Научная статья на тему 'Семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника (на материалах республики Татарстан)'

Семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника (на материалах республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1482
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЧНОСТЬ / РОДИТЕЛИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидова-петрова Е. В.

В настоящей статье рассматривается семья как важнейший этап социализации личности несовершеннолетнего преступника. Описываются стадии социализации личности. Затрагивается вопрос об особенностях социализации несовершеннолетних в неполных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника (на материалах республики Татарстан)»

Е.В. Демидова-Петрова,

кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)

семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника (на материалах республики татарстан)

В настоящей статье рассматривается семья как важнейший этап социализации личности несовершеннолетнего преступника. Описываются стадии социализации личности. Затрагивается вопрос об особенностях социализации несовершеннолетних в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, социализация, несовершеннолетний, личность, родители, несовершеннолетний преступник, этапы социализации.

Семья представляет собой неотъемлемую часть всего современного общества, которая играет существенную роль в процессе приобретения человеческим существом с определенными биологическими задатками качеств, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Именно в семье индивид впервые сознает себя личностью и готовится, усваивая социальный опыт, к включению в более обширную систему общественных отношений.[1] В ходе этого процесса индивид подвергается воздействию внешних факторов и активно социализирует сам себя. Передача подрастающему поколению требований и ожиданий, с которыми общество обращается к своим членам, осуществляется взрослыми членами семьи, субъективно воспринимающими и интерпретирующими эти требования.

Говоря о семье, нельзя не отметить, что именно этот институт является важнейшим этапом социализации личности несовершеннолетнего. Социализация, как известно, представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах, а также приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм, правил поведения.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной

ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.[2]

Социализация личности в самом общем представлении есть процесс усвоения (ин-териоризации) ею принятых в обществе социальных норм и правил.[3]

Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности.

Как правило, выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная, или ранняя социализация (от рождения до подросткового возраста);

2) стадия индивидуализации, характеризующаяся стремлением индивида выделить себя среди других, критически осмыслить общественные нормы поведения;

3) стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни, «влиться» в общество;

4) трудовая стадия;

5) послетрудовая стадия.[4]

Мы полагаем, необходимо дополнить вторую стадию социализации этапом, характеризующимся стремлением родителей либо близких родственников ребенка вы-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(15) 2014

делить его, обособить от окружающих его детей, чем весьма ярко демонстрируется его превосходство над другими. Данные действия, как правило, имеют крайне негативные влияния и влекут за собой неблагополучные последствия в воспитании и формировании личности ребенка.

Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеры поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы. Как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства.

Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение, в первую очередь, потому, что ребенок еще не усвоил других положительных воздействий, он полностью зависим от старших и совершенно беззащитен перед ними.[5] Поэтому вопросы формирования личности в семье заслуживают исключительного внимания.

Семья является важнейшим институтом социализации личности, каналом включения молодого поколения в культурную традицию. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.[6] «Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с дру-

гой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой».[7]

Обязательному учету в процессе социализации и формирования личности подростка подлежат так называемые кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и тринадцати лет. Кризисы новорождения, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, семи лет, 17-18 лет) проходят относительно спокойно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения [8]. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему периоду развития. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее сложным как для него самого, так и тех, кто занимается его воспитанием, а именно: родителей, учителей - является кризис подросткового возраста.

Анализ причин и условий, способствующих возникновению дефектов социализации, выделяет наиболее общие признаки, которые используются для описания характеристики семьи: численность семьи, структура (число поколений); характер семейной власти и взаимоотношений между отдельными членами семьи и входящими в нее возрастными, половыми и другими «подгруппами»; социальные функции (воспроизводство поколений, социализация, организация и проведение досуга, взаимопомощь и сотрудничество, хозяйственно-потребительская функция и др.).[9]

На сегодняшний день актуальным является вопрос об особенностях социализации в неполных семьях. Само по себе отсутствие в семье одного из родителей не исключает возможности нормального воспитания ребенка, его бездефектной социализации. Но сосредоточение всех семейных функций в руках одного родителя лишает процесс воспитания необходимых элементов.

Социальная роль отца, оказавшись «вакантной», нарушает гармонию воспитательного процесса, порождает у ребенка острое чувство ущербности, отсутствие образа-носителя «мужских качеств» и, естественно, приводит его к социомаргинальности.

Рост численности детей, рожденных вне брака, весомое количество разводов создают условия для роста удельного веса так называемых «материнских семей», и, как правило, в молодом возрасте. Следствием данного процесса становится крайняя уязвимость института семьи, а также увеличение количества проблем, которые охватывают практически все стороны жизнедеятельности подрастающего поколения.

В нашей стране наблюдается резкая деформация функций женщины в обществе (гендерный аспект). В дополнение к исполнению ее исторических и естественных предназначенных функций сегодня представительнице нашей страны зачастую приходится взваливать на себя и функцию обеспечения материального достатка семьи. Сочетание напряженной профессиональной деятельности женщины с исполнением ею семейных, материнских обязанностей приводит к самым неблагоприятным последствиям. Это, как правило, выражается в том, что она все время работает с перегрузками, постоянно испытывает усталость, нервное напряжение, боязнь не справиться с многочисленными делами, у нее появляется высокая тревожность, психические расстройства, ощущение враждебности мира.[10] Не выдерживая этого, многие женщины перестают дорожить семьями, внутренняя духовная связь между супругами и детьми утрачивает ценность и значение, наступает отчуждение.

Негативно сказывается на человеке сам факт лишения матери. Материнская же де-привация, а именно нежелание заботиться о своем ребенке, приводит к тому, что у ребенка возникает острое ощущение отторгнуто-сти, ненужности и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с окружающими людьми. Усиливается крайне негативное отношение к другим людям, к самому себе, естественно,

формируется заниженная самооценка. [11] Мы всецело поддерживаем данную точку зрения, полагая, что описанный факт является серьезным провокатором для совершения лицом преступных деликтов.

Однако нельзя оставить без должного внимания и тот факт, что на сегодняшний день накоплено значительное количество данных о семьях правонарушителей, условиях их родительского воспитания. В основном это социологические, социально-демографические данные о семье. Однако на нынешнем этапе развития науки и запросов правоохранительной практики становится ясно, что с помощью такой информации (о составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровня культуры родителей, совершении ими и другими родственниками аморальных или противоправных действий и т.д.) уже нельзя в должной мере объяснить происхождение преступного по-ведения.[12]

При всей ценности весьма многочисленных данных о неблагополучных или неполных семьях остается непонятным, почему многие выходцы из таких семей никогда не совершают противоправных действий. К числу же неблагополучных семей относятся только те, в которых родители совершают противоправные или аморальные действия. Однако отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формируют личность правонарушителя. Поэтому следует считать, что решающую роль играют не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а главным образом их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отвержение.[12]

По данным МВД по Республике Татарстан за 2013 год, за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности привлечено 14 215 родителей. По инициативе сотрудников полиции за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей 524 человека лишены родительских прав.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(15) 2014

На укрепление института семьи в Российской Федерации направлены национальные проекты, главным образом - «Здоровье», «Доступное жильё», федеральная программа «Дети России». Материнский капитал, родовые сертификаты, различные социальные выплаты сделали возможным рождение в семьях вторых, третьих детей.

Сегодня в Республике Татарстан создана целостная система государственной поддержки семьи, материнства, детства, направленная на сохранение и реализацию потенциала семьи, укрепление ее основ, улучшение жизнедеятельности. Среди них -

целевые программы: «Дети России», «Дети Татарстана», «Профилактика правонарушений в Республике Татарстан», «Программа организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи» и другие. Повышению престижа материнства и отцовства, улучшению условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, служит разработка Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2030 года. В нее включены такие подпрограммы, как «Стимулирование рождаемости» и «Развитие института семьи».

ЛИТЕРАТУРА

1. Забрянский П.И. Механизмы формирования антисоциальных подростковых и юношеских. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.,1990. С.49.

2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: монография. М., 2014. С.34.

3. Побегайло А.Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С.16.

4. См.: Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. М., 2006.

5. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Указ.соч. С.34.

6. Побегайло А.Э. Указ.соч. С.16.

7.РеанА.А.Развитиеисоциализацияличностивсемье.См.:http://narcom.ru/parents/parents/20.html

8. См.: Выготский Л.С. Психология. М., 2002.

9. Зарипова Д.М. Борьба с преступностью маргинальных групп населения: теоретические и прикладные проблемы. Казань, 2000. С.53, 54.

10. Фатхуллин Н.С. Кризис семьи в современной России. Ищем выход // Россия: общество, власть, государство: материалы всероссийской науч. конференции. Т.3. Казань, 2008. С.395-398.

11. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000. С.89.

12. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. С.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.