Научная статья на тему 'Национальный фронт во Франции'

Национальный фронт во Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1814
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный фронт во Франции»

И.С. Новоженова

Национальный фронт во Франции

The National Front in France

В последние годы в странах Западной Европы наблюдается рост популярности националистических популистских партий1, которые выражают недовольство значительной части населения, пострадавшей при переходе Запада к постиндустриальному «открытому» обществу. В качестве противовеса процессам глобализации и «открытости» они выдвигают идею сохранения национальной особенности и определенной степени замкнутости. Многие из этих партий уже входят в правительственные коалиции - в Австрии, Италии, Голландии, Норвегии, Швейцарии, Испании, Португалии, Германии. Национальный фронт (НФ) относится к тому же разряду европейских националистических движений, но в ближайшие годы он вряд ли может претендовать на то, чтобы войти в правительство.

' Социально-политические взгляды этих партий, как указывает французский политолог, профессор, директор Центра по изучению французской политической жизни (Париж) Паскаль Перино могут быть разными: одни из них занимают место на крайне правом фланге, другие являются консервативными партиями, близкими к либеральной правой (33, с. 605).

Эволюция французского общества и Национальный фронт

Национальный фронт - относительно молодая партия, она была создана в 1972 г. Ее основатель и бессменный лидер - Жан-Мари Ле Пен, бывший десантник, сменивший военную карьеру на карьеру политика2. Первые 10-15 лет партия выступала как идеологический противник коммунизма. Французская коммунистическая партия, стоявшая на позициях пролетарского интернационализма, была естественным противником лепеновского национализма. В ответ на антикоммунистические выпады со стороны НФ коммунисты и социалисты (в 1972 г. обе партии выступали единым фронтом в коалиции Союза левых сил) объявили НФ фашистской и расистской партией.

В то время партийно-политическая борьба во Франции была сильно идеологизирована. Все партии в соответствии со своими идеологиями и социально-политическими представлениями выстраивались по оси левые/ правые. Национальный фронт занял место на крайне правом фланге, где до войны располагались профашистские организации. 70-е годы были годами быстрого распространения идей социалистов в обществе; влияние ФСП усиливалось, партия шла к власти, опираясь на блок левых сил. Маятник политической жизни во Франции в это десятилетие качнулся влево.

Обвинение Ле Пена и его партии в фашизме и национал-расизме серьезно подрывало их авторитет, особенно если учесть, что Франция пострадала от агрессии фашистской Германии. Эти обвинения в адрес НФ звучат и сегодня. Ле Пен и его последователи видят «злой умысел» правящих партий в том, что те целенаправленно создают в общественном мнении представление о НФ как о профашистской, расистской, антисемитской, ксенофобской партии, чтобы «политически и электорально маргинализи-ровать НФ» на крайне правом фланге и устранить политического соперника «с помощью клеветы, которую распространяют СМИ» (29).

Современный лепеновский национализм нельзя приравнять к германскому национал-фашизму. Фашизм 20-30-х годов строился на шовинис-

2 Подробности биографии Ле Пена и изложение его идей содержатся в его книге: Le Pen J.-M. Les Franceais d?abord. - S. I.: Carrere-Lafon, 1984. - 247 p.

тической и расистской идее превосходства одной нации над другими; эта идея на практике вылилась в агрессивные войны, геноцид, Холокост. В идеологии НФ нет ничего подобного. Напротив, в ней утверждается принцип равного для всех наций права на существование и самозащиту. В программе НФ для подтверждения этого положения приводится мысль А.Солженицына о том, что разнообразие наций - это богатство человечества, нации - это его «коллективные личности», каждая из которых «несет на себе особый отблеск божественного замысла» (39). Ле Пен неоднократно говорил о том, что видит в националистах своих единомышленников, независимо от страны их проживания, происхождения, расы, цвета кожи. Но каждый националист призван защищать прежде всего свою родину и свою нацию. И французские националисты защищают французскую нацию и «все французское». Ле Пен также постоянно подчеркивает, что нельзя путать национализм с расизмом, что крайне правые - не расисты, они не настроены против людей других национальностей3. НФ выступает лишь против политики массового приема иммигрантов во Франции и против нелегальной иммиграции, которая составляет конкуренцию французам на рынке труда.

Французские исследователи провели сравнение фашизма, существовавшего между двумя мировыми войнами, и идеологией национализма НФ. П.Перино сделал вывод, что было бы ошибкой свести одно к другому. Фашистские партии 20-30-х годов, указывает Перино, родились в условиях очень глубокого социального и экономического кризиса, чего не наблюдается в наше время. Нет и чувства национального унижения, которое господствовало в общественном сознании немцев после поражения Германии в Первой мировой войне. Фашистские партии были тоталитарными партиями и их власть пронизывала все общество снизу доверху. В фашистских режимах существовал культ фюрера, и фюрер имел неограниченную власть. В отличие от фашистского тоталитаризма, современные националисты не призывают к уничтожению плюралистической демокра-

3 При этом он ссылается на то, что его жена наполовину гречанка, в аппарате партии работает много людей нефранцузского происхождения и многие его сотрудники женаты на иностранках.

тии. Та степень авторитаризма, которой обладают лидеры современных националистических движений внутри своих партий, даже близко не сравнима с властью фюрера в его партии. Наконец, современные националисты не стремятся добиться широкого государственного вмешательства в экономику, как это делали нацисты. «На сегодняшнюю реальность, - заключает П.Перино, - нельзя смотреть через очки вчерашнего дня, так как в этом случае можно не увидеть элемент новизны, который характеризует современных крайне правых»..., не увидеть «масштабность и оригинальность нового политического феномена» (33, с.607-608).

Начиная с 80-х годов в развитых странах произошли значительные экономические и социальные изменения. Мир становится глобальным, «открытым» и взаимосвязанным. Запад переходит от индустриального к постиндустриальному обществу. П.Перино дает картину переходного состояния западного общества.

С переходом к постиндустриальному обществу в развитых странах, как указывает П.Перино, исчезли целые отрасли промышленности, уступив место сфере услуг. С промышленным капитализмом исчезает и прежнее классовое общество с его делением на рабочих, крестьян и буржуазию, с его политическими партиями (коммунисты, социал-демократы, христианские демократы, консерваторы) и их идеологиями. Устанавливается «открытое» общество. Его «открытость» проявляется в разных сферах: в экономике она связана с глобализацией экономических и финансовых обменов; в политике - со строительством ЕС и переходом в международных отношениях от межгосударственных связей к наднациональным; в социально-культурной области - с ростом миграционных потоков, мобильностью населения, появлением мультикультурных обществ.

Эволюция общества в сторону «открытости», по мнению П.Перино, вызвала два типа реакции: значительное число высокообразованных выходцев из высших и средних классов ощущают на себе только позитивные последствия «открытого» общества и считают, что они в конечном счете будут в выигрыше; напротив, те, кто имеет низкий уровень образования и находится внизу социальной лестницы, с беспокойством наблюдают разрушение своего стабильного и относительно закрытого мира. Именно эти социальные группы населения, теряющие при переходе к постиндустри-

альному обществу свой статус, уровень жизни, стабильность, склонны поддерживать НФ, выступающий с идеей сохранения более закрытого общества и прежнего порядка вещей. (33, с.610-611).

В 90-е годы во Франции происходили важные изменения и в общественно-политической жизни. Постепенно размывалось размежевание по оси левые/правые. Опросы показывают, что к 2002 г. две трети населения перестали ощущать разницу в деятельности социалистов и ши-раковцев, особенно после пяти лет их совместного управления страной (1 997-2002)4. И правые и умеренные левые корректировали свои программные установки; оба течения сближались, постепенно эволюционируя в сторону центра. Этот феномен, как замечает политолог М.Гоше, «безусловно способствует укреплению экстремизма», имея в виду крайне правых и крайне левых (15, с.7). Действительно, социалисты перестали быть оппозиционной силой, противостоящей правящим правым. Резко снизилось влияние коммунистической идеологии и французской компартии, особенно после окончания «холодной войны»5. В результате недовольная часть населения вынуждена искать новых лидеров, отвечающих их запросам, среди других оппозиционных движений. Одни избиратели обратились к крайне левым, другие - к крайне правым6.

4 Опросы общественного мнения свидетельствуют, что большинство французов не слишком хорошо различают, что отделяет правых от левых, но это не мешает им по-прежнему оценивать свои позиции в категориях правого/левого. По опросам Фонда Жана Жореса и журнала «Нувель обсерватер», проведенного в феврале 2002 г., большинство французов считает, что деление на правых и левых изжило себя, но две трети из них (69%), тем не менее, знают свое расположение по оси левые/правые (12). Политолог Р.Ремон, проанализировавший результаты этих опросов, уловил переходный момент в эволюции общественного сознания, когда «невозможно выявить содержательную сторону деления на правых и левых и одновременно невозможно обходиться без этого деления» (15, с. 5).

5 Спад влияния ФКП демонстрируют результаты президенских выборов: в 1981 г. кандидат от ФКП получил 15,35% голосов, в 1988 - 8,84, в 1995 - 8,64, в 2002 г. - 3,37%. (37, с. 280).

6 С 1995 по 2002 г, по подсчетам П.Перино, электорат крайне левых пополнился на 1,3 млн. человек, а крайне правых - на 800 тыс. А правительственная коалиция лишилась огромного количества голосов: левые потеряли 1,5 млн. голосов, классические правые - 3,5 млн. Численность абсентеистов на выборах за тот же период возросла на 3 млн. человек (34, с. 7).

Социологические исследования, по мнению П.Перино, дают основание считать, что именно «социальный раскол усиливает раскол политический» и что «крайне правые в значительной степени конфисковали в свою пользу функцию оппозиции, жизненно важную для плюралистической демократии» (34, с.11).

После того как Ле Пен и его партия получили неожиданно большую поддержку избирателей на президентских и отчасти на парламентских выборах 2002 г., у них появилась надежда на то, что перспектива прихода к власти для них не закрыта. Особенно обнадеживающей для них является общеевропейская тенденция включения националистических партий в правящие коалиции. Национальный фронт в последние 20 лет корректирует свои социально-политические установки и стремится изменить представление о себе как о правоэкстремистской партии. Ле Пен постоянно подчеркивает, что партия считает ценности демократии своими ценностями, что ее действия никогда не выходят за рамки законности.

Возникнув как крайне правое антикоммунистическое движение, Национальный фронт стремится выйти из своего фиксированного положения на оси левые/правые и приобрести имидж демократической, умеренной, уравновешенной националистической партии, такой, какую французы могут признать в качестве правящей. В пользу НФ играет также новое социально-политическое размежевание общества - на тех, кто приветствует переход к «открытому» обществу и глобальной экономике, и тех, кто теряет прежнее стабильное положение в обществе и на производстве, а также психологическую уверенность, которую давала опека государства. Отвечая на новые запросы общества, НФ начал постепенно менять свои ориентиры и превращаться в антиглобалистскую партию, стремящуюся задержать процессы, ведущие к наднациональной, глобальной организации мира. В новом политическом раскладе сил в «открытом» обществе НФ может предстать в качестве некоей национал-консервативной партии нового типа, оппозиционной партиям ультралиберальной направленности.

Национальный фронт и приоритетные потребности

общества

Переход к постиндустриальному «открытому» обществу вызвал дестабилизацию многих социальных слоев, усилилась безработица, возрос уровень бедности, происходит маргинализация значительной части населения. И как следствие - повышение масштабов преступности. Все это привело к тому, что в начале XXI в. одной из главных потребностей французов стала безопасность жизни. Именно эта тема выдвинулась в качестве приоритетной на президентских выборах 2002 г. В расширительном толковании «безопасность жизни» включает в себя снижение уровней преступности, бедности, безработицы. На этом поле Ле Пен был самым сильным игроком среди политиков. Он давно критиковал правительство за то, что оно не может справиться с проблемами преступности и обеспечить населению безопасную жизнь. В одном из выступлений он привел следующие статистические данные: в 1974 г., когда Ширак был министром внутренних дел, во Франции было зарегистрировано 1 млн. 830 тыс. преступлений и правонарушений; в 1986 г., когда он стал премьер-министром, преступность возросла до 3 млн. 300 тыс.; а в 2001 г. когда он был уже президентом, - до 4 млн. преступлений. Причем эта цифра, как подчеркивает Ле Пен, явно занижена, поскольку по данным Национального института статистики и экономических исследований, преступность достигла 17 млн. зарегистрированных случаев. (21). Согласно опросам, большинство французов считают, что Ле Пен способен лучше других политических деятелей справиться с проблемой безопасности и роста преступности. Они не высказывали особого доверия в этом вопросе ни Шираку, ни Жоспену, поскольку те, будучи у власти, не смогли решить эти проблемы.

Национальный фронт создает образ единственной партии, защищающей интересы бедных и безработных, а этот слой людей даже в благополучных развитых странах расширяется. И бедность, и безработица, считает Ле Пен, являются факторами риска, поскольку они ведут к «дезинтеграции общества».

Ле Пен указывает, что 10% населения Франции относится к категории бедных7. Эта доля стабильно сохраняется на протяжении последнего десятилетия. Причем в эту категорию входят не только безработные, но и работающие неполный рабочий день, занятые на временной или сезонной работе. 700 тыс. человек имеют плохое жилье или не имеют его вовсе (28). Более 4 млн. человек живут ниже черты бедности (3570 фр. в месяц)8. За последние 25 лет доля бедных среди молодежи (лица моложе 25 лет) возросла с 5 до 20%. Именно молодые из этой категории становятся первыми жертвами наркомании, безработицы, алкоголизма, кончают жизнь самоубийством. (23). Кроме того, 12 млн. человек, т.е. каждый пятый француз, живут в состоянии материальной нестабильности, которая, как правило, предшествует бедности (28).

Безработица во Франции, как подчеркивает Ле Пен, продолжает возрастать: если в 1960 г. насчитывалось всего 133 тыс. безработных, то в настоящее время, по официальным оценкам, этот показатель составляет 2,3 млн. человек, т.е. количество безработных за 40 лет возросло в 15 раз (28). Однако, по мнению Ле Пена, реальное положение гораздо более удручающее, поскольку официальная статистика не учитывает людей, потерявших надежду получить работу и переставших декларировать свой статус безработного, людей «частично занятых», молодежь, проходящую стажировку, лиц, занятых на общественных работах, людей предпенсионного возраста, которым трудно устроиться на работу. По оценке Ле Пена, реальная безработица составляет не менее 5,5 млн. человек (28).

Ле Пен и его сторонники видят выход их этого положения: они предлагают бороться с безработицей и маргинализацией прежде всего за счет прекращения ввоза иностранной рабочей силы, что предоставит рабочие места французам, а также проводя такую социальную политику, которая отдавала бы предпочтение французам перед всеми другими. Французы должны иметь приоритет при приеме на работу, при получении социальной помощи, муниципального жилья и т.д. (21).

7 Общая численность населения Франции на 1 января 2002 г. составляла 59,3 млн. человек (35, с. 691).

8 Один евро равен 6,56 франц. фр. - Прим. авт.

Электорат Национального фронта

Ле Пен и его партия выступают в качестве защитников низших социальных слоев, наемных трудящихся, торговцев, ремесленников, мелкого бизнеса, т.е. тех категорий, которые утрачивают прежний уровень жизни. Именно эти слои и составляют электорат крайне правых.

Анализ избирательного корпуса крайне правых, проведенный П.Пери-но во время президентских выборов 2002 г., показывает, что за Ле Пена проголосовало 30% рабочих (в массе своей они начали голосовать за крайне правых лишь с середины 90-х годов), 20% занятых в сельском хозяйстве, 19 - ремесленников и коммерсантов, 16 - служащих и лишь 8% лиц свободных профессий и высших руководящих кадров. За Ле Пена отдали голоса 38% безработных, 16 - пенсионеров, 17% наемных работников, занятых в частном секторе, 17 - наемных работников общественного сектора, 17 - самостоятельных лиц, 15% студентов. Ле Пена на выборах поддержали 23% людей со скромным достатком, 18 - со средним и лишь 11% лиц с высоким достатком (34, с.9).

Социологи нарисовали типичный портрет избирателя Ле Пена, это -мужчина, крестьянин, ремесленник, коммерсант или рабочий, имеющий низкий уровень образования и скромный заработок. Большинство его избирателей озабочены недостаточной безопасностью в обществе, высокими налогами, они чувствуют себя в состоянии социальной и экономической незащищенности (32).

Поддержка, которую избиратели оказывают Ле Пену, распределена по территории страны неравномерно. На президентских выборах 2002 г. Ле Пену удалось обойти всех претендентов и выйти на первое место в 35 департаментах. Это - департаменты Севера, Востока и Юго-Востока Франции, т.е. те географические зоны, где происходит свертывание промышленности или те, где высок удельный вес иммигрантов в населении (32).

Если посмотреть на диаграмму колебаний популярности Ле Пена, то можно увидеть, что кривая то падает вниз, то растет вверх, но в целом прослеживается долгосрочная тенденция роста. В 1974 г. на президентских выборах, когда Ле Пен впервые выставил свою кандидатуру на высший государственный пост, он получил 0,74% голосов и за него проголо-

совало 200 тыс. человек; в 1988 г. ему отдали голоса 14,4% избирателей; в 1995 г. - 15; в 2002 г. в первом туре президентских выборов - 16,9, а во втором - 17,8% (5,5 млн. избирателей) (32).

Ле Пен и Национальный фронт на президентских и

парламентских выборах 2002 г.

Президентские выборы 2002 г. принесли много неожиданностей. Для Ле Пена они ознаменовались неожиданным триумфом: впервые лидер крайне правого толка одержал победу в первом туре и прошел во второй тур, став соперником представителя правых, президента Жака Ширака. Ле Пен получил поддержку 16,86% избирателей (4,8 млн. человек), Ширак - 19,88% (5,7 млн. человек). Ле Пен обошел социалиста Лионеля Жоспена, занимавшего до выборов пост премьер-министра. Получив 16,18% голосов (4,6 млн. избирателей), Жоспен выбыл из игры и ушел в отставку. Вместе с ним потерпела поражение и социалистическая партия (32). По словам П.Перино, крайне правые имея 19,20% голосов (16,86% у Ле Пена и 2,34% у Бруно Мегре9), достигли наивысшего уровня популярности, который был только у них за все время существования всеобщих выборов во Франции и побили свой рекорд президентских выборов 1 995 г. (15,3%) (34, с.7).

До самого последнего дня перед первым туром выборов ничто не предвещало такого поворота событий. Аналитики не сомневались в том, что Ширак и Жоспен намного обгоняют всех остальных конкурентов и именно им - двум представителям правящего большинства - предстоит выяснять отношения во втором туре. По опросам, за Ширака собирались голосовать 21-24% избирателей, а за Жоспена 22-23,5% (38). Тем более никто не ожидал столь высоких результатов у Ле Пена. Опросы, проведенные в январе 2002 г., свидетельствовали, что за Ле Пена намеревались голосовать

9 Зимой 1998-1999 гг. из НФ выделилась партия Национальное республиканское движение (НРД) во главе с бывшим заместителем Ле Пена Бруно Мегре. После раскола, по словам Ле Пена, в НФ из 40 тыс. членов осталось 25 тыс. Обе партии идеологически близки, у них общий электорат. Но популярность партии Мегре значительно ниже: на президентских выборах 2002 г. за Мегре проголосовали 667 тыс. человек (2,34% избирателей) (38).

лишь 8% электората (32). Самому Ле Пену с трудом удалось набрать 500 подписей мэров и региональных советников, необходимых для того, чтобы выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Незадолго до выборов почти 200 поставивших подписи выборных лиц, опасаясь огласки, сняли свои подписи, и лидеру крайне правых пришлось срочно искать им замену. Но постепенно положение Ле Пена начало улучшаться: в течение трех месяцев, с января по март 2002 г., опросы зафиксировали рост его сторонников - с 7-8% до 12-13%. Тенденция расширения потенциального электората наблюдалась и у представителей других партий крайне правого и крайне левого спектра (32). Тем не менее, популярность Ширака и Жоспена сохранялась на бесспорно высоком и недостижимом для других кандидатов уровне. Даже в день выборов опрос проголосовавших избирателей, выходящих с избирательных пунктов, показывал, что на первое и второе место должны выйти Ширак и Жоспен. Комментаторы объясняют неточность результатов этого опроса тем, что многие избиратели стеснялись признаться, что голосовали за Ле Пена.

Большинство французов воспринимают крайне правых как антидемократическое движение, а Ле Пена как расиста. Победа Ле Пена в первом туре президентских выборов заставила гражданское общество мобилизоваться. Тысячи жителей страны, в основном сторонники левых, вышли на демонстрации на улицы Парижа, Лилля, Лиона, Бордо, Тулузы, Гренобля, Монпелье, Страсбурга. И социалисты, и коммунисты поддержали Ширака, призвав своих избирателей отдать ему голоса. Перед опасностью прихода к власти крайне правых включились в политическую дискуссию даже те силы, которые обычно не участвуют в политике. Так, католическая церковь призвала граждан руководствоваться разумом, а не инстинктом. Молодежь, большая часть которой проигнорировала выборы в первом туре, продемонстрировала свою привязанность к демократическим ценностям, а также к достижениям «открытого» общества, таким, как свобода передвижения, свобода информации, единая европейская валюта (крайне правые пропагандируют замыкание Франции в ее границах, выход из ЕС и отказ от евро). Большая часть молодежи проголосовала против Ле Пена во втором туре.

В этой экстраординарной ситуации, которая сложилась между двумя турами голосования на президентских выборах 2002 г., французское об-

щественное мнение оказало массовую морально-психологическую поддержку Шираку как гаранту демократии. Политолог Рене Ремон оценил эти события как подтверждение того факта, что во французском обществе сложился консенсус вокруг общих, так называемых республиканских, ценностей; люди затрудняются дать им определение, но эти ценности, тем не менее, являются общими и для правых и для левых (демократические ценности, личная свобода, равенство, отказ от дискриминации). Ситуация во Франции, как подчеркивает Р.Ремон, коренным образом отличается от ситуации в Австрии или Италии, где правые и националистические правые сотрудничают в правительстве, во Франции же, напротив, правые отмежевались от лепеновцев и сблизились с умеренными левыми (15, с.9).

Ширак, со своей стороны, выступил как оплот демократических и республиканских ценностей, как политик, способный поставить заслон перед национализмом и расизмом. Выход Ле Пена во второй тур стал для Ширака неожиданным и счастливым обстоятельством: на волне защиты демократии он победил с невиданно высоким результатом - 82,21%. Подобного результата не достигал ни один президент Пятой республики, даже Де Голль. За Ширака проголосовали 25,5 млн. человек, что было бы немыслимо при обычных обстоятельствах. Значительно снизилась доля лиц, уклоняющихся от голосования, - с 28,4% в первом туре до 20,3% во втором; количество проголосовавших возросло с 29,5 до 32,8 млн. человек (38).

Большинство французских ученых придерживаются той точки зрения, что победа Ле Пена в первом туре является выражением протестного голосования, т.е. избиратели голосовали не столько за Ле Пена, сколько против кандидатов от правящего блока, политике которого они таким образом выразили недоверие. Во втором туре избиратели либо поддержали Ширака, либо воздержались от голосования. Но ссылка на протестное голосование не объясняет, почему предпочтение было отдано именно Ле Пену, а не любому другому кандидату из всех участвовавших в предвыборной гонке (на этих выборах было 16 претендентов на пост президента), и почему лидер крайне правых сохранил и даже слегка расширил свой электорат во втором туре.

Действительно, Ле Пен во втором туре потерпел, казалось бы, сокрушительное поражение. Однако результаты голосования во втором туре подтвердили, что у него есть немалое число верных сторонников, которые поддержали его как в первом (16,86% голосов; 4,8 млн. человек), так и во втором туре (17,79%; 5,5 млн. избирателей) (38). Таким образом, почти каждый пятый француз симпатизирует крайне правым или, по крайней мере, согласен с некоторыми пунктами их программы. (Возможно также, что немалую роль сыграл харизматический склад личности лидера крайне правых, что особенно важно на президентских выборах).

Значительная часть избирателей крайне правых сохранила им верность и на парламентских выборах в июне 2002 г.: за них проголосовали 11,12% принявших участие в голосовании. Однако представители НФ не прошли в Национальное собрание (на предыдущих парламентских выборах в 1997 г. они имели 15,24% голосов и одного депутата). Следует сказать, что введенная в середине 80-х годов мажоритарная система голосования на выборах в нижнюю палату парламента негативным образом сказалась на результатах выборов малочисленных партий, в том числе и на НФ. Например, в 1986 г., когда еще действовала пропорциональная система голосования, кандидаты в депутаты от НФ получили 9,65% голосов, и партия смогла провести в парламент 35 человек, а в 1988 г., уже при мажоритарной системе, при том же количестве голосов - 9,65% - крайне правым досталось лишь одно депутатское место; а через пять лет в 1 993 г., имея поддержку 12,52% избирателей, НФ не получил ни одного депутатского мандата (36).

Однако то, что в настоящее время крайне правые отстранены от законодательной деятельности, не должно вводить в заблуждение по поводу их влияния в стране. НФ, в отличие от прагматичных правящих партий, имеет целостную концепцию миропонимания, потребность в которой живет в глубинах общественного сознания, и самобытный социальный проект, предлагающий пути решения насущных проблем современности. У них есть высокая цель для всей страны - возродить французскую нацию, и разработана конкретная программа реформ, позволяющая осуществить эту цель.

Основные положения идеологии и политики Национального

фронта

В идеологии НФ выделяются три главных понятия - нация, семья, иммиграция.

Нация. «Нация» является главным стержнем, вокруг которого складывается идеология НФ. В понимании Ле Пена и его сторонников10, «нация» - широкое понятие, в него включаются народ, территория, которую он заселяет, национальное достояние, историческое прошлое народа, совокупность ценностей, культура, национальная идентичность, родина. В программе НФ содержится ссылка на работы французского ученого Э.Ренана и приводится его высказывание о родине: «Мы любим ее не только ради себя, но и из-за наших предков, потому что слово «родина» сливается с их именами, потому что родина - это земля, на которой они родились, жили, страдали как мы, которую они поливали своим потом, защищали ее, проливая кровь, в которой лежит их прах. Мы - наследники их идей, традиций, нравов, законов, а также достояния, которое они нам передали, материальной мощи, которую они создавали постоянным трудом» (цит. по: 39).

Нация имеет общество. Общество, указывается в программе НФ, возникает не по желанию людей и не по социальному договору. Общество -продукт высшего Порядка. Все в истории подчиняется этому Порядку. В непрерывности и преемственности цивилизаций и народов есть предустановленная гармония, отсвет божественного замысла. Никакое общество не может длительное время жить без священного. Пришло время вновь ввести это понятие.

В понимании НФ, XX век - век «научного материализма» и «тоталитарного варварства» - постоянно пытался отмежеваться от этого Порядка, что приводило к трагедиям. То же происходит и в настоящее время. Например, упразднение границ нарушает один из законов жизни нации. Нация

10 В дальнейшем мы будем говорить об идеологии НФ крайне правых Ле Пена; идеология у них одна. Ле Пен является идеологом своей партии и всего крайне правого движения. -Прим. авт.

нуждается в границах, «как дом нуждается в дверях и окнах». Будет поздно, когда против нации осуществят вторжение - военное, экономическое (вследствие свободы обменов) или демографическое (иммиграция). Если это случится, указывается в программе НФ, «наступит время испытаний и слез» (39).

Поколения, говорится в программе НФ, являются активными субъектами истории и должны правильно распорядиться переданным им достоянием - материальным и духовным. Они не имеют права самоуправно и безответственно распоряжаться «общим делом» (cause commune), подвергать его опасности, подчиняя его каким-либо теориям или классовым интересам, так как общее дело принадлежит не классу, а всему сообществу -ушедшему, настоящему и будущему. Каждое поколение является лишь временным управляющим и хранителем, несущим ответственность за ценное и славное достояние, которое оно получает от предыдущего поколения и которое оно обязано передать последующему (39).

Не только поколения, но и каждый человек, утверждают крайне правые, имеет высокое предназначение: обладая двойственной природой -трансцендентного существа и «общественного животного», он должен как в духовном плане, так и в природном, соответствовать цели священного Порядка. Каждый человек является представителем своей нации, обладает индивидуальной и национальной идентичностью. Он является звеном в цепи предков и потомков; вместе с наследием предков он получает национальность и гражданство. Человек находится в системе естественных связей - семейных, соседских, трудовых, точно так же он естественным образом встроен в свою нацию (29).

Таким образом, в понимании НФ человек представляется прежде всего как «человек национальный», его место в жизни и истории определяется его национальной принадлежностью. Человек, независимо от его положения на социальной лестнице, чувствует себя причастным к единому национальному целому, к Истории, ощущает себя необходимым звеном в смене поколений, владельцем богатого культурного наследия, ответственным за его сохранение, приумножение и передачу потомкам. У человека, принявшего националистическую идеологию, меняется мировоззрение, представление о мире и о месте человека в нем. Современный на-

ционализм побуждает людей мыслить в категориях цивилизаций, наций и этносов.

Власть в концепции НФ приобретает сакральный смысл. По мысли Ле Пена, архетипом политической власти является родительская власть, а архетипом гражданского общества - семья. Глава государства несет ответственность за то, чтобы общественно-государственная жизнь не теряла священного характера. А любое политическое решение должно вдохновляться национальными ценностями, чтобы иметь четкую и ясную направляющую линию. Главная цель политики в понимании идеологов НФ заключается в том, чтобы объединить и сплотить народ ради защиты Родины; сохранить общую для всех французов культурную идентичность и обеспечить передачу и дальнешее приумножение «капитала» цивилизации, которую нынешнее поколение получает в наследство от предков (27).

Ле Пен обвиняет правящую элиту в том, что она разрушает Францию, ведет к ее биологическому вымиранию (снижение рождаемости французов), миграционному затоплению иностранцами-иммигрантами, растворению нации (идеологическая евроглобализация), к культурному геноциду. Наконец, считает Ле Пен, она пошла на то, чтобы «подменить сам французский народ», «лишить его французского содержимого», сплоченности и боевого духа. Делается это путем поощрения иммиграции и всего иностранного (21).

Семья. Основой нации и общества, в соответствии с идеологией НФ, является семья. «Семья обеспечивает не только обновление поколений, но и передачу ценностей, норм и традиций цивилизации народа, которому принадлежат члены семьи», говорится в программе НФ (14). Именно в семье человек с детства учится пользоваться своими правами, выполнять обязанности, включается в жизнь общества, в семье воспитывается гражданин. В обществе, развивающемся в сторону индивидуализации, семья остается единственным местом, где сохраняются отношения привязанности, любви, солидарности. Семья играет главную роль в демографическом возрождении страны.

Националистические взгляды крайне правых вынуждают их чрезвычайно остро воспринимать демографическую ситуацию во Франции и, прежде всего, низкий уровень рождаемости во французских семьях. Они счи-

тают, что это несет угрозу дальнейшему существованию французской нации. НФ решительно выступает против абортов, подчеркивая, что в цивилизации, к которой принадлежит Франция, никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека, а принцип уважения человеческой жизни является главным. Человеческий зародыш - это тоже человеческое существо, имеющее право на жизнь. В этом вопросе точка зрения националистов совпадает с позицией католической церкви, которая непреклонно порицает аборты, напоминая всем верующим о священности человеческой жизни.

Причину кризиса института семьи НФ видит в распространении во Франции «культуры 68-го года» с ее либерализацией нравов, гедонизмом, эгоизмом, отказом иметь детей, терпимостью к сексуальным меньшинствам, а также к иммигрантам. Семья, считает Ле Пен, стала первой жертвой моральной дезинтеграции общества (28). В программе НФ приводятся следующие статистические данные. За последние 30 лет количество браков сократилось на 30%, а количество разводов увеличилось в три раза. В 2002 г. было зафиксировано 116 тыс. разводов на 304 тыс. браков. Почти 40% детей рождаются вне брака. Возрастает число семей, где дети воспитываются одним родителем (1,7 млн.). За 25 лет из-за абортов не были рождены 6 млн. детей. При отсутствии правильной политики семьи, утверждается в программе, произошло падение уровня жизни семей с детьми в сравнении с другими категориями населения - пенсионерами, семьями без детей или неженатыми. Для сравнения: в 1946 г. семейные пособия покрывали расходы на ребенка на 65%, в настоящее время лишь на 15% (14).

Крайне правые разработали государственную программу укрепления семьи. По мнению Ле Пена, роль государства в этой сфере столь велика, что он предлагает учредить «Министерство будущего Франции», которое займется не только вопросами семьи, но и образованием, делами молодежи и спорта (21). Рождаемость - вопрос политический, полагает Ле Пен. Государство должно позаботиться о достижении оптимального соотношения поколений, хотя бы потому, что оно обусловливает экономическое процветание, будущее пенсионеров, согласие внутри нынешних поколений (21).

Предлагаемая НФ политика семьи предусматривает следующие меры: включить в Конституцию страны статью, подтверждающую право на жизнь, начиная с зачатия; запретить аборты; разрешить усыновление (удочерение) до рождения ребенка. Это позволит женщинам, не способным к деторождению, иметь детей от женщин, не желающих их заводить; а женщинам, имеющим нежелательную беременность и не имеющим по закону права прервать ее, передать родившегося ребенка в другую семью. В этой процедуре денежные отношения исключаются. Впрочем, мать, родившая ребенка для другой семьи, имеет право расторгнуть соглашение и оставить ребенка себе (14).

В программе НФ указывается также, что семьи с детьми будут получать социальную помощь и льготы. Для этого крайне правые предлагают, в случае их прихода к власти, осуществить государственную программу «Дети для Франции», рассчитанную на 20 лет и предусматривающую следующее:

- ввести «родительский доход на воспитание детей», который поможет матери (или отцу) свободно выбирать, заниматься ли ей (ему) профессиональной деятельностью или же воспитанием своих детей. Этот доход будет выплачиваться неработающему родителю в течение трех лет на первого и второго ребенка; в семьях с тремя детьми и более - до 18-летия первого ребенка;

- матери семейства будет предоставлен юридический и социальный статус (независимо от супруга); личное право на пенсию (это право будет сначала распространяться на французских матерей с тремя и более детьми, затем постепенно на всех матерей-француженок); право на продолжающееся профессиональное образование, на выбор режима рабочего времени, индивидуальный отпуск на обучение. Предприятия, которые будут нанимать на работу матерей семейств с более чем тремя детьми после того как мать в течение четырех лет занималась их воспитанием дома, будут освобождены от социальных налогов на два года;

- предоставлять «семейный кредит на жилье», с тем чтобы плохие жилищные условия не препятствовали увеличению количества детей в семье;

- учредить «школьный чек», чтобы родители могли свободно выбрать школу для своих детей;

- увеличить семейные пособия для французских семей до такого уровня, чтобы они покрывали 2/3 расходов на содержание ребенка;

- налоговая система должна благоприятствовать жизни семей с детьми;

- процедура усыновления покинутых французских детей облегчится;

- гражданский пакт солидарности, узаконивающий создание однополых семей, будет упразднен;

- закон защитит детей от насилия и порнографии; педофилия, торговля детьми и использование их в преступных целях будут наказываться очень строго, вплоть до смертной казни (14).

Иммиграция. Нация, по мнению Ле Пена, нуждается не только в ее укреплении, но и в защите от внешних опасностей. Для французской нации, считает Ле Пен, главной внешней угрозой является иммиграция. Масштабы иммиграции в настоящее время, подчеркивает Ле Пен, столь велики, что угрожают стабильности всего западного мира: встает вопрос о сохранении культурной идентичности, социального равновесия, территориального суверенитета западноевропейских стран. Особенно иммиграция опасна для Франции. Нашествие иммигрантов неевропейского происхождения, по словам Ле Пена, чревато «потерей идентичности французского народа и его медленной колонизацией со стороны народов, которые не имеют с ним ни общей истории, ни культуры, ни религии» (28). Цивилизации, отмечает Ле Пен, рождаются, живут и умирают, подчиняясь вселенским ритмам. Все древние цивилизации, изученные учеными, заканчивали тем, что их заселяли иностранцы; чуждых элементов становилось так много, что их уже невозможно было ассимилировать, они ослабляли жизненный динамизм цивилизации, и она приходила к своему концу (26).

Сходные явления Ле Пен усматривает и в современной Франции. Свои выводы он подтверждает статистикой. В 60-е годы во Франции появилась многочисленная неевропейская иммиграция, не поддающаяся ассимиляции. Население иностранного происхождения, прибывшее во Францию только за несколько лет, предшествовавших 2000 г., составляло порядка 8 млн. человек, из них 4 млн. - африканцы и турки, почти все они мусульмане. По официальным данным в настоящее время во Франции проживают от 4 до 5 млн. мусульман, а ислам является второй религией после католицизма (26).

Число лиц, рожденных во Франции благодаря иммигрантам, возросло с 1,7 млн. человек в 1946 г. до 6,3 млн. человек в 1986 г., т.е. увеличилось в четыре раза. Две трети из них имеют французское гражданство (22). В иммигрантских семьях выше рождаемость, она составляет от 2,8 до 4,8 ребенка, т.е. почти в два раза выше, чем у французских женщин. Если в среднем по стране на каждую женщину приходится 1,8 ребенка, то на француженку - только 1,5 (для простого воспроизводства населения требуется 2,1 ребенка на женщину) (14).

Выживанию европейских наций угрожает не только низкая рождаемость, но и постарение коренного населения. В ближайшие 15 лет прогнозируется увеличение численности лиц в возрасте старше 80 лет на 50%, в то время как численность молодых (до 24 лет) сократится на 7%. Европейская рабочая сила постареет: численность лиц трудоспособного возраста (от 25 до 54 лет) сократится в среднем на 3%, а в возрасте от 55 до 64 лет - увеличится на 20% (26). При таких демографических диспропорциях и нехватке рабочей силы, подчеркивает Ле Пен, Франции грозит «миграционное затопление».

Большую угрозу представляет присутствие на территории Франции не ассимилировавшихся масс иностранцев, объединяющихся в национальные или религиозные сообщества, создающие целые анклавы в пригородах французских городов. В 1 993 г. насчитывалось 67 таких «гетто», где живут иностранцы, а в 1999 г. их было уже 172. Там возникают собственные мощные организации, контролирующие жизнь в этих анклавах (26). Вместе с иммиграцией, как подчеркивает Ле Пен, на территорию страны проникает преступность. По официальным данным, доля иностранцев в общей численности населения Франции составляет 7%, в то время как в тюрьмах - 31% (а вместе с лицами, родившимися в смешанных семьях - 60%) (26).

Ле Пен высказывает опасение, что именно культура принимающей страны может подвергнуться ассимиляции. Эта опасность тем более велика, что французская система образования неспособна сформировать гражданственность даже у французской молодежи, не говоря уже об иммигрантской (23). Ле Пен напоминает об известном пророческом высказывании Бумедьена, бывшего алжирского президента: «Приближается время, ког-

да голодные массы Юга пойдут приступом на Север. И эта иммиграция не будет ни мирной, ни братской» (26).

Иммиграция, подчеркивает Ле Пен, тяжелым бременем ложится на французскую экономику. Выходцы из стран «третьего мира», прибывая во Францию, автоматически получают социальную помощь. По оценкам нобелевского лауреата экономиста Мориса Аллэ, на которого ссылается Ле Пен, каждый иммигрант только за счет того, что он пользуется благами коллективной инфраструктуры, обходится Франции в сумму, равную его четырехлетней заработной плате, а если он приезжает с семьей, то равную 20-летней зарплате. Разница между тем, что иммигранты получают, и тем, что они выплачивают в виде налогов и взносов, составляет почти 300 млрд. фр. в их пользу (26). Иммигранты являются также одной из причин безработицы, указывает Ле Пен, они занимают 2 млн. рабочих мест (28).

Ситуация с иммиграцией еще более усугубится в ближайшие годы. Эксперты ООН предполагают, что к 2025 г. европейское население сократится на 30 млн. человек, и этот демографический спад будет смягчаться за счет «замещающей иммиграции», что вызовет перемещение миллионов иммигрантов со всего мира в Европу. Во Францию прибудут 20 млн. человек. А в целом, считают ученые, чтобы поддержать в странах ЕС нынешнее соотношение между экономически активным и неактивным населением, потребуется принять 159 млн. иммигрантов (26).

Ле Пен критикует иммиграционную политику правительства Франции, считая ее опасной для французской нации. Элита, указывает Ле Пен, навязывает французскому обществу моральный запрет не только на сопротивление нашествию иностранцев, но даже на обсуждение этой проблемы. Если кто-либо решается нарушить это табу, он рискует быть обвиненным в нарушении прав человека или в фашизме. Кроме того, пропаганда делает все, чтобы вызвать у французов чувство вины за колониальное прошлое. Все это ведет к интеллектуальному и моральному разоружению французского народа перед массовым проникновением иностранцев. Ле Пен называет такую стратегию «интеллектуальным терроризмом» против народа Франции (26).

В целях защиты французской нации от массовой иммиграции НФ предлагает принять ряд мер. Прежде всего необходимо изменить правила по-

лучения французского подданства. В настоящее время иностранец получает его при следующих условиях: если он проживает во Франции не менее пяти лет (для взрослого человека); если он родился во Франции; несовершеннолетний получает гражданство с 18 лет; если ребенок прожил в стране 5 лет, то с 13 лет; если ребенок рожден во Франции от родителя-француза и родителя-иностранца; если он рожден во Франции и оба его родителя иностранцы, но один из них родился во Франции или в бывшей французской заморской территории.

Таким образом сотни тысяч выходцев из других стран каждый год получают французское гражданство автоматически или почти автоматически. Причем иностранец, получивший гражданство, становится французом и по национальности. Такое положение, по мнению крайне правых, должно быть изменено. Французская национальность, по утверждению Ле Пена, должна главным образом наследоваться: передаваться от предков к потомкам. Французом должен считаться ребенок, рожденный от отца и матери - французов (20). Такое утверждение фактически приближает Ле Пена и его сторонников к пониманию нации, как этнического единства, в котором признается родство по крови.

Натурализация иностранцев во Франции, по мысли последователей Ле Пена, должна сохраниться, но она будет происходить только в том случае, если претенденты этого достойны. Натурализация должна осуществляться путем ассимиляции, что предполагает со стороны претендента желание стать французом. Иммигрант должен сам себя ассимилировать, стать французом по духу, а также бесповоротно стать французом в нравах, языке, образовании, которое он даст своим детям (39). Процедура натурализации должна быть такова: иностранец подает просьбу о натурализации, которая будет удовлетворена после проверки его способности ассимилироваться. Можно использовать опыт Швейцарии, где для натурализации требуется одобрение муниципального совета коммуны, где проживает претендент. Человек, получающий натурализацию, должен, как это происходит в США, дать торжественное обещание хранить верность принимающей его стране (26).

Иммиграционная политика, предлагаемая НФ, подчеркивают крайне правые, подчиняется законам Пятой Республики и соответствует ее ценно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стям и принципам. Законы будут применяться с одинаковой строгостью как к иностранцам, так и к французам. Нелегальная иммиграция должна подпадать под действие соответствующего закона. Преступники-иностранцы будут выдворяться на родину. Поскольку национальность и гражданство во Франции неотделимы друг от друга, иностранцы не могут пользоваться гражданскими правами. Государство останется нейтральным по отношению к конфессиям, не будет субсидировать ни одну из них. Принцип светского государства и светского народного образования сохранится.

В целях сокращения иммиграции крайне правые предлагают, помимо изменения законов о предоставлении гражданства, повернуть направление миграционных потоков в обратную сторону - из Франции и из стран Западной Европы. По их расчетам, в первое время государственная казна благодаря этой мере получит экономию в 135 млрд. фр. в год (экономия общественных организаций составит 74 млрд. фр. в год) (9). Организовать возвращение иммигрантов на их родину Франция сможет лишь с помощью других заинтересованных стран. Главным образом, указывает Ле Пен, миграционную волну можно сдержать путем оказания помощи в развитии странам «третьего мира». Что касается Франции, то она должна способствовать возрождению прежде всего государств африканского континента, входящих в зону франкофонной Африки, где она будет распространять культуру и язык Франции (21).

* * *

Некоторые западные ученые обращают внимание на то, что XX век прошел под знаком борьбы идеологий, прежде всего коммунизма и капитализма. Национализм же, по их мнению, был побочной ветвью исторического пути, он питал фашистскую идеологию, которая просуществовала лишь 2-3 десятилетия и сошла с политической авансцены. Возможно, XXI век будет веком нового раскола - на сторонников «открытого» мира, мира глобализации, отвергающего всякие границы и преграды между странами и народами, и сторонников национальной закрытости, проповедующих сохранение национального суверенитета и культурной самобытности, укрепление национальной экономики и самостоятельной

политики. Этот исторический переход от одного раскола к другому, как в зеркале, отражается и в эволюции НФ: партия прошла оба этапа - от идеологии антикоммунизма (в размежевании коммунизм/капитализм) к идеологии неонационализма в новом дуализме XXI в. («открытость»/ «закрытость»). Если предположить, что столкновение двух тенденций -условно говоря, «открытости» и глобализма против «закрытости» и антиглобализма - будут доминировать в нашем веке, то партия Ле Пена попадает в главное русло исторического развития и имеет перспективы. Особенно если учесть, что на «поле» националистической идеологии у нее во Франции нет достойного конкурента, поскольку националистические идеи Де Голля, подхваченные в свое время голлистским движением, практически сошли с политической сцены вместе с голлизмом. В результате, носителями национализма во Франции остаются только крайне правые.

Можно предположить, что в современном мире, находящемся в «состоянии перемен», сталкиваются две идеологии и две рожденные ими утопии - «глобального мира» и «идеальных наций». Утопия «глобального мира» теряет свою привлекательность по мере ее реализации в жизнь: процессы экономической глобализации и социальных сдвигов происходят относительно быстро, массы людей не успевают к ним адаптироваться и утрачивают прежний материальный уровень и образ жизни, а вместе с ними и иллюзии. Вторая утопия - национальная - не воплощена в жизнь, она служит пока лишь тому, чтобы сдерживать процессы глобализации и чрезмерной «открытости». Лишь будущее покажет, как будут развиваться исторические процессы и в чем состоит историческая роль современного неонационализма.

Список литературы

1. Бунин И.М. Ж.-Н. Ле Пен и Национальный фронт во Франции: аналит. обзор. - М., 1987. - 54 с.

2. Лопухов Б.Р. Крайне правые и неофашизм в Западной Европе в 80-е годы: аналит обзор. - М., 1987. - 73 с.

3. Любин В.П. Западноевропейские крайне правые в освещении новейшей западной литературы: аналит. обзор. - М., 1978. - 83 с.

4. Правый радикализм как фактор европейской политики. Материалы «круглого стола» ИЕ РАН и МИД РФ (Москва 24 июня 2002 г.) // Док-

лады Института Европы №102. - М., 2002. -44 с.)

5. Camus J.-Y Métamorphoses de l'extrême droite en Europe // Monde diplomatique. - P., 2002. - An. 49, N 585. - P.3.

6. Camus J.-Y. Virage à droite //Monde diplomatique P., 2002. - An. 49, N 585. - P.6.

7. Duhamel A. Les Français, la politique et la représentation http://www.tns-sofres.com/ etudes/pol/100702_chron_n.htm

8. Duhamel A. Les références idéologiques des Français http://www.tns-sofres.com/etudes/pol/ 060302_chron_n.htm

9. Economie et commerce : produire francais. Le constat. De l'etatisme spoliateur au libre-échangisme destructeur. http://www. frontnational.com/

10. Erbin J. L'extrême droite a la conquête des esprits http://www.monde-diplomatique.fr/ dossiers/extdroite

11. Evans J. Le vote gaucho-lepéniste: le masque extrême d'une dynamique normale. // Revue française de science politique. P., 2000. -Vol.50, N1. - P.21-51.

12. Evolution du clivage gauche-droite depuis 10 ans. http://www.tns-sofres.com/etudes/pol/ 140202_clivage_n.htm

13. L'exclusion et la pauvreté en France http:/ /www.tns-sofres.com/etudes/pol/080302_ pauvrete_n.htm

14. Famille: accueillir la vie. Le constat. La famille, cible de toutes les attaques. http:// www.frontnational.com/

15. Gauchet M., Rémond R. Après la bataille: la droite, la gauche, les institutions //Debat. - P., 2002. - N 121. - P. 4-18

16. L'image du Front National. Enquête réalisée les 23 et 24 mai 2002 pour Le Monde-RTL. http:// www.tns-sofres.com/etudes/pol/280502_ frontnational r.htm

17. L'immigration : inverser le courant. Le constat. La volonté de faire disparaître la France en tant que nation; pour l'etablissement, la France n'existe plus // http://www.frontnational.com/ prog-immigration.php

18. Lafont V. Les jeunes militants du Front nationale : trois modèles d'engagements et de cheminement //Revue française de science politique. - P., 2001. - Vol. 51, N 1/2. - P. 175198.

19. Le Pen J.-M. L'article // Français d'abord. -P., 2003. - mars //http://www.frontnational.com/

20. Le Pen J.-M. Discours // http:// www.frontnational.com/

21. Le Pen J.-M. Discours à cause de la Fête de Jeanne d'Arc du 1-er mai 2002 http://www. frontnational.com/lesdiscours.php?id_inter=23

22. Le Pen J.-M. Discours au Meeting de Marseille (02 mai 2002) http://www. frontnational.com/lesdiscours.php?id_inter=24

23. Le Pen J.-M. Discours de clôture du Congrès du FN à Nice (21 avril 2003) http://www. frontnational.com/lesdiscours.php?id_inter=45

24. Le Pen J.-M. Le droit du plus fort // Français d'abord. - P., 2003. - avr. (http://www. francaisdabord.info/une/1lepen.htm)

25. Le Pen J.-M. Les Français d'abord. - S.I. : Carrere-Lafon, 1984. - 247 p.

26. Le Pen J.-M. Immigration et souveraineté. (Paris, 27 janv. 2002). http://www.frontnational. comlesdiscours.php?id_inter=34

27. Le Pen J.-M. Politique culturelle. Le discours en Avignon http://www.frontnational.com/ lesdiscours.php?id_inter=39

28. Le Pen J.-M. Politique sociale (Lille, 3 mars 2002). (http:/www.frontnational.com/lesdiscours. php?id_inter=25).

29. Liberté des citoyens : reconquérir les libertés françaises. Le constat. L'idéologie froide. http://www.frontnational.com/

30. Madelin H. Les couleures de la France // 35. Prloux F. L'évolution démographique récente Etudes. - P., 2002, juin. - P. 725-728 en France // Population. P., 2002. -

31. Mayer N. Les hauts et les bas du vote Le N 4/5. - P.691-719.

Pen 2002 // Revue française de science politique. 36. Résultats des élections parlementaires en

P., 2002. - Vol.52, N5/6. - P.505-520. France //http://www.jchirac/com

32. Méchet Ph. La nationalisation du Front 37. Résultats des elections présidentielles de national http://www.tns-sofres.com/etudes/pol/ 1965 à 2002 selon les familles politiques // 160502_frontnational.htm Commentaire. - P., 2002. - N 98. - P.280.

33. Perrineau P. La montée des droites 38. Résultats définitifs des élections extrêmes en Europe // Etudes. - P., 2002, dec. - présidentielles. http://www.france-elections.net/ P. 605-61 3. presidentielle.htm

34. Perrineau P. Le vote d'extrême droite en 39. L'universalité, la mémoire et le sacré (http:/ France: adhésion ou protestation? // Futuribles. - /www.frontnational.com/prog_france.php)

P., 2002. - N276. - P. 5-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.