Научная статья на тему 'Семья д’Эсте - покровители искусства и коллекционеры'

Семья д’Эсте - покровители искусства и коллекционеры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
633
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ / RENAISSANCE / Д'ЭСТЕ / D'ESTE / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / МЕЦЕНАТСТВО / PATRONAGE / ФЕРРАРА / FERRARA / ART COLLECTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алёшин Павел Алексеевич

Статья посвящена меценатству семьи д’Эсте. Автор анализирует его как целостное явление, ставшее важнейшим фактором, определившим пути развития Ренессанса в Ферраре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The d’Este family - patrons of art and art collectors

The article covers the art patronage of d’Este family. The Author analyzes it as an integral phenomenon, which has become the most important factor that determined the development of the Renaissance in Ferrara.

Текст научной работы на тему «Семья д’Эсте - покровители искусства и коллекционеры»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. № 2

П.А. Алешин

(аспирант кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

СЕМЬЯ Д'ЭСТЕ - ПОКРОВИТЕЛИ ИСКУССТВА

И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

Статья посвящена меценатству семьи д'Эсте. Автор анализирует его как целостное явление, ставшее важнейшим фактором, определившим пути развития Ренессанса в Ферраре.

Ключевые слова: Возрождение, д'Эсте, коллекционирование, меценатство, Феррара.

The article covers the art patronage of d'Este family. The Author analyzes it as an integral phenomenon, which has become the most important factor that determined the development of the Renaissance in Ferrara.

Key words: art collecting, d'Este, Ferrara, patronage, The Renaissance.

* * *

An non Saturni sunt illic secula patris,

Bella ubi nulla fremunt, nisi quae descripta leguntur?

Semper ubi laetas populo plaudente choreas,

Intas festa sonant, et picta palatia surgunt,

Arva foris gravido locupletat Copia cornu?

Janus Pannonius1

История Феррары, одного из важнейших художественных центров эпохи Возрождения, связана с родом д'Эсте, который правил этим городом в течение 333 лет. В 1264 г. Обиццо II д'Эсте стал пожизненным правителем Феррары. В 1288—1290 гг. Обиццо присоединил к своим владениям Модену и Реджо, и до 1452 г. его наследники носили титул синьоров Феррары, Модены и Реджо; в 1452 г. Модена и Реджо, а затем и Феррара в 1471 г. стали герцогствами. Феррарское герцогство просуществовало до 1598 г.: в 1597 г. умер герцог Альфонсо II д'Эсте, не оставивший законных наследников, и хотя император Священной Римской империи Рудольф II при-

* Алешин Павел Алексеевич, тел.: 8-915-427-48-82; e-mail: paleshin@bk.ru

1 Не времена ли Сатурна златые настали здесь, войны Где громыхают лишь те, о которых читаем мы в книгах? Где постоянно веселые водит народ хороводы, Музыка где без конца, где дворцы красотою сияют, Где Изобилия Рог и не нужен, земля где богата? Это строки о Ферраре из поэмы Яна Паннония, посвященной Гуарино да Верона, «Silva Panegirica ad Guarinum Veronensem praeceptorem suum» (425—429). Перевод наш.

знал наследником Альфонса его кузена Чезаре д'Эсте, папа римский Климент VIII отказался признать легитимность его власти над Феррарой. Чезаре сохранил за собой титул герцога Модены и Реджо, Феррарское же герцогство прекратило свое существование и вошло в состав Папского государства. Таким образом, семья д'Эсте правила в Ферраре на протяжении всей эпохи Возрождения, и история феррарской культуры этой эпохи неразрывно связана с историей рода2, многие представители которого были видными меценатами и коллекционерами3.

Меценаты в эпоху Возрождения — активные участники художественного процесса. Они выступают в качестве главных заказчиков, тем самым косвенно влияя на искусство и коллекционеров: «Несомненно, само таинство рождения произведения находится, главным образом, вне социальной сферы, но она во многом определяет условия его создания, а потому косвенно влияет на конечный результат»4. В случае Феррары, «первого города в Европе, существовавшего от двора и для двора»5, где установилась власть одной династии, деятельность меценатов — представителей семьи д'Эсте — была основополагающим фактором развития всей культуры.

Одной из важных составляющих соперничества итальянских государей эпохи Возрождения было их соперничество в области культуры: каждый «стремился переманить к себе наиболее видных ученых-гуманистов, художников, поэтов, музыкантов»6. Сознавая огромное значение культуры в политике, д'Эсте особое внимание уделяли своей репутации как покровителей искусств и статусу Феррары как центра культуры, поэтому начиная со времени правления маркиза Леонелло д'Эсте, когда «средневековая синьория стала ренессансным принципатом»7, можно говорить о продуман-

2 Об истории семьи д'Эсте см.: ChiappiniL. Gli Estensi: mille anni di storia. Ferrara, 2001.

3 Культуре ренессансной Феррары, меценатству семьи д'Эсте посвящена обширная литература, укажем только две недавно вышедшие обобщающие статьи, в которых можно найти подробную библиографию: Colantuono A. Estense patronage and the construction of the ferrarese Renaissance, c. 1395—1598 // The court cities of Northern Italy / Ed. by Ch.M. Rosenberg. Cambridge Univ. press, 2010. P. 196-243; Toffanello M. Ferrara: The Este Family (1393-1535) // Courts and Courtly Arts in Renaissance Italy. Art, Culture and Politics, 1395-1530 / Ed. by M. Folin. Wbodbridge, 2011. P. 181-201.

4 Головин В.П. Социальная история искусства итальянского Возрождения // Итальянский сборник. Вып. 4 / Отв. ред. И.И. Тучков, Е.Д. Федотова. М., 2005. С. 28.

5 МуратовП.П. Образы Италии. Т. 1. СПб., 2009. С. 138.

6 Бернадская Е.В. Синьория и гуманистическая культура (по материалам Феррары XV-XVI вв.) // Проблемы культуры итальянского Возрождения / Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1979. С. 19.

7 Toffanello M. Op. cit. P. 181.

ной и последовательной культурной политике, которую продолжали все следующие д'Эсте и которая получила название политики «великолепия» (magnifiaentia)%. Суть ее заключалась в широком использовании искусства как средства государственной пропаганды с целью возвеличивания власти династии, укрепления ее авторитета и подтверждения ее легитимности, прославления добродетелей каждого правителя, что выражалось в строительстве монументов и дворцов, в регулярном проведении пышных празднеств, в целенаправленном создании государственного мифа д'Эсте, представлявшего Феррару исконной вотчиной рода д'Эсте, благодаря которому там наступил «золотой век».

В самом деле, хотя д'Эсте утвердились в Ферраре еще в 1264 г., и «среди других итальянских правителей, среди династий, основанных банкирами, кондотьерами или папскими племянниками, д'Эсте одни имели право на традиции рыцарства»9, легитимность власти этой семьи и ее отдельных представителей все время оставалась под вопросом10, что обуславливало необходимость показательной преемственности политических традиций. Это во многом определило последовательность, которая отличала культурную политику семьи д'Эсте, и преемственность традиций меценатства и коллекционирования у представителей династии на протяжении всей эпохи Возрождения. Действительно, несмотря на особенности личности и индивидуальные художественные пристрастия каждого из правителей Феррары, несмотря на происходившие социокультурные процессы, влиявшие на становление фигуры мецената в ре-

8 О понятии magnificientia см.: Brown R.G. The politics of Magnificence in Ferrara, 1450—1505. A Study in Socio-Political Implications of Renaissance Spectacle. Ph.D. diss. University of Edinburgh, 1982.

9 Муратов П.П. Указ. соч. С. 137.

10 Семья д'Эсте пришла к власти в Ферраре еще в конце XIII в., но юридически город оставался папским леном. Каждый правитель получал подтверждение своего титула викария от папы, а титул маркиза технически ему предоставлялся членами магистрата Феррары, Savi, хотя оба титула, по сути, со второй половины XIII в. были закреплены за семьей д'Эсте и передавались по наследству. В 1471 г. Борсо получил от папы Павла II титул герцога Феррары, что заметно укрепило статус династии. Однако легитимность власти трех правивших друг за другом сыновей маркиза Никколо III — Леонелло, Борсо и Эрколе — была относительной. Леонелло и Борсо были незаконнорожденными сыновьями Никколо III. После Борсо к власти пришел Эрколе I, являвшийся законным сыном Никколо. Но власть Эрколе оспаривал Никколо ди Леонелло д'Эсте, сын Леонелло, также имевший права на власть согласно завещанию его отца. Таким образом, передача власти законному наследнику в семье д'Эсте установилось только после Эрколе I д'Эсте, когда герцогом Феррары стал его законный сын Альфонсо I д'Эсте. Об этом подробнее см.: Beslor J.F. Bastardy and Legitimacy in the Formation of a Regional State in Italy: The Estense Succession // Comparative Studies in Society and History. \fol. 38, N 3. Jul. 1996. P. 549-585.

нессансном обществе11, культурная политика д'Эсте характеризовалась постоянством: все направления меценатской деятельности маркиза Леонелло д'Эсте, заложившего основы политики «великолепия», продолжали его преемники вплоть до последнего герцога Феррары Альфонсо II д'Эсте. Показательно, что модель меценатства, осуществляемую д'Эсте в Ферраре, реализовала в Мантуе Изабелла д'Эсте, дочь герцога Эрколе I, вышедшая замуж за маркиза Франческо II Гонзага, но всю жизнь сохранявшая связь со своей семьей в Ферраре и осознававшая и подчеркивавшая принадлежность роду д'Эсте.

Леонелло д'Эсте, ученик Гуарино да Верона, страстный поклонник античности, поэт, знаток изобразительных искусств, явил собой живой пример «настоящего гуманиста на троне»12. Леонелло усвоил уроки Гуарино — то, что «мирным правлением, заботой о процветании родины, щедростью, бескорыстием можно стяжать больше уважения, чем войной»13. Время его правления отмечено относительным социальным благополучием14 и небывалым расцветом культурной жизни. Обширное покровительство разным сферам культуры позволило маркизу за свое недолгое правление превратить Феррару в обитель муз — в город наук и искусств, что явилось следствием не только политической необходимости, но и во многом его личной заинтересованности и приверженности новой гуманистической культуре. Именно благодаря этому при Леонелло в Ферраре «развивалась единая гуманистическая культура, и

11 Эпоха Возрождения — время, когда формировались новое отношение к искусству и новое восприятие художников обществом, доминировавшие впоследствии в европейской культуре и актуальные по сей день. Именно в это время возникает фигура мецената и коллекционера в современном ее понимании. А. Хаузер отмечал: «Есть историческая взаимосвязь между фигурой коллекционера и фигурой художника, работающего независимо от заказов; в течение эпохи Возрождения они появляются одновременно, одна рядом с другой. Появление это не неожиданное, а, наоборот, являющееся результатом длительного процесса» (Hauser A. Storia sociale del'arte [1951] VOl. 2. Rinascimento, Mannerismo, Barocco. Einaudi, 2001. P. 39). Поскольку это был длительный процесс, то разные правители Феррары из семьи д'Эсте представляют собой разные типы меценатов, которые отображают различные стадии этого процесса.

12 Venturi A. L'Arte Ferrarese nel periodo di Borso d'Este // Rivista storica italiana. II. 4. Torino, 1885. P. 690.

13 Ревякина Н.В. Некоторые вопросы формирования личности в итальянской гуманистической педагогике // Культура Возрождения и общество / Отв. ред. В.И. Ру-тенбург. М., 1986. С. 32.

14 «При нем Феррара не вела войн, при дворе отсутствовали династические распри, что редко наблюдалось в этом воинственном семействе. Не было суровых казней; в голодные годы производились раздачи беднякам хлеба и мяса, был основан госпиталь для нуждающихся, не раз проводилось снижение налогов и цен» (Бернадская Е.В. Указ. соч. С. 20—21).

ее представители занимали первое место как при дворе, так и в университете», в то время как начиная с правления его брата Борсо «в своей основной линии феррарское Возрождение и гуманизм принимают все больше дворянско-придворную окраску»15. В самом деле, хотя меценатство Леонелло было продуманным, оно все же носило еще несистематический характер, и его главной целью не было преследование утилитарных интересов. Борсо же, талантливый администратор, оставшийся в памяти феррарцев как один из лучших правителей16, сделал культуру одним из основополагающих средств своей политики, и именно во время его правления феррарскими гуманистами было разработано понятие «великолепие» как определение культурной политики д'Эсте, в которой можно выделить три главных направления.

Во-первых, это покровительство художникам и использование изобразительных искусств — живописи, скульптуры, архитектуры — как средств пропаганды. Загородные резиденции семьи, так называемые «делиции» (от итал. delizia — наслаждение, удовольствие), украшенные росписями17, алтарные образы, заказанные для украшения церквей, статуи, установленные в городе, должны были являться зримым воплощением величия династии. Во второй половине XV в. в Ферраре образовалась самобытная живописная школа, представленная такими художниками, как Козимо Тура, Франческо Косса, Эрколе Роберти, пришедшая, правда, к упадку в конце века, что, однако, не мешало Ферраре оставаться и в XVI в. значительным центром изобразительного искусства, так как фер-рарские герцоги всегда не только поддерживали местных художников, но и охотно приглашали к себе и пользовались услугами художников из других городов Италии и из других стран Европы18,

15 Бернадская Е.В. Указ. соч. С. 22.

16 «Правление Борсо считается "золотым веком" феррарского государства. Честолюбивый, деятельный и тщеславный герцог много внимания уделял укреплению центрального аппарата и бюрократической администрации: при нем большое значение приобрели государственные секретари, были созданы Совет юстиции, Секретный совет; разрабатывался новый городской статут. Были упорядочены герцогская канцелярия и судопроизводство. Принимались меры для подъема сельского хозяйства, проводились осушительные работы, для чего приглашались специалисты из-за границы» (Бернадская Е.В. Указ. соч. С. 22).

17 О делициях д'Эсте см.: Zaniboni M. Gli Estensi nelle loro delizie: Ferrara medieval e rinascimentale, mura, terrioni, castelli e "delizie". Ferrara, 1987.

18 Для всех представителей семьи д'Эсте характерен интерес к заальпийской художественной традиции. В Ферраре поддерживались постоянные художественные контакты с заальпийскими странами. Так, в середине XV века Италию посетил Ро-гир ван дер Вейден и, вероятно, побывал в Ферраре, так как он написал ряд картин для семьи д'Эсте, в том числе «Портрет Франческо д'Эсте» (1460 г., Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и алтарь для Леонелло д'Эсте. Возможно, во время своего

что способствовало обогащению местной художественной традиции и в то же время служило средством укрепления дипломатических связей и авторитета власти династии, желавшей заказывать произведения самым лучшим и прославленным мастерам. Также в Ферраре были развиты миниатюра19 и ткаческое искусство20. В 1490-х гг. по инициативе герцога Эрколе I д'Эсте архитектор Бьяджо Россетти перестраивает Феррару по единому плану, учитывающему предшествующую застройку, и создает новые, распланированные согласно ренессансной концепции идеального города кварталы — так называемое «расширение Эрколе», ставшее зримым символом могущества феррарских герцогов, которые строили не только дворцы и церкви, но, «что беспримерно в Италии, строили даже самый город»21.

Во-вторых, активное покровительство неизобразительным искусствам — литературе, музыке, театру и даже танцам. «Место Феррары в судьбе итальянской поэзии составляет ее справедливую 22

гордость»22, поскольку здесь творили три знаменитейших итальянских поэта ХУ—ХУ вв. — Маттео Мария Боярдо, Лудовико Арио-сто и Торквато Тассо, в чьих поэмах обрел свое яркое воплощение государственный миф д'Эсте. Феррара долгое время была театральной столицей Италии23, и при дворе д'Эсте «происходит возрождение классического театра, и именно в Ферраре в 1508 г. была создана первая перспективная театральная сцена эпохи Возрождения для постановки первой комедии Лудовико Ариосто»24. Со времени правления Леонелло вплоть до конца эпохи Возрождения Феррара оставалась крупнейшим музыкальным центром Европы, в котором развивалась как религиозная, так и светская музыка25.

В-третьих, покровительство образованию: университет Феррары поддерживался дотациями семьи д'Эсте. Хотя 1391 год считается

путешествия по Италии Феррару посетил французский художник Жан Фуке, написавший портрет Гонеллы — придворного шута (первая половина 1440-х гг., Вена, Музей истории искусств). Известно, что придворным живописцем д'Эсте в XVI веке был нидерландский художник-пейзажист Хендрик (Херри) мет де Блес. У семьи д'Эсте была также богатая коллекция французских и нидерландских гобеленов.

19 La miniatura a Ferrara: dal tempo do Cosme Tura all'eredita' di Ercole de' Roberti. Exh. cat. Palazzo Schifanoia. Ferrara, 1998.

20 Forte Grazzini N. L'arazzo ferrarese. Electa, 1982.

21 Муратов П.П. Указ. соч. C. 138.

22 Там же. С. 137.

23 Дживелегов А.К. Искусство итальянского Возрождения. М., 2007. С. 15—16.

24 Tempestini A. Lo Studiolo di Alfonso I d'Este // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. P. 63.

25 О музыке в ренессансной Ферраре см.: Lockwood L. Music in Renaissance Ferrara 1400—1505: The Creation of a Musical Center in the Fifteenth Century. 2009.

традиционной датой основания феррарского университета, но функционировать на постоянной основе он стал только после его повторного открытия в 1442 г. во время правления Леонелло. Показательно, что одним из первых решений, принятых маркизом после прихода к власти, стало решение об открытии университета. Леонелло стал правителем в декабре 1441 г., и уже в январе 1442 г. он обсуждает этот вопрос с городской коммуной, согласившейся взять на себя большую часть расходов, хотя известно, что и сам маркиз помогал университету финансово26. Если в 1391—1393 гг. занятия велись только по гражданскому праву, то начиная с 1442 г. в феррарском университете стали преподавать самые различные дисциплины, для чего были приглашены ученые и гуманисты со всей Италии, среди которых были Теодоро Газа и Джованни Аури-спа (греческий язык), Анджело дельи Убальди (гражданское право), Лодизио Кривелли и Франческо Аккольти д'Ареццо (каноническое право), Джованни Манарди (философия), Джованни Бьянкини и Доменико Мария Новара (астрономия). Гуарино да Верона, который прочитал речь на открытии университета 18 октября, стал преподавателем риторики. Феррарский университет, не имевший схоластических традиций, сразу стал одним из передовых центров гуманистического образования, куда приезжали учиться со всей Европы.

Таким образом, феррарское Возрождение было теснейшим образом связано с меценатством семьи д'Эсте, и его развитие направлялось политикой «великолепия», проводимой феррарскими герцогами. Преемственность традиций меценатства в семье д'Эсте стала одним из важных факторов, способствовавших последовательному развитию феррарской культуры и определивших ее самобытность, ставшей яркой страницей в истории итальянского Возрождения.

Список литературы

1. Бернадская Е.В. Синьория и гуманистическая культура (по материалам Феррары Х^ХШ вв.) // Проблемы культуры итальянского Возрождения / Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1979.

2. Ревякина Н.В. Некоторые вопросы формирования личности в итальянской гуманистической педагогике // Культура Возрождения и общество / Отв. ред. В.И. Рутенбург. М., 1986.

3. Головин В.П. Социальная история искусства итальянского Возрождения // Итальянский сборник. Вып. 4 / Отв. ред. И.И. Тучков, Е.Д. Федотова. М., 2005.

26 Gundersheimer W.L. Ferrara estense. Lo stile del potere [1973]. Modena, 2005. P. 67-68.

4. Дживелегов А.К. Искусство итальянского Возрождения. М., 2007.

5. МуратовП.П. Образы Италии. Т. 1. СПб., 2009.

6. Bestor J.F. Bastardy and Legitimacy in the Formation of a Regional State in Italy: The Estense Succession // Comparative Studies in Society and History. Vol. 38, N 3. Jul. 1996.

7. Brown R.G. The politics of Magnificence in Ferrara, 1450—1505. A Study in Socio-Political Implications of Renaissance Spectacle. Ph.D. diss. University of Edinburgh, 1982.

8. Chiappini L. Gli Estensi: mille anni di storia. Ferrara, 2001.

9. Colantuono A. Estense patronage and the construction of the ferrarese Renaissance, c. 1395—1598 // The court cities of Northern Italy / Ed. by Ch.M. Rosenberg. Cambridge Univ. press, 2010.

10. Forte Grazzini N. L'arazzo ferrarese. Electa, 1982.

11. Gundersheimer W.L. Ferrara estense. Lo stile del potere [1973]. Modena, 2005.

12. Hauser A. Storia sociale del'arte [1951] Vol. 2. Rinascimento, Mannerismo, Barocco. Einaudi, 2001.

13. Lockwood L. Music in Renaissance Ferrara 1400—1505: The Creation of a Musical Center in the Fifteenth Century. 2009.

14. Toffanello M. Ferrara: The Este Family (1393-1535) // Courts and Courtly Arts in Renaissance Italy. Art, Culture and Politics, 1395-1530 / Ed. by M. Folin. Woodbridge, 2011.

15. Venturi A. L'Arte Ferrarese nel periodo di Borso d'Este // Rivista storica italiana. II. 4. Torino, 1885.

16. Zaniboni M. Gli Estensi nelle loro delizie: Ferrara medieval e rinasci-mentale, mura, terrioni, castelli e "delizie". Ferrara, 1987.

Поступила в редакцию 8 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.