АРИНА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
Семья и школа: французский опыт
Аннотация. Рассматривается устройство государственного образования во Франции. Показано, что родители учащихся присутствуют на всех уровнях образовательной системы, начиная от детского сада, далее в школе, колледже, лицее и вплоть до Высшего совета по образованию. Показано, что в последнее десятилетие наблюдается усиление влияния социальной дифференциации учащихся на результаты учебной деятельности. Особо подчеркивается озабоченность французских руководящих кругов в мотивировании родителей к всестороннему развитию детей и в повышении ответственности семей за воспитание несовершеннолетних. Все рассматриваемые автором вопросы образования, в том числе финансовые, подкреплены данными из официальных источников.
Ключевые слова: семья, государственное образование во Франции, ответственность родителей за воспитание детей, французская школа.
о Франции государственное образование является бесплатным, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Не обязательными, но бесплатными являются и детские сады (материнские школы), которые посещают более 90 % детей с 3 до 6 лет. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Родители вправе выбрать государственную или частную форму обучения своего ребенка. Запись в младшие классы государственных начальных школ производится строго в соответствии с местом жительства. Отступления от этого правила возможны только после специального обращения родителей в мэрию. Обучение в начальной школе продолжается с 6 до 11 лет, в первом цикле средней школы - колледже - от 11 до 15 лет, во втором цикле - лицее - от 15 до 16 или 17 лет. На I курс университетов зачисляются без экзаменов все обладатели диплома бакалавра, который получают около 65 % учащихся одной воз-
растной группы. Школы обязаны также принимать детей нелегальных иммигрантов, даже без вида на жительство, и инвалидов. Благодаря специальным службам сопровождения число инвалидов, обучающихся в обычных классах, возросло с 162 тыс. в 2007/08 учебном году до 210 тыс. в 2011/12 г. Затраты бюджета на организацию обучения инвалидов увеличились за семь лет почти вдвое - с 754 млн евро до 1,3 млрд евро (Ваш^На, 2012).
Родители учащихся присутствуют на всех уровнях образовательной системы -начиная от детского сада, далее в школе, колледже, лицее и вплоть до Высшего совета по образованию, консультативного органа при министре образования, который в обязательном порядке высказывает свое мнение обо всех реформах в сфере образования, новациях в программах, изменениях в экзаменах.
Совет школы объединяет директора, учителей, представителя муниципалитета и родителей - в его ведении находятся вопросы питания, внутреннего распорядка, безопасности, внеурочной деятельности и пр. В колледжах и лицеях представители родителей заседают
N9 5 (61) 2012 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
в административном совете, который помимо решения вышеуказанных вопросов принимает бюджет учебного заведения, высказывает мнение о спортивной деятельности в рамках школы, о выборе учебников. В этот совет входят также несколько представителей учащихся. Родители тоже имеют своих представителей в совете класса и совете по дисциплине и могут выступать в качестве посредников между руководством учебного заведения и отдельными учащимися. Выборы в советы учебных заведений проходят в строго определенные дни одновременно по всей стране. Если родители младших школьников проявляют активность (в данных выборах участвуют половина родителей), то в средней школе участие падает до 25-30 %. Шансы победить на выборах в Высший совет по образованию имеют представители нескольких родительских ассоциаций, старейшая из которых существует с 1910 г.
В вопросе оставления на второй год, что является во Франции распространенной практикой, права родителей довольно ограничены - у них есть 15 дней для оспаривания решения в вышестоящей инстанции, но решающее слово остается за администрацией. В подобных случаях родители с детьми предстают перед комиссией из главы учебного заведения, преподавателей и представителей родителей. Перевод систематически прогуливающих занятия, хулиганящих и хронически не успевающих учащихся от 13 до 16 лет в специальные учебные заведения - колледжи по реинтеграции в школьную жизнь - может быть осуществлен только с согласия самого ученика и его родителей. Отношения родителей с главами учебных заведений не всегда остаются корректными - так, в 2009/10 учебном году каждый восьмой директор колледжа или лицея подал жалобу на оскорбления, которые чаще следовали от родителей учащихся (41 % случаев), чем от учащихся (33 %) или от посторонней молодежи (10%) (СЬеуаИегеаи, Р1осЪ, 2011).
Абсолютное большинство французов разделяют идею равенства прав и обязанностей матерей и отцов в процессе воспитания. Так, 78 % опрошенных считали устаревшим традиционное распределение ролей в семье, когда с матерью
В вопросе оставления на второй год, что является во Франции распространенной практикой, права родителей довольно ограничены - у них есть 15 дней для оспаривания решения в вышестоящей инстанции, но решающее слово остается за администрацией.
связываются такие понятия, как любовь и поддержка, а с отцом - авторитет и защита. При этом наиболее прогрессивными в данном вопросе являются как раз молодые родители - люди от 25 до 34 лет, а консервативными - мужчины после 65. Большинство (56%) (67% женщин и 45 % мужчин) французов уверены, что отцы в настоящее время лучше исполняют свою роль по воспитанию, чем еще 30 лет назад. Для 9 французов из 10 как мать, так и отец в равной степени могут «играть» с ребенком, «выслушивать и советовать», «определять правила и наказывать», «давать соску и менять подгузники», «ходить на родительские собрания» (Le rôle..., 2010).
Интересно отметить, что, согласно опросам общественного мнения, проблемы успеваемости в школе далеки от лидерства в списке проблем воспитания. Так, по данным опроса, проведенного в 2011 г., 47% родителей заявили, что затрудняются с тем, чтобы заставить ребенка навести порядок в своей комнате, 30 % - испытывали трудности с принуждением детей к выполнению ежедневных обязанностей по хозяйству, тогда как только для 21 % опрошенных основной сложностью было выполнение домашних заданий (Les Français..., 2011).
Общий уровень воспитания в школе в середине 2000-х гг. удовлетворял три четверти родителей - 75 % опрошенных полагали, что школа выполняет задачу подготовить ребенка к жизни в обществе, 72 % считали, что школа успешно воспитывает гражданские и нравственные ценности (Ecole: regards..., 2006). Показательно, что среди тех ценностей, которые в первую очередь должны быть переданы подрастающим поколениям, 63 % французов называли честность и уважение к другим людям, 59 % - трудолюбие, 45 % - терпимость, 40 % - любовь к своей семье. В конце списка расположились такие понятия, как патриотизм - за него проголосовали 6 % опрошенных, забота о личном про-
об авторе
АА Преоб-ралсенская, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат политических наук
Абсолютное большинство французов разделяют идею равенства прав и обязанностей матерей и отцов в процессе воспитания. Так, 78 % опрошенных считали устаревшим традиционное распределение ролей в семье, когда с матерью связываются такие понятия, как любовь и поддержка, а с отцом - авторитет и защита.
цветании - 8 % и вера в Бога - 4 % (La transmission..., 2005).
Государственные расходы на систему начального и среднего образования постоянно возрастают. Так, бюджет Министерства образования с 47 млрд евро в 2000 увеличился к 2007 г. до 58,3 млрд евро. На образование (включая высшее) расходуется 6,9% ВВП (Perucca, 2008, с. 19). Однако затрачиваемые финансовые средства автоматически не приводят систему образования к эффективности. По международным тестам как для младших школьников, так и 15-летних среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Франция находится в середине списка, причем с 2000 по 2009 г. результаты имели тенденцию к ухудшению (Felouzis, 2012, с. 10).
При этом у французских учащихся есть две особенности. Во-первых, это сильный разрыв в знаниях и компетенциях лучших учеников и отстающих. Во-вторых, значительное влияние экономического и социального статуса родителей на школьные результаты учащихся. Соответственно лишь незначительное большинство - 58 % французов полагают, что школа дает равные шансы независимо от происхождения (La transmission..., 2005).
Отставание значительного числа учеников начинается уже в начальной школе. Согласно проведенным исследованиям, только 60 % ее выпускников успешно осваивают программу, у 25 % наблюдаются значительные провалы в знаниях и умениях, а 15% не овладевают и базовыми знаниями (Haut Conseil..., 2007, с. 9). Дети, которых окружает дома более благоприятная для учебы атмосфера, учатся лучше (по наблюдениям исследователей, решающее значение для успеваемости имеет уровень диплома матери ребенка). Характерно, что в конце 1990-х гг. на вто-
рой год оставались 3 % детей преподавателей, 7 % детей высших кадров, 25 % детей рабочих и 41 % - неработающих (Там же, с. 15). Среди выпускников начальной школы неблагополучного пригорода Парижа Сена-Сен-Дени 12 % получили неудовлетворительную оценку по французскому языку, 24% - по математике, тогда как для Парижа эти показатели составляли соответственно 4 и 10% (Оиги-Ве11а1, 2012, с. 18). Таким образом, начальная школа не компенсирует социальное неравенство, а средняя закрепляет полученное ранее преимущество. В 2011 г. 254 тыс. молодых людей, достигших 16 лет, окончили обучение, не получив никакого диплома, причем дальнейшая деятельность 180 тыс. из них не была зафиксирована социальными службами.
При этом эксперты констатируют, что в последнее десятилетие - с 2000 по 2009 г. наблюдалось усиление влияния социальной дифференциации учащихся на результаты учебной деятельности. Знания и компетенции выходцев из социально неблагополучных слоев населения за этот промежуток времени ухудшились, в то время как у благополучных остались на прежнем уровне. Одновременно увеличилась также и поляризация между различными учебными заведениями - как по происхождению учеников, так и по итогам учебной деятельности. Подобная социальная сегрегация привела к ухудшению результатов образования представителей социальных низов (Рек>1Ш8, 2012, с. 12).
Для смягчения социального неравенства предпринимаются многочисленные меры. Прежде всего используется материальная поддержка - существует система социальных пособий. Так, пособие к началу учебного года (от 280 до 320 евро) предназначено для лиц, доходы семьи у которых менее 23 тыс. евро в год. Действуют стипендии для учащихся, иногда обеспечивается бесплатное питание. Стипендии получают 24 % учащихся колледжей и лицеев, т.е. 1,3 млн французов.
Проводятся мероприятия по подтягиванию как школ с низкими результатами, так и отдельных учащихся хотя бы до среднего уровня. В стране существуют «зоны приоритетного образования».
Ne 5 (61) 2012 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В учебные заведения, расположенные в данных зонах, направляются дополнительные финансовые средства и педагоги, для учащихся, среди которых 60% детей рабочих или безработных, 27 % -дети иммигрантов (Laurence, Vaisse, 2007, с. 229), предлагаются стипендии, помощь в профессиональной ориентации. В 2000-х гг. к зонам приоритетного образования относилась уже четверть учебных заведений.
Законодательством предусмотрены и дополнительные занятия с отстающими. В процессе обучения неуспевающим предоставляются дополнительные часы для занятий, как в начальной, так и в средней школе можно пройти специальную бесплатную подготовку во время каникул. Последние два года в 41 департаменте родителям-иностранцам предоставляются 120 часов французского языка, объяснения их прав и обязанностей и особенностей французской системы образования, а также республиканских ценностей. В стране действуют «школы второго шанса» для молодежи от 18 до 24 лет.
В последние годы все шире применяются специальные меры по поддержке одаренных выходцев из социальных низов. Для способных детей, которых дома окружает неблагоприятная для учебы среда, созданы 22 специальных интерната на 10 тыс. мест. В 2009 г. была смягчена «школьная карта», т.е. прикрепление школьников к учебным заведениям по месту жительства (это касается только средней школы, в младшей все осталось по-прежнему), используется американский метод «позитивной дискриминации» - отдельные представители «трудных кварталов» принимаются в элитные средние и высшие учебные заведения по специальному конкурсу. Вместе с тем отмена «школьной карты» формально создает благоприятные условия для способных детей из малообеспеченных семей (при условии, что они достаточно информированы, чтобы сделать правильный выбор колледжа, и располагают возможностями для поездок в другую часть города), однако в итоге еще больше закрепляет социальное расслоение среди школ. Согласно последним исследованиям, после отмены «школьной карты» в привилегированных учебных заведениях почти не прибавилось выходцев
социальных низов, а в наиболее неблагополучных школах практически исчезли представители состоятельных слоев населения (Merle, 2011, с. 77).
Французские руководящие круги также ставят цель мотивировать родителей к всестороннему развитию детей и повысить ответственность семей за воспитание несовершеннолетних. Из новаций в этой сфере можно назвать следующие: в 2010 г. в пилотных департаментах 60 тыс. семей с детьми 2009 г.р. были предоставлены иллюстративные материалы для детей и пособия для родителей; в 2010 и 2011 гг. 800 тыс. выпускникам одного из младших классов в торжественной обстановке вручали книги для чтения летом в кругу семьи: басни Ж. де Лафонтена с иллюстрациями М. Шагала и в следующем году - девять сказок Ш. Перро.
В связи с некоторым ростом абортов среди несовершеннолетних 160 тыс. школьников 15 лет получили право на бесплатные и анонимные медицинские консультации и бесплатные средства предохранения от нежелательных беременностей и заболеваний, передающихся половым путем. Ранее врачи не принимали школьников 16-18 лет без родителей.
В 2006 г. законодательство предоставило возможность местным властям заключать с родителями хронически неуспевающих детей «контракт ответственности родителя» (примечательно, что в данном контракте должны быть зафиксированы не только обязанности родителей, но и мероприятия по помощи данной семье). В январе 2011 г. вступил в силу закон, позволяющий лишать семейных пособий родителей, дети которых систематически пропускают занятия в школе. Родители получают предупреждение после четырех неявок в месяц в учебное заведение без оправдательной причины. В конце июня того же года президент Н. Саркози подвел первые итоги действия данного закона: за полгода родителям было разослано 28 тыс. предупреждений, что в подавляющем большинстве
Французские руководящие круги ставят цель мотивировать родителей к всестороннему развитию детей и повысить ответственность семей за воспитание несовершеннолетних.
3. Cédelle L. Nicolas Sarkozy vante le bilan de la loi Ciotti sur la suspension des allocations familiales // Le Monde. 23.06.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lemonde. fr/education/article/2011/06/23/ni-colas-sarkozy-vante-le-bilan-de-la-loi-ciotti-sur-la-suspension-des-allocations-familiales_l540132_1473685.html
4. Chevallereau E., Floc'h B. Violences à l'école: «Le manque de formation des enseignants est criant» // Le Monde. 29.03.2011. [Электронный ресурс]. URL: http : //www.lemonde .fr/éducation/ article/2011/03/29/violences-a-l-ecole-le-manque-de-formation-des-enseignants-est-criant_1500387_1473685.html
5. Duru-Bellat M. Réduire les inégalités dès la petite enfance // Cahiers français. 2012. N 368. P. 16-21.
6. Ecole: regards croisés parents-en-seignants // TNS Sofres. 16.10.2006. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tns-sofres.com/points-de-vue/85A9 46C215A840ECBCCB903FBE837003.aspx
7. Felouzis G. Le système éducatif français dans l'OCDE: quelles performances? // Cahiers français. 2012. N 368. P. 9-15.
8. Haut Conseil de l'Education. L'école primaire. Bilan des résultats de l'École - 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://
lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/ BRP/074000516/0000.pdf
9. La transmission des valeurs morales // TNS Sofres. 25.11.2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tns-sofres. com/points-de-vue/81F6l5717E9A43759 13 7CD71186E9FDD. aspx
10. Laurence J., Vaisse J. Intégrer l'islam. Paris: Odile Jacob, 2007.
11. Le rôle des pères dans l'éducation des enfants // TSN Sofres. 17.06.2010. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tns-sofres.com/points-de-vue/8054 A08E699D43D38FA8DC6A64256FFC.aspx
12. Léchenet A. Rythmes scolaires: tout comprendre de la réforme // Le Monde. 28.02.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lemonde.fr/ecole-primai-re-et-secondaire/article/2013/02/28/ rythmes-scolaires-tout-comprendre-de-la-reforme_1840576_1473688.html
13. Les Français et l'autorité parentale // TSN Sofres. 23.08.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tns-sofres.com/ points-de-vue/DAlFD2DDD9004E288-F4C23938F79DCF6.aspx
14. Merle P. L'assouplissement de la carte scolaire: quel bilan? // Regards sur l'actualité. 2011. N371. P. 74-79.
15. Perucca B. L'École en question. Paris: Odile Jacob, 2008.