Научная статья на тему 'Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция'

Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7975
779
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / РЕБЕНОК / ОБЩЕСТВО / БРАК / ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / РОДИТЕЛИ / FAMILY / PARENTING / CHILD / SOCIETY / MARRIAGE / THE FOUNDATIONS OF EDUCATION / FUNCTIONS OF THE FAMILY / PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильясов Т.З.

В статье рассматривается семья как первичный социальный институт, обозначаются ее функции. Акцент делается на воспитательной функции семьи, раскрываются основные аспекты ее реализации. Отмечается, какую роль играет семья в воспитании молодого поколения, влияние ее членов на формирование личности ребенка. Автор рассмотрел такое явление, как современная семья. Предоставлены результаты социологического опроса, в рамках которого были заданы вопросы о желании вступить в брак, оптимальном возрасте для создания семьи и отношении к ранним бракам. Автор статьи сделал выводы, опираясь на ответы опроса, также в статье выделены плюсы и минусы ранних и поздних браков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS THE PRIMARY SOCIAL INSTITUTION. EDUCATIONAL FUNCTION OF THE FAMILY

In the article, the family as the primary social institution is discussed, its functions are designated. The study is focused on the educational function of the family revealing its important aspects. The role played by the family in the upbringing of the younger generation, the influence of its members on the formation of a child’s personality are noted in the article. As the subject of the study, the modern family is considered. Actual problems are discussed. The impact of both the family and the society are interrelated. Every member of society is involved in the education of a new member of society, so everyone should be aware of their responsibility. The country's future depends on our children. Principles of parental communication with children are noted. The consequences of right and wrong upbringing are named. The results of a sociological survey that included the questions about the desire to marry, the optimal age for marriage, and the opinion on early marriage are given. The author draws conclusions from the responses to the sociological survey highlighting the advantages and disadvantages of early and late marriages.

Текст научной работы на тему «Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция»

УДК 37.018.11+ 37.017.7

СЕМЬЯ КАК ПЕРВИЧНЫИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

© Т. З. Ильясов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди 32.

Тел.: +7 (986) 966 88 67.

Email: batyrov994@mail.ru

В статье рассматривается семья как первичный социальный институт, обозначаются ее функции. Акцент делается на воспитательной функции семьи, раскрываются основные аспекты ее реализации. Отмечается, какую роль играет семья в воспитании молодого поколения, влияние ее членов на формирование личности ребенка. Автор рассмотрел такое явление, как современная семья. Предоставлены результаты социологического опроса, в рамках которого были заданы вопросы о желании вступить в брак, оптимальном возрасте для создания семьи и отношении к ранним бракам. Автор статьи сделал выводы, опираясь на ответы опроса, также в статье выделены плюсы и минусы ранних и поздних браков.

воспитание, ребенок, общество, брак, основы воспитания,

Ключевые слова: семья, функции семьи, родители.

В России средний возраст людей, вступающих в брак, ежегодно увеличивается и постепенно приближается к европейскому. Если в прошлом веке обычным явлением считалось, когда девушки выходили замуж до 21 года, а юноши до 25, то в наши дни ситуация иная. Сейчас среднестатистическая женщина заключает брак в возрасте не меньше 25 лет, а мужчина - 28. В европейских странах, например, в Италии, Австрии, Великобритании средний возраст женщины, вступающей в брак, равен 27 годам, в Германии и Финляндии - 28 годам, в Испании и Франции - 29. Соотнесем данные цифры с результатами социологического опроса.

Социологический опрос показал, что 80% респондентов положительно относятся к браку. Остальные: 7% пока не задумывались о создании семьи, а 13% относится к браку отрицательно.

Результаты опроса показали, что 20% считают лучшим возрастом для брака у женщины 21 год, и 12% указали, что возраст невесты должен составлять 30 лет или более. Среди мужчин, в свою очередь, только 11% считают, что жениться следует в возрасте 21 год, 30 % уверены, что мужчине следует идти под венец не раньше 30. Кроме того, лишь 44% считают, что обзаводиться семьей стоит в 25.

К браку в раннем возрасте молодежь относится по-разному: 31% считают, что это нормально, 26% респондентов считают, что ранние браки не долгосрочны, 33% относятся отрицательно, остальные (10%) затруднились ответить.

Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных имеют желание завести семью, и это говорит о высокой ценности института семьи, что, в свою очередь, было привито родителями. Значит, респондентам был показан пример хорошей семьи. В связи с этим можно сделать вывод об их материальной способности, о положительной экономической ситуации в стране.

Во втором вопросе наблюдается контраст между ответами женщин и мужчин: больший процент респондентов-женщин утверждают, что нужно выходить замуж в 21, а преобладающее количество мужчин - после 30. Это говорит о том, что представители сильного пола не хотят в молодом возрасте брать на себя ответственность и становиться кормильцами. Некоторые из них стремятся к карьерному росту, большому заработку, способному обеспечить семью, другие же просто наслаждаются холостяцкой жизнью. У молодых девушек, в свою очередь, рано возникает желание создать семью, иметь детей и стать хранительницей очага.

Большинство опрошенных людей высказалось против ранних браков, у которых есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

1. Молодым людям легче приспособиться к своему партнеру, подстроиться друг под друга.

2. У молодых людей часто бывает много общих интересов и есть возможность заниматься активным отдыхом.

3. Молодым супругам приходиться самим брать ответственность за свои решения, обеспечивать свою семью и заботиться о ней, самим решать свои проблемы, что, несомненно, способствует взрослению.

К минусам можно отнести такие пункты, как:

1. Молодые люди, бывшие школьники или студенты, с трудом представляют, что их ждет, ведь они не знакомы с взрослой жизнью.

2. Оба супруга, привыкшие к заботе и любви со стороны родителей и чувству безопасности, ждут от своей половинки того же. А поскольку данные ожидания у них взаимные, то по этой причине может возникнуть конфликт.

Заключение поздних браков тоже имеет отрицательные и положительные стороны. Стоит отметить, что поздними в нашей стране считаются бра-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. №3

905

ки, заключенные после 30, а, например, в США после 40. Плюсы:

1. Зрелые люди подходят к созданию семьи ответственно, осознано.

2. К среднему возрасту человек уже независим и материально обеспечен.

Что касается минусов поздних браков, то необходимо отметить, что чем старше человек, тем сложнее ему найти кандидата в супруги: во-первых, круг общения заметно сужается; во-вторых, человек не настроен резко менять свою жизнь, и, привыкнув к одинокой жизни, он с трудом подстраивается к привычкам и недостаткам своей половины.

Рассмотрим предмет социологического опроса. Семья - это ячейка общества, в основе которой лежит кровное родство, брак или усыновление, социальные взаимоотношений. Историю семьи можно отнести к истории человечества, так как она является одним из самых древних социальных институтов.

Семья - это первый социальный институт, с которым знакомится ребенок. Главной ее функцией является социализация молодого поколения, параллельное обучение нормам общества. Также семейный коллектив дарит чувство безопасности, спасает от одиночества, которое в крайних случаях может привести к деморализации личности. Еще Э. Дюрк-гейм провел исследования, в ходе которых было доказано, что у одиноких, вдовых или разведенных людей чаще возникают мысли о самоубийстве, чем у женатых, а у женатых, но не имеющих детей, -чаще, чем у имеющих детей [4].

Семья, будучи первичной социальной группой, должна выполнять особую, фундаментальную роль в сохранении и передаче от поколения к поколению основ социальной структуры общества. Она является посредником между ее членом (индивидом) и обществом: помогает ему найти свое место в обществе и реализоваться в нем, с одной стороны, и окружает его защитой и заботой, обеспечивает свободу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность -с другой.

Обобщая и дополняя, все вышесказанное, можно выделить следующие функции семьи:

• функция объединения усилий (каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми);

• репродуктивная (биологическое воспроизводство общества);

• досуговая (организация досуга, взаимообогащение интересов);

• воспитательная (социализация молодого поколения);

• духовно-эмоциональная (развитие личности, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия);

• функция первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми);

• хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи);

• обучающая (обучение подрастающего поколения) [6].

Какой бы ни была экономическая ситуация в стране, в какой бы исторический период это не происходило, семья выполняла и выполняет все или большинство из вышеперечисленных функций. Но, к сожалению, в наши дни, в индустриализированном обществе многие функции, к примеру, уход и лечение детей, берет на себя другие социальные институты. А функция социализации идет дополнением к системе соответствующих институтов. На протяжении существования семейной ячейки одни функции становятся приоритетными, иные уходят на второй план или вообще исчезают. Например, рождение детей выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. Те семьи, которые не забывают о своих обязанностях и основной роли, называются функциональными, В тех случаях, когда семья не реализует названную функцию, она считается дисфункциональной. В подобной ситуации дело может дойти до суда и до лишения родительских прав.

И. В. Гребенников выделил три аспекта воспитательной функции семьи: воспитание ребенка, формирование его личности, развитие его способностей. Воспитательная функция - фундаментальная функция семьи, заключающаяся в духовном обучении и обогащении ее членов. Воспитание -очень тяжелая, долгая, двусторонне направленная работа. Она служит передаче ребенку социального опыта, включающего в себя нормы и формы поведения в обществе, моральные ценности.

На нового члена семьи оказывают влияние как сама семья, так и общество. Они взаимосвязаны, могут дополнять и заменять друг друга. Конечно, воспитание внутри семейного коллектива построено на духовной связи, главным ее источником является родительская любовь и забота о своих детях. Но в случаях неправильного воспитания, построенного отнюдь не на уважении и нежности, наоборот, отношения могут принять негативный окрас. Бывают ситуации, когда семья наносит непоправимый ущерб психике или будущему маленького человека. Положительной стороной является то, что только родные люди заботятся о ребенке лучше всех, знают его лучше и понимают его лучше.

В общении взрослых и детей обязательно должны поддерживаться такие принципы общения, как принятие ребенка таким, какой он есть; адек-

ватная реакция со стороны взрослого человека к происходящим ситуациям (конгруэнтность); эмпа-тия (сопереживание). Если не следовать этим принципам, гармонии в отношениях не достигнуть. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что его мнение важно, что он личность. Чтобы стать хорошими примером для своих детей, родителям самим нужно постоянно заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Примерно четверть века человек находится в семье, поэтому длительность ее влияния и воздействия при формировании личности невозможно переоценить. Поэтому каждый член семьи (мама, дедушка, тетя и т.д.) должен осознавать значимость участия в воспитании ребенка и груз ответственности, возлагаемый на него. То, чему ребенка учат в детстве, влияет на всю его жизнь.

Конечно, от родителей зависит, какими станут их дети. Каждый родитель, сам являясь членом общества, должен понимать, что он создает нового члена общества. Его мировоззрение, отношение с окружающими, поведение, уровень образованности, моральные принципы - все это зависит от каждого члена семейного коллектива, на их плечи ложится значительная ответственность. Основная цель в процессе воспитания ребенка - это установление эмоциональной связи. Ответственным за воспитание маленького человека внутри коллектива нельзя относиться к процессу несерьезно, и даже подростка оставлять одного. Именно семья показывает модель поведения в обществе, в ней дети накапливают жизненный опыт, учатся общаться и заводить друзей, принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки, у них вырабатываются критерии добра и зла.

Рассмотрев аспекты воспитательной функции семьи, приходим к выводу, что:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому

воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья на выбор профессии [6].

Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной. Это говорит о том, что современные семьи переживают не лучшие времена. А ведь она - фундаментальный социальный институт, и с ее распадом утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа.

В большинстве современных семей основные силы и время родителей идут на формирование бюджета семьи, а не на духовное формирование и развитие детей. К вопросу создания семьи нужно подходить аккуратно и ответственно. Да, есть плюсы и минусы как молодых браков, так и поздних, но делает этот выбор стоит в осознанном, зрелом возрасте. Ведь если человек совершит ошибку при вступлении в брак, то будет делать ошибки в воспитании своих детей. Семья должна передавать свой опыт и мудрость молодому поколению, однако в случае их отсутствия, вырастает неполноценная, психологически нестабильная, неподготовленная к жизни в обществе личность. Именно она формирует будущее поколение и будущее страны. Для каждого ребенка семья должна стать местом безопасности, умиротворения, сочувствия, утешения, душевного комфорта и поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. СПб.: Питер, 2011. 400 с.

2. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

3. Булгаков А. В., Сыромятников И. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: Академия, 2008. 204 с.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб.: Мысль, 1992. 399 с.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 200 с.

6. Подласый И. П. Педагогика. Кн. 2. Воспитательные функции семьи. М.: ВЛАДОС, 1999. 256 с.

Поступила в редакцию 13.11.2016 г.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2017. T. 22. №3

907

FAMILY AS THE PRIMARY SOCIAL INSTITUTION.

EDUCATIONAL FUNCTION OF THE FAMILY

© T. Z. Ilyasov

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (986) 966 88 67.

Email: batyrov994@mail.ru

In the article, the family as the primary social institution is discussed, its functions are designated. The study is focused on the educational function of the family revealing its important aspects. The role played by the family in the upbringing of the younger generation, the influence of its members on the formation of a child's personality are noted in the article. As the subject of the study, the modern family is considered. Actual problems are discussed. The impact of both the family and the society are interrelated. Every member of society is involved in the education of a new member of society, so everyone should be aware of their responsibility. The country's future depends on our children. Principles of parental communication with children are noted. The consequences of right and wrong upbringing are named. The results of a sociological survey that included the questions about the desire to marry, the optimal age for marriage, and the opinion on early marriage are given. The author draws conclusions from the responses to the sociological survey highlighting the advantages and disadvantages of early and late marriages.

Keywords: family, parenting, child, society, marriage, the foundations of education, functions of the family, parents.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Azarov Yu. P. Semeinaya pedagogika [Family pedagogics]. Saint Petersburg: Piter, 2011.

2. Andreeva T. V. Semeinaya psikhologiya [Family pedagogics]. Saint Petersburg: Rech', 2004.

3. Bulgakov A. V., Syromyatnikov I. V. Osnovy psikhologii sem'i i semeinogo konsul'tirovaniya [The basics of family psychology and family counseling]. Moscow: Akademiya, 2008.

4. Dyurkgeim E. Samoubiistvo: Sotsiologicheskii etyud [Suicide: a study in sociology]. Saint Petersburg: Mysl', 1992.

5. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogics]. Moscow: Akademiya, 2000.

6. Podlasyi I. P. Pedagogika. Kn. 2. Vospitatel'nye funktsii sem'I [Pedagogics. Vol. 2. Educational functions of the family]. Moscow: VLADOS, 1999.

Received 13.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.