Научная статья на тему 'СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО'

СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / общение / эффективное взаимодействие / учитель / родитель. / education / communication / effective interaction / teacher / parent.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Анна Леонидовна, Зеленская Ирина Анатольевна

статья обсуждает важность партнерства и сотрудничества между семьей и школой в процессе воспитания и обучения детей. Автор подчеркивает, что эффективное взаимодействие родителей и педагогов способствует созданию благоприятной образовательной среды для детей, повышает их успеваемость и социальную адаптацию. Описывая различные способы взаимодействия, автор акцентирует внимание на необходимости уважения, доверия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Главная идея статьи заключается в том, что семья и школа должны восприниматься как партнёры, работающие сообща для достижения общей цели – успешного развития и обучения ребёнка. Автор призывает к сотрудничеству, активному взаимодействию и участию родителей в школьной жизни, чтобы создать благоприятные условия для роста и формирования личности каждого ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND SCHOOL – PARTNERSHIP AND COOPERATION

the article discusses the importance of partnership and cooperation between family and school in the process of upbringing and education of children. The author emphasizes that effective interaction between parents and teachers contributes to the creation of a favorable educational environment for children, improves their academic performance and social adaptation. Describing various ways of interaction, the author emphasizes the need for respect, trust and mutual understanding between the participants of the educational process. The main idea of the article is that family and school should be perceived as partners working together to achieve a common goal the successful development and education of the child. The author calls for cooperation, active interaction and participation of parents in school life in order to create favorable conditions for the growth and formation of personality of each student.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ И ШКОЛА – ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО»

СЕМЬЯ И ШКОЛА - ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО Иванова А.Л. 1, Зеленская И.А.2

1Иванова Анна Леонидовна - учитель начальных классов;

2Зеленская Ирина Анатольевна - учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 102 имени Героя Советского Союза Георгия Бочарникова.

г. Краснодар

Аннотация: статья обсуждает важность партнерства и сотрудничества между семьей и школой в процессе воспитания и обучения детей. Автор подчеркивает, что эффективное взаимодействие родителей и педагогов способствует созданию благоприятной образовательной среды для детей, повышает их успеваемость и социальную адаптацию. Описывая различные способы взаимодействия, автор акцентирует внимание на необходимости уважения, доверия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Главная идея статьи заключается в том, что семья и школа должны восприниматься как партнёры, работающие сообща для достижения общей цели - успешного развития и обучения ребёнка. Автор призывает к сотрудничеству, активному взаимодействию и участию родителей в школьной жизни, чтобы создать благоприятные условия для роста и формирования личности каждого ученика.

Ключевые слова: образование, общение, эффективное взаимодействие, учитель, родитель.

FAMILY AND SCHOOL - PARTNERSHIP AND COOPERATION Ivanova A.L.1, Zelenskaya I.A.2

1Ivanova Anna Leonidovna - primary school teacher;

2Zelenskaya Irina Anatolyevna - primary school teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MUNICIPAL FORMATION OF THE CITY OF KRASNODAR SECONDARY SCHOOL NO. 102 NAMED AFTER HERO OF THE SOVIET UNION GEORGY

BOCHARNIKOV, KRASNODAR

Abstract: the article discusses the importance of partnership and cooperation between family and school in the process of upbringing and education of children. The author emphasizes that effective interaction between parents and teachers contributes to the creation of a favorable educational environment for children, improves their academic performance and social adaptation. Describing various ways of interaction, the author emphasizes the need for respect, trust and mutual understanding between the participants of the educational process. The main idea of the article is thatfamily and school should be perceived as partners working together to achieve a common goal - the successful development and education of the child. The author calls for cooperation, active interaction and participation ofparents in school life in order to create favorable conditions for the growth and formation of personality of each student.

Keywords: education, communication, effective interaction, teacher, parent.

УДК 37.018.262

«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для

родителей».

В.А. Сухомлинский

Всем известно, насколько велика роль образования в жизни человека, насколько значим вклад воспитателя и учителя в жизнь ребенка, будущего человека, гражданина своей страны. Как же не отметить важность взаимодействия педагогов с родителями? Качественно, правильно воспитать и научить ребенка, не находясь в тесном общении друг с другом, педагогу и родителю просто невозможно. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». [1] Родители своим примером оказывают колоссальное влияние на детей.

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителей и родителей имеет свои особенности. Их общение - шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учителя и родители передают друг другу.

Воспитание детей - это очень ответственное дело. Конечно, каждый родитель хочет иметь хороших детей - послушных, умных, вежливых, отзывчивых и добрых. Для получения хороших результатов

недостаточно одной любви к детям, ведь ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания.

Неотъемлемой, важной и в то же время непростой частью нашей учительской профессии являются взаимоотношения с родителями.

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Еще французские просветители XVIII в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т.д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это - семья [2].

Прекрасное стихотворение было написано немецким сатириком Себастьяном Брантом:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит. Там где аббат не враг вина, Вся братия пьяным — пьяна. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова... Легко толкнуть

Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом [3].

Этому стихотворению уже несколько столетий, но оно актуально по сей день. Ведь, к сожалению, современное состояние многих семей можно назвать кризисным. Растет число неблагополучных семей, в которых, родители не чувствуют ответственности воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.

В современном обществе существует ошибочное мнение, что школа сама научит и воспитает. «выпустит в жизнь» уже готового человека.

Взаимодействие педагога и родителей - это формирование системы доверительных отношений между учителем и родителями его учеников, основанное на сотрудничестве сторон и взаимопомощи. Взаимодействие педагога с родителями является необходимым условием организации учебно-воспитательной работы школы на всех этапах обучения. Отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т.е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика - частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Важно, чтобы родители это понимали, чтобы педагог был авторитетом для детей и родителей. И те, и другие должны понимать, что учитель - советчик, друг, помощник, наставник.

Советы родителям:

- Любите и уважайте ребенка, развивайте его, заботьтесь о нем.

- Учите ребенка ставить перед собой цели и самостоятельно добиваться их достижения.

- Порицайте не личность ребенка, а его плохие поступки.

- Предоставьте ребенку возможность выбора, расширяйте границы его самостоятельности, внушайте уверенность в своих силах.

- Помогите освоить науку общения, стать приятным, вежливым, эрудированным собеседником.

Вот такие советы можно применить, чтобы со временем научиться общаться с ребенком не «через

голову», а через чувства. А для лучшего понимания своих детей не нужно искать логическое объяснение

всему, что он делает или не делает, а надо его любить. Просто любить. Всяким. И это только небольшая часть советов. Семья и школа, как единое целое.

Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет. Отношения «Учитель -родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

- повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

- активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями, (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

- уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

- терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это - коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

- формирование психолого-педагогической культуры родителей

- формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

- формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

- индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель» [4].

Подводя итог, хочется отметить, что отношения образовательного учреждения и родителей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Ведь у нас такая важная общая цель - вырастить настоящего человека! А достичь хороших результатов нам поможет только совместное сотрудничество школы и семьи. Только в тесном контакте родителей и педагогов возможно воспитать достойного человека.

Список литературы /References

1. Воликова Т.В. Учитель и семья. - М.: Педагогика, 1987. - 103 с.

2. Электронный журнал «Образование Ямала» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yamal-

obr.ru/articles/uchitel-i-roditeli-sistema-vzaimootnoshe/ (дата обращения: 05.03.2024).

3. РуСтих. Стихи классиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rustih.ru/sebastyan-brant-

roditelyam-o-vospitanii-rebyonok-uchitsya-tomu/ (дата обращения: 05.03.2024).

4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. - М.: НФП «Смысл», 2020. - 590 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.