Научная статья на тему 'Роль контрады в средневековой Венеции, Ферраре и Сиене'

Роль контрады в средневековой Венеции, Ферраре и Сиене Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД / КОНТРАДА / ВЕНЕЦИЯ / ФЕРРАРА / СИЕНА / САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ ГОРОДСКИЕ СТРУКТУРЫ / MEDIEVAL TOWN / CONTRADA / VENICE / FERRARA / SIENA / SELF-ORGANIZING URBAN STRUCTURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Срединская Наталия Брониславовна

Изучение средневекового западноевропейского города одна из центральных тем в мировой исторической науке. С точки зрения методологии представляется продуктивным описание процессов возникновения и развития города с помощью синергетического подхода, признающего существование единых механизмов возникновения, развития и функционирования города как целого, когда сам город рассматривается как нелинейная синергетическая самоорганизующаяся структура. Такой подход предусматривает появление в составе города как самоорганизующейся системы меньших самоорганизующихся структур. Изучение контрады позволяет ближе подойти к моменту спонтанного возникновения подобных сообществ и проследить их развитие вплоть до наших дней. Наиболее отчетливо роль контрады в процессе ее формирования и развития может быть прослежена для средневековой Венеции. Л. Г. Климанов считал именно контраду основой длительного устойчивого существования Венецианской республики и определил ее как постепенно формирующийся в составе города сплав соседской общины, церковного прихода и административно-территориального округа. Эта характеристика контрады принята за основу в данной работе и прослежена на примерах средневековой Феррары, средневековой и современной Сиены. В данной статье выдвигается тезис о том, что первичным звеном в этой триаде была соседская община, спонтанно возникающая, самоорганизующаяся при рождении и расширении города за счет притока нового населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the contrada in Medieval Venice, Ferrara and Siena

The study of medieval Western European city one of the central themes in world history. From the point of view of the methodology is productive description of processes of emergence and development of the city using a synergetic approach, recognizing the existence of common mechanisms of occurrence, development and functioning of the city as a whole, as the city is considered as a nonlinear synergetic self-organizing structure. This approach provides the appearance of the cities as self-organizing systems, smaller self-organizing structures. The study of the contrada in this series is especially relevant, because it allows you to get closer to the time of the spontaneous emergence of such communities and to trace their development up to our days. Most clearly the role of the contrada in the process of its formation and development can be traced back to Medieval Venice. L. G. Klimanov thought it was the contrada of the long-term sustainable existence of the Venetian Republic and defined it as the gradually emerging as part of the alloy in the neighboring community, parish and administrative territorial districts. This characteristic contrada taken as a basis in this paper and traced examples of medieval Ferrara, the medieval and modern Siena. In this article the thesis that the primary element in this triad was the neighborhood community, spontaneously arising, self-organizing at the birth and expansion of the city due to the influx of new population.

Текст научной работы на тему «Роль контрады в средневековой Венеции, Ферраре и Сиене»

УДК 94(4) «375/1492»

Н. Б. Срединская

Роль контрады в средневековой Венеции, Ферраре и Сиене 1

Контрада (контрата; лат. contrata, centrada; итал. centrada) занимала значительное, и до сих пор недостаточно оцененное место в жизни итальянских средневековых городов. Термин contrata, или centrada в словарях классической латыни отсутствует, хотя это итальянское слово несомненно имеет латинские корни, происходя, с наибольшей вероятностью, от глагола contraho — соединять, сближать, ограничивать; оно появляется в средневековых источниках на латинском и затем на итальянском языках. Несмотря на расхождения относительно происхождения этого слова (менее вероятным представляется указанное в этимологическом словаре итальянского языка Отторино ^ Пьяниджани происхождение от constrata, производного от consterno — 3

9\ а

устилать, покрывать, мостить2), и старинные, и современные словари ^ средневековой латыни или итальянского языка так или иначе сходят- ^ ся в определении его значения: часть города, отделенная, отграничен- с ная, обособленная от остальных его частей 3. Тем не менее при встрече Д с этим термином могут возникнуть разные представления о его зна- 13 чении. В современных справочниках и в путеводителях по городам Северной и Средней Италии контрада определяется как округ или ^ район итальянского города, т.е. как административно-территориаль- &о ная единица. Но когда этим термином оперирует историк-медиевист, для него прежде всего выделяется такое значение этого термина, как S церковный приход. Специалисты, обращающиеся к истории средневекового города, при этом подчеркивают, что роль контрады выходила .5

оо

далеко за рамки церковного прихода4, что контрада имела также и социальное, и политическое значение 5. Этот краткий очерк посвящен рассмотрению роли контрады как городского сообщества, как структуры средневекового итальянского города, которая сопровождает его развитие и сохраняется в определенном плане в его жизни до наших дней. Исследование роли контрады представляет интерес для изучения типологии городских сообществ, и в статье предполагается коснуться ее роли как самоорганизующейся городской структуры.

Изучение средневекового западноевропейского города — одна из центральных тем в мировой исторической науке, в последнее время она привлекает представителей различных научных дисциплин. С точки зрения методологии представляется продуктивным описание процессов возникновения и развития города с помощью синергетического подхода, признающего существование единых механизмов возникновения, развития и функционирования города как целого, когда сам город рассматривается как нелинейная синергетическая самоорганизующаяся структура6. Такой подход предусматривает появление в составе города как самоорганизующейся системы меньших самоорганизующихся структур. Это органы самоуправления, городской рынок, ремесленные корпорации, купеческие гильдии, городские общины7. Изучение контрады в этом ряду представляется тем более актуальным, что источники фиксируют уже существующий феномен городского сообщества; самоорганизующиеся городские структуры возникают в поле зрения историков и на страницах источников лишь на определенном этапе жизни средневекового социума. Контрада же позволяет ближе подойти к моменту спонтанного возникновения подобных сообществ и проследить их развитие вплоть до наших дней.

Наиболее отчетливо благодаря сохранившимся источникам и обширному ^ числу исследований роль контрады прослеживается для средневековой Вене-

О

ции. На основе анализа социально-пространственной структуры Венеции и ве-^ нецианской модели социального взаимодействия Л. Г. Климанов определил « контраду как основу ее длительного устойчивого существования. По мнению

ей

автора, это достигалось в результате формирования, во-первых, триединой ве-

^ нецианской урбанистической общности — был создан «устойчивый к энтро-

5§ пийным процессам сплав соседской общины, прихода и контрады», во-вторых,

у действенного способа рационального управления этой общностью8. Именно

в контраду автор считает основой социально-пространственной структуры горо-

£ да, его «опорной (базовой) ячейкой»9.

® Естественным было бы предположить, что первичным звеном в этой триа-

§ де была соседская община, спонтанно возникающая, самоорганизующаяся при

^ рождении и расширении города за счет притока нового населения. Термин «община», которым Л. Г. Климанов в оперирует в своей статье, опирается на опре-

£ деление, данное в работе А. Хаверкампа, посвященной изучению общины и гоС

родского пространства в заальпийских землях: «Объединение нескольких лиц, форма социального действия, совсем не обязательно образованное на уравнительно-горизонтальной основе»10. Это соотносится с представлением составителя известного словаря лексики области Венето Ф. Мутинелли о происхождении венецианской контрады как таковой. Он считал, что контрадой в Венеции была названа «некая совокупность жилищ, когда, в силу роста населения, при этих жилищах стали возводить свою церковь. Контрады в большем или меньшем числе входили в состав одного из шести округов-сестьер, на которые был разделен город в девятом веке или, как считают некоторые, во второй половине двенадцатого века»11. Именно такой порядок обретения контрадой ее триединых функций — от соседской общины к церковному приходу — и представляется логичным и правомерным. Напротив, вызывает сомнения (во всяком случае, в том, что было изначально — церковь, приход, или всё же община) подход П. Мальменти, считавшего, что соседские общности и контрады Венеции, которые становились приходами, складывались вокруг церквей12.

Соседской общине как совокупности жилищ соответствует, как отмечают исследователи, термин ю1с1та (лат. ю1с1та — соседство), и он наряду с термином саШтайа появляется в XII в. в итальянских источниках, обозначая сходные явления. Предназначение юшта — это возведение и защита стен, соседская взаимопомощь13. К этому необходимо добавить и права на землю, закреплявшиеся за общиной.

В источниках по истории Венеции в смысле, сходном со словом «контрада», употребляется термин «конфиния» (са^та). Отметим, что происхождение слова «конфиния» также восходит к латинским корням: лат. са^тв — сосед, соседский; лат. сацАтит — общая граница, рубеж; соседство домов. Дж. Б. Гал-личчолли в своем труде об истории Венеции, вышедшем в 1795 г., утверждал, что термин «конфиния» также употреблялся применительно к контраде: «кон-финией или контрадой наши предки называли всякое место, в котором обитали один подле другого несколько соседей. В этом смысле относительно всей совокупности обитания соседей мы можем позволить сказать, что наша конфи- ^ ния уже была контрадой самое позднее в начале IX в.»14. В этом утверждении а Л. Г. Климанов видит доказательство того, что во времена современников Гал- ^ личчолли конфиния и контрада соотносились так, как сказано выше, и тесно переплетались с соседской общиной15. |

Вторая половина XI в. — время завершения церковно-приходского устрой- ^ ства Венеции; город был разделен на территориальные единицы, которые со- -с ответствовали приходам. Таким образом был упорядочен сбор

церковной де- ^

сятины16. Приходы были образованы на территории и в границах контрад / ^ конфиний, а эти границы и пределы, в свою очередь, исторически складыва- ^ лись естественным образом, под влиянием природных условий. Так на одной § и той же территории с одним и тем же населением начинают действовать соседские и церковно-приходские общины17. я

В 1170-1171 гг. территория Венеции была разделена на шесть округов (се-стьер), следуя в основном очертаниям исторически сложившихся частей города, и далее, также во второй половине XII в.,— на контрады. Целью такого разделения было упорядочить взимание обязательного налога на военные нужды, установленного в 1163 г.18 Так контрада приобретает свой облик, в котором сливаются воедино более ранние общности —соседская и церковно-приход-ская общины, соединяясь с ее новой ролью административно-территориальной единицы. Исследователи отмечают, что в рамках сложившейся ко второй половине XII в. административно-фискальной системы для контрады не были утрачены некоторые общинные права, главным образом в области земельных отношений. Так закрепляется социально-пространственная структура Венецианской республики с распределением полномочий и компетенции между уровнями власти: коммуна-округ-контрада; эта система основывалась на коммунальном законодательстве 19.

Главы контрад находились в подчинении глав округов-сестьер и разделяли с ними их многочисленные обязанности на своих участках. В их ведение входило следующее: пресечение грабежей, контрабанды, вывоза запрещенных товаров, мошенничеств с продуктами питания, фальшивомонетничества, преступлений евреев, против религии и благонравия; надзор за азартными играми, блудницами и другими преступившими закон (их они могли удалять из города). Далее: наблюдение за передвижением чужеземцев на основании уведомлений от владельцев таверн и содержателей гостиниц и экстрадиция приговоренных к изгнанию чужестранцев; незамедлительное рассмотрение жалоб паломников, следующих через Венецию к святым местам, на владельцев таверн и лодочников, наблюдение за исполнением договоров о найме прислуги, наблюдение за торговлей рабами, при купле которых необходимо было следить за соблюдением преимущества венецианцев, гигиена, чистота и украшение города, предот-^ вращение пожаров20. По дошедшим до нас источникам можно судить о том, что главы округов (так же как, очевидно, главы контрад) вначале устанавливались ^ округом (или контрадой), затем назначались коммуной; вначале на эти посты « могли быть выдвинуты граждане Венеции, не принадлежавшие к нобилитету,

Л

затем (во всяком случае, на должности глав округов) только нобили21.

^ В Венеции, как и в других городах Италии, контрада играла еще одну не-

5§ маловажную роль, присутствуя в тексте нотариальных актов при обозначении

у лиц, участвующих в сделке 22. Принадлежность лица к определенной контраде

в являлась непременной частью тогдашних «анкетных данных» при заключении

£ договора.

® Переходя к роли контрады в жизни средневековой Феррары, отметим то же

§ самое обязательное указание контрады как места жительства лица в феррар-^ ских нотариальных актах. Контрада в актах указывается не только как место ^ постоянного проживания граждан Феррары, заключающих сделку23, но и для

£ свидетелей, присутствовавших при ее заключении24, и даже как место временем

ного проживания граждан других локальных центров, прибывших в Феррару25. Принадлежность к определенной контраде настолько важна для идентификации лица, что некоторое время после перемены им места жительства, т.е. при переезде в другую контраду, прежняя «прописка» фиксируется в актах наряду с актуальной26. Самым ранним из доступных автору статьи документом с указанием контрады как места жительства лица (и местонахождения объекта сделки) является акт продажи дома в контраде Санта Мария ин Вадо от 24 января 1248 г.27 Это никак не исключает присутствия указания на принадлежность к контраде контрагентов, свидетелей и других лиц в более ранних феррарских документах, неизвестных автору.

Источники по истории Феррары не дают больших возможностей проследить образование контрад от основания города, сведения о них мы получаем в основном по материалам XIII в., когда контрады сформировались, получили свои названия (в основном по наименованиям приходских церквей, например Santa Maria in Vado — св. Мария ин Вадо, т.е. на переправе) и стали структурой, объединившей в себе соседскую общину, церковный приход и административно-территориальную единицу города. Одним из основных источников является Статут Феррары 1287 г.; он не только свидетельствует о значительной, устоявшейся роли контрады в жизни этого города в конце XIII в., но также предоставляет возможность сделать некоторые заключения о ее роли на более ранних этапах самоорганизации и развития города и его структур. Статут 1287 г. создан в момент становления синьории д'Эсте, и многое в нем направлено на укрепление власти этой династии. Всякая оппозиция решительно подавлялась, противники маркизов были отправлены в изгнание. Возвращение и пребывание в Ферраре для изгнанников было запрещено статутом. Примечательна для целей нашего исследования гл. 14 первой книги Статута, предписывающего подеста обязанность схватить такого изгнанника и врага, заключить его в тюрьму и держать там. Если кто-то из жителей Феррары примет его у себя дома, его ждет штраф в 300 феррарских лир. Контрада или сельская община, которая заметит, что он там остановился, и не донесет в течение трех дней по- S деста, должна заплатить штраф 100 феррарских лир, половину в пользу комму- ö ны, половину — обвинителю28. Представляется, что здесь можно усмотреть со- ^ хранившиеся следы старинных времен, происхождение контрады от соседской "g общины, для которой была характерна коллективная ответственность за право- g нарушения, совершённые на ее территории. Можно предположить, что о подоб- ^ ном наследии прошлого свидетельствует также глава «О тайно причиненном -с ущербе и поджогах»29. Если чьему-либо имуществу вследствие поджога или иного причинения вреда был нанесен ущерб, устранять последствия своими ^ средствами должна его контрада, за исключением случаев, когда становится из- J3 вестен виновный, тогда возмещение убытков ложится на него. Таким образом, § мы видим то, что было свойственно соседской общине и сохранилось в контра-де: обязанность взаимной поддержки и помощи. я

Во главе контрады стоял таззапиз оопЬтаЬав, массарий; его многочисленные обязанности, обозначенные в статуте, могут дать многое для понимания сущности и роли контрады в Ферраре. Внутри контрады массарию принадлежали полицейские полномочия (первичное расследование случаев поджога и других правонарушений с последующим предъявлением обвинения в суд)30, сбор налогов31 и особых податей (роМайоит на ремонт и возведение мостов)32, предотвращение их неуплаты. На массарии контрады лежала ответственность за состояние городских укреплений и сооружений, укрепляющих берега реки По на вверенных им территориях. Если таковые укрепления и сооружения будут разрушены, ремонт и восстановление должны производиться наполовину за счет массария, наполовину за счет контрады33. Заботам массария было вверено также состояние зданий, принадлежащих частным лицам. Массарий обязан был предупредить хозяев обрушившихся или ветхих домов о необходимости в определенный срок отремонтировать дом или построить новый; несоблюдение влекло за собой штраф, назначавшийся подеста опять же по докладу массария контрады34. Недвижимость, изъятая у несостоятельных должников или конфискованная по приказу властей, поступала под присмотр массария контрады до передачи новым собственникам35. Общественный порядок, соблюдение санитарных норм (запрет обрабатывать шкуры животных в общественных местах: на площади феррарской коммуны и на улицах города36), борьба с нарушениями правил торговли (предотвращение краж зерна мельниками; опрос всех домохозяев контрады для выявления таких злоупотреблений37; наблюдение за тем, чтобы никто не покупал больших запасов древесины и дров с целью перепрода-жи38) — это далеко не полный список обязанностей массария контрады.

Статут 1287 г., как уже упоминалось, законодательно устанавливал власть маркизов д'Эсте. Старые коммунальные учреждения и должности сохранялись, но, как мы могли видеть из приведенных примеров о контраде, встраи-^ вались в жесткую вертикаль власти; над ними устанавливалась практически неограниченная власть синьора. Всё же черты былого самоуправления просле-^ живаются в жизни Феррары и касаются контрады. Выборы перед общим со-

« бранием граждан организовывались по контрадам, имевшим некогда самостоЛ

ятельное политическое значение и сохранившим в какой-то мере это значение

^ также во времена установления синьории39. Убедительным примером могут по-

5§ служить события 1310 г. Начало XIV в. пошатнуло владычество д'Эсте в Фер-

& раре из-за противоречий с папским престолом и Венецией, и в 1310 г. там было

Ци установлено прямое папское правление 40. Сохранились списки приносивших

£ присягу верности новым властям граждан; примечательно, что клятву прино-

® сили с 5 по 27 марта 1310 г. именно по контрадам41. Это дает не только ценное

§ свидетельство для истории городской застройки, но обеспечивает еще одно до-

^ казательство значительной роли контрады в жизни средневековой Феррары.

Несмотря на скудость источников, тему о контрадах в Сиене обойти невоз-

£ можно, хотя бы потому, что все солидные словари единогласно утверждают, С

что доныне этот термин остается актуальным для современного итальянского языка и употребляется во всей полноте его содержания только в Сиене42. Конт-рады Сиены приобрели мировую известность, славятся не только по всей Италии, благодаря удивительному феномену — палио, сравнимому только с карнавалом в Венеции. Палио — скачки, которые устраиваются дважды в год как соревнования между контрадами. Даже тому, кто не был в Сиене и не видел палио, невозможно сдержать эмоции при чтении описаний этого праздника не только в путеводителях, но и в научных работах: «По-настоящему палио — не просто скачки. Это не просто стремительный бег десяти лошадей, делающих три круга вокруг площади, пока ты замираешь от волнения и даже забываешь дышать. Палио означает гораздо больше. Палио — полет души, когда переворачивается всё твое нутро, а кровь неудержимо устремляется по жилам. Всего лишь мгновение, но и вся жизнь»43.

Палио берет начало в эпоху средневековья. Согласно преданию, вначале это были ежегодные соревнования между представителями городской знати. В эпоху Возрождения праздник палио стал включать игру в мяч, бой быков и другие состязания, ими руководили высокородные синьоры — они определяли правила игры, но сами в них не участвовали. В Сиене считают, что тогда и сложилась эта традиция, державшаяся веками, и она укрепилась именно потому, что главным действующим лицом праздника был народ, а не знать. Можно предположить, что именно в это время палио, став общегородским праздником, превращается в соревнования между контрадами, и именно тогда возникает эта нерасторжимая связь — контрады и палио. К середине XVI в. действо переместилось с городских улиц в центр, на площадь Дель Кампо. Порядок проведения палио как конных скачек по кругу на площади Дель Кампо, сохранившийся до наших дней, устанавливается в XVII в. Всего в соревнованиях участвуют 17 контрад Старого города, т.е. исторического центра Сиены. Каждая контра-да имеет свой специфический тотемный символ, от которого и происходит ее название — контрада Орла, контрада Черепахи, контрада Раковины, хотя сохраняется и другое, прежнее, менее употребительное название, связанное с го- S

О

родской топографией. Например, контрада Гуся именуется также старинным G своим названием «Контрада ди Фонтебранда», идущим от самого полноводно- ^ го в Сиене источника, упомянутого в свое время Данте. Каждая контрада имеет "g свой герб, девиз, боевой клич. На гербе контрады Гуся изображение белого гуся g на зеленом поле, ее девиз — «Clangit ad arma — зовущий к бою». Считается, что ^ именно эта священная птица, обитавшая в храме Юноны, своим криком при- -с зывала римлян к бою с галлами. «Нашей прекрасной, любезной Сиены / мы и отрада, и честь» — такой боевой клич сопутствует символу контрады Гуся44. ^

Перед скачками проходит историческое шествие, в котором участвуют более J3 600 жителей 17 контрад и статисты, представляющие старинные учреждения § Сиены, проезжает торжественная колесница, и выступают искусные знаменосцы. Наездники, по одному от контрады, скачут без седла; лошадь определяется я

для каждого участника по жребию. Награда за победу, за которую яростно борются сиенские контрады — паллиум (откуда и происходит название праздника, палио), драгоценная ткань, расписанная художником к каждому палио и хранящаяся после победы в музее контрады-победительницы. В начале XVIII в. палио стал проводиться два раза в год — 2 июля, в честь Мадонны ди Провенцано, покровительницы Сиены, и 16 августа, в честь Успения Богородицы, на следующий день после этого церковного праздника45.

Порядок проведения палио был окончательно определен указами первой трети XVIII в., один из которых, изданный в 1729 г. правительницей Сиены Беатриче Виоланте Баварской, особенно важен для изучения контрады. В соответствии с указом определялись границы контрад, и они приобрели свой современный вид и число. Исследователи ставят вопрос о том, носил этот указ прескриптивный характер или узаконивал уже сложившееся положение вещей. В это время контрады занимались своим определением и сочиняли уставы, настоящие конституции, при этом отделяясь от городских административных делений46. Это признаёт большинство исследователей, и это важно в контексте нашего исследования, так как указывает на тот факт, что до этого времени контрады оставались административно-территориальными единицами Сиены, осуществляя вместе с этим, как и контрады Венеции и Феррары, функции соседской общины и церковного прихода.

«С тех давних пор и по настоящее время каждая из 17 городских контрад живет как некое маленькое государство со своим правительством, во главе которого стоит приор, а руководство палио поручается капитану, которому ассистируют двое или трое жителей контрады, называемых mangini. В каждой контраде установлены свои собственные порядки. Кроме территории, в них есть своя церковь с помещением музея, в котором хранятся реликвии контрады: награды, победные знамена, парадные костюмы, флаги, архив и всё прочее»47 — это рас-^ хожее мнение о контраде как о независимом государстве подвергают сомнению и пересмотру исследователи контрад современной Сиены. То, что контрады ^ являются «правовыми административно-территориальными единицами» или и что они поэтому «самостоятельно управляют своими территориями»48, представляется ошибочным, несмотря на значительность роли, которую контрады ^ играют в жизни Сиены. Коммуна Сиены и ее контрады связаны и взаимодей-5§ ствуют друг с другом.

у Основная функция современной контрады — подготовка и проведение па-8 лио, разнообразные виды социально-культурной деятельности. В связи с этим, £ по признанию исследователей, контрады сейчас являются основным центром ® социального взаимодействия в городе 49. Автор серьезного исследования си-§ енской контрады, В. Дрехслер, указывает на важное обстоятельство, которое ^ в научной литературе часто упускается или безосновательно недооценивается: контрады являются неправительственными организациями, не входящими

£ в состав администрации города; даже финансирование контрад не осуществляли

С

ется коммуной; они финансируются в основном за счет взносов, пожертвований, даяний меценатов50.

Важную роль эти структуры играют в том, что связано с организацией всесторонней взаимопомощи для contradaioli — входящих в состав контрады51. Организации взаимопомощи имеют давние традиции в Италии, и можно предположить, что начало этим традициям было положено соседской общиной, основой такой самоорганизующейся структуры, как контрада, и особенно укрепилось в составе деятельности контрад в Сиене начиная с XIX в.52 Примечательно, что первое сиенское общество взаимопомощи было образовано в кон-траде Гуся (Фонтебранда) в 1870 г.53

Исследователи сиенских контрад указывают на неясность их происхождения. Наиболее вероятным представляется их развитие из ополчения, военных отрядов, которые собирались от каждого квартала города в эпоху средневековья; и/или от общественных организаций, которые устраивали праздники и торжества. Представление о развитии контрад в их современном виде от принадлежности их жителей к конкретным профессиям, которые доминировали в соответствующем квартале, менее убедительно54. Гораздо большее внимание исследователей привлекает современная Сиена. В. Дрехслер, отмечая необычайно высокий уровень как благосостояния, так и социального капитала Сиены55, а также крайне низкий уровень преступности, исследует этот город как предмет извлечения уроков (lesson-drawing)56 из его опыта для других общностей, считая причиной такого успеха исторически сложившуюся систему контрад. Завершая свою статью, автор еще раз задается вопросом, может ли Сиена быть моделью для перенесения своего опыта на другие политические системы, и делает вывод о том, что такой опыт, во-первых, слишком специфичен, а самое главное, требует детального изучения контрады, в том числе исследования пути ее исторического развития. Представляется, что дальнейшее изучение контрады как самоорганизующейся городской структуры может дать значительные результаты для изучения не только Сиены, но и для расширения представлений о городе как таковом от его возникновения до наших дней.

1 Настоящая работа выполнена в рамках гранта РНФ № 16-18-10393 «Самоорганизую- z; щиеся структуры средневекового города: генезис, классификация, механизмы функционирования». ИВИ РАН. Руководитель чл.-корр. РАН П. Ю. Уваров. Основой для работы | послужили материалы доклада, представленного на заседании Круглого стола «Приходы Д в средневековом городе: генезис и механизмы функционирования» в ИВИ РАН G7.1G.2G16 г.

2 Pianigiani O. Vocabolario etimologico della lingua italiana. Edizioni Polaris, 1993. P. 338-339. -д В этом словаре указано также, что немецкие авторы ведут происхождение этого слова -2 от латинского contra — против, напротив, что также представляется малоубедительным. щ

3 Ducange С. Glossarium mediae et infimae latinitatis. Niort, 1884. T. 3. P. 541; Sella P. Glossario latino-emiliano a cura di Pietro Sella. Roma, 1937. P. 1G5; NiermeyerJ. F. Mediae latinitatis lexicon minus. Leiden; Brill, 1976. P. 267; Zingarelli N. Il Nuovo Zingarelli Vocabolario della £ lingua italiana di Nicola Zingarelli. Undicesima edizione. Bologna, 1983. P. 445. S

4 См.: Сванидзе А. А., Анисимова А. А. Город в средние века // Всемирная история. Т. 2: ^ Средневековые цивилизации Запада и Востока. С. 63. -5

5 Климанов Л. Г. Венеция: социально-пространственная структура островного города и его опорные (базовые) магистратуры // Античная древность и Средние века. Екатеринбург, 2008. Вып. 38. С. 196-217. О значении контрады для Испании см.: Попова Г. А. История «Фуэро Мадрида 1202 г.» // «Ради блага города»: городские правовые сборники / Сост.: А. А Аниси-мова, Г. А. Попова. Приложение к журналу «Средние века». Вып. 8. М., 2014. С. 21-29.

6 Туркина В. Г. Город как самоорганизующаяся нелинейная структура // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8: Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 63-66.

7 Там же. С. 65.

8 Климанов Л. Г. Венеция: социально-пространственная структура. С. 197.

9 Там же. С. 204.

10 Там же. С. 197; Haverkamp A. "Comunita" e "spazio" urbano nel Medioevo. Suggestioni dalla "Romania" transalpina e dalla Germania // Quaderni Storici. 2001. Vol. 107. N 2. P. 573-593.

11 Mutinelli F. Lessico Veneto che contiene l'antica fraseologia volgare e forense, l'indicazione di alcune leggi e statuti, quella delle varie specie di navigli e di monete, delle spiagge, dei porti e dei paesi gia esistenti nel Dogado compilato, per agevolare la lettura della storia dell'antica Repubblica Veneta, e lo studio de' documenti a lei relativi, da Fabio Mutinelli. Venezia, 1851. P. 115.

12 Molmenti P. La storia di Venezia nella vita privata. 5th ed. Bergamo, 1910. Parte 1. P. 55.

13 Pini A. I. Contrada // Lexikon des Mittelalters. 1984. Bd. 3. P. 202-203.

14 Gallicciolli G. B. Delle memorie venete antiche, profane ed ecclesiastiche / Raccolta da G. B. Gallicciolli. Venezia, 1795. T. Vl. P. 171.

15 Климанов Л. Г. Основы взаимодействия венецианского государства и общества (конец Xll — начало XVl в.) // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2013. Вып. 41. С. 312.

16 Betto B. Decime ecclesiastiche a Venezia fino al secolo XlV e motivi di contrasto fra il vescovo e la citta // AV. Serie 5. 1979. Vol. 113. P. 23-54.

17 Molmenti P. La storia di Venezia nella vita privata. 5th ed. Bergamo, 1910. Parte 1. P. 55.

18 Самые ранние дошедшие до нас сведения об этом находятся в Венецианской хронике XVl в., приписываемой Даниеле Барбаро: Cronaca veneziana dal principio della citta al 1413, attribuita a Daniele Barbaro // BNM. Classe Vll. Cod. it. XL, cod. cart., in fol., sec. XVl, f. 70-71.

19 Климанов Л. Г. Венеция: социально-пространственная структура. С. 199.

20 Там же. С. 202-203; Климанов Л. Г. Romei и peregrini в Венеции: попечение о паломниках, направляющихся в Рим и другие святые места, Xlll-XlV вв. // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2003. Вып. 34. С. 30-35.

21 Gallicciolli G. B. Delle memorie venete antiche, profane ed ecclesiastiche / Raccolta da _ G. B. Gallicciolli. Venezia, 1795. T. 1. P. 317.

^ 22 Климанов Л. Г. Венеция: социально-пространственная структура. С. 206-207. ^ 23 Например, "Francischus filius quondam domini Gabrielis campsoris de Riminaldis de contrata ^ Sancti Romani — Франческо, сын ныне покойного господина Габриеле де Риминальдис, ^ ростовщика, из контрады Сан Романо". Акт от 08.12.1342. Archivio di Stato di Modena, « Archivio privato Fiaschi (далее ASM). L. 4. N 36.

^ 24 "Presentibus testibus vocatis et rogatis: ser Dominico de Mansis de contrata Volte Caxoti... — ^ в присутствии созванных и приглашенных свидетелей: сер Доминико де Мансис из кон* трады Вольте Казоти..." Акт от 30.01.1327 г. ASM. L. 3. N 20.

s 25 "Presentibus testibus vocatis et rogatis: ...magistro Padavino ser Rote qui fuit de Padova et & nunc moratur Ferrarie in contrata Sexti Sancti Romani. — в присутствии созванных и при-s глашенных свидетелей: магистра Падавино, сына сер Роте, который [прибыл] из Падуи, (э1 а ныне пребывает в Ферраре в контраде Сесто Сан Романо." 30.01.1327. ASM. L. 3. N 20. Ö 26 ".domino Uberto de Sagrato olim de contrata Sancte Marie de Vado qui nunc habitat in sS contrata Sexti Sancti Romani — .господину Уберто де Сакрато, некогда из контрады § Санта Мария де Вадо, который ныне проживает в контраде Сесто Сан Романо". Акт й от 28.02.1324 г. ASM. L. 3. N 7. ".dominus Ubertus de Sacrato de Sancta Maria de Vado qui ^ nunc in contrata Sexti Sancti Romani — господин Уберто де Сакрато из Санта Мария де ¡^ Вадо, который теперь в контраде Сесто Сан Романо". Акт от 05.11.1330 г. ASM. L. 3. N 40. g 27 "Silvester de Pigocis procuratorio nomine domine Bone, uxoris quondam Dominicelli de G Verona, de contrata Sancte Marie de Vado <.> vendidit domine Marie, filie quondam

Gibertini de Caurara, casalem unum, positum in dicta contrata Sancte Marie de Vado". Научно-исторический архив Санкт-Петербургского института истории РАН, Западноевропейская секция (далее: ЗЕС). Колл. 4. Картон 133. № 5.

28 Statuta Ferrariae anno MCCLXXXVII / Ed. W. Montorsi. Ferrara, 1955. Далее: Statuta Ferrariae. P. 26-27. Liber I, caput XlV.h.

29 Statuta Ferrariae. P. 256. Liber IV, caput XVIII.

30 Ibid.

31 Ibid. P. 84-85. Liber II, caput CIII.

32 Ibid. P. 111-112. Liber I, caput CLXXX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Ibid. P. 275. Liber IV, caput CXX.

34 Ibid. P. 58. Liber II, caput XXXXII.

35 Ibid. P. 116. Liber II, caput CLXXXXI.

36 Ibid. P. 185. Liber II, caput CCCLVIII.

37 Ibid. P. 167-168. Liber II, caput CCCXII.

38 Ibid. P. 201. Liber II, caput CCCCVI.

39 Dean T. Commune and Despot: The Commune of Ferrara under Este Rule, 1300-1450 // City and Countryside in late Medieval and Renaissance Italy. London, 1990. P. 183-197.

40 В 1317 г. д'Эсте вновь были провозглашены синьорами Феррары, хотя и в качестве папских викариев, с необходимостью ежегодной выплаты значительных сумм в папскую казну.

41 Bocchi F. La signoria Estense tra Medioevo e Rinascimento (1293-1441) // Storia illustrata di Ferrara. Fasc. 8. P. 115. Milano, 1987.

42 Pianigiani O. Vocabolario etimologico della lingua italiana. Edizioni Polaris, 1993. P. 338339; Zingarelli N. Il Nuovo Zingarelli Vocabolario della lingua italiana di Nicola Zingarelli. Undicesima edizione. Bologna, 1983. P. 445.

43 Vizzaccaro G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. Copyright e stampa: KINA Italia / L.E.G.O. S.p.A. — Italy. P. 3.

44 Vizzaccaro G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. P. 36-37.

45 Каждый флаг, «лоскут», как называют его сиенцы, имеет форму вытянутого прямоугольника и содержит, помимо основного изображения, символы различных правителей города — такие как герб великих герцогов Лотарингии или итальянской королевской династии Савойя. Великое множество мастеров в разное время участвовало в создании палио, но добиться такой чести нелегко: процедура изготовления знамени подчинена жестким правилам. Требуется также соблюдать каноны особой иконографии, исполненной священных символов. Не следует забывать и о том, что июльский палио посвящается Мадонне Провенцано и изготавливается художником из Сиены, тогда как знамя состязаний, проводимых 16 августа, посвящается Успению Богоматери и заказывается мастеру

из другого города. Vizzaccaro G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. P. 54-55. ^

46 Silverman S. On the Use of History in Anthropology: The Palio of Siena // Amercian 3 Ethnologist. 1979. N 6 (3). P. 425-426. Ö

47 Vizzaccaro G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. P. 8-9. ^

48 Liebscher S. Der Stadtrat von Siena, 1993-1997. Der Einfluß des Handlungsrahmens auf Netzwerke und Kognitionen politischer Akteure: PhD thesis. Hamburg: University of S Hamburg, 2001. S. 10, 96. Цит. по: Drechsler W. The Contrade, the Palio and the Ben Comune: § lessons from Siena // Trames. 2006. N 10 (2). P. 105. ^

49 Silverman S. On the Use of History in Anthropology: The Palio of Siena. P. 416.

50 Drechsler W. The Contrade, the Palio and the Ben Comune: lessons from Siena. P. 105. J2

51 Не все жители Сиены являются contradaioli, и, по мнению В. Дрехслера, большинство g жителей, проживающих на территории классических контрад, также не являются их ад членами. Членство в контраде определяется на основании ius soli, по рождению на ее территории. Это в значительной степени было дополнено принципом ius sanguinis, т.е. £ если один из родителей принадлежит к контраде. Для пополнения списка «граждан» контрады был создан новый ритуал светского «крещения» в фонтане контрады, где новый contradaiolo получает свиток, удостоверяющий ее членство (Silverman S. The Palio of .5 Siena: Game, Ritual, or Politics? // Urban Life in the Renaissance. 1989. P. 225). 00

52 Dundes A., Falassi A. La Terra in Piazza. An Interpretation of the Palio of Siena. Siena, 2005. P. 35.

53 Vizzaccaro G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. P. 36.

54 Silverman S. On the Use of History in Anthropology: The Palio of Siena. P. 421-424.

55 Автор применяет концепцию социального капитала (social capital), и отмечает, что эвристически была особенно полезна для его исследования простая дихотомия между двумя его видами: сплачивающим группу (bonding) и наводящим мосты (bridging), ссылаясь на работу: Putnam R. D., Feldstein L. M, Cohen D. Better Together: Restoring the American Community. New York: Simon & Schuster, 2003. P. 1-10.

56 В. Дрехслер использует концепцию lesson-drawing в интерпретации Ричарда Роуза: Rose R. Lesson-drawing in Public Policy. Chatham, NJ: Chatham House, 1993.

References

BETTO B. Decime ecclesiastiche a Venezia fino al secolo XIV e motivi di contrasto fra il vescovo e la citta. [The tithes of the ecclesiastical in Venice until the 14th century, and reasons of conflict between the bishop and the city. In Italian] // Archivio Veneto. Serie 5. 1979. Vol. 113. P. 23-54.

BOCCHI F. Lasignoria Estense tra Medioevo e Rinascimento (1293-1441). [The lordship of Este, between the middle Ages and the Renaissance (1293-1441). In Italian] // Storia illustrata di Ferrara. Fasc. 8. P. 115. Milano, 1987.

DEAN T. Commune and Despot: The Commune of Ferrara under Este Rule, 1300-1450 // City and Countryside in late Medieval and Renaissance Italy. London, 1990. P. 183-197.

DRECHSLER W. The Contrade, the Palio and the Ben Comune: lessons from Siena // Trames. 2006. N 10 (2). P. 99-125.

DUCANGE C. Glossarium mediae et infimae latinitatis. [The dictionary of the mediaeval and barbarous Latin. In Latin]. Niort, 1884. T. 3.

DUNDES A., FALASSI A. La Terra in Piazza. An Interpretation of the Palio of Siena. [The Ground in the Square. In Italian]. Siena, 2005.

GALLICCIOLLI G. B. Delle memorie venete antiche, profane ed ecclesiastiche. [Of the memories of the ancient Venetian secular and ecclesiastical. In Italian] / Raccolta da G. B. Gallicciolli. Venezia, 1795.

HAVERKAMP A. "Comunita" e "spazio" urbano nel Medioevo. Suggestioni dalla "Romania" transalpina e dalla Germania. [The urban "Comunita" and "spazio" in the middle Ages. Suggestions from transalpine "Ro-g mania" and Germany. In Italian] // Quaderni Storici. 2001. Vol. 107. N 2. P. 573-593.

KLIMANOV L. G. Osnovy vzaimodejstviya venecianskogo gosudarstva i obshchestva (konec XII — nachalo XVIv.) // Antichnayadrevnost' i srednieveka. Ekaterinburg, 2013. Vyp. 41. S. 309-322. S; KLIMANOV L. G. Romei iperegrini v Venecii:popechenie opalomnikah, napravlyayushchihsya v Rim i druS gie svyatye mesta, XIII-XIVvv. // Antichnaya drevnost' i srednie veka. Ekaterinburg, 2003. Vyp. 34. S. 30-35.

KLIMANOV L. G. Veneciya: social'no-prostranstvennaya struktura ostrovnogo goroda i ego opornye (ba-^ zovye) magistratury // Antichnaya drevnost' i Srednie veka. Ekaterinburg, 2008. Vyp. 38. S. 196-217. s g MOLMENTI P. La storia di Venezia nella vitaprivata. [The history of Venice in its private life. In Italian]. § 5th ed. Bergamo, 1910.

cu MUTINELLI F. Lessico Veneto che contiene l'antica fraseologia volgare e forense, l'indicazione di alcune g leggi e statuti, quella delle varie specie di navigli e di monete, delle spiagge, dei porti e dei paesi gia esistenti nel Dogado compilato, per agevolare la lettura della storia dell'antica Repubblica Veneta, e lo studio de' documenti u a lei relativi, da Fabio Mutinelli. [Vocabulary Veneto, which contains the ancient phraseology vulgar and fo-s ® rensic, the indication of some of the laws and statutes, that of the various species of navigli and coins, beaches, S ports and countries already existing in the Doge compiled, in order to facilitate the reading of the history of the u ancient Venetian Republic, and the study of documents relating to Venezia. In Italian]. Venezia, 1851. ^ NIERMEYER J. F. Mediae latinitatis lexicon minus. [Brief dictionary of medieval Latin. In Latin]. Leiden; ^ Brill, 1976.

^ PIANIGIANI O. Vocabolario etimologico della lingua italiana. [Vocabulary etymological of the Italian lan-¿h guage. In Italian]. Edizioni Polaris, 1993.

PINI A. I. Contrada. [Contrada. In Italian] // Lexikon des Mittelalters. 1984. Bd. 3. P. 202-203.

POPOVA G. A. Istoriya "Fuehro Madrida 1202 g."// "Radi blaga goroda": gorodskie pravovye sborniki / Sost.: A. A. Anisimova, G. A. Popova. Prilozhenie k zhurnalu "Srednie veka". 2014. Vyp. 8. S. 21-29.

SELLA P. Glossario latino-emiliano a curadiPietro Sella. [Glossary Latin-emiliano. In Italian]. Roma, 1937.

SILVERMAN S. On the Use of History in Anthropology: The Palio of Siena // Amercian Ethnologist. 1979. N 6 (3). P. 413-436.

SILVERMAN S. The Palio of Siena: Game, Ritual, or Politics? // Urban Life in the Renaissance. 1989. P. 224-239.

Statuta Ferrariae anno MCCLXXXVII. Ed. by W. Montorsi. [The Statute of Ferrara 1287. In Latin]. Ferrara, 1955.

SVANIDZE A. A., ANISIMOVA A. A. Gorod v srednie veka // Vsemirnaya istoriya. T. 2: Srednevekovye civilizacii Zapada i Vostoka.

TURKINA V. G. Gorod kak samoorganizuyushchayasya nelinejnaya struktura // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2008. T. 8: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. Vyp. 2. S. 63-66.

VIZZACCARO, G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. [The Palio, the heart and soul of Siena. In Italian]. Copyright e stampa: KINA Italia / L.E.G.O. S.p.A. — Italy.

ZINGARELLI N. Il Nuovo Zingarelli. Vocabolario della lingua italiana di Nicola Zingarelli. [The Nuovo Zingarelli. The vocabulary of the Italian language. In Italian]. Undicesima edizione. Bologna, 1983.

Список литературы

Климанов Л. Г. Romei и peregrini в Венеции: попечение о паломниках, направляющихся в Рим и другие святые места, XIII-XIV вв. // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2003. Вып. 34. С. 30-35.

Климанов Л. Г. Венеция: социально-пространственная структура островного города и его опорные (базовые) магистратуры // Античная древность и Средние века. Екатеринбург, 2008. Вып. 38. С. 196-217.

Климанов Л. Г. Основы взаимодействия венецианского государства и общества (конец XII — начало XVI в.) // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2013. Вып. 41. С. 309-322.

Попова Г. А. История «Фуэро Мадрида 1202 г.» // «Ради блага города»: городские правовые сборники / Сост.: А. А. Анисимова, Г. А. Попова. Приложение к журналу «Средние века». Вып. 8. М., 2014. С. 21-29.

Туркина В. Г. Город как самоорганизующаяся нелинейная структура // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 63-66.

Betto B. Decime ecclesiastiche a Venezia fino al secolo XIV e motivi di contrasto fra il vescovo e la citta // Archivio Veneto. Serie 5. 1979. Vol. 113. P. 23-54.

Bocchi F. La signoria Estense tra Medioevo e Rinascimento (1293-1441) // Storia illustrata di Ferrara. Fasc. 8. P. 115. Milano, 1987.

Dean T. Commune and Despot: The Commune of Ferrara under Este Rule, 1300-1450 // City and Countryside in late Medieval and Renaissance Italy. London, 1990. P. 183-197.

Drechsler W. The Contrade, the Palio and the Ben Comune: lessons from Siena // Trames. 2006. N 10 (2). P. 99-125.

Dundes A., Falassi A. La Terra in Piazza. An Interpretation of the Palio of Siena. Siena, 2005.

Ducange С. Glossarium mediae et infimae latinitatis. Niort, 1884. T. 3.

Gallicciolli G. B. Delle memorie venete antiche, profane ed ecclesiastiche / Raccolta da G. B. Gallicciolli. Venezia, 1795.

Haverkamp A. "Comunita" e "spazio" urbano nel Medioevo. Suggestioni dalla "Romania" transalpina e dalla Germania // Quaderni Storici. 2001. Vol. 107, N 2. P. 573-593. Д

Molmenti P. La storia di Venezia nella vita privata. 5th ed. Bergamo, 1910.

Mutinelli F. Lessico Veneto che contiene l'antica fraseologia volgare e forense, l'indicazione di alcune leggi e statuti, quella delle varie specie di navigli e di monete, delle spiagge, dei porti e dei paesi gia esistenti nel Dogado compilato, per agevolare la lettura della storia dell'antica Repubblica Veneta, e lo studio de' documenti a lei relativi, da Fabio Mutinelli. Venezia, 1851. "si

Niermeyer J. F. Mediae latinitatis lexicon minus. Leiden; Brill, 1976. d

Ottorino Pianigiani. Vocabolario etimologico della lingua italiana. Edizioni Polaris, 1993.

Pini A. I. Contrada // Lexikon des Mittelalters. 1984. Bd. 3. P. 202-203. £

J J <L»

Sella P. Glossario latino-emiliano a cura di Pietro Sella. Roma, 1937.

Silverman S. On the Use of History in Anthropology: The Palio of Siena // Amercian Ethnologist. 1979. д N 6 (3). P. 413-436. $

d

Silverman S. The Palio of Siena: Game, Ritual, or Politics? // Urban Life in the Renaissance. 1989. P. 224-239.

Statuta Ferrariae anno MCCLXXXVII / Ed. W. Montorsi. Ferrara, 1955.

Vizzaccaro G. Il Palio, il cuore e l'anima di Siena. Copyright e stampa: KINA Italia / L.E.G.O. S.p.A. — Italy. Zingarelli N. Il Nuovo Zingarelli. Vocabolario della lingua italiana di Nicola Zingarelli. Undicesima edizione. Bologna, 1983.

Н. Б. Срединская. Роль контрады в средневековой Венеции, Ферраре и Сиене

Изучение средневекового западноевропейского города — одна из центральных тем в мировой исторической науке. С точки зрения методологии представляется продуктивным описание процессов возникновения и развития города с помощью синергетического подхода, признающего существование единых механизмов возникновения, развития и функционирования города как целого, когда сам город рассматривается как нелинейная синергетическая самоорганизующаяся структура. Такой подход предусматривает появление в составе города как самоорганизующейся системы меньших самоорганизующихся структур. Изучение контрады позволяет ближе подойти к моменту спонтанного возникновения подобных сообществ и проследить их развитие вплоть до наших дней. Наиболее отчетливо роль контрады в процессе ее формирования и развития может быть прослежена для средневековой Венеции. Л. Г. Климанов считал именно контраду основой длительного устойчивого существования Венецианской республики и определил ее как постепенно формирующийся в составе города сплав соседской общины, церковного прихода и административно-территориального округа. Эта характеристика контрады принята за основу в данной работе и прослежена на примерах средневековой Феррары, средневековой и современной Сиены. В данной статье выдвигается тезис о том, что первичным звеном в этой триаде была соседская община, спонтанно возникающая, самоорганизующаяся при рождении и расширении города за счет притока нового населения.

Ключевые слова: средневековый город, контрада, Венеция, Феррара, Сиена, самоорганизующиеся городские структуры.

N. B. Sredinskaja. The role of the contrada in Medieval Venice, Ferrara and Siena

The study of medieval Western European city — one of the central themes in world history. From the point ^ of view of the methodology is productive description of processes of emergence and development of the city g using a synergetic approach, recognizing the existence of common mechanisms of occurrence, development and functioning of the city as a whole, as the city is considered as a nonlinear synergetic self-organizing structure. This approach provides the appearance of the cities as self-organizing systems, smaller self-organizing S: structures. The study of the contrada in this series is especially relevant, because it allows you to get closer to § the time of the spontaneous emergence of such communities and to trace their development up to our days. ^ Most clearly the role of the contrada in the process of its formation and development can be traced back to ^ Medieval Venice. L. G. Klimanov thought it was the contrada of the long-term sustainable existence of the 5 g Venetian Republic and defined it as the gradually emerging as part of the alloy in the neighboring community, § parish and administrative territorial districts. This characteristic contrada taken as a basis in this paper and ¡и traced examples of medieval Ferrara, the medieval and modern Siena. In this article the thesis that the primary g element in this triad was the neighborhood community, spontaneously arising, self-organizing at the birth and expansion of the city due to the influx of new population.

о Key words: medieval town, contrada, Venice, Ferrara, Siena, self-organizing urban structures.

S «

S

u Срединская, Наталия Брониславовна — к.и. н., старший научный сотрудник Санкт-Петербургского

^ института истории РАН.

^ Sredinskaja, Natalia Bronislavovna — Ph.D., senior researcher of the St. Petersburg Institute of history,

^ Russian Academy of Sciences. м E-mail: sredinska@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.