Научная статья на тему 'Исследование ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе'

Исследование ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1122
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / БРАЧНО-СЕМЕЙНАЯ СФЕРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЬИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СЕМЬИ В РАЗЛИЧНЫХ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ СФЕРАХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федулова А.Б.

В статье анализируются семейные ценности и ценностные ориентации молодой семьи. Рассмотрены аспекты трансформации семейных ценностей молодежи, выявлены социокультурные предпочтения молодых семей в различных брачно-семейных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе»

Духовность реализует себя в сфере нравственности, в формировании добродетелей личности как устойчивых черт характера, выражающих потребность в духовно-нравственных ценностях и целях; осуществлении контроля над чувственной, биологической природой человека, борьба с асоциальными эгоистическими потребностями индивида; в формировании уважения и заботы о другом, о мире в целом; в противостоянии бессмысленности, абсурдности одного лишь физического существования; в раскрытии собственного смысла жизни.

Таким образом, духовность как ценность человеческого бытия - это трансцендентность по отношению к природной и социальной формам реальности, выход за пределы естественного мира, запрограммированного, утилитарно-прагматического бытия, в мир идеальных духовно-нравственных ценностей, к иным сущностям и данностям.

Духовность как ценность бытия человека может быть раскрыта в трех аспектах: во-первых как возможность осуществления свободы индивида в выборе духовно-нравственных ценностей и смысла существования, во-вторых, в высшем содержании идеальных ценностей и смыслов и, в-третьих, в претворении внутренних духовно-нравственных ценностей в практическое действие и поведение.

Список литературы:

1. Зиммель Г. Созерцание жизни. Избранное. - М., 1996. - Т. 2. - С. 37.

2. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1990. - С. 324.

3. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье: Богослов-ско-политический трактат. - Харьков; М., 2000. - С. 136.

4. Франк С.Л. Смысл жизни // С нами Бог. - М., 2003. - С. 79.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Федулова А.Б.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье анализируются семейные ценности и ценностные ориентации молодой семьи. Рассмотрены аспекты трансформации семейных ценностей молодежи, выявлены социокультурные предпочтения молодых семей в различных брачно-семейных сферах.

* Доцент кафедры Социальной работы и социальной безопасности, кандидат философских наук.

Ключевые слова: семейные ценности, молодая семья, брачно-семей-ная сфера, трансформация семьи, ценностные ориентации семьи в различных брачно-семейных сферах.

В современном обществе семьи как основная фундаментальная ценность занимает одно из ведущих мест. И это актуально, поскольку семья изначально была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей и позиций; как транслятор культурного наследия этических норм и традиций. В семье закладывался фундамент ценностных ориентаций, выступающих критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источников другим.

Проблема ценностей как явления неразрывно связана с проблемой человека. При всей объективности существования ценности имеют субъективное для каждого индивида значение и заключены в его сознании. Это объясняет то, что молодежь и люди старшего поколения имеют определенные различия в жизненных ценностях и отношении к социальным проблемам общества. Это в целом характерно и для семьи, находящейся на различных этапах жизненного цикла. Поскольку семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе индивидуального развития проходит индивидуум.

В качестве семейных ценностей может выступать буквально всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей членов семей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценности и ценностные ориентации дают членам семьи возможность решить, что для них значимо и важно в брачной и семейной жизнедеятельности. Для одних семей могут быть значимыми: дети, здоровье, благополучие членов семьи; для других - любовь, супружество, партнерство; для третьих - независимость, успешная карьера, материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия.

С точки зрения семейных ценностей и ценностных ориентиров выделяют семьи: 1) в которых этим ценностям отдается приоритет; 2) где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи; 3) имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой - семейным ценностям; 4) в которых определенное время может сохраняться паритет семейных и личных ценностей; 5) с «плавающими» ценностями, то есть с преобладаем в одни периоды ценностей семьи, а в другие - личных [5, с. 13-14].

Семейные ценности могут оказывать влияние друг на друга, чем существенное взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи. И наоборот, чем ниже степень их взаимозависимости, чем больше их автономность, тем сильнее опасность, что семья станет нестабильной, неполной, односторонней

в ценностных ориентирах и далекой от гармоничного состояния [5, с. 13]. В свою очередь, несовпадение ценностных иерархий у супругов, может явиться причиной проблем и конфликтов, особенно остро это проявляется в молодых семьях.

В этой связи, особую актуальность приобретает изучение ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе, поскольку важнейшая роль в социальном переустройстве общества отводится именно молодой семье [8]. Как отмечает В.В. Тихомирова, молодая семья вступает в общество, для которого характерны как социально-экономическая нестабильность, так и радикальная переоценка ценностей, что сопровождается перестройкой социально-психологических основ семейного образа жизни и жизненных ориентиров, целей, отсутствием ясных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий [6, с. 118].

В развитых странах Запада с середины 1960-х годов, в других странах Европы с конца 1980-х - начала 1990-х годов все отчетливее стала проявляться признаки трансформации семьи, такие как: уменьшение численности браков и их «старение», увеличение числа нерегистрируемых брачных союзов, снижение рождаемости, откладывание рождения первенца на более поздний возраст, преобладание малодетных семей, увеличение числа детей, рожденных вне брака, сознательный отказ от рождения детей.

Данные изменения, которые получили свое распространение в странах Северной и Западной Европы, постепенно, с конца 1980-х годов стали проявляться в Восточной Европе. В настоящее время уместно говорить о трансформации семейных ценностей, выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида, что характерно как для России, так и для большинства западноевропейских стран.

Исследователи отмечают изменения, как в структуру ценностных ори-ентаций молодежи, так и в содержании брачно-семейных установок. Так, согласно В.Т. Лисовскому, ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандарты и индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место, постепенно вытесняя ценности психологического порядка [4, с. 77]. Другие исследователи подчеркивают, что в иерархии жизненных ценностей молодежи выявился значительный разрыв между значимостями ценностей «семья» и «дети» (высокая значимость ценности «семья», но относительно низкая значимость ценности «дети»). Хорошая семья в субъективном представлении молодежи не всегда связана с наличием в ней детей (особенно нескольких), что подтверждает некоторые пессимистические прогнозы в отношении демографического будущего России [1; 2, с. 63].

Возрастает роль эмоционально-психологического фактора (любви) в заключении браков [2, с. 66]. В связи с этим, С.И. Голод говорит о формировании постсовременного типа семьи, или супружеского типа семьи, в котором стра-

тегические отношения определяются не родством (как в патриархальной) и не рождением детей (как в детоцентристском типе), а свойством [3, с. 45]. Голод С.И. отмечает тем самым, что современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека, чем нормативность традиционная: предпочтительно, но не обязательно вступление в брак; желательно иметь детей, но и бездетность не представляется аномальным состоянием [9, с. 40].

В России, как практически во всем мире, на уровне массового сознания происходит смена отношения к зарегистрированному браку как к обязательной форме совместной жизни [9, с. 48]. При этом либерализация половой морали приводит к снижению среднего возраста начала сексуальной жизни, но в то же время повышается средний возраст вступления в брак [9, с. 51].

Для выявления специфики ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи, традиционно проживающих в северных территориях, на кафедре социальной работы и социальной безопасности САФУ, был проведен ряд исследований. В одном из опросов приняли участие 52 семьи (104 человека, 52 мужчины и 52 женщины), проживающие в Архангельской области, возраст респондентов от 18 до 35 лет. Характеристика выборочной совокупности: основная часть молодежи имеет среднее профессиональное образование - 57,6 %, неполное высшее - 3,9 %, высшее образование имеют 30,7 %, а среднее полное - 7,8 %. В бюджетной сфере трудятся 23 % мужчин и 50 % женщин, на производстве - 61,5 % мужчин и 40,4 % женщин. Предпринимательством занимаются 3,8 % мужчин и 3,8 % женщин. Безработными (в поисках работы) являются 11,7 % мужчин и 5,8 % женщин.

Как показали результаты исследования, в сфере супружеских отношений, любовь является терминальной ценностью, основным мотивом для вступления в брачные отношения. Прослеживается тенденция старения брака (большинство семей созданы в возрасте 24-26 лет). Возрастает необходимость сексуального опыта до оформления официального брака / свадьбы. Это свидетельствует о том, что молодежь оценивает сексуальную совместимость с будущим супругом или супругой, как важный компонент конструктивных ценностных ориентаций в сексуальной сфере.

В этой связи приобретают актуальность пробные браки, где молодые люди проверяют, смогут ли они адаптироваться к семейной жизни. Причем, часто заключение брака молодой семьей, становиться целью, только при рождении ребенка. Как отмечает Т.Ф. Шубина, сегодня, можно говорить о существовании понятия двухступенчатый брак. Первая ступень - так называемый «индивидуальный брак», в который вступают с целью сексуального сожительства без рождения детей (этот брак часто не регистрируют). Вторая ступень - «родительский брак» заключается обычно с целью рождения детей [9, с. 43].

В сфере супружества для молодых семей значимыми являются дружеские отношения между супругами, благоприятный психологический климат в семье, сексуальная удовлетворенность, ориентация на личностное развитие.

Зоной повышенной конфликтности в молодых семьях выступают: материальные трудности - 64,4 % (67 человек). На втором месте стоят отношения с родственниками - 35,6 % (37 человек); на третьем - неряшливость одного из супругов - 21,1 % (22 человека); на четвертом - жилищно-быто-вые условия - 16,3 % (17 человек); на пятом - неравномерное распределение семейных обязанностей - 13,5 % (13 человек); на шестом - отсутствие работы у одного из супругов - 12,5 % (12 человек); на седьмом - отсутствие общих интересов - 7,7 % (8 человек); на восьмом - постоянная занятость супруга (супруги) на работе, командировки - 7,7 % (8 человек); на девятом -сексуальная неудовлетворенность - 6,7 % (7 человек) и на десятом - пьянство супруга (супруги или других родственников) - 2,8 % (3 человека). Причем, материальные трудности являются зоной повышенной конфликтности в молодых семьях, проживающих отдельно от родителей (нуклеарной молодой семье), а у молодежи, проживающей совместно с родителями - отношения с родственниками.

В сфере брачно-семейных ролей можно отметить тенденцию равноправного решения важных вопросов в семье. Основной вклад в семейный бюджет традиционно вносит мужчина. Объясняется это тем, что молодые женщины находятся в отпуске по уходу за ребенком; чаще всего работают в бюджетной сфере, где уровень заработной платы намного ниже, чем в сфере производства.

В сфере брачно-семейных отношений особую роль приобретают такие проблемы как: нехватка денег (88,5 %), отношения с родственниками (30,7 %), трудности в воспитании детей (31,7 %) и плохое качество жилья (21,1 %). Финансовая несостоятельность молодежи и совместное проживание с родителями одного из супругов свидетельствуют о социальной незащищенности молодой семьи со стороны государства и социальных служб. Таким образом, условием стабильности молодой семьи становится материальное благополучие и отдельное проживание от родителей. Вследствие материальной несостоятельности семьи возникают трудности в воспитании детей, трудности в организации полноценного семейного отдыха и досуга, невозможность получения платных образовательных и медицинских услуг.

В сфере родительства существует четкая установка на молодую малодет-ную семью (в молодых семьях в основном 1 ребенок - 73 %. Двоих детей имеют 21,2 % респондентов, троих и более - 5,8 %). Если в семье появляется ребенок, то он становится главной терминальной ценностью, но, в силу высокой занятости родителей, ребенку уделяется недостаточно времени (молодые семьи уделяют воспитанию детей в большинстве случаев 3 часа - 53,9 %, весь день - 18,4 %, полдня - 22,1 %, 1 час - 3,8 %, мене часа - 1,8 %).

В сфере родства происходит снижение роли бабушек и дедушек. Отношения в родительской семье лишь частично влияют на отношения в молодой семье. Молодежь старается не ориентироваться на родителей и выраба-

тывает собственные взгляды и убеждения. В родительской семье, где воспитывалась молодежь, больше всего их любила и баловала бабушка. В настоящее время прародители не готовы «посвятить себя внукам», прежде всего это характерно для полных родительских семей.

По результатам исследования, на первое место среди жизненных ценностей молодежь поставила воспитание детей - 29,8 %, на второе - хорошее здоровье (22,1 %), на третье - счастливую супружескую жизнь (18,3 %), на четвертое - успешную профессиональную деятельность (13,5 %), на пятое -достижение материального благополучия (6,8 %), на шестое - полноценное общение с родственниками (4,8 %), на седьмое - полноценное общение с друзьями (2,9 %), и последнее место разделяют полноценное приобщение к культуре (0,9 %) и религия (0,9 %). У респондентов до 25 лет важной жизненной ценностью является счастливая супружеская жизнь, а у респондентов до 35 лет - воспитание детей. В целом, молодая семья, прежде всего, нуждается в финансовой помощи, помощи в приобретении жилья, необходимых товаров на льготной основе, в организации семейного отдыха и досуга детей. Все это не способствует укреплению молодой семьи, снижает качество семейного функционирования

Таким образом, повышение качества жизни молодых семей, создание таких условий жизнедеятельности, которые будут оцениваться молодыми людьми как достаточные для их самореализации, могут стать основой укрепления семейных ценностей современной молодой семьи. Главным при этом должен стать принцип субъектности - стимулирование активности молодых семей в решении собственных проблем, рассмотрение их в качестве субъектов государственной политики в отношении молодой семьи.

Список литературы:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. - СПб: Речь, 2005. - С. 61-74.

2. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носков, Н.Н. Седова // Социс. - 2006. - № 11. - С. 61-73.

3. Голод С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социс. - 2008. - № 1. - С. 40-49.

4. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. - СПб.: Наука, 2003. -С. 61-104.

5. Савинов Л.И. Семьеведение. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. -196 с.

6. Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи // Социс. - 2010. - № 2. - С. 118-121.

7. Федулова А.Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках / под ред. проф. Р.И. Даниловой // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы: коллективная монография. - Архангельск: КИРА, 2010. - С. 288-314.

8. Федулова А.Б., Рыбак Е.В. Cемейные ценности и социальное образование молодых родителей в современном обществе [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Арктика и Север». - 2013. - № 11. - Режим доступа: http://narfu.ru/upload/iblock/f44/06.pdf.

9. Шубина Т.Ф. Социальное пространство семьи (анализ современного положения молодой семьи в Архангельской области по результатам социологического исследования) / Т.Ф. Шубина; Ком. по молодеж. политике Ар-ханг. обл., Фил. ВЗФЭИ в г. Архангельске. - Архангельск: Филиал ВЗФИ в г. Архангельске, 2008. - 83 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.