родственников к этому вечному дому? Ответ на этот вопрос очевиден: все дело в хозяйке, которая предстает в произведении носительницей вечных истин, которые дались ей нелегким жизненным опытом.

Таким образом, образы семьи и дома привлекали писателей на протяжении всего XX века. В сложные для страны периоды (революция, война, экономические и политические катаклизмы) литераторы чаще, чем обычно, обращаются к этим художественным категориям, поскольку семья является незыблемым понятием в системе ценностей российского общества.

Список литературы:

1. Дунаев М.М. Православие и русская литература. // http://www.p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-12/Dunaev-1 -v.htm.

2. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986.

3. Адамович Г. «Дни Турбиных» М. Булгакова // Лит. обозрение. -1991. - № 5.

4. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983.

5. Улицкая Л. «Принимаю все, что дается»: интервью // Вопросы литературы. - 2000. - № 1.

6. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие. -СПб. - М., 2004.

7. Улицкая Л. Медея и ее дети. - М.: Эксмо, 1996.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В БАШКИРСКИХ БАСНЯХ XX ВЕКА

© Самирханова Г.Х/

Сибайский институт Башкирского государственного университета,

г. Сибай

В статье рассматриваются духовные ценности башкирского народа, которые находят отражение в малых сатирических формах совре-

♦ Ассистент кафедры Башкирского языка и культуры речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.