Научная статья на тему 'Семья в иерархии ценностных ориентаций современной российской молодежи'

Семья в иерархии ценностных ориентаций современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
405
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафронова О. В.

Статья посвящена проблемам трансформации семейных ценностей современной российской молодежи, в частности, её представлений о культуре семейных отношений, добрачного поведения, родительских обязанностей. Ценностные ориентации молодого поколения сегодня формируются на фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействием средств массовой информации. По мнению автора, в обществе необходимо повышать воспитательный потенциал семьи, возрождать ее традиции и ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья в иерархии ценностных ориентаций современной российской молодежи»

СЕМЬЯ В ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Сафронова О.В.*

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Статья посвящена проблемам трансформации семейных ценностей современной российской молодежи, в частности, её представлений о культуре семейных отношений, добрачного поведения, родительских обязанностей. Ценностные ориентации молодого поколения сегодня формируются на фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействием средств массовой информации. По мнению автора, в обществе необходимо повышать воспитательный потенциал семьи, возрождать ее традиции и ценности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, семья, социальная трансформация, средства массовой информации, гармонизация.

Для современного периода российской истории и культуры характерна смена традиционных ценностных ориентиров. Социальная трансформация российского общества коснулась многих сфер жизни и оказала огромное влияние на преобразование основополагающих ценностей, в частности, на морально-психологические, нравственные, духовные и эстетические отношения между родителями и детьми, супругами, и в целом на состояние важнейшего института социализации личности - семьи, который в последние годы переживает кризис.

Безусловно, произошедшая трансформация не могла не отразиться на мировоззрении современной молодежи. В условиях политических и социально-экономических изменений молодому поколению с его еще не устоявшейся системой ценностей приходится особенно сложно. Сегодня в обществе так высока активность всех информационных процессов, что подчиняет себе ценности и традиционные элементы высокой культуры. Под повсеместным воздействием и распространением культуры массовой, они переживают значительную трансформацию и теряют свой авторитет и значимость. Однако, именно устойчивая, целостная система ценностных ориен-таций человека делает его способным определять свое отношение к миру, к культурным и нравственным доминантам своего народа, к собственной жизни, выстраивать гармоничные отношения в социуме и семье.

Одни исследователи (С.Г. Громан, О.А. Воронина, Н.С. Юлина и другие) полагают, что в современном обществе происходит масштабное переустройство семьи, а это само по себе является созидательным процессом, переход её от патриархально-традиционной модели, для которой характерно

* Доцент кафедры Журналистики и связей с общественностью, кандидат философских наук.

главенство мужа, наличие нескольких поколений в семье, практически нерегулируемый уровень рождаемости, к эгалитарной модели - с равноправными и демократичными отношениями всех членов семьи, желанием молодоженов жить отдельно от родителей, регулируемым уровнем рождаемости. Другие исследователи (М.С. Мацковский, Б.Ф. Кваша, С.И. Голод, А.И. Антонов, А.Ф. Калинин, И.В. Проневская, Н.Х. Орлова и другие) утверждают, что те изменения, которые происходят сегодня в семье, являются разрушительными и способны привести к серьезным для страны последствиям.

Проблема сокращения численности населения страны сегодня по-прежнему остается одной из наиболее острых. Снижение числа браков, увеличение количества нерегистрируемых браков, разводов, абортов, внебрачной рождаемости, а также отсутствие потребности молодых семей вообще иметь детей свидетельствуют о существенной трансформации внутрисемейных отношений и роли института семьи в современном обществе [2, с. 14].

Значительная часть семейных ценностей в России сегодня заблокирована, а ценностные ориентации и приоритеты формируются под стремительно растущим воздействием средств массовой культуры и информации на фоне снижения социализирующей функции семьи. В современном обществе разрушается ритуально-обрядовая сторона и религиозная основа брака, снижается непререкаемый родительский авторитет, исчезает понятие «семейственность». В последние годы существенно изменилось влияние родителей на выбор брачных партнеров. Молодое поколение все чаще отрицает опыт старшего поколения, нежели принимает его. Заметно трансформируются в сознании молодежи представления о культуре семейных отношений, изменилась и система добрачного поведения молодежи.

Если раньше вступление в брак считалось важным и значимым событием в жизни каждого, то сегодня молодежь все чаще отдает предпочтение «свободным отношениям», которые позволяют сохранить себе комфортную и спокойную жизнь, лишенную всяческой ответственности за своего партнера. Одна из причин этого, на наш взгляд, - пропаганда в современной массовой культуре и средствах массовой информации культа секса, а не любви. В культуре нашей страны любовь мужчины и женщины всегда венчалась, прежде всего, браком, а не просто обладанием. Сегодня ситуация в корне изменилась. В России теперь именно сексуальная тематика занимает лидирующие позиции во всех молодежных, женских и мужских журналах, на страницах газет и во многих телевизионных программах. Так, в глянцевых изданиях нередко встречаются подобные заголовки: «Секс важнее. Брачные узы только мешают половой жизни!» или «Не в браке счастье!».

В целом особенностью современных средств массовой информации является заниженное внимание к обычным российским семьям, с их реалиями, проблемами и радостями. В преобладающем информационном потоке -скандальные истории из жизни звезд, светских львиц, известных бизнесме-

нов, преступников, причем, чем более шокирующими и вызывающими являются подробности, тем скорее это вызывает общественный интерес. Телевизионные передачи или статьи в журналах о полных, многодетных семьях, гармоничных внутрисемейных отношениях, взаимной супружеской и материнской любви и верности, семейных традициях и домашнем уюте сегодня становятся редким исключением из правил.

Свобода слова в средствах массовой информации породила свободу в связях, на смену целомудренной скромности пришла вызывающая откровенность, а новые ценности, которые сегодня как норма, некий образец, воспринимаются молодым поколением, зачастую просто шокируют. Современное общество - это общество, в котором центральное место занимает идеология потребительства и наслаждения, а также культ власти, жестокости, денег, силы, соперничества и секса.

Активное использование сексуальных элементов и мотивов характерно сегодня и для рекламной продукции. Зомбируемый рекламой человек считает, что купить можно всё: любовь, удовольствие, радость жизни, талант, взаимопонимание. Меняются установки молодого поколения: теперь принято считать, что добиться уважения в обществе можно лишь, обладая материальными благами и красивой внешностью. Приведем в качестве примера рекламу автомобиля: «Chevrolet - зависть подружек. Приготовьтесь ловить восхищенные взгляды. Ведь такому автомобилю позавидуют все ваши подруги и не только... ». Или еще один пример: реклама сотового телефона и «слоган»: «Прекрасный повод для гордости!».

В сознании и поведении молодых людей усиливаются прагматические установки, стремление к материальному достатку, благополучию и успеху. Именно материальное благополучие сегодня является у молодежи доминантой ценностных ориентиров и стимулом её жизненной активности.

Так, по мнению В.А. Лукова, в иерархии ценностей значительной части молодежных групп культ денег поднялся на одно из первых мест. Деньги теперь выступают как условие удовлетворения потребностей не только в развлечении, но и в саморазвитии [4, с. 32].

Жизненный успех молодежи в преобладающем большинстве случаев связывается с деньгами, предприимчивостью, достижением материальной независимости, а не со знанием, трудолюбием, талантом. На первый план выходят такие принципы, как «успех - любой ценой», «ты - мне, я - тебе», отодвигая на задний план житейские мудрости: «чистая совесть важнее благополучия», «пусти душу в ад - будешь богат», «лучше быть честным, но бедным».

На этапе вступления в самостоятельную жизнь молодежь часто предпочитает карьеру семейным отношениям и готова ради достижения профессионального успеха отложить рождение ребенка и создание семьи на весьма существенный срок. Во многом этому способствуют популярные в средствах массовой информации образы мужчины-бизнесмена и деловой женщи-

ны - независимой, богатой, стильной, успешной, проявляющей себя наравне с мужчинами практически во всех сферах общественной жизни. Главное в жизни бизнес-леди реализовать себя в профессиональном плане, а предпочтение она чаше всего отдает тем отношениям с мужчинами, которые не обязывают ее посвящать себя дому и воспитанию детей. Разрушительные последствия такого влияния наиболее опасны в процессе формирования и становления личности девушки, поскольку ей испокон веков отводилась роль матери, хранительницы очага, источника духовных традиций и высокой нравственной культуры.

Кризис семьи - это, в первую очередь, кризис духовно-нравственных и социальных ценностей российского общества. Молодое поколение сегодня встает перед выбором, что наиболее ценно в жизни: отрицание прежних морально-нравственных норм, обогащение любыми способами, безграничная свобода межполовых отношений, успешная карьера или же реализация себя в социуме как нравственно-здоровой, духовной личности, создание крепкой семьи, преемственность вековых традиций и ценностей своей страны.

В последние годы в России происходят некоторые позитивные изменения. Так, например, 2008 год в нашей стране был объявлен «Годом Семьи», что, конечно, оказало благоприятное воздействие на общественное сознание. Рождение вторых и последующих детей в семье государство стимулирует денежными выплатами, так называемым «семейным капиталом», что, безусловно, способствует росту рождаемости в стране, увеличились пособия по уходу за ребенком, предпринимаются попытки решить жилищную проблему молодых семей. Однако, на наш взгляд, сегодня важна не только материальная поддержка молодежи. России крайне необходима активная семейная политика, основанная на глубоком понимании происходящих в социуме процессов.

Огромную роль в процессе гармонизации общественной жизни сегодня играют средства массовой информации. Они способны создавать, распространять и сохранять основные духовно-нравственные ценности государства и осуществлять преемственность культурных традиций.

Изменение ценностей - это сложный и длительный процесс. Поэтому наряду с формированием сильной и продуманной государственной семейной политики, средства массовой информации должны постоянно повышать в массовом сознании и, особенно, в сознании молодого поколения воспитательный потенциал семьи, значимость семейных и духовно-нравственных ценностей, гармоничных взаимоотношений супругов, родителей и детей, возрождать традиции русской семьи - важнейшего института социализации личности и основы государства, всячески способствовать переосмыслению его роли в жизни каждого человека.

СМИ сегодня могли бы способствовать развитию гармоничного общества и социальной среды, в которой необходимо создавать благоприятные ус-

ловия для самореализации молодежи, а также служить средством социализации детей и передачи им социального опыта, воспитывать уважительные взаимоотношения между полами, которые будут основаны на дружбе, любви, чувстве ответственности во взаимоотношениях, готовить к выполнению родительских обязанностей и созданию добрых семейных отношений.

В средствах массовой информации и обществе важно выработать отношение к человеку как духовно-нравственной личности, социально-одобряемые, мировоззренческие, нравственные политические действия и убеждения, а также представления каждого человека о его социальной ответственности и смысле жизнедеятельности. Это является важнейшей задачей современной журналистики.

Сегодня в российском обществе необходимо особое внимание уделять формированию ценностных ориентаций, поскольку именно они в большей степени определяют потребности, интересы, социальные отношения, нравственные установки и идеалы каждого человека, придавая ему, тем самым, особый жизненный смысл. Необходимо отметить и то, что ценности сегодня не только выступают неким ориентиром в жизни людей, определяющим их желания, цели и стремления, но и в качестве механизма социального контроля, позволяющего поддерживать гармоничное развитие общества.

Только при условии постановки таких задач на общегосударственном уровне и создания для их решения соответствующей базы (экономической, социальной, научной), можно будет говорить об оздоровлении семейных отношений и всего общества. Естественным образом это приведет к гармонизации общественной жизни, предполагающей соразмерное развитие всех социальных институтов и каждой личности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей и традиций нашей страны.

Список литературы:

1. Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О. А. Донских // Философия образования. - 2005. - № 2. - С. 121-127.

2. Калинин А.Ф. Семья как социальный институт / А.Ф. Калинин. - Чита: Изд-во «Поиск», 1999. - 112 с.

3. Кваша Б.Ф. Ценностные основы семьи / Б.Ф. Кваша, В.Б. Спицна-дель, Н.И. Линко. - СПб., 1997. - 167 с.

4. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / В.А. Луков // Социологические исследования. - 1998. - № 2. - С. 31-37.

5. Манешина Л.И. Российская семья сегодня / Л.И. Манешина // Вестник Российского философского общества. - 2005. - № 2. - С. 169-170.

6. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социологические исследования. -2008. - № 2. - С. 83-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.